Обязательные работы как вид административного наказания практика. Обязательные работы. Порядок применения обязательных работ

Соответствующие поправки, внесенные 65-ФЗ, и введенные в действие 01.01.2013, предусматривали введение обязательных работ также в сферу административного права.

Понятие. За что назначают?

Обязательные работы, что это такое? Исполнение наказания в виде обязательных работ это вид наказания за совершенный проступок.

Статьей 3.13 КоАП указаны три отличия административных обязательных работ:

  • это полезные работы;
  • их выполняют только официально занятые граждане в свободное время;
  • работы выполняются безвозмездно.

Обязательные работы являются видом наказания по статьям КоАП:

  • 20.2. – за нарушения при массовых мероприятиях;
  • 20.18. – за блокирование пользования транспортными средствами;
  • 20.2.2. – в случае, если при скоплении людей произошли нарушения порядка.

Указанные статьи КоАП были рассмотрены Конституционным Судом.

В Постановлении КС РФ 4-П от 14.02.2013 отмечается, что назначение обязательных работ по перечисленным статьям допустимо, если был принесен реальных ущерб чьему-либо здоровью, имуществу .

При отсутствии вредных последствий его применение противоречит статьям 1, 19, 37, 55 Конституции РФ.

Согласно ст. КоАП 20.25 административное наказание, в виде обязательных работ применяется также за невыполнение иных административных наказаний — неуплату штрафа, ареста.

В отличие от наказания за нарушения при различного рода собраниях и протестах граждан (это довольно редкое в обычное время явление), санкции по данной статье могут применяться широко и повсеместно.

Статья КоАП РФ 3.13. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды

Виды обязательных работ определяются муниципальными властями по согласованию с региональным филиалом ССП.

Например, администрацией города Усинск в республике Коми установлены такие их виды:

Выполнять эти работы нарушители должны как на муниципальных коммунальных предприятиях, так и в частных организациях-подрядчиках городских служб. Обязательные работы заключаются, как правило, в благоустройстве города.

Обязательные работы устанавливаются исключительно судьей.

Кто исполняет наказание в виде обязательных работ? Обязательные работы могут назначаться следующими категориями нарушителей:

  • лицам, уклоняющимся от уплаты штрафа, ареста;
  • организаторам или руководителям массовых мероприятий;
  • участникам массовых мероприятий, если они лично нарушили порядок их проведения;
  • мешали движению пешеходов, их доступу к транспорту, жилью, социальным объектам, угрозу соблюдению техники безопасности;
  • нанесли вред зеленым насаждениям.

Обязательные работы назначаются на срок до 200 часов (срок обязательных работ не может превышать это количество часов), эта мера наказания применяется, если перечисленные действия производились в пограничной зоне, недалеко от резиденций Президента РФ, судов, исправительных учреждений; причинен ущерб здоровью и имуществу людей.

Обязательные работы не назначаются к следующим категориям людей:


Обязательные работы могут применяться к несовершеннолетним. Обязательные работы для несовершеннолетних назначаются на срок от 40 до 60 часов.

Дневная норма по возрастам:

  • 14 — 15 лет – два часа;
  • 15 — 16 лет – три часа;
  • свыше 16 лет – 4 часа.

Порядок и условия исполнения

Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ таков — правонарушитель, наказанный обязательными работами, привлекается к их выполнению приставом-исполнителем не позже 10 суток после их назначения.

Приставы занимаются учетом наказанных таким образом лиц, отработанного времени, согласовывают с местными органами их направление в конкретные организации и отбывание ими работ.

Организации, куда отбывающие наказание лица направлены, учитывают их явку на работу, ведут контроль за ее выполнением, количество отработанного времени.

Наказанные обязаны выполнять указания пристава, руководителей организаций, куда они направлены, сообщать о перемене своего места жительства.

Сроки

Время привлечения к обязательным работам в рабочие дни не более 2 часов (с согласия отбывающего наказание – 4 часов), не больше 4 часов в нерабочие дни. На какой срок назначаются обязательные работы? Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 200 часов.

В неделю наказанное лицо должно отработать не меньше двенадцати часов. Пристав может разрешить отработать меньшее время, если наказанный предъявит уважительные причины.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.

Если наказанное лицо находится в период отбывания данных работ в очередном отпуске, на каникулах, это не влияет на срок обязательных работ.

Уклонение от их выполнения (неявка, отказ) в случае неоднократности рассматривается как самостоятельное правонарушение по ст. КоАП 20.25 . На основании соответствующего документа от организации, где нарушитель отбывал наказание, пристав оформляет протокол.

Судья на основании этого протокола может наложить на виновного штраф от 150 до 300 тысяч р., арестовать его до 15 суток .

Случаи применения

Работающий пенсионер при прохождении обязательных работ решил уволиться по основному месту трудоустройства. В этом случае отпал один из главных признаков данного наказания – труд в свободное от оплачиваемой работы время. Принуждать пенсионера далее к обязательным работам нет оснований.

Студент, наказанный обязательными работами, защитил диплом (или отчислен из вуза). По смыслу закона он утрачивает возможность выполнять обязательные работы.

Заключение

Выполнение требований сначала УК, затем КоАП о введении наказания такого вида неоднократно откладывалось из-за отсутствия базы на местах. Сейчас в большинстве регионов такая база создана. Но ряд вопросов законодательно не решен.

Неясно, как поступить, если в ходе обязательных работ человек получил травму, профессиональное заболевание. Медицинского и социального страхования в подобном случае не предусмотрено, так как трудовой договор не заключается.

Также, проблемы обязательных работ в России в том, что не учтены и интересы ССП: никакой материальной заинтересованности приставов, курирующих обязательные работы, не просматривается при очевидном увеличении их нагрузки.

Этот вид наказания очень сомнителен с точки зрения Конституции РФ, международного права, Трудового кодекса. Можно предположить, что наши законодатели работают над устранением данных коллизий.

08 июня 2012 года Федеральнымзаконом № 65 - ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесеныизменения, согласно которым административная ответственность дополненадополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания являетсяновым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работызаключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административноеправонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы времябесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работыустанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не болеечетырех часов в день.

Обязательные работы неприменяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трехлет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военныесборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно - исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, длявыполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могутопределяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работывыполняются лицом, которому назначено административное наказание в видеобязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работисчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательныеработы.

Время обязательных работ неможет превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято наосновной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончанияработы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Времяобязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менеедвенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ототбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе отвыполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательныеработы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовойдисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, отбываетобязательные работы, судебный пристав - исполнитель составляет протокол обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20. 25настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 20. 25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотреноадминистративная ответственность в виде административного штрафа в размере отста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срокдо пятнадцати суток.

Также указанным Закономустановлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

Так, лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд сходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ вслучае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либотяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Исполнение постановления оназначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнениякоторых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться вотношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбываниюобязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебнымприставом - исполнителем исполнительного производства.

Обязательные работыназначаются судьей.

Согласно статье 49 Уголовного кодекса РФ:

Важно! Обязательными работами являются выполняемые на бесплатной основе полезные обществу работы, осуществляемые осужденным вовремя, свободное от основной работы (учебы).

Вид данного наказания устанавливается органами местного самоуправления (МСУ) по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы не могут назначаться дополнительно к имеющемуся наказанию, например, к лишению свободы, то есть являются основным видом наказания.

Данные работы бесплатны, весь доход от данных работ перечисляется в государственный бюджет.

Важно! Замена наказания в виде обязательных работ штрафом не предусмотрена действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Варианты обязательных работ

При назначении вида обязательных работ, органы МСУ и уголовно-исполнительные инспекции анализируют множество факторов: возраст, пол, состояние здоровья, трудоспособность.

Важно! Обязательные работы назначаются только трудоспособным лицам, к нетрудоспособным лицам обязательные работы заменяются иным видом наказания.

Примерами обязательных работ могут служить: вырубка леса, уборка улиц, транспортировка грузов, строительство и иные полезные для общества виды деятельности.

Каков максимальный размер обязательных работ?

Согласно части 2 статьи 49 Уголовного кодекса РФ, срок данного наказания не может превышать 480 ч. и не может быть ниже 60 ч. Отзывается данное наказание не свыше 4 ч. в сутки. Суд не может назначить наказание вне данных пределов.

Каков порядок отбывания обязательных работ?

Согласно части 2 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:

Важно! Осужденный привлекается к отбыванию наказания в течение 15 дней со дня поступления распоряжения суда с копией приговора.

Обычно, данное распоряжение направляется по истечении 10 дней с момента провозглашения приговора (то есть по истечении срока обжалования).

Таким образом, в течение месяца после провозглашения приговора осужденный приступает к отбыванию данного наказания.

Уклонение от обязательных работ и его последствия

Согласно статье 30 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:
уклоняющимся от обязательных работ являются следующие осуждённые:

  1. Не вышедшие более 2х раз в течение 1 месяца на обязательные работы без уважительных причин.
  2. Нарушившие более 2х раз в течение 1 месяца трудовую дисциплину
  3. Скрывшиеся для уклонения от отбывания наказания

Уважительными причинами являются, в частности, болезнь, непреодолимая сила, смерть близкого родственника.

Согласно части 2 статьи 30 УИК РФ данный осужденный объявляется в розыск и задерживается на срок до 48 часов (срок может быть продлен судом до 30 суток).

Важно! При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, осужденному данный вид наказания может быть заменен на более строгое наказание: принудительные работы или лишение свободы в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

При этом расчет срока таков, что день лишения свободы (принудительных работ) равен 8 часам обязательных работ.

Также замена обязательных работ на принудительные работы или полное лишение свободы осуществляется в случае отказа осужденного от обязательных работ.

Обязательные работы несовершеннолетним

Применение обязательных работ к несовершеннолетним регулируется частью 3 статьи 88 Уголовного кодекса РФ.

Существует три законодательно закрепленные особенности применения обязательных работ при назначении их несовершеннолетним (лицам до 18 лет):

  1. минимальный порог наказания снижен на 1/3 с 60 до 40 часов, максимальный порог на 2/3 с 480 до 160 часов соответственно
  2. несовершеннолетнему могут быть назначены только такие виды работ, которые он в силах осуществить (в частности, запрещены работы грузчиками или на лесоповале)
  3. продолжительность отбывания наказания в возрасте до 15 лет не превышает 2 ч. в день, в возрасте 15-16 лет — 3 ч. С 16-18 продолжительность отбывания наказания установлена по общему правилу - не более 4 ч.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

За время отбывания исправительных работ из заработка нарушителя в доход государства производится удержание в размере, установленном постановлением народного судьи, в пределах до 20% заработка.

Размер удержания определен Основами в процентах, а не в твердой сумме. Реальный размер вычета, таким образом, зависит от величины заработка. Исходя из среднего заработка рабочих и служащих суммарный вычет в. рублях может быть значительным.

Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков. В основном это такие административные правонарушения, которые близки к преступлениям, например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, мелкое хище-

ниє, систематическое пьянство в общественных местах, действия, связанные с распространением наркомании. Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от исправительных работ, предусмотренных в числе наказания в Уголовном кодексе. Последние назначаются приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влекут за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости, не являются основанием для увольнения с работы.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ ІІ

ГЛАВА 4

Обязательные работы, как вид уголовного наказания, по решению суда

Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ.

2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе; в рабочие дни – двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного – четырех часов. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

2. Исключена.

Исправительные работы как мера административного взыскания могут назначаться только постановлением народного судьи. Срок таких работ не может превышать двух месяцев. До введения в действие Основ исправительные работы как адмиаистративвое взыскание могли отбываться или по месту основной работы лица, совершившего административный проступок, или в местах, определяемых органами внутренних дел. Теперь исправительные работы могут назначаться только по месту постоянной работы нарушителя.

За время отбывания исправительных работ из заработка нарушителя в доход государства производится удержание в размере, установленном постановлением народного судьи, в пределах до 20% заработка. Размер удержания определен Основами в процентах, а не в твердой сумме. Реальный размер вычета, таким образом, зависит от величины заработка. Исходя из среднего заработка рабочих и служащих суммарный вычет в. рублях может быть значительным.

Следует учитывать также, что в сумму заработка входят: заработная плата, получаемая пр основному месту работы, по совместительству, а также гонорары, получаемые по договорам и трудовым соглашениям. Удержания не производятся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат единовременного характера.

Применение исправительных работ помимо материальных потерь для нарушителя предусматривает и некоторые другие ограничения: невозможность в течение срока отбывания исправительных работ уволиться с работы по собственному желанию; использовать в период отбывания этого взыскания очередной отпуск. Применение исправительных работ обязательно должно быть связано с воспитательным воздействием на нарушителя того трудового коллектива, где нарушитель работает.

Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков.

В основном это такие административные правонарушения, которые близки к преступлениям, например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, мелкое хище-

ниє, систематическое пьянство в общественных местах, действия, связанные с распространением наркомании. Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от исправительных работ, предусмотренных в числе наказания в Уголовном кодексе.

Исправительные работы как вид административного наказания

Последние назначаются приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влекут за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости, не являются основанием для увольнения с работы.

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного.

Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ ІІ
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ
С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 4
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Статья 23. Порядок исполнения наказания в виде общественных работ

1. Наказание в виде общественных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Осужденные к общественным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид общественных работ, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Статья 24. Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ

1. Осужденные к общественным работам обязаны работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

2. Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ.

3. В случае предоставления осужденному в период отбывания общественных работ социальных отпусков в связи с обучением или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по уважительным причинам личного и семейного характера исполнение данного наказания приостанавливается на период указанных отпусков. Осужденный в этих случаях обязан уведомить уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания наказания о получении им соответствующего отпуска и представить необходимое подтверждение этого.

4. В случае возникновения в период отбывания осужденным общественных работ обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 49 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

Статья 25. Исчисление срока наказания в виде общественных работ

1. Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный отбывал общественные работы.

2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе; в рабочие дни – двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного – четырех часов. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день.

исправительные работы

Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

3. Время общественных работ, отбываемых несовершеннолетним осужденным, не может превышать трех часов в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе, а в учебные и рабочие дни – двух часов, но не более трех дней в неделю.

4. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов.

Статья 26. Обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ

1. На администрацию организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

2. Исключена.

3. В случае причинения осужденному увечья, связанного с отбыванием наказания в виде общественных работ, возмещение ему вреда производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 27. Ответственность осужденных, отбывающих наказание в виде общественных работ

1. За нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция официально предупреждает их об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. В случае злостного уклонения от отбывания наказания в виде общественных работ осужденные привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 28. Злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) совершивший более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление и признанного судом виновным, основано на одном из основополагающих принципах уголовного закона принципе справедливости.

Наказание обязательно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В целях реализации данного принципа уголовным законом предусмотрен достаточно широкий спектр видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди них значительное место занимают наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду: обязательные, исправительные и принудительные работы.

Исправительные работы вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Стоит отметить, что исправительные и обязательные работы не назначается к лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам и имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим службу по призыву, и военнослужащим, проходящим службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Отличие принудительных работ в том, что они не назначается несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Общим для данных видом наказания является то, что в случае уклонения осужденного от отбывания исправительных, обязательных и принудительных работ, они заменяются лишением свободы.



Просмотров