Право во время вов. Государство и право в годы великой отечественной войны. Изменения права в военные годы

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками.

Была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. Усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена определенная их децентрализация. Сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые и республиканские органы управления.

Суровые условия войны вызвали к жизни создание специальных чрезвычайных органов с особыми полномочиями. Высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве, постановления имели силу законов военного времени. Своего большого аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы, общественные организации. В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы – городские комитеты обороны, занимавшиеся оборонным строительством, созданием народного ополчения, организацией производства, ремонтом боевой техники и вооружения.

При Государственном Комитете Обороны и Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов, в том числе Совет по делам эвакуации, Главснабнефть, Главснабуголь, Главснабгаз, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро. Образовался также ряд новых наркоматов, расширялись их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, строительства.

Великая Отечественная война внесла изменения и в состав, структуру, управление Вооруженными Силами. Была объявлена мобилизация военнообязанных, по которой в первые дни войны было призвано более 5 млн. человек. Начинают формироваться дивизии народного ополчения, добровольческие части, растет число партизанских формирований на захваченной территории. В январе-феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны. Было учреждено 9 новых боевых орденов и ряд медалей.

Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила ввести в право определенные конкретные изменения.



Ярко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Это особенно проявлялось в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов.

Был упрощен порядок регламентации капитального строительства, сокращен объем необходимых проектных документов, допускались отступления от сметы и проекта, были расширены права руководителей предприятий.

Не забывались и гражданско-правовые методы защиты граждан, их прав и интересов. Законодательство защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Усовершенствовались нормы наследственного права: расширился круг наследников, устанавливалась очередность их признания, каждый гражданин мог завещать свое имущество лицам из числа наследников, а также государственным органам и организациям.

Был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, одиноким и многодетным матерям, усилении охраны материнства и детства».

Изменения коснулись и института брака и развода. Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, иски о разделе имущества, нажитого в период фактически брачных отношений.

Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. Устанавливался судебный порядок расторжения брака, увеличился и размер пошлин, взыскиваемых при оформлении развода.

Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем: нехватка рабочих рук в промышленности и на транспорте, в строительстве и на селе. Советское государство было вынужденно обратиться к трудовой мобилизации и трудовой повинности.



Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое на учреждениях и предприятиях. Было также разрешено в напряженные периоды производить мобилизацию населения городов для труда в колхозах, совхозах и МТС.

Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, обеспечение армии и населения продовольствием, промышленности – сырьем.

Война резко повысила общественную опасность всех преступлений, появились и новые составы преступления, специфические для военного времени: измена, шпионаж, диверсия. При их расследовании и рассмотрении органы следствия суда руководствовались Положением о государственных преступлениях, принятым еще в мирное время. Судебная практика военных лет лишь дала расширенное толкование содержащемуся в Положении и УК понятию «военная обстановка», повышающее ответственность за государственные преступления.

Ужесточались методы борьбы с хищениями государственной и общественной собственности, разбазариванием ресурсов, спекуляцией, со злостным нарушением правил противовоздушной обороны, уклонением от обучения военному делу. Усилилась охрана личной собственности граждан.

Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Устанавливался новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных к высшей мере. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного суда СССР.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны правовая и государственная системы СССР подверглись значительным изменениям. Не малую роль в приспособлении этой системы к суровым условиям военного времени сыграло чрезвычайное законодательство того периода. Оно сделало ее более гибкой, более соответствующей требованиям военного времени.

Советское право в целом не претерпело во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила внести в него определенные конкретные коррективы.

В соответствии с нормами международного права на оккупированной германскими войсками территории должно было действовать советское право. Однако немцы, как известно, не считались с международными нормами во всем, поэтому практически ни один советский гражданин не мог считать себя защищенным советскими законами на территории, захваченной врагом.

Гражданское и хозяйственное право. Где бы и в чьем бы ведении ни находилось то или иное государственное имущество, государство всегда могло использовать его для своих потребностей, с соблюдением, конечно, им самим установленных правил распоряжения этим имуществом, прибегая в одних случаях к административному акту, роль которого в военной экономике возросла, а в других - к гражданско-правовой сделке, в частности к договору.

Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении из жилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы. Временные жильцы, занимавшие жилплощадь военнослужащего, обязаны были ее освободить по его возвращении. Они подлежали выселению в административном порядке без предоставления другого жилья.

Особый жилищно-правовой статус имели рабочие и служащие предприятий, эвакуированных во время войны на восток. Они получали здесь новую жилую площадь, а их прежнее жилье поступало в распоряжение соответствующих советских органов и предоставлялось в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий. Другие же граждане, возвратившиеся из эвакуации, застав свои комнаты и квартиры занятыми, имели право требовать в судебном порядке выселения новых жильцов. Их иски удовлетворялись при соблюдении трех условий: эвакуация должна была быть надлежащим образом оформлена, квартирная плата эвакуированными своевременно вносилась, а лица, проживающие на их жилой площади, вселены были туда не в связи с разрушением дома, в котором они раньше жили.

Во время войны были усовершенствованы нормы советского наследственного права. Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону и установления очередности призвания наследников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" ввел две новые категории наследников по закону: трудоспособных родителей, а также братьев и сестер. Наследники по закону были разделены на три очереди: к наследникам первой очереди были отнесены дети, в том числе и усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного.

Семейное право. Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". С одной стороны, Указ развивал положения Постановления ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г., с другой - он вносил изменения в принципы, лежащие в основе КЗоБСО РСФСР.

Принципиальные изменения касались института брака и развода. Согласно Указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества, нажитого в период фактических брачных отношений. Однако в развивающих Указ подзаконных актах оговаривалось, что иски о взыскании алиментов на содержание ребенка, рожденного до издания Указа от 8 июля 1944 г., от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик был записан в качестве отца ребенка в книгах записи актов гражданского состояния, подлежат рассмотрению в суде. Кроме того, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г., от родителей, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, имели в случае смерти отца право наследования наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне брака.

Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим трех и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. - на одного ребенка, 150 руб. - на двух и 200 руб. - на трех и более детей. Пособия выплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось. Конечно, это была помощь, но она не могла решить всех проблем и главной из них - дать ребенку реального отца, который мог бы воспитывать его.

Трудовое право. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.

Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях и на предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было разрешено также в напряженные периоды сельскохозяйственных работ проводить мобилизацию трудоспособного населения городских и сельских местностей для труда в колхозах, совхозах и МТС <*>. Такая практика в основном сохранилась на долгие годы и после войны.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до двух месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин - с 16 до 50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и молодежи в труде на благо Отчизны.

Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. Причем такие дела были отнесены к компетенции трибуналов.

В сентябре 1942 г. были переведены на положение мобилизованных рабочие и служащие предприятий и учреждений, расположенных вблизи фронта.

Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет.

Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности - сырьем, а также возрождение разрушенного оккупантами сельского хозяйства в освобожденных районах.

Большую роль в осуществлении названных задач сыграли суровые нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силы чувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины, почти полностью были мобилизованы тракторы, автомашины, а также тягловый скот.

Уголовное право. Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного времени.

Конечно, в военные годы особую опасность представляли преступления государственные: измена, шпионаж, диверсия и др. При их расследовании и рассмотрении органы следствия и суда руководствовались Положением о преступлениях государственных, принятым еще в мирное время. Судебная практика военных лет дала лишь расширительное толкование содержащемуся в Положении и в УК республик понятию "военная обстановка", повышающее ответственность за государственные преступления. Судебная практика считала "военной" обстановку в стране, создавшуюся во время войны всюду, независимо от близости или отдаленности от фронта места совершения преступления.

В связи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложных слухов Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал Указ "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения", согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее.

В условиях войны большую опасность представляло разглашение сведений, составляющих государственную тайну, ответственность за которое была усилена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. При отягчающих обстоятельствах за его совершение виновный лишался свободы на срок до 10 лет.

Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. В связи с этим получил более широкое применение Закон от 7 августа 1932 г. В военное время он применялся даже и при сравнительно небольших хищениях социалистической собственности. Особо сурово карались лица, участвовавшие в хищениях, если по долгу службы они сами должны были охранять государственную и общественную собственность.

Велась решительная борьба с разбазариванием скота, принадлежащего колхозам или совхозам, во время эвакуации его в глубь страны. Погонщики скота и другие лица, продававшие скот, рассматривались как расхитители собственности, лица, купившие скот, - как недобросовестные покупатели. Много внимания государство уделяло борьбе со спекуляцией и всякого рода злоупотреблениями продовольственными и промтоварными карточками.

Решительно карали злостных нарушителей правил местной противовоздушной обороны. Лиц, виновных в этом, осуждали к лишению свободы на срок не ниже шести месяцев, а при наличии отягчающих обстоятельств - к более суровым наказаниям вплоть до расстрела.

Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Виновные наказывались лишением свободы на срок не менее одного года, причем лица начальствующего состава - не менее двух лет.

Была усилена охрана личной собственности граждан. Очень важным и актуальным был вопрос об уголовной ответственности фашистских захватчиков за совершенные ими зверства по отношению к военнопленным и мирному населению.

Таким образом, в военное время произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным делам. Были определены новые составы преступлений, в том числе такие, как преступления против человечества, военные преступления. В ряде случаев - при совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других - судебная репрессия усиливалась. При этом усиливался общепредупредительный характер наказания. Осужденным военнослужащим и военнообязанным гражданам часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте в борьбе с врагом. Суды широко практиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении таких осужденных с направлением их в действующую армию. Осужденных, проявивших себя на фронте стойкими защитниками Родины, освобождали от наказания со снятием судимости.

Процессуальное право. Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел этими трибуналами. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. При этом повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных к высшей мере наказания. О каждом приговоре к такой мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору Военно-Морского Флота.

Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от председателя Военной коллегии Верховного Суда или соответствующего прокурора в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора. Кроме того, военным советам и командующим округами, фронтами, армиями, флотами и флотилиями также предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов к высшей мере наказания с одновременным сообщением по телеграфу своего мнения председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору Военно-Морского Флота. Указанные особенности уголовного судопроизводства распространялись и на военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта.

Следует признать, что беззакония и необоснованные репрессии против советских людей, имевшие место в 30-х гг., продолжались в нелегкую пору борьбы с фашизмом, хотя и не в таких масштабах. Тем не менее многочисленные лагеря продолжали истощать жизненные силы народа.

22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия начала войну против СССР. Началась Великая Отечественная война – один из самых героических и трагических периодов нашей истории. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства.

Все остальные функции государства были также подчинены решению основной задачи – разбить врага. Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам передавались чрезвычайные полномочия. 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) приняла совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И.В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных.

Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло Постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре – Особое Главное командование партизанского движения.

17 сентября 1941 г. ГКО принял Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Согласно этому нормативному акту обязательное военное обучение вводилось для граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы.

2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, краях, областях и городах образовывались местные комиссии.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.

В период войны вооруженные силы являлись главным звеном государственного аппарата. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. В первый день войны была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 19 до 55 лет. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР была создана Ставка Верховного Главнокомандования. Ее состав включал членов Политбюро ЦК ВКП (б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществление идеологического контроля и воспитания.

В январе 1943 г. были введены новые знаки различия – погоны. В июле 1943 г. введено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.

Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности и некоторые другие. Устанавливался следующий процессуальный порядок рассмотрения дел. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слушались в закрытом процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно.

Одним из важнейших мероприятий было восстановление руководящих церковных органов. В сентябре 1943 г. был созван Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси (впервые с 1925 г.), и образован Синод. Для сотрудничества с церковью создавался специальный государственный орган – Совет по делам православной церкви. Был преодолен созданный в 20-е гг. церковный раскол.

Изменения в праве в этот период были обусловлены войной. Широко использовались такие правовые институты как военное и осадное положение.

В области гражданского права следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными. В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.

В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т.д. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака. Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода – развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до трех часов в день. На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т.д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве. Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП (б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6–10-х классов, студентов техникумов и вузов.

В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от двух до пяти лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан – до трех лет. 19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний – смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

Уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовного права, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой. С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых положений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие: - ужесточение и пополнение новыми составами преступлений. -усиление борьбы против государственных преступлений, объектом которых являлась собственность, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан - до 3 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду. Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю. И о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий » была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Но были и исключения. Так в январе 1941-го. «Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу. Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт, отличившиеся в боях, освобождались от наказания, и с них снималась судимость. Следует так же отметить, что еще одной особенностью уголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательной аналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству. Кража имущества военнослужащего из квартир эвакуированных, либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление) даже её совершало одно лицо. Продажа гражданами товаров по повышенной цене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено факта скупки товаров с целью получения наживы.

Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел.Источниками процессуальных норм являлись Конституция 1936 г. Закон о судоустройстве 1938 г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923г. Положение «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926г., отдельные нормативные решения. Положение определяло новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые располагали данной компетенцией. Были сжаты сроки следствия по некоторым категориям уголовных дел. Приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР. Ключевыми особенностями судопроизводства военных трибуналов в годы войны являлись: рассмотрение дел без участия сторон в основном в закрытых судебных заседаниях; сжатые сроки судопроизводства; недопустимость кассационного обжалования приговоров. В годы войны приговоры к высшей мере наказания – расстрелу использовались только военными трибуналами. Устанавливали следующие принципы уголовного процесса - гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

47. Преобразования в государственном аппарате и изменения в законодательстве СССР в послевоенный период (1945-1953гг).

Несмотря на первоначальные внешние проявления демократизации государственного управления (упразднение чрезвычайных органов военного времени, проведение послевоенных выборов представительных органов власти), внутренняя политика государства не претерпела серьезных изменений по сравнению с довоенным периодом.

Трудовое, социальное и семейное право . С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года с 1 июля 1945 года восстанавливались «очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства. На отдельных предприятиях сокращение оплаты труда увеличилось в 2 раза. После проведения денежной реформы 1947 г. и промышленного подъема 1948-1949 гг. заработная плата трудящихся начинает увеличиваться. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу. Семейное право претерпевает небольшое, но знаменательное изменение: в 1948 году были запрещены браки с иностранцами. Были определены срок открытия наследства и последствия в результате неявки в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. В случае отказа от наследства, лишения завещателем права наследования или неявки наследников имущество переходило в собственность государства.

Колхозное и земельное право . Прекратилась мобилизация рабочих и служащих в сельскую местность, отменена уголовная ответственность за невыполнение колхозниками установленного минимума трудодней. Однако, обязанность выполнять минимум трудодней сохранилась еще на долгие годы.

Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочиванию оплаты труда в колхозах» ориентировало колхозы на восстановление производственных бригад как основной формы организации труда в колхозе. В 1950 году было решено провести укрупнение колхозов. Укрупненные колхозы становились более крепкими. В этот период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации.

Уголовное право. Сразу после войны были отменены или признаны утратившими юридическую силу нормативно-правовые акты военного времени, устанавливавшие уголовную ответственность за деяния, имевшие общественно важный характер лишь в условиях войны. 7 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об амнистии в связи с победой над Гитлеровской Германией». От наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы сроком до трех лет, а неотбытый срок лишения свободы сокращался наполовину. Полностью освобождались от наказания лица, осужденные за самовольный уход с предприятий военной промышленности, и военнослужащие, осужденные с применением отсрочки исполнения приговора до окончания военных действий. Результатом амнистии стало резкое увеличение преступности. Особо ярко это прослеживалось в крупных промышленных зонах. В первые послевоенные годы смертная казнь применялась достаточно часто. К военным преступникам и пособникам немецко-фашистских оккупантов по приговорам военных трибуналов применялся квалифицированный вид смертной казни – повешенье, приводившийся в исполнение публично. 26 мая 1947 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об отмене смертной казни». За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Одновременно ужесточается ответственность за преступления против собственности. 4 июня 1947 года Президиум верховного Совета СССР издал указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». В указах наглядно проявилась основная тенденция государственной уголовной политики: предпочтение отдавалось в первую очередь защите и охране государственной и общественной собственности. Уголовная ответственность была ужесточена по следующим составам.

  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • 69. Советская судебная система в 1950-е годы. Восстановление принципов законности, процессы реабилитации. Развитие полномочий прокуратуры и Верховного Суда ссср.
  • Глава I - Основы конституционного строя;
  • 77. Изменения в политической системе и государственной организации в конце 1980-х годов. Реконструкция многопартийной системы, новые органы государственной власти и принципы их деятельности.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.

    Советское право в целом не претерпело серьезных изменений. Оно, как и государство, оказалось вполне пригодным и в военных условиях. Тем не менее, произошли некоторые изменения, носившие двоякий характер. Законов в это время издаётся мало, поскольку Верховный совет СССР собирался всего три раза. Больше нормативных материалов принимают Президиум Верховного Совета, а также правительство, следует отметить и постановления ГКО. Важное значение имеет деятельность Верховного Суда СССР, анализировавшего и обобщавшего судебную практику.

    В сфере гражданского права следует отметить изменения, связанные с войной, касающиеся жилищных и наследственных правоотношений. Необходимо было оградить интересы военнослужащих, а также регламентировать правоспособность эвакуированных граждан в жилищных вопросах. Государство стремилось проявлять максимальную заботу об охране прав защитников родины, предоставляло им различные льготы. Так, уже 23 июня 1941 г. Верховный Суд СССР дал судам указание о приостановлении производства всех незаконченных дел о выселении военнослужащих, а также их семей. В августе того же года СНК СССР установил, что на время войны за всеми лицами, состоявшими на военной службе, сохраняется их жилая площадь, причем без оплаты. Временные жильцы, поселившиеся на площади военнослужащего, обязывались немедленно ее освободить по возвращении хозяина.

    Сложнее решался вопрос о жилплощади эвакуированных граждан. В принципе, предусматривалось, что жилплощадь за ними сохраняется, но для этого требовалось соблюсти некоторые условия, а именно: эвакуация должна быть оформлена, а квартплата - регулярно вноситься. Только тогда возвратившийся мог требовать в судебном порядке освобождения его жилья, занятого кем-либо. Если же квартира была предоставлена лицу, переселенному из разрушенного здания, возвратившийся мог просить жилищные органы о выделении ему какой-либо иной жилплощади. Не сохранялось жильё за одной категорией эвакуированных – теми, кто уехал вместе со своим предприятием, перевезенным на восток. Они получали жильё на новом месте, а их прежняя жилплощадь поступала в распоряжение местных Советов, и предоставлялась в первую очередь рабочим оборонных предприятий, оставшимся в данном городе.

    В отличие от вещного и обязательственного права существенные изменения произошли в праве наследственном.

    Огромные людские потери привели к тому, что часто у наследодателя не оставалось близких родственников. Поэтому круг возможных наследников был значительно расширен. В соответствии с Указом Президента Верховного Совета СССР, принятым в марте 1945 г., ими стали трудоспособные родители, братья и сестры. Была введена очередность призвания к наследству, в силу которой отсутствие наследников первой очереди требовало призвания наследников второй, а при их отсутствии – третьей. Первыми наследовали дети, в том числе и усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного. Во вторую очередь наследовали трудоспособные родители, в третью – братья и сестры, было введено правило представления, которое возникает в случае, если наследник умирал раньше открытия наследства. При этом наследство переходит к определенным наследникам такого наследника. Наследодателю было предоставлено право завещать при отсутствии наследников по закону имущество любому лицу. Общая идея реформы состояла в том, чтобы уменьшить массу выморочного имущества, сохранить его за гражданами, что в условиях военного разорения было весьма существенно.

    Военная обстановка обусловила перелив гражданско-правовых отношений в сферу хозяйственно-правовых. Административные формы были удобнее договорных в чрезвычайных условиях. Поэтому, например, договор поставки заменялся простым административным распоряжением.

    В годы войны в семейное право были внесены изменения, коренным образом реформировавшие отрасль. Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". С одной стороны, Указ развивал положения Постановления ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г., с другой - он вносил изменения в принципы, лежащие в основе КЗоБСО РСФСР.

    Принципиальные изменения касались института брака и развода. Согласно Указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества, нажитого в период фактических брачных отношений. Однако в развивающих Указ подзаконных актах оговаривалось, что иски о взыскании алиментов на содержание ребенка, рожденного до издания Указа от 8 июля 1944 г., от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик был записан в качестве отца ребенка в книгах записи актов гражданского состояния, подлежат рассмотрению в суде. Кроме того, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г., от родителей, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, имели в случае смерти отца право наследования наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне брака.

    Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. При подаче заявления о расторжении брака требовалось изложение мотивов развода и вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Дело о расторжении брака должно было рассматриваться гласно, непременно с участием разводящихся, а также с привлечением свидетелей. Увеличивались размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., а при выписке свидетельства о разводе - от 500 до 2 тыс. руб., даже если это был первый развод. Следуя курсу, взятому еще в предвоенные годы, Указ от 8 июля 1944 г. намечает меры, стимулирующие повышение рождаемости. Теперь единовременное пособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждого последующего ребенка.

    Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим трех и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. - на одного ребенка, 150 руб. - на двух и 200 руб. - на трех и более детей. Пособия выплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось. Конечно, это была помощь, но она не могла решить всех проблем и главной из них - дать ребенку реального отца, который мог бы воспитывать его.

    На экономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Впервые такой налог был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. Указом от 8 июля 1944 г. значительно расширился круг лиц, подлежащих обложению налогом, и увеличивался его размер. Таким образом, затраты на выплату пособий многодетным и одиноким матерям в определенной степени покрывались за счет одиноких и малосемейных граждан. От обложения освобождались определенные категории военнослужащих, граждане, у которых дети погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны, и некоторые другие категории населения.

    Наряду с мерами экономического стимулирования рождаемости Указом от 8 июля 1944 г. предусматривались и шаги по моральному поощрению многодетных семей. Учреждались "Медаль материнства" двух степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден "Материнская слава" трех степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых и девятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня".

    Трудовое право . Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.

    Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях и на предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было разрешено также в напряженные периоды сельскохозяйственных работ проводить мобилизацию трудоспособного населения городских и сельских местностей для труда в колхозах, совхозах и МТС. Такая практика в основном сохранилась на долгие годы и после войны.

    По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до двух месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин - с 16 до 50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и молодежи в труде на благо Отчизны.

    В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на период войны рабочие и служащие предприятий военной промышленности.

    Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. Причем такие дела были отнесены к компетенции трибуналов.

    В сентябре 1942 г. были переведены на положение мобилизованных рабочие и служащие предприятий и учреждений, расположенных вблизи фронта.

    Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.

    Трудовые отношения в годы войны регулировались не только (а порой не столько) правом, но и высокой патриотической моралью советских граждан. Трудовой энтузиазм стал для миллионов людей нормой поведения. Выполнение и перевыполнение добровольно взятых обязательств было обычным и естественным для людей, которые самоотверженным трудом крепили оборонную мощь своей Отчизны.

    В трудовом праве периода войны отразилась, хотя и крайне ограниченная из-за имевшихся возможностей, забота Советского государства о защитниках Родины, и прежде всего об инвалидах Великой Отечественной войны и семьях военнослужащих. Инвалидам войны назначали пенсии. Работавшие инвалиды в случае болезни получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы. Руководители предприятий и учреждений должны были принимать их на работу в первую очередь, предоставлять жилую площадь, организовывать питание, принимать меры к повышению квалификации путем направления на различного рода курсы и в школы. Инвалидам войны надлежало в первую очередь предоставлять путевки в санатории и дома отдыха. Дети их пользовались преимуществами при устройстве в ясли, детские сады, пионерские лагеря. Инвалидов войны принимали в вузы и техникумы вне конкурса. Местные органы власти много внимания уделяли трудоустройству и бытовому обеспечению членов семей военнослужащих. Семьям погибших выдавали пособия и назначали пенсии. Но все это, конечно, не снимало до конца остроты проблем, вставших перед инвалидами, семьями погибших, сиротами.

    Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности - сырьем, а также возрождение разрушенного оккупантами сельского хозяйства в освобожденных районах.

    Большую роль в осуществлении названных задач сыграли суровые нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силы чувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины, почти полностью были мобилизованы тракторы, автомашины, а также тягловый скот. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. для своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней: в зависимости от региона - 100, 120, 150, причем точно определялось число трудодней, которые колхозники должны были выработать в каждом сельскохозяйственном периоде. Для подростков - членов семей колхозников - в возрасте от 12 до 16 лет также был установлен обязательный минимум - 50 трудодней в году, но без разбивки на периоды. Трудоспособных колхозников, не выработавших без уважительных причин этот минимум по периодам сельскохозяйственных работ, предавали суду и наказывали исправительными работами в колхозе на срок до 6 месяцев с удержанием 25% трудодней в пользу колхоза. Допускалось исключение таких лиц из колхоза с лишением их приусадебных участков.

    Было установлено также обязательное участие колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней. Колхозников, виновных в уклонении от уборки урожая, что было явлением исключительным, подвергали штрафу путем списания с них определенного числа трудодней в пользу колхозов. Основная масса колхозного крестьянства, а в годы войны это были прежде всего женщины, дети и старики, проявила невиданный трудовой подъем, перекрывая, порой в несколько раз, установленные нормы выработки и фактически ничего не получая на трудодни.

    В организации труда бригадная и звеньевая системы были распространены не только на колхозников, но и на лиц, работавших в колхозах в порядке мобилизации. За горожанами сохранялось 50% заработной платы по месту основной работы, за учащимися и студентами сохранялась их стипендия.

    Но даже с учетом перечисленных мер не все колхозы были в силах обработать находившуюся в их пользовании землю. Поэтому разрешалась временная передача части закрепленной за колхозами земли другим колхозам или организациям и учреждениям, у которых имелась возможность ее использовать рационально.

    В целях сохранения поголовья скота законы военного времени ограничивали права колхозов на убой и продажу колхозного скота. Это могло производиться только с разрешения районного земельного отдела.

    Большое распространение получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих и служащих. Городским Советам и соответствующим земельным органам надлежало закрепить на пять - семь лет за предприятиями и учреждениями участки из земель городов, рабочих поселков и государственного земельного фонда под коллективные и индивидуальные огороды трудящихся при условии ежегодного использования предоставленной земли.



    Просмотров