Создание резерва по сомнительным долгам в отношении процентов, начисленных в ходе конкурсного производства. Конкурсное производство в процедуре несостоятельности Вступление в силу

Конкурсное производство – это финальная процедура процесса банкротства организации-должника.

Цель процедуры

Основополагающая цель конкурсного производства несостоятельности – соразмерное удовлетворение кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач данной процедуры можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица.

Данный этап дела о несостоятельности может быть введен исключительно по решению суда. Инициирование старта конкурсного производства одобряется судьей, если он решит, что шансы для восстановления платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют (либо они на деле не доказали своей целенаправленной эффективности).

В решении суда об открытии конкурсного производства должны быть информация о признании несостоятельности юрлица-должника, назначении управляющего, сроках процедуры и ее последствиях. Данное решение должно быть обязательно опубликовано в СМИ.

Собрание кредиторов в конкурсном производстве

Важное значение в ходе банкротного производства принадлежит собранию кредиторов. На нем решаются ключевые вопросы относительно компании-должника, которые входят в компетенцию только собрания. В их числе:


  • привлечение к оценке имущества независимых компаний;
  • определение порядка продажи собственности или уступки прав требования;
  • рассмотрение и анализ отчета финуправляющего о ходе процесса или финансовом состоянии должника;
  • внесение ходатайств об устранении управляющего;
  • заключение мирового соглашения между собранием кредиторов и должником;
  • избрание комитета кредиторов;
  • обжалование действий управляющего и решений арбитражного суда.

Отдельные решения могут быть переданы к компетенции избранного комитета кредиторов.

Срок предъявления требований кредиторов в последнем этапе банкротства

Требования кредиторов предъявляются в любое время, пока длится конкурсное производство. Но когда они заявлены до момента закрытия реестра, то такие кредиторы переходят в статус конкурсных и они обладают приоритетом перед кредиторами, не включенными в реестр.

Реестр считается открытым в течение 2-х месяцев после публикации соответствующего сообщения о присвоении юрлицу статуса банкрота. Такая информация передается управляющим в 10-дневный срок после вынесения судом решения о несостоятельности юрлица. Сведения публикуются в официальном печатном (газета «Коммерсант») и/или электронном ресурсе (Федреестр). Указанный двухмесячный срок не подлежит восстановлению даже в судебном порядке.

Срок конкурсного производства

Конкурсное производство длится в общем случае полгода, но по ходатайству участников процесса оно может быть продлено. Максимальный срок пролонгации – 6 месяцев. Решение о продлении принимает только арбитражный суд. Причинами, обусловившими изменение срока процедуры, могут быть розыск имущества, незавершенный процесс его продажи. Период производства также зависит от того, насколько быстро осуществляется опись имущества юрлица.

Следовательно, с учетом продления данный этап не может длиться более 1 года.

Конкурсный управляющий это

На конкурсного управляющего возлагаются функции управления компанией в рассматриваемый период. Он полностью контролирует все вверенное ему имущество должника.

К функционалу и обязанностям управляющего входит опись и оценка имущества (при необходимости привлечение специализированной оценочной компании), охрана имущества. Если должник скрывает имущество или вывел его через сомнительные сделки, то задача конкурсного управляющего оспорить их, разыскать и вернуть собственность в конкурсную массу.

В перечень обязанностей управляющего входит увольнения рабочего персонала и выплаты им всех положенных вознаграждений.

Управляющий контролирует требования и удостоверяет своей подписью решения собрания кредиторов.

После завершения процедуры банкротства управляющий передает в архив все документы должника.

Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Управляющий назначается арбитражем. При этом за собранием кредиторов закрепляется право предложить суду свою кандидатуру управляющего.

Назначенная кандидатура управляющего фиксируется в соответствующем определении суда. Если участники процедуры не согласны с назначением, то они могут обжаловать его.

Смена управляющего в конкурсном производстве

Управляющего можно отстранить по ходатайству собрания кредиторов, но при наличии веской причины. Так, судебная практика показывает, что даже при грубых огрехах в работе поменять управляющего непросто.

Так, нарушения в виде пропуска сроков предоставления отчетности, невыполнения требований кредиторов, затягивания сроков оценки имущества не являются существенными основаниями для его отстранения, если это не привело к убыткам самого должника или его кредиторов.

Конкурсная масса при несостоятельности

Формирование конкурсной массы – одна из важнейших процедур при ликвидации компании. В нее входит все то имущество юрлица, которое принадлежало ему на момент объявления банкротом.

Это могут быть деньги, дебиторская задолженность, недополученное целевое финансирование, долгосрочные инвестиции, доходы от участия в других юрлицах, основные средства, нематериальные активы и пр.

При формировании конкурсной массы обязательно нужно пройти три этапа:

  • инвентаризация имущества;
  • его оценка;
  • исключение объектов, не входящих в нее.

Имущество, которое было изъято из оборота, подлежит передаче собственнику.

Распродажа имущества банкротов

Имущество банкрота распродается в ходе торгов и аукционов. Они проводятся сегодня исключительно на специализированных электронных торговых площадках и участвовать в них может любое физическое или юридическое лицо, у которых есть электронная подпись

Для участия в торгах обязательно нужно внести задаток для подтверждения серьезности намерений. В случае проигрыша он не возвращается.

Перед торгами все имущество оценивается и определяется его рыночная цена. Именно она является стартовой при продаже. Изначально торги банкротства идут на повышение и победителем становится участник, предложивший наибольшую цену.

Если имущество несостоятельных должников так и не удалось реализовать на указанном этапе, изначальная стартовая стоимость еженедельно снижается. Наконец, торги идут на понижение. Если и такая крайняя мера не привела к положительному результату, имущество возвращается должнику.

Акции при конкурсном производстве

При ликвидации компании, которая работала в форме закрытого (ЗАО) или открытого(ОАО) акционерного общества, возникают вопросы, как распорядиться ее акциями. Акции удостоверяют права владельца на участие в управлении компанией.

Акционеры имеют полное право распоряжаться акциями по своему усмотрению: они могут их продать или подарить. Получать на это согласие от других акционеров не требуется. При этом согласно действующему законодательству, никаких ограничений при банкротстве общества на права акционеров не налагаются.

Даже в ходе конкурсного производства акционер вправе продать принадлежащие ему акции. Другой вопрос, что вряд ли найдутся желающие для их приобретения. Ведь выплата дивидендов по акциям в ходе конкурсного производства не производится и права требования собственников компании удовлетворяются в последнюю очередь.

Ходатайство о продлении конкурсного производства

Для продления процедуры управляющий должен обратиться в арбитраж с ходатайством. В нем указываются причины, которые не позволили конкурсному производству уложиться в шестимесячный срок. Например, на то, что не удалось в указанный период полностью сформировать конкурсную массу и произвести расчеты с кредиторами.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие изложенные обязательства, а также копию собрания кредиторов (на котором выражено согласие с продлением производства) и отчета управляющего.

Ходатайство о завершении последней процедуры несостоятельности

В том случае, когда все мероприятия конкурсного производства были выполнены, т.е. продано имущество, деньги распределены между кредиторами, дела переданы в архив и выполнены прочие формальности арбитражный управляющий может подать в суд ходатайство о завершении конкурсного производства. В нем указывается просьба о завершении процесса по принудительной ликвидации юрлица-должника.

К ходатайству нужно приложить отчет управляющего, реестр требований; документы, подтверждающие продажу имущества и удовлетворение кредиторских требований.

Образец ходатайства можно запросить в секретариате арбитражного суда.

Порядок удовлетворения требований кредиторов

Требования кредиторов предполагают определенную очередность в их удовлетворении. Закон о несостоятельности содержит указание на три ступени кредиторов. Предусмотренная очередность предполагает, что выплаты каждой последующей очереди производятся только после полного исполнения по обязательствам в рамках - предыдущей.

К кредиторам первой очереди относят физлиц, перед которыми у должника есть ответственность за причинение морального ущерба или вреда жизни и здоровью.

Во вторую очередь происходят выплаты зарплаты, выходных пособий при увольнении, авторских гонораров работникам.

Кредиторы третьей очереди – это конкурсные кредиторы (из реестра) и государственные организации (ФНС), которым сейчас обеспечивается равная защита по обязательным платежам. Затем уже удовлетворяются кредиторские требования, не включенные в реестр.

Последствия введения конкурсного производства

С момента открытия процедуры происходят следующие изменения в работе должника:

  • прекращается начисление штрафов и неустоек;
  • аннулируются все сделки, которые предполагают отчуждение имущества банкрота;
  • сведения о финансово-экономическом положении более не являются коммерческой тайной;
  • полномочия высшего руководства прекращаются;
  • снимается арест и иное обременение с имущества.

Завершается процедура конкурсного производства ликвидацией компании. С нее снимаются все обязательства, даже если в ходе продажи конкурсной массы вырученной суммы оказалось недостаточно для погашения всех долгов.

О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкрот­стве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руковод­ствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального зако­на от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - За­кон о банкротстве, Закон), если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним допол­нительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований креди­торов.

Для указанных целей под основными требованиями понимаются требо­вания о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.

К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за не­правомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.

2. Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, об­ратившегося с заявлением о признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то на основании абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заяв­ления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.

Для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банк­ротстве под датой подачи заявления понимается дата его поступления в суд, а не дата вынесения судом определения о его принятии.

Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на опреде­ленную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включа­ется только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.

С учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве при определении общего размера требований заявителя для це­лей пункта 2 статьи 33 Закона учитывается вся сумма процентов, рассчитанная по указанным правилам; трехмесячной же просрочки не по основному требо­ванию, а по процентам не требуется.

Проценты по требованию, на котором было основано заявление о при­знании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установ­лены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона.

3. Поскольку Закон о банкротстве позволяет предъявлять при банк­ротстве требования, срок исполнения которых по их условиям не наступил (пункт 3 статьи 63 и абзац второй пункта 1 статьи 126), при определении раз­мера такого требования для целей включения его в реестр требований креди­торов надлежит учитывать следующее.

Если на сумму основного требования до наступления срока его испол­нения не начисляются по условиям обязательства проценты, то размер такого требования уменьшается на сумму процентов, исчисляемых за период с даты введения наблюдения до даты наступления согласованного срока исполнения обязательства исходя из учетной ставки банковского процента на дату введе­ния наблюдения.

Кроме того, если будет доказано, что размер основного требования был определен сторонами обязательства фактически с учетом процентов за пользо­вание имевшим место кредитом (в том числе коммерческим кредитом), в част­ности путем увеличения обычной цены аналогичного товара или увеличения суммы векселя по сравнению с выданным путем его приобретения кредитом, то суд вправе уменьшить размер требования исходя из среднего размера став­ки по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдавае­мым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельно­сти в месте нахождения должника на момент введения наблюдения. Такое уменьшение может быть произведено судом и в том случае, если для вида при одновременном фактическом включении процентов по кредиту в размер ос­новного требования стороны обязательства также установили символические по размеру проценты, начисляемые до наступления срока исполнения обяза­тельства.

При включении в реестр требований кредиторов требований по кредит­ному договору, по условиям которого кредит возвращается заемщиком путем ежемесячной уплаты в течение определенного периода фиксированной денеж­ной суммы, в составе которой в первую очередь учитываются проценты за весь указанный в договоре срок пользования кредитом (аннуитетный порядок возврата кредита), если при этом наблюдение было введено до истечения сро­ка возврата кредита, размер непогашенного основного долга пересчитывается исходя из размера процентов, рассчитанных по дату введения наблюдения.

4. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения де­ла о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблю­дения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязатель­ства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основ­ного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты вве­дения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включают­ся в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении коли­чества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при опре­делении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. По смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве при включении в реестр требований кредиторов процентов за неправомерное пользование чу­жими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) их размер определяется ис­ходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.

6. На требования об уплате процентов за пользование чужими денеж­ными средствами (статья 395 ГК РФ) распространяются правила абзаца чет­вертого пункта 2 статьи 4, абзаца второго пункта 3 статьи 12 и пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

7. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве мораторные про­центы, начисляемые в ходе процедур банкротства на основании пункта 2 ста­тьи 81, абзаца четвертого пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона (в том числе за время наблюдения), уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расче­тов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до рас­четов по санкциям.

8. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требо­вания; на проценты по нему они не начисляются.

Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашени­ем требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженно­сти или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (аб­зацы второй и третий пункта 1 статьи 57, абзац второй пункта 6 статьи 88, аб­зац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по де­лу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежа­щими уплате по условиям обязательства процентами.

Если утвержденным собранием кредиторов графиком погашения за­долженности в ходе финансового оздоровления или утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных про­центов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях указанных графика или плана кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графи­ком или планом; в качестве иного может быть предусмотрено, в частности, как отсутствие права требовать доплаты таких процентов, так и право требовать доплаты не мораторных, а подлежащих начислению по условиям обязатель­ства процентов.

Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.

9. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по осно­ванию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банк­ротстве (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке статей 113 или 125 Закона), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требо­вания о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве (с учетом приведенных разъяснений).

10. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой проце­дуры банкротства установит, что должник либо аффилированный с ним креди­тор обращались с заявлением о признании должника банкротом, зная об име­ющей место на самом деле платежеспособности должника и преследуя цель необоснованного неправомерного получения должником выгод от введения процедур банкротства (таких как, например, указанное снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие аре­стов), то суд с учетом статьи 10 ГК РФ вправе, если должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредиторов, прекратить производство по делу о банкротстве применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Россий­ской Федерации. В таком случае должник обязан уплатить проценты, подле­жащие начислению по условиям обязательства (а не мораторные проценты), за период процедур банкротства. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу на ином основании (в частно­сти, в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), то суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период процедур банкротства подлежащие начислению по условиям обязательства, а не мораторные, проценты.

11. Признать утратившими силу абзацы первый - третий пункта 4 по­становления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».

12. Разъяснения, данные в пунктах 3 - 5 и 11 настоящего постановле­ния, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования настоящего по­становления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Конкурсное производство будет конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства) В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Основанием открытия конкурсного производства будет признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Конкурсное производство вводится сроком на год, кᴏᴛᴏᴩый может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев.

С даты открытия конкурсного производства наступают следующие правовые последствия:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника,
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
  4. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается только в порядке, установленном законодательством о банкротстве;
  5. прекращается исполнение по исполнительным документам, в т.ч. по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур;
  6. все требования кредитов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  7. исполнительные документы, исполнение по кᴏᴛᴏᴩым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  8. снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом должника;
  9. исполнение обязательств должника осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

Особенности правового положения конкурсного управляющего

Важно заметить, что одновременно с введением конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кᴏᴛᴏᴩый обладает следующими полномочиями:

  1. полномочия по распоряжению имуществом должника:
  2. принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
  3. привлекать независимого оценщика для оценки имущества должника;
  4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. анализировать финансовое состояние должника;
  6. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  7. формировать конкурсную массу. Конкурсная масса – все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры, за исключением имущества, изъятого из оборота; имущественных прав, связанных с личностью должника; социально значимых объектов;
  8. предъявлять к третьим лицам требования о взыскании дебиторской задолженности;
  9. реализовывать имущество должника.
  10. полномочия, осуществляемы в качестве руководителя должника:
  11. уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
  12. увольнять работников должника
  13. заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;
  14. передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
  15. полномочия, направленные на установление размера требований кредиторов:
  16. заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявляемых к должнику;
  17. вести реестр требований кредиторов.

Кредиторы, желающие получить удовлетворение ϲʙᴏих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении ϶ᴛᴏго срока реестр требований кредиторов закрывается и конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в прядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Требования, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются исключительно в случае, если у должника осталось имущество после расчетов с кредиторами, чьи требования содержатся в реестре.

Порядок расчетов с кредиторами

Расчеты с кредиторами начинаются с погашения внеочередных обязательств, к каковым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

а) судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о введении процедур банкротства, иных сведений в процессе рассмотрения дела о банкротстве;
б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, определяется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со статьей 855 ГК РФ.

После удовлетворения текущих требований кредиторов конкурсный управляющий производит выплаты кредиторам согласно очереди , установленной в п. 4 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед кᴏᴛᴏᴩыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ϶ᴛᴏм требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по кᴏᴛᴏᴩым возникли до заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего договора залога.

Расчеты с кредиторами согласно указанной очередности осуществляются на базе следующих правил :

  1. требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника;
  2. при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению;
  3. требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника;
  4. требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. При ϶ᴛᴏм удовлетворение требований кредиторов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих очередей приостанавливается;
  5. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также требования кредиторов, кᴏᴛᴏᴩые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или кᴏᴛᴏᴩые были признаны арбитражным судом необоснованными;
  6. кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда конкурсный управляющий должен представить его в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основания и правовые последствия введения конкурсного производства?
  2. Охарактеризуйте правовое положение конкурсного управляющего.
  3. Что входит в понятие «конкурсная масса»?
  4. В каком порядке производится удовлетворение требований кредиторов?
  5. Как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся очереди удовлетворения требований кредиторов, закрепленные в ст. 64 ГК РФ и п. 4 ст. 134 Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»?

Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства. В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов.

Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).

Под просроченной понимается задолженность, не оплаченная за период платежа в течение более одного полного следующего за ним периода платежа.

Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)

Просроченная задолженность включает:

— «рабочую» дебиторскую задолженность;

— «мораторную» задолженность;

— «мертвую» задолженность.

«Рабочая» задолженность включает реструктурированную, определенную мировым соглашением, взыскиваемую по исполнительным листам, и нереструктурированную задолженность.

«Мораторная» задолженност ь - задолженность потребителей, при рассмотрении дел о банкротстве которых в качестве процедуры применяется внешнее управление. Данный вид задолженности снижается за счет ее перевода в «рабочую» или в «мертвую» после окончания процедтуры внешнего управления. «Мораторная» задолженность может продаваться кредиторам, желающим ввести своего конкурсного управляющего.

«Мертвая» задолженность - это задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию. Сократить данный вид абонентской задолженности возможно путем ее продажи, списания или переуступки кредиторам по договорам цессии.

Мониторинг текущей оплаты и изменения абонентской задолженности предусматривает сортировку платежей, поступивших в счет текущей оплаты и в счет погашения ранее образовавшей просроченной абонентской задолженности, а также анализ динамики изменения абонентской задолженности.

Реализация мер по ограничению и отключению потребителей-неплательщиков должна осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ и постановлениями Правительства РФ, в которых определен порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии при задержке платежа сверх срока, установленного в предупреждении, энергоснабжающая организация вправе ограничить подачу энергии до уровня аварийной брони, о чем она уведомляет потребителя за сутки до введения ограничения.

Если в течение 5 дней с даты введения ограничения потребитель не погашает задолженность, энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу энергии до полного погашения задолженности.

⇐ Предыдущая13141516171819202122

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Не всегда кредиторы могут требовать уплаты процентов за предоставленные кредитные средства предприятию, если на нем ввелась процедура банкротства.

Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства.

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов. Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).

Если по условиям обязательства проценты на сумму основного требования не должны начисляться до момента наступления срока выплаты, то такое требование будет уменьшено на размер процентов, начисленных с момента введения процедуры наблюдения и до даты выполнения данного обязательства.

Если на суде будет доказано, что сумма требования включает проценты за пользование кредитными средствами, то могут вынести решение об уменьшении данного требования согласно действующему законодательству.

Проценты на кредитные средства, полученные задолжавшим предприятием до введения процедуры наблюдения, не начисляются. Но, на эти средства могут быть начислены проценты в виде ставки рефинансирования (но только до момента введения следующей процедуры банкротства). Такие проценты включаться в реестр требований всех кредиторов не могут.

После введения моратория проценты на использованные предприятием денежные средства могут выплачиваться при введенной процедуре наблюдения, а также при финансовом оздоровлении, конкурсном производстве или же внешнем управлении (вместе с выплатой основной суммы требования). Такие проценты (мораторные) начисляются только на саму сумму основного долга, а на проценты по этому долгу – нет.

Если в ходе процедуры банкротства должник рассчитается со всеми задолженностями согласно разработанному плану и графику выплат, то кредиторы не будут иметь права требовать от него доплаты за полученные мораторные проценты.

Если должник подал заявление о признании себя банкротом только для того, чтобы снизить процентные ставки (или же получить другую выгоду), но сам при этом остается платежеспособным, то суд имеет полное право приостановить производство по данному делу о несостоятельности (особенно если это решение будет в интересах кредиторов данного задолжавшего предприятия).

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.

Все статьи Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)

Развивая тему о законодательном урегулировании начисления и учета мораторных процентов <1>, рассмотрим вопрос включения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основе изменений, внесенных в НК РФ и Закон о рынке ценных бумаг. Краткий анализ этих изменений и норм налогового законодательства, распространявшихся на правоотношения, возникшие до 1 января 2011 г., проиллюстрирован арбитражной практикой.
———————————
<1> Клевцов А.А. Изменения в налоговом учете процентов по долговым обязательствам и требованиям конкурсных кредиторов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2014. N 3. С. 73 — 79.

Долгое время в налоговом законодательстве не был урегулирован вопрос об обложении налогом на прибыль процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве), для налогоплательщиков, исчисляющих налог по методу начисления, к которым относятся и кредитные учреждения. И вот Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ <2> (далее — Закон N 420-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Изменения позволяют однозначно применять положения НК РФ в отношении указанных процентов. Рассмотрим их и нормы налогового законодательства, действующие ранее, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" (далее — Постановление N 88).
———————————
<2> Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Выплата мораторных процентов

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов в бюджет и внебюджетные фонды).
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за рядом исключений, предусмотренных Законом о банкротстве). Для кредитных организаций — конкурсных кредиторов наиболее распространенными обязательствами являются долги юридических лиц по предоставленным им кредитам.
В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
— наблюдение (цель — обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов);
— финансовое оздоровление (цель — восстановить платежеспособность должника и погасить задолженность в соответствии с соответствующим графиком);
— внешнее управление (цель — восстановить платежеспособность должника);
— конкурсное производство (цель — соразмерное удовлетворение требований кредиторов);
— мировое соглашение (возможно на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве с целью прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами).
Согласно п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения соответствующей процедуры банкротства. Это и есть мораторные проценты. Их уплата осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды, в т.ч. штрафы, пени и т.п.) в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Очередность (за исключением внеочередного удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и погашения обязательств, обеспеченных залогом) означает, что:
1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;
3) в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом соглашением между должником (внешним/конкурсным управляющим в зависимости от процедуры банкротства) и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.

По нормам НК РФ, действовавшим до внесения поправок Законом N 420-ФЗ, мораторные проценты, по мнению Минфина России, следовало учитывать в облагаемых налогом на прибыль внереализационных доходах конкурсного кредитора в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Порядок учета, установленный п. 6 ст. 271 НК РФ, предусматривал метод начисления: на конец каждого месяца с даты открытия конкурсного производства. Такие разъяснения появлялись из года в год (Письма Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287, от 28.01.2013 N 03-03-06/2/28, от 09.04.2012 N 03-03-06/1/190, от 01.04.2011 N 03-03-06/2/60). Обосновывало свою позицию финансовое ведомство тем, что:
1) в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления);
2) мораторные проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором и для их взыскания с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов;
3) согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Разъяснения финансового ведомства по поводу начисления мораторных процентов в ходе других процедур банкротства, помимо конкурсного производства, отсутствуют. Но, следуя его логике, можно предположить, что ответ о необходимости их начисления был бы аналогичен вышеописанному подходу.
Однако, поскольку до выплаты мораторных процентов дело доходит нечасто, уплата налога на прибыль с виртуальных доходов после начисления их в налоговом учете организации — конкурсного кредитора была по меньшей мере несправедливой и вызвала желание уменьшить налоговое бремя. Приведем несколько используемых вариантов уменьшения налога на прибыль (возможна была и их комбинация), которые могли применяться до 1 января 2014 г.:
— заключалось соглашение между должником (внешним/конкурсным управляющим) и конкурсным кредитором, предусматривающее меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления;
— создавался резерв по сомнительным долгам под невыплаченные проценты в соответствии со ст. 266 НК РФ (однако следует отметить, что это возможно, только если не было обеспечения по долговому обязательству);
— конкурсный кредитор уступал третьему лицу право требования к должнику. А так как при уступке прав и замене конкурсного кредитора право получения мораторных процентов не является самостоятельным требованием и всегда следует за правом конкурсного кредитора на реестровое требование, то мораторные проценты при определении налогооблагаемой прибыли включались в стоимость уступаемого права требования долга. Далее убыток от уступки права требования долга, включая мораторные проценты, принимался для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном п. 2 ст. 279 НК РФ (Минфин России подтверждает данную позицию в Письме от 01.04.2013 N 03-03-10/10292).
Следует отметить, что некоторые организации — конкурсные кредиторы могли придерживаться следующей позиции и вовсе не начислять мораторные проценты до их фактического получения. Во-первых, обязанность по уплате мораторных процентов у конкурсного кредитора не может возникнуть раньше погашения требований кредиторов. Во-вторых, факт реальной уплаты процентов не является определяющим при разрешении вопроса о моменте признания расходов в соответствии со ст. 272 Налогового кодекса РФ.

Что такое мораторные проценты в банкротстве

Значение имеет момент возникновения обязательства по уплате процентов.
Статья 272 НК РФ в корреспонденции со ст. ст. 252 и 328 НК РФ устанавливает правило, согласно которому налогоплательщик формирует налогооблагаемую базу конкретного налогового периода с учетом доходов и расходов, относящихся к этому периоду, а также исходя из того, когда такие доходы и расходы должны у него возникнуть в силу условий договора, в данном случае — в силу Закона о банкротстве, в соответствии с которым уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 по делу N А41-46066/11). Кроме того, по своей экономической и правовой природе мораторные проценты не являются "договорными", то есть полученными не по долговому обязательству, определение которого содержит ст. 269 НК РФ (это подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 02.10.2012 по делу N А41-41596/11).

Закон N 420-ФЗ уточнил порядок налогообложения мораторных процентов путем внесения изменений в НК РФ, установив по отношению к ним кассовый метод учета. Так, ст. 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ была дополнена следующими правилами:
— проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ);
— положения п. 6 ст. 271 о ежемесячном начислении и признании процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к доходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Зеркальные правки были внесены в отношении признания расходов в виде мораторных процентов при исчислении налога на прибыль по методу начисления:
— в пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ добавлена фраза о том, что расходы в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются при налогообложении прибыли на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика;
— в п. 8 ст. 272 НК РФ внесено дополнение о том, что ежемесячное начисление и признание процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к расходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 Высший Арбитражный Суд дал разъяснения арбитражным судам по вопросам начисления и уплаты процентов по требованиям кредиторов при банкротстве. Рассмотрим эти разъяснения в части, касающейся мораторных процентов.
1. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства (по аналогии с начислением мораторных процентов в ходе процедур финансового оздоровления, внешнего и конкурсного управления) начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения. При этом не имеет значения, заявлены требования в процедуре наблюдения или нет. Мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору, на собраниях кредиторов.
Следует отметить, что яркий пример, подтверждающий обоснованность данной позиции при применении в налоговых правоотношениях до опубликования рассматриваемого Постановления N 88, содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 N КА-А40/9297-11.
2. Мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства, уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.
Отметим, что данное утверждение отражает устойчивую позицию, сформированную ранее и судебной практикой, и разъяснениями Минфина России о том, что мораторные проценты финансовыми санкциями не являются.
3. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в т.ч. в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления (внешнего управления), кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными процентами и процентами, подлежащими уплате по условиям обязательства.
Если графиком погашения задолженности, утвержденным собранием кредиторов (планом внешнего управления), в ходе финансового оздоровления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях, указанных в графике (плане), кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом (например, при отсутствии права требовать доплаты таких процентов или, наоборот, при наличии права требовать доплаты).
4. Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве в результате погашения всех реестровых требований должником либо третьим лицом в ходе любой процедуры банкротства кредитор вправе предъявлять должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов.

Выводы

Благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ Законом N 420-ФЗ, должно сократиться количество налоговых споров об учете мораторных процентов в доходах/расходах при налогообложении прибыли. Об этом свидетельствует то, что нововведения имеют обратную силу, равную глубине возможных в 2014 г. налоговых проверок, так как применяются они с 1 января 2011 г. Радует и то, что практически одновременно с изменениями налогового законодательства Пленумом Высшего Арбитражного Суда даны разъяснения о начислении и расчете процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, что также будет способствовать уменьшению числа споров между хозяйствующими субъектами и созданию комфортных условий для ведения бизнеса.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Обзор постановления Пленума ВАС РФ N 88 от 06.12.2013 г.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» дал арбитражным судам разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве.

Рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ были внесены значительные изменения в судебную практику, касающеюся начисления мораторных процентов на сумму требований кредиторов третьей очереди. В частности, изменен подход к вопросу о том, по состоянию на какую даты должны определяться требования кредиторов.

Вопросы и ответы

Так, если ранее размер требования определялся по состоянию на дату введения процедуры банкротства, в которой такое требование заявлялось, то теперь при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

Также, рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ закреплено важное положение о порядке предъявления процентов по требованию на стадии рассмотрения заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом. Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.

Вместе с тем, не исключается возможность кредитора, уже после введения процедуры наблюдения, доначислить размер процентов по требованию до даты введения процедуры наблюдения и предъявить их в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона о банкротстве.

К списку всех статей

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства :

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей , а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.



Просмотров