Контрольная работа: Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Аккредитация органов по сертификации и измерительных лабораторий Аккредитация органов по сертификации испытательных лабораторий центров

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий .

Взаимное признание результатов испытаний и сертифика­ции как способ устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от аккредитации: авторитет и независимость ак­кредитующего органа определяют доверие к деятельности органи­зации по сертификации и ее результатам.

В зарубежных странах аккредитация является самостоятель­ным видом деятельности, регламентируемым соответствующи­ми нормативными документами, выполнение требований кото­рых служит гарантией единства и сопоставимости оценок ком­петентности аккредитованной организации. А это обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации.

В России работы по аккредитации возложены на Госстан­дарт РФ Постановлением Правительства «Об организации ра­бот по стандартизации, обеспечению единства измерений, сер­тификации продукции и услуг» №100 от 1994 г. Таким образом аккредитация и сертификация оказались в одних руках. Необ­ходимость разделения этих видов деятельности определилась утвержденной Правительством РФ в 1995 г. Программой демо­нополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертифи­кации. Перед Госстандартом РФ была поставлена задача совме­стно с другими органами управления сформировать систему аккредитации органов по сертификации и испытательных лабо­раторий. Был сформирован Межведомственный совет по ак­кредитации и сертификации, в состав которого включены представители заинтересованных организаций. Однако полного разделения аккредитации и сертификации быть не может.

Были выработаны принципы организации системы аккреди­тации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000, гармонизованных с руково­дствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000, положениями Международной конференции по аккреди­тации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстан­дарта - Отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается.

Российская система аккредитации (РОСА) представляет со­бой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы.

Объектами аккредитации являются организации, осуществ­ляющие деятельность в области оценки соответствия: испыта­тельные лаборатории, органы по сертификации, контролирую­щие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экс­пертов.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к орга­низациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации.

Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккреди­тации и аккредитованные организации, эксперты по аккреди­тации.

Госстандарт, помимо выполнения им функций аккредитую­щего органа, разрабатывает общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к документам по аккредитации и взаимодействует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации.

Основные функции аккредитующего органа связаны с его главной задачей - реализацией единой политики по аккредитации в России. Для этого аккредитующий орган устанавливает специ­альные правила процедуры и управления, по которым действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам аккредитации, аккредитует их и выдает им аттестат аккредитации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию о них и рассматривает апелляции. Важнейшей функцией аккредитующего органа является разработ­ка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных.

В свою очередь аккредитующий орган должен отвечать ряду требований. Они касаются персонала, общей политики и приня­тия решений; системы качества, действующей в аккредитующем органе, порядка проведения аккредитации и документации по ак­кредитации. Эти требования регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95 «Система аккредитации в Российской Федерации. Общие тре­бования к аккредитующему органу". Стандарт предназначен для применения аккредитующим органом в процессе создания и обес­печения системы аккредитации, а также теми организациями, ко­торые претендуют на аккредитацию и готовятся к ней.

Технический центр выполняет работу, которую поручает ему аккредитующий орган. Это может быть: предварительное рас­смотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и ин­спекционного контроля аккредитованных организаций, рассмот­рение результатов аттестации и инспекционного контроля и под­готовка по ним проекта решения и др.

Организации, которые планируют получить аккредитацию, обязаны быть готовыми к выполнению конкретных видов дея­тельности, соответствующих заявленной области аккредитации. После подачи заявки на аккредитацию необходимы взаимодей­ствие со всеми участниками процедуры аккредитации, а затем, независимо от результатов - оплата работ по аккредитации в соответствии с установленным порядком.

Аккредитованные организации обязаны выполнять работу четко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать соответствие организации установленным требованиям. В про­цессе своей деятельности аккредитованные организации взаи­модействуют с аккредитующим органом и другими участниками аккредитации, представляя информацию о всех изменениях, которые могут затрагивать критерии аккредитации.

Процедура аккредитации состоит из следующих последова­тельно выполняемых действий:

  • представление заявителем заявки на аккредитацию;
  • экспертиза документов по аккредитации;
  • аттестация заявителя;
  • анализ всех материалов и принятие решений об аккреди­тации;
  • выдача аттестата об аккредитации;
  • проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

Регламентация всех составляющих процедуры аккредитации установлена в ГОСТ Р 51000.1-95, который предназначен для применения аккредитующими органами и организациями, под­лежащими аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккре­дитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает ак­кредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной об­ласти деятельности. Этой процедуре подвергается аккредито­ванная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности. Программа и процедура доаккредитации определяются аккредитующим органом.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Законом о техническом регулировании в Российской Федерации установлена единая система и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Цели аккредитации:

  • - подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • - обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов но сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • - создание условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Для проведения единой государственной политики в области аккредитации создается Межведомственная комиссия, в состав которой входят представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. В единой системе аккредитации предусмотрено создание Бюро по аккредитации как неправительственной и некоммерческой организации, работающей на принципах самофинансирования. Основными задачами Бюро по аккредитации являются:

  • o организация и проведение разработки нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации, для утверждения их Правительством РФ;
  • o предоставление заинтересованным сторонам информации в области аккредитации, в том числе об аккредитованных объектах;
  • o обобщение опыта работы по аккредитации в Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию системы и правил аккредитации.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

  • o добровольности;
  • o открытости и доступности правил аккредитации;
  • o компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
  • o недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • o обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • o недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
  • o недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Российской Федерации соответствуют международным требованиям, что обеспечивает в дальнейшем возможность признания результатов сертификации в разных странах.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Работы но аккредитации осуществляют эксперты, прошедшие подготовку и аттестацию по правилам единой системы аккредитации и занесенные в Единый реестр экспертов по аккредитации системы.

При аккредитации органов по сертификации необходимыми условиями являются:

подтверждение установленной квалификации персонала органа;

  • - наличие приспособленных для деятельности органа помещений и их оснащение;
  • - наличие документированных инструкций, методик и процедур в отношении деятельности органа;
  • - гарантия того, что орган будет в состоянии возместить ущерб, нанесенный в результате его деятельности.

В мире применяется несколько моделей систем аккредитации. Например, во Франции и Англии созданы единые национальные органы по аккредитации.

В Италии действует несколько органов по аккредитации в различных, не пересекающихся областях деятельности. В Германии работу нескольких органов по аккредитации, сферы деятельности которых могут пересекаться, контролирует Немецкий совет по аккредитации (DAR). В США деятельность в этой области организована на принципах свободной конкуренции.

В странах ЕС наряду с аккредитацией уже более 20 лет действует специальная процедура уполномочивания (нотификация), применяемая для выполнения работ в рамках конкретной директивы ЕС. Уполномочивание предполагает включение в специальный список названий и адресов органов с указанием вида продукции и процедур оценки соответствия, для проведения которых уполномочивается орган, а также срока уполномочивания. Европейской комиссией присваивается идентификационный номер, список уполномоченных органов публикуется в Бюллетене Европейской комиссии. При этом государство не обязано уполномочивать все органы, обладающие технической компетентностью, т.е. прошедшие процедуру аккредитации. Отсюда автоматически следует, что в ЕС уполномочивание не рассматривается как процедура, адекватная аккредитации. Уполномоченные органы принимают на себя ответственность в сфере общественных интересов в рамках конкретной директивы и несут ответственность перед органами власти.

На международном уровне взаимное признание результатов сертификации продукции и услуг в разных странах обеспечивается участием стран в Международном форуме но аккредитации (МФА, IAF), который является всемирной ассоциацией аккредитующих органов и других учреждений, заинтересованных в оценке соответствия продукции, услуг, персонала и систем менеджмента. В состав IAF входят 80 членов, из них 59 - национальные организации по аккредитации, 17 - ассоциативные члены (11 - члены ассоциаций органов по сертификации/ регистрации/ инспекции и 6 - промышленные ассоциации / ассоциации-пользователи); 4 региональные группы, имеющие специальное признание, так как являются членами ЕА, IAAC (Межамериканское сотрудничество в области аккредитации), РАС (Сотрудничество по аккредитации в Тихоокеанском регионе) и SADCA (Южноафриканское сообщество по разработкам в области аккредитации); ISO и А члена-наблюдателя.

Главная задача IAF - разработка единой международной процедуры оценки соответствия, позволяющей снизить риск для бизнеса организаций и их клиентов на основе выдаваемых аккредитованных сертификатов, которые были бы гарантией доверия.

Участники IAF аккредитуют органы по сертификации, которые выдают сертификаты, подтверждающие, что менеджмент организации, ее персонал или продукция соответствуют установленному стандарту (оценка соответствия). В Европе аналогичные задачи решает Европейская организация по аккредитации (ЕА), которая входит в состав IAF.

IAF преследует две цели:

  • 1) обеспечение компетентности персонала органов но аккредитации IAF;
  • 2) установление Многостороннего соглашения по взаимному признанию (MLА) между органами по аккредитации - членами IAF, что позволяет снизить риск для бизнеса организаций и их клиентов путем гарантирования при помощи аккредитованного сертификата уверенности в его соответствии в любой точке мира, где он может быть предъявлен.

Членство аккредитующего органа в IAF открыто для организаций, которые аккредитуют органы по сертификации/регистрации систем качества, продукции, услуг, персонала, систем экологического менеджмента и других программ оценки соответствия.

Участники IAF могут предоставить статус Особого признания организациям, которые разделяют общую цель с Форумом. Организации, наделенные статусом Особого признания, могут быть представлены в IAFn могут принять участие в любом собрании участников IAF, но без права голоса.

IAF проводит следующие программы: - разработку руководства, правил и процедур для работы по аккредитации, сертификации/регистрации, а также разработку программ взаимного соглашения, которые в конечном счете приводят к ситуации "сертифицированы однажды - приняты везде";

  • - обеспечение того, что члены аккредитующего органа работают с учетом высочайших стандартов компетентности и неподкупности и аккредитуют только те организации, которые продемонстрировали, что они компетентны и беспристрастны;
  • - гармонизацию процедур выполнения аккредитации и их выполнения, основанную на международных стандартах и руководствах и руководстве IAF по их применению;
  • - разработку руководства, правил и процедур для работы с особыми схемами сертификации соответствия для удовлетворения требований особых отраслей промышленности;
  • - разработку руководства, правил и процедур для оценки соответствия, которые удовлетворяли бы законодательным и государственным требованиям;
  • - обмен информацией между органами по аккредитации;
  • - сотрудничество в обучении аудиторов и другого персонала;
  • - содействие работе ISO и других международных организаций;
  • - поддержание связи с региональными группами аккредитующих органов;
  • - поддержание связи с другими организациями и промышленными группами;
  • - помощь аккредитующим органам в странах с отсталой экономикой.

Устав Международного форума по аккредитации (IAF)

Международный форум по аккредитации, Inc. (IAF) является международной ассоциацией организаций, которые заключили соглашение о совместной работе для достижения общих целей в области облегчения торговли.

Мы являемся главным всемирным форумом по разработке принципов и практики проведения оценки соответствия, которая будет давать необходимую уверенность в признании на рынке. Мы работаем через аккредитацию тех органов, которые сертифицируют или регистрируют системы менеджмента, продукцию, персонал и/или проводят инспектирование.

Мы способствуем всемирному признанию сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, регистрации или инспектированию, аккредитованными Аккредитующим органом - участником IAF MLA, и стремимся принести пользу всем заинтересованным сторонам через нашу работу и при помощи наших программ.

Мы сводим вместе на международной основе партнерские аккредитующие органы и представителей заинтересованных групп, которые стремятся при помощи признания аккредитованных сертификатов соответствия облегчить мировую торговлю.

Мы разрабатываем и/или признаем соответствующие процессы и инструкции по проведению сертификации соответствия но всему миру и ручаемся за их глобальное применение Аккредитующими органами - участниками IAF и аккредитованными ими органами по сертификации, регистрации и/или инспектированию.

Мы широко консультируемся с заинтересованными сторонами по вопросам разработки наших программ и работаем для создания наилучшего возможного стандарта оценки соответствия с тем, чтобы обеспечить для заинтересованных сторон результативный, полезный итог.

Мы оказываем влияние на мировую торговлю путем совместной работы с другими ключевыми международными организациями и промышленными группами.

Утверждено членами IAF в декабре 2009 г.

Рассмотренный ранее порядок добровольной и обязательной сертификации определяет, что работы по сертификации проводит аккредитованный ОС, испытания проводит аккредитованная ИЛ.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Органом по аккредитации ОС и ИЛ является Ростехрегулирование.

Цели аккредитации. Основными целями аккредитации согласно ст. 31 ФЗ «О техническом регулировании» являются:

подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создание условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Принципы аккредитации. Основными принципами, на которых построена работа по аккредитации, являются следующие.

1. Добровольность физических и юридических лиц в проявлении принятия решения по аккредитации. Аккредитация осуществляется в отношении субъектов, добровольно изъявивших желание получить оценку своей компетентности в определенной области, подавших письменную заявку об этом в аккредитующий орган и добровольно пожелавших следовать установленным правилам системы.

2. Открытость и доступность правил аккредитации. Это позволяет лицам определить, готовы ли они пройти процедуру аккредитации и соответствует ли организация требованиям по аккредитации. Основные требования к ОС определены в ГОСТ Р ИСО/ МЭК 65-2000, к испытательным лабораториям - в ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000.

3. Компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию. Компетентность при проведении аккредитации обеспечивается соответствующим подбором кадров, системой подготовки экспертов по аккредитации и привлечением при необходимости специалистов по отдельным областям знаний. Независимость обеспечивается участием в работах по аккредитации организаций и экспертов по аккредитации, свободных от любого коммерческого, финансового, административного или другого воздействия, которое может оказать влияние на принимаемое решение.

4. Недопустимость ограничения конкуренции и создание препятствий при пользовании услугами ОС и ИЛ, обеспечение равных условий лицам, претендующим на аккредитацию, и недопустимость установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях. Этот принцип раньше нарушался по причине совмещения функций по аккредитации и подтверждению соответствия (сертификации) в одной организации - в системе Госстандарта. До вступлении в силу ФЗ организации, выполняющие работы по обязательной сертификации - ОС, и испытательные лаборатории аккредитовались на ведение данных работ той же федеральной организацией исполнительной власти, на которую законодательными актами была возложена организация на проведение этих работ. Негативное влияние такого подхода как внутри страны, так и на международном уровне сказывается давно и постоянно. В частности, из-за этого нарушения международной практикой большинство российских систем сертификации формально не признается за рубежом (за исключением стран СНГ). Из этого вытекает следующий принцип.

5. Недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия. На основе этого принципа Ростехрегулированию переданы только функции по аккредитации, но организация работ по подтверждению соответствия отсутствует в Положении о Ростехрегулировании. Для аккредитации ОС и ИЛ действует добровольная система аккредитации, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации. Аккредитация в РФ проводится по общим правилам в отношении организаций, добровольно изъявивших желание получить признание своей компетентности.

Важным направлением деятельности по оценке соответствия является обеспечение доверия к органам по сертификации со стороны стран-импортеров. Это позволяет предприятиям избежать повторной (зарубежной) сертификации и испытаний и сократить затраты при поставке продукции в другие страны. Поэтому для обеспечения международного признания результатов аккредитации ее терминология, правила и процедуры должны соответствовать единым принципам, изложенным в руководствах ИСО/МЭК, в международных и европейских стандартах по аккредитации. В соответствии с такими правилами сейчас проводят аккредитацию. Аккредитация включает в себя следующие основные этапы:

подача официально оформленных заявки и комплекта документов;

экспертиза заявки и документов;

аттестация (проверка) заявителя;

принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации;

оформление и выдача аттестата аккредитации.

Заявка подается в Ростехрегулирование с необходимыми документами, которые проходят документальную экспертизу. По ним на первом этапе выносят решение о целесообразности аккредитации. Заочную экспертизу представленных документов, прежде всего в области аккредитации, проводят специалисты по сертификации однородных групп продукции или услуг.

Аттестацию заявителя проводит выездная комиссия экспертов, имеющих сертификат компетентности по аккредитации, в соответствии с утвержденной программой. Результаты работ по проверке заявителя оформляют в форме акта, на основании которого принимается решение об аккредитации или об отказе.

Аккредитация ИЛ проходит по аналогичной процедуре. Дополнительно при аккредитации ИЛ в присутствии комиссии проводят сличительные испытания, что подтверждает метрологические характеристики ИЛ. Аккредитующий орган организует и проводит инспекционный контроль за аккредитованным субъектом.

В новых условиях технического регулирования планируется повысить требования, предъявляемые к органам по сертификации, и уровень их оценки при аккредитации. Поэтому предполагается разработать новые правила по аккредитации, тем более что по ФЗ на органы по сертификации и испытательные лаборатории возлагается имущественная ответственность за результаты работ.

Сертификация экспертов. Ее проводят в системе добровольной сертификации экспертов системы ГОСТ Р в соответствии с положением. Сертификация экспертов направлена на достижение следующих целей:

обеспечение достоверности результатов сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р;

содействие юридическим лицам, занятым в сфере сертификации, в отборе и подборе компетентных специалистов;

повышение уровня компетентности специалистов органов по сертификации и испытательных лабораторий и обеспечение их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках сертификационных услуг;

защита юридического лица, занятого в сфере сертификации (аккредитации, испытаний), от некомпетентного и недобросовестного специалиста.

Сертификацию проводит орган по сертификации экспертов - Регистр системы сертификации персонала (РССП). В системе проводится сертификация экспертов по следующим направлениям деятельности:

сертификация систем качества;

сертификация продукции;

сертификация производств;

сертификация работ и услуг;

аккредитация органов по сертификации;

аккредитация испытательных лабораторий (центров);

испытания.

К сертификации допускаются заявители, которые должны:

иметь стаж работы не менее четырех лет, обеспечивающий получение практического опыта в заявленной области сертификации эксперта, подтвержденный трудовой книжкой или иными эквивалентными документами;

положительно характеризоваться по месту работы;

пройти курсы повышения квалификации в заявленной области;

приобрести опыт практической работы в заявленной области сертификации в четырех стажировках в качестве эксперта.

При сертификации экспертов применяют две схемы сертификации:

схема 1 - оценка компетентности заявителя по результатам рассмотрения документов, проведение контроля за деятельностью экспертов;

схема 2 - оценка компетентности заявителя по результатам экзамена и рассмотрения представленных документов, проведение контроля за деятельностью экспертов.

По схеме 1 проводят сертификацию заявителей, если они имеют высшее специальное образование по специальности, соответствующее конкретным областям сертификации экспертов. В остальных случаях сертификацию экспертов проводят по схеме 2.

За деятельностью экспертов в течение всего срока действия сертификата осуществляется контроль не реже одного раза в год в форме периодических проверок, включающих в себя анализ ежегодных отчетов экспертов и отзывов об их деятельности. Действие сертификата компетентности эксперта может быть сокращено в случаях, если эксперт допускает нарушения правил Системы сертификации ГОСТ Р, а также если по представлению эксперта орган по сертификации выдает документы о сертификации в области, выходящей за пределы области компетентности эксперта.

В настоящее время рассматривается проект ФЗ «Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области оценки соответствия».

1. Понятие и цели аккредитации

2. Общие требования к аккредитующим органам

3. Требования по аккредитации к органам по сертификации продукции (услуг)

4. Требования по аккредитации к испытательным лабораториям

5. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий

1. Аккредитация в соответствии с Руководством ИСО/ МЭК это официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности той или иной организации выполнять работы в определенной (заявленной) области.

В международной практике деятельность по аккредитации проводится по принятым в мировой практике процедурам и основывается, как правило, на принципах, изложенных в международных и региональных нормативных документах.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Нормативной базой аккредитации в России является комплекс государственных стандартов Системы аккредитации в Российской Федерации семейства 51000, гармонизированных с европейскими стандартами EN 45000. В этих стандартах установлены основные требования к участникам работ по аккредитации и порядок их проведения.

2. В соответствии с ГОСТ Р 51000.1-95, аккредитующие органы должны отвечать следующим требованиям:

Иметь соответствующий юридический статус;

Располагать финансовыми средствами для своего функционирования;

Располагать штатным персоналом, соответствующим направлению и объему работ по аккредитации, выполняемых под руководством данного органа;

Иметь организационную структуру, обеспечивающую независимость его персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирующую, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которые могли бы повлиять на результаты выполненных им работ;

Располагать необходимыми помещениями и средствами труда.



3. Орган по сертификации продукции (услуг), чтобы быть признанным в качестве компетентного, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.5-96:

Орган по сертификации должен иметь штатный персонал, возглавляемый квалифицированным руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации;

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами, фондом документов, необходимых для проведения сертификации, и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию продукции в соответствии с требованиями, предъявленными к данной области производственной деятельности;

Специалисты, осуществляющие оценку соответствия продукции или услуг, испытания или инспекционный контроль, должны иметь статус экспертов системы сертификации в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации;

Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированной продукции или услуг с указанием обладателей сертификатов или разрешений (лицензий) на применение знака соответствия;

Орган по сертификации обязан контролировать использование выданных им сертификатов соответствия, знаков соответствия и разрешений на их применение.

ПО Испытательная лаборатория, чтобы быть признанной компетентной для выполнения работ в определенной области аккредитации, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.3-96:

Юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству;

Персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;

Лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний;

Лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации;

Лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями;

Испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний;

Помещения лаборатории должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

Лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений;

Испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.

5. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в Российской Федерации включает следующие шесть этапов:

1. Представление организацией-заявителем заявки и других документов на аккредитацию;

2. Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации.

Результаты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении, содержащем оценку соответствия

предъявленной вместе с заявкой информации условиям аккредитации. Представленную заявителем информацию используют для подготовки и проведения аттестации;

3. Аттестация органа по сертификации или испытательной лаборатории.

Аттестацию проводят непосредственно в организации-заявителе в соответствии с утвержденной программой.

4. Анализ материалов и принятие решения об аккредитации.

Аккредитующий орган должен рассмотреть и проанализировать информацию, полученную от заявителя; сведения, собранные при экспертизе; акт аттестации, документы, подтверждающие устранение выявленных несоответствий, и другую информацию, полученную в процессе аккредитации. На основе анализа аккредитующий орган принимает решение об аккредитации организации-заявителя в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории;

5. Оформление и выдача аттестата аккредитации. При положительном решении аккредитующий орган оформляет, регистрирует и выдает заявителю аттестат с указанием области аккредитации и срока действия (не более 5 лет), при отрицательном - направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации;

6. Контроль за аккредитованным органом по сертификации или испытательной лаборатории.

Контроль за соответствием органа по сертификации (испытательной лаборатории) условиям аккредитации предусматривает внутренние проверки, проводимые аккредитованной организацией, и инспекционный контроль, проводимый аккредитующим органом. При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене аттестата аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем один раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.



Просмотров