Внеклассная работа:классный час на тему: «Государственные символы.". Классный час: « Символы России

Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

  • Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.
  • Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
  • Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
  • Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».
  • Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
  • Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

  • Проектор, экран.
  • Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
  • Текст Конституции Российской Федерации.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа .

Вступительное слово (учителя или уч-ся) (Приложение 1 )
Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (Приложение 2 , Слайд 1) Вы поделились на две команды.
Мы беседуем по нашей теме и по ходу вы отвечаете на мои вопросы, команде за правильные ответы – баллы.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации(Приложение 2 , Слайд 2).
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (Приложение 2 , Слайд 3)
– Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией . Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент .
– Назовите имена президентов РФ (Приложение 2 , Слайд 4)
– Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации (Приложение 2 , Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.
Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

(Приложение 2 , Слайд 6)

– На этом слайде вы видите Конституцию , на которой проходят инаугурацию наши президенты.
Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».)
Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

– Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём.)

Конституция (от лат. constitutio – устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
– Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство.)
– Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос.

– Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов? (2)
– На что они делятся? (Главы)
– На что подразделяются главы? (Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
– Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
– Что значат слова: обязанность человека?
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)
– Какие символы государственности вы знаете? (Приложение 2 , Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.)

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Герб (Приложение 2 , Слайд 9)

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языканаследие , наследство .Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука геральдика.

– Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

– Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца ?(Приложение 2 , Слайд 10)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

– Что символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Командное мини-соревнование: называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.) . Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ (Приложение 2 , Слайд 11)

Дата принятия: 08.12.2000

– Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

– Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

– Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: назвать государства, которые используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с большее кол-вом, получает дополнительный балл.

– Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.

Гимн РФ (Приложение 2 , Слайд 12)

10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году , был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

– Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)
– Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ на слова С.Михалкова. (Приложение 2 , слайд 13)

Дата принятия: 07.03.2001.

– Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
– Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

III. Итог классного часа

– О чем мы говорили?
– Что нового сегодня узнали?
– О каких символах государства вспомнили?
– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
– Все ли равны перед основным законом РФ?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Определение победителей.

Классный час: « Символы России»

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания, формирование и развитие чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

    Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

    Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Оформление доски: название классного часа, пословицы « Родная сторона мать, чужая- мачеха», « Родная сторона как мать: и накормит и напоит», выставка детских рисунков « Моя Родина»,. Оборудование: карта России, карта мира, презентация к классному часу.

Ход занятия.

Здравствуйте!

Сегодня у нас очень важная и интересная тема. Мы будем говорить о нашей Родине. Прочитайте пословицы.

С кем сравнивает Родину русский народ?

Конечно, вы знаете и имя, и отчество мамы. Так же хорошо вы должны знать и название вашей страны, Родины, которая заботится о вас.

Что же мы называем Родиной?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березку у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб

За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край где мы с тобой живем И рубиновые звезды Звезды мира над Кремлем - Ребята, как называется наша Родина? Давайте скажем, что такое Россия. – Это 1/9 площади всей суши. – Это самая большая страна в мире. – Это более 100 наций и народностей. – Это страна, победившая во второй мировой войне. – Это самые большие запасы газа и нефти. – Это первый полет в космос. – Это Пушкин и Толстой. – Это русский балет и фигурное катание. – Это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы и Байкал. Россия самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке. Россия - моя Родина, я горжусь ею!

И правда, Россия самая большая страна в мире. Когда в Москве вечер на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Посмотрите на карту мира, здесь вы увидите много разных стран. Слайд 1 – А как на карте одна страна отличается от другой? У каждого государства есть свои отличительные признаки символы. Символы - это условный знак, обозначение. Слайд 2

Например: голубь символ мира. Вспомните веселые старты, в которых вы участвовали в школе. У каждой команды своя эмблема. – А что такое эмблема? Это условное изображение чего – либо. Слайд 3 Герб. Гербы появились давно. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины России. Слайд 4 Посмотрите на герб. Его выполнил художник Евгений Ильич Ухналев. Орел как символ непобедимости и силы. Но почему 2 головы? Двуглавый орел охранял государство, смотрит и на запад, и на восток.

Корона на голове орла символ законности,означающий,что страна живет по закону чести и справедливости.

В одной лапе орла скипетр,символ власти, а в другой золотой шар,который называется «держава»-символ могущества страны.

Нашему Российскому гербу более 500 лет.

Уже давно не правит страной царь, но корона скипетр и держава остаются символом могучего и древнего государства.

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Потому что Москва столица России.

Следующий официальный символ России – это флаг.

Опишите флаг России.

Днем рождения Российского флага считают 20 января 1705 год. В этот день царь Петр I издал указ: “Приказываю, считать флаг состоящий из горизонтальных полос, белого, лазурного и алого цвета, официальным флагом России “ .

А что означают эти цвета?

Белый – мир, чистоту, правду.

Синий – небо, верность, веру.

Красный – смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

Где можно увидеть Российский флаг?

На митингах, спортивных соревнованиях, в честь страны победителя поднимают флаг и звучит гимн страны.

Гимн слушают стоя.

Что такое гимн?

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в наиболее важных случаях. Слова гимна принадлежат известному писателю и поэту С.Михалкову, а музыка А.Александрову. Обратите внимание на слова гимна.

Россия священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава. Твое достояние на все времен.

Что чувствуется после чтения гимна?

Гордость за нашу страну, любовь к родине.

Мы говорим только об официальных символах России, но существуют еще и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией

Почему мы употребляем выражение «Московское время»

И почему к Москве особое отношение?

Москва-столица нашей Родины. Кремлёвские куранты - на Спасской башне символ точности и незыблемости России.

Береза- (словарь) всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания, долголетия.

Матрёшка - неофициальный символ России. Символ ее загадочной души. Выточенная из липы матрешка - сложное изделие. У матрешки на одежде много цветов. Потому, что девочка Матрешка сама живет среди цветов, как и все мы. Только мы забываем об этом, а матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь – (словарь) величественное животное, занимающее особое положение среди зверей. Его основные качества: сила, мощь, сметливость.

2. Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные?

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду,к терпенью, к правде, к доброте.

3 Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Не с гор берет начало, а с тебя!

Вот она какая наша Родина Россия. И самое главное богатство-это люди населяют нашу страну. Все они составляют единую дружную семью.

В состав России входит и наша республика Дагестан.

Это о ней пишут такие стихи:

В ладони сердца можно уместить.

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

Республика Дагестан тоже имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Государственный флаг республики Дагестан представляет собой полотнище из 3 горизонтальных полос - зеленого, синего и красного цвета.

Зеленый – олицетворяет жизнь, изобилие.

Голубой цвет - море.

Красный – мужество и храбрость.

Герб Дагестана - это щит белого цвета, в центре которого изображен орел, над ним изображение солнца в виде диска.

Есть герб и у нашего родного города Кизляра. Он был утвержден 7 сентября 1842 года. На золотом фоне – вершина одной из гор Кавказа и на ней – золотой двуглавый орел. В нижней половине герба на голубом фоне изображена виноградная лоза обвитая вокруг таркалины. Цвет таркалины коричневый, листья зелёные, виноград бордово-синий.

Наиболее сложные гербы были у тех городов, кому жаловались они за какие – то выдающиеся заслуги, и тогда герб составляли таким образом, чтобы лишний раз подчеркнуть его «пожалованность» и конечно же показать, как в случае с Кизляром, за что именно данный город удостоился герба.

Россия!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
Навеки связанны с тобой,
Горжусь, как матерью, тобою,
Благословляющей на бой.
В день расставанья, в миг разлуки
Целую мысленно всегда
Твои натруженные руки
Часы бессменного труда.
В глухую ночь грозы военной
И в светлый полдень торжества
Несу в себе, как дар бесценный,
Огонь великого родства...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю,
Твержу всем сердцем наизусть
Всё то, что гордо называю
Одним широким словом: Русь.

Мы живем на прекраснейшей земле. Нас много и все мы разны, но у всех одна мечта - жить в мире и единстве.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей Родиной.

Песня «Моя Россия».

Практическая часть: раскрасить заготовки матрешек.

Методическая разработка

классного часа

«Символы достоинства нации»

(история Государственного Герба России, Флага и Гимна)

Разработала учитель МБОУ СОШ № 1

г. Новошахтинска ХарченкоИ.В.

Форма проведения

внеклассного мероприятия: устный журнал

Цели проведения: 1. Воспитание чувства патриотизма.

2. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны.

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения и значением государственных символов России.

2. Разъяснить значимость государственных символов.

3. Познакомить с назначением и работой геральдического совета.

Оснащение: 1. Аудиозапись с Гимном России.

2. Макет герба РФ.

3. Флаг РФ.

4. Плакаты с изображением символов СССР.

5. Мультимедийное оборудование

6. Призы победителям викторины.

Подготовка мероприятия:

    уточнение темы;

    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

    составление сценарного плана классного часа;

    распределение обязанностей по подготовке и проведению;

    проведение классного часа;

    анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Содержание устного журнала : 1 страница: «Государственные символы России »

2 страница: «История государственного герба, флага и гимна»

3 страница: Викторина «Символы нашей Родины».

I страница:

«Государственная символика России»

История, величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают у граждан уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны.

Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые отличительные знаки страны. Самые важные знаки-символы, обозначающие такие дорогие для человека понятия, как Родина, идея, честь, слава, геройство…

За каждым из них стоит не только его значение, но и история. Иногда короткая, иногда очень длинная. Иногда простая, иногда великая.

Герб и флаг страны можно назвать «безмолвными» символами. Они часто располагаются на фасадах зданий. Для того чтобы их увидеть, нужно высоко поднять голову, обратить на них внимание, всмотреться. Признаемся: в суете будней у нас редко когда есть на это время. Получая документы или письма от официальных лиц, мы лишь скользим взглядом по главной фигуре российского герба – двуглавому орлу. Он кажется нам украшением, указанием на то, что это только первая страница послания, с которым следует ознакомиться. То же можно сказать о гимне, который мы чаще всего можем услышать в полночь: здесь начинается новый день, на далекой Камчатке уже утро. Гимн для россиян часто является моментом отсчета времени, обозначением начала или завершения какого-либо торжества, важного события.

Но в государственных гербе, флаге, гимне содержится нечто более весомое, значительное мощное. От них всегда исходит тот самый дух времени, в них – гулкое чувство, того необъятного исторического пространства, которое наполняют их. История человечества показывает, люди всегда признавали особое значение символам своей общности: племени, рода, княжества или государства. Даже те люди, которые не придавали особого значения княжескому гербу, висящему над воротами замка или в приемных покоях, могли с яростью наброситься на символы того человека или той власти, которая обидела своих сограждан. Те же люди, быть может, не помнившие или не знавшие прежде слов их общего гимна, в минуту торжества нации чувствует неловкость за незнание слов этой песни; они радостно поднимают герб князя, своего государства и крепят на зданиях, вооружают посреди площадей знамена, которые их прославили.

Что же происходит с этими людьми? Они ведь ранее и не думали о символах своего государства, не могли даже подробно описать их. Но в минуту высшего воодушевления людей, в то же время, когда в их душе клокочет гнев или её исполняет радость, они вспоминаю о своей чести. Веди честь и достоинство – ясное осознание свое предназначения в профессии, в семье и среди других людей; значимость и неповторимость своего жизненного опыта. Когда же наступают события, которые ущемляют эти человеческие достоинства, нарушают или, напротив, утверждают их права, тогда люди неосознанно обращаются к государственным символам. Ведь эти знаки власти воплощают собой договор между людьми о признании прав друг друга. Нарушение этого договора или его подтверждение влекут за собой свержение или почитание символов. Проявление наших чувств к этим символам – показатель нашего отношения к людям: к их правам, а значит, и к их чести.

Почтительное отношение человека к символам той страны, в которой ему выпала судьба родиться, - это спокойное и достойное принятие того божественного случая, который позволил ему оказаться именно в этой стране. Именно здесь, в этих краях, ему придется укреплять свой характер, искать применения своим способностям и талантам, создавать семью, строить города и защищать их.

Некоторые люди могут слепо поклоняться символам. Например, они видят в двуглавом орле только прошлое своей страны: царей и императоров, могучие армии и обширные завоевания, победы и славу предков. Таким отношением к символам они создают себе нового кумира, отождествляют его. НО тогда они отрываются от настоящего времени, от радостей и трудностей сегодняшнего дня и, таким образом, забывают о собственной чести и достоинстве.

Другие граждане, напротив, с презрением относятся к «царскому наследию», или к «рабоче-крестьянскому» серпу и молоту советского времени, считая их романтикой, фантазией. Но тогда они отказываются от жизненного непростого опыта предков, от памяти о них, от собственных корней, самонадеянно считая, что их нынешнего времени справедливее и правильнее, тем самым они покупаются на честь и достоинство своих предков.

Третьи, напротив, не находят в символах государства выдающихся художественных достоинств. Они говорят, что не надо обладать способностями художника, чтобы нарисовать на холсте три цветные полосы и назвать полотнище государственным флагом. Такие граждане не подозревают, что, сомневаясь в достоинстве предшествующих поколений, они и себя лишают чести – своего места в мире, которое дано свыше.

Есть в отношении к государственным символам еще нечто очень важное. Герб, флаг и гимн воплощают не только историю и настоящее время страны, достоинство граждан, но и саму государственную власть: местные управы муниципалитеты, законодательные собрания городов и областей, Государственную думу, суды и прокуратуру, министерства, Президента.

Наверное, самым правильным отношением к государственным символам было бы спокойствие, но уважительное: без излишнего восхваления или, напротив, неумеренной критики и выражения недоверия. Ведь знаки государства и страны – всего лишь символы. Но за ними – ошибки и успехи многих людей, поражения и победы наших отцов и дедов, заблуждения и открытия далеких предков, представительство и героизм людей. За ними – судьбы миллионов, круговерть исторических событий и потрясений. Люди, не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого, от времени и пространства, в котором живут. Тем самым они и себя обрекают на забвение. Государственные символы и есть те самые пространственно-временные координаты, с которыми сверяется корабль державы и вся команда отважных его граждан, которая самоотверженно ведет его в бескрайнем океане истории.

Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живет: флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Мы не всегда замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.

Флаг, герб, гимн по праву относятся к знакам суверенитета любого государства. Для любой страны они существуют в триединстве. Сложившееся в настоящее время триединство государственных символов возникло во всех странах мира. Для понимания государственной символики нужно знать значение символов, уметь их «читать» и переводить.

В описаниях государственных символов использовано много специальных терминов, которые не часто встречаются в нашей жизни. Однако Государственный герб и Государственный флаг России составлены по строгим правилам, которые были выработаны в течение многих веков. Прежде чем приступить к знакомству с историей государственной символики, необходимо познакомиться с основными понятиями геральдики. Это - особая наука, которая помогает разобраться в разнообразных знаках, представляющих отдельного человека или его род, город, область или всё государство. Она изучает и объясняет уже созданные гербы и знаки, определяет правила составления новых.

Геральдика как наука о знаках общности людей и о наследовании их прав и как искусство создания гербов возникла ещё в средние века. Не потеряла значения геральдика и сейчас, когда всё больше людей осознают причастность своей судьбы к общемировой.

История Геральдической службы России тоже насчитывает уже почти 300 лет. 20 февраля 1992года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Государственная Геральдическая служба Российской Федерации. Она продолжила традиции Геральдической конторы, созданной в 1722 году императором Петром I . С 1999 года Геральдическая служба преобразована в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, в состав которого входят историки, ведущие специалисты России в области геральдики, фалеристики, вексиллологии.

Геральдический совет как совещательный и консультативный орган в целях проведения единой государственной политики в области геральдики. В ведении совета – вопросы учреждения и использования официальных символов и отличительных знаков. Совет даёт заключения и консультации по вопросам геральдики и ведёт геральдический реестр Российской Федерации.

II страница:

«История государственного герба, флага, гимна».

Главный символ любого государства – его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.

Ещё в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов. Показать своё отличие. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался родоначальником племени. Род считал тотем своим покровителем и защитником.

С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. На Руси, в некоторых княжествах, в частности, в Московском, задолго до принятия христианства, символом был сражающийся всадник. Его называли «Ездец». Он сражался со змием – олицетворением зла. В образе Змия – Змея-Горыныча русских сказок наши предки представляли орды кочевников (печенегов, половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси, Ездец, стараниями церкви, превратился в святого Георгия Победоносца. На русских иконах Георгия изображали сражающимся: змий ещё не повержен окончательно, может, он ранен и поднимется? Это образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Герб России – двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!!!

Принятие этого герба связано с именем Ивана III Васильевича (1440-1505), а с 1462 года князя Московского.

Изображенный двуглавый орел как будто наполнен плотью и кровью; могучая грозная птица зорко смотрит на Запад и Восток. Но Иван III не расстался со старинным гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского Святого Георгия Победоносца было помещено на грудь орла.

В 1917 году в результате революции и вооруженной борьбы Российское государство изменилось коренным образом. Российская империя перестала существовать. Молодое Советское государство не хотело использовать старые символы. Необходимо было создать новые, которые отразили бы главные ценности молодого государства: свободу и равенство. Одним из первых новое государство приняло закон, по которому уничтожались все звания, титулы, ордена и эмблемы Российской империи.

В течение нескольких месяцев был разработан проект нового герба. Рисунок включил перекрещенные серп и молот рукоятками книзу. Они располагались на красном фоне, который своими очертаниями напоминал гербовый щит с фигурными краями. Серп и молот – это орудия производства рабочего и крестьянина. Соединение этих двух символов было всем понятно. Оно наиболее полно и глубоко отражало революционные идеи и чувства трудового народа.

Эту эмблему понимали следующим образом: рабочие и крестьяне в тесном союзе одержали победу над царизмом и образовали своё государство. Лучи восходящего солнца – это рассвет, наступившая новая эра. Эмблему обрамляли снопы колосьев. По краю печати располагалась круговая надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» - такое название получила Россия. Внизу под щитом располагалась надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - это девиз, призывающий к солидарности пролетариат (неимущих, трудовых людей) всего мира. Эти же изображения составили герб Советского государства, только полное название страны заменили буквами «Р.С.Ф.С.Р.» Герб РСФСР был красивым и абсолютно грамотным геральдически. Уровень геральдической культуры в России в начале XX века был очень высокий.

В конце 1922 года республики, которые создали народы бывшей Российской империи, образовали единое государство – Союз Советских Социалистических республик.

Герб союзного государства состоял из серпа и молота на фоне земного шара. Земной шар изображен так, что на нем видна вся территория СССР; он выглядит объемно, как бы летящим в пространстве. Считали, что изображение земного шара было знаком, который обращен к будущему. Это изображение должно быть понятно и на других планетах.

Земной шар изображен в лучах солнцах и обрамлен колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте располагалась надпись « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. Вверху герба – пятиконечная звезда.

Герб описывали так: «Серп и молот указывают, что СССР – государство рабочих и крестьян. Лучи солнца изображают наступающий рассвет, символизирующий новую эру, а земной шар – мир, над которым занимается новая заря». Герб воспринимали как символ нерушимого союза рабочих и крестьян, добровольного объединения равноправных союзных республик, солидарности народов СССР с трудящимися всех сторон.

С этими символами советские люди совершили немало подвигов во имя Отечества. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила мягкую посадку и доставила на Луну вымпел и государственный герб СССР. Станция-лаборатория сфотографировала и передала на Землю круговую панораму лунной поверхности. В мае 1969 года советские автоматические межпланетные станции «Венера-5» и «Венера-6» совершили мягкую посадку на Венеру. Они доставили изображение герба СССР.

События конца 20 века ознаменовались для мировой истории уходом с исторической арены Союза Советских Социалистических Республик. На его месте возникло множество государств. Российская Федерация осталась крупнейшим на Евроазиатском континенте.

В 1993 году Указом Президента России новый герб страны перенял в незначительном виде основные элементы Малого Государственного герба Российской империи, автором Государственного герба стал народный художник России Ухнелев Е.И.

В декабре 2000 года сначала Государственная дума, а затем Совет Федерации приняли Федеральные законы о Государственном Гербе, Флаге и Гимне.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал эти законы.20 столетие стало не столько временем отказа от традиций, от славного наследия предков, сколько искренним возвращением к ним, окончательным утверждением народа в том, что истинное богатство нации – в ее истоках, в ее уже достигнутых достижениях.

Государственный герб России – красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними корона. Короны соединены единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. На груди Орла в красном центре – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне – изображение Георгия Победоносца – указывает на державную преемственность России, и на Москву, как собирательницу и защитницу земель русских. Под копытами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона.

Герб России – один из самых красивых в мире он заслуживает поклонения, ибо в нем заключены в первую очередь наши честь, достоинство и слава.

Государственный флаг , как и герб, является символом государства.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и учреждениями, венчают дипломатические посольства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят, как святыню.

История российского флага насчитывает более трех столетий. Насколько раз флаг оказывался в центре важнейших событий российской истории. С самого начала российский флаг вошел в систему уже существующих символов европейских государств.

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флаго», что означает сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне - русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

Стяг у русских дружин был с языческих времен, он представлял собой длинный шест с куском яркой ткани, изображающей языческого бога.

С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с темя концами изображаются русские святые. Это были уже иконы-хоругви. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Его, по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Этот стяг-знамя было темно-багряного цвета.

Стяг – это знамя, которое есть в каждом полку современной армии. Потеря знамени – это ликвидация самого полка. Неслучайно поэтому во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. знамя было святыней, которую хранили как зеницу ока и за которую шли на смерть, лишь бы ни в коем случае не отдать врагу.

Отличительной особенностью любого флага является его цветовая гамма. Цвет флага никогда не выбирается случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Но самое важное условие при создании флага и его цвета – это соответствие требованиям геральдики, о которой было сказано выше. Вот некоторые из этих требований:

Цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба;

Флаг должен выражать историю народа и обязательно согласовываться с древней символикой.

В соответствии с геральдическими символами и принципами в России право на существование имел черно-золото-белый флаг, потому что в нём заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державный орёл; золотой (желтый) – фон герба, принятого ещё Иваном III , белый - цвет одежд Святого Георгия Победоносца. Такой флаг существовал до Петровских времён. Тогда же появился бело-сине-красный флаг, но как флаг морской. В январе 1705 г. Пётр I издал специальный указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим судам. В 1724 году этот указ был подтвержден морским уставом. « Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трех колеров: белый, синий, красный». Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил морскому делу России, но никогда не утверждался как государственный. Длительное время два флага мирно сосуществовали. Баталии, то есть споры вокруг цветов флага России развернулись в середине 19 века. Славянофилы считали, что предпочтительнее флаг черно0золото-белый. Западники были на стороне бело-сине-красного. Споры и неопределенность с флагами приводили к нежелательным политическим инцидентам. С началом первой Мировой войны споры прекратились, а неопределенность осталась.

Особое значение приобретают флаги в бурные периоды исторических изменений. Во время революций и демократизаций флаги становятся способом выражения поддержки восстания.

У многих народов символом жизни, радости, праздников был красный цвет. В русском языке слово «красный» означает красивый, нарядный. Кроме того, за этим цветом закрепилось значение мужества, храбрости, борьбы.

В 1905 году революционный красный флаг развевался над баррикадами Красной Пресни в Москве. Накануне Великой Октябрьской Революции в любимой боевой песне революционеров были призывные слова:

И водрузим над Землею

Красное знамя труда!!!

Под красным флагом стоял на Неве легендарный крейсер «Аврора», чей выстрел в октябрьскую ночь 1917 года возвестил о начале новой эры.

8 апреля 1918 года был объявлен государственный флаг советского государства – РСФСР. Закон установил для флага полотнище красного цвета, в верхнем углу которого у размещались золотые (желтые) буквы: «РСФСР». Длина флага должна была составлять строго две ширины полотнища. После образования СССР в 1924 году Конституция СССР утвердила флаг – красное полотнище с эмблемой – серпом и молотом и пятиконечной звездой, обрамленной золотой звездой. Под этим флагом совершались трудовые и боевые подвиги. Например, в 1937 году советский красный флаг был водружен на Северном полюсе полярниками И.Д. Папаниным, П.П. Ширшовым, Е.К. Федоровым, Э.Т. Кренкелем.

В конце войны, 30 апреля 1945 года, советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей поверженной Германии. Это означало конец войне, начало мирной жизни. Радостные, триумфальные победы советских спортсменов на различных международных состязаний, Олимпийских Играх венчались подъемом красного Советского флага. И когда на глазах наших спортсменов, стоящих на верхней ступени пьедестала почета, появлялись слезы, это были слезы радости за нашу страну, честь и достоинство которой они поддерживали благодаря своим ярким победам!

19 августа 1991 года над зданием правительства Российской Федерации в Москве был поднят бело-сине-красный флаг. Он вернулся как многовековой символ России. Тем самым было заявлено о продолжении, преемственности символов обновленного государства от старинных знаков власти в России.

Государственный Гимн - торжественное музыкально-поэтическое произведение. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Гимн в переводе с греческого – торжественная песнь. Гимны бывают чрезвычайно разнообразными: государственные, военные, религиозные, в честь исторических героев или событий.

Гимн отличается образностью литературного текста, легко запоминающейся мелодией, чаще маршевыми ритмами, величавостью музыки.

Гимнами во время революций, национальных движений, внешней военной опасности становились боевые песни. Самый известный пример такой боевой революционной песни – «Марсельеза». Ее за одну ночь сочинил молодой офицер – сапер, капитан Руже де Лиль. Марсельеза стала гимном Франции в 1884 году.

Более 100 лет кубинскому гимну. Он родился из боевой песни во время за независимость Кубы.

Самый старый гимн – гимн Великобритании «Боже, храни короля!».

В России необходимость в высокопатриотической песне – гимне ощущалось обществом после1812-1815г. В качестве гимна использовался « Хор для кадрили», написанный композитором Козловским на слова Г. Державина:

Гром победы раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Но произведение Козловского не устраивало ни высшее общество, ни Николая I . По инициативе императора в 1833 году композитор Львов написал музыку, Жуковский – стихи. Так появился официальный гимн Российской Империи «Боже, царя храни!» С этим гимном Россия дожила до революции 1917 года.

В советское время (с 1917 по 1943г) Государственным гимном был «Интернационал» - международный пролетарский гимн (текст Э. Потье, музыка Дегейтера).

Музыку для второго гимна СССР написал А.Александров на основе своей песни «Гимн партии большевиков»; авторами текстов были С.Михалков и Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.

Десять лет (с 1991 по 2000 годы) в качестве гимна России использовалась музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»

1 января 2001 года Государственным гимном вновь стало произведение А.Александрова на современный текст С.Михалкова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом РФ.

III страница:

Викторина «Символы нашей Родины».

1. Что такое геральдика?

(гербоведение; наука, изучающая и создающая гербы. Геральдика поможет разобраться в разнообразных знаках, которые представляют отдельного человека, или его род, город, область, или государство).

2. Где изображались первые геральдические символы?

(Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, плащах, шлемах).

3. Что такое герб?

(условное изображение являющееся символам и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб отражает исторические традиции).

4. Когда появились первые гербы?

(герб восходит к древнейшим культовым символам – тотемам, которые использовались в первобытные времена).

5. Какие вы знаете составляющие герба?

(щит и изображения вокруг него: геральдические фигуры(кресты, круги, ромбы, квадраты); естественные фигуры (животные, растения, человек, звезда, луна); мифические фигуры (единорог, крылатый змей, дракон и др.); искусственные фигуры (оружие, с/х орудия).

6. Когда появился герб в московском государстве?

(после избавление от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государь всея Руси»).

7. Когда впервые появился герб с двуглавым орлом?

(во время царствования Ивана III ).

8. Когда на государственном гербе не было орла?

(в Советском Союзе)

9. Какое изображение орла принято в современной России?

(в качестве герба принято изображение времён Александра II с изменениями).

10. Почему надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», сделанная на красной ленте герба СССР, была на 15 языках?

(символ 15 республик).

11. Что может рассказать герб города или области?

(пример).

12. Что представляет собой Государственный флаг?

(полотнище прямоугольной формы определенной цветовой гаммы с символикой).

13. Когда началась история национального флага России?

(в 17 веке).

14. Как выглядел I Российский флаг?

(3 полосы: белая, синяя, красная).

15. Каким был флаг в нашей стране после 1917 года?

(красный с серпом и молотом).

16. Что символизировали серп и молот?

(союз рабочих и крестьян).

17. Какие разновидности флагов вы знаете?

(политические, религиозные, символические, национальные, боевые).

18. Где непременно должно быть зафиксировано описание флага?

(в Конституции).

19. Назовите дату появления нынешнего Государственного флага.

20. Что означают цвета Государственного флага РФ?

(белый – чистота и ясность,

Синий – величие, ясность,

Красный – храбрость, удаль, красоту).

21. Что такое Государственный гимн?

(торжественное музыкально-поэтическое произведение).

22. В каких случаях исполняется Государственный гимн?

(когда поднимают Государственный флаг; во время официальных торжественных мероприятий).

23. Чем было вызвано появление в России первого официального государственного гимна?

(победой над наполеоновской армией в войне 1812 года, когда наблюдался небывалый всплеск патриотизма).

24. Какая песня была гимном нашей страны до 1944 года?

(«Интернационал»).

25. Когда впервые был исполнен современный гимн России?

новогоднюю ночь 2001 года).

(музыка А.Александрова, слова С.Михалкова).

Список использованной литературы:

    Голованова Т.П. Шаргин В.С. Государственные символы России. – М., ООО « Росмэн - пресс», 2004.

    Вилинбахов Г.В. государственный герб России. 500 лет. – АО «Славия», С.-П., 1997.

    Медведев М. Московские всадники./ М. Медведев // Знание – сила. – 2008. - №9 – с. 54-57

    Иконников А. Флаг России. – 2006 - №24 – с.2 – Граждановедение.

    Соболева Н. Создание государственных гимнов Российской империи и Советского Союза./ Н.Соболева// Вопросы истории. – 2005. - №2. – с. 25-42.

Методическая разработка классного часа

Провела: учитель русского языка и литературы Халяпина Н.П. МБОУ «Первомайская СОШ»,филиал в с. Новокленское.

    Методическая характеристика темы.

    План классного часа.

    Ход проведения классного часа.

    Литература.

Методическая характеристика темы

Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

План классного часа

Тема: «Государственные символы России»

Цель:

    формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся.

Время занятия : 45 минут

Место проведения: учебный класс

Оформление : мультимедийная презентация

Ход проведения классного часа

«Государственные символы Российской Федерации»

Слайд 1.

Классный руководитель: Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

Эти символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И потому все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. О них сегодня и пойдёт речь.

Слайд 2.

Ученик Государственным, официальным отличительным знаком государства, описание которого устанавливается законом (как правило, конституцией). является флаг.

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Классный руководитель: Когда же появился российский трехцветный флаг? Как он утверждался в качестве государственного и национального флага? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красные цвета? Что они обозначают? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, давайте обратимся к истории российского флага.

Ученик. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I. В 1699 году Петр I собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами - белой, синей, красной - и подписал его. Этот документ хранится в Московском главном архиве министерства иностранных дел. С бело-сине-красным флагами русские войска одержали победу над шведами под Полтавой во время Семилетней войны, пройдя с боями Восточную Пруссию, в 1760 году вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска Суворова, проходила Отечественная война 1812 года.

Слайд 3.

Ученик. Отчетливо государственное значение красный, синий и белые цвета приобретают в XVII веке. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен белого, синего и красного цветов. Примечательным следует считать и событие, которое произошло в конце 1660-х годов. В 1667-1669 годах в селе Дединове на Оке в Коломенском уезде была построена первая русская речная и морская флотилия для защиты торговых караванов, ходивших по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию. Капитан корабля "Орел", запрашивая правительство о том, какой флаг следует поднять его флотилии, подсказал: "На кораблях бывает - которого государства корабль, того государства бывает и знамя". Сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии до нас не дошел. Но, как считают исследователи, он-то и был первым, где использовались только белый, синий и красные цвета. Именно такую материю, притом в огромном количестве, было приказано выдать 9 апреля 1668 года на запрос капитана. Таким образом, при царе Алексее Михайловиче Романове появился первый русский военно-морской флаг тех цветов, которые, как отмечается в некоторых публикациях, царским указом устанавливаются тогда же как государственные. В XIX веке белой, синей и красной полосе придали значение содружества Белой, Малой и Великой Руси. Последняя в этом толковании получила красный цвет.

Слайд 4.

Ученик. Цвет полос государственного флага несет в себе глубокий смысл. Голубой считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия (отсюда фольклорный "белый" царь, то есть независимый). Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминало о свободе и православии того государства, которому принадлежал флот.

Классный руководитель: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Существует своего рода и флажный этикет. В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3. Флаг города не может быть больше, чем флаг государства. Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту. Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг.

Слайд 5.

Классный руководитель: Отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах - герб . Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д.

Ученик. Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Известны также герб: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении, орёл с львиной головой. На Руси гербы многих городов имели древние исторические корни. Лев - герб Владимира - был гербом владимирских князей с 12 в. Герб Пскова - рысь - изображен ещё в 15 в. на республиканских печатях и монетах этого города. Герб Москвы – всадник известен с 14 в. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, и герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, в течение многих веков характерным для этих областей, судя по множеству археологических находок.

Ученик. Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад.

После вступления на трон Царя Александра III (1881-1894) в своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Большого и Малого Государственного Герба, который с этого момента становится неизменным. В таком виде Орел проходит сквозь царствование Николая II (1894-1917).

Февральская революция 1917 года не отобрала у Орла все символы государственной власти. Однако длится это не долго. Через короткое время на банкнотах Временного Правительства появляется новый невиданный еще Орел, который и просуществует вплоть до лета 1918 года.

В 1918 году советское правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства – РСФСР.

В 1978 году, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР. В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб – золотого двуглавого орла на красном поле.

В 1993 году, указом Президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. И наконец 08.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой.

Ученик. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, -серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” от 25декабря 2000г. №2-ФКЗ допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.

Ученик. Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России. Всадник, поражающий копьем дракона, - символ победы добра над злом, готовности народа отстаивать свою свободу и независимость.

Слайд 6.

Классный руководитель: В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком. Герб и флаг не всегда оказываются под рукой, названия стран звучат по-разному в разных языках, гимн же всегда вместе с человеком, который помнит его мелодию, и если возникает необходимость продемонстрировать свою государственную принадлежность, может выполнить это, исполнив свой гимн. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Ученик. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Ученик. В допетровской России государственные торжества - например, вступление на царский трон - сопровождались церковными песнопениями. Порой они длились весь день и, по сути, были всего лишь частью богослужения. Петр I решительно отменил эту традицию и ввел в практику так называемые «виватные канты». Это были стихи и музыка, которая исполнялась в честь конкретного события, например, в честь победы в Полтавской баталии.

Звучит марш преображенского полка

Пожалуй, единственной музыкой петровской эпохи, которую с натяжкой можно сравнить с гимном, был военный марш Преображенского полка. Автором слов к маршу был офицер Преображенского полка Сергей Никифорович Марин. Этот марш любил сам Петр, любили преображенцы, нравился он и народу. Так исподволь была сформирована традиция: роль гимна России может сыграть только энергичная, бравая, наступательная, военная мелодия.

Ученик. В конце XVIII в. был создан гимн – марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательными победами А.В.Суворова, П.А.Румянцева и флотоводца, адмирала Ф.Ф.Ушакова. В декабре 1790 г. Русские воины под руководством Суворова взяли штурмом турецкую крепость Измаил. В честь этого события сподвижник Екатерины Великой Г.А.Потёмкин дал бал, где впервые прозвучал марш-полонез «Гром победы, раздавайся!». Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и российского оружия. Авторами этого марша были поэт Г.Р. Державин и композитор О.А Козловский.

Звучит гимн России

Ученик. Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Имя России гремело повсюду. В 1813 г. В Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!» автором которой был А.Х. Востков. В 1815 г. Появился новый текст песни под названием «Молитва русских». Автором строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Александр I распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам при встрече императора. Так гимн приобрел официальный характер.

В феврале 1917 вместе с монархией ушел в прошлое и гимн «Боже, царя храни!».Если дореволюционный герб и гимн еще пытались приспособить к новому режиму, то с гимном, казалось, было покончено навсегда. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла «Марсельеза», которая воспринималась как революционная песня. Её авторы- поэт П.Л.Лавров и композитор А.К.Глазунов. «Марсельеза» стала гимном новой России.

В январе 1918 г. В Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий всероссийский съезд Советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики – «Интернационал». «Интернационал» был создан во Франции, автором русского перевода явился русский переводчик А.Я.Коц. С 1918 г.- это гимн РСФСР, а затем и СССР. «Интернационал» оставался гимном Советского Союза до 1944 г., когда был создан новый государственный гимн СССР.

В ночь на 1 января 1944г. По Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР. Предлагаемые тексты и музыка гимна рассматривались на конкурсной основе. Около 40 композиторов и 50 поэтов представили свои варианты. Предпочтение было отдано тексту поэта С.В.Михалкова и журналиста Г.А.Эль-Регистана. Автором музыки был композитор А.В.Александров.

Со второй половины 1950-х годов гимн СССР стал исполняться без текста. В 1977 г., когда страна принимала новую Конституцию, С.В.Михалков внес соответствующие поправки в текст гимна. Новая редакция была утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 27 мая 1977г.

Классный руководитель: Но ничто не стоит на месте. В начале 90-х годов произошел распад СССР. Новому государству потребовался новый гимн. Долгое время Государственным гимном России официально считалась "Патриотическая песня" Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), написанная еще в 1834 году. Эта музыка без слов, написанная для оперы "Жизнь за царя", являлась гимном 10 лет – с 1991 до 2001 года.

Все течет, все меняется. И эта песня недолго оставалась гимном. Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года. Накануне нового XXI века у России появился новый гимн.

Ученик. В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку - Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.

Классный руководитель: В Российской Федерации Музыкальной основой гимна государства является музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. Положение о гимне государства утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110.

Слайд 7.

Заключительное слово классного руководителя



Просмотров