Представительный орган муниципального образования правомочен после избрания. Представительный орган поселения. Представительный орган муниципального района может

1. Общая характеристика ПО МО;

2. Компетенция ПО МО;

3. Правовой статус депутата ПО МО.

Общая характеристика ПО МО

Численный состав ПО устанавливается ФЗ №131 при минимальной численности от 7 до 35 депутатов (больше можно – меньше нельзя) с учетом численности населения, проживающего в соответствующем МО.

ПО МР по закону не может быть менее 15 депутатов.

Численность ПО внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.

Порядок формирования ПО: ПО МО, по общему правилу, формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с применением либо мажоритарной избирательной системы относительного большинства, либо пропорциональной, либо смешанной избирательных систем. При этом ПО с численностью депутатов от 20 и более формируются на основе смешанной избирательной системы.

Особенности формирования ПО МР установлены в ФЗ №131. Он устанавливает два способа формирования данного органа:

1. Может избираться на муниципальных выборах, при этом от одного поселения может быть избрано не более, чем две пятых от установленной численности ПО;

2. Может состоять из глав поселений, входящих в состав района и депутатов представительных органов поселений с равной численностью.

ПО является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей от общего числа депутатов.

Структура ПО МО:

1. Руководящие органы ПО (председатель и его заместители);

2. Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии);

3. Объединения депутатов (фракции, депутатские группы);

4. Аппарат.

Руководящие органы: председатель – либо избранный на заседании ПО МО депутат, либо глава МО, если уставом предусмотрено, что он по должности входит в представительный орган и является его председателем; полномочия смотреть в законе;

Председатель и его заместители, как правило, работают в составе ПО на освобожденной основе и получают вознаграждение за счет средств местного бюджета;

Статья 35 устанавливает, что ПО может иметь в своем составе не более 10% депутатов, работающих на освобожденной основе.

Функционально-отраслевые органы – постоянные или временные комиссии (порядок формирования, полномочия, состав – смотри в Законе).

Компетенция ПО МО

Компетенция ПО МО определяется видом МО и характером вопросов местного значения (ст.35 ФЗ №131).

С учетом этого компетенцию можно разделить на две группы:

1. Исключительная компетенция, в которую входят те вопросы, которые могут быть решены только представительным органом и только на его заседаниях. Перечень данных вопросов содержится в статье 35;

2. Полномочия общего характера, которые определяются характером и содержанием вопросов местного значения и могут осуществляться как представительным органом, так и исполнительным, на основе принципа разграничения полномочий.

Функции ПО МО – основные направления деятельности представительного органа по решению вопросов местного значения.

1. Нормотворческая функция: порядок принятия муниципальных НПА представительным органом закрепляется в соответствии с Уставом МО и ФЗ №131 регламентом ПО МО;

2. Представительская функция;

3. Контрольная функция;

4. Исполнительно-распорядительная, реализующаяся вовне.

Формы деятельности представительного органа:

1. Заседание (сессия): бывают очередные и внеочередные; открытыми и закрытыми; кроме того, они могут быть выездными; порядок проведения заседаний определяется регламентом представительного органа;

2. Заседания постоянных комиссий. Порядок формирования и деятельности данных комиссий определяется регламентом, а также может быть принято положение о постоянных комиссиях. Действующее законодательство допускает возможность одному депутату участвовать в деятельности не более чем в двух комиссиях;

Понятие и назначение. Представительный орган муниципального образования – орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления – именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.

Характеризуя современные представительные органы местного самоуправления, необходимо учитывать их историческую связь с вече, земскими думами, местными советами. Все они суть формы российского местного самоуправления на соответствующих этапах его развития. Они имеют сходное назначение, порой общие организационно-правовые принципы и функции, хотя, разумеется, между ними есть различия, подчас весьма существенные.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов в Российской Федерации. Это придает представительному органу финансово-экономическую самостоятельность. Однако управление, распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Состав. Численный состав представительных органов, определяемый уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Причем он далеко не одинаков даже в представительных органах муниципальных образований одного уровня. Многое зависит от объема работы данного представительного органа, численности населения муниципального образования и т.д.

В советский период российской истории, когда действовали Советы народных депутатов, их численный состав был чрезвычайно велик. Считалось, что чем шире состав Совета, тем больше трудящихся пройдет школу государственного управления. На деле же депутаты Советов не играли существенной роли в решении вопросов общественной жизни. И порой чем больше был состав Совета, тем меньше было у него возможностей эту роль выполнять, поскольку деловое рассмотрение вопросов и принятие конструктивных решений столь массовой организацией было просто затруднительным.

Ныне численный состав представительных органов по сравнению с составом местных Советов народных депутатов значительно сокращен, хотя и не всегда оптимален. Бывает, число депутатов представительных органов по-прежнему велико или, наоборот, слишком мало. Чтобы избежать этих крайностей, законодатель в ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. установил, что численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

семи человек – при численности населения менее 1 тыс. человек;

10 человек – при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;

15 человек – при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;

20 человек – при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;

25 человек – при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Формирование состава. В состав представительных органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Имеется специфика формирования представительного органа муниципального района. Федеральный законодатель предусмотрел два варианта его формирования.

1. В представительный орган входят главы расположенных на территории муниципального района поселений, а также депутаты представительных органов этих поселений, избираемые данными органами из своего состава в соответствии с равной нормой представительства, независимо от численности населения поселений. Вновь избранный глава поселения должен сменить в составе представительного органа района своего предшественника на посту главы. Избрание нового состава представительного органа поселения означает необходимость избрания им из своего состава новых членов представительного органа района. Представительный орган поселения в любой момент может заменить ранее избранных им членов представительного органа муниципального района.

Входящие в состав представительного органа муниципального района при таком варианте его формирования лица не приобретают статуса его депутатов. Закон определяет их правовое положение как членов выборного органа местного самоуправления (в разбираемом случае – членов представительного органа муниципального района).

2. В представительный орган избираются депутаты на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района может формироваться либо по первому, либо по второму варианту. Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива в формировании представительного органа муниципального района в данном порядке оформляется решением представительного органа поселения, расположенного в границах муниципального района. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

Правомочность состава. Общее требование российского законодательства – представительный орган может осуществлять свои полномочия (т.е. быть правомочным) в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности его депутатов (членов).

Срок полномочий. Представительный орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа избирается путем общих или досрочных выборов на определенный срок, называемый созывом. Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Этот срок является предельным сроком полномочий депутатов представительного органа. Окончание срока полномочий представительного органа конкретного созыва означает и окончание срока полномочий всех депутатов данного созыва. Сказанное распространяется также на определение срока полномочий представительного органа муниципального района, избираемого на муниципальных выборах, а также его депутатов. Представительный орган муниципального района, формируемый органами местного самоуправления поселений, работает не по созывам. Он действует на постоянной основе, бессрочно.

Вместе с тем жизнь порой бывает непредсказуема; политическая, экономическая обстановка часто меняется. Поэтому законодатель предусмотрел, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в ряде случаев.

Во-первых, если судом установлено, что представительным органом принят нормативный акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования. При этом представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный акт. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель его высшего исполнительного органа государственной власти) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа. Полномочия представительного органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ об его роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Во-вторых, в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

В-третьих, в случае вступления в силу решения верховного суда республики, соответствующего суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В-четвертых, в случае преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов и необходимость формирования представительного органа нового созыва. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем непрямых выборов, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Компетенция. В Законе от 6 октября 2003 г. определены вопросы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления, т.е. вопросы, которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления, и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Анализ полномочий представительного органа позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, “местные законы”, которые адресуются всем другим органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям. Они определяют основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д. Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении. В-третьих, установление местных налогов и сборов тоже относится к исключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, наиболее существенные интересы жителей. В-четвертых, муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, и представительные органы не могут стоять в стороне от управления ею. Они устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в соответствии с которым действуют все другие органы местного самоуправления, их должностные лица. В-пятых, представительные органы контролируют деятельность других органов местного самоуправления, должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. Это касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, которые избраны, назначены представительным органом, главой муниципального образования (главой местной администрации). Осуществление контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительными органами решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления. В-шестых, представительные органы с учетом разделения труда в системе органов местного самоуправления должны следовать и определенным ограничениям в принятии решений. Так, нормативные правовые акты представительного органа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Перечисленные выше полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их обязанностей. Федеральный закон определяет, что иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Это важное положение следует понимать в том смысле, что в уставах муниципальных образований в соответствии с законодательством полномочия представительных органов могут быть расширены (но не сужены).

Например, Устав города Копейска Челябинской области предусматривает следующие полномочия городского Совета: принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений; принятие общеобязательных правил по предметам ведения местного самоуправления, планов и программ социально-экономического развития города и утверждение отчетов об их выполнении; согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных, областных налогов в бюджет города; утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; принятие нормативных актов, регулирующих вопросы городского значения; установление местных налогов, сборов и платежей; определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставление кредитов и налоговых льгот в соответствии с законодательством; установление порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью; принятие проекта генерального плана развития города; утверждение официальной символики города; учреждение городских наград и почетных званий; принятие решений об административно-территориальном устройстве города в пределах компетенции, установленной законодательством; организация проведения выборов в органы местного самоуправления и местного референдума в соответствии с законодательством; защита прав депутатов, принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутатов; избрание и освобождение от должности председателя городского Совета депутатов, заместителя председателя, председателей постоянных и других комиссий; рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений; принятие положения о территориальном общественном самоуправлении в городе; контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных распорядительными и исполнительными полномочиями; контроль за выполнением постановлений городского Совета организациями независимо от их организационно-правовых форм, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей; согласование по представлению главы города кандидатур на должности заместителей главы города и руководителей структурных подразделений администрации города; назначение даты выборов депутатов в городской Совет, главы города и проведения местного референдума и др.

В отношении решений, принимаемых представительным органом, законодатель установил важное требование. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, если он является главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Эффективное функционирование правовой системы, установленной в стране, обеспечивают Представительные, исполнительные, судебные институты осуществляют принятие и реализацию нормативных актов. Также они формируют условия для надлежащей охраны прав и защиты интересов граждан. По мнению многих исследователей, приоритетное значение в системе имеют законодательные (представительные) органы. Такая позиция обусловлена тем, что именно эти институты облекают в нормы главные направления внешней и внутренней политики, обеспечивая верховенство правовых положений в обществе. Рассмотрим далее, какие существуют представительные органы в стране, каковы их задачи и порядок формирования.

Общие сведения

Принцип разделения власти на три направления был закреплен в Конституции, принятой в 1993 году. Его суть заключается в том, что каждой ветви отводятся определенные вопросы, устанавливаются рамки компетенции, в пределах которых она может их решать. Так, в частности, разрешение споров, признание неконституционности тех или иных правовых документов, вынесение приговоров осуществляют судебные Представительные институты разрабатывают и принимают нормативные акты, утверждают бюджет и так далее. Эти вопросы находятся в ведении Федерального Собрания и региональных структур.

Парламент

Он выступает в качестве Высшего нормотворческого института в стране. В Федеральное Собрание входят: Госдума РФ и Совет Федерации. Первая структура осуществляет разработку, обсуждение и принятие норм. В некоторых случаях правовой документ изучается в Совете Федерации. При этом последний может отклонить утвержденный проект. Совет Федерации, таким образом, выступает как координирующий и контролирующий институт. Его деятельность необходима для уменьшения политических разногласий, принятия оптимальной редакции предлагаемой нормы.

Формирование

Образование представительных органов осуществляется на выборной основе. Избрание депутатов происходит по пропорциональной системе. В голосовании участвуют все граждане страны. В ходе предвыборной кампании политические партии предоставляют списки кандидатов. Места в Госдуме распределяются в соответствии с официальными итогами голосования.

Структура

Высшие представительные органы в комплексе формируют единый институт, принимающий ФЗ. В соответствии с ними утверждаются региональные правовые документы. Эта функция возложена на представительные органы субъектов РФ. Они, в свою очередь, именуются по-разному. Это могут быть:

  • Курултаи.
  • Думы (областные, городские и проч.).
  • Хуралы.
  • Советы и так далее.

Кроме этого, функционируют и территориальные органы. Они также наделены правом утверждать нормативные акты. Эти документы могут раскрывать суть ФЗ, регламентирующих решение вопросов совместного ведения регионов и РФ, или касаться проблем, относящихся исключительно к компетенции субъектов.

Палаты парламента

Представительные органы занимают ключевое положение в структуре административного аппарата России. Высшие институты регулируют вопросы, относящиеся к обеспечению нормальной жизнедеятельности всего общества в стране. Правовой статус палат парламента закрепляется в Конституции. В нормотворческой деятельности эти федеральные органы имеют приоритетное значение. Между тем в стране утверждать правовые акты могут и иные, в том числе судебные структуры и президент. Это, однако, нисколько не умаляет силы и значения палат парламента.

Нюансы

Представительные органы - это такие институты, которые формируются по воле народа. ФС имело такой статус с 1993-го по 1995-й. В настоящее время по своей сути не является представительным институтом власти. Это связано с тем, что назначение сенаторов осуществляет президент страны. При этом Госдуму можно назвать представительным органом только частично. Дело в том, что, к примеру, в 6-й ее созыв избрание депутатов осуществлялось по спискам. Таким образом, население голосовало не за конкретного кандидата, а за всю партию. Состав выдвигаемого политического объединения, однако, может измениться и после его избрания. В результате происходит "текучка" депутатов. Одни из них, заявляя самоотвод, уходят, а на их место приходят другие, о которых граждане даже не знают. По мнению ряда специалистов, сомнительной следует считать и исключительно законодательную функцию Думы. Дело в том, что депутаты имеют право опосредованно контролировать работу Счетной Палаты, председателя ЦБ. Они также могут направлять запросы в прокуратуру, назначать уполномоченного по правам, вызывать на заседание министров. Эти нюансы оказывают существенное влияние на зависимость ветвей госвласти друг от друга. Таким образом, Высшие нормотворческие федеральные органы обладают широкими возможностями. Обе палаты парламента наделены контрольными функциями в рамках своей компетенции.

Территориальные органы

Правовой статус этих институтов также закрепляется в Конституции. В полномочия представительного органа региона входит, кроме нормотворческой деятельности, работа по формированию и прочих структур, а также контроль их функционирования. Взаимодействие с институтами других ветвей осуществляется по-разному в той или иной административной единице страны. Существуют также отличия в формах организации самого процесса принятия законов, процедур рассмотрения и разрешения тех или иных проблем.

Специфика

Местные представительные органы самостоятельно решают вопросы, которые касаются информационного, материально-технического, правового, финансового и организационного обеспечения их деятельности. Все необходимые расходы на это утверждаются внутри институтов. Затраты на обеспечение деятельности предусматриваются отдельной строкой регионального бюджета.

Компетенция

Среди основных вопросов, которые решают региональные институты, следует отметить:

  • Формирование порядка, на основании которого будут проводиться выборы в органы самоуправления, осуществляться их деятельность в пределах, установленных в Конституции.
  • Установление сборов и налогов, отнесенных в соответствии с ФЗ к ведению регионов, порядка их удержания.
  • Принятие программ социального и экономического развития, предложенных исполнительными структурами.
  • Утверждение заключения и расторжения соглашений и договоров регионального уровня.
  • Установление режима управления и распоряжения собственностью на подведомственной территории.
  • Определение порядка созыва и проведения референдумов.
  • Утверждение плана по управлению регионом, установление структуры высших исполнительных органов субъекта.

Нормотворческая инициатива

Ее имеют соответствующие органы самоуправления, депутаты и определенные должностные лица. Право на инициативу предоставляется согласно положениям Конституции и Уставам регионов и другим институтам и структурам. В их числе, в частности, могут быть общественные организации и объединения. Это право могут получить и граждане, которые проживают на конкретной территории.

Рассмотрение предложенных проектов

Разработанные нормативные акты, предоставленные лицами, занимающими высшие должности в регионе, изучаются в первоочередном порядке. Рассмотрение законопроектов, в которых предусматриваются расходы, покрытие которых предполагается осуществлять из бюджета субъектов, осуществляется в течение не менее 2 недель (14 календарных дней).

Порядок утверждения актов

Процедура принятия устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Процесс имеет свою специфику. В частности:

  1. Принятие Устава субъекта, дополнений и поправок к нему производится большинством голосов. При этом оно должно составить не меньше 2/3 от всего числа депутатов.
  2. Законопроекты рассматриваются как минимум в 2 чтениях. При принятии или отклонении разработанного акта выносится соответствующее постановление.
  3. Утверждение законов региона производится большинством от всего установленного числа депутатов, а решений - от количества избранных.
  4. В качестве неотъемлемого условия вступления нормативного акта в действие выступает его обнародование (промульгирование) лицами, находящимися на высших постах.
  5. В случае отклонения законопроекта вето может преодолеваться большинством, которое составляет не меньше 2/3 от всего установленного числа депутатов.

Нормативные акты, Уставы вступают в действие непосредственно после опубликования в официальных источниках. Законы, положения, которые касаются защиты свобод и прав, наделяются юридической силой не ранее чем через 10 дней после издания.

Правовой статус

Нормотворческие региональные (местные) органы являются постоянно действующими институтами. Они выступают как единственные структуры административной единицы, обладающей правом принимать официальные юридические акты. В функции институтов включено законодательное регулирование по вопросам исключительного ведения региона, а также совместного ведения с Высшими представительными органами страны. Структуры административных единиц обладают правами юрлиц, имеют гербовые печати. Название представительного органа в каждом субъекте, его внутреннее устройство определяются в соответствии с Уставом (Конституцией) с учетом национальных, исторических и прочих традиций.

Специфика избрания

В ФЗ № 184 определена структура и способы, в соответствии с которыми формируются нормотворческие местные органы. Выбор депутатов осуществляется гражданами, проживающими в пределах данной административной единицы. Для участия в кампании они должны быть наделены избирательным (активным) правом. В качестве кандидата может выступать гражданин России, достигший определенного возраста. Он, согласно законодательству, должен обладать пассивным правом быть избранным. Выборы проводятся путем тайного голосования. Статус депутатов, продолжительность их полномочий, порядок, в соответствии с которым подготавливаются и реализуются утверждаются в Федеральных нормативных актах, Уставе (Конституции) и прочих правовых документах региона. Заседания являются открытыми, однако допускается проведение закрытых совещаний. Порядок созыва последних предусматривается в регламенте, который утверждает региональный или муниципальный представительный орган.

Состав региональных институтов

Большая часть представительных органов в субъектах является однопалатной. Две палаты парламента предусматриваются только в некоторых республиках. Формирование представительных институтов осуществляется в процессе выборов с использованием пропорциональной и мажоритарной систем. Не меньше половины депутатов должны выбираться по единому округу в соответствии с количеством голосов, поданных за списки от избирательных объединений. Количество депутатов в законодательном органе субъекта определяется в Уставе региона. Численность избранников колеблется от 11 (в Таймырском АО) до 194 (в Республике Башкортостан). Продолжительность пребывания гражданина в статусе депутата устанавливается в Уставе. Однако срок полномочий не может быть больше пяти лет. Количество должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, устанавливается соответствующим нормативным актом региона.

Финансирование

Расходы, которые необходимы для обеспечения деятельности представительных региональных органов, предусматриваются отдельно от прочих затрат согласно бюджетной классификации РФ. Распоряжение и контроль распределения средств в ходе реализации доходно-расходных статей отдельными депутатами либо их группами, а также самим нормотворческим институтом не допускаются. Вместе с этим полномочия представительной структуры региона по надзору за распоряжением бюджетными средствами не ограничиваются.

Законы представительного органа региона

Нормативные акты такого типа решают различные вопросы. К ним, в частности, относят:

  1. Утверждение бюджета региона и отчета о его реализации, предоставленные лицом, занимающим высшую должность.
  2. Установление порядка проведения выборов в структуры местного самоуправления в пределах административной единицы.
  3. Утверждение программ по экономическому и социальному развитию региона, которые предоставляются высшим лицом.
  4. Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению администрации, порядка их взимания.
  5. Утверждение бюджетов территориальных внебюджетных государственных фондов и отчетов по их реализации.
  6. Определение порядка управления и распоряжения имуществом субъекта, в том числе акциями, паями и прочими долями в капиталах хозяйствующих товариществ, обществ и предприятий иных организационно-правовых типов.
  7. Утверждение расторжения и заключения региональных договоров.
  8. Установление порядка организации и проведения референдумов.
  9. Определение административно-территориального устройства региона и правил его изменения.
  10. Установление структуры институтов иных направлений.
  11. Определение порядка избрания в представительный орган региона.

Постановления

Представительные органы регионов вправе выносить такие нормативные акты по различным текущим, оперативным вопросам. В частности постановлением осуществляется:

  1. Принятие регламента нормотворческого института, решение вопросов, касающихся внутреннего распорядка деятельности.
  2. Оформление передачи высших полномочий в субъекте гражданину по представлению президента России.
  3. Назначение на пост и снятие с него отдельных служащих.
  4. Оформление согласия на получение должности определенными лицами, если данный порядок установлен в Конституции, ФЗ или Уставе региона.
  5. Назначение даты выборов в представительный орган субъекта.
  6. Определение времени проведения референдума в предусмотренных нормативными актами региона случаях.
  7. Оформление решения о доверии/недоверии высшим должностным лицам, в том числе исполнительным органам, в назначении которых участвовал представительный институт.
  8. Утверждение соглашения об изменении границ административной единицы.
  9. Одобрение проекта договора о разделении полномочий.
  10. Назначение
  11. Оформление иных решений по вопросам, которые, согласно Конституции и прочим нормативным актам, отнесены к ведению представительного органа субъекта.

Досрочное прекращение деятельности

Полномочия нормотворческого органа могут останавливаться до истечения установленного срока, в случаях его роспуска по:

  1. Самостоятельно принятому решению депутатами.
  2. Постановлению руководителя региона, если в ходе заседания был принят нормативный акт, противоречащий юридическим документам, обладающим высшей силой. При этом факты несоответствия должны быть установлены в судебном порядке, а представительный орган не устранил выявленные нарушения в течение полугода с даты вступления судебного решения в действие.

При досрочном роспуске должны быть назначены внеочередные выборы. Они проводятся не позже 6 месяцев после вступления в силу постановления о досрочном прекращении полномочий представительного органа. Досрочный роспуск допускается также в случае принятия судебного решения о неправомочности текущего состава депутатов. Такое положение имеет место, кроме прочего, и при сложении избранниками своих полномочий.

Недоверие руководителю региона

Представительный орган наделяется и таким правом. Недоверие лицу, занимающему высшую должность, выражается в случае:

  1. Издания им нормативных актов, не соответствующих положениям ФЗ, Конституции, Уставу региона и прочим правовым документам. При этом противоречия должны быть установлены в рамках судебного заседания, а руководитель высшего исполнительного органа не устранил несоответствие по истечении месяца с даты вступления постановления суда в действие.
  2. Выявления другого грубого нарушения ФЗ, нормативных актов региона, положений Конституции и прочих документов такого характера, если оно повлекло повсеместное нарушение свобод, прав и интересов населения данной административной единицы.

Решение о выражении недоверия руководителю высшего исполнительного органа утверждается, если за него высказалась 1/3 депутатов из установленного их числа при инициативе такого же количества народных избранников. В случае принятия такого постановления лицо, занимающее высший региональный пост, отправляется незамедлительно в отставку с прекращением деятельности института, которым оно управляло. Одновременно должен быть сформирован новый состав исполнительного органа. Если этого не произошло, прежний институт функционирует до момента создания новой структуры.

Представительный орган муниципального образования - это выборный, обязательный, коллегиальный орган, обладающий правом представлять интересы нания.вующие на территории муниципального образоваселения и принимать от его имени решения.

Представительные органы состоят из депутатов, численность которых определяется уставом самоуправляющейся единицы. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ставит коная пропорция выглядит следующим образом:селения муниципального образования (ст. 35). Данличество депутатов в поселениях и городских округах в зависимость от численности на

  • 7 депутатов - при численности населения менее 1 тыс. человек;
  • 10 депутатов - при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;
  • 15 депутатов - при 10 до 30 тыс. человек;
  • 20 депутатов - при 30 до 100 тыс. человек;
  • 25 депутатов - при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;
  • 35 депутатов - при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниров она должна быть не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом, муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган формируется на муниципальных выборах и считается правомочным при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган необразуется. В этом слуного органа или схода граждан.ми. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительны быть небольшими и преимущественно сельскинятно, что такие муниципальные образования должвания независимо от количества проживающих. Почае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования.

Особо оговаривается формирование представительных органов в муниципальных районах. Они формируются двумя способами:

  • - в результате избрания на муна;пальный район, не может превышать две пятые от установленной численности представительного оргабранных из одного поселения, входящего в мунициниципальных выборах.
  • - в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. При таком варианте представительный орган излений, расположенных в границах муниципального района.мимо депутатов в состав представительного органа района по должности могут включаться главы посева, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Поселений в составе района по норме представительстбирается из депутатов представительных органов по

Срок полномочий представительного органа месттата не может быть менее двух лет. Конкретные сроки полномочийответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» срок полномочий депуных, в соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не может превышать пяти лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В сопального образования в соответствии с федеральным законодательством. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципального самоуправления определяется уставом представительных органов муниципальных образований определены на региональном уровне.

В ч. 5 ст. 40 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указыватат.ленности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек -- один депунове могут работать не более 10% депутатов от чисется, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Полномочия представительных органов прекращаются по истечении срока их деятельности. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

вступление в силу решения суда субъекта федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;

принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом);

преобразование муниципального образования;

роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган.

Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа. Представительный орган состоит из председателя, его заместителей, функционально-отраслевых подразделений (постоянные и временные комиссии), территориальных органов, аппарата.

Предсеются из состава депутатов. Возможен вариант,датель представительного органа муниципального образования и его заместители избира когда организацию деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.

В зависимости от того, кто возглавляет думу (сотельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения.ного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятеля связана с организацией работы представительсти: представительские и по руководству думой. Деятельность председачий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленновет), устанавливаются содержание и объем полномочий.

Председатель назначает и освобождадов думы.ставительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расхонии -- распоряжение денежными средствами преддает правом их приема и увольнения.

Постоянные и временные комиссии представительных органов местного самоуправях) представительного органа на срок его полномочий из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии. Временные депутатские комиссии действуют в течение определенного срока. Наиболее распространенными являются комиссии по социальной политике, бюджетным отношениям и т.п.ны и перед ним ответственны. Постоянные комиссии, как правило, избираются на заседаниях (сессими. Они образуются по решению представительного органа, ему подчинеления являются их основными вспомогательными депутатскими органами.

Территориальные органы представительного органа муниципального образования представлены депутатскими группами, осуществляющими свои полномочия в избирательных округах.

Аппарат представительного органа муниципального образования создается в целях организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности.

Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизареждений;ции и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Данный перечень не является исчерпывающим. Он не может быть изменен или сокращен, но может быть расширен с закреплением в уставе муниципального образования.

Кроме исключительных полномочий Федеральный закон к компетенции представительных органов муниципальных образований отнес:

установление официальных символов муниципальных образований и порядок их официального использования (ч. 3 ст. 9);

инициирование изменения границ и преобразования муниципального образования, выражения мнения по поводу изменения границ и преобразования муниципального образования (ст. 12, 13),

принятие решения о назначении местного референдума, инициирование местного референдума (ч. 3 ст. 22);

назначение муниципальных выборов (ч. 2 ст. 23), назначение голосования по отзыву выборных лиц муниципального образования (ч. 1 ст. 24);

рассмотрение и принятие решения по проекту муниципального прациативы граждан, установление минимальной численности такой инициативной группы (ст. 26);вового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы;

установление границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (ст. 27);

инициирование и назначение публичных слушаний (ст. 28), собраний граждан (ст. 29), конференций граждан (ст. 30), опроса граждан (ст. 31);

рассмотрение обращений граждан, направленных в представительный орган (ст. 32);

избрание главы муниципального образования из своего состава в случае, предусмотренном уставом муниципального образования, (ч. 2 ст. 36);

назначение на должность главы местной администрации по результатам конкурса (ч. 6 ст. 37),

утверждение структуры местной администрации (ч. 8 ст. 37);

формирование контрольного органа муниципального образования в, соответствии с уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 38);

установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (ст. 64).

Основной организационно-правовойформой работы представительного органа является заседание (сессия), на котором он решает вопросы отнесенные к его ведению законодательством и уставом муниципального образования.

Представительные органы осуществляют свои полномочия непосредсия признается правомочной, а также всех других форм деятельности представительного органа. Во время сессии могут проводиться заседания представительного органа, постоянных комиссий, депутатские слушания, собрания фракций и депутатских групп.вительного органа с участием всех депутатов или как минимум такого числа депутатов, при котором уставом муниципального образования сесственно только на заседаниях (сессиях) и принимают на них решения в коллегиальном порядке. Сессия -- это совокупность заседаний предста

Очередные заседания проводятся в установленные регламентами сроки (прежде в установленные законойянных комиссий или группы депутатов определенсти, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседаний особый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее посторедные заседания проводятся по мере необходимоном). Они созываются руководителем думы.

Возможность настаивать на провеют также главе муниципального образования.дении внеочередного заседания.

Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство засеным органом.рактере заседания решается самим представительзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о хаданий. Закрытые заседания организуются в особых случаях.

Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципальна, избираемый этим органом из своего состава.ного образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -- председатель представительного органа.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом или отния и депутатов.ние деятельности представительного органа муниципального образовадельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета.

Периодичность и порядок проведения заседаний (сессий) представипальных образованиях установлено, что сессии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц или, например, не реже 4 раз в год. При этомзования и в регламенте представительного органа. Во многих муницительного органа должны быть определены в уставе муниципального образования.

Предусмотрена возможность созыва внеочередных сессий по инициативе 1/5 от общего числа депутатов, либо одной из постоянных комиссии, либо главы муниципального образования, либо главы местной администрации.

Заседание (сессия) чаще всего признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного органа. Заседания (сессии), как правило, предусматривается проводить открытыми.

Обсуждение вопросов, внесенных на рассмотрение представительного органа, завершается принятием решения в коллегиальном порядке. Эта стадия предполагает в случае принятия решения за основу проведение обсуждения и внесение в него поправок, поддержанных большинством депутатов. Проект решения в соответствии с принятыми поправками стасов от установленной численности депутатов.ципального образования должен приниматься большинством в 2/3 головом может быть установлено принятие решений квалифицированным большинством (2/3) или высококвалифицированным большинством (3/4). В частности, в соответствии с Федеральным законом устав мунидиться в целом или вначале по разделам, статьям, пунктам, а затем -- в целом. Решение следует считать принятым, если за него проголосует большинство избранных депутатов. По наиболее важным вопросам уставится на голосование.

Представительные органы должны создать систему официального опубликования своих решений и правовых актов других органов местноданам, должностным лицам и организациям за неисполнениелирования отношений, применения каких бы то ни было санкций к гражзанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Неопубликованные официально правовые акты не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регубые нормативные правовые акты, затрагивающие права свободы и обяго сообщества.

Исполнение решений представительных органов организует глава меции.стной администрации и подчиненные ему органы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Как уже отмечалось, сход является аналогом представительного органа муниципального образования.

В случае если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва устанавливаются законом субъекта РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган поселения и осуществляет иные полномочия по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с избирательным законодательством.

Статус представительного органа закрепляется в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ст. 35 и др.), законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований, регламентах самих представительных органов.

Наименование представительного органа определяется законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Такое положение Закона не соответствует принципу учета местных традиций. Более целесообразным было бы определять наименование представительного органа в уставах муниципальных образований, как эго закреплял Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ. Теперь же субъекты РФ законодательно определяют наименования органов местного самоуправления. Так, в Свердловской области принят Закон от 22.11.2004 "О наименованиях представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в Свердловской области", ст. 2 которого устанавливает, что в Свердловской области представительный орган муниципального образования именуется "дума".

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Непосредственно срок полномочий представительного органа законом не устанавливается, поскольку представительный орган в муниципальном образовании носит постоянный характер. Срок же конкретного созыва представительного органа отождествляется со сроком полномочий депутатов. Срок полномочий депутатов представительного органа не может быть менее двух и более пяти лет. Обычно он устанавливается уставами муниципальных образований в четыре года. Хотя целесообразнее было бы подлить срок полномочий депутатов до семи лет, поскольку фактически при четырехлетием сроке полномочий депутаты начинают активно работать только на второй год. Первый год для большинства из депутатов является ознакомительным.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) его роспуска в порядке реализации норм федерального законодательства об ответственности перед государством; 2) принятия указанным органом решения о самороспуске (при этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; 3) вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) преобразования или упразднения муниципального образования; 5) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 6) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные Законом об основных гарантиях избирательных прав.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем "косвенных выборов", представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов по своей "квоте".

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение предусмотрено для представительного органа муниципального района. Представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами.

Первый способ (общий). Если специального способа не установлено уставом муниципального района, то депутаты представительного органа избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа.

Указанный порядок может быть изменен не ранее, чем через два года после первичного формирования представительного органа.

Второй способ (специальный). Если в течение одного года после выдвижения предложения представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, поддержат такое предложение, то представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Норму представительства будут определять представительные органы поселений. Однако такой способ формирования возможен только по отношению к представительному органу муниципального района второго и последующих созывов, поскольку данный порядок закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Тем самым Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает так называемые двухстепенные выборы депутатов представительного органа муниципального района. В подобной ситуации неоднозначным становится статус главы поселения, входящего в состав муниципального района. С одной стороны, это глава своего поселения, с другой же – лицо, входящее в состав представительного органа муниципального района с правом решающего голоса. Депутатом данное лицо называть не представляется возможным, поскольку оно не избиралось в качестве депутата. Тем не менее глава поселения в анализируемой ситуации входит в состав представительного органа. Представительный же орган является выборным. Поэтому представляется, что в данном случае глава – член выборного органа местного самоуправления.

Решение об обратном переходе от двухстепенных выборов к избранию представительного органа муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права принимается в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы и требует поддержки представительных органов не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов замещаются по пропорциональной избирательной системе. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в них, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. Тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования и не может быть менее: семи человек – при численности населения менее 1 тыс. человек; 10 человек – при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек; 15 человек – при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек; 20 человек – при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек; 25 человек – при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек; 35 человек – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района, но не может быть менее 15 избранников.

Структура определяется уставами муниципальных образований и регламентами самих представительных органов.

Возглавляет представительный орган его председатель. В соответствии с уставом муниципального образования председатель может быть избран из состава депутатов представительного органа либо исполнять полномочия председателя представительного органа может глава муниципального образования.

И вновь законодатель ставит очередной вопрос: в каком статусе глава муниципального образования будет входить в состав представительного органа? Закон позволяет исполнять полномочия председателя лицу, как избранному из состава представительного органа, так и избранному на муниципальных выборах в качестве главы муниципального образования. Причем в обоих случаях приоритет отдается должности главы муниципального образования. В качестве лица, входящего в состав представительного органа, глава будет исполнять полномочия председателя. В изначальной редакции Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержал формулировку "являться председателем". Однако впоследствии данная формулировка приобрела иное содержание: "исполнять полномочия председателя".

Если лицо изначально избиралось в качестве депутата, а потом было избрано главой муниципального образования из состава представительного органа, то такое лицо будет одновременно являться и депутатом представительного органа, и главой муниципального образования, и лицом, исполняющим полномочия председателя представительного органа.

Если же лицо изначально избиралось в качестве главы муниципального образования и в соответствии с уставом муниципального образования автоматически входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, то депутатом данное лицо назвать нельзя. Статус депутата по должности получить просто невозможно, поскольку депутат – лицо избираемое. Видимо, в этой ситуации глава муниципального образования будет являться одновременно членом выборного органа местного самоуправления.

В любом случае нецелесообразно для развития муниципального хозяйства одному лицу совмещать такое количество полномочий. Однако КС РФ считает, что нормы Конституции РФ подобным положением законодательства не нарушаются. 21 февраля 2002 г. КС РФ было вынесено Определение об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганской областной Думы о проверке конституционности п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ.

Следует оговориться, что ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ содержала аналогичную норму о возможности совмещения главой муниципального образования полномочий лица, входящего в состав представительного органа. По мнению заявителя, указанная норма противоречит ч. 1 и 2 ст. 32 и ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, поскольку препятствует реализации гражданами избирательных прав – права избирать главу муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления, наделенных каждый своей компетенцией, и быть избранными в качестве таковых; права на осуществление местного самоуправления через своих представителей – депутата представительного органа местного самоуправления и главу муниципального образования, каждый из которых наделен собственными полномочиями. Заявитель указывает, что вхождение согласно уставу муниципального образования главы муниципального образования в состав представительного органа местного самоуправления (с правом решающего голоса и правом председательствовать на заседаниях) фактически означает его руководство представительным органом местного самоуправления, что не согласуется с сущностью местного самоуправления.

КС РФ отметил следующее. Пункт 3 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, предусматривая возможность наделения избранного населением главы муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, устанавливает одну из конкретных гарантий самостоятельности местного самоуправления. Эта норма не носит императивного характера, не обязывает решать данный вопрос именно так, как это ею предусмотрено, а оставляет выбор варианта его регулирования в уставах муниципальных образований на усмотрение самих местных сообществ. Тем самым подтверждается самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и право на осуществление гражданами местного самоуправления через выборные органы, а также на самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления. Возможность наделения главы муниципального образования правом вхождения в состав представительного органа местного самоуправления не противоречит этим конституционным принципам, поскольку по своей конституционно-правовой природе институт избранного населением главы муниципального образования также имеет представительный характер.

В то же время устав муниципального образования может наделять, а может и не наделять главу муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Местное сообщество, кроме того, может вообще не предусматривать в своем уставе должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, поскольку из ч. 1 ст. 130 Конституции РФ вытекает обязательность наличия лишь выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Иные органы и должностные лица местного самоуправления образуются в соответствии с уставами муниципальных образований. Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ о возможности предусмотреть в уставе муниципального образования должность главы муниципального образования – выборного должностного лица (как и норма п. 3 той же статьи) не носит императивного, обязывающего характера. Поэтому органы законодательной власти субъектов РФ, судебные и иные органы должны исходить из того, что рассматриваемые нормы имеют лишь диспозитивный характер, а потому они не вправе вторгаться в эту сферу самостоятельного решения вопросов местными сообществами, как это гарантировано Конституцией РФ и федеральными законами. Представляется, что данная правовая позиция КС РФ небесспорна.

Что касается полномочий председателя представительного органа, то, как правило, они следующие: представление органа в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления иных территорий; созыв заседания представительного органа, доведение до сведения депутатов и населения времени и места их проведения, а также проекта повестки заседания представительного органа; осуществление руководства подготовкой заседаний представительного органа; председательствование на его заседаниях; подписание нормативных правовых актов и других документов представительного органа; назначение и освобождение от должности руководителя аппарата и других работников представительного органа, обладание правом их приема на работу и увольнения; дача поручений депутатским комиссиям и комитетам по вопросам их ведения; принятие мер по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представительного органа; заключение договоров от имени представительного органа; осуществление иных полномочий.

Несмотря на столь широкий перечень полномочий, председатель должен быть ведущим среди равных, поскольку по своей сути изначально он является депутатом.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в отсутствии председателя исполняет его полномочия. Уставы муниципальных образований либо регламенты представительных органов должны предусматривать количество заместителей председателя. Особенно актуально это стало в связи с тем, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ст. 40) установил, что на постоянной основе могут осуществлять свои полномочия не более 10% депутатов. Конечно, существуют примеры, когда председатели представительных органов осуществляют свои полномочия не на освобожденной основе. Однако, как правило, именно председатели и их заместители работают на постоянной основе. И при разработке и принятии уставов муниципальных образований необходимо учитывать как численный состав представительного органа, так и количество депутатов, работающих на освобожденной основе.

Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комитеты (комиссии). В отличие от комитетов и комиссий Государственной Думы, на местном уровне, как правило, отсутствует разница между терминами "комитет" или "комиссия". Соответствующее наименование устанавливается с учетом исторических и иных местных традиций регламентом представительного органа. И уже регламент представительного органа вправе определять постоянный или временный характер комиссий и комитетов. Например, в Екатеринбургской городской Думе названные структурные подразделения именуются комиссиями, независимо от постоянного или временного характера создания. В Первоуральской же городской Думе такие подразделения носят наименование "комитеты".

Постоянные комитеты (комиссии) в рамках своих направлений обычно: осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа; разрабатывают проекты решений и иных правовых актов; организуют проведение депутатских слушаний; готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение представительного органа; содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

Как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету; по муниципальной собственности; по муниципальному хозяйству; по социальной защите и здравоохранению; по развитию образования, науки; по местному самоуправлению.

Численный состав комитета (комиссии), как правило, не может быть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комитетов (комиссий).

Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета (комиссии).

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитет (комиссия) может создавать рабочие группы с привлечением депутатов, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых. Комитеты (комиссии) вправе запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

Деятельность временного комитета (комиссии) ограничивается конкретным сроком или выполнением определенной задачи.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности представительного органа, его должностных лиц, рабочих органов и депутатов представительный орган образует аппарат.

Руководитель аппарата представительного органа назначается председателем представительного органа. Руководители структурных подразделений, специалисты и служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат, как правило, включает в себя юридический отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Депутаты представительного органа, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят во фракции. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Кроме того, во фракцию может входить и один депутат. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования. Было бы логичнее, чтобы порядок деятельности фракций регулировал не закон субъекта РФ, а муниципальный правовой акт.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той партии, во фракцию которой он входит. Депутат, избранный в составе списка кандидатов партии и вступивший в партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение же перечисленных выше требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Таким образом, федеральный законодатель попытался предусмотреть оптимальный состав и численность представительного органа с учетом того, что конкретная его структура будет определяться муниципальными образованиями самостоятельно.



Просмотров