Материальные и процессуальные нормы права. Существенное нарушение норм права судами. Серьезные нарушения процесса

В минувшем году Владимир Путин озвучил одно из главных своих предвыборных обещаний: «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест… Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара». Над тем, что понимать под модернизированными рабочими местами, и каково будет их соотношение с вновь созданными, экономисты ломают голову до сих пор. Равно как и над тем, чего удалось добиться за полтора года «большого скачка»?

— Начнем с того, что в России нет даже статистики по поводу того, где и сколько убавилось или прибавилось рабочих мест. Не говоря уже о делении этих мест по каким-то категориям, — рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев . — Даже формально мы не можем сказать, растёт ли число высокопроизводительных рабочих мест. Со стороны экспертного сообщества были обращения к Росстату, что надо ввести учёт, но пока они остаются безответными. Нет даже чётких критериев, что считать высокопроизводительным рабочим местом.

Что касается обещания Путина — это сверхамбициозная задача. Все последние годы у нас наблюдалась обратная тенденция — рабочие места уходили из так называемого формального сектора (крупные и средние предприятия) в сектор неформальный или полуформальный (малые предприятия, индивидуальное предпринимательство). Рабочие места в малом бизнесе в основном не очень высокопроизводительные. То есть тенденция обратная — качество рабочих мест в стране падает. И за последние полтора года никаких признаков «коренного перелома» не наметилось.

«СП»: — Даже не специалисту понятно, что в стране с сырьевой экономикой число высокопроизводительных рабочих мест крайне ограничено. Значит ли постановка столь амбициозной, как вы сказали, задачи, что государство всерьёз рассчитывает за 8 лет сделать свою экономику передовой и инновационной? Или декларируемая цель — чистой воды популизм?

— Число рабочих мест в сырьевом секторе экономике в подсаженной на нефтяную иглу России невелико. Что-то около 20 процентов. Со смежными отраслями — на несколько процентов больше. При этом добавочная стоимость (прибыль) создаётся именно в сырьевом секторе, а потом уже по цепочке распределяется по другим секторам. Создание новых рабочих мест, естественно, немыслимо без создания и укрепления не сырьевых отраслей — высокотехнологичных производств или создания современных видов услуг. Такие планы и задачи ставились государством ещё с 90-х годов. Но значимых результатов мы не видим. Даже наиболее яркие проекты остаются под вопросом. Например, в Сколково, которое должно было стать неким знаковым проектом, мы до сих пор не осязаем тех тысяч рабочих мест, которые были обещаны.

Или, к примеру, была заявлена задача создания Мирового финансового центра в Москве. Да, рабочие места в финансовом секторе характеризуются высокой производительностью. Но в этом направлении тоже нет серьёзных подвижек. Всё остаётся на словах.

Единственное, что можно вспомнить из последних достижений в этой сфере — развитие сборочных автомобильных производств. Было образовано некоторое количество рабочих мест. Но я бы назвал их в лучшем случае среднепроизводительными.

«СП»: — За оставшиеся 7,5 лет можно создать хотя бы половину того, что обещал Путин?

— Смотря как считать. У нас, например, в какой-то момент решили считать, что если в автомобиле есть лампочка, созданная с использованием нано-технологии, то и сами автомобили — инновационный продукт. Так и здесь. Обычные рабочие места можно под надуманным предлогом объявить высокопроизводительными. Если же обойтись без, скажем так, упражнений со статистикой, то реальное увеличение числа рабочих мест будет сродни экономическому чуду, наблюдавшемуся в отдельных странах Юго-Восточной Азии. Это возможно, но требует сочетания эффективной внутренней экономической политики с удачной мировой конъюнктурой.

Предыдущий опыт всяческих модернизаций говорит о том, что вряд ли такая задача по плечу нынешней российской власти. Правда, не всегда проекция прошлого на будущее даёт оправданный прогноз. Если будет вестись грамотная экономическая политика, то несколько миллионов высококвалифицированных рабочих мест создать будет возможно. А это уже немалый результат.

Между тем, экономист, пожелавший остаться неназванным, рассказал «СП» , как примерно будут осуществляться манипуляции с рабочими местами.

— Производительность в России считается так: количество произведённой продукции делится на число работающих в данной сфере. Например, крестьянин вырастил несколько свиней и продал их за 100 тысяч рублей. Во столько и оценивается производительность его труда.

У нас есть много секторов, где посчитать производительность труда таким образом нельзя. Для врачей, учителей, полицейских обычно критерием производительности труда являются расходы государства. Скажем, чем больше, израсходовано на структуру МВД денег, тем эффективнее она работала. Такая вот прямая зависимость. И увеличение зарплат полицейским делает их рабочие места высокопроизводительными.

— Создание такого огромного числа рабочих мест — это было предвыборное обещание, которое ОНФ позаимствовал у «Деловой России», — говорит директор по связям с общественностью финансовой группы «Калита-Финанс» Алексей Вязовский . — Вместе с тем, в программе «Деловой России» резкий рост количества рабочих мест увязывался с новой индустриализацией, независимой денежно-кредитной политикой и тому подобными вещами. Ничего этого не наблюдается. Мы не видим, чтобы Центробанк создавал национальный капитал в России или появлялись передовые промышленные производства. Например, на днях РЖД был обещан триллион рублей на постройку высокоскоростных путей от Москвы до Казани. Но и там, при наличии столь серьёзных денег, российских производителей поддерживать не хотят. Решено, что по этим путям будут ездить поезда немецкой компании «Сименс». У нас есть Тверской вагоностроительный завод, но ему почему-то не заказывают ни скоростных поездов, ни двухэтажных вагонов. Даже олимпийские объекты в Сочи почему-то строили в основном турки. Если начинаешь анализировать, приходишь к выводу, что национальная экономика таковой по сути уже не является.

— Предложение Путина - только слова. Выполнить эту инициативу сейчас невозможно, — считает профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — У нас всего в крупном и среднем бизнесе работает 37 миллионов человек. 10−11 миллионов задействованы в малом предпринимательстве. Ещё 5−6 миллионов — предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). А про остальные 15−19 миллионов россиян трудоспособного возраста мы просто не знаем, чем они занимаются. Видимо, живут на какие-то подработки, заняты в серой экономике

Не понимаю, как мы почти на 70 процентов увеличим число работников на крупных и средних предприятиях, если у нас просто не создаются новые рабочие места. При этом в стране инвестиционный голод — мы вышли на докризисный объём инвестиций в экономику только в конце прошлого года. Я не знаю ни одного региона, где инициатива Путина привела хоть к какому-то увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. А приписки сделать для наших чиновников — милое дело. Поставили рядом с охранником новый компьютер — получили новое качественное рабочее место. Так вот все «достижения» и будут нарисованы.

Реально удастся создать не больше 2 миллионов рабочих мест, связанных с высокими профессиональными навыками.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Замир Усманов

Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Ахмедова М.А. - специально для Демоскопа

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.

Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.

Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012 гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на 8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.

В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя 2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел. в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости населения с сохранением тенденции составил 70%.

Существенно изменилась структура занятости, что во многом обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе. Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%. Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2% в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).

Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения, %

Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему году

Численность занятого в экономике населения, млн. чел.

Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему году

Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста

Источник : Расчеты по данным Госкомстата и Министерства труда и социальной защиты населения

С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В результате реализации ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках реализации различных отраслевых программ , Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.

Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.

Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества, а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству 183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8 тыс. рабочих мест.

Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест.

Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.

Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8 тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий - банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих мест.

Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч

Источник : Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан

Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская, Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.

Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.

На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228 тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4% выпускников ССПО (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей занятости, в % от общего числа выпускников

Источник : расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:

  1. Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
  2. Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодалелям.
  3. 3. Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т.д.
  4. 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах, в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству и реализации продукции животноводства.
  5. 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники и пр.
  6. 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.

Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности подготовки кадров системой профессионального образования с точки зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение учебных заведений нового типа.

Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Рассчитывается как отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011-2013 годы.

Любопытная цифра: краудфандинговый сайт Kickstarter за семь лет существования помог создать около 300 тысяч рабочих мест. Народное финансирование становится все более популярным. Если людям нравится проект (допустим, производство необычных кружек, выпуск музыкального альбома и прочее), они перечисляют определенную сумму для его реализации. Так за счет только одного сервиса удалось создать около 9 тысяч полноценных новых компаний. В глобальном масштабе - капля в море. Однако пример наводит на размышления. Мир меняется. Теперь им правят новые технологии.


В одном из просторных помещений бизнес-инкубатора КУП “Молодежная социальная служба” собралось несколько десятков человек. У этого госпредприятия сложная и важная задача - помочь молодым людям открыть свой бизнес и не прогореть в первый же месяц. В день моего визита парни и девушки пришли сюда на занятия бизнес-школы - проекта, разработанного унитарным предприятием “Кока-Кола Бевриджиз Беларусь” и бизнес-инкубатором. У будущих бизнесменов есть возможность получить консультацию специалистов, посоветоваться с уже состоявшимися предпринимателями, найти будущих партнеров. Лет тридцать назад о таком можно было лишь мечтать. Сейчас - обычное дело.

Практически у каждого из пришедших есть идея по созданию своего бизнеса. 29-летняя Екатерина уже имеет предпринимательский опыт. Сюда пришла с новой задумкой:

Это проект, который позволит молодым людям одновременно получать образование и путешествовать по всему миру. Сейчас моя цель - узнать мнение опытных коллег и найти единомышленников.

Вполне вероятно, что в будущем многие из пришедших смогут начать свое дело в бизнес-инкубаторе. Сегодня здесь обосновалось более 150 компаний. Больше всего в сфере услуг - туризм, строительство, транспортная логистика, рассказывает генеральный директор предприятия Рима Епур:

Около 20% - инновационные проекты в производстве и ИТ. В средний бизнес перерастает около 35% компаний. Некоторые остаются в сегменте малого бизнеса - но это неплохо, ведь молодые люди смогли обеспечить рабочим местом себя и, допустим, друга. У нас очень высокие показатели выживаемости бизнеса: в среднем в мире трехлетний рубеж переступает только 10% компаний, в нашем инкубаторе - около 90%. В Беларуси можно и нужно создавать бизнес. Думаю, в секторе малого и среднего предпринимательства мы вскоре увидим настоящий прорыв - для этого есть все возможности: у нас имеются свободные ниши, а главное, появляется обученная молодежь с креативными идеями, которая может их заполнить.

Задачу по созданию новых рабочих мест у нас с давних пор несет на своих плечах государство. Однако должно ли так быть? Из года в год мы перескакиваем по несколько ступеней в рейтинге “Ведение бизнеса” - согласно докладу 2017 года заняли 37-е место. Сокращается количество проверок для предпринимателей, снижается административная нагрузка. Бери и делай. Другой вопрос: где найти финансирование? Как раз денежный вопрос в свое время решался преимущественно за счет государства. Однако в нынешних экономических условиях лишних денег в казне нет. Где искать новые источники инвестиций? Вариант, который сразу приходит на ум, - привлекать зарубежный капитал. Впрочем, рубить сплеча не стоит, уверен эксперт Либерального клуба Антон Болточко:

Сейчас государству следует переориентироваться - создавать не сами рабочие места, а условия для их возникновения. Созданием рабочих мест должны заниматься предприниматели. Это касается финансирования - прежде чем обращаться к иностранному капиталу, следует обратить внимание, что и наши предприятия частной формы собственности готовы инвестировать. Но для этого необходимо решить две ключевые проблемы. Первая - обеспечение макроэкономической стабильности. Это фактически уровень инфляции и уровень стабильности национальной валюты. Сейчас дела обстоят неплохо. За по-следние два месяца инфляция в годовом выражении сложилась на уровне ниже 10% (в феврале в годовом выражении - 7%. - Прим. авт.). В то же время для мирового сообщества это по-прежнему много, оптимальный уровень - 2-3%.

Вторая - совершенствование нормативно-правовой среды. Здесь самое важное - доверие к национальному законодательству. Порой на местах оно интерпретируется по-разному. Кроме того, у нас нормативно-правовая база очень быстро меняется. Пример - налоговое законодательство. Многие отмечают, что с налогами, которые сегодня есть у нас, можно работать. Но каждый год в Налоговый кодекс вносятся поправки, которые порой кардинально меняют работу предприятий.

В мире наблюдается процесс смены техноукладов. Это затрагивает практически все отрасли экономики. На продвинутой молочной ферме теперь нужна не доярка, а программист. Чего ждать в будущем и как к этому подготовиться?

В международной практике это называют “четвертой промышленной революцией”, в основе которой - интернет-технологии. Безусловно, это влияет на развитие экономики, в том числе и на рынок труда. Есть ряд исследований, в которых описано, что некоторые профессии либо исчезнут с рынка под давлением новых технологий, либо станут менее значимыми и соответственно менее оплачиваемыми. Смена техноукладов должна быть стимулом к созданию высокодоходных рабочих мест. Согласно различным рейтингам наш человеческий капитал находится на высоком уровне - это нужно использовать. Необходимо раскрывать потенциал наших людей. В том числе создавать систему образования, которая будет отвечать современным реалиям.

Система подготовки кадров у нас создана - мы сохранили профобразование, есть высшее образование. Однако наблюдается некоторый перекос: нередко выпускник вуза идет работать по специальности, для которой достаточно окончить колледж. Как исправить ситуацию?

Один из аспектов этой проблемы - ментальный. Мы попытались сделать высшее образование массовым. Сейчас проблема - человек возмущается, что у него два высших образования, а он не может работу найти. В таком случае встает вопрос о качестве этого образования.

Нам нужно изменить подходы к подготовке кадров. И в этом процессе обязательно должны участвовать коммерческие структуры, которые после будут выступать в роли нанимателей. Это программная статья, которая переходит из одного документа в другой, но примеры реализации привести сложно. При этом я знаю случаи, когда крупные компании с солидной экспортной выручкой не раз пытались создать на базе учебных учреждений свои классы, департаменты, но всегда сталкивались с проблемами из-за препятствий со стороны учреждений образования. Возможно, здесь нужно подключить политическую волю.

Однако, готовясь к будущему, не следует забывать и о настоящем. А реальность такова: согласно данным Минтруда, в конце прошлого года в список самых востребованных профессий в городах вошли медсестры, врачи, швеи, повара, бетонщики - вакансии, привычные слуху и несколько банальные, но специалистов по факту не хватает. Зато в избытке бухгалтеров, администраторов, экономистов, юристов, слесарей, продавцов. Как обеспечить всех работой?

Варианты есть. К примеру, не нашлось подходящей вакансии в родном населенном пункте - государство поможет с переездом безработному и его семье. По направлению службы занятости можно бесплатно пройти переобучение. Предусмотрено и содействие самозанятости: при определенных условиях есть возможность получить субсидию на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, а также агроэкотуризма.

Государство дает удочку. Но учиться ловить рыбу нужно самому.

В прошлом году у нас было создано 54 тысячи новых рабочих мест - больше, чем было запланировано. Минимальная планка на нынешний год - 70 тысяч. И, что немаловажно, это должны быть современные, качественные и эффективные рабочие места с соответствующей зарплатой.
ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Бизнес-школа “Сколково” и Агентство стратегических инициатив разработали “Атлас новых профессий”, в котором специалисты прогнозируют, какие специальности будут востребованы через 10-20 лет, а какие исчезнут. По мнению авторов исследования, до 2030 года появится более 180 новых профессий, а около 60 - канут в Лету. Вот некоторые интересные перспективные специальности.

ИТ-медик

Речь идет о специалисте, способном управлять медицинскими базами данных, а также о разработчиках программного обеспечения для лечебного и диагностического оборудования.

Проектировщик 3D-печати в строительстве

Такие специалисты будут востребованы после 2020 года. Их задача - проектирование макетов конструкций и подбор компонентов для их печати.

Аудитор комплексной безопасности в промышленности

Этот специалист будет оценивать состояние безопасности на объекте с учетом всех видов угроз: механических повреждений, пожаров, кибератак, экологических угроз и прочего.



Просмотров