Формальным основанием административной ответственности является. Учебники и учебные пособия. Общий срок исковой давности

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, т.е. объективно выраженное действие или бездействие; во вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2. КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в-третьих, административным проступком признается лишь виновное деяние и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного проступка. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ) В свою очередь формы вины физического лица могут существовать в виде умысла или неосторожности и находят свое закрепление в ст. 2.2 КоАП РФ.

В настоящее время в науке существуют различные точки зрения на то, что считать процессуальным основанием административной ответственности. В качестве процессуального основания выделяют и протокол об административном правонарушении, и постановление прокурора, и вообще не выделяют данное основание.

В качестве процессуального основания следует все же называть постановление о назначении административного наказания. Это обосновывается тем, что привлечение к административной ответственности возможно и без составления административного протокола. Например, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, в случаях, когда возможно наложение административного штрафа на месте совершения административного правонарушения с соблюдением положений ст. 32.3 КоАП РФ. Также, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного 12 главой КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, а также в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без составления протокола.

Также протокол об административном правонарушении не составляется в случаях, когда производство по делу об административном правонарушении возбуждается на основании постановления прокурора. Процессуальным основанием может являться только законное, обоснованное и вступившее в законную силу постановление по делу. Исключение составляют постановления о назначении предупреждения, административного ареста, наложения штрафа на месте совершения правонарушения и административного приостановления деятельности. Постановления о назначении указанных наказаний исполняются еще до вступления их в законную силу.

Процессуальное основание административной ответственности направлено на фиксацию доказанного факта административного правонарушения. Требования к процессуальному основанию административной ответственности (постановлению о назначении административного наказания) закреплены в ст. 29.10 КоАП РФ.

Основные черты административной ответственности:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут бытьфизические лица и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

д) административные взыскания применяются, широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ж) Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Основания административной ответственности:

    нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

    фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

    процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к адм. ответственности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ. В основе – административный проступок.

Применение административного взыскания

Перечень субъектов определен законодательно

Сравнительная простота порядка привлечения

Регулируется нормами административного права

СУБЪКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ . Административный орган. Должностное лицо. Суд

СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ

Два месяца со дня совершения или обнаружения проступка. Месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие. Конфискация. Лишение специального права

Административный арест. Административное выдворение. Дисквалификация

54Правовые основы административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц является КоАП. Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц ещё не кодифицировано.

Для того, чтобы привлечь лицо к админ. Правонарушению, попадающему под КоАП необходимо процессуальное оформление правонарушения, для привлечения лица действие должно быть зафиксировано должностным лицом. Но они должны действовать в пределах своих полномочии.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. в КоАП об адм. ответственности закрепляется понятие должн. лица.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

Страница 3 из 4

§ 3. Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является

нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, -

административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено

виновно и невиновно. Действующее законодательство закрепляет принцип, согласно

которому индивидуальные субъекты (граждане, должно­стные лица) несут

ответственность только за виновные действия. Что же касается организаций, то они

отвечают за административ­ное нарушение независимо от того, виновны ли они.

Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обяза­ны выяснять,

доказывать наличие вины. Организации несут ответ­ственность за то, что правило

нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением. От

ответственности за неис­полнение обязанности в таких случаях освобождает только

дейст­вие непреодолимой силы. Объективное вменение, привлечение к

административной ответственности за сам факт совершения адми­нистративного

нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности,

в том числе к лицам, занима­ющимся ею без образования юридического лица.

В административном праве соответствующие нормы появились впервые в Законе СССР

«О правах, обязанностях и ответственно­сти государственных налоговых инспекций»

«Предприятия и организации подлежат ответственности

за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение

произошло вследствие непреодолимой силы или неправомерных действий должностных

лиц таможенных органов СССР».

В принятом в 1993 г. ТК РФ установлено: «Предприятия, учреж­дения и организации,

а также лица, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования

юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за

исключени­ем случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия

непреодолимой силы» (ч. 6 ст. 231). Следовательно, по ТК РФ ответ­ственность без

вины несут не только организации, но и лица, зани­мающиеся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица.

Кстати, и в гражданском праве в связи с развитием в нашей стране

предпринимательства тоже произошли изменения. Так, в ст. 401 части первой нового

ГК РФ сказано:

«1. Лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим

образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности),

кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания

ответственности...

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или

ненадлежащим образом исполнившее обязатель­ство при осуществлении

предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что

надлежащее исполнение ока­залось невозможным вследствие непреодолимой силы, то

есть чрез­вычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким

обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обя­занностей со стороны

контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров,

отсутствие у должника необходи­мых денежных средств».

Таким образом, по действующему законодательству основанием привлечения к

административной ответственности индивидуаль­ных субъектов является

административное правонарушение, а кол­лективных субъектов (во многих случаях!)

Просто администра­тивное нарушение. Необходимо еще раз подчеркнуть, что

админис­тративное нарушение, деликт может быть виновным или объективно

противоправным. И если к ответственности привлекается органи­зация, во многих

случаях наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.

В ст. 10 КоАП РСФСР содержится следующее определение: «Ад­министративным

правонарушением (проступком) признается пося­гающее на государственный или

общественный порядок... права и свободы граждан, на установленный порядок

управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за

которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность».

Законодатель поставил знак равенства между названиями «ад­министративный

проступок» и «административное правонаруше­ние». Можно выделить следующие его

признаки.

1. Это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое

повлекло или могло повлечь наступление вред­ных последствий.

2. Это противоправное деяние. Не все нарушения норм админис­тративного права

являются административными проступками. И в то же время административными

санкциями охраняются многие нормы трудового, гражданского, земельного и иных

отраслей права. Административный проступок - это деяние, которое нарушает нор­мы

административного и иных отраслей права, охраняемые адми­нистративными

взысканиями.

Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность

является обязательным признаком администра­тивного проступка. «Никто, -

провозглашено в ст. 8 КоАН, - не может быть подвергнут мере воздействия в связи

с администра­тивным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке,

установленных законодательством». Административная ответствен­ность может

наступить, если лицо совершило правонарушение, предусмотренное соответствующей

статьей КоАП РСФСР или ино­го нормативного акта.

3. Это виновное деяние, т. е. деяние волевое, сознательное, отно­шение

правонарушителя к нему заслуживает упрека, порицаемо.

4. Возможность применения административных взысканий явля­ется общим свойством

административных правонарушений. В боль­шинстве случаев, если выявлен проступок,

виновного привлекают к административной ответственности. Но компетентные

государствен­ные органы вправе не налагать административного взыскания и

передать материалы на рассмотрение общественной организации или трудового

коллектива, ограничиться замечанием, если с учетом характера совершенного

правонарушения и личности правонару­шителя к нему целесообразно применять меру

общественного воз­действия. Реализация административных санкций не обязательно

сопутствует административному проступку, но возможность их при­менения является

его обязательным свойством.

Названный признак присущ основной массе рассматриваемых правонарушений, но не

всем. Исключение установлено, например, ст. 16 КоАП, в которой сказано:

«Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и

начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за админис­тративные

правонарушения по дисциплинарным уставам». На ос­новании дисциплинарных уставов

на виновных налагаются дисцип­линарные взыскания, но это не преобразует

административные деликты в дисциплинарные.


Выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями - административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).

Что касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет.

Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Таким образом, административное правонарушение - это, во-первых, деяние, т. е. либо действие - как активная форма поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение, - это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих - физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.

Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность (и это отражено в определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, - не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия - достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.

Административное правонарушение - это всегда виновное деяние, т. е. виновность - это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности.

И последний обязательный признак административного правонарушения -- это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.

2. Формы административной ответственности.

КоАП устанавливает общие принципы административной ответственности, ее формы и порядок применения взысканий к физическим и юридическим лицам (ст. 2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.), военнослужащих (ст.2.5.), иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц (ст. 2.6.).

Специальным субъектом административной ответственности являются должностные лица. Административная ответственность таких лиц применяется в виде предупреждения и штрафа.

Наложение взысканий на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административное взыскание - мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Административные взыскания выполняют в известной мере функцию

предупреждения преступлений.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

3. Применение административной ответственности

Административная ответственность применяется государственными органами и их должностными лицами к неподчиненным им по службе нарушителям.

Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами.

За совершение административных правонарушений устанавливается 8 видов административных взысканий:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация

9) административное приостановление деятельности.

Предупреждение применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение как мера административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств. В ином эквиваленте административный штраф не применим. В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у нарушителя, во-вторых, реализация орудий и предметов, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов. Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей КоАП РФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

Лишение специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Лишение специального права назначается только судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ.

Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие. Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства . Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Понятие административного выдворения как вида административного наказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания.

По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) Уголовное законодательство содержит общую характеристику перечня видов деятельности, на которые может распространяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что позволяет применять данное наказание в любой сфере деятельности, тогда как дисквалификация может заключаться лишь в лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением организациями или осуществлением предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных санкцией соответствующей нормы КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

В КоАП РФ установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если судья сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административная ответственность наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав (принести публичное извинение, предупреждения, выговор), штраф может быть наложен если подросток имеет самостоятельный заработок. К несовершеннолетним запрещено применять административный арест.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. В него входят суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Отношения административной ответственности прекращаются исполнением взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в

течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершит нового административного правонарушения.

Заключение

Ответственность - понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.

Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:

Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.

Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.

Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.

Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как следствие правонарушения. К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности).

В административном праве под административной ответственностью принято принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.

Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить несколько особенностей. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания. Также характерными чертами административной ответственности являются:

1) наступление при совершении лицом правонарушения;

2) установление преимущественно нормами административного права;

3) субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)

4) поступление во внесудебном порядке;

5) порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;

6) отсутствие последствий в виде судимости;

7) важная роль в профилактике преступлений.

Следовательно, административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ

2. Кодекс об административных правонарушения Российской Федерации (по состоянию на 10.03.2007г

3. Административное право. Учебник. Под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2005г.

4. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М.: Статут, 2004г.

5. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003г.

6. Россинский Б.В. Административная ответственность. Курс лекций. М.: Норма, 2004г.

7. Макарейко Н.В. Административное право. Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт – Издат, 2006г.

8. Абдкрахманов А.А. О проблеме административной ответственности//Юрист №1, 2001г. Стр.50-51

9. Бельский К.С. административная ответственность: основные признаки, структура//Государство и право №12, 1999г., стр.12-20

10. Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. М.: Юристъ, 2003г.

11. Сатышев В.Е. Административное право России. - М. 2006.

12. Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право.-Ростов н/Д., 2006.

13. Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. М., Зерцало, 2002

14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002.

15. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2006.

Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Глава 15. Понятие и основания административной ответственности

    § 1. Признаки административной ответственности

    Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках внеслужебного подчинения и др.). Можно назвать ее специфические признаки.

    1. Основанием административной ответственности является административное нарушение (правонарушение или вообще неправомерное деяние). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 50 УК РСФСР, предусмотревшей привлечение к административной ответственности лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления.

    2. Она состоит в применении к субъектам административных взысканий. В ст. 23 КоАП РСФСР установлено, что «административное взыскание является мерой ответственности». Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания.

    3. К административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законодательством. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются межмуниципальные (районные) суды, судьи, многие органы исполнительной власти.

    4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.

    5. Она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

    Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

    1) нормативное, т. е. систему норм, регулирующих ее;

    2) фактическое, т. е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

    3) процессуальное, т. е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное нарушение.

    Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за административное нарушение.

    Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Административная ответственность стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались правонарушениями.



    Просмотров