Риски нелегальной иммиграции: что грозит за разные миграционные нарушения. Причины и факторы нелегальной миграции

Актуальным для современной России стало разделение миграции на легальную и нелегальную. Сегодня Россия является крупным мировым центром, принимающим трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Одновременно страна привлекательна для миграционного транзита и активно используется мигрантами азиатских и африканских стран. По официальной статистике привлечение иностранных работников в российскую экономику за последние 10 лет возросло в 6 раз и достигло в 2005 году 702,5 тысяч. В первом полугодии 2010 г. легально использовался труд уже почти 706 тысяч иностранцев, среди которых доля граждан СНГ составляет более половины.

Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Пример - развитие строительной отрасли в крупных городах России, которая основана на использовании дешевой рабочей силы из-за рубежа. Трудовая миграция стала источником мощного потока денежных переводов в СНГ - они направляются трудовыми мигрантами из России их семьям - и превратилась не только в средство выживания значительной части населения в регионе, но и в механизм экономической интеграции, сближающий между собой население стран СНГ.

Главным аспектом в вопросе регулирования миграционных процессов является проблема нелегальной миграции, которая имеет множество аспектов - от экономического, до морально-нравственного.

Последнее время нелегальная миграция становится угрозой национальной безопасности для многих развитых стран. Нелегальной, или незаконной, миграцией в России считается въезд в страну, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ.

Оценка численности незаконных мигрантов в обследованных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Численность незаконных мигрантов растет и, по-видимому, будет продолжать расти вследствие уменьшения легального пространства для внешних миграций с введением нового российского законодательства и дефицита рабочей силы в условиях демографического кризиса и стабилизации экономики.

Данные опроса 1225 незаконных мигрантов показали, что около 90% потоков незаконной миграции идет в Россию из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%) Цориева Е.С. К вопросу об особенностях и современном состоянии миграции в России. - Владикавказ: ВИУ, 2006. - С. 9..

Из трех составляющих нелегальной миграции (нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость) в России наиболее распространена нелегальная занятость. Разрешение на работу имеют менее 30% опрошенных, регистрацию по месту проживания - около 50%.

В России все большее число мигрантов из-за рубежа оказываются в теневом секторе экономики и занятости. Растут потери для бюджета из-за недополучения платы за использование иностранной рабочей силы, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Иностранные рабочие, не имеющие определенного правового статуса, практически беспрепятственно занимают на рынке труда ряд сфер деятельности, в которых могли бы трудиться российские граждане. Нелегальная миграция ведет к усилению давления на занятость в нетеневом секторе, препятствует здоровой рыночной конкуренции, способствует наполнению рынка труда неквалифицированной рабочей силой. Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг, стимулируя развитие в нем теневых сегментов и искажая систему взаимоотношений между субъектами рынка и государством, нелегалы тормозят создание в стране эффективного цивилизованного рынка труда.

Роль нелегальной трудовой миграции отрицательна. Она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции, нарушения прав и эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По некоторым данным, гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов ежегодно. При абсолютной прозрачности это должно давать 4,5 млрд. налоговых отчислений.

К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. Наряду с легальными иммигрантами в страну ежегодно иммигрирует большое количество незаконных иммигрантов. По оценке ФМС только в 2008 году в России работало не менее 3,5 млн. нелегальных мигрантов и в настоящее время эта цифра многократно возросла. По мнению МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих иммигрантов. Согласно прогнозам Росстата России в 2015 году в России будет находиться не менее 19 млн. нелегальных мигрантов. Таким образом, в ближайшем будущем доля незаконных мигрантов превысит 10 процентов населения страны.

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и . Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с , странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы.
Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Нелегальная же миграция оказывает в большей части негативное влияние на социально-экономическое развитие общества по нескольким причинам:



В статье проанализирован феномен нелегальной миграции, методологические сложности оценки ее масштабов, показана ее структурная непреодолимость в глобальном мире, а также негативные последствия, которые вносят дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государств. Автором предложена модель оценки масштабов нелегальной иммиграции, представлены результаты и обоснована перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной иммиграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области противодействия нелегальной миграции.

Ключевые слова: глобализация, международная миграция, нелегальная миграция, миграционная политика.

The article provides us with the analysis of the phenomenon of illegal immigration, outlines methodological obstacles in assessing the scale of illegal immigration as well as its negative consequences that can put a state"s national security at risk. The author suggests a model for measuring and describing illegal immigration, and a rationale for using discriminant analysis when assessing the scope of illegal immigration and suggests ways to improve state regulations for migration.

Keywords: globalization, international migration, illegal migration, irregular migration, migration policy.

С середины XX в. одной из характерных тенденций развития мировых миграционных процессов является неуклонный рост масштабов нелегальной им-миграции. При этом, несмотря на реализацию многочисленных мер, направленных на предотвращение и противодействие нелегальной иммиграции, за прошедшие десятилетия ее масштабы в мире не только не уменьшились, но наоборот, значительно возросли. Так, в резолюции XIX сессии Международной организации труда (1974) указывалось, что «несмотря на усилия, прилагаемые главными странами, использующими иностранную рабочую силу, число стихийных (нелегальных) мигрантов остается весьма значительным , а если подойти к этому вопросу в плане всего мира, то эта миграция скорее является правилом, а не исключением » . В Программе действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. указывается, что «с учетом наблюдающегося в ряде развивающихся стран усиления тенденций к миграции населения, особенно в связи с продолжающимся увеличением численности самодеятельного населения в этих странах, ожидается, что масштабы незарегистрированной или нелегальной миграции будут возрастать » [Программа… 1994]. В свою очередь, в резолюции XCII сессии МОТ (2004) констатировалось, что «численность мигрантов с неурегулированным статусом растет , чему способствует рост неофициальных форм занятости, нехватка рабочих для грязных, непрестижных и опасных работ и отсутствие возможностей для легальной трудовой миграции <...> отсутствие законодательного регулирования миграционных процессов и национальной политики в этой области в ряде стран способствуют росту числа нелегальных мигрантов». В последние годы одной из задач МОТ стало обобщение лучшего опыта в области предупреждения и борьбы с нелегальной трудовой миграцией.

В 2000-е гг. ухудшение макроэкономической ситуации и дальнейшее ужесточение мер миграционного контроля в странах, принимающих мигрантов, изменение геополитической ситуации в мире и другие факторы способствовали незначительному сокращению масштабов нелегальной иммиграции. Однако стимулы к нелегальному въезду и занятости для мигрантов, с одной стороны, и использованию нелегальной рабочей силы работодателями, с другой, сохраняются. При этом в странах с относительно либеральной иммиграционной политикой, в которых существуют легальные возможности для трудовой миграции, нелегальная миграция становится альтернативой для тех мигрантов, которые не удовлетворяют критериям отбора и/или для которых нелегальная иммиграция менее затратна. В странах с рестрикционной иммиграционной политикой, в которых возможности легального въезда или пребывания значительно ограничены, использование каналов нелегальной миграции для большинства потенциальных мигрантов становится практически единственным способом переезда[Ионцев, Алешковский 2008]. Все вышесказанное подтверждает, что нелегальная иммиграция является характерным явлением современной действительности и обусловливает ее структурную непреодолимость.

В настоящее время нелегальная иммиграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах современного мира. Как свидетельствуют социологические опросы, нелегальная иммиграция - одна из наиболее острых проблем, которая волнует жителей большинства развитых стран. Расширение масштабов нелегальной составляющей миграционных процессов вносит серьезный дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государства. Все это обусловливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции со стороны государственных и политических деятелей, стимулирует дальнейшее усиление мер в области противодействия нелегальной иммиграции.

Для анализа влияния нелегальной миграции на различные сферы жизни общества, разработки рекомендации по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции является необходимой оценка масштабов и структуры нелегальной миграции. Вместе с тем неразвитость понятийного аппарата, недостаточная разработанность методов оценки численности нелегальных мигрантов не позволяют сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции в большинстве стран современного мира.

Неоднозначность понятийного аппарата

Сложность изучения такого социального явления, как нелегальная миграция, обусловливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата. Без систематизации и унификации терминологии в области нелегальной миграции невозможно перейти к формализации данных в мировом масштабе.

В работах разных ученых можно найти не только различное обозначение нелегальной иммиграции, но и разное понимание самой сути этого явления. Так, для обозначения мигрантов, которые въезжают в страну незаконно или нелегально, нарушают установленные сроки пребывания или пребывают в стране без вида на жительствo, нарушают иные установленные для них миграционные правила, и соответствующего вида миграции в современной научной литературе используется целый ряд терминов: «недокументированная», «незаконная», «нелегальная», «неразрешенная», «неурегулированная», «подпольная» (“clandestine”), «полулегальная» миграции и др. При этом одни ученые рассматривают данные термины как синонимы, тогда как другие считают их принципиально различными. В последнее время в зарубежной литературе отдается предпочтение термину “irregular migration” («мигранты с неурегулированным статусом»), использование термина “illegal migration” («нелегальная миграция») ограничивается случаями контрабанды и незаконного провоза мигрантов. Несмотря на такое разнообразие, следует отметить проработанность дефиниций в англоязычной литературе, в то время как в российском научном дискурсе зачастую отсутствуют адекватные аналоги.

Одним из первых международных документов, в котором рассматриваются проблемы нелегальной трудовой миграции, являлась Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения» [МОТ 1975]. В этом документе указывается, что нелегальность может быть связана с различными аспектами : въездом, транзитом или пребыванием в стране, способом занятости , что «каждый Член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры… против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу… а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях» [Там же].

На международной конференции по народонаселению и развитию под эгидой ООН (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, термин «лица без документов» . Учитывая, что данный термин также не являлся полным, на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке в 1999 г. было предложено использовать термин «лица с неурегулированным статусом» .

В подготовленном в 2011 г. Международной организацией по миграции Справочнике по терминологии в области миграции приводятся следующие определения [МОМ 2011]:

Недокументированные трудящиеся-мигранты (трудящиеся-мигранты, пребывающие с нарушением законодательства; трудящиеся-мигранты без документов) – трудящиеся-мигранты или члены их семей, которым не разрешен въезд, пребывание или работа в стране.

Нерегулярная миграция (незаконная миграция, нелегальная миграция) – передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран.

Нерегулярный мигрант – лицо, которое вследствие незаконного въезда или истечения срока действия его (ее) визы не имеет законного статуса в транзитной или принимающей стране.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., «незаконная миграция – перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности» [Концепция… 2012].

Обобщая вышеизложенное, укажем, что, на наш взгляд, наиболее полными и точными определениями представляются следующие.

Нелегальная (нерегулярная) миграция – это территориальные (пространственные) перемещения людей через административные границы, сопровождаемые нарушением правил выезда страны выбытия, правил въезда и/или пребывания (проживания) в стране прибытия, правил транзита через третью страну или правил осуществления трудовой деятельности в стране прибытия.

Нелегальные (нерегулярные) мигранты – это мигранты, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию данного государства, а также правила осуществления трудовой деятельности в данном государстве.

Структура нелегальной иммиграции

В свою очередь, нелегальная иммиграция носит в основном возвратный характер и связана прежде всего с нелегальным трудоустройством. При этом пересекать государственную границу страны назначения нелегальные иммигранты могут и легально, и нелегально, и незаконно, соответственно, можно выделить три основные формы нелегальной иммиграции: 1) легальный въезд, последующее нарушение условий пребывания или трудоустройства; 2) незаконный въезд; 3) нелегальный въезд.

Методы оценки нелегальной иммиграции

Методы оценки нелегальной иммиграции аналогичны методам оценки других «неформальных» социально-экономических процессов и имеют такие же методические проблемы. Главная из них заключается в том, что выявить «истинное число» нелегальных мигрантов по определению невозможно. Также невозможно выделить и изучить репрезентативную выборочную совокупность «недокументированных» мигрантов, поскольку структура генеральной совокупности (то есть структура всех нелегальных мигрантов) является неизвестной.

В целом все методы оценки численности и структуры нелегальных мигрантов основываются на использовании имеющихся «жестких» статистических данных (то есть анализе известных и зарегистрированных случаев нелегальной миграции). Основываясь на наблюдаемых и учтенных показателях, в свою очередь, можно сделать выводы о масштабах «ненаблюдаемых» явлений (численности незаконно проживающих мигрантов, нелегально занятых и т. д.).

В зависимости от способа получения данных все методы оценки численности нелегальных иммигрантов можно разделить на две группы.

Прямые методы , которые основаны на непосредственной регистрации каждого миграционного события. К их числу относятся: данные пограничного контроля; данные деклараций капитанов кораблей; число выданных разрешений на трудовую деятельность и вид на жительство; число депортированных иностранцев; число выявленных мигрантов, занятых в неформальном секторе; статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в принимающей стране и др.

Косвенные методы , которые в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы переписей населения, выборочных обследований, опросов экспертов и др. К их числу относятся: метод демографического баланса, метод Дельфи, методы оценки численности нелегальной миграции, основанные на анализе денежных переводов трудящихся-мигрантов, и др.

Необходимо отметить, что сочетание использования различных методов позволяет расширить возможности анализа нелегальной миграции населения, более точно оценить ее масштабы и структуру.

Оценка масштабов нелегальной миграции в мире

Для оценки масштабов нелегальной миграции в различных странах мира представляется целесообразным использовать теорию факторов миграции (теорию «притяжения – выталкивания») и методы дискриминантного анализа.

Базируясь на имеющихся исследованиях нелегальной миграции, а также исходя из доступной статистической информации (данные международного проекта Clandestino, Отдела народонаселения ООН, Бюро изучения населения и Всемирного банка), мы разработали экономико-математическую модель оценки масштабов нелегальной иммиграции.

Зависимой переменной в модели выступает численность нелегальных иммигрантов в данной стране. В качестве независимых переменных был сформирован набор из 15 показателей, гипотетически влияющих на уровень нелегальной иммиграции: 1) общий коэффициент рождаемости, ‰; 2) общий коэффициент смертности, ‰; 3) коэффициент миграционного прироста, ‰; 4) коэффициент младенческой смертности, ‰; 5) суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину; 6) доля населения в возрасте до 15 лет, %; 7) доля населения в возрасте 65 лет и старше, %; 8) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет; 9) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет; 10) доля городского населения, %; 11) ВВП на душу населения по ППС, долларов США; 12) плотность населения, чел. на км 2 ; 13) уровень безработицы по методологии МОТ, %; 14) среднегодовая численность населения, тысяч чел.; 15) уровень грамотности населения, %.

Для проведения дискриминантного анализа была сформирована «обучающая выборка» из большинства европейских стран и США, ряда стран Африки, Южной Америки и Австралии. Оценка численности нелегальных мигрантов в европейских странах была взята из исследовательского проекта Clandestino, оценки по другим странам взяты из официальных источников, выпускаемых правительствами данных стран. В обучающей выборке были заданы следующие оценки интервала масштабов нелегальной иммиграции: 1) 0–10 тысяч человек; 2) 11–50 тысяч человек; 3) 51–200 тысяч человек; 4) 201–500 тысяч человек; 5) 501–1000 тысяч человек; 6) свыше 1000 тысяч человек.

Для каждого интервала были рассмотрены регрессионные модели следующего вида: , где IM i — оценка масштабов нелегальной миграции в стране i , X i - вектор экономико-демографических показателей страны i , С – константа, – параметры регрессии.

Методами дискриминантного анализа сформированной совокупности исходных показателей для обучающей выборки были выявлены существующие связи между результирующей переменной и предполагаемыми объясняющими переменными, а также была оценена значимость объясняющих переменных.

Проведенный анализ показал, что одновременное включение всех выбранных 15 показателей приведет к возникновению в модели мультиколлинеарности. Поэтому нами были протестированы различные регрессионные модели, включающие различные некоррелируемые между собой объясняющие переменные. В итоге была выбрана наилучшая модель, в которой все объясняющие переменные были значимыми на 1%-ном уровне. Модель учитывает в качестве детерминант нелегальной иммиграции шесть из ранее отобранных показателей (3, 5, 9, 10, 11, 12).

Таблица

Распределение стран и территорий мира по оценке масштабов нелегальной миграции, 2013

Масштабы нелегальной миграции

Состав кластеров

0–10 тысяч человек

Андорра, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Бахрейн, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Вануату, Грузия, Исландия, КНДР, Косово, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Молдавия, Монако, Палау, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сингапур, Таиланд, Украина, Финляндия, Хорватия, Швеция

11–50 тысяч человек

Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Бангладеш, Белиз, Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Венгрия, Восточный Тимор, Вьетнам, Габон, Гаити, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Дания, Демократиическая республика Конго, Джибути, Египет, Зимбабве, Йемен, Ирак, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизия, Кирибати, Коморские о-ва, Конго, Кот-д"Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивская республика, Микронезия, Мозамбик, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Пакистан, Панама, Папуа – Новая Гвинея, Португалия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Туркмения, Узбекистан, Уганда, Филиппины, Центрально-Африканская республика, Чад, Чили, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан, Ямайка

51–200 тысяч человек

Албания, Доминика, Замбия, Индия, Ирландия, Кипр, Китай, Коста-Рика, Кувейт, Латвия, Литва, Македония, Польша, Словакия, Словения, Тайвань, Эстония, Черногория, Чехия

201–500 тысяч человек

Австрия, Ботсвана, Гватемала, Германия, Канада, Катар, Ливия, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария

501–1000 тысяч человек

Австралия, Аргентина, Бельгия, Венесуэла, Греция, Индонезия, Испания, Италия, Ливан, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Перу, Тунис, Южная Корея, Уругвай, Эквадор, Япония

свыше 1000 тысяч человек

Алжир, Бразилия, Великобритания, Доминиканская республика, Иордания, Израиль, Иран, Казахстан, Марокко, Мексика, Оман, ОАЭ, Россия, Саудовская Аравия, Турция, США, Франция, ЮАР

Примечание: Рассчитано в программной оболочке Statistica 10.

Методами дискриминантного анализа по построенной выше модели страны и территории мира были распределены по шести кластерам, соответствующим оценкам масштабов нелегальной миграции (см. табл. 1) .

Как видно из табл. 1, разработанная модель позволяет выявить страны, в наибольшей степени притягивающие нелегальных иммигрантов, а также страны – транзитные зоны для нелегальных мигрантов.

В целом проведенное исследование подтвердило перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной миграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции. Вместе с тем имеются возможности для совершенствования модели. Для улучшения прогнозируемости модели в «обучающей выборке» должно присутствовать как можно больше различных по экономико-демографическим показателям стран. При этом количество стран для каждого интервала оценок должно быть примерно одинаковым, чтобы алгоритм не отдавал предпочтения какому-либо интервалу. Целесообразно ввести в модель фиктивную переменную, отражающую жесткость миграционной политики в стране, фиктивную переменную, отражающую членство страны в интеграционном объединении со свободой перемещения рабочей силы, и др.

Литература

Ионцев В. А., Алешковский И. А. 2008. Нелегальная миграция в общественно-политическом дискурсе // Международная миграция: экономика и политика. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». М. : ТЕИС, 2008. (Iontsev V. A., Aleshkovsky I. A. 2008. Illegal migration in the social and political discourse // International migration: Economics and Politics. Scientific series ‘International migration of population: Russia and modern world’. Moscow: TEIS, 2008).

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2012. (Conception of state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Moscow, 2012).

МОМ. Справочник по терминологии в области миграции. М. : МОМ, 2011. (International Organization for Migration. Reference book on terminology of migration. Moscow: International Organization for Migration, 2011).

МОТ. Конвенция МОТ № 143 1975 г. «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения». Женева: МОТ, 1975. (Convention of the International Labour Organization No. 143 1975 ‘On Abusive Conditions concerning Migration and Promotion of Equality, Opportunity and Treatment to Migrant Workers’. Geneva: ILO, 1975).

ООН. Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию 1994 г. Нью-Йорк: ООН, 1994. (UN. The International Conference on Population and Development Program of Action of 1994. New York: UN, 1994).

Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 1994 [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/s_i_d/kair1.htm. (The International Conference on Population and Development Program of Action. Cairo, 1994 . URL: http://www.r-komitet.ru/s_i_d/kair1.htm).

ILO. Resolution concerning Future ILO Action in the Field of Migrant Workers . Geneve: ILO, 1974.

ILO. Resolution concerning a fair deal for migrant workers in a global economy . Geneve: ILO, 2004.

MPI. Irregular Migration in Europe. Washington, 2011.

В статье мы не приводим параметры регрессий, поскольку они являются только вспомогательным инструментом для отнесения стран к тому или иному интервалу. При этом добавление новых данных к «обучающей выборке» позволит повысить точность предложенной модели, усовершенствовать алгоритм с точки зрения повышения точности прогноза.

Сама по себе процедура миграции не грозит государству плохими последствиями. Это тот процесс, который позволяет людям найти более полезное применение для себя в других регионах или же получить комфортные условия проживания — из-за смены климата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но вот незаконная миграция населения в России (нелегальная) в 2019 году приводит к бесконтрольным процессам внутри страны. И данное явление нужно уметь регулировать.

Важная информация

Нелегальность пересечения государственных границ заключается в том, что человек, пребывая на территории государства не имеет на то соответствующих прав. Или же он осуществляет трудовую деятельность без оформления необходимых разрешений.

Потоки нелегальных мигрантов обычно касаются государств в поисках лучшей жизни. Нелегальное пребывание в стране грозит наказанием. И это стоит понимать тем, кто решается на такой путь пересечения границы и нахождения в стране.

Государство может наложить не только штраф на мигранта и выслать его за пределы страны, но и запретить въезд на определенный срок или посадить в тюрьму.

Само явление миграции не опасно для стран, но нелегальные иностранные граждане могут спровоцировать разные негативные тенденции в государстве. Именно исходя из этого осуществляют жесткий контроль за такими перемещениями.

Что это такое

Существует несколько видов незаконной миграции. Их структурируют в три группы — в зависимости от разных показателей совершенного преступления:

Вид нарушения границы Особенности
По степени продуманности операции В таком случае рассматривают организованные и стихийные потоки. Первый вариант используют трудовые мигранты, а второй — беженцы
В зависимости от количества человек, которые выехали Могут быть групповые выезды, а может проводиться и индивидуальный переезд
По способу пересечения границы с государством Существует несколько вариантов. К примеру, через неохраняемый участок территории. Через официальный пропускной пункт также может проводиться пересечение границы, но по поддельным документам или по подлинным — но с визой, которую он намерен просрочить

Иногда лицам, которые нелегально проживают в стране, удается устроить детей в школы, дать им образование и в итоге они могут получить гражданство. Но такой вариант возможен не всегда и не во всех государствах.

Количество нелегальных мигрантов в России

Российская Федерация в течение уже длительного периода времени является пристанищем для большого количества беженцев и мигрантов. Несмотря на то, что получить убежище и вид на жительство в России достаточно просто, многие иностранцы выбирают путь гастарбайтеров.

За счет этого они экономят средства на оформлении бумаг. В 2019 году статистические данные указали на уменьшение количества нелегальных мигрантов. В целом по территории Российской Федерации показатель снизился в 1,6 раза .

Всего в 2016 году в страну въехало 10 миллионов человек, которые прошли регистрацию и указали причиной для въезда трудовую миграцию. Но за 2019 год пока статистических данных нет.

Фото: количество нелегальных мигрантов

Причиной к отказу от регистрации в стране на официальном уровне является дорогая стоимость патента. При этом показатели по заработной плате достаточно низкие.

Правовое регулирование по УК РФ

В плане контроля за передвижениями по стране незаконного характера, следует руководствоваться Уголовным кодексом Российской Федерации. В статье 322 говорится о явлении незаконного пересечения границы РФ.

В статье 322.1 установлена ответственность за организацию миграции незаконного характера. Степень наказания достигает пяти лет лишения свободы. До семи лет дают тем, кто организовывает массовое пересечение границы или проводит эту процедуру с целью совершения преступной деятельности в стране.

Вместе с тем существует и факт мошенничества с местом проживания иностранца. В данном плане работает статья 322.2. За фиктивность регистрации иностранного мигранта может проводиться наказание в размере до трех лет лишения свободы.

Плюс, должностные лица отстраняются от работы и им запрещают заниматься данной деятельностью. Также предусмотрен и штраф от 100 до 500 тысяч рублей, учитываются и размеры заработной платы или должностного оклада.

Существует наказание за постановку на учет иностранца по месту пребывания в плане жилья, если сам факт сфальсифицирован.

В статье 322.3 установлены меры наказания в таком случае:

  • штраф 100-500 тысяч рублей;
  • возмещение с заработной платы или другого дохода в течение трех лет;
  • лишение права занимать должности и выполнять какую-либо деятельность сроком до трех лет;
  • лишение свободы до трех лет.

Основные моменты вопроса

Основой для ведения нелегальной миграции становится необходимость иностранных граждан в работе. При попадании в Россию, данная категория мигрантов занимается не слишком привлекательным и неквалифицированным трудом.

Это строительство, предоставление услуг, работа в сельском хозяйстве. По сравнению с местным населением данная категория работников не требует высоких зарплат и социальных гарантий.

Поэтому для работодателей трудоустройство их на предприятии более выгодно с точки зрения финансовых затрат .

Но в плане экономики для государства такие работники создают немало проблем. Их приходится лечить за собственные средства, а в прибавок ко всему они работают нелегально — не платя налоги в страну, и забирают рабочие места у граждан страны.

Действия государства в этом плане должны быть четкими и ограничивать количество рабочей силы с низкой квалификацией. Так как это не приводит к экономическому благополучию, а наоборот, делает бесперспективным дальнейшее развитие страны.

Меры противодействия

Борьба с потоком нелегалов из стран СНГ включает в себя мониторинг ситуации, выявление таких граждан и применение к ним мер наказания. Стоит отметить, что российское законодательство содержит немало сдерживающих мер.

К примеру, обязательным пунктом проживания в больших городах становится получение временной регистрации при пребывании в стране более недели. Это препятствие дает возможность отлавливать нарушителей.

Всего меры наказаний включают:

Меры пресечения нарушений могут быть и комбинированными. К примеру, штраф и депортация человека. Необходимо понимать, что ООН определяет организацию нелегальной миграции как одну из самых прибыльных форм на черном рынке .

Поэтому в данном плане существуют четкие положения в законах РФ и соответствующее наказание для тех, кто занимается трудовыми нелегальными перевозками.

Последствия нелегального переселения

Существует несколько разделений в плане тех последствий, к которым приводит нелегальная миграция. И все они не несут в себе положительных моментов.

В основном это отрицательные и губительные явления, такие как:

Процветание торговлей людьми Рост разработанности в регионах и расширение теневого рынка труда
Бытовые условия и трудовые характеристики Обычно условия для проживания трудовых мигрантов-нелегалов находятся за гранью бедности — в недостроенных, аварийных зданиях. Условия трудовой деятельности также нечем не подкреплены — нет разбалловки часов, санитарных норм и медицинской защищенности
Преступность Данный показатель значительно вырастает. Это связано с нелегальными перевозками людей для совершения преступлений. Плюс, за счет конфликта интересов разных этнических и национальных групп формируется криминогенная обстановка
Терроризм Нелегальная миграция способствует тому, чтобы провозить нелегальное оружие, людей и совершают террористические действия. При этом отслеживание таких перемещений провести сложно
Инфекционные заболевания У иммигрантов, которые не оформляют всего пакета документов часто выявляют определенные редкие заболевания. Их распространение происходит из-за того, что они вовремя не обращаются за медицинской помощью — в связи со своим нелегальным положением

Данные пункты не исчерпывают список тех негативных явлений, которые имеются в обществе с появлением нелегальных мигрантов.

Необходимо понимать, что есть и более мелкие трудности, с которыми придется столкнуться стране, которая принимает слишком большое количество мигрантов без документов.

Сложность решения проблемы

Сложности с разрешением данной ситуации состоят в том, что невозможно отследить перемещения людей внутри страны. Данной категории нелегалов помогают также и сотрудники государственного аппарата — в миграционной службе, полиции.

Основной мотивацией для нарушения становится коррупция и взяточничество. Из-за этих факторов люди страдают из-за сложных трудовых условий, неоднозначного отношения к ним в обществе и отсутствии нормальных условий жизни и невозможность получить квалифицированное медицинское обслуживание.

Переселение народов – явление, уходящее корнями в далекое прошлое; но большая часть причин, которые вынуждали людей менять место жительства, актуальны по сей день. Жизнь в современном обществе обязывает нас знать и соблюдать законы, которым подчиняется данный процесс. Нелегальная миграция в современных реалиях приобрела масштабы крупной, затронувшей интересы большей части мировых держав, проблемы. Как справляются с этим вовлеченные в процесс страны, имеет значение не только для их жителей, но и для самих мигрантов.

Что представляет собой незаконная миграция

Каждое государство располагает специальным сводом законов, которые помогают регулировать процесс пересечения границы иностранцами и их пребывание на его территории. Осуществить въезд в другую страну можно несколькими способами:

  • на основании внутреннего гражданского паспорта;
  • при наличии выездного ;
  • только после получения визового штампа через консульство страны визита;
  • получив ;
  • запросив

Если люди планируют обосноваться в чужой им стране надолго или вообще навсегда, при пересечении границы у них обязательно должно быть визовое разрешение специального образца. По этому принципу всех прибывающих в то или иное государство лиц можно разделить на две группы:

  • мигранты, прибывшие в страну законно;
  • те, кто пересек границу нелегально, то есть в обход миграционного законодательства.

Кого принято называть нелегалами

Прежде чем приступить к подробному анализу, кто такие нелегалы, следует отметить, что они также могут быть подразделены на две категории: добровольные и вынужденные.

Первые сознательно принимают решение, куда именно хотят переехать. Как правило, у них есть время на раздумье, а следующие за этим действия – ни что иное, как хорошо продуманное преступление.

Вынужденные нелегальные мигранты чаще всего бегут от каких-либо угрожающих обстоятельств, иногда даже не имея времени собрать вещи или подумать о том, какие формальности необходимо соблюсти, чтобы оказаться на иностранной территории.

Таким образом, нелегальные мигранты – это:

  • иностранные лица, которые находятся на территории другого государства без документов, которые бы могли удостоверить их личность, или с фальшивыми документами;
  • лица, пересекшие границу, не имея законных оснований, или те, кто предоставил поддельные данные;
  • иностранцы, пребывающие в другой стране на основании просроченной визы. Сюда же можно отнести студентов, которые не выехали после окончания учебы, а также наемных работников, у которых завершился трудовой контракт;
  • дети, которые рождены на иностранной территории. Хотя здесь нужно учитывать законодательство государства. Например, в России родившийся на ее территории малыш может быть признан россиянином, если ему отказано в гражданстве страны, к которой принадлежат его родители, или один из них уже имеет паспорт РФ. В каких еще странах похожие порядки читайте .

Большой ошибкой будет, однако, полагать, что все перечисленные лица не могут рассчитывать на помощь и поддержку от государства, в котором они пребывают, поскольку у них нет документов.

Каждый гражданин является носителем прав человека, в каком бы статусе не находился в чужой стране.

Права нелегальных мигрантов прописаны в Европейской социальной хартии. В ней говорится, что каждый человек имеет право на минимальное обеспечение жильем и убежищем в неотложной ситуации. Данное предписание распространяется в том числе и на тех, кто находится на территории государства без каких-либо законных оснований.

Кроме того, мигранты могут рассчитывать на:

  • неотложную помощь медиков;
  • жилье (вначале беженцы живут в );
  • питание;
  • срочный уход;
  • необходимый набор одежды.

Конвенция по защите прав человека, подписанная в 1950 году, гласит, что независимо от того, находится гражданин в той или иной стране законно или нет, он должен быть защищен от трудовой эксплуатации и торговли людьми. Еще один документ – Конвенция ООН по правам детей – требует, чтобы каждый несовершеннолетний имел доступ к образованию, даже если его родители имели неосторожность нелегально мигрировать в чужую страну.

Что заставляет мигрантов становиться нелегалами

Чтобы решиться на незаконное пребывание на зарубежной территории, нужны очень веские причины. И чаще всего они таковыми и являются. Случаи, когда люди пытаются перебраться в другую страну нелегально, просто не желая утруждать себя оформлением документов или переоформлением визы, можно считать единичными.

В большинстве ситуаций нелегалы имеют весомые основания для незаконного переезда. Условно разделим их на три группы:

  • экономическая выгода подразумевает обстоятельство, что в большом количестве развитых стран имеется большой спрос на дешевую рабочую силу, в основном неквалифицированную. Для представителей некоторых государств Африки и Азии это лучше, чем работа за гроши у себя на родине. Больше о трудовой миграции читайте .
  • безопасность – многие мигранты – – спасаются бегством от войн, стихийных бедствий, преследований на почве религии. В этом случае нарушение законодательства для них является меньшей бедой, чем та, которая может постигнуть на родине;
  • личные основания – чаще всего они есть у тех, кто бежит от преследований закона за совершенное преступление и те, кто просит политического убежища.

Способствуют появлению нелегалов недоработки в законах и коррумпированность миграционных чиновников.

Какие проблемы влечет нелегальная миграция

Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.

Работодатели тоже не стесняются нарушать закон, а заодно и права нелегалов, принимая их на предприятия с вредными и опасными условиями труда. В итоге новоприбывшие оказываются в тяжелой ситуации, не имея доступа к медицинскому обслуживанию и не получая социальной поддержки.

Таким образом, государства, которые являются популярными у нелегалов, рискуют столкнуться со следующими явлениями:

  • увеличение количества рабочих мест в опасных условиях. Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;
  • перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
  • рост недовольства коренного населения;
  • увеличение вероятности эпидемий.

Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается. Сам по себе факт незаконного пребывания в стране – это уже правонарушение.

Самыми распространенными среди нелегалов действиями, которые выходят за рамки закона, являются:

  • изготовление фиктивных документов;
  • взяточничество;
  • подделка денег;
  • воровство;
  • разбой;
  • домогательства.

Такое поведение не способствует толерантности местных жителей по отношению ко всем иностранцам, независимо от того, в каком статусе они находятся в их стране.

Меры наказания для нелегальных мигрантов

Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду и существенно отразился на политических отношениях многих стран.

Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.

Депортация иностранцев

Первое, что может постичь нарушителя миграционного законодательства, – депортация. Она подразумевает высылку иностранного лица. В Российской Федерации ответственность за данную процедуру возложена на ГУВМ МВД РФ (бывшая ФМС).

Кроме того, что задержанный будет выдворен за пределы страны, законы которой он нарушил, ему еще будет запрещен въезд в нее на протяжении определенного времени. Попасть в “черный” список особенно нежелательно тем, кто намерен в будущем еще посещать данное государство. Узнать о том .

Порядок депортации нелегалов без документов в каждой стране выглядит по-своему. Чаще всего нарушителя сопровождают вплоть до посадки на рейс в страну его гражданства или туда, откуда он прибыл. Подробнее о депортации читайте .

Куда чаще всего стремятся нелегалы

Большинство людей, которые спасаются сегодня бегством от опасных жизненных ситуаций, имеют гражданство Сирии, Афганистана, некоторых африканских стран. И самым желанным для них берегом в сложившихся условиях является Европа. Миграционный кризис ощутили на себе и регионы, расположенные на других континентах, но самый большой удар приняли именно европейские страны.

Чтобы добраться сюда, нелегалы готовы пойти на все, даже пожертвовать жизнью, пускаясь в опасное путешествие на открытых лодках по морю. В период 2014-2015 годов, ставших пиковыми в ситуации с мигрантами, сводки новостей ежедневно пестрели сообщениями о погибших в море нелегалах, которые пытались доплыть на европейскую часть континента.

Начальной точкой для тех, кто добрался живым, являлись Греция, Македония, Турция. Самые отважные направлялись далее – Франция, Германия, Швеция, Италия. О том

Благодаря договоренностям, достигнутым между Евросоюзом и Турцией, первый получил отток мигрантов на турецкую территорию, а вторая – обещание интеграции в ЕС, которое и сегодня еще не выполнено.

Разобраться более детально, как распределены нелегалы сегодня по европейским державам, вам поможет статья « ».

Подводим итоги

Переселение в другую страну в обход миграционных правил – серьезное правонарушение, которое влечет за собой депортацию и запрет на въезд. Но даже это не может остановить лиц, которые бегут из своей страны в силу непреодолимых обстоятельств: войны, разбушевавшейся стихии, религиозного или другого преследования.

Нелегальные мигранты могут быть как добровольными, так и вынужденными, но никто из них не лишен прав человека: они могут рассчитывать на предоставление минимальной социальной защиты, убежища, еды, одежды, медицинской помощи.

Нелегальная миграция – кто виноват и что делать: Видео



Просмотров