Предмет и метод курса правоведение. Контенты лекционных занятий. Закон имеет определенную структуру, реквизиты

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тема 2. Государство и право

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определённая система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определённых общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собственные интересы. Данные интересы без их согласования способны «разорвать» общество, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личный интерес) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Принцип разделения властей создаёт механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Главное требование проблемы разделения властей, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Данный принцип является одной из основных характеристик демократического политического режима.

Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.

Государство-особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Признаки государства:

1. Отличающие его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества;

а) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);

б) наличие особой публичной власти, отделённой от общества;

в) наличие специального слоя людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

г) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;

д) государственные атрибуты (герб, гимн, флаг);

2. Отличающие его от других политических организаций современного общества (политических партий);

а) суверенитет-полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене;

б) правотворчество-только государство может издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны;

в) монополия на легальное применение насилия.

Причины возникновения государства:

1. Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2. Появление частной собственности на продукты и орудия труда;

3. Классовое расслоение общества.

Теории происхождения государства:

1. Теологическая-оно рассматривается как божий промысел (А. Августин, Ф. Аквинский);

2. Патриархальная-оно рассматривается как большая семья, где монарх–это отец, а его подданные–это члены семьи, т.е. сыновья (Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский);

3. Договорная (XVII в.)-оно понимается как общественный договор (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев);

4. Марксистская (XIX в.)-оно объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности;

5. Теория насилия (XX в.)-оно является результатом определённого политического действия: внутреннего или внешнего насилия, завоевания.

Функции государства-основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.

1. Внутренние;

а) экономические-экономические процессы и управление экономикой;

б) социальные-организация системы социального обеспечения;

в) культурные-формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения;

г) правовые-обеспечение правопорядка и осуществление правовых норм;

д) политические-обеспечение политической стабильности и осуществление властных полномочий;

2. Внешние;

а) организация государственной обороны и безопасности;

б) осуществление международного сотрудничества;

в) участие в решении глобальных проблем.

Типы государства:

1. Правовое государство-государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

У истоков этой идеи стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение данная концепция получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Основные признаки:

а) верховенство закона;

б) соблюдение и охрана прав и свобод человека;

в) принцип разделения властей;

г) взаимная ответственность государства и гражданина.

2. Социальное государство-государство, деятельность которого направлена на человека, его достойное существование.

Характерные черты:

а) развитые рыночные отношения и многообразие форм собственности;

б) свобода выбора для наёмных работников;

в) высокий жизненный уровень населения;

г) развитое социальное законодательство.

Форма государства-совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Основные элементы:

1. Форма правления-система организации высших органов государственной власти, их компетенция и порядок образования.

а) монархия (царь, султан, император, король); виды: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная);

б) республика: виды: президентская, парламентская, смешанная (полупрезидентская или президентско-парламентская);

2. Форма государственного устройства-территориальная структура государства, отношение государства с его территориальными единицами.

а) федерация;

б) конфедерация;

в) унитарное государство;

3. Политический режим-средства и методы осуществления государственной власти.

б) тоталитаризм;

в) демократия.

Основные подходы к вопросу типологии государства:

1. Формационный (основные постулаты);

а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели) процессе;

б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

г) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой;

2. Цивилизационный (характерные особенности);

а) каждая цивилизация основана на определённом первичном символе, который придаёт ей стилевую согласованность и формирует конечные ценности (пирамиды Древнего Египта, которые демонстрируют не только архитектурную символику, но наполнены экономическим, политическим, социальным смыслом);

б) цивилизациям присуща своя динамика развития, охватывающая длительные исторические периоды (фазы: генезис-рост-созревание-увядание-упадок-распад);

в) цивилизации взаимодействуют между собой и результатом этого является выборочное восприятие элементов друг друга, при этом без нарушения собственной индивидуальности;

г) цивилизации могут подвергаться возрождению и трансформации, но при этом так называемая «смерть» цивилизации не имеет тотального и «необратимого» характера (погибшая Византийская цивилизация оставила своё духовное наследие России балканским славянам).

Гражданское общество-совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

В таком обществе человеку гарантирован свободный выбор политической, экономической жизни, добровольность вступления в любую общественную организацию и участие в ней в рамках закона. Чем больше членов общества включено в такие организации, тем более развито гражданское общество. Форма правления в гражданском обществе-демократическая.

Главные принципы гражданского общества:

1. Свобода человека как члена общества;

2. Равенство человека с другими людьми;

3. Самостоятельность человека как гражданина, разграничение прав человека и гражданина.

Направления формирования гражданского общества в России:

1. Создание экономической основы в виде многообразия форм собственности;

2. Формирование нового типа государственности, который базируется на приоритете права;

3. Стабилизация общества на основе гражданского мира.

Правовое государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны между собой. Необходимым условием формирования правового государства является зрелое гражданское общество.

Современное российское государство по своему типу является переходным: оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей.

Создание правового, социального государства в России-дело конечно же не нескольких лет, оно займёт немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.

Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в том числе и с тем, что пока не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, обусловлено оно и известной слабостью судебной системы. Право до сих пор не стало повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной до конца судебной системы создаёт возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан.

Право выступает одним из наиболее универсальных нормативных регуляторов общественных отношений и является фундаментальной ценностью человеческой культуры. Право-целостное системное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом элементов.

Право-система общеобязательных формально определённых юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в том числе и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.

1. Естественное право-право человека на жизнь, свободу, безопасность;

2. Объективное (позитивное) право-система юридических норм, оформленных государством и предписанных им для решения тех или иных проблем;

3. Субъективное право-гарантированное государством право физическим и юридическим лицам на труд, образование, здравоохранение, отдых.

Основные признаки:

1. Волевой характер-выражение государственной воли, а через неё-классовых, религиозных, общечеловеческих и иных интересов;

2. Общеобязательность-обязательность исполнения норм права теми, кому они адресованы;

3. Формальная определённость-конкретность, однозначность, чёткая сформулированность и закреплённость норм права в письменном виде;

4. Связь с государством-деятельность специально уполномоченных государством органов с соблюдением специальной процедуры;

5. Охрана мерами государственного воздействия-применение мер принудительного характера.

Основные принципы:

1. Справедливость-тесная связь норм права с нормами морали и нравственности;

2. Равенство всех перед законом и судом (несмотря на все различия между людьми)-признание равными в правах и обязанностях;

3. Единство прав и обязанностей-невозможность их существования друг без друга;

4. Гуманизм-идея уважения к личности, её правам и свободам;

5. Демократизм-осуществление народом своей власти через представительные (законодательные) органы;

6. Сочетание убеждения и принуждения.

Функции права-основные направления правового воздействия на общественные отношения.

1. Регулятивная-воздействие на общественные отношения посредством установления определённых правил поведения;

2. Охранительная-защита личности и государства от правонарушений;

3. Воспитательная-формирование у граждан необходимой правовой культуры и уважительного отношения к праву.

Институт права-упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений (в конституционном праве нормы, регулирующие вопросы выборов, институт гражданства).

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт-лишь их вид. Институт-гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Виды институтов:

1. В зависимости от характера-материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2. В зависимости от сферы распространения-отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3. В зависимости от функциональной роли-регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

В современной литературе указываются возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1. Тоталитарная-государство выше права и им не связано;

2. Либеральная-право выше государства;

3. Прагматическая-государство создаёт право, но не связано им.

Основные правовые системы (семьи) современности:

1. Романо-германская (континентальная);

а) единая иерархически построенная система источников права;

б) главную роль в формировании права играет законодатель;

в) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

г) важное положение подзаконных нормативных актов;

д) деление системы права на отрасли;

2. Англосаксонская (англо-американская; общее право);

а) судебный прецедент выступает основным источником права;

б) ведущая роль в формировании права (правотворчество) отводится суду;

в) главенствующее значение процессуального права, которое во многом определяет право материальное;

г) отсутствие кодифицированных отраслей права;

д) отсутствие классического деления права на частное и публичное;

3. Религиозная;

а) главный творец права-Бог;

б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности;

в) тесная связь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

г) отсутствие деления права на частное и публичное;

д) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека;

4. Традиционная;

а) доминирующее место в системе источников права обычаев и традиций, имеющих, как правило, неписаный характер и передаваемых из поколения в поколение;

б) признание государством обычаев и традиций как совокупности юридических, моральных и мифических предписаний;

в) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает часто средством проведения политики конкретного государства. Взаимосвязь права с государством проявляется в том, что государство в лице его уполномоченных органов принимает и устанавливает юридические нормы.

Административная ответственность -предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершённое административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Административное правонарушение -противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административный арест -кратковременное лишение свободы по постановлению суда за некоторые виды административных правонарушений.

Административный штраф -денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц за совершенное административное правонарушение.

Амнистия (греч.amnestia -забвение, прощение)-освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.

Аппарат государства -система государственных органов,взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Брак -юридический факт, представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключённый в порядке и на условиях, установленных законом, направленный на создание семьи.

Ветви власти -разграничение полномочий государственных органов на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Вина (виновность) -внутреннее психическое отношение правонарушителя к совершённому им общественно опасному деянию.

Власть -форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия; сущностью власти являются отношения руководства и подчинения.

Гипотеза (греч.hypothesis -основание, предположение)-элемент нормы права, указывающий круг лиц, к которым адресована норма, а также обстоятельства (юридические факты), при которых она реализуется, т. е. возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Государственная Дума -нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

Государство -особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Гражданско-правовой договор -соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Гражданское общество -совокупность межличностных отношений (нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных) и институтов, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

Гражданское право -система правовых норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также личные неимущественные отношения между юридически равными, автономными, имущественно и организационно обособленными субъектами.

Дееспособность -предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности.

Демократия (греч. demos -народ, kratos -власть)-политический режим, основанный на признании народа источником власти и носителем суверенитета.

Депутат (лат. -уполномоченный)-лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Дисквалификация -лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Диспозиция (лат. dispositio -расположение)-элемент нормы права, определяющий модель поведения с помощью установления прав и обязанностей лиц, вступающих в правоотношения.

Дисциплина труда -обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определённым в соответствии с трудовым законодательством.

Закон -нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и обладающий высшей юридической силой.

Законность -точное и неукоснительное соблюдение в государстве правовых норм всеми субъектами права.

Законодательный процесс -процесс по внесению, обсуждению и принятию законов; главное направление деятельности Федерального Собрания РФ-парламента России как высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Запрещающие нормы права -они устанавливают запреты на совершение определённых действий, т. е. указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Имущественные отношения -отношения, складывающиеся в результате владения, пользования и распоряжения имуществом, а также отношения, связанные с передачей материальных благ.

Институт права (лат. institutum -установление, учреждение)-упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений.

Испытательный срок -указанный в трудовом контракте период, в течение которого нанимаемое лицо проходит испытание на предмет выявления его пригодности, установления соответствия работника поручаемой ему работе (по закону он не должен превышать трех месяцев).

Категории преступлений -деяния, различающиеся в зависимости от характера и степени общественной опасности, предусмотренные Уголовным Кодексом; подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Конституция (лат. constitutio -установление)-основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, а также герб, гимн и флаг государства, его столица.

Конституционное право -упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Контракт о гражданской государственной службе -юридически обязательное соглашение о профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий.

Конфедерация (лат. confoederatio -союз, объединение)-временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Крайняя необходимость -устранение опасности, угрожающей интересам личности, обществу, государству, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый.

Материальное право -совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

Меры административной ответственности -действия уполномоченных органов или должностных лиц, направленные на предупреждение возможных правонарушений, прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий.

Местное самоуправление -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,–законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Наследование по завещанию -односторонняя сделка, которая создаёт права и обязанности после открытия наследства.

Наследование по закону -установленный законом порядок призвания наследников к наследованию (8 очередей).

Невиновное причинение вреда -деяние признаётся совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть; деяние признаётся также совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Невменяемость -неспособность лица понимать значение своих действий вследствие психического заболевания.

Необходимая оборона -защита субъектом своих законных прав либо права и законных интересов других лиц, общества, государства от общественно опасного посягательства путём причинения вреда правонарушителю, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны.

Неприкосновенность личности -конституционное право граждан, при котором никто не может быть подвергнут аресту иначе как в порядке и случаях, предусмотренных законом.

Норма права -общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовой акт -государственный документ, принятый полномочным на то правотворческим органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера, обладающий определённой юридической силой.

Нормативный договор -соглашение между 2-мя или несколькими субъектами права, которое порождает правовые отношения (обязательства), исчезающие после выполнения условий договора.

Общество -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, а также способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Объект -то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений и по поводу чего они вступают в юридические отношения.

Объективная сторона -совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение.

Объекты гражданских правоотношений -всё то, что в соответствии с их содержанием служит средством удовлетворения интересов управомоченных лиц.

Обязывающие нормы права -они указывают вид и меру должного поведения обязанного лица.

Орган записи актов гражданского состояния -государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния.

Ответственность -необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

Отрасль права -упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый род (сферу) общественных отношений.

Персональные данные -любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Подзаконный акт -нормативно-правовой акт, основанный на законе и действующий во исполнении его.

Политическая партия -специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за политическую власть.

Политическая система общества -совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политический режим -совокупность методов, способов и приёмов осуществления государственной власти.

Постановление -нормативный правовой акт, принимаемый в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, установления норм, правил поведения, затрагивающих права и интересы физических и юридических лиц.

Права гражданина -охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека -охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Правительство -высший орган исполнительной власти, возглавляемый главой государства или премьер-министром.

Право (в сугубо юридическом смысле)-система общеобязательных, формально определённых юридических норм, которые выражаю

Предмет курса – наиболее важные положения основных отраслей системы российского права.
В предмет курса входят основы:

  • теории государства и права;
  • конституционного права;
  • права в сфере информации, образовательной деятельности и культуры;
  • гражданского права;
  • семейного права;
  • трудового права;
  • административного права;
  • муниципального права;
  • уголовного права;
  • экологического права;
  • земельного права.
В результате изучения курса правоведения студент должен получить:
а) представление о роли и значении соответствующих отраслей права;
б) необходимые знания для решения профессиональных и личных вопросов на правовой основе.

Цели и задачи курса «Правоведение»

Цель курса –овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.
Задачи курса: выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятие решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.
Изучив курс «Правоведение», студент должен:

  • иметь представление о сущности и принципах функционирования правового государства;
  • понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, уметь ориентироваться в системе отраслей права;
  • знать основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности граждан РФ, механизмы функционирования государственной власти;
  • уметь пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущей профессиональной деятельности.

Еще по теме Предмет курса «Правоведение»:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права

Мункуева С.А.

М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.

Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.

© С.А. Мункуева, 2010

© Изд-во ВСГТУ, 2010

Введение

Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:

1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;

2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;

3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.

В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.

Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.

Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения


Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.

Общество, государство, политическая власть:

Понятие и их соотношение

1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.

2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.

Понятие, предмет, метод, задачи правоведения

Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.

Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.

Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.

Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.

Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.

Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.

Понятие науки правоведение, ее предмет и методы

Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.

Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Данная наука рассматривает систему права в целом, во взаимосвязи различных ее отраслей, она также позволяет понять сущность права и государства, их возникновение, развитие, а также происходящие в современном обществе государственно-правовые явления. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и др.), их сущности.

Предметом правоведения (в который включен перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой) являются:

1) система основных правовых понятий;

2) государство как общественно-политическое явление;

3) право как социально-политического явления общественной жизни;

4) взаимосвязь между государством и правом;

5) основные понятия и положения различных отраслей права.

Правоведение традиционно использует следующие методы (совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки), которые основаны на следующих положениях:

1. всеобщие:

а) государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека;

б) государство и право являются институтами, которые находятся в постоянном развитии;

2. общенаучные а) анализ (расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям);

б) синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе);

в) системный подход (рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи);

г) функциональный подход (изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния).

3. частнонаучные:

а) формально-юридический подход к изучению предмета, при этом дается необходимое определение, производится их классификация на основе выделенных признаков и т. д.;

б) сравнительно-правовой (путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления их требований);

в) статистический (основан на статистической информации, количественных показателях);

г) социологический (исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы).

Таким образом, правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует понимание права в целом.

Понятие государства. Его признаки и функции

Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.

При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки государства :

1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;

2) населения, на ней проживающего;

3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления). Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.). Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями;

4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.

Функции государства (основные направления его деятельности) классифицируют на:

1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на:

а) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и т. д.).

2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики и т. д.). Она обеспечивается с помощью вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (например, ООН). Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

Принципы права

Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.

Виды принципов права:

1) общие – в них определяются существенные черты права в целом;

2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства);

3) отраслевые – принципы отдельно взятой отрасли права. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания.

Основные принципы:

1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам;

2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения;

3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом;

4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина;

5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности;

6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам,

7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты,

8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права,

9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом;

10) сочетание убеждения и принуждения.

Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования . Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств.

Источники права

Значение понятия «источник права»:

1) принимающие правовые нормы общество, государство для удовлетворения потребности в нем;

2) объективные условия в стране (политическая ситуация в государстве, экономическое развитие);

3) государственный документ, содержащий нормы права. Именно последнее значение дает определение источнику права в правовом смысле.

Источник права, как правообразующий фактор, имеет следующие начала:

Материальные (условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права);

Идеологические (правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право)

Формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства. Данный документ является источником права в формально-юридическом смысле.

Право как система представляет собой единство норм права (содержание) и формы права (источника права в формально-юридическом смысле).

Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо:

1) или издание его государственным органом с соответствующими полномочиями (законодательными);

2) или санкционирование государственным органом социальной нормы (судебные органы).

Основные источники права :

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы двенадцати таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах.

2) прецедент (судебный, административный) – судебные решения, принципы которых суды обязаны применять как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Суды обязаны не создавать правовые нормы, а применять их. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно, в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др.

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащие нормы права. Например, международные договоры, Договор об образовании СССР от 30.12.1922 г., коллективные договоры между работниками предприятия и администрацией.

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.). Он принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия.

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.

Согласно Конституции РФ:

1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ;

2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;

5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон;

6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

Признаки нормативно-правового акта:

б) соответствующие форма и реквизиты;

в) наличие соответствующей юридической силы, он обязателен для исполнения определенной группой лиц, наличие предмета регулирования;

г) действие в пределах оговоренного срока;

д) действие на конкретной территории;

е) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

Действие нормативного акта ограничивается:

1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия,

2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территорию, указанную в законе.

3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны).

Прекращение действия нормативно-правового акта:

Окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время;

Прекращение путем принятия другим актом соответствующей силы;

Отмена нормативного акта органом, принявшим его.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Признаки закона :

1) принятие законодательным органом или путем народного голосования (на референдуме);

2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);

3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ;

4) обладание высшей юридической силой (так как занимает второе после Конституции РФ место в пирамиде нормативно-правовых актов);

5) стабильность (порядок принятия закона, а также внесения в него изменений);

6) общеобязательность (его нормы должны исполняться всеми субъектами правоотношений).

Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что:

1) закон не может противоречить Конституции Российской Федерации, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными;

2) закону подчинены в своей деятельности суды Российской Федерации, то есть в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц.

Основными видами законов , в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

1) федеральные законы, которые подразделяются на федеральные законы и федеральные конституционные законы. Данный вид закона является основным видом, принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта федерации, о референдуме, о судебной системе и другие.

2) законы субъектов федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросах совместного ведения субъектов РФ и федерации законодательными органами субъектов федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Норма права

Норма права – этот определенное число составляющих систему права правил, установленных или санкционированных государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому.

Она обладает собственными содержанием и формой, в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь).

Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений.

Отличие от команд, распоряжений по конкретным вопросам состоит в общеприменительном характере. Норма права адресована кругу лиц, определяемых исходя из ее содержания, ее действие рассчитано на неограниченное количество случаев.

Признаки нормы права :

1) устанавливается или санкционируется государством путем закрепления в государственных актах (законах, подзаконных нормативных актах);

2) имеет представительно-обязывающий характер, то есть, с одной стороны, она предоставляет субъекту права свободу действий, а с другой – обязывает совершать или не совершать определенные действия. При этом свобода данного лица ограничивается;

3) для реализации правовой нормы применяются меры государственного принуждения. Норма права несет охранительный характер, так как гарантированные законом права и свободы находятся под их защитой;

4) общественные отношения регулируются определенной категорией норм права. То есть нормы права выполняют функцию социального регулятора общественных правоотношений;

5) обеспечивается мерами государственного принуждения.

Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют целое.

Соотношение нормы права и нормативного акта :

1) норма права может быть сформулирована в одной статье закона в виде трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам. Либо допустим второй вариант, когда в содержании статьи можно сформулировать несколько правовых норм.

В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям:

1) улучшается содержание норм,

2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом.

Структура нормы права

Норма права состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.

С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным субъектом, названными обстоятельствами, временем и местом.

Классификация гипотез:

а) по строению они подразделяются на простые и сложные. В простой гипотезе указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма. При наличии в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы, она называется сложной.

б) альтернативная гипотеза – это гипотеза, в которой указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы.

в) по форме выражения гипотезы их подразделяют на абстрактные и казустические.

Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права.

2. Диспозиция – это второй структурный элемент нормы права. Она содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участников правоотношений.

Виды диспозиции:

а) простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его;

б) описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения;

в) ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона.

3. Санкция – третий, завершающий элемент нормы права. В ней содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции.

Виды санкций:

1) штрафные или карательные меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.);

2) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, и др.).

3) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; и др.).

По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие позиции:

1) абсолютно-определенные санкции – размер и порядок применении неблагоприятных последствий.

2) относительно-определенные санкции – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

3) альтернативные санкции – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одну.

Классификация норм права

1) основным является деление норм права на:

а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими (обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения), запрещающими (запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий) или управомочивающими (управомочивающих нормы предоставляют право на совершение определенных действий.).

б) правоохранительные нормы устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы Уголовного Кодекса РФ.

в) специализированные нормы права содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. 2) по предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных;

3) по методу правового регулирования :

а) императивные;

б) диспозитивные;

4) по объему регулирования общественных отношений выделяют:

а) общие нормы права б) специальные нормы права, которые конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму;

5) по юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах;

6) по территории, на которую они распространяются , выделяют нормы права, которые действуют на всей территорию государства (они издаются высшими или центральными органами государства), или только на определенной ее части (они действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц);

7) по кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права;

8) по времени действия выделяют:

а) постоянно действующие б) временные нормы дискретного действия

9) по отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

Право и мораль

Юридическая наука выделяет следующие нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные и т. д.

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны.

По мнению ученых-правоведов:

мораль – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести.

мораль (нравственность ) – это представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.

Но при этом между правом и моралью есть различия , которые состоят в следующем:

1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство;

2) для того, чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости в оформлении их в форме нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества;

3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке. А исполнение норм права охраняется государством;

4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность.

Толкование права

Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.

Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.

В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц. Результат толкования излагается в акте толкования – документ, содержащий разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с норой права.

Различают следующие виды актов толкования в зависимости от:

Органов, выполнивших толкование:

а) акты судебных органов;

б) акты органов исполнительной власти и другие;

От отрасли:

а) уголовно-правовые;

б) гражданско-правовые и иные;

По форме выражения:

б) инструкции и т. д.

При выполнении толкования используется ряд приемов и правил, а именно:

1) с целью истолкования терминов, словосочетаний, используемых при создании нормы права, применяют языковой способ;

2) для установления связи между нормами применяют систематический способ, при этом определяют место комментируемой нормы в иерархии правовых норм;

3) для придания комментируемой норме конкретного смысла используют логический способ;

4) при выяснении условий, способствовавших появлению правовой нормы, применяется исторический способ толкования;

5) специально-юридический способ позволяет дать определение правовым терминам, понятиям и категориям.

Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе.

Толкование может быть официальным и неофициальным:

официальное – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида:

а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Например, разъяснения Пленума Верховного Суда. Нормативное толкование подразделяется на аутентическое (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции);

б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствий для иных дел.

неофициальное – разъяснение правовых норм, которое делается иными, не уполномоченными лицами и не имеет официального характера. Значение данного толкования в том, что они позволяют понять комментируемый материал. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется ученым), доктринальное (осуществляется профессионалами, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права) неофициальное толкование.

Правомерное поведение

При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками :

а) иметь социальную, общественную значимость;

б) регулироваться сознанием человека, их совершающего;

в) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом;

г) попадать по контроль государственных органов;

д) иметь правовые последствия.

Действия людей, содержащие указанные признаки, является правовым.

Правомерное поведение субъекта в первую очередь соответствует требованиям правовых норм, а именно:

а) совпадает с требованиями норм права,

б) не противоречит им,

в) соответствует правовым предписаниям,

г) не запрещено ими.

Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того, чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее:

Не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

Добровольность его совершения со стороны субъекта;

Массовость соблюдения правовых норм в обществе.

А именно, правомерное поведение – это общественно-необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть для того, чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества. Социальная основа правомерного поведения – общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах.

В юриспруденции допускается следующая классификация правомерного поведения :

а) по степени реализации правовых норм на активное и пассивное правомерное поведение;

б) по отраслям права на: конституционно-правомерное, уголовно-правомерное, финансово-правомерное, административно-правомерное и т. д.

в) исходя из мотивов правомерного поведения, выделяют:

1) социально-активное правомерное поведение, основанное на убеждении, зрелости личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;

2) привычное правомерное поведение основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;

3) конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;

4) маргинальное правомерное поведение характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д.

Правонарушение

Противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) личности, которое причиняет вред обществу, личности, государству, называется правонарушением .

Состав правонарушения представляет собой совокупность элементов, достаточных для привлечения личности к правовой ответственности, и образовывается из субъективных и объективных признаков:

Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Физическое при условии обладания праводееспособностью, юридическое – при совершении гражданских правонарушений;

Объект правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Выделяют:

а) общий – общественные отношения,

б) родовой – группа однородных общественных отношений,

в) непосредственные объекты преступлений;

Субъективная сторона правонарушения – представляет собой совокупность внутренних признаков правонарушения, она демонстрирует степень виновности лица, его совершившего, его отношение к своему деянию. Включает в себя: вину в форме умысла или неосторожности, цели, мотивы.

Объективная сторона правонарушения состоит из самого деяния в виде действия или бездействия, его противоправности, последствий, причинной связи между деянием и результатом.

Отсутствие одного или нескольких из перечисленных признаков влечет факт отсутствия правонарушения.

По степени причиненного ущерба выделяют:

1) общественно-опасные деяния,

2) вредоносные,

3) малозначительные, наносимый ими ущерб незначителен и устраним.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

1. Понятие, предмет и метод правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением :

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) наследственное право;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) земельное право;

7) налоговое право;

8) административное право;

9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.

Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :

1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;

2) основные, ключевые проблемы государства и права;

3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.

Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения подразделяются на :

1) всеобщие;

2) общенаучные;

3) частнонаучные.

Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.

Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.

К их числу относятся :

1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;

3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;

4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;

5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;

6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.

Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.

Среди таких методов можно назвать следующие :

1) статистический;

2) конкретно-социологический;

3) моделирование;

4) сравнительно-правовой.



Просмотров