Деньги наличные и безналичные предпринимательское право. Правовой режим электронных денег в гражданском законодательстве. Правовой режим наличных денег

  • 12. Несостоятельность (банкротство) коммерческой организации и
  • 13. Конкурсные кредиторы.
  • 14. Правовой статус арбитражных управляющих и саморегулируемых
  • 15. Процедуры банкротства.
  • 16. Особенности банкротства отдельных категорий должников
  • 17. Упрощенные процедуры банкротства
  • 18. Очередность удовлетворения требований кредиторов при
  • 19. Неправомерные действия при банкротстве и ответственность за их
  • 20. Подозрительные сделки и их правовые последствия.
  • 2.Категория – «Подозрительные сделки»
  • 3.Категория – «Сделки с предпочтением для кредитора»
  • 21. Правовое положение хозяйственных товариществ.
  • 22. Правовое положение производственных кооперативов.
  • 23. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью
  • 24. Правовое положение участника общества с ограниченной
  • Федеральный закон "об обществах с ограниченной ответственностью" (об ооо) от 08.02.1998 n 14-фз
  • 25. Правовое положение акционерного общества
  • 26. Правовое положение акционера. Право на акцию.
  • 27. Органы управления в хозяйственных обществах: порядок
  • 28. Уставный капитал хозяйственного общества, порядок его
  • 29. Права и обязанности участников хозяйственных обществ.
  • 30. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью
  • 31. Выкуп акций акционерным обществом по требованию акционеров
  • 32. Защита прав участников хозяйственных обществ.
  • 33. Правовое положение государственных и муниципальных
  • 1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
  • 3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
  • 34. Правовое положение хозяйственных партнерств
  • 35. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
  • 36. Правовое положение субъектов малого и среднего
  • 37. Правовое положение субъектов естественных монополий
  • 38. Правовое положение холдингов (холдинговых компаний)
  • 39. Правовой режим имущества субъектов предпринимательского
  • 40. Правовой режим предприятия
  • 41. Правовой режим земельных участков в предпринимательской
  • 42. Правовой режим недвижимого (кроме земельных участков)
  • 43. Правовой режим наличных и безналичных денег в
  • 44. Правовое регулирование безналичных расчетов. Формы
  • 45. Правовой режим ценных бумаг в предпринимательской
  • Фз о рынке ценных бумаг
  • 46. Правовой режим объектов интеллектуальных прав в
  • 47. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие,
  • 48. Понятие лицензии и порядок выдачи.
  • 49. Приостановления и прекращения лицензии. Аннулирование
  • 1. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
  • 50. Ответственность предпринимателя за нарушение требований
  • 52. Понятие и виды саморегулируемых организаций.
  • 53. Особенности саморегулирования в строительном комплексе.
  • 54. Понятие цены. Основные теории цены
  • 55. Функции и виды цен
  • 56. Правовой режим рыночных цен.
  • 57. Государственное регулирование цен и ценообразования. Теории
  • 58. Система и компетенция государственных органов, действующих в
  • 59. Юридическая ответственность в сфере ценообразования
  • 61. Понятие и виды оценки. Стандарты оценки
  • 62. Договор оценки: понятие, стороны, форма, содержание и
  • 63. Правовое регулирование расчетов наличными деньгами в
  • 64. Правовое регулирование безналичных расчетов: расчеты
  • 65. Техническое регулирование предпринимательской деятельности:
  • 66. Технические регламенты: понятие и юридическое значение.
  • 67. Стандартизация: понятие и основные документы национальной
  • 68. Подтверждение соответствия: Сертификация и декларирование.
  • 69. Добровольная сертификация: понятие и порядок
  • 70. Юридическая ответственность предпринимателя за нарушение
  • 71. Антимонопольное законодательство: предмет, цели и сфера
  • 72. Понятие и формы монополистической деятельности на товарных
  • 73. Понятие и виды недобросовестной конкуренции
  • 74. Государственный контроль за экономической концентрацией
  • 75. Ответственность предпринимателя за нарушение конкурентного
  • 76. Законодательство о приватизации и сфера его действия
  • Закон рф о приватизации жилищного фонда в российской федерации земельный кодекс российской федерации
  • 77. Планирование и порядок приватизации государственного и
  • 78. Способы приватизации государственного и муниципального
  • 79. Особенности правового положения открытых акционерных
  • 81. Правовой статус профессиональных участников рынка ценных
  • 82. Правовое регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг
  • 84. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
  • 85. Правовые основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в
  • 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций
  • 87. Защита прав инвесторов
  • 88. Понятие и виды предпринимательского договора
  • 89. Торговые предпринимательские договоры (договоры на реализацию
  • 90. Правовое регулирование арендных обязательств в
  • 91. Правовое регулирование подрядных обязательств в
  • 92. Договоры возмездного оказания услуг: понятие, субъекты,
  • 93. Посреднические договоры в предпринимательской деятельности:
  • 94. Понятия и способы охраны и защиты прав (законных интересов)
  • 43. Правовой режим наличных и безналичных денег в

    предпринимательской деятельности. «Электронные» деньги.

    Наличные деньги – это разновидность вещей их особенность в том, что стоймость с экономической точки зрения совпадает со стоймостью меновой. Они нам полезны ровно настолько на сколько мы можем на них купить других вещей, товаров и услуг.

    У них есть принудительный курс – это публичные требования государства обязывающие всех участников оборота принимать эти вещи во все платежи и расчёты по их номиналу. Деньги выпускает в оборот центральным банком. В предпринимательской деятельности можно рассчитываться ими на основании не свыше определённой суммы не свыше ста тысяч по одному основанию. Расчёты в пределах этих сумм производится с соблюдением правил относящихся к обороту наличных денежных средств в организациях, и к предпринимателю это тоже относятся. Правило использования контрольно-кассовой техники, правила хранения наличных денежных средств на предприятиях.

    Ограничение наличных денежных средств:

    1. Преступность, коррупция, финансирование бизнеса организованной преступностью, международного терроризма.

    Безналичные деньги – это безналичные денежные средства, записи на лицевых счетах в банках принадлежащие на праве собственности. Безналичные деньги – это остатки на лицевых счетах. Они выполняют все функции наличных денег. Оплата безналичными деньгами – это право требования к банку об исполнении нашего поручения. Мы пишем платёжный документ в банк, ваш банк если на счёте есть средства обязуется исполнить ваше распоряжение, обязан перечислить деньги вам. Списать с вашего счёта и записать на чей-то другой счёт. Списать он спишет, а вот записать он имеет право когда у него на собственном счёте есть свои деньги. Если платильщик и получатель в одном банке, то достаточно перевести деньги со счёта на счёт и обязательство будет исполнено. А вот если обязательства (счета) в разных банках, тогда плательщик будет считаться исполнившим свои обязательства в тот момент когда его банк зачислит эту денежную сумму на корреспондентский счёт банка получателя.

    Электронные деньги – электронные денежные средства – называется денежная стоимость – это особая информация о безналичных денежных средствах хранящаяся на особом электронном носителе. Есть лицо которое эту денежную стоимость заносит эту информацию на электронный носитель данных. Но эту запись он производит в обмен на безналичные денежные средства, которые ему перечисляет обязанное по денежному обязательству лицо. Это обязательство не связывает плательщика с эмитентом. Эмитент это посредник. Банковский счёт не открывается. Получателем и распорядителем этой стоимости этих электронных денежных средств является кредитор по денежным обязательствам, который осуществляет акты распоряжения этой денежной стоимости с помощью специальных электронных устройств идентифицирующих его как владельца денежных средств.

    Согласно ч. I ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссии осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Денежная система была определена Законом РФ от 25 сентября 1992 г. "О денежной системе Российской Федерации". Закон установил официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, а также основы организации и регулирования денежного обращения. В настоящее время правовые основы организации наличного денежного обращения установлены также главой 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)" и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (утверждено ЦБ РФ 5 января 1998 г.). Согласно данным актам, организации хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Учет безналичных денежных средств осуществляется организациями на счетах 51 "Расчетный счет" и 55 "Специальные счета в банках". Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков. В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе определяется ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в один из банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. Если организация не представила расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банки.Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии, причем не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в учреждениях банка. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные действующим законодательством. Наличные денежные средства организации учитываются на счете 50 "Касса".Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Эмиссию банковских карт осуществляют кредитные организации. Положение о Порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, было утверждено ЦБ РФ 9 апреля 1998 г. Данным актом предусмотрена выдача банковских карт двух видов: расчетных и кредитных. Банковские карты, выдаваемые юридическим лицам, именуются корпоративными. Расчетной корпоративной является банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора. Использование кредитной корпоративной карты позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах установленного договором расходного лимита.

    гражданском законодательстве">

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Коростелёв Максим Анатольевич. Правовой режим электронных денег в гражданском законодательстве: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Коростелёв Максим Анатольевич;[Место защиты: Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации"].- Москва, 2015.- 215 с.

    Введение

    ГЛАВА 1. Общие положения о деньгах в праве 15

    1. Юридическое понятие и формы денег 15

    2. Правовой режим наличных денег 33

    3. Правовой режим безналичных денег 51

    ГЛАВА 2. Понятие электронных денег и их оборот 91

    1. Понятие и юридическая природа электронных денег 91

    2. Структура правоотношений между участниками оборота электронных денег 125

    ГЛАВА 3. Стадии оборота электронных денег 156

    1. Правоотношения на стадии эмиссии электронных денег 156

    2. Правоотношения на стадии перевода электронных денег 171

    3. Правоотношения на стадии погашения электронных денег 192

    Заключение 204

    Приложения 209

    Приложение 1. Принципиальная схема функционирования системы перевода электронных денег 209

    Приложение 2. Варианты перевода электронных денежных средств при использовании различных электронных средств платежа 210

    Список использованных нормативных правовых актов и литературы

    Правовой режим наличных денег

    В законодательстве большинства стран, в том числе в России, как правило, не даётся определение понятию «деньги», что объясняется сложностью и многогранностью этого понятия, а также изменчивостью его содержания. Единообразный закон о денежных услугах США – один из немногих нормативных правовых актов в мире, который даёт легальное определение денег. Как отмечается в п. 12 ст. 102 Закона, «деньги – это средство обмена, которое санкционировано или принято Соединёнными Штатами Америки или иностранным государством. Термин включает денежную единицу исчисления, установленную международной организацией или соглашением между двумя и более организациями». Наряду с термином «деньги» Закон в п. 11 ст. 102 также выделяет термин «денежная стоимость», которая обозначает «средство обмена, погашаемое или не погашаемое деньгами».

    Определение понятия «денег» и связанных с ним категорий в странах, где легального определения понятия денег нет, отдаётся на откуп юридической теории и судебной практике.

    В юридических науках исследование денег традиционно осуществлялось цивилистами, которые выработали понятие денег в праве и денежного обязательства, вид ответственности за неисполнение денежного обязательства и др. В отличие от экономики, предмет юридического исследования денег зачастую также попадает ещё одно понятие – законное платёжное средство – термин, знакомый практически каждому современному правопорядку. Задача гражданского права – не только в том, чтобы дать определения данным понятиям, но и найти их адекватное соотношение.

    Первыми наиболее значимыми и фундаментальными работами в отечественной цивилистике по деньгам и денежным обязательствам в гражданском праве являются работы Л.А. Лунца «Деньги и денежные обязательства. Юридическое исследование» (1927 г.) и «Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран» (1948 г.). По мнению Л.А. Лунца, гражданский оборот создаёт орудие обращения, а государство – законное платёжное средство, т.е. крайнее и принудительное средство исполнения обязательств. В нормальных условиях в обществе орудие обращения становится законным платёжным средством, и наоборот. Л.А. Лунц указывает, что ввиду указанного взаимоотношения понятий орудия обращения и законного платёжного средства нельзя дать единого юридического понятия денег. Вместе с тем, Л.А. Лунц ссылается на другого учёного, Г. Хартманна, который выделяет (1) понятие денег, общее для права и экономической науки и (2) понятие денег в специальном юридическом смысле. Анализируя всю совокупность правовых норм, установленных для денег как для особого вида объектов гражданских прав (нормы о защите добросовестного владения денежными знаками; о законных процентах по денежным обязательствам; о понятии денег как основании разграничения договоров купли-продажи и мены; о валюте векселя и др.), Г. Хартманн приходит к заключению, что эти нормы имеют своим объектом вещи, которые обладают способностью служить эквивалентом всех других хозяйственных благ и в силу этого фактически в гражданском обороте служат средством накопления и обращения имущественных ценностей; сюда относятся не только знаки, снабженные платежною силою по закону, но и банкноты, а также иностранная валюта, фактически обращающаяся в стране. Это общее понятие денег Г. Хартманна. Деньги в специальном юридическом понятии - это предметы, которым по закону присвоена способность служить средством погашения обязательств во всех случаях невозможности исполнения, не освобождающей должника (т.е. законное платёжное средство – М.К.).

    В настоящее время акцент в юридических исследованиях денег сместился в сторону анализа отношений в банковской и финансовой сферах, которые заставляют по-новому задуматься о содержании понятия денег. Необходимость расширить понятие денег в некоторых государствах признаётся на уровне закона. Так, в пояснительной записке к Единообразному закону США о денежных услугах в разделе «D. Платёжные механизмы Интернета и предоплаченная стоимость» утверждается следующее: «Этот закон расширяет наше традиционное понятие «деньги». С приходом Интернета и новой технологии микрочипов возможен обмен стоимостью, которая не является «деньгами» в традиционном смысле слова. В частности, одним из дискуссионных вопросов российской цивилистики является вопрос о правовой природе безналичных денег: являются ли они деньгами и можно ли считать безналичные деньги, выраженные в рублях, законным платёжным средством? Также в связи с появлением в имущественном обороте и закреплением в законодательстве России института электронных денежных средств неизбежно встаёт вопрос об их правовой природе и правовом режиме.

    Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в ст. 128 ГК РФ внесены изменения, касающиеся, в том числе, денег как объекта гражданских прав. Ст. 128 ГК РФ изложена в следующей редакции: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Отныне наличные деньги отнесены к вещам, а безналичные денежные средства – к иному имуществу. Тем самым, Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ единая категория «деньги», содержавшаяся в прошлой редакции ст. 128 ГК РФ, разделена на два самостоятельных объекта: наличные деньги и безналичные денежные средства. Законодателем намечена тенденция к уходу от денег как единого объекта гражданских прав и изменению правового режима денег. Кроме того, безналичные денежные средства законодательно признаны денежными средствами и объектом гражданских прав, несмотря на то, что отдельными учёными-юристами высказывалась точка зрения о том, что деньгами могут признаваться только наличные деньги. В экономической теории предложения считать деньгами не только банкноты и монеты, но и средства на счетах в банках, высказывались с 1930х годов, и со временем экономисты последовали этой точке зрения.

    Правовой режим безналичных денег

    К наличным деньгам в России относятся банкноты и монета Центрального банка Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Включение наличных денег в состав вещей означает распространение на них вещно-правового режима. Отнесение безналичных денег к «иному имуществу» означает распространение на них иного, не вещно-правового (обязательственно-правового?) режима. Вопрос об их правовом режиме оставлен в действующей редакции ст. 128 ГК РФ открытым. Примечательно, что до принятия Федерального закона от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в предыдущем законопроекте, предлагаемом к принятию в связи с вышеупомянутым Указом Президента России, – Проекте изменений в раздел I Гражданского кодекса Российской Федерации, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 13 ноября 2010 г. , редакция ст. 128 ГК выглядела по-иному. В состав вещей включались также только наличные деньги, но безналичные денежные средства не были отнесены к «иному имуществу». Статья 128 ГК РФ содержала второй абзац, в соответствии с которым «к безналичным денежным средствам и бездокументарным ценным бумагам применяются правила об обязательствах, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа названных объектов гражданских прав». Однако в принятых в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ изменениях второй абзац ст. 128 ГК РФ исчез.

    Обращает на себя внимание тот факт, что целью внесения изменений в ст. 128 ГК РФ в отношении денег было, очевидно, определение правового режима безналичных денег (ведь наличные деньги так и остались включёнными в состав вещей). Однако в окончательной редакции ст. 128 ГК РФ вопрос о правовом режиме безналичных денег как будто оставляется в стороне, на усмотрение правоприменителей.

    Признание наличных денег вещами в ст. 128 ГК РФ само по себе не позволяет надлежащим образом объяснить их правовую природу, поскольку деньги, как будет показано далее, отличаются от обычных вещей, лишь внешне напоминая вещь, и содержат в себе вытекающие из обладания деньгами имущественные права, которые другие вещи не предоставляют. Само выделение законодателем в ст. 128 ГК РФ наряду с вещью как родовой категорией наличных денег в составе вещей свидетельствует об особом правовом режиме наличных денег, близком к вещному, но, вместе с тем, и отличному от него.

    Прежде всего, правовой режим различных форм денег проявляется в праве собственности на деньги. Исходя из сказанного, имеет смысл рассмотреть особенности права собственности на наличные деньги, отличающие такое право от прав на иные вещи. 2. Рассмотрение проблемы вещных прав на наличные деньги невозможно без обращения к исторического аспекту: появлению и эволюции денег и, как следствие, наделению их определённым правовым режимом и развитию этого правового режима. Деньги на протяжении всей своей истории принимали различные формы. В обществе, основанном на натуральном хозяйстве, практически отсутствует потребность в деньгах. В условиях, когда все виды продукции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, производятся в рамках семейного хозяйства для собственного потребления, а обмен товаров носит скорее эпизодический характер и связан с удовлетворением индивидуальных (например, обмен рыбы, выловленной рыбаком из одной семьи, на пшеницу, выращенную на полях другой семьи), а не массовых потребностей, существует бартерная экономика. Г. Зиммель в своём фундаментальном труде «Философия денег» описывает эту стадию развития обмена следующим образом: «До тех пор пока предметы измеряются друг другом и обмениваются друг на друга в натуре, их субъективные и их экономические, объективные качества, их абсолютная и их относительная (для отдельного индивида – М.К.) значимость ещё не разделены; они не способны быть деньгами в той же степени, в какой деньги не могут служить предметом потребления» . Бартер предполагает прямой обмен товаров, в которых товаровладелец не нуждается в настоящее время и которые находятся в избытке, на необходимые ему товары. С ростом численности населения и развитием производительных сил прямой обмен становится всё более неудобным. Развивается обмен между различными социальными группами (родами, общинами, племенами), зачастую удалёнными друг от друга. Часто оказывается, что товаровладелец, который желает обменять свой товар (например, рыбу), не может получить желаемый товар (пшеницу), поскольку владельцу пшеницы не нужна рыба. С другой стороны, владелец досок, которому нужна рыба, не может получить её, поскольку владельцу рыбы не нужны доски. В этих условиях появляются предпосылки для развития косвенного обмена. При косвенном обмене товар отчуждается (продаётся) не за те товары, в которых товаровладелец непосредственно нуждается, а за товары, которые можно при необходимости обменять на другие, необходимые данному лицу товары. В итоге появляется один или несколько товаров, на которые обмениваются все другие товары. Поскольку товары обмениваются по равной меновой стоимости, постольку эти товары начинаются оцениваться в товаре, на который обмениваются все другие товары (он начинает играть роль меры стоимости). С укреплением косвенного обмена данный товар становится носителем меновой стоимости. Деньги приобрели стоимость, которую они в себе содержат, функционируя именно как средство обмена; если нечего обменивать, деньги не имеют стоимости.

    По утверждению К. Маркса «процесс обмена даёт товару, который он превращает в деньги, не его стоимость, а лишь его специфическую форму стоимости: «…деньги есть образ всех других товаров, отделившийся от них, или продукт их всеобщего отчуждения, …они представляют собой абсолютно отчуждаемый товар. …они [деньги] представляют собой ставшую самостоятельной стоимость товаров» .

    «Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги. …золото (или серебро) функционирует как деньги в тех случаях, когда его функция – независимо от того, выполняет ли оно эту функцию само, своей собственной персоной, или через своих заместителей (других драгоценных металлов, которые в определённый исторический период были более удобны для использования, например, разменные (билонные) деньги – М.К.), - закрепляет за ним роль единственного образа стоимости, или единственного адекватного бытия меновой стоимости, в противовес всем другим товарам, которые выступают только как потребительные стоимости» .

    Структура правоотношений между участниками оборота электронных денег

    Вместе с тем, при платеже наличными деньгами происходит не просто вручение денежных знаков с передачей права собственности на них, но и передача платёжной силы, заключённой в денежных единицах данных денежных знаков. В этом смысле наличные деньги в определённой степени близки по своему характеру ценным бумагам на предъявителя, учитывая то, что банкноты и являлись в прошлом ценными бумагами (векселями – М.К.) на предъявителя, поскольку переход права из ценной бумаги на предъявителя требует передачи этой ценной бумаги, вручения её лицу, к которому переходят права (п. 1 ст. 146 ГК РФ). Л.А. Лунц указывает: «При известных условиях такой документ (ценная бумага на предъявителя, подтверждающая требование к банку о размене её на монеты – М.К.) может передаваться от лица к лицу без того, чтобы когда-либо было заявлено банку вытекающее из него требование; в этом случае документ этот сам становится денежным знаком и заменяет собою тот предмет, на получение которого он направлен. Право требования из такой ценной бумаги, таким образом, в определённый период становится абстрактным, однако стоимость, которую представляет собой данное требование, переходит в платёжную силу денежного знака. Этот вывод находит подтверждение и в современном законодательстве. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. «Безусловные обязательства», указанные в данной норме, не являются обязательствами в смысле ст. 307 ГК РФ, и на них не распространяются нормы об обязательствах. Это «абстрактные» обязательства. На такие «безусловные обязательства» собственник денежных знаков может ссылаться в отношениях с третьими лицами (в случае, например, когда речь идёт о признании таких денег платёжеспособными в какой-либо стране), но не с Банком России. Монета в смысле юридического соотношения денежного материала с заключённой в нём платёжной силой от банкнот ничем не отличается.

    Таким образом, содержание права собственности на наличные деньги не соответствует содержанию права собственности на обычные вещи. Право собственности на наличные деньги, помимо самой вещи (материального носителя), охватывает и закрепляет за лицом также платёжную силу денег исходя из количества имеющихся денежных единиц. Данный факт свидетельствует о расширенном понятии права собственности в отношении денег. Право собственности, будучи наиболее полным и абсолютным субъективным гражданским правом, всегда использовалось для переноса на иные, не подпадающие под критерии вещи, объекты гражданских прав правового режима вещей с целью придания правам на эти объекты абсолютности (вспомнить хотя бы проприетарную концепцию исключительных прав – «интеллектуальная собственность»). В случае с наличными деньгами как вещами sui generis право собственности – это юридический инструмент закрепления за лицом определённого числа денежных единиц через вещное право на носитель этих денежных единиц. Несмотря на вышеуказанные особенности наличных денег, отличающие их от ординарных вещей, и влекущие за собой соответствующие особенности права собственности в отношении них, отрицать наличие вещных прав на деньги не представляется возможным. Так, К.И. Скловский с подозрением относится к критике вещно-правового режима денег. Он пишет: «Критика уязвимых мест упомянутых концепций не могла не привести к появлению таких взглядов, согласно которым «признание денег вещами является пережившей своё время традицией» с неизбежно вытекающим из этого предложением выйти за пределы дихотомии вещи – обязательства и создать «отдельный объект гражданского права – деньги» (Шкаринов И.А. Теория денег: проблемы, которые ждут решения // Журнал российского права. - 1997. - № 4. - С. 116, 118). … Такой подход … не приводит к решению проблемы, которая лежит глубже дихотомии частных прав» .

    Действительно, без вещных прав на банкноты и монеты невозможно описать права на лица в отношении наличных денег, которые внешне представляют собой вещь, которая, однако, содержит в себе вытекающие из обладания ей права, заключающие в придании ей свойства приниматься в платёж и погашать долг, т.е. быть предметом денежного обязательства. Вместе с тем, проблема дихотомии частных прав исчезает, если исходить из понимания денег как денежных единиц, а наличных денег (наряду с безналичными денежными средствами и электронными денежными средствами) – как объекта гражданских прав, т.е. носителей денежных средств, т.е. том понимании денег, которое предлагают нам действующие редакции статей 128 и 140 ГК РФ. Совершенствование гражданского законодательства неизбежно затронуло и наболевшую проблему правового режима денег. Изменение редакции статьи 128 ГК РФ и признание объектом гражданских прав наличных денег как вещей sui generis, а не денег в общем, способствует более точному пониманию сущности денег как меры стоимости и средства обмена, «равнодушного» к тому виду имущества, который исполняет функции денег и выступающего в гражданском праве в виде денежных единиц, а также способствует более точному определению правового режима наличных и безналичных денег.

    Правоотношения на стадии перевода электронных денег

    Первые нормативные правовые акты, затронувшие оборот электронных денег, появившихся на российском рынке в 1998 году, появились 3 июля 1998 года. В эту дату были приняты Указания Банка России № 276-У «О порядке выдачи разрешений кредитным организациям - резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов» (далее Указание № 276-У) и № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям – резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» (далее Указание № 277-У) . Под предоплаченными финансовыми продуктами понимались денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и / или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме.

    Данные Указания Банка России не устанавливали каких-либо позитивных гражданско-правовых норм, регулирующих оборот электронных денег, однако устанавливали разрешительный порядок эмиссии и распространения предоплаченных финансовых продуктов. Организация, намеревающаяся заниматься эмиссией или распространением предоплаченного финансового продукта другого эмитента, должна была подать соответствующее заявление в Банк России, который выдавал регистрационные свидетельства на осуществление эмиссии или разрешение на распространение. В период действия Указания № 277-У регистрационное свидетельство было выдано только одному эмитенту электронных денег.

    С принятием Положения об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утверждённого Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П (далее Положение № 266-П) Указания № 276-У и 277-У были отменены. В Положении № 266-П взамен «предоплаченного финансового продукта» был введён другой термин – «предоплаченная карта», которая наряду с расчётной (дебетовой) и кредитной картой является типом банковских карт. В первоначальной редакции Положения № 266-П было указано: «Предоплаченная карта предназначена для совершения её держателем операций, расчёты по которым осуществляются кредитной организацией - эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации - эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств» (п. 1.5). Также установлено, что при совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счёта (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается (п. 1.13). Как видно из определения, предоплаченная карта имела признаки носителя электронных денежных средств, поскольку такой платёжный механизм был основан на предварительном предоставлении денежных средств, используемых для расчётов, эмитенту карты, и банковский счёт для учёта данных денежных средств не использовался. Вместе с тем, банковские предоплаченные карты не получили распространения. Используя диспозитивные нормы гражданского права, небанковскими операторами был реализован целый ряд схем расчётов, аналогичных или сходных с электронными деньгами (на базе сети Интернет). Такие платежные услуги в отличие от банковского обслуживания были более привлекательны для граждан в силу возможности регистрации пользователя в системе онлайн, быстроты операций, низких издержек, а также возможности совершения микроплатежей (до 100 рублей) . Небанковские же операторы получали при этом конкурентное преимущество перед банками, поскольку они не получали банковскую лицензию и не соблюдали пруденциальные требования.

    Кроме того, одним из недостатков Положения № 266-П было то, что оно первоначально регулировало только один вид электронных денег – основанные на предоплаченных картах, но не затрагивала сетевой вид электронных денег (на базе сети Интернет), который и получил впоследствии наибольшее распространение в России. Однако в 2008 году в Положение № 266-П была введена норма, согласно которой «Положение не устанавливает требования к характеристикам банковской карты (карта с магнитной полосой, карта с микропроцессором, «скрэтч-карта», карта в электронном виде и прочие)». Данная норма позволила распространять правовой режим предоплаченных карт и на сетевые электронные деньги, считая их предоплаченными картами в электронном виде.

    27 июня 2011 года был принят Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которым впервые в России комплексно и на уровне закона урегулирован оборот электронных денег. Данный закон дал определение понятия электронных денег и определил основные права и обязанности операторов электронных денежных средств, до этого основывавших свою деятельность преимущественно на общих диспозитивных нормах гражданского законодательства.

    Закон № 161-ФЗ даёт следующее определение: «электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа». Далее делается исключение: «При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций».

    После принятия Закона № 161-ФЗ Положение № 266-П не было отменено и было приведено в соответствие с законом. В частности, изменено определение предоплаченной карты, которая отныне считается электронным средством платежа, используемым для осуществления перевода электронных денежных средств и возврата остатка электронных денежных средств.

    Основным объектом в предпринимательской деятельности являются товары - материальные предметы, отчуждаемые на возмездной основе. В широком смысле товаром считается все, что может быть предметом возмездных сделок , в том числе предприятие , рабочая сила. С точки зрения предпринимательских отношений самое важное свойство любого объекта - его оборотоспособность, т.е. возможность быть предметом различных сделок.

    Правовой режим товаров устанавливается различными способами. Во-первых, к ним можно отнести определение правомочий продавца и покупателя. Например, коммерческие организации имеют больше возможностей в торговом обороте, чем некоммерческие. Организации со специальной правоспособностью зачастую вообще не вправе участвовать в торговле товарами, например банки, страховые компании, аудиторские фирмы.

    Во-вторых, правовой режим товаров определяется путем установления порядка приобретения и отчуждения товаров. В этой связи следует различать товары, не изъятые из оборота; товары, ограниченные в обороте (валютные ценности, драгоценные металлы, наркотические средства); товары, изъятые из оборота (ткани и органы человека , вооружение и взрывчатые вещества, шифровальная техника).

    В-третьих, к правовому режиму относится введение лицензирования деятельности по реализации или производству товаров, т.е. установление разрешительного порядка ее осуществления. Однако лицензирование является неадекватным инструментом государственного регулирования в рыночной экономике . Поэтому в настоящее время наблюдается процесс отмены лицензирования многих видов деятельности, введения упрощенного порядка получения лицензий (получение сертификата соответствия или договора страхования ответственности). Для некоторых видов деятельности лицензирование будет отменено в связи с принятием соответствующих технических регламентов.

    В зависимости от целей использования принято различать товары потребительского и производственного назначения. Потребительские товары, в свою очередь, подразделяются на продовольственные и промышленные, а также товары краткосрочного и длительного использования. Среди товаров производственного назначения выделяют основное и вспомогательное оборудование, а также основные и вспомогательные материалы.

    Помимо перечисленного, правовой режим товаров может быть обусловлен требованиями антимонопольного, налогового и корпоративного законодательства. Так, сделки по приобретению в собственность , пользование или владение основных производственных средств или нематериальных активов балансовой стоимостью более 10% активов продавца могут подлежать предварительному или последующему (уведомительному) контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы России. Сделки по приобретению, отчуждению имущества на сумму более 25% балансовой стоимости активов хозяйственного общества могут квалифицироваться как "крупные сделки" и требовать предварительного одобрения совета директоров или общего собрания акционеров (участников).

    По общему правилу, для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Предполагается, что она соответствует рыночному уровню цен. Но в некоторых случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цены. Например, если совершена сделка между взаимозависимыми лицами (имеются в виду случаи, когда суммарная доля участия одной организации в уставном капитале другой составляет более 20%). Это способ борьбы с "трансфертным ценообразованием ", когда есть внутрикорпоративная цена реализации товара между участниками холдинга и цена, по которой этот товар отпускается третьим лицам. Также налоговые органы вправе проверять цены в бартерных, внешнеторговых сделках, а также в случаях, когда происходит 20-процентное колебание цены, применяемой налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

    Средства индивидуализации товаров

    Средства индивидуализации используются, в первую очередь, для разграничения однородных товаров разных производителей. К ним относятся производственная марка, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товаров.

    Производственная марка представляет собой словесный или описательный способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара и ссылку на стандарты. Сама по себе производственная марка не пользуется правовой защитой, ее размещение необходимо для реализации потребителями права на информацию о товаре и его производителе.

    Товарный знак - это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Организация, основная деятельность которой оказание услуг (выполнение работ), может зарегистрировать знак обслуживания, который по правовому режиму приравнивается к товарному знаку.

    Правообладателем товарного знака и знака обслуживания могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели . Для того чтобы правообладатель приобрел исключительное право на товарный знак, необходимо зарегистрировать его в Федеральной службе по интеллектуальной собственности , патентам и товарным знакам (Патентном ведомстве). После регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак, которое действительно в течение 10 лет; по истечении срока действия свидетельство может продлеваться неограниченное число раз.

    Исключительные права владельца товарного знака называют также "легальной монополией ", которая имеет ряд ограничений. Во-первых, защита товарного знака распространяется только на те товары, которые указаны в свидетельстве в соответствии с классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Во-вторых, государственная регистрация не дает права запретить использование товарного знака на территории РФ, если маркированные им товары были введены в оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. В-третьих, если правообладатель не использует свой товарный знак в течение любых 3 лет непрерывно после регистрации, любое лицо вправе обратиться в Палату по патентным спорам с заявлением о досрочном прекращении регистрации такого знака. Опасность подобного оспаривания существует практически для всех товарных знаков, которые зарегистрированы сразу на все 45 классов МКТУ, поскольку правообладатель не может одновременно использовать знак по всем возможным видам деятельности и товарам. В то же время существует способ, позволяющий доказать, что использование товарного знака является непрерывным по всем классам МКТУ, - это так называемая "имиджевая" реклама, когда демонстрация товарного знака производится в отрыве от демонстрации конкретного товара.

    Права на использование товарного знака могут передаваться двумя способами: по лицензионному договору или по договору об уступке права пользования товарным знаком. Принципиальное различие между ними состоит в том, что при заключении лицензионного договора проходит своеобразное "удвоение" пользователей товарного знака, поскольку его использует и правообладатель, и лицензиат. При этом правообладатель может проверять качество товаров, которые маркированы его товарным знаком. Договор об уступке права пользования товарным знаком предполагает передачу всех исключительных прав и отсутствие какого-либо контроля со стороны правообладателя. Эти договоры также подлежат регистрации в Патентном ведомстве, без регистрации они не имеют юридической силы.

    Нарушением исключительного права на товарный знак может считаться несанкционированная маркировка не только товаров, находящихся в продаже, но и товаров, которые хранятся на складах, расположены в витринах, предлагаются на выставках и т.п.

    Наименование места происхождения товара используется, если свойства товара в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где он производится (например, клинское пиво, вологодское масло). Право на использование наименования места происхождения товара не является исключительным, т.е. не передается по лицензии и действует бессрочно.

    Интересно отметить, что незаконное использование средств индивидуализации товаров (товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара) может повлечь как гражданскую, так и административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и даже уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ). Гражданская ответственность выражается в необходимости изъятия маркированной чужим товарным знаком продукции из оборота (контрафактные товары) и возмещения правообладателю убытков.

    Весьма сложно разграничить основания применения административных и уголовных санкций. Здесь важное практическое значение приобретает толкование понятия "крупный ущерб". Так, уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров наступает, если это причинило крупный ущерб. В других случаях необходимо ограничиться административным наказанием (штрафом , конфискацией). Кроме того, уголовная ответственность возможна за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара (штраф, лишение свободы и проч.).

    Правовой режим денег

    Законодательство любого современного государства предусматривает понятие "законное платежное средство". Речь идет о национальной валюте, которая является всеобщим эквивалентом и обязательна к приему по нарицательной стоимости во все платежи на территории государства (ст. 140 ГК РФ). По нашему законодательству понятия валюты, платежного средства и денег (в различных их формах) являются синонимами.

    Деньги относятся к категории родовых, делимых, заменяемых, движимых вещей . Деньги - абсолютно оборотоспособные объекты, поскольку могут обмениваться на все виды имущества. Деньги - наиболее ликвидный актив в составе имущества любого лица. С одной стороны, деньги являются всеобщим эквивалентом для объектов имущественного оборота, но, с другой - в некоторых обязательствах они могут быть самостоятельным объектом, например в договорах займа и кредита , многих банковских сделках .

    Деньги (банкноты и монеты) могут быть индивидуализированы, но тогда они теряют свои платежные функции. Например, стоимость памятных денежных знаков значительно отличается от их номинальной стоимости.

    Последние экономические тенденции таковы, что наличные деньги уходят в прошлое; изменилось и само понимание правовой природы денег. Можно сказать, что наступила новая эпоха, характеризующаяся всевозможными заменителями наличности. Так, особым видом применяемых в современной экономике денег являются "кредитные деньги", а также денежные суррогаты. Конечно, называть их "деньгами" можно с большой долей условности. Они являются, в первую очередь, средством обмена, но в отличие от национальной валюты представляют собой обязательства не государства, а отдельных лиц. На сегодняшний день "кредитными деньгами" можно считать чеки , векселя , пластиковые карточки. Спорным представляется вопрос о том, входят ли в понятие "кредитные деньги" банковские депозиты. На наш взгляд, "кредитные деньги" должны быть неразрывно связаны с осуществлением расчетов. А депозитные счета (вклады) имеют накопительный характер, приносят своим владельцам процентный доход и не предназначены для производства расчетов.

    Что касается документов, обращающихся в банковской и торговой практике под названием "дорожные чеки", то их следует считать не кредитными деньгами, а денежными суррогатами. Хотя во многих странах они практически приравнены к местной валюте, например в США расчеты можно вести непосредственно дорожными чеками, потому что многие отели, рестораны и магазины принимают дорожные чеки как средство платежа.

    В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в Российской Федерации является рубль; он обязателен к приему по нарицательной стоимости во все платежи на территории РФ. Монопольное право на эмиссию наличных денег имеет Центральный банк РФ . Введение других денежных единиц и денежных суррогатов запрещено. Денежные суррогаты представляют собой частные средства обращения и с юридической точки зрения не могут считаться деньгами, потому как не служат средством погашения денежных обязательств.

    Традиционное представление о деньгах как о вещах критикуется, поскольку материальные носители денег (банкноты, монеты) выполняют только учетные функции. Тем более, что безналичные деньги не имеют вещно-правовой природы, а представляют собой обязательственные права требования клиента к банку, в котором открыт счет или депозит. Таким образом, безналичные деньги рассматриваются как таблица регистрации долговых обязательств в денежной форме одной стороны перед другой. Существует и другая точка зрения, согласно которой деньги - это всегда деньги, и безналичность - это только форма их существования. Поэтому передача денег банку не меняет вещных прав на них. Деньги остаются родовыми вещами, выделенными по количественным показателям.

    Иностранная валюта признается объектом, ограниченным в обороте, поэтому расчеты в иностранной валюте допускаются в режиме, установленном Центральным банком РФ. Так, разрешается использовать иностранную валюту при расчетах между экспортерами и импортерами, за услуги предприятий связи при аренде международных каналов связи, при выплате комиссионного вознаграждения, при покупке иностранной валюты через уполномоченные банки и т.д.

    Особые правила использования иностранной валюты установлены для денежных обязательств. Согласно ст. 317 ГК РФ валюта обязательства может быть установлена в иностранных или условных денежных единицах, но исполнение обязательства должно производиться в рублях. В этой связи следует различать "валюту долга" и "валюту платежа". В настоящее время существует лишь один вид договора , в котором валюта долга должна быть выражена в российских рублях, - это розничная купля-продажа, так как информация о товаре в розничной продаже должна содержать указание на цену в рублях.

    Ценные бумаги

    По способу обозначения управомоченного лица можно выделить предъявительские бумаги (чеки, облигации), ордерные (векселя, чеки) и именные (акции, облигации, векселя, чеки). В предъявительских бумагах не указано управомоченное лицо, а для передачи прав достаточно простого вручения ценной бумаги другому лицу. В ордерных бумагах указано лицо, которое может осуществить права по ценной бумаге самостоятельно либо назначить своим распоряжением (ордером) другое управомоченное лицо; права по таким бумагам передаются путем индоссамента. Именные бумаги отличаются тем, что в них указано конкретное лицо, которое может осуществить права по ценной бумаге, а права передаются в порядке уступки требования (цессии).

    По своему содержанию ценные бумаги делятся на денежные, товарные и корпоративные. Денежные бумаги (векселя, чеки) предоставляют своим владельцам право на получение определенной денежной суммы. Товарные бумаги (коносаменты, складские свидетельства) удостоверяют право обладателя на получение товара. Корпоративные бумаги (акции) предоставляют право на участие в управлении акционерным обществом .

    Правовые основы использования информации. Установление режима коммерческой тайны

    Термин "информация" происходит от лат. "informatiо", что означает изложение, уведомление, истолкование. Примерно до середины ХХ в. понятие "информация" было синонимично понятиям "данные", "сообщение", "сведения". Позже информация превратилась в общенаучную категорию. В частности, базисную природу ее современного понимания исследует наука кибернетика. Информационно-правовое направление юриспруденции выделяет несколько основных признаков информации. Во-первых, она обладает определенной самостоятельностью по отношению к своему носителю. Одну и ту же информацию можно многократно использовать. Во-вторых, она неисчерпаема в процессе потребления (использования). Наконец, информация в отличие от объектов вещных прав сохраняется у передающего ее субъекта.

    Легальное определение информации дается в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    В структуре любой информации выделяют два элемента: содержание и форму выражения. При этом форма ее объективного выражения юридической роли не играет, так как права на информацию возникают, осуществляются и прекращаются независимо от формы ее представления. Аналогичный подход характерен для законодательства Германии. Согласно немецкому закону о запрете недобросовестной конкуренции признаются и защищаются права на информацию, не зафиксированную на материальном носителе, например технические и иные предложения, идеи, концепции, высказанные на переговорах, совещаниях.

    В настоящее время можно выделить два основных направления законодательного регулирования информации: конституционно-правовое и гражданско-правовое. Так, согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция РФ закрепляет право доступа гражданина к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы , а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Эти положения Конституции РФ в полной мере соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г.

    В Гражданском кодексе РФ нормы об информации направлены, в том числе, на обеспечение предпринимательских отношений. Информация является самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В то же время выражение "право собственности на информацию" юридически некорректно, поскольку информация - это абстрактный, идеальный объект, в этом состоит ее основное отличие от вещей - объектов материального мира.

    Обязанность предоставления информации предусмотрена в ряде гражданских договоров . Например, по договору купли-продажи продавец предоставляет покупателю информацию о товаре (ст. 495 ГК РФ), по договору транспортной экспедиции клиент предоставляет экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (ст. 804 ГК РФ), по договору коммерческой концессии правообладатель передает пользователю техническую и коммерческую документацию, а также информацию, необходимую для осуществления соответствующих прав (ст. 1031 ГК РФ).

    В ряде случаев предоставление информации вменяется в обязанность некоторым организациям. Так, открытые акционерные общества обязаны публиковать документы, составляющие годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. речь идет о предоставлении этой информации для всеобщего сведения. Получение информации о деятельности юридического лица является правом участников хозяйственных товариществ и обществ .

    Особое правовое регулирование применяется в отношении тайной информации.

    Перечень сведений, составляющих государственную тайну , установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" и в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

    К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают сотрудники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и проч.).

    Следует отличать информацию, способную к охране в режиме тайны, от знаний, навыков и умений лица, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника - способность выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности.

    Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Хотя, как уже говорилось, это различная по своей сути информация. Действие указанной статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам.

    Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие следующих признаков:

    а) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

    б) к ней нет свободного доступа на законном основании;

    в) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. По смыслу ст. 139 ГК РФ вина не является в данном случае необходимым элементом ответственности; здесь важен сам факт деяний, связанных с незаконным разглашением, повлекшим за собой причинение убытков.

    Объективно коммерческая тайна появляется в процессе производства конкурентноспособного товара, который получает преимущества на рынке благодаря использованию полезных сведений, не известных конкурентам. Большинство стран мира не имеют специальных законов в сфере правовой охраны коммерческой тайны (за исключением, например, США). Как правило, регулирование осуществляется общими нормами гражданского права и законами о пресечении недобросовестной конкуренции. По нашему законодательству разглашение коммерческой тайны также является одной из форм недобросовестной конкуренции.

    Федеральный закон "О коммерческой тайне" регламентирует порядок введения режима коммерческой тайны в организации, хотя, следует заметить, что он не позволяет превратить информацию в "абсолютную тайну". Коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы , избежать неоправданных расходов , сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Зарубежными синонимами отечественного понятия "коммерческая тайна" являются торговый секрет, секрет промысла, ноу-хау (know how).

    Однако далеко не любая информация может стать коммерческой тайной. Чтобы хранить тайну, ее обладатель обязан определить перечень информации, составляющей тайну (например, путем издания приказа по организации или путем утверждения какого-либо локального акта), установить порядок обращения с этой информацией и порядок контроля за его соблюдением. Необходимо также вести учет лиц, которые имеют доступ к этой информации или которым она была передана, урегулировать договорные отношения с контрагентами и своими сотрудниками и нанести на материальные носители гриф "Коммерческая тайна".

    В отношении некоторых видов информации режим коммерческой тайны установить невозможно, поскольку законодательство относит соответствующие сведения к открытой информации. Это касается учредительных документов юридических лиц, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , сведений об имуществе государственных и муниципальных унитарных предприятий , государственных учреждений, сведений о численности, составе работников, оплате и условиях труда, производственном травматизме, наличии вакантных мест, задолженности по выплате заработной платы , информации о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности, информации об условиях конкурсов и аукционов по приватизации , сведений о доходах и имуществе некоммерческих организаций , сведений о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

    Законом не предусмотрена государственная регистрация прав на коммерческую тайну. В этой связи представляется неверной практика заключения лицензионных соглашений об использовании ноу-хау. Секреты фирмы охраняются исключительно в силу их неизвестности третьим лицам; лицензия же может быть выдана, если соответствующее право было зарегистрировано. Например, изобретатель регистрирует свои права в качестве патентообладателя и, следовательно, может заключать лицензионные соглашения на передачу патента.

    Природа коммерческой тайны исключает ее публикацию, а затем передачу в общественное достояние по прошествии определенного времени, как в случае с патентами. Государство не предоставляет обладателю коммерческой тайны временную монополию , не проводит экспертизу и не выдает охранный документ, подтверждающий легальную монополию. Право на коммерческую тайну - это только фактическая монополия обладателя сведений. Государство предоставляет лишь охрану от несанкционированного заимствования этой информации третьими лицами.

    В настоящее время практически во все договоры, заключаемые между субъектами предпринимательской деятельности , включается оговорка о защите коммерческой тайны либо составляется отдельный договор о конфиденциальности. При этом сотрудники, работающие в рамках соответствующего договора, дают персональные расписки о неразглашении информации. Как правило, режим конфиденциальности охватывает не только время действия договора, но и определенный период после его прекращения (чаще всего - в течение 5 лет).

    Условие о неразглашении информации может включаться также в трудовые договоры с работниками в качестве существенного. Разглашение тайны квалифицируется как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей наряду с прогулом, появлением на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 57, подп. "б" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ).

    Взаимоотношения работника и работодателя в сфере использования тайной информации регламентируются ст. 11 Федерального закона "О коммерческой тайне" следующим образом. Работник должен быть под роспись ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с требованиями по ее сохранности и мерами ответственности за ее разглашение. Работник вправе в судебном порядке обжаловать незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, полученной им при исполнении трудовых обязанностей. В период действия трудового договора с работником должно быть заключено соглашение о неразглашении коммерческой тайны работодателя и его контрагентов, которое действует и после прекращения трудовых отношений (т.е. после увольнения работника). Если такое соглашение не заключалось, работник обязан сохранять в тайне полученные сведения в течение 3 лет после увольнения.

    Таким образом, если было заключено отдельное соглашение, то срок соблюдения конфиденциальности может быть любым, в том числе и больше 3 лет. В то же время закон не предусматривает каких-либо денежных компенсаций работнику за соблюдение подобной "режимности", за исключением того, что доступ работника к сведениям, составляющим коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не было изначально предусмотрено его трудовыми обязанности.

    За нарушения, допущенные в ходе использования тайной информации, помимо увольнения, возможно применение к работнику и других дисциплинарных взысканий (замечание, выговор).

    Однако остается нерешенной проблема предъявления к работникам гражданских исков. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Но разглашение коммерческой тайны, как правило, влечет утрату каких-либо возможностей, а не причинение реального ущерба. Для того чтобы говорить об ущербе, коммерчески значимая информация должна быть оценена и зафиксирована в бухгалтерской отчетности организации в составе нематериальных активов . Следовательно, наступление гражданской ответственности работников за разглашение тайны практически невозможно.

    Разглашение коммерческой тайны может повлечь административную и уголовную ответственность . Административные штрафы применяются в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну.

    С позиции права денежные средства обладают общим право­вым режимом. К числу элементов такого режима относятся:
    а) деньги являются самостоятельным объектом ряда гражданско-правовых обязательств (например, могут быть предметом займа, дарения, кредитного договора);
    б) на денежные средства может быть обращено взыскание по обязательствам;
    в) признание денежных средств имуществом влечет обязанность их владельцев вести бухгалтерский учет этого имущества;
    г) включение денежных средств в состав активов их владельцев - коммерческих организаций означает их участие в расчете величины (показателя) чистых активов хозяйственных обществ и товариществ;
    д) денежные средства в составе имущества могут быть признаны объектом налогообложения.
    В рамках общего режима существуют специальные режимы наличных денег и безналичных денежных средств. Эта градация режимов получила закрепление в правовом регулировании денеж­ной массы3. В сравнительном плане следует провести аналогию между без­документарными ценными бумагами и безналичными денежными средствами. Несмотря на существенные различия между ними (что вряд ли стоит оспаривать), эти видимые различия могут ока­заться, как это ни парадоксально, сходством1. Прежде всего мож­но утверждать, что бездокументарные ценные бумаги и безналич­ные деньги - это определенные фикции. Действительно, на опре­деленном этапе развития общества произошла замена реального золота знаками стоимости - бумажными деньгами, материальны­ми символами (одна фикция). Затем бумажные деньги вытесня­ются безналичными денежными средствами (вторая фикция).
    То же самое происходит и с ценными бумагами. Классические ценные бумаги возникли в виде документа на бумаге. В условиях развития фондового рынка классическая документарная форма ценных бумаг потеснена бездокументарной (правовая фикция).
    Таким образом, категорию счета и записи по счету следует рассматривать как признанный заменитель «устаревших фик­ций» - бумажных денег и классических ценных бумаг в виде до­кументов на бумаге.
    Поэтому, на наш взгляд, безналичные денежные средства - это тоже деньги, которые (прежде всего с экономической позиции) ничем не отличаются от наличных денег. В свою очередь, безна­личная форма денежных средств не влияет на экономическую сущность и юридическую природу денег. Безналичные деньги, на­ходящиеся на банковском счете, не отрываются от собственника. Нельзя согласиться с мнением о том, что когда клиент сдает деньги в кассу банка для зачисления на свой расчетный счет, то такие деньги поступают в собственность банка2. В данном случае нет никакой трансформации вещных прав на деньги в обязатель­ственные права. Причем указанная трансформация правоотноше­ний не предусмотрена действующим законодательством.
    Правильнее здесь говорить о прекращении права собственно­сти на деньги, однако возникает вопрос об основании такого прекращения. Статья 235 ГК (п. 1) содержит перечень оснований прекращения права собственности. В частности, право собствен­ности прекращается при отчуждении собственником своего иму­щества другим лицам.
    В рассматриваемой ситуации деньги не отчуждаются собствен­ником, а передаются на условиях заключенного договора банков­ского счета (гл. 45 ГК), который включает обязанности банка принимать и выдавать денежные средства клиента и проводить операции по его счету. В таком договоре не закрепляется (и не может быть закреплен) порядок утраты клиентом права собствен­ности на принадлежащие ему деньги и приобретение так назы­ваемого права требования.
    Едва ли можно признать убедительными доводы ученых о том, что в результате такой передачи право собственности на безналичные деньги утрачивается и у банка, и у клиента. Весьма странная картина: безналичные денежные средства - это ничей­ное имущество.
    Считаем неубедительными аргументы о прекращении права собственности - отсутствие индивидуализированного вещного объекта, невозможность возврата банком тех же самых купюр и другие причины физического характера. «Будучи родовыми ве­щами, деньги... определяются в гражданском обороте не по своим физическим свойствам, а исключительно по числовому отноше­нию к определенной абстрактной единице...» Конечно, деньги можно индивидуализировать по номерам и серии. Но едва ли в этом есть необходимость при передаче наличных денег в кассу банка либо при перечислении денежных средств.
    В силу физических и экономических свойств деньги (налич­ные и безналичные) существуют как универсальное средство пла­тежа. Будучи движимой вещью, деньги характеризуются такими свойствами, как заменимость и делимость. И здесь не имеет принципиального значения форма денег (последняя не определя­ет содержания явления).
    Применительно к безналичным денежным средствам ярко прослеживается дуализм вещного и обязательственного права: с одной стороны, деньги есть вещь, с другой - по поводу денег возникают имущественные правоотношения (в рамках договора о банковском счете). Тесное переплетение вещно-правовых и обя­зательственно-правовых начал не лишает исследователей основа­ния для утверждения, что деньги (в том числе безналичные) от­носятся к вещам (ст. 128 ГК).

    Согласно ч. I ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссии осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается.

    Согласно данным актам, организации хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Учет безналичных денежных средств осуществляется организациями на счетах "Расчетный счет" и "Специальные счета в банках".

    Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Прием денежной наличности банками от обслуживаемых предприятий осуществляется по правилам, установленным "Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"(утв. Банком России 24 апреля 2008 № 318-П) .

    Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков. В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе определяется ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в один из банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. Если организация не представила расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банки.

    Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии, причем не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в учреждениях банка. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные действующим законодательством.

    Режим работы с наличными денежными средствами утвержден Указанием Банка России от 11 марта 2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" .

    В соответствии со ст. 142 ГК РФ расчеты совершаются в наличном и безналичном порядке. Для экономической сферы государство пропагандирует безналичные расчеты. В соответствии с п.6 Указания Банка России от 07 октября 2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов). Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

    Правовой режим денежных средств Современное законодательство различает наличные, безналичные и электронные денежные средства. В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 4 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также устанавливает правила осуществления расчетов в РФ. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории России осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров Банка России принимает решения о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. В правовом режиме наличных денег можно выделить следующие ограничения: 1) обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять контрольно-кассовую технику - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"; 2) обязанность юридических лиц хранить наличные деньги на банковских счетах в банках сверх лимита остатка наличных денег в кассе - Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" Под безналичными деньгами (или денежными средствами) следует понимать кредитовые остатки различных счетов клиентуры в банках, на которые распространяется действие гл. 45 ГК РФ. Из смысла Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" следует, что расчеты между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на сумму свыше 100 000 в рамках одного договора либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Электронные деньги, правовое регулирование: Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Положении Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" Электронные деньги являются ограниченными в обращении: они могут использоваться в качестве платежа в рамках платежной системы и между ее участниками, однако не могут быть использованы в качестве средства расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Электронные деньги не являются средством накопления и сбережения денежных средств и не эмитируются, поскольку используются взамен предоставленных денежных средств. Вместе с тем на них распространяются те правовые механизмы, которые применяются в рамках налоговых и иных публично-правовых отношений к безналичным денежным средствам, находящихся на банковских счетах (взыскание, приостановление операций, запрос остатка). Законодатель устанавливает особый правовой режим иностранной валюты, под которой принято понимать:

    а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (п. 2 ст. 1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ"О валютном регулировании и валютном контроле"). Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации Капиталы, фонды и резервы (далее - капиталы и резервы), в отличие от имущества (активов), являются источниками этого имущества. Общим для капиталов и резервов является то, что они, поскольку не относятся к активам, не имеют материально выраженной формы, и как определенные расчетным путем величины отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Уставный (складочный капитал) представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций) учредителей (участников) организации по номинальной стоимости. Хозяйственное общество обязано: 1) осуществлять контроль за соотношением чистых активов организации и размером уставного капитала. 2) вести бухгалтерский учет, отражая в учете и отчетности размер зарегистрированного уставного капитала, все изменения (увеличение и уменьшение) уставного капитала. Организация вправе: а) увеличить размер своего уставного (складочного) капитала. Какого-либо предела для этого не установлено; б) уменьшить размер уставного (складочного) капитала. Уставный (складочный) капитал имеет важное значение, выполняя функции: а) стартового капитала. Учредители вносят в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал имущество, включая денежные средства, создавая тем самым материальную основу для начала осуществления предпринимательской деятельности; б) уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов; в) определяет доли (акции) учредителей (участников) в уставном капитале; г) является основой для расчета финансового резерва; д) является определенным ограничителем при решении вопроса о выпуске акционерным обществом облигаций и выплате дивидендов Акционерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала. Акционерное общество не имеет право объявлять и выплачивать дивиденды: - до полной оплаты всего уставного капитала; - если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов. В производственных кооперативах за счет паевых взносов учредителей формируется паевой фонд, который делится на паи членов кооператива. Уставом кооператива может быть предусмотрено создание неделимых фондов.

    При создании государственных и муниципальных унитарных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, формируется уставный фонд предприятия. Уставный фонд предприятия неделим: ни члены трудового коллектива, ни третьи лица долей в уставном фонде не имеют. Имущество, закрепленное государством, муниципальным образованием за предприятием, а также созданное, приобретенное им в процессе осуществления предпринимательской деятельности принадлежит на праве собственности соответствующему публично-правовому образованию. Из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов (чистой прибыли), могут создаваться различные фонды: Резервный фонд (финансовый резерв) в акционерном обществе создается в обязательном порядке в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала (п. 1 ст. 35 Закона об АО). Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Указанный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа обществом собственных акций в случае отсутствия других средств. Для иных целей это фонд использоваться не может. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Поскольку устав унитарного предприятия утверждает в пределах своей компетенции орган государственной, муниципальной власти, создание фонда является для предприятия обязательным. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Уставом акционерного общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования его работников. Средства фонда расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых его акционерами, для последующего размещения его работникам (п. 2 ст. 35 Закона об АО). При возмездной реализации работникам общества акций, приобретенных за счет средств фонда акционирования работников общества, вырученные средства направляются на формирование указанного фонда. Резервы, формируемые путем равномерного включения отчислений на их создание в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат. К таким резервам относятся: 1) резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; 2) резерв предстоящих расходов на ремонты основных средств; 3) резерв на предстоящие выплаты ежегодных вознаграждений работникам за выслугу лет, на оплату отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Поскольку формирование указанных резервов влияет на размер прибыли, а значит, и на налог на прибыль, эти отношения регулируются не только законодательством о бухгалтерском учете, но и НК РФ. Создание указанных резервов - право, а не обязанность организации. У нее есть выбор: создавать резервы или включать соответствующие затраты в себестоимость по соответствующим направлениям затрат по мере их совершения (в состав расходов на оплату труда, прочих расходов). Этот выбор реализуется в учетной политике организации. Резерв сомнительных долгов формируется за счет включения соответствующих сумм в состав внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ). Указанный резерв может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадежных долгов, т.е. нереальных ко взысканию (например, в связи с истечением срока исковой давности). Создание резерва сомнительных долгов является элементом учетной политики организации. Добавочный капитал создается по факту переоценки внеоборотных активов организации (основных средств и нематериальных активов), если их стоимость в результате переоценки увеличилась. На этом же счете учитывается суммовая разница между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной при формировании уставного капитала акционерного общества, а также при последующем увеличении уставного капитала и связанной с этим дополнительной эмиссии акций. Средства добавочного капитала используются также для увеличения уставного капитала.



    Просмотров