Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики. Энергетическое право Правовое регулирование саморегулирования в сфере энергетики

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Процессы саморегулирования, активно начатые строителями, теперь получили свое развитие и в энергетике. Отдадим должное организационным усилиям представителей строительной отрасли, и прежде всего, строительных ассоциаций, являющихся сейчас наиболее активными участниками данного процесса в России, и отметим, что саморегулирование в ТЭК имеет свою очевидную специфику. Ведь, несомненно - энергетика и электроэнергетика в частности играет значимую роль в современном обществе.
Сегодня на повестке дня стоит проблема реформирования большой энергетики, которая тесно связана с региональными и национальными инвестиционными программами социально-экономического развития, являясь их важнейшей инфраструктурной частью.

В настоящее время сектор энергетики (и электроэнергетики в частности) представлен целым рядом ключевых игроков, с разным уровнем ответственности и кругом задач. Но также на рынке присутствует и разнородное бизнес-сообщество, объединенное в профессиональные отраслевые ассоциации.

Охват процессами саморегулирования всего бизнес-сообщества, а не отдельных его представителей, позволит не только обеспечить более надежное и качественное исполнение договорных обязательств, но и повысить конкурентоспособность отечественной энергетики в целом. Саморегулируемые организации свои нормы, стандарты и правила профессиональной предпринимательской деятельности трактуют жестче, нежели государственные регламенты и стандарты, поскольку субсидиарная (коллективная ответственность), являющаяся основополагающим правилом любой СРО является наиболее весомым аргументом добропорядочности членов партнерства. Также сюда можно добавить и деятельность по предотвращению рисков и убытков для заказчиков и потребителей, включая солидарную финансовую ответственность и другие действенные возможности.

Первоочередные задачи СРО в сфере энергетики должны включать в себя разработку нормативной базы, информационное обеспечение, консультирование в области подготовки кадров.

РАО ЕЭС уже начало создавать систему технического регулирования, которая направлена на решение нормативных и технологических проблем, сокращение издержек, повышение качества продукции и услуг.

Создание новой нормативной базы просто необходимо. Старая база устарела, ее нормы и требования весьма далеки от требований сегодняшнего дня. Современные нормы и требования должны быть непосредственно связаны с энергобезопасностью и должны обеспечить принцип эффективности. Все нормативные документы должны быть гармонизированы друг с другом. Структура новой нормативной базы будет включать в себя:
технические стандарты (регламенты). Именно они определяют уровень энергетической и иной безопасности.
Региональные стандарты (территориальные);
Своды правил.
Стандарты организаций.
Инструкции и правил

Таким образом, основной целью создаваемых СРО энергетиков должно стать повышение эффективности энергетического комплекса, содействие его безопасности и бесперебойному функционированию.

М.: 2014. - 656 с.

В Общей части учебника рассматриваются общие положения об энергетическом праве, его понятии, источниках, правовом режиме энергетических ресурсов, правовом режиме энергетических объектов, правовом положении субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики, государственном регулировании и саморегулировании. В Общей части представлены теоретические взгляды по основным проблемам энергетического права с учётом правоприменительной практики и тенденций развития энергетического законодательства.

В Особенную часть включены разделы, посвящённые правовому регулированию в отдельных отраслях энергетики: газовой, нефтяной, угольной отраслях, в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, в области использования атомной энергии. Учебник подготовлен на основе современного законодательства с учётом правоприменительной практики. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических высших учебных заведений, для научных работников, практикующих юристов, государственных служащих, судей, специалистов, интересующихся вопросами правового регулирования в сфере энергетики.

Формат: pdf

Размер: 2,2 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Понятие и источники энергетического права
Глава 1. Понятие энергетического права 19
§ 1. Правовая природа отношений в сфере энергетики 19
§ 2. Методы энергетического права 26
§ 3. Принципы энергетического права 29
§ 4. Энергетическое право как наука 33
§ 5. Энергетическое право как учебная дисциплина 40
Глава 2. Источники энергетического права 43
§ 1. Общая характеристика источников энергетического права 43
§ 2. Нормативные правовые акты как источник энергетического права 44
§ 3. Международные договоры как источник энергетического права 55
§ 4. Обычаи как источник энергетического права 62
§ 5. Судебные акты высших судебных инстанций
как источник энергетического права 70
§ 6. Акты саморегулируемых организаций
как источник энергетического права 73
§ 7. Локальные акты юридических лиц
как источник энергетического права 76
§ 8. Доктрина как источник энергетического права 78
Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Общая характеристика частноправовых отношений
в сфере энергетики 81
§ 1. Общая характеристика и источники правового регулирования
частноправовых отношений в сфере энергетики 81
§ 2. Правовой режим энергетического ресурса 83
§ 3. Правовой режим энергетических объектов 91
§ 4. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере энергетики 100
Глава 2. Договорное регулирование в сфере энергетики 116
§ 1. Общая характеристика договорного регулирования
в сфере энергетики 116
§ 2. Договоры поставки энергетических ресурсов 124
§ 3. Договоры, регулирующие отношения по передаче, транспортировке,
перевозке энергетических ресурсов 138
§ 4. Договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям,
системам теплоснабжения, газораспределительным,
газотранспортным сетям, магистральным нефтепроводам 146
§ 5. Соглашения о разделе продукции 155
§ 6. Концессионные соглашения 156
§ 7. Договоры на хранение энергетических ресурсов 158
§ 8. Договоры на строительство, реконструкцию
и модернизацию энергетических объектов 160
§ 9. Договоры поставки энергетического оборудования 163
§ 10. Энергосервисный договор (контракт) 165
§11. Договорное регулирование инновационной деятельности
в сфере энергетики 167
Раздел III. Публичноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Государственное регулирование в сфере энергетики 172
§ 1. Государственная энергетическая политика и стратегия 172
§ 2. Принципы государственного регулирования в сфере энергетики 174
§ 3. Государственные органы, осуществляющие государственное
регулирование в сфере энергетики 180
Глава 2. Саморегулирование в сфере энергетики 224
§ 1. Общая характеристика, источники правового регулирования
саморегулирования и виды саморегулируемых организаций
в сфере энергетики 224
§ 2. Саморегулируемые организации в сфере электроэнергетики 231
§ 3. Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения 235
§ 4. Саморегулируемые организации в области
энергетического обследования 239
§ 5. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц,
осуществляющих работы по инженерным изысканиям,
проектированию, строительству энергетических объектов 243
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Правовое регулирование газовой отрасли
Глава 1. Стратегия развития газовой отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в газовой отрасли 253
§ 1. Стратегия развития газовой отрасли 253

в газовой отрасли 256
Глава 2. Частноправовые отношения в газовой отрасли 266
§ 1. Правовой режим газа как энергетического ресурса 266
§ 2. Правовой режим энергетических объектов газовой отрасли 272

в газовой отрасли 278
§ 4. Договорное регулирование в газовой отрасли 289
Глава 3. Публичноправовые отношения в газовой отрасли 299
§ 1. Государственное регулирование в газовой отрасли 299
§ 2. Саморегулирование в газовой отрасли 315
Раздел II. Правовое регулирование нефтяной отрасли
Глава 1. Стратегия развития нефтяной отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли 325
§ 1. Стратегия развития нефтяной отрасли 325
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в нефтяной отрасли 328
Глава 2. Частноправовые отношения в нефтяной отрасли 336
§ 1.Правовой режим нефти и нефтепродуктов 366
§ 2. Правовой режим энергетических объектов нефтяной отрасли 347
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в нефтяной отрасли 354
§ 4. Договорное регулирование в нефтяной отрасли 364
Глава 3. Публичноправовые отношения в нефтяной отрасли 374
§ 1. Государственное регулирование в нефтяной отрасли 374
§ 2. Саморегулирование в нефтяной отрасли 382
Раздел III Правовое регулирование угольной отрасли
Глава 1. Стратегия развитияугольной отрасли и источники
правового регулирования общественных отношений в угольной отрасли 388
§ 1. Стратегия развития угольной отрасли 388
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в угольной отрасли 391
Глава 2. Частноправовые отношения в угольной отрасли 397
§ Шравовой режим угля 397
§ 2. Правовой режим энергетических объектов угольной отрасли 401
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в угольной отрасли 404
§ 4. Договорное регулирование в угольной отрасли 410
Глава 3. Публичноправовые отношения в угольной отрасли 415
§ 1. Государственное регулирование в угольной отрасли 415
§ 2. Саморегулирование в угольной отрасли 418
Раздел IV. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Глава 1. Стратегия развития электроэнергетики и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики 424
§ 1. Стратегия развития электроэнергетики 424
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере электроэнергетики 427
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере электроэнергетики 438
§ 1.Правовой режим электрической энергии и мощности 438
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере электроэнергетики 446
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере
электроэнергетики 456
§ 4. Договорное регулирование в сфере электроэнергетики 465
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере электроэнергетики 475
§ 1. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики 477
§ 2. Саморегулирование в сфере электроэнергетики 490
Раздел V. Правовое регулирование в сфере теплоснабжения

Глава 1. Стратегия развития теплоснабжения и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере теплоснабжения 504
§ 1. Стратегия развития теплоснабжения 504
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере теплоснабжения 507
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере теплоснабжения 516
§ 1.Правовой режим тепловой энергии 516
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере теплоснабжения 521
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере теплоснабжения 528
§ 4. Договорное регулирование в сфере теплоснабжения 537
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере теплоснабжения 547
§ 1. Государственное регулирование в сфере теплоснабжения 547
§ 2. Саморегулирование в сфере теплоснабжения 558
Раздел VI. Правовое регулирование в области использования атомной энергии
Глава 1. Стратегия развития атомной энергетика и источники правового
регулирования общественных отношений в области
использования атомной энергии 562
§ 1. Стратегия развития атомной энергетики 562
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в области использования атомной энергии 566
Глава 2. Частноправовые отношения в области
использования атомной энергии 583
§ 1.Правовой режим ядерных материалов, радиоактивных отходов 583
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в области
использования атомной энергии 594
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в области использования атомной энергии 601
§ 4. Договорное регулирование в области использования атомной энергии 614
Глава 3. Публичноправовые отношения в области
использования атомной энергии 622
§ 1. Государственное регулирование в области использования
атомной энергии 622
§ 2. Саморегулирование в области использования атомной энергии 632
Библиография 638

Как верно отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин «мы гордимся тем, что Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов, серьёзными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача - с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны».

Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?

С 07.04.2017 по 12.05.2017

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса - указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.



Просмотров