Ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Суд утвердил план реструктуризации долгов гражданина в отсутствие согласия кредиторов, указав, что в случае реализации плана кредиторы единовременно получат полное удовлетворение своих т

В первую очередь, тот, кто этот план разработал, - а это чаще всего сам должник, должен предоставить их участникам конкурсного собрания кредиторов. Всем участникам этого собрания проект плана должен быть вручен надлежащим образом. Если проект плана реструктуризации долгов на утверждение собрания не предоставлен, то собрание принимает решение начинать процедуру банкротства и продавать имущество должника.

Арбитражный суд на своем заседании может принять одно из трех решений:

1. Утверждение плана реструктуризации долгов. Для того чтобы этот план утвердили, должник обязан погасить свои текущие обязательства и свои долговые обязательства кредиторам первой и второй очереди, внесенные в реестр требований кредиторов. Понятия первой и второй очереди определены в Гражданском кодексе. Требования кредиторов первой очереди - это, как правило, требования в рамках причиненного ущерба; требования кредиторов второй очереди - это трудовые обязательства - по невыплаченной заработной плате, выходным пособиям и по объектам интеллектуальной собственности, то есть в рамках авторского права.

2. Если поступает ходатайство о доработке плана реструктуризации, суд может его удовлетворить и отложить принятие или непринятие плана реструктуризации долгов на срок, не превышающий два месяца. То есть должник или тот, кто разрабатывает план реструктуризации, обращается в суд с просьбой о доработке плана, суд его ходатайство удовлетворяет и дает ему какой-то срок. Далее разработчик проекта опять выходит с доработанным проектом на собрание конкурсных кредиторов, происходит утверждение или неутверждение этого плана. Если плана реструктуризации долгов нет, то суд выносит определение о назначении процедуры банкротства и о продаже имущества должника.

3. Суд может отказать в утверждении плана реструктуризации долгов в случаях, которые исчерпывающим образом определены в статье 213.18 Закона о банкротстве.

В каких случаях суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации?

Во-первых, если данный план не соответствует требованиям Закона о банкротстве.

Во-вторых, если условия плана противоречат Закону о банкротстве, а также другим федеральным законам и соответствующим нормативно-правовым актам.

В-третьих, если в плане реструктуризации долгов и в прилагаемых к нему документах содержатся недостоверные сведения.

В-четвертых, если порядок утверждения собранием кредиторов проекта плана реструктуризации нарушен. То есть, например, при голосовании за план нет простого большинства.

В-пятых, если гражданин не уведомил собрание об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 Закона о банкротстве. Например, если гражданин не сообщил о наличии неснятой или непогашенной судимости.

В следующей видеолекции мы поговорим о том, как происходит исполнение реструктуризации долгов гражданина. Удачи вам и помните, что вопросы индивидуального банкротства сложны и для их решения лучше довериться профессионалу.

Александр ЧАКИНСКИ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

Статья 213.17. Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина

1. План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

2. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, о предоставлении дополнительного срока на доработку указанного плана откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.

Дополнительный срок на доработку плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленный арбитражным судом в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать два месяца.

3. Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений:

об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

4. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

5. Судебные акты, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы.

Вернуться к оглавлению документа: Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ

Комментарии к статье 213.17 закона о банкротстве, судебная практика применения

В пп. 29, 30, 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" содержатся следующие разъяснения:

Ходатайство в суд об утверждении плана реструктуризации не требуется, если план одобрен решением собрания кредиторов

Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.

На основании пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве должника, арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации долгов в том случае, если этот план не одобрен собранием кредиторов.

Утверждение судом плана реструктуризации долгов только в случае одобрения такого плана должником! Исключение – злоупотребление правом должника

Суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.

Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.

Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов.

План реструктуризации долгов может содержать условия достижения цели восстановления платежеспособности должника

План реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.

Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).

Данные разъяснения должны также учитываться при применении пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.

Процедура реструктуризации – это один из обязательных этапов банкротства физического лица, который должен быть проведен после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. О том, что это такое и из чего состоит план реструктуризации долгов должника вы узнаете из этой статьи.

Как только заявление о банкротстве должника принято арбитражным судом, он переходит к следующему этапу в деле о банкротстве, а именно вводит процедуру реструктуризации долгов физ. лица (ФЗ №127 глава 1.1) и назначает финансового управляющего. Важно понимать, что в большинстве случаев реструктуризация - это формальная процедура, которая должна быть выполнена по закону и судебном деле должна стоять отметка что она проводилась.

Данная процедура может быть выгодна как для должника, так и для кредитора, но только при определенных обстоятельствах. Например, выгода должника может заключаться в том, что его имущество (при наличии) не будет реализовано на аукционе, также поможет избежать оспаривания сделок, совершенных за последние три года до даты банкротства, и должник сможет спокойно по установленному графику вносить платежи в пользу кредиторов, без каких-либо штрафных санкций.

Для введения данной процедуры, по закону суд должен проверить подходит ли должник под определенные требования:

  • у гражданина должен быть постоянный источник дохода;
  • у гражданина отсутствует непогашенная или неснятая судимость за умышленные преступления в экономической сфере;
  • истек срок административных приводов за мелкое хищение, умышленное нанесение вреда или порча имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • в отношении гражданина не инициировалось дело о признании его банкротом за последние 5 лет;
  • в отношении гражданина не было утверждено других планов реструктуризации относящиеся к его задолженности за последние 8 лет.

Важно! Если по какому-либо из требований гражданин не подходит, то суд имеет право сразу перейти к процедуре реализации имущества должника, минуя реструктуризацию долгов.

Какие последствия ждут должника после введения реструктуризации

Все последствия, ждущие гражданина при введении реструктуризации прописаны в статье 213.11 «Закона о банкротстве граждан». Для начала мы в кратком виде укажем что ждет гражданина с момента введения данной процедуры:

  • останавливается начисление процентов по долговым обязательствам;
  • срок исполнения долговых обязательств физического лица считается наступившим;
  • останавливается начисление штрафных санкций (пени, штрафы и т.д.);
  • прекращается исполнительное производство, связанное с долгами по делу о банкротстве в отношении должника;
  • требования о долговых обязательствах в отношении должника теперь могут быть выставлены лишь через арбитражный суд и только в рамках текущего процесса о банкротстве.

При реструктуризации долгов физлица, ему ограничивается право в проведении сделок купли-продажи в отношении своего имущества. Самостоятельно, т.е. не уведомляя финансового управляющего можно проводить только мелкие бытовые сделки. Обо всем остальном он должен оповестить финансового управляющего, включая:

  • сделки по отчуждению или приобретению имущества на сумму более 50 000 рублей;
  • сделки по купле-продаже любого недвижимого имущества, ценных бумаг, автотранспортных средств;
  • передачу имущества по залоговым договорам, а также продажа и покупка долей в уставном капитале;
  • участие в роли поручителя, оформлять на себя кредиты или займы.

В случае возникновения разногласий между должником и фин. управляющим в отношении каких-либо сделок, они подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Если лицо в отношении, которого ведется дело о банкротстве при введенной процедуре реструктуризации проводит указанные выше сделки без уведомления (согласие не получено) арбитражного управляющего кредиторы и другие заинтересованные лица имеют право обратиться в суд с требованием о признании таких сделок ничтожными. При этом должник должен понимать, что при реализации таких сделок, он может понести административную ответственность за неправомерные действия в рамках дела о банкротстве по статье 14.13 КоАП РФ. Что в будущем послужит основанием для суда в признании гражданина в его несостоятельности (банкротстве).

Какие функции выполняет финансовый управляющий до и после реструктуризации долгов гражданина

Финансовый управляющий является основной фигурой в деле о банкротстве, на него ложиться много обязательств, которые он должен выполнять в процессе данной процедуры физлица, вот самые основные:

  • в его обязанности входит публикация сведений о введённой реструктуризации в газете «Коммерсантъ» и на портале единого реестра банкротов (ЕФРСБ);
  • уведомить всех заинтересованных лиц (кредиторов) о признании судом заявления о банкротстве обоснованным и соответственно введенной в отношении заявителя процедуры реструктуризации. Уведомления должны быть отправлены не позднее 15 дней с даты принятия судом соответствующего решения.
  • контроль всех проводимых финансовых сделок должником, исключая мелкобытовые;
  • подготовленный проект плана реструктуризации в первую очередь отдается финансовому управляющему на ознакомление, а он должен предъявить отчет по проводимой работе на первом собрании кредиторов, также он сообщает информацию о финансовом состоянии физлица, план реструктуризации (при наличии), свои соображения о доработке плана либо его утверждение в существующем виде;
  • должен учитывать обоснованные предложения гражданина, по внесению изменений в план реструктуризации;
  • за один календарный месяц до истечения срока процедуры реструктуризации, подготовить отчет о исполнении или нарушении утвержденного судом плана реструктуризации.

Как выглядит план реструктуризации

Прежде чем мы рассмотрим, как должен выглядеть этот документ и какие пункты должен в себя включать, хочется сказать, что судебная практика показывает, что в большинстве случаев план реструктуризации не утверждается арбитражным судом, причины нам не известны возможно очень часто требования, указанные в нем не соответствуют правовым нормам.

Составить этот документ имеет право, как сам должник, так и кредиторы или уполномоченный орган. В нем должны содержаться следующие сведения:

  • сроки и порядок выполнения обязательств перед кредиторами (основная задолженность плюс проценты);
  • размер ежемесячных взносов на уплату задолженности перед кредиторами.

Данный документ должен быть направлен всем заинтересованным лицам, причем если существует несколько вариантов плана, то они все подлежат направлению. Документ должен быть направлен не позднее 10 дней от даты закрытия реестра.

По прошествии 20 дней с даты направления плана, арбитражный управляющий должен организовать первое собрание кредиторов, при чем он должен за 14 дней до даты собрания опубликовать сведения о времени и месте собрания, а также направить письменное уведомление об этом. На этом собрании кредиторы должны вынести решение об одобрении, доработке либо отказе по предоставленному плану. В некоторых случаях собрание может быть проведено заочно, путем бюллетеней.

Также к плану необходимо приложить список следующих документов:

  • справка о доходах гражданина за последние 6 месяцев;
  • справки об общей задолженности перед каждым кредитором в отдельности;
  • сведения об имущественных правах должника и его имуществе;
  • сведения из кредитной истории, либо документ об ее отсутствии;
  • заявления гражданина о достоверности прилагаемых документов;
  • заявление гражданина о согласии или не согласии с планом реструктуризации (если план составлялся кредиторами).

План будет утвержден судом если:

  • в плане указано что должник будет погашать текущие обязательства;
  • обязательства перед кредиторами будут исполняться только из первой и второй очереди;
  • в плане нет экономически неисполнимых условий;
  • в плане не содержаться сведения о нарушении интересов несовершеннолетних лиц;
  • планом предусмотрено что у должника останутся средства на существование, сумма равная минимальному прожиточному минимуму;

Важно! Если через 2 месяца и 10 дней, с даты введения реструктуризации, финансовый управляющий не получил на руки план реструктуризации, от участвующих в судебном процессе лиц, то на первом собрании кредитор он должен внести предложение о признании должника банкротом.

Если после всех сроков план так и не был утвержден кредиторами, то суд вправе:

  • признать физическое лицо банкротом и инициировать процедуру реализации имущества;
  • не беря в расчет решение кредиторов утвердить план реструктуризации, при условии, что его исполнение, позволит выплатить большую задолженность, чем от введения реализации имущества (учитывается доход гражданина за 6 месяцев), и эти долговые обязательства составляют не менее 50% от всего размера предъявленных требований.

Если судом все же был утвержден данный документ, то с этого дня должнику дается 3 года на погашение его долгов перед кредиторами. По окончанию управляющий также подготавливает соответствующий отчет.

Плюсы и минусы процедуры реструктуризации для должника

Процедура реструктуризации долгов гражданина – требует немало времени и очень непопулярная мера. Основными плюсами для должника будут являться:

  • возможность уменьшить существующую задолженность перед кредиторами и исключить все штрафы и пени;
  • должник остается при своем имуществе;
  • очень актуальна для граждан, у которых есть в собственности дорогостоящее имущество, и у них нет желания чтобы оно реализовалось через аукцион по бросовой цене.

Основные минусы данной процедуры следующие:

  • самостоятельно составить план реструктуризации невозможно без соответствующего образования и навыков;
  • в связи с этой процедурой и сроками, в которые она реализуется, у финансовых управляющих нет желания заниматься в целом банкротством физических лиц.

На этом у нас все если возникли вопросы задавайте их в комментариях.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-293155-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-293155-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

После того, как арбитражный суд признает заявление о банкротстве обоснованным, он вводит следующую процедура банкротства - реструктуризацию долгов гражданина и назначает финансового управляющего. Обратите внимание - «реструктуризация долгов гражданина» - это лишь название процедуры в деле о банкротстве. И очень часто фактически в этой процедуре никакой «реструктуризации» не проводится, процедура проходит достаточно формально. С другой стороны - эта процедура может быть выгодна и для должника и для его кредиторов. Должник может избежать реализации имущества - в случае его наличия, избежать оспаривания совершенных сделок незадолго до банкротства, и при этом постепенно рассчитаться с кредиторами без начисления процентов, штрафов и неустоек.
Для того чтобы суд ввел процедуру реструктуризации, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  • Иметь источник дохода;
  • У него должна отсутствовать неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление в экономической сфере;
  • Физическое лицо не должно быть признан банкротом в течение 5-ти предыдущих лет;
  • Должен истечь срок административного наказания за определенные правонарушения;
  • В течение предыдущих 8-ми лет не должен быть утвержден иной план по реструктуризации задолженности этого должника.

В случае, если должник этим требованиям не соответствует - суд вправе сразу перейти к следующей процедуре - реализации имущества гражданина , минуя стадию реструктуризации.

Последствия введения реструктуризации

С момента введения этой процедуры для гражданина наступают следующие последствия:

  • срок исполнения денежных обязательств гражданина считается наступившим;
  • прекращается начисление пеней, штрафов, неустоек и иных финансовых санкций;
  • прекращается начисление процентов по обязательствам;
  • приостанавливается исполнительное производство в отношении должника;
  • любые требования к должнику могут заявляться только в арбитражный суд в рамках рассмотрения дела о банкротстве

Введение процедуры реструктуризации долгов предусматривает ограничения в распоряжении имуществом физического лица. Гражданин может совершать самостоятельно лишь мелкие бытовые сделки. Все остальные сделки должник вправе совершать только с согласия финансового управляющего, в том числе:

  • приобретать и отчуждать имущество стоимостью более 50 000 руб.;
  • приобретать и отчуждать любое недвижимое имущество, ценные бумаги, транспортные средства;
  • приобретать и отчуждать доли в уставном капитале; передавать имущество в залог;

  • получать и выдавать кредиты, займы, выдавать поручительства.


В случае спора между гражданином и финуправляющим по поводу сделок - разногласия разрешает арбитражный суд.

Если гражданин заключает такие сделки без согласия управляющего - заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными. При этом за совершение таких сделок должник может быть привлечен к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве по статье 14.13 КоАП РФ. Что в свою очередь может повлечь отказ в списании долгов по окончанию банкротства.

Действия финансового управляющего после введения процедуры реструктуризации и в ходе процедуры

  • Финансовый управляющий обязан опубликовать сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в газете «Коммерсант».
  • Финансовый управляющий обязан письменно уведомить всех известных ему кредиторов о признании заявления о банкротстве обоснованным и введении реструктуризации. Срок для рассылки уведомлений - 15 дней с даты принятия судом соответствующего решения.
  • В течение всей процедуры финуправляющий согласует сделки, совершаемые должником, за исключением мелкобытовых.
  • Проекты плана реструктуризации представляются именно финансовому управляющему, который обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений).
  • В ходе исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий рассматривает предложения гражданина о внесении изменений в план.
  • Не позднее чем за месяц до истечения срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах исполнения утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

Предъявление требований кредиторов

Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в течение двух месяцев с даты, когда было опубликовано сообщение о признании обоснованным заявления о банкротстве гражданина. Пропустившие этот срок кредиторы не лишаются права предъявлять свои требования к должнику; они вправе предъявить их в любое время. Если требования таких кредиторов будут признаны обоснованными, то они будут числиться за реестром кредиторов, их исполнят только после удовлетворения требований, включенных в реестр.
Требования кредиторов учитываются финансовым управляющим в реестре кредиторов физического лица . Внесение кредитора в реестр дает ему право участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.
Должник вправе возражать против требований кредиторов, последние так же могут возражать против требований других кредиторов.

План реструктуризации долгов: составление проекта, одобрение, утверждение, исполнение

За первые семь месяцев действия правил о банкротстве физлиц арбитражные суды не утвердили ни одного плана реструктуризации.

Право составлять проект плана реструктуризации задолженности гражданина имеют кредиторы должника, уполномоченный орган и сам должник В проекте плана должны быть указаны:

  • срок и порядок погашения требований кредиторов (основной долг плюс проценты на основной долг);
  • сумма ежемесячных платежей в погашение требований кредиторов.

Проект плана направляется управляющему, всем известным кредиторам, в уполномоченный орган и должнику. Срок для направления плана - 10 дней с даты закрытия реестра. Уведомление о получении проекта плана реструктуризации и о возможности ознакомления с ним публикуется финансовым управляющим в едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

План реструктуризации задолженности гражданина должен быть одобрен кредиторами на первом собрании кредиторов. Это собрание организует и проводит финансовый управляющий не раньше 20-ти дней со дня направления кредиторам проекта плана реструктуризации. Для привлечения к участию в собрании финансовый управляющий за 14 дней до даты собрания публикует информацию о времени и месте его проведения, а также направляет соответствующие уведомления кредиторам и в уполномоченный орган. Собрание может быть проведено и заочно. В этом случае к уведомлению управляющий прикладывает бюллетени для заочного голосования.

Основной вопрос собрания кредиторов - одобрение или отказ в одобрении проекта плана реструктуризации задолженности гражданина. Решение принимается большинством голосов от общего числа кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр. Если проект плана не был одобрен, суд по ходатайству заинтересованного лица может предоставить срок до двух месяцев для доработки плана. После доработки собрание кредиторов проводится повторно по тем же правилам.

Если план реструктуризации задолженности гражданина был одобрен собранием кредиторов, то финансовый управляющий передает его на утверждение суда.
Условиями утверждения плана реструктуризации судом являются:

  • погашение должником текущих обязательств;
  • погашение долгов кредиторов первой и второй очереди.

Кроме того, для утверждения плана судом необходимо, чтобы:

  • план являлся экономически исполнимым;
  • при его реализации не нарушались интересы несовершеннолетнего;
  • план оставлял должнику и его семье средства для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума;
  • исполнение плана не препятствовало погашению должником своих обязательств в будущем.

Если план не был одобрен собранием кредиторов, то суд может:

  • признать гражданина банкротом и ввести процедуру реализации его имущества;
  • вопреки решению собрания кредиторов утвердить план реструктуризации в случае, если его исполнение позволить погасить задолженность, большую, чем можно было бы погасить за счет немедленной реализации имущества (распределении среднемесячного дохода должника за шесть месяцев), и эта задолженность составляет не менее 50% размера заявленных требований.

Срок погашения гражданином долгов по плану реструктуризации может составлять до 3-х лет со дня его утверждения судом. Если первоначально для исполнения плана был установлен более короткий срок, то по ходатайству заинтересованных лиц суд вправе его продлить до 3-х лет.
За месяц до окончания срока действия плана управляющий составляет отчет по итогам его исполнения и направляет кредиторам, в уполномоченный орган и в суд с приложением документов, подтверждающих погашение задолженности. 
Если план не был исполнен, то, получив отчет, кредиторы и уполномоченный орган вправе обратиться в суд с ходатайством об отмене плана и признании гражданина банкротом. Если план исполнен и задолженность погашена, суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации.

Выводы

Реструктуризация долгов гражданина - довольно непростая процедура. Предусматривает удовлетворение требований кредиторов путем составления графиков платежей на срок до 3-х лет. При этом должник имеет следующие преимущества:

  • может договориться с кредиторами об уменьшении задолженности и реструктуризации оставшейся части долга;
  • на сумму долга начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, вместо банковских процентов или процентов по договору;
  • неустойки, пени и штрафы не начисляются;
  • реализация имущества должника не производится.

Минусы процедуры реструктуризации долгов:

  • не самая простая и быстрая процедура. За первые 7 месяцев действия положений закона, предусматривающего банкротство физических лиц, так и не было утверждено ни одного плана реструктуризации;
  • процедура предусматривает много действий со стороны финансового управляющего, длится может более 3-х лет (учитывая введение, утверждение плана и отчет по итогам), а по закону вознаграждение управляющего за ВСЮ процедуру - 25 000 рублей. Сложно представить управляющего, который три с половиной года вел бы процедуру за такие деньги.

Реструктуризация имущества может быть интересна таким должникам, которые имеют в собственности дорогостоящее имущество (например, недвижимость) и не хотят его потерять, или тем, кто за три года до банкротства совершал сделки с дорогостоящим имуществом и опасается их оспаривания. При этом должники должны быть готовы нести реальные расходы на ведение этой процедуры.

Комментарий к ст. 213.17 № 127-ФЗ

После утверждения кредиторами плана реструктуризации он направляется финуправляющим на утверждение в Арбитражный суд. В судебной инстанции его могут либо принять, либо отложить, либо могут вовсе отказать в его утверждении (например, если окажется, что у должника на момент утверждения плана отсутствует постоянный источник дохода, либо он близок к прожиточному минимуму). Интересно, что даже если кредиторы не одобрят план реструктуризации, его все равно может утвердить суд.

Однако свое решение суд принимает, исходя из интересов кредиторов – если план удовлетворяет требования кредиторов в большей степени, чем это могло бы быть при продаже имущества должника (в случае введения реализации имущества), то решение в большинстве случаев будет положительным.

Если же условия реструктуризации долгов чем-то ущемляют права кредиторов, то суд, скорее всего, отложит утверждение плана реструктуризации. Обычно в таком случае дается 2 месяца для внесения в документ правок или корректировок.

Константин Логинов, Адвокат

Статья 213. 17 . Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

  1. План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

  1. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, о предоставлении дополнительного срока на доработку указанного плана откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Дополнительный срок на доработку плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленный арбитражным судом в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать два месяца.
  2. Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений:
    • об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
    • об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
    • об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

  1. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
  2. Судебные акты, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы.


Просмотров