Несовершеннолетние самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией. Самостоятельное распоряжение несовершеннолетними их доходами. Гражданские и политические права и обязанности детей

Методы управления человеческими ресурсами

Методы управления

Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

Административные методы

базируются на власти, дисциплине и взысканиях, являясь способом осуществления управленческих воздействий на персонал. Можно выделить следующие основные способы административного воздействия:

Организационные воздействия - основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала определенной организации. К ним относятся устав организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего распорядка, организационная структура управления, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

Организации, обладающие высоким уровнем организационных воздействий, доведенных до стандартов предприятия и регламентов управления, высокой трудовой и исполнительной дисциплиной, практически не испытывают необходимости в применении распорядительных воздействий. Применение организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать формальные инструкции и работать по правилам, утвержденным администрацией. Например, сотрудник европейского предприятия неукоснительно соблюдает установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как чрезвычайное происшествие.

В России персонал рассматривает внутрифирменные стандарты как заданное ограничение, которое можно нарушать, при отсутствии осуществляется непосредственное руководство. Следствием такого отношения являются многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительская дисциплина, а как следствие низкая производительность труда и т. д. - распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления организацией в заданных параметрах посредством прямого административного регулирования.

Способами распорядительного воздействия выступают приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль исполнения. Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой санкцию.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда необходимо подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные организации.

Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административно-командной системы снизили роль административных методов воздействия в организации. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов, к которым можно отнести рост безработицы и частичную занятость на предприятиях, инфляцию последних лет и несвоевременную выплату заработной платы, развитие бартерных сделок и низкую дисциплину поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.

Экономические методы

являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал посредством использования экономических законов и категорий. Путем совместного анализа экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики специалистами была разработана следующая схема классификации экономических методов управления:

Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любой организации, которая имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения. План экономического развития является основной обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов;

Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности, полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы организации с интересами подразделений и отдельных работников.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при его нормальной продолжительности. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия - прибылью. Руководитель может регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда - сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.



Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации. Субъектами трудовых отношений являются работодатель и наемный работник, а посредником между ними - рынок руда. Одной из составляющих рынка труда наряду со спросом и предложением является цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую силу как дорогой товар, менеджер стремится наиболее эффективно ее использовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют руководителей уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего уровня производства, труда и управления. Эффективное использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой норме прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких результатов.

Социально-психологические методы

Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабам и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном мире человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы управления

играют важную роль в управлении человеческими ресурсами, так как позволяют устанавливать значение и место сотрудников в коллективе, выявлять лидеров и обеспечивать их поддержку, связывать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечивать эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Рассмотрим подробнее существующие методы социологического управления, которые применяются в системе менеджмента организации.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например, увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма. В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских кампаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. На наш взгляд, развитие социального планирования на российских предприятиях последует после преодоления экономического кризиса.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения:

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет;

Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем в ходе диалога с собеседником - получение необходимой информации;

Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе;

Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые могут быть обнаружены лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях;

Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи;

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие западные кампании ставят в качестве первостепенной задачи формирование корпоративной культуры и морали;

Партнерство составляет важный элемент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненными, где имеет место зависимость одного человека от другого. Различают такие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям, семейные - между родственниками, сексуальные - интимные взаимоотношения людей. Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.

Большую роль в организации играет общение как форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других, более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т. д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Все формы человеческого общения имеют различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы, т. е. выступают в качестве прямого регулятора конфликтов. Конфликт в современном менеджменте является формой столкновения противоборствующих сторон, которые по ходу действия трансформируются в сюжет и заканчиваются положительными или отрицательными последствиями для сторон конфликта.

Знание социологических методов управления человеческими ресурсами позволяет менеджеру объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечить эффективные коммуникации и поддержать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически проводить социологические исследования в коллективе, особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

Психологические методы

играют очень важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность, обращаются к внутреннему миру человека, интеллекту, чувствам, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации. Основу применения психологических методов составляет психологическое планирование как новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

К наиболее важным результатам психологического планирования можно отнести:

Формирование подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;

Комфортный психологический климат в коллективе;

Формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

Минимизацию психологических конфликтов;

Разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

Рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных работников.

Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология труда изучает аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы психического воздействия словом, поступками, обстановкой на человека с определенными расстройствами психики с целью лечения. Такие способы, как самовнушение, внушение, медитация, постепенно входят в практику управления.

Типы личности и их характеристика

Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности. Известно несколько подходов к типизации личности человека: 16-факторная характеристика личности по качеству Кеттела, теория сновидений и влечений З. Фрейда, на основе классификации ролей поведения и др.

В сфере управления типизация личностей играет важное значение в совместном анализе с мотивацией и поведением в социальной группе.

Можно предложить следующую классификацию типов личности:

Организаторский тип с ярко выраженным стремлением к руководящей работе и лидерству в коллективе;

Аналитический тип, ориентированный на выполнение работ с большим удельным весом логики и анализа, характерный для ученых;

Инженерный тип, характеризующий наклонности людей к выполнению расчетов, черчению, конструированию, программированию;

Творческий тип, в котором преобладает образно-художественное восприятие мира с минимальным логическим обобщением, характерный для деятелей литературы, искусства, поэзии, музыки и других;

Интуитивный тип, для которого внешние обстоятельства имеют доминирующее воздействие, более свойственный исполнителям, служащим, выполняющим работу с минимальным объемом сложности и ответственности.

Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Известны четыре основных типа темпераментов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Сангвиник - спокойный, уравновешенный, подвижный в поведении, самооценка соответствует оценке окружающих, уровень притязаний соответствует реальным возможностям. Отличается трудолюбием и высокой работоспособностью. Слабая черта - неумение перестраиваться при изменении ситуации. Тип мышления - предметно-действенный.

Флегматик - эмоционально устойчив, тип мышления преимущественно конкретно-образный, темп мышления замедлен, уровень притязаний ниже реальных возможностей, чрезвычайно устойчив к работе в условиях монотонности, для вхождения в новую среду требуется период адаптации 6-7 месяцев, преимущественный фон настроения - благодушный, выражение лица «застывшее».

Холерик - эмоционально неустойчив, вспыльчив, мимика чрезвычайно подвижная, темп мышления ускорен, тип мышления - абстрактно-логический, очень высокая коммуникабельность, сверхнормативная активность в короткий период чередуется с паузами. Познавательные психологические процессы чрезвычайно подвижны.

Меланхолик - эмоционально чувствителен, склонен к волнениям, высокая внутренняя тревожность, стрессоустойчив при работе в размеренном ритме. Хорошо адаптируется к быстро меняющимся социальным ситуациям, хорошо чувствует партнеров по общению и создает для них обстановку повышенного эмоционального комфорта. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей, за исключением лиц с демонстративной акцентуацией характера.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов. Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерывает вид деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый собеседник, стимул. Мотивация деятельности непостоянна и находится в прямой зависимости от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности.

Интроверт - замкнут в поведении, исходит только из внутренних соображений, поэтому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем. Интроверт эмоционально холоден, бедная мимика и жесты настораживают собеседников и препятствуют откровенности в разговоре.

От типа личности и индивидуальных черт характера определяются способы психологического воздействия на персонал. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование и т. д. Рассмотрим их более подробно.

Внушение представляет целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Внушение может вызвать у человека, помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда человеку прививается строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных норм.

Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

Подражание является способом воздействия на отельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

Побуждение - крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результате труда и качество работы которого крайне неудовлетворительно. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему можно отнести запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что в сущности является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения. Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения и убеждения.

Плацебо используется как прием внушения. Плацебо - это пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. д. Эффект плацебо удерживается до первой неудачи, пока работники не поймут, что ритуальные действия, которые они так скрупулезно выполняли, не имеют под собой реальной почвы.

Приведенные выше способы воздействия на персонал организации приведены в краткой схематической форме и их видовой состав более разнообразен. В то же время при небольшой интерпретации со средой они вполне могут быть использованы менеджерами в практической деятельности. Более подробно данный аспект менеджмента изучается психологией управления. Необходимо отметить, что в практическом применении они не могут быть использованы индивидуально, лишь при совместном применении возможно добиться желаемого результата от персонала организации.

В процессе управления персоналом немаловажное значение имеет такое явление, как стресс, относительно новое явление, проявившееся лишь в последнее время. Стрессы, по мнению специалистов, - это давление, приводящие к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами. Стресс обычно ассоциируется с негативными реакциями, однако он может иметь и положительное значение. Стресс способствует мобилизации усилий человека, благодаря чему повышается скорость выполнения в срок работ, быстро справиться с заданием, решить проблему и т. д.

Обнаружение стресса осуществляется множеством способов. Например, компетентный психолог или терапевт может использовать тесты, опросы, историю болезни для изучения данных проблем. Менеджер также может определять эти ситуации и стрессовые проблемы, не являясь профессионалом в области медицины и психологии. Он должен прежде всего отслеживать неожиданные, необъяснимые изменения в настроении, повышенную эмоциональность и напряженность. Следует обратить внимание на то, что если хороший работник стал допускать брак, пунктуальный - опаздывать - возникли серьезные изменение в поведении, и это может служить сигналом появления стрессового состояния.

Стрессы в жизни неизбежны. Есть два способа приспосабливаться к стрессам. Первый - через изменение методов, организации, технологии, структуры производства и по необходимости в других условиях - устранение источника стресса. Второй подход имеет отношение уже непосредственно к стрессам и состоит в том, чтобы попытаться справиться с ними индивидуально. Одним из вариантов может быть разумное использование стресса и управления им на благо организации. Данная проблема практически не изучена теоретиками и практиками менеджмента, но имеет довольно большую перспективу использования. В данном случае используются все положительные последствия стресса и по возможности минимизируются отрицательные.

Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приемов из перечисленных выше. Принципы демократизации, патернализма, человеческих отношений, соблюдение прав личности должны в современных условиях доминировать над чисто административными методами и авторитарным стилем управления. Нестабильность экономического состояния организации, финансовые трудности и так далее не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, так как руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т. е. другим функциям.

Введение

Управление человеческими ресурсами представляет собой человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями. Цель УЧР -- обеспечить использование сотрудников компании, т.е. ее человеческие ресурсы таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники -- максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда. Управление человеческими ресурсами основывается на достижениях психологии труда и использует технологии и процедуры, совокупно называемые «управление персоналом», т.е. касающиеся комплектования штата предприятия, выявления и удовлетворения потребностей работников и практических правил и процедур, которые управляют взаимоотношениями между организацией и ее работником.

Каждый, у кого есть подчиненные, связан с управлением человеческими ресурсами; ни один менеджер не может избежать исполнения этой функции и переложить ее на плечи специалистов. Человеческими ресурсами управлять гораздо труднее, чем материальными, частично из-за возможности нередкого возникновения конфликтов интересов работника и нанимателя, а частично потому, что работники все больше стремятся участвовать в принятии решений, касающихся их рабочих мест (среды их деятельности).

Управление человеческими ресурсами берет свое начало в управлении персоналом, развитию которого в Великобритании во второй половине XIX в. способствовала деятельность движения за улучшение условий труда промышленных рабочих. Однако на протяжении всей истории становления УЧР преобладал единственный фактор -- это потребности людей в процессе работы.

Методы управления человеческими ресурсами

К методам управления человеческими ресурсами следует относить способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Методы управления человеческими ресурсами можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная их классификация по признаку принадлежности к конкретной функции управления человеческими ресурсами позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работ с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала, профориентации и трудовой адаптации и персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами.

Административный метод

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувства долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Административные методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.

Выделим основные административные методы управления человеческими ресурсами:

административные методы;

организационное воздействие;

распорядительное воздействие;

распоряжение;

указания и инструкции.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: Устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей в управлении, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.

Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям.

Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников.

управление человеческий ресурс

Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на обучении подчиненных правилам выполнения трудовых операций. Дисциплинарная ответственность и взыскания. Дисциплина - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.


Управление человеческими ресурсами Человеческие ресурсы (ЧР) представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем развития общественного производства. Управление человеческими ресурсами представляет собой человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями.


Методы управления МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ – это способ воздействия, способ использования средств управления. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ представляют собой способы и приемы целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую систему в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материально-денежных и других ресурсов для достижения поставленных задач.




Административные методы управления Это способы осуществления управленческих воздействий на управляемую систему, базирующиеся на власти и дисциплине. Систему законодательных актов Систему нормативных и методических документов Систему оперативного управления ВКЛЮЧАЕТ




Формы административного воздействия Организационное воздействие – обеспечивает взаимодействие всех элементов системы управления и направлено на постоянное совершенствование организационной структуры и структуры управления Распорядительное воздействие – регулирование и устранение возникающих в ходе производства помех и отклонений Организационное регламентирование - воздействие, предписывающее исполнителю действовать определенным образом. Организационное нормирование (нормы выработки, оптимальные размеры бригад и ферм, нормативные сроки, нормативные затраты и т.д.) Приказ Распоряжение Постановление Планерка, совещание Устное указание


Экономические методы управления Это совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанные на материальной и экономической заинтересованности исполнителей и менеджеров за последствие совершенных действий и принимаемых решений.


Основные характеристики экономических методов управления Являются основой системы мотивации Создают объекту управления условия для выполнения его экономических интересов Побуждают управляемый объект действовать в нужном для управленческого органа направлении без особого его вмешательства Дают возможность для объекта управления выбора средств и методов в выполнении поставленных задач Постепенное и длительное воздействие на объект управления




Социально-психологические методы управления Это способы осуществления управленческих воздействий, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. По масштабу и способам воздействия Социологические методы – направлены на группу людей и их взаимодействия в процессе совместной деятельности Психологические методы – направлены на личность конкретного человека




Социологические методы управления позволяют Установить назначение и место сотрудников в коллективе Выявить лидеров и обеспечить их поддержку Связать мотивацию людей с конечными результатами производства Обеспечить эффективные коммуникации Обеспечить разрешение конфликтов в коллективе





  • Раздел II.
  • 1. 2. Дела о признании договора купли‑продажи жилого помещения (дома) действительным
  • 1. 3. Дела о признании недействительными договоров
  • 1. 3.1. Дела о признании недействительным договора, противоречащего требованиям закона
  • 1. 3.2. Дела о признании недействительным притворного договора
  • 1. 3.3. Дела о признании недействительным договора, заключенного органом юридического лица с превышением своих полномочий
  • 1. 3.4. Дела о признании недействительным договора, заключенного под влиянием насилия (угрозы)
  • 1. 4. Дела о признании права собственности на автотранспортное средство
  • 1. 5. Дела о расторжении договора имущественного найма
  • 1. 6. Дела о взыскании задолженности по договорам займа (кредитным договорам)
  • 1. 6.1. Дела о взыскании задолженности по договору займа с заемщика
  • 1. 6.2. Дела о взыскании задолженности по кредитному договору с заемщика
  • 1. 6.3. Дела о взыскании задолженности по договору займа с заемщика и поручителя
  • 1. 6.4. Дела о взыскании задолженности по кредитному договору с заемщика и поручителя
  • 1. 6.5. Дела о взыскании задолженности по кредитному договору с обращением взыскания на заложенное имущество
  • 1. 7. Дела о возврате банковского вклада
  • 1. 8. Дела о защите прав потребителей
  • 1. 8.1. Особенности доказывания при продаже товаров
  • 1. 8.2. Особенности доказывания при предоставлении услуг
  • 1. 8.3. Особенности доказывания при предоставлении услуг в сфере туризма
  • 1. 9. Дела о возмещении понесенных убытков
  • 1. 10. Дела об истребовании имущества из чужого незаконного владения
  • 1. 12. Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации
  • 1. 13. Дела о компенсации морального вреда
  • 1. 14. Наследственные дела
  • 1. 14.1. Иски о праве на наследование и о разделе наследства
  • 1. 14.2. Дела о признании завещания недействительным
  • Глава 2. Доказывание по жилищным делам
  • 2. 1. Дела о праве пользования жилыми помещениями, относящимися к жилищному фонду социального использования
  • 2. 1.1. Дела о признании права пользования жилыми помещениями
  • 2. 1.2. Дела о признании нанимателя (члена его семьи) утратившим право пользования жилым помещением
  • 2. 1.3. Дела о признании недействительным решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
  • 2. 1.4. Дела о принудительном обмене
  • 2. 1.5. Дела о признании отказа в даче согласия на обмен недействительным
  • 2. 1.6. Дела о признании обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным
  • 2. 2. Дела, связанные с приватизацией жилых помещений, относящихся к жилищному фонду социального использования
  • 2. 2.1. Дела об отказе в приватизации жилых помещений
  • 2. 2.2. Дела о признании приватизации жилых помещений недействительной по иску нанимателя (члена его семьи)
  • 2. 2.3. Дела о включении жилых помещений в наследственную массу нанимателя (члена его семьи)
  • 2. 2.4. Дела по спорам между собственниками жилья о выделе доли жилого помещения
  • 2. 3. Дела о предоставлении жилых помещений по договору социального найма
  • 2. 3.1. Дела о предоставлении жилых помещений гражданам, имеющим право на получение жилья в пределах определенного законом срока
  • 2. 3.2. Дела о предоставлении жилых помещений, освободившихся в коммунальных квартирах
  • Глава 3. Доказывание по семейным делам
  • 3. 1. Дела о расторжении брака
  • 3. 2. Дела о признании брака недействительным
  • 3. 3. Дела о признании брачного договора недействительным (полностью или в части)
  • 3. 4. Споры, вытекающие из алиментных обязательств
  • 3. 4.1. Дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей
  • 3. 4.2. Дела о взыскании алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей
  • 3. 4.3. Дела о взыскании с трудоспособных совершеннолетних детей алиментов на нетрудоспособных нуждающихся родителей
  • 3. 4.4. Дела о взыскании алиментов на супруга (бывшего супруга)
  • 3. 4.5. Дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних и нетрудоспособных нуждающихся совершеннолетних других членов семьи
  • 3. 4.6. Дела об изменении установленного судом размера алиментов или об освобождении от уплаты алиментов
  • 3. 4.7. Дела об определении задолженности по алиментам
  • 3. 4.8. Дела об освобождении от уплаты задолженности по алиментам
  • 3. 4.9. Дела об изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов
  • 3. 4.10. Дела о признании недействительным соглашения об уплате алиментов
  • 3. 5. Дела об установлении и оспаривании отцовства (материнства)
  • 3. 5.1. Дела об установлении отцовства (материнства)
  • 3. 5.2. Дела об оспаривании отцовства (материнства)
  • 3. 6. Дела, связанные с воспитанием ребенка
  • 3. 7. Дела об определении правового режима имущества супругов и его разделе
  • Глава 4. Доказывание по трудовым спорам
  • 4. 1. Дела о восстановлении на работе
  • 4. 1.1. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных по собственной инициативе (ст. 80 тк рф)
  • 4. 1.2. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем – физическим лицом (п. 1 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • 4. 1.3. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • 4. 1.6. Дела о восстановлении на работе руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера вследствие смены собственника имущества организации (п. 4 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • 4. 1.20. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (ст. 83 тк рф)
  • 4. 1.21. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных вследствие нарушения установленных тк рф или иным федеральным законом обязательных правил при заключении трудового договора (ст. 84 тк рф)
  • 4. 2. Дела о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула213
  • 4. 3. Дела о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы
  • 4. 4. Дела о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю
  • Часть 2.
  • Публичные правоотношения
  • Глава 1.
  • Доказывание по делам о защите избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме, связанным с неправильностью в списках избирателей (участников референдума)
  • Глава 2. Доказывание по делам об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан
  • 2. 1. Дела об отказе в регистрации по месту жительства
  • 2. 2. Дела об отказе в праве на выезд за рубеж
  • 2. 3. Дела об отказе в предоставлении земельных участков
  • Глава 3. Доказывание по делам о признании недействующими нормативных актов
  • Часть 3. Особое производство
  • Глава 1. Установление фактов, имеющих юридическое значение
  • 1. 1. Установление факта родственных отношений
  • 1. 2. Установление факта нахождения лица на иждивении
  • 1. 3. Факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти
  • 1. 4. Факт признания отцовства
  • 1. 6. Факт владения и пользования недвижимым имуществом
  • 1. 7. Установление факта несчастного случая
  • 1. 8. Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах
  • 1. 9. Установление факта принятия наследства и места открытия наследства
  • 1. 10. Установление других фактов, имеющих юридическое значение
  • Глава 2. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим
  • 2. 1. Признание гражданина безвестно отсутствующим
  • 2. 2. Объявление гражданина умершим
  • 3. 1. Признание гражданина ограниченно дееспособным
  • 3. 2. Признание гражданина недееспособным
  • 3. 3. Ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
  • Глава 4. Усыновление (удочерение) ребенка
  • 4. 1. Усыновление (удочерение) гражданами рф, постоянно проживающими на ее территории
  • 4. 2. Усыновление (удочерение) гражданами рф, постоянно проживающими за пределами территории рф, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами рф
  • Глава 5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
  • Глава 6. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
  • Глава 7. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
  • Глава 8. Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование
  • 8. 1. Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар
  • 8. 2. Принудительное психиатрическое освидетельствование
  • Глава 9. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
  • Глава 10. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
  • Глава 11. Восстановление утраченного судебного производства
  • Часть 4.
  • Исполнительное производство
  • Глава 1.
  • Доказывание по делам об обжаловании действий (бездействия) судебных приставов‑исполнителей
  • 1. 1. Дела об отказе в возбуждении исполнительного производства
  • 1. 2. Дела об обращении взыскания на денежные средства должника‑организации
  • 1. 3. Дела об обращении взыскания на имущество должников‑организаций
  • 1. 4. Дела об обращении взыскания на имущество должников‑граждан
  • 1. 5. Дела об оспаривании действий судебного пристава‑исполнителя в ходе осуществления неимущественных взысканий264
  • 1. 6. Дела о взыскании исполнительского сбора
  • 1. 7. Дела о сложении штрафов, наложенных на должника судебным приставом‑исполнителем
  • 1. 8. Дела об определении судебным приставом‑исполнителем задолженности по алиментам
  • 1. 9. Дела об обжаловании бездействия судебных приставов‑исполнителей
  • 1. 10. Дела об окончании исполнительного производства
  • Глава 2. Доказывание по делам о взыскании денежных сумм, не удержанных с должников
  • 2. 1. Дела о взыскании с банков и иных кредитных организаций денежных сумм, не списанных со счетов должника
  • 2. 2. Дела о взыскании с работодателей сумм алиментов, не удержанных с должников
  • Глава 3. Доказывание по делам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)
  • 3. 1. Дела об освобождении от ареста (исключении из описи) имущества
  • 3. 2. Дела об освобождении от ареста (исключении из описи) доли одного из супругов в общем имуществе
  • Глава 4. Доказывание по делам о признании недействительными торгов по продаже арестованного имущества
  • 4. 1. Дела о признании недействительными торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом
  • 4. 2. Дела о признании недействительными торгов в связи с продажей имущества, не принадлежащего должнику
  • Глава 5. Доказывание по делам о возмещении вреда, причиненного судебными приставами‑исполнителями
  • 5. 1. Дела о возмещении вреда, причиненного судебными приставами‑исполнителями
  • 5. 2. Дела о возмещении вреда, причиненного реализацией имущества должника по заниженной стоимости
  • 5. 3. Дела о возмещении вреда, причиненного неосуществлением взыскания по исполнительному документу
  • Часть 5. Доказывание при совершении отдельных процессуальных действий
  • Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
  • Содержание
  • Глава 2.
  • Глава 3.
  • Глава 4.
  • Часть 2.
  • Глава 2.
  • Глава 2.
  • 3. 3. Ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

    В силу п. 4 ст. 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 21 или ст. 27 ГК РФ.

    Суд возбуждает подобные дела на основании заявления родителей, усыновителей (попечителя) либо органа опеки и попечительства.

    В предмет доказывания по данной категории дел входят:

    1) наличие у несовершеннолетнего заработка, стипендии или иных доходов;

    2) возраст несовершеннолетнего (от 14 до 18 лет);

    3) факты неразумного распоряжения своим заработком, стипендией или иными доходами. Закон использует оценочную категорию «явно неразумное распоряжение доходами», под чем может пониматься трата денег на спиртные напитки, наркотические средства, азартные игры, передача денежных средств в долг и проч.

    Распределение обязанностей по доказыванию. Суд рассматривает дела с участием самого гражданина, относительно которого решается вопрос о дееспособности. Обязательным является участие в процессе рассмотрения дела заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Каждый из названных субъектов выполняет различные функции в процессе слушания дела. Заявитель как единственная сторона в деле несет обязанность доказывания заявленного требования, поэтому без его участия сложно рассмотреть и разрешить дело. В процессе рассмотрения заявитель так же, как иные заинтересованные лица, обладает всеми правами лица, участвующего в деле. Прокурор и органы опеки и попечительства дают заключение по делу, обладая всеми правами лиц, участвующих в деле.

    Названные факты могут подтверждаться следующими необходимыми доказательствами:

    Справками о заработной плате, стипендии, выплате гонораров и проч.;

    Копией свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспортом;

    Свидетельскими показаниями, копиями договоров и прочими доказательствами неразумного распоряжения заработной платой, стипендией или иными доходами;

    Документами, подтверждающими злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков и проч.

    По данным делам в заявлении не требуется указывать цель ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, так как она не имеет юридического значения.

    Глава 4. Усыновление (удочерение) ребенка

    4. 1. Усыновление (удочерение) гражданами рф, постоянно проживающими на ее территории

    КонсультантПлюс: примечание.

    Федеральный закон от 21.08.1996 №124‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 14.11.2002 №137‑ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление детей производится судом в порядке особого производства по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Судебный порядок усыновления начал действовать после включения в ГПК РСФСР Федеральным законом от 21 августа 1996 г. гл. 29.1 «Установление усыновления (удочерения) ребенка», до этого в Российской Федерации действовал административный порядок усыновления.

    КонсультантПлюс: примечание.

    «Кодекс о браке и семье РСФСР» (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) утратил силу в связи с принятием Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 №223‑ФЗ и Федерального закона от 15.11.1997 №143‑ФЗ «Об актах гражданского состояния».

    Нормативные акты, регулирующие усыновление (удочерение): Конституция РФ; СК РФ (с учетом Федеральных законов от 27 июня 1998 г. №94‑ФЗ и от 2 января 2000 г. №32‑ФЗ); КоБС РФ; ГПК РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44‑ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» 244 ; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»; Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»; Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275; Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. №332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»; Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 31 августа 1994 г. №342/184 «О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами»; Приказ Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. №2482 «Об организации работы по ведению государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей»; Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласованный с Министерством образования Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2002 г. №218; Инструкция по работе с документами органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей, представленных на аккредитацию в Министерство образования Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства образования РФ от 19 сентября 2000 г. №2655; инструктивное письмо Министерства образования РФ от 12 января 2000 г. №1 «Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи»; Инструктивно‑методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденные Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства здравоохранения СССР от 31 января 1991 г. №55/40 (действуют в части, не противоречащей СК РФ); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

    В предмет доказывания по делам об установлении усыновления (удочерения) должны включаться следующие факты:

    1) возможность данного лица быть усыновителем. При этом необходимо установить следующие обстоятельства:

    Причины, побудившие лицо обратиться в суд с заявлением об установлении усыновления;

    Достижение усыновителем 18‑летнего возраста, поскольку в соответствии со ст. 127 СК РФ усыновителем может быть совершеннолетнее лицо (не могут быть усыновителями лица, приобретшие полную дееспособность в результате эмансипации или заключения брака, когда брачный возраст был снижен);

    Разница в возрасте между усыновляемым и усыновителем (в соответствии со ст. 128 СК РФ она не должна быть менее 16 лет). Законом предусмотрен ряд исключений из этого правила: при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), а также в случаях, когда суд признает, что имеются уважительные причины для усыновления ребенка не состоящим в браке лицом при наличии разницы в возрасте между ними менее 16 лет (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.), разница в возрасте может быть сокращена;

    Факт того, что лицо по состоянию своего здоровья может быть усыновителем. Правительство РФ устанавливает перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть усыновителем (в перечень входят: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных 1, 2, 5‑й групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно‑двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность);

    Дееспособность усыновителя (усыновителей), так как недееспособный или ограниченно дееспособный в соответствии со ст. 127 СК РФ не может быть усыновителем;

    Факт того, что лицо или супруги, желающие усыновить ребенка, не являются лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, так как ст. 127 СК РФ содержит запрет на усыновление детей указанными лицами;

    Факт того, что лица, желающие стать усыновителями, не являются лицами, отстраненными от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей (при использовании опеки и попечительства в корыстных целях, оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи);

    Факт того, что ранее не было отменено усыновление в отношении усыновителей, вновь подающих заявление об установлении усыновления ребенка. Факт отмены усыновления имеет значение только в том случае, если усыновление было отменено по вине самих усыновителей (уклонялись от исполнения обязанностей усыновителей, жестоко обращались с усыновленным и т. д.);

    Наличие регистрации брака лиц, желающих усыновить ребенка, поскольку в соответствии со ст. 127 СК РФ лица, не состоящие в браке между собой, не могут усыновить одного и того же ребенка;

    Семейное положение лица, желающего усыновить ребенка, поскольку при установлении усыновления лицом, состоящим в браке, в соответствии с п. 1 ст. 133 СК РФ оно возможно только при наличии согласия супруга заявителя. Это условие действует только в том случае, если ребенок усыновляется только одним из супругов. Если же супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства супруга заявителя неизвестно, то необходимости в таком согласии нет;

    Доход лица, обеспечивающий усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

    Постоянное место жительства лица, а также жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям;

    Наличие у лица, желающего усыновить ребенка, на момент установления усыновления судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

    2) возможность усыновления данного ребенка. При этом необходимо установить:

    Обстоятельства, свидетельствующие об утрате родительского попечения;

    Возраст усыновляемого ребенка, поскольку в соответствии со ст. 124 СК РФ установление усыновления допускается только в интересах несовершеннолетних детей;

    Наличие у усыновляемого ребенка братьев и сестер, так как усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Это возможно в тех случаях, когда дети одновременно передаются в разные семьи для усыновления либо один из детей подлежит содержанию в специальном лечебно‑воспитательном учреждении. Также передача братьев и сестер в разные семьи возможна в случаях, когда они не осведомлены о своих родственных отношениях (воспитывались в разных детских учреждениях);

    Согласие родителей на усыновление ребенка. Не требуется согласия в соответствии со ст. 130 СК РФ, если родители:

    а) неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими. Родители детей неизвестны, как правило, в тех случаях, когда они были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия или в районах, где проходили боевые действия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах;

    б) признаны судом недееспособными;

    в) лишены судом родительских прав (если истек шестимесячный срок со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав);

    г) по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его содержания и воспитания;

    Согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление ребенка;

    Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление его данным лицом;

    Состояние здоровья, физическое и умственное развитие ребенка. Выяснение состояния здоровья ребенка необходимо, чтобы усыновители были заранее осведомлены о болезнях ребенка и возможных их последствиях, чтобы решение об усыновлении больного ребенка принималось ими осознанно;

    3) соответствие усыновления интересам ребенка. Устанавливается возможность создания усыновляемому ребенку необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Для этого важно знать не только материальные и жилищные условия усыновителя, об установлении которых уже говорилось выше, но и выяснять личные качества заявителя. Также следует учитывать этническое происхождение ребенка, его религиозную и культурную принадлежность, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании.

    Распределение обязанностей по доказыванию. Говорить о распределении бремени доказывания по данной категории гражданских дел достаточно сложно. Поскольку дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства, в них нет ни истца, ни ответчика. Это означает, что применить общие нормы о распределении бремени доказывания к данной категории гражданских дел мы не можем. Бремя доказывания всех фактов, включенных в предмет доказывания, ложится на заявителя. Также по делам об усыновлении (удочерении) в процессе могут участвовать заинтересованные лица, которые могут оспаривать заявленное требование.

    Орган опеки и попечительства, чье участие по данной категории гражданских дел обязательно, ограничивается лишь дачей заключения по делу, где могут оспаривать обстоятельства и доказательства, на которые ссылается заявитель в обоснование заявленного требования.

    Необходимые доказательства:

    1) при выяснении факта возможности данного лица быть усыновителем должны использоваться следующие доказательства:

    Объяснения заявителя, свидетельские показаниями, опрос ребенка, медицинские заключения, подтверждающие невозможность иметь детей;

    Документы, подтверждающие личность и дату рождения усыновителя (паспорт, свидетельство о рождении);

    Документы, удостоверяющие личность и дату рождения усыновляемого (свидетельство о рождении);

    Свидетельство о заключении брака между родителем ребенка и отчимом или мачехой;

    Объяснения заявителя, свидетельские показания, опрос ребенка, достигшего 10 лет, заключение органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка;

    Медицинские заключения о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

    Копия решения суда, вступившего в законную силу, о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным;

    Копии решения суда, вступившего в законную силу, об ограничении в родительских правах лиц, желающих стать усыновителями, или о лишении их родительских прав;

    Решение соответствующего органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

    Копия решения суда об отмене усыновления, вступившего в законную силу;

    Свидетельство о браке лиц, желающих стать усыновителями;

    Заявление супруга заявителя о согласии на усыновление ребенка вторым супругом; копия вступившего в законную силу решения суда о признании супруга заявителя безвестно отсутствующим; заявления, поданные в органы внутренних дел, о розыске супруга, объяснения заявителя, свидетельские показания;

    Справка о заработной плате усыновителя с места работы (как основной, так и по совместительству), копия декларации о доходах, заверенная в налоговой инспекции, сведения о банковских счетах;

    Копия финансового лицевого счета, выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства усыновителя или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, договор купли‑продажи, дарения недвижимого имущества, удостоверенный специальной регистрационной подписью, и т. д.); заключение санитарно‑эпидемиологической службы; акт обследования условий жизни лиц, желающих стать усыновителями, который составляется органом опеки и попечительства по месту жительства указанных (указанного) лиц (лица);

    Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости усыновителя за преступления, совершенные против жизни или здоровья граждан (справка действительна в течение года со дня выдачи);

    2) при выяснении возможности усыновления данного ребенка указанные обстоятельства должны подтверждаться следующими доказательствами:

    Свидетельством о смерти родителей; актом, подтверждающим, что ребенок был подкинут; копией решения суда о признании родителя ребенка безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, о признании родителя недееспособным;

    Свидетельством о рождении ребенка и копией актовой записи;

    Копией судебного решения о лишении родительских прав родителей усыновляемого в отношении его братьев и сестер; документами органов опеки и попечительства; копией решения суда об усыновлении в отношении братьев и сестер усыновляемого; медицинскими заключениями о необходимости содержания братьев и (или) сестер усыновляемого в специальных лечебных учреждениях; справками из детских воспитательных учреждений о нахождении воспитанников в разных детских учреждениях, выдаваемыми соответствующим учреждением или органом опеки и попечительства;

    Нотариально удостоверенным или заверенным руководителем учреждения, в котором находится оставшийся без попечения родителей ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей согласием родителей усыновляемого ребенка на его усыновление; актом, выданным органами внутренних дел в установленном порядке, о том, что ребенок был подкинут, найден во время стихийного бедствия или в районе, где проходили боевые действия, либо при иных чрезвычайных обстоятельствах;

    Согласием опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление ребенка (должно быть выражено в письменной форме);

    Согласием ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление данным лицом;

    Заключением экспертной медицинской комиссии для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью (усыновление), либо заключением независимого медицинского освидетельствования;

    3) для установления факта соответствия усыновления интересам усыновляемого ребенка необходимо использовать следующие доказательства:

    Характеристики с места работы, жительства заявителя;

    Показания свидетелей;

    Выписку из журнала первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

    Объяснения ребенка.

    Особенности собирания, представления доказательств и их исследования. Обратим внимание на особенности получения и исследования некоторых доказательств по данной категории гражданских дел.

    Как уже говорилось, при решении вопроса о возможности быть усыновителем судом должно быть исследовано медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего стать усыновителем. При обращении такого лица в орган опеки и попечительства для постановки на учет в качестве лица, желающего стать усыновителем, ему выдается бланк медицинского заключения утвержденной формы. Заключение должно содержать дату осмотра, подпись специалиста, осуществлявшего освидетельствование, затем оно подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью. После заполнения и оформления медицинское заключение об освидетельствовании состояния здоровья кандидата в усыновители выдается на руки для представления его в органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства оставляют копию такого заключения у себя, оригинал отдается на руки лицу, желающему усыновить ребенка, для представления в суд при подаче заявления. Следует обращать внимание на то, что медицинское заключение действительно в течение трех месяцев с момента его выдачи.

    Согласие на усыновление ребенка может быть выражено не только в письменной форме, но и в суде, в этом случае оно заносится в протокол судебного заседания и под этой записью в протоколе родители подписываются. Согласие может быть дано родителем на усыновление ребенка либо конкретным лицом, либо без указания конкретного лица. При исследовании письменного согласия на усыновление ребенка следует обращать внимание на дату получения такового, поскольку оно может быть дано только после рождения ребенка. Согласие действительно независимо от того, сколько времени прошло с момента его получения, но оно может быть отозвано до вынесения решения об усыновлении. В тех случаях, когда усыновляется ребенок несовершеннолетних родителей, должно быть получено также согласие их родителей, опекунов (попечителей), а при их отсутствии – согласие органа опеки и попечительства (согласие в данном случае выражается таким же образом, как говорилось выше).

    Для решения вопроса о возможности усыновления данного ребенка должно быть представлено заключение о состоянии здоровья ребенка. Заключение выдается на руки кандидату в усыновители, копии представляются руководителю учреждения, в котором находится ребенок. Заключение представляется органами опеки и попечительства в суд.

    По данной категории гражданских дел в ряде случаев требуется выяснять мнение ребенка. Оно выявляется в беседе с ребенком работником органа опеки и попечительства и оформляется в письменном виде (произвольном) либо отражается в заключении об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. При отсутствии таких сведений суд может сам опросить ребенка, привлекая его к участию в деле. В большинстве случаев требуется выяснение мнения ребенка, достигшего 10‑летнего возраста, но по ряду вопросов возможно выяснение мнения ребенка, не достигшего этого возраста. В этом случае суд должен принимать во внимание уровень интеллектуального развития ребенка.

    18 лет – это самый замечательный возраст, называемый по другому совершеннолетием. С наступлением совершеннолетия, снимаются все ограничения, установленные для несовершеннолетних детей. В 18 лет ребенок вступает во взрослую жизнь и начинает самостоятельно отвечать за свои поступки.

    18 лет – это возраст, при котором становятся доступными все развлечения и запретные товары:
    1. можно спокойно покупать табачную и алкогольную продукцию, так как возраст позволяет;
    2. можно ходить в кино на любые фильмы, в ночные клубы или же просто не вернуться ночевать домой;
    3. можно находиться на улице одному в любое время дня и ночи, не думая о старых ограничениях до 22,00.
    4. можно совершать всевозможные сделки покупки или продажи;
    5. можно получить водительское удостоверение и водить машину;
    6. можно выполнить все свои давние мечты от смены одежды до пирсинга и татуировок;
    7. можно заниматься любой интересной деятельностью, не зависимо от мнения родителей;
    8. Можно устроиться на работу в компанию, занимающуюся бухгалтерским обслуживанием в Питере и заработать много денег.
    То есть, снимаются все ограничения, обозначенные знаком «18+» и человек уже считается взрослым.

    Эти и многие другие возможности, открывающиеся перед молодыми людьми в 18 лет, делают этот период времени самым интересным и запоминающимся на всю оставшуюся жизнь.

    С точки зрения закона, новыми возможностями восемнадцатилетних молодых людей являются:

    1. вступление в официальный брак, создание совей семьи;
    2. участие в выборах и других избирательных мероприятиях, где требуется право голоса;
    3. управление автомобилем;
    4. учреждение общественных организаций;
    5. участие в общественных объединениях;
    6. начало профессиональной трудовой деятельности;
    7. самостоятельное пресечение границы без необходимости разрешения родителей;
    8. получение, при необходимости, кредита в банке;
    Появляются и новые благотворительные или благородные возможности:
    1. можно стать донором и сдавать кровь;
    2. можно стать участником всевозможных волонтерских организаций;
    3. обязательство службы в армии;
    4. и другие.
    С наступлением совершеннолетия жизнь начинает играть новыми яркими красками. Всегда стоит помнить, что с этого момента, человек сам отвечает за свои поступки и слова. Поэтому каждая новоприобретенная возможность имеет свой предел, ограниченный законом Российской Федерации. Важно четко знать законы РФ, чтобы иметь представление какие поступки приводят к уголовной, материальной, административной ответственности.

    18 лет – это начало новой взрослой жизни человека. С этого момента он все решает сам и не зависит от родителей. Единственной проблемой при наступлении 18 лет является контроль за своими поступками, потому что свобода действий иногда очень сильно портит людей. Новоиспеченному совершеннолетнему человеку остается только радоваться новому статусу и следить за умеренным количеством вредных употребляемых веществ.


    Каждый из нас мечтает о счастливой, дружной семье, где есть папа, мама и малыш. У большинства получается воплотить мечты в реальность. Но, к сожалению, не редко возникают...



    Просмотров