Совместимость технических регламентов с международными стандартами. Основные отличия стандарта от технического регламента. Классификация обязательных требований

Первым российским законом о стандартизации был ФЗ № 5154-1 «О стандартизации» (от 10 июня 1993 года), который отменен с вводом в жизнь ФЗ № 184 «О техническом регулировании». ФЗ № 184 объединил в одном документе вопросы стандартизации и сертификации продукции. Что вполне логично, т.к. система стандартизации формулирует требования к объекту, а система сертификации устанавливает требования, по исполнению которых можно судить о несоответствии или соответствии объекта утвержденным стандартизацией требованиям.

Причем стандартизация и сертификация имеют общие цели. Стандарты, как и оценка соответствия продукции, осуществляются для:

  • снижения рисков безопасности имущества государства, муниципалитетов, юридических и физических лиц с учетом возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера,
  • повышения безопасности здоровья и жизни граждан РФ,
  • повышения экологической безопасности.

Но стандартизация имеет и цели, присущие только данному направлению деятельности, а именно:

  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
  • обеспечение единства измерений, взаимозаменяемости технических средств;
  • соблюдение и создание совместимости и сопоставимости результатов испытаний и исследований;
  • содействие проведению работ по унификации;
  • создание систем классификации и кодирования самой различной направленности;
  • разработка и внедрение систем поиска и передачи данных и другие цели.

В соответствии со статьей 14 ФЗ № 184 стандартизацией занимается национальный орган РФ, который назначается Правительством. Данная функция возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ранее называлось Госстандартом, а с июня 2010 года – Росстандартом. Данная структура подчиняется Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Для организации государственной работы по стандартизации в той или иной сфере деятельности создаются технические комитеты. Число их значительно, но, например, существуют такие технические комитеты как по общероссийским классификаторам, по информационным технологиям, по электромагнитной совместимости технических средств, по кинематографии, по судостроению и т.д.

Технические комитеты функционируют на основе Положений о конкретной структуре. Заседания их открыты для доступа публики. Сами комитеты состоят из представителей власти, научных учреждений, общественных и саморегулируемых организаций, бизнеса.

ФЗ № 184 признает законное право разработки, утверждения и хождения на территории России следующих документов в области стандартизации:

  • общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
  • национальных стандартов;
  • международных стандартов (а также их официально заверенных их русских переводов) и других существующих международных документов или документов иностранных государств, относящихся к сфере стандартизации, если они прошли официальную регистрацию в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (этот пункт закона введен в действие только с 2010 года);
  • правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;
  • стандартов предприятий и организаций;
  • сводов правил. Здесь закон понимает документ в области стандартизации, применяемый на добровольной основе, цель которого — соблюдение требований технических регламентов.

Национальные стандарты

Разрабатываются национальные стандарты в рамках системы стандартизации в порядке, который определил ФЗ № 184. Утверждается национальный стандарт российским органом по стандартизации. Он должен соответствовать рекомендациям, нормам, правилам стандартизации, существующим в сфере применения разрабатываемого национального стандарта.

Применяется национальный стандарт на всей территории Российской Федерации на добровольной основе, как к российской продукции, так и к зарубежной, если она предназначена для выпуска на российский рынок. Знак соответствия национальному стандарту подтверждает исполнение продукцией требований национального стандарта.

Принимать участие в стандартизации может любой гражданин, т.к. инициатором разработки национального стандарта может быть любое лицо. Создание нового национального стандарта согласовывается с федеральными структурами. Об опубликовании проекта национального стандарта для публичного обсуждения заинтересованными сторонами извещается в средствах массовой информации. В ходе обсуждения проекта, разработчик вносит коррективы. А все полученные к проекту замечания сохраняет в письменном виде. Срок публичного обсуждения национального стандарта не может быть менее 2 месяцев.

По окончании публичного обсуждения проект национального стандарта вместе со всеми письменными замечаниями передается в национальный комитет по стандартизации в указанной области, который организует проведение экспертизы проекта. Только на основе профессиональной экспертизы проекта национального стандарта комитет может сделать вывод о принятии или отклонении данного проекта.

Если в конкретной области применительно к техническому регламенту не существует национального стандарта, то комитет имеет право принять меры к разработке и утверждению свода правил по исполнению требований данного технического регламента в рамках существующих требований стандартизации.

Национальный орган по стандартизации перед вступлением в силу технического регламента, опубликовывает перечень документов стандартизации в области технического регламента, исполнение которых на добровольной основе способствует соблюдению требований данного технического регламента. Национальные стандарты и своды правил могут содержать, в том числе, требования, которые содержат технические регламенты.

Национальная стандартизация предусматривает анализ и пересмотр таких документов один раз в пять лет.

Международные стандарты

Международные стандарты способствуют упрощению торговли между странами, предоставляя иностранным покупателям единые с производителем механизмы оценки безопасности и качества продукции. В некоторых случаях стандарты могут препятствовать активному товарообороту между странами, если стандарты стран не имеют единых эквивалентов и сильно разнятся. Регулирующие органы страны импортера зачастую требуют наличия испытаний продукта, проведенных в своей стране, для подтверждения безопасности товара в соответствии с действующими законами государства-потребителя продукции.

Международные стандарты являются согласием в сфере стандартизации на международном уровне. Гармонизация стандартов способствует устранению барьеров между национальными стандартами, позволяет разработать междунациональные руководства для подтверждения соответствия этим международным стандартам.

Гармонизация осуществляется во всех секторах технологии и промышленности и ведётся международными организациями стандартизации. Такие центры включают представителей всех стран и способствуют сделать этот процесс прозрачным.

Международные стандарты, относящиеся к продукции, разрабатывают такие организации:

  • МЭК — Международная электротехническая комиссия;
  • ИСО — Международная организация по стандартизации;
  • ITU — Международный телекоммуникационный союз. Он имеет другое название — Международный союз электросвязи — МСЭ;
  • OIML — Международная организация законодательной метрологии;
  • Комиссия «Кодекс Алиментариус» и многие другие.

Основным международным стандартом является стандарт ИСО. С ним государства согласуют многие национальные и ведомственные стандарты. Международная организация по стандартизации ISO ставит целью способствовать развитию стандартизации в мире для обеспечения международного обмена услугами и товарами.

Наряду с ИСО международными стандартами часто называют национальные стандарты таких стран, как США (международный стандарт ANSI) или Германия (международный стандарт DIN), т.к. они приняты как национальные стандарты во множестве стран.

Мне нравится

3

Вступивший в силу с 1 июля 2003 года Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ внёс принципиальные изменения в систему стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг Российской Федерации. Если до принятия указанного закона нормативные требования к продукции и услугам подлежали безусловному выполнению, то после вступления закона в силу выполнять предписывается лишь требования в части соблюдения безопасности потребителей, их имущества и окружающей среды. Рассмотрим эти изменения более подробно.

Новые термины

Во-первых , введены новые важные термины и определения. Среди них в первую очередь выделяются такие, как “ Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации “ , “Сертификация”, "Техническое регулирование”, “Технический регламент”, ”Свод правил”.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)(Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Принципы технического регулирования

Во-вторых , введены следующие принципы технического регулирования, которые обязательны для соблюдения всеми участниками процесса (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. Единой системы и правил аккредитации;
  5. Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Требования к техническим регламентам

В-третьих , сформулированы следующие требования к разрабатываемым и внедряемым в жизнь техническим регламентам (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Кроме того, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
  2. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента
  3. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями
  4. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит
  5. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования
  6. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

Техническое регулирование продукции оборонного назначения

В-четвертых , установлены особенности технического регулирования при изготовлении продукции оборонного назначения. Так, в соответствии с п.1 статьи 5 закона (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) “… в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении особой продукции обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом”.

Назначение технических регламентов

В-пятых , разъяснены виды и назначение технических регламентов. В соответствии с законом (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) технические регламенты бывают двух видов:

  • Общие технические регламенты - регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

пожарной безопасности;

биологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

экологической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности.

  • Специальные технические регламенты - регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стадии разработки технических регламентов

В-шестых , приняты следующие стадии разработки технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  • опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента
  • публичное обсуждение проекта технического регламента в течении не менее двух месяцев и его доработка с учетом поступивших от заинтересованных лиц предложений
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента. С этого момента проект технического регламента приобретает статус проекта федерального закона
  • внесение субъектом права законодательной инициативы (депутат, орган власти или иное уполномоченное лицо) проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу и Правительство РФ
  • подготовка Правительством РФ отзыва на проект федерального закона с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме проекта федерального закона, принятого Государственной Думой в первом и втором чтениях с учетом заключений экспертной комиссии по техническому регулированию. В состав экспертной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Выше указана типовая последовательность разработки технического регламента. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Цели стандартизации

В-седьмых , изменены цели стандартизации. Теперь они сформулированы следующим образом:

  1. Введена новая цель стандартизации, такая как обеспечения научно-технического прогресса;
  2. Изменена цель стандартизации с "повышения качества продукции, работ, услуг" на "повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг";
  3. Упразднена цель стандартизации "единство измерений".

Новый перечень документов в области стандартизации

В-восьмых , изменен перечень документов в области стандартизации (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Государственные стандарты заменены на национальные стандарты;
  2. Упразднены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственный контроль за соблюдением технических регламентов

В-девятых , введен государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов. Органами государственного контроля (надзора) определены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ). Органы государственного контроля (надзора) вправе:

  1. Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  2. Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  3. Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  4. Принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  5. Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  6. Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  7. Принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.



6. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ

6.1. Как уже подчеркивалось выше, базовым принципом новой системы технического регулирования является последовательное разделение требований на:

а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов ;

б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов .

Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень .

Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты , то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур , предписанных законом «О техническом регулировании» в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ратифицируемых международных договоров Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. И наоборот: никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход указанных процедур.

6.2. В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования , содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах - СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты .

Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия . Какие-либо (явные или неявные) ссылки на стандарты и иные нормативные акты в российском законодательстве не применяются .

Стандарты в новой системе технического регулирования имеют статус документов исключительно рекомендательного характера.

6.3. Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам (ст. 12). Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п. 1 ст. 7), требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметров конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента .

Таким образом, при соблюдении любого стандарта, удовлетворяющего нормам закона «О техническом регулировании», обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации.

Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и, тем более, не правовой, а исключительно информационный характер.

6.4. Соответствие требований национальных стандартов требованиям технических регламентов (а именно, отсутствие в национальных стандартах требований к продукции ниже требований технических регламентов, а также отсутствие в национальных стандартах требований к конструкции или исполнению, не обеспечивающих выполнения требований технических регламентов) гарантируется предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия национальных стандартов (ст. 16), включая экспертизу проектов национальных стандартов.

6.5. Соответствие требований иных стандартов (стандартов организаций) требованиям технических регламентов согласно п.1. ст. 17 Закона может удостоверяться через экспертизу Национального органа по стандартизации.

В иных случаях соответствие требований стандартов требованиям технических регламентов удостоверяется процедурами, аналогичными оценке соответствия любого другого товара .

Риски и ответственность, связанные с возможностью несоответствия применяемых стандартов требованиям соответствующих технических регламентов, аналогичны рискам и ответственности, связанным с выпуском в обращение товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов.

6.7. Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст. 16 Закона (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.). Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным .

Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов .

Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов .

6.8. Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п. 4 ст. 7). Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения.

Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента. Стандарты могут также содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования . Поскольку Законом предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах.

6.9. Адекватность в соотнесении областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия национальных стандартов .

В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.

Введение
Общая система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования
Система технических регламентов
Границы сферы технического регулирования
Состав и структура технического регламента
Принципы организации разработки системы технических регламентов
Технические регламенты и стандарты Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

  • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
  • установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, видов или особенностей сделок, лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии;
  • обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя, на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

При добровольном подтверждении соответствия орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия .

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, о знаках соответствия и порядке их применения.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны - органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории, центра.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований, испытаний и измерений, другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам:

  • включает в доказательственные материалы протоколы исследований, испытаний и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, центре;
  • предоставляет сертификат системы качества.

Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Орган по сертификации:

  • привлекает на договорной основе для проведения исследований, испытаний и измерений испытательные лаборатории, центры, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
  • ведет реестр выданных им сертификатов соответствия ;
  • информирует соответствующие органы государственного контроля, надзора за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
  • выдает сертификаты соответствия , приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия , и органы государственного контроля, надзора за соблюдением требований технических регламентов;
  • обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
  • определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
  • в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия , в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами.

Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации.

Исследования, испытания и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями, центрами. Аккредитованные испытательные лаборатории, центры проводят исследования, испытания и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям, центрам сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория, центр оформляет результаты исследований, испытаний и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия . Аккредитованная испытательная лаборатория, центр обязана обеспечить достоверность результатов исследований, испытаний и измерений.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании", маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований, испытаний и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров осуществляется в целях:

  • подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров, выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий, центров;
  • создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий, центров.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

  • добровольности;
  • открытости и доступности правил аккредитации;
  • компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
  • недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий, центров;
  • обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
  • недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитованная испытательная лаборатория, центр, эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований, испытаний и измерений.

1. Разработку, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации.
2. Разработку, принятие, применение и исполнение на доброволь­ной основе требований к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
3. Оценку соответствия.
4. Права и обязанности участников отношений.
5. Оценку технико-экономического уровня продукции, услуг и ра­бот на соответствие лучшим мировым образцам.

2. На какие объекты распространяется сфера применения Феде­рального закона «О техническом регулировании»?

1. На единую сеть связи РФ.

4. Правила аудиторской деятельности.
5. Стандарты эмиссии ценных бумаг.
6. На требования к продукции.

3. Что такое «декларирование соответствия»?

1. Форма подтверждения соответствия продукции требованиям тех­нических регламентов.
2. Совокупность свойств декларируемой продукции.
3. Совокупность оценки технико-экономических показателей про­дукции требованиям технических условий.
4. Документирование конструктивно-правовых особенностей про­дукции.

4. Что представляет собой декларация о соответствии?

1. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обраще­ние продукции требованиям технических регламентов.
2. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям потребителей.
3. Документ, удостоверяющий соответствие экономической устой­чивости изготавливающего продукцию предприятия.
4. Форму подтверждения соответствия продукции требованиям тех­нических регламентов.

5. Что представляет собой знак обращения на рынке?

1. Товарный знак.
2. Торговую марку.
4. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы доб­ровольной сертификации или национальному стандарту.
5. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

6. Что представляет собой знак соответствия?

1. Товарный знак.
2. Торговую марку.
3. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обраще­ние продукции требованиям потребителей.
4. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
5. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы доб­ровольной сертификации или национальному стандарту.

7. Каким документом установлены правовые основы подтверждения соответствия продукции (или иных объектов) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Федеральным законом «О защите прав потребителей».
2. Федеральным законом «О техническом регулировании».
3. Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг».
4. Федеральным законом «О стандартизации».

8. Как называется документ, удостоверяющий соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Сертификат соответствия.
2. Патент.
3. Стандарт.
4. Спецификация.
5. Декларация.

9. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании») официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполняющие работы в определенной области оценки соответствия?

1. Аккредитация.
2. Патентование.
3. Декларирование.
4. Декларация.

10. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») состояние, при котором отсутствует недо­пустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государствен­ному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений?

1. Безопасность продукции (процессов).
2. Безотказность.
3. Шанс.
4. Вероятность.

11. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») форма подтверждения соответствия продук­ции требованиям технических регламентов?

1. Декларирование соответствия.
2. Декларация о соответствии.
3. Стандартизация.
4. Патентование.

12. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регла­ментов?

1. Декларирование соответствия.
2. Декларация о соответствии.
3. Стандарт.
4. Патент.

13. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») физическое или юридическое лицо, осуще­ствляющее обязательное подтверждение соответствия?

1. Заявитель.
2. Резидент.
3. Эксперт или орган по сертификации.
4. Аудитор или аудиторская организация.

14. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») обозначение, служащее для информирова­ния приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продук­ции требованиям технических регламентов?

1. Знак соответствия.
2. Знак качества.
3. Товарная марка.
4. Знак обращения на рынке.
5. Бренд.

15. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») обозначение, служащее для информирова­ния приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту?

1. Знак качества.
2. Товарная марка.
3. Знак обращения на рынке.
4. Бренд.
5. Знак соответствия.

16. Как называются (в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании») работы по установлению тождественности характеристик продукции ее существенным признакам?

1. Прослеживаемость продукции.
2. Идентификация продукции.
3. Техническое регулирование.

17. Что понимается под идентификацией продукции (в соответст­вии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Установление тождественности характеристик продукции ее су­щественным признакам.
2. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических рег­ламентов.
3. Проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
4. Установление соответствия продукции требованиям технических регламентов.

18. Какое определение соответствует понятию «орган по сертифи­кации» (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регу­лировании»)?

1. Специализированное подразделение предприятия, подготавли­вающее продукцию к сертификации.
2. Структурное подразделение Федеральной службы по техническо­му регулированию и метрологии.
3. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, ак­кредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
4. Специализированное подразделение исполнительной власти му­ниципального образования, в установленном порядке осуществ­ляющее работы по сертификации.

19. Какое определение соответствует понятию «оценка соответст­вия» (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регули­ровании»)?

1. Документальное удостоверение соответствия объекта требовани­ям технических регламентов, положениям стандартов или усло­виям договоров.
2. Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
3. Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

20. Что понимается под аккредитацией (в соответствии с Федераль­ным законом «О техническом регулировании»)?

1. Официальное признание органом по аккредитации компетентно­сти физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
2. Форма подтверждения соответствия продукции требованиям тех­нических регламентов.
4. Документальное удостоверение соответствия объекта требовани­ям технических регламентов, положениям стандартов или усло­виям договоров.

21. Что понимается под подтверждением соответствия (в соответст­вии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров.
2. Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
3. Установление тождественности характеристик продукции ее су­щественным признакам.
4. Форма подтверждения соответствия продукции требованиям тех­нических регламентов.

22. В каких формах проводится оценка соответствия (в соответст­вии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании»)?

1. Государственного контроля (надзора).
2. Аккредитации.
3. Испытания.
4. Регистрации.
5. Подтверждения соответствия.
6. Приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которо­го закончено.
7. Иной форме.
8. Ни в одной из приведенных форм.

23. Какое определение соответствует понятию «сертификация» (в со­ответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?



24. Какое определение дается понятию «сертификат соответствия» (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?



25. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой система сертификации?



26. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой стандарт?


2. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

27. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой стандартизация?



28. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой техническое регулирование?

1. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продук­ции, работ или услуг.
2. Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию ус­луг и правовое регулирование отношений в области оценки соот­ветствия.
3. Определенный порядок документального удостоверения соответ­ствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
4. Форма подтверждения соответствия продукции требованиям тех­нических регламентов.

29. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой технический регламент?

1. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обра­щения продукции и повышение конкурентоспособности продук­ции, работ или услуг.
2. Документ, который принят международным договором Россий­ской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и уста­навливает обязательные для применения и исполнения требова­ния к объектам технического регулирования.
3. Определенный порядок документального удостоверения соответ­ствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
4. Документ, в котором в целях добровольного многократного ис­пользования устанавливаются характеристики продукции, прави­ла осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

30. Какова сущность понятия «форма подтверждения соответствия» (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
2. Правовое регулирование отношений в области оценки соответст­вия и установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
3. Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
4. Определенный порядок документального удостоверения соответ­ствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

31. С какими целями принимаются в Российской Федерации тех­нические регламенты (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
2. Для охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
3. Для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
4. Для установления технико-экономического уровня объектов рег­ламентирования лучшим мировым образцам.

32. В соответствии, с какими принципами осуществляется техниче­ское регулирование (в соответствии с Федеральным законом «О техни­ческом регулировании»)?

1. Применение единых правил установления требований к продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
2. Соответствие технического регулирования уровню развития на­циональной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.
3. Единые система и правила аккредитации при независимости ор­ганов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.
4. Единство правил и методов исследований (испытаний) и измере­ний при проведении процедур обязательной оценки соответствия
5. Единство применения требований технических регламентов не­зависимо от видов или особенностей сделок.
6. Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
7. Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации.
8. Недопустимость совмещения одним органом полномочий на ак­кредитацию и сертификацию.
9. Недопустимость внебюджетного финансирования государствен­ного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
10. Добровольное применение предприятиями-изготовителями тре­бований технических регламентов к продукции.

33. Какие требования должны устанавливаться в технических рег­ламентах с учетом степени риска причинения вреда (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Минимально необходимые.
2. Максимально необходимые.
3. Оптимальные.
4. Рациональные.

34. Что обеспечивают требования технических регламентов (в соот­ветствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Безопасность излучений.
2. Биологическую и химическую безопасность.
3. Взрывобезопасность, термическую и пожарную безопасность.
4. Единство измерений.
5. Механическую, электрическую и промышленную безопасность.
6. Электромагнитную совместимость в части обеспечения безопас­ности работы приборов и оборудования.
7. Ядерную и радиационную безопасность.

35. Какие стандарты могут использоваться в качестве основы при разработке проектов технических регламентов (в соответствии с Феде­ральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Международные стандарты (полностью или частично).
2. Национальные стандарты (полностью или частично).
3. Ни один из указанных стандартов.

36. Какие виды технических регламентов используются в Россий­ской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании»)?



37. Каков порядок принятия технических регламентов (в соответст­вии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?



4. Как указ президента РФ (в порядке исключения).

38. В каких целях осуществляется стандартизация (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?



4. Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содей­ствия соблюдению требований технических регламентов.

39. Какие принципы должны выполняться при стандартизации (в со­ответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?




40. Какие документы используются в области стандартизации на территории РФ (в соответствии с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании»)?

1. Национальные стандарты.

5. Стандарты организаций.

41. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации?

1. Международный стандарт.
2. Технический регламент.
4. Национальный стандарт.

42. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, в установленном порядке аккредитованных для вы­полнения работ по сертификации?

1. Орган по аккредитации.
2. Орган по сертификации.
3. Сертифицированная организация.
4. Орган по лицензированию.

43. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать прямое или косвенное определение со­блюдения требований, предъявляемых к объекту?

1. Ревизия соблюдения требований.
2. Аттестация объекта.
3. Оценка соответствия.
4. Аудит объекта.

44. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать документальное удостоверение соответст­вия продукции, услуг или иных объектов и процессов требованиям тех­нических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Аттестация.
2. Аккредитация.
3. Технический контроль.
4. Подтверждение соответствия.

45. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальней­шего использования в хозяйственных и иных целях?

1. Продукция.
2. Услуга.
3. Инновация.
4. Техника.

46. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, госу­дарственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда?

1. Шанс.
2. Ущерб.
3. Вероятность вреда.
4. Риск.

47. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется форма осуществляемого органом по сертифи­кации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Аккредитация.
2. Сертификация.
3. Аттестация.
4. Оценка соответствия.

48. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Аттестат соответствия.
2. Сертификат соответствия.
3. Лицензия.
4. Диплом.

49. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом?


2. Система аттестации.
3. Система сертификации.
4. Система аккредитации.

50. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики про­дукции, услуг, правила осуществления и характеристики различных процессов, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения?

1. Технический регламент.
2. Технические условия.
3. Руководство.
4. Стандарт.


51. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продук­ции, «работ или услуг?

1. Сертификация.
2. Аттестация.
3. Стандартизация.
4. Унификация.

52. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, услугам и процессам, а также правовое регу­лирование отношений в области оценки соответствия?

1. Техническое регламентирование.
2. Техническое регулирование.
3. Техническое управление.
4. Стандартизация.

53. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законо­дательством России, или федеральным законом, или указом Президен­та РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обяза­тельные для применения и исполнения требования к объектам техни­ческого регулирования?

1. Национальный стандарт.
2. Международный стандарт.
3. Межгосударственный стандарт.
4. Технический регламент.

54. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называют определенный порядок документального удо­стоверения соответствия продукции или иных объектов и процессов, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регла­ментов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Форма аттестации.
2. Методическая форма.
3. Форма подтверждения соответствия.
4. Инструкция.

55. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических рег­ламентов к продукции и процессам и принятие мер по результатам проверки?

1. Аудит требований технических регламентов.
2. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических рег­ламентов.
3. Ревизия требований технических регламентов.
4. Надзор за продукцией и процессами.

56. На какие объекты распространяется сфера применения Феде­рального закона «О техническом регулировании»?

1. На единую сеть связи РФ.
2. На государственные образовательные стандарты.
3. На положения о бухгалтерском учете.
4. На правила аудиторской деятельности.
5. На стандарты эмиссии ценных бумаг.
6. На требования к продукции.
7. На требования к процессам производства продукции.
8. На требования к выполнению работ и оказанию услуг.

57. Какое определение соответствует понятию «сертификация» (в со­ответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2. Установление тождественности характеристик продукции ее су­щественным признакам.
3. Форма осуществляемого органом по сертификации подтвержде­ния соответствия объектов требованиям технических регламен­тов, положениям стандартов или условиям договоров.
4. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических рег­ламентов.

58. Какое определение дается понятию «сертификат соответствия» в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»?

1. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы доб­ровольной сертификации или национальному стандарту.
3. Документ, в котором в целях добровольного использования уста­навливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов ее производства, эксплуатации, хра­нения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
4. Документ, который принят международным договором Россий­ской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

59. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой система сертификации?

1. Совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
2. Форма осуществляемого органом по сертификации подтвержде­ния соответствия объектов требованиям технических регламен­тов, положениям стандартов или условиям договоров.
3. Документальное удостоверение соответствия объекта требовани­ям технических регламентов, положениям стандартов или усло­виям договоров.
4. Определенный порядок документального удостоверения соответ­ствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

60. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой стандарт?

1. Документ, в котором в целях добровольного многократного ис­пользования устанавливаются характеристики продукции, прави­ла осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
2. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
3. Документ, который принят международным договором Россий­ской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
4. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обраще­ние продукции требованиям потребителей.

61. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» представляет собой стандартизация?

1. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обра­щения продукции и повышение конкурентоспособности продук­ции, работ или услуг.
2. Правовое регулирование отношений в области оценки соответст­вия и установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
3. Определенный порядок документального удостоверения соответ­ствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
4. Форма осуществляемого органом по сертификации подтвержде­ния соответствия объектов требованиям технических регламен­тов, положениям стандартов или условиям договоров.

62. Какие виды технических регламентов используются в Россий­ской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании»)?

1. Общие технические регламенты.
2. Специальные технические регламенты.
3. Синергетические технические регламенты.
4. Системные технические регламенты.

63. Каков порядок принятия технических регламентов (в соответст­вии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Как федеральный закон, в порядке, установленном для принятия федерального закона.
2. В порядке заключения международного договора, подлежащего ратификации.
3. Как постановление Федеральной службы по техническому регу­лированию и метрологии.
4. Как указ Президента РФ (в порядке исключения).
5. Как постановление Правительства РФ (в порядке исключения).

64. В каких целях осуществляется стандартизация (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?

1. Взаимозаменяемость продукции.
2. Обеспечение научно-технического прогресса.
3. Повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
4. Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содей­ствие соблюдению требований технических регламентов.
5. Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Рациональное использование ресурсов.
7. Сопоставимость результатов исследований (испытаний) и изме­рений, технических и экономико-статистических данных.
8. Техническая и информационная совместимость.

65. Какие принципы в соответствии с Федеральным законом «О тех­ническом регулировании» должны выполняться при стандартизации?

1. Добровольное применение стандартов.
2. Максимальный учет при разработке стандартов законных инте­ресов заинтересованных лиц.
3. Недопустимость создания препятствий производству и обраще­нию продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.
4. Недопустимость установления таких стандартов, которые проти­воречат техническим регламентам.
5. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
6. Обязательное применение стандартов.
7. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.

66. Какие документы используются в области стандартизации на территории РФ (в соответствии с Федеральным законом «О техниче­ском регулировании»)?

1. Национальные стандарты.
2. Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан­дартизации.
3. Применяемые в установленном порядке классификации, обще­российские классификаторы технико-экономической и социаль­ной информации.
4. Стандарты Европейского союза.
5. Стандарты организаций.

67. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется стандарт, утвержденный национальным орга­ном Российской Федерации по стандартизации?

1. Международный стандарт.
2. Технический регламент.
3. Межгосударственный стандарт.
4. Национальный стандарт.

68. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется форма осуществляемого органом по сертифи­кации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Аккредитация.
2. Сертификация.
3. Аттестация.
4. Оценка соответствия.

69. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров?

1. Аттестат соответствия.
2. Сертификат соответствия.
3. Лицензия.
4. Диплом.

70. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» следует назвать совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом?

1. Сертификационный комплекс.
2. Система аттестации.
3. Система сертификации.
4. Система аккредитации.

71. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики про­дукции, услуг, правила осуществления и характеристики различных процессов, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения?

1. Технический регламент.
2. Технические условия.
3. Руководство.
4. Стандарт.

72. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом ре­гулировании» называется деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продук­ции, работ или услуг?

1. Сертификация.
2. Аттестация.
3. Стандартизация.
4. Унификация.

73. Что представляет собой процесс?

1.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов дея­тельности, преобразующих «входы» в «выходы».
2.Последовательная смена состояний развития чего-либо.
3.Непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвя­занных между собой видов деятельности и общих функций управления.
4.Результат выполнения комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления.
5. Проект скоординированной деятельности.
6. Связь между достигнутыми результатами и использованными ре­сурсами.
7. Совокупность взаимодействующих технических средств управле­ния качеством.

74. Что такое принцип менеджмента качества?

1. Элемент систем управления качеством.
2. Функция системы управления качеством.
3. Правило, руководящая идея управления качеством.
4. Желаемый результат управления качеством.

75. Какие из перечисленных ниже утверждений можно признать правильными?

1. ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 ориентированы только на потре­бителя без учета интересов других сторон.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 учитывают интересы только потребите­лей, акционеров и государства.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 учитывают интересы потребителей, ак­ционеров, поставщиков, персонала и общества.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 учитывают интересы только государства.
5. Ни одно из вышеперечисленных утверждений. (Обоснование ответа см. п. 2.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001.)

76. Какие нормативные документы и документированные процеду­ры должны как минимум присутствовать в системе менеджмента каче­ства для различных по масштабу предприятий (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001)?

1. Общее руководство по качеству. Политика в области качества. Управление документацией. Управление записями. Проведение внутренних аудитов (проверок). Управление несоответствующей продукцией. Корректирующие действия по устранению причин несоответствий. Предупреждающие действия по устранению при­чин потенциальных несоответствий.
2. Общее руководство по качеству (при наличии политики в облас­ти качества и описания процедур). Управление документацией. Управление записями. Проведение внутренних аудитов (прове­рок). Управление несоответствующей продукцией. Корректи­рующие действия по устранению причин несоответствий. Преду­преждающие действия по устранению причин потенциальных несоответствий.
3. Требования к системе. Обязательства руководства. Анализ систе­мы руководством предприятия. Мотивация и премирование за качество. Планирование процессов жизненного цикла продук­ции. Технологическая подготовка производства. Учет, анализ, оформление брака в производстве. Управление устройствами для мониторинга и измерений. Постоянное улучшение результатив­ности менеджмента качества.
4. Каких-либо нормативных документов и документированных процедур не требуется.

77. Какое определение более полно соответствует термину «система менеджмента качества»?

1. Совокупность целостных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и подсистем.
2. Организационная структура управления.
3. Организационно-правовая форма.
4. Комплекс показателей, определяющих состояние управления.

Просмотров