Публично-правовые образования как юридические лица. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участниками гражданских правоотношений признаны на равных началах с гражданами и ю.лицами (ст. 2), а их правовой статус определен приме­нительно к статусу ю.лиц – за установленными законодателем изъятиями (то есть на них распространено действие норм, определяющих участие ю.лиц в гражданском обороте, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов – п. 2 ст. 124).

Правоспособность. Участие РФ в гражданском обороте специфично: только государство может выпускать государственные ценные бу­маги, приобретать право собственности в результате конфискации, реквизиции, национализации пользуется иммунитетом; обладать правом собственности на природные ресурсы и объекты, изъятые из гражданского оборота, исключительным правом эмиссии национальной валюты и т.д. При этом содержание гражданской правоспособности определено самим государством, которое установило для публичных образований ограничения, не свойственные гражданам и ю.лицам, запрещая приобретать некоторые права и освобождая от отдельных обязанностей (изъятия из универсального характера правосубъектности). Так, госорганы (и органы местного самоуправления) не могут быть участниками полных товариществ или полными товарищами в товариществах на вере; по общему правилу они не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере; имеют право обязываться по векселю лишь в специально предусмотренных фе­деральным законом случаях; учрежденные РФ, ее субъекта­ми или муниципальными образованиями акционерные общества должны быть открытыми и т.п. Характер изъятий может меняться тоже государством: ст. 66 проекта ГК позволяет публично-правовым образованиям стать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере.

Государство, участвуя в гражданском обороте, продолжает исполнять публичные функции (поэтому в теории правосубъектность государства именуют еще функциональной), в связи с чем одновременно является носителем конституционной и гражданско-правовой правосубъектности. Итак, правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности и граждан и ю.лиц, т.к. в одной структуре они объединяют наделенную властными полномочиями политическую организацию и субъекта хозяйствования.



Специфика дееспособности РФ и ее субъектов определена ст. 125 ГК – от их имени приобретают и осуществляют права и обязанности и выступают в суде органы государственной власти в рамках компетенция, установленной актами об их правовом статусе. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. И те и другие, как и органы ю.лиц, сами по себе не обладают гражданской правосубъектностью и лишь реализуют правоспособность публично-правового образования, поэтому, чтобы обосновать возможность органа действовать от имени публично-правового образования, анализируют содержание его компетенции. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса органа публичной власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного права.

От имени государства могут выступать как представительные так и исполнительные органы РФ и ее субъектов. Так, казначейство наделено правом размещения заказов и заключения государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Отношения собственности – важнейшая область Г-П отношений с уча­стием государства, т.к. государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В части второй ГК определены особенности участия публичных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательств из причинения вреда.

От имени государства могут выступать органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, напр., предусмотрено заключение договоров с гражданами, действующими в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. При этом нет общих ограничений по видам, форме и содержанию сделок, заключаемых от имени государства уполномоченными лицами.

Муниципальные образования – самостоятельные субъекты ГП, т.к. органы местного самоуправления в РФ не входят в систему органов государст­венной власти и самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправле­ния представляют муниципальные образования в гражданских правоотношениях – передают объекты муниципальной собственности в аренду или в пользование, принимают решение об их приватизации, совер­шают иные сделки с муниципальной собственностью.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из норм ст. ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом собственности, так как участвует в гражданском обороте наравне с иными субъектами.

По своим гражданско-правовым обязательствам РФ, ее субъекты и муниципаль­ные образования отвечают принадлежащим им на праве собственности имуще­ством казны, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также кроме закрепленного за созданными ими ю.лицами.

По обязательствам друг друга публично-правовые образования ответственности не несут (ст. 126).

Субсидиарная ответственность по обязательствам созданных государственными органами и органами местного самоуправления ю.лиц возможна только в случаях, предусмотренных законом.


Маковский А.Л. Об уроках реформирования Гражданского кодекса России ("Вестник гражданского права", 2013, N 5) {КонсультантПлюс.. Маковский А.Л. – доктор ю.н., профессор, первый зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ.

Гражданско-правовое положение ю.лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК (п. 4 ст. 50). При этом к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила ГК не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное п.6 ст. 50).

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (см ст. 48 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"); саморегулируемая организация управляющих компаний (см ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"); с аморегулируемая организация арбитражных управляющих (см ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Наталия Владимировна Козлова – к.ю.н., доцент кафедры ГП юрид. ф-та МГУ. Правосубъектность юридического лица. М.. 2005.

1. Помимо физических и юридических лиц участниками гражданских правоотношений являютсяпублично-правовые образования . Таким термином обозначается комплекс субъектов, перечисленных законодателем вст. 124ГК РФ: "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования..." Публично-правовые образования, как следует из перечня, объединяют две группы участников отношений:

Государственные образования (Российская Федерация и перечисленные выше субъекты РФ);

Муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).

В юридической литературе и законодательстве для обозначения государственных, а также муниципальных образований часто используется собирательное понятие "государство". Допустимость такого термина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каждое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).

Государство не является традиционным участником гражданских (частных) правоотношений. Известно, что публичные образования создаются с целью осуществления тех или иных властных функций - регулирования экономики, упорядочения социальных и политических процессов и т.п. Как носители публичной (государственной, муниципальной) власти такие образования обладают суверенитетом (верховенством), в силу чего их веления носят общеобязательный характер. Они сами определяют правила, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении своих полномочий. Вместе с тем отношения частного права требуют юридического равенства всех участников. Закон указывает, что публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124ГК РФ). Такое "двойственное" положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте.

Статус публично-правовых образований в целом приравнен к положению юридических лиц. К ним "применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (п. 2 ст. 124ГК РФ). Такой подход законодателя объясняется прежде всего общностью правовой конструкции статуса названных субъектов: оформление юридического "облика" в форме организационного единства тех или иных структурных звеньев; участие в гражданских правоотношениях через свои органы; зависимость объема правоспособности от целей создания и др.

Однако названные черты определяют лишь внешнее, формально-юридическое сходство государства и юридических лиц. Их роль как участников гражданских правоотношений различна. Юридические лица - это субъекты, специально созданные для участия в гражданском обороте, тогда как публично-правовые образования участвуют в нем постольку, поскольку это необходимо для осуществления их функций. Выступая как равный субъект гражданских правоотношений, публичное образование не теряет своей властной сущности. Оно не может навязывать свою волю другим лицам, но, вступая с ними во взаимоотношения, преследует не свои собственные, а публичные интересы. Таким образом, с учетом цели, достижению которой подчинена деятельность субъектов, характер участия государства в имущественном обороте можно охарактеризовать как вспомогательный, второстепенный.

Различается также порядок возникновения рассматриваемых субъектов. Юридические лица становятся участниками гражданских правоотношений только в том случае, если процесс их создания не противоречит правилам, установленным гражданским законодательством в отношении той или иной организационно-правовой формы юридического лица, правил его регистрации и т.п. Публичные образования возникают на основе "властно-распорядительного" (чаще всего административного) акта. Их статус и компетенция определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Таким образом, двойственный характер участия государственных и муниципальных образований в имущественном обороте: юридическое равенство в вопросах взаимодействия с контрагентами, с одной стороны, и особый порядок создания, характер реализации полномочий, обладание публичной властью - с другой, - позволяет охарактеризовать их в качестве особого субъекта гражданских правоотношений.

2. Как субъект гражданского права государство наделено правоспособностью и дееспособностью. Несмотря на достаточно широкие возможности участия в различных видах гражданских правоотношений,правоспособность этого лица носит целевой, или специальный, характер: оно действует в рамках строго очерченной компетенции и не может выходить за ее пределы.

Как уже отмечалось, публично-правовые образования осуществляют только те виды деятельности, которые необходимы им для реализации публичной власти. При этом они сами формируют правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правосубъектности.

Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица. В силу п. 1и2 ст. 125ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. При этом действия органов власти, не выходящие за пределы их компетенции, считаются действиями самого образования.

3. Российским законодательством предусмотрены двеформы участия государства в гражданских правоотношениях:

Непосредственная - через свои органы (п. 1,2 ст. 125ГК РФ);

Опосредованная - через представителей (п. 3 ст. 125ГК РФ).

Как правило, публичные образования выступают в гражданском обороте от своего имени через органы исполнительной власти. На федеральном уровне к таковым относятся Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства и их территориальные единицы, на уровне субъектов РФ - администрации, мэрии и иные аналогичные структуры, на муниципальном уровне - соответствующие административные органы. Исполнительные органы реализуют интересы государства в рамках установленной компетенции. Так, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью (п. 1 разд. 1Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432).

Непосредственное участие публичных образований в имущественных правоотношениях следует отличать от самостоятельных действий их органов, наделенных правами юридического лица. В последнем случае органы не осуществляют публичных функций, выступают не от имени соответствующих государственных или муниципальных образований, а от своего собственного имени, действуют в своем интересе (например, приобретая оборудование или инструменты для удовлетворения каких-либо хозяйственных нужд) и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Отношения представительства складываются в тех случаях, когда публичное образование наделяет государственные или муниципальные органы, не имеющие права выступать от имени публичных образований непосредственно, а также юридические лица или граждан специальными полномочиями, основанными на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (в отношении граждан и юридических лиц). Например, Правительство РФ или субъект РФ может заключить договор доверительного управления частью своего имущества с коммерческим банком или управленческой компанией. В акционерных обществах, часть акций которых находится в собственности публичных образований, интересы этих образований по договору могут представлять физические лица.

4. Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях обусловлена тем, что характер выполняемых ими функций исключает возможность осуществления тех или иныхвидов деятельности , характерных для граждан или юридических лиц, или, наоборот, позволяет им обладать такими правомочиями, которые не свойственны иным субъектам. В таком качестве государство становится участником достаточно обширного круга видов правоотношений частноправового характера.

Являясь собственниками своего имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать, т.е. вступать в различного рода вещные правоотношения. Закон предоставляет им и особые возможности при осуществлении названных правомочий, например в отношении права на получение части обнаруженного клада или приобретение бесхозяйного имущества. Только государству присущи правомочия по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества. Приобретая имущество в качестве наследника по завещанию, государство не может завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п. Но при условии, что субъектом этих правоотношений является Российская Федерация, оно может выступить законным наследником выморочного имущества.

Как собственники публично-правовые образования могут создавать юридические лица на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, выступать в роли учредителей хозяйственных обществ или товариществ, в том числе в рамках приватизации государственных предприятий и учреждений. Через своих представителей они участвуют в управлении такими коммерческими организациями и иной деятельности, носящей характер корпоративных отношений.

В рамках обязательственных правоотношений государство заключает сделки по распоряжению своим имуществом (может его дарить, обменивать, продавать и т.д.). К исключительной компетенции государства относится заключение договоров подряда, поставки или проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных и муниципальных нужд, государственного займа, соглашений о разделе продукции.

В сфере внедоговорных отношений публично-правовые образования наделены возможностью быть участниками обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения и причинения вреда. В последнем случае, в частности, они обязаны возместить вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда), органов местного самоуправления или должностных лиц.

Участие государственных и муниципальных образований в отношениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности, незначительно. Они могут приобретать права патентообладателя (если интеллектуальная собственность создана при выполнении государственного или муниципального заказа), а в некоторых случаях - права на товарные знаки, фирменные наименования. Российская Федерация может становиться наследником некоторых авторских прав, в этом случае она принимает на себя охрану этих прав.

Приведенный перечень не исчерпывает возможные варианты участия публичных образований в гражданских правоотношениях, но сам по себе наглядно свидетельствует о признании их полноправными участниками гражданского оборота.

Вместе с тем специфика участия государства в гражданском обороте позволяет отметить такие виды его деятельности, которые не свойственны иным лицам. Так, например, только этот субъект может приобрести право собственности по таким основаниям, как реквизиция, конфискация, национализация. Специальным способом прекращения права собственности выступает приватизация. Когда у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо все наследники лишены права наследования, или не приняли наследства, или отказались от него, наследственное имущество переходит к государству (выморочное имущество). Относящиеся к памятникам истории и культуры вещи, обнаруженные в кладе, подлежат передаче в государственную собственность. В рамках обязательственных правоотношений особо регламентируется статус публично-правового образования в договорах поставки для государственных нужд, государственного займа и др.

Государство в силу своего специального статуса не может быть участником отдельных видов гражданских правоотношений. В частности, в отличие от граждан и юридических лиц оно не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, выступать в качестве доверительного управляющего по договорам доверительного управления ценными бумагами и другим имуществом, не может быть наследодателем.

5. По общему правилу публично-правовые образования несутответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Изъятие установлено законом в отношении:

Имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

Имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В первом случае действует общее правило: юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Так, государственные и муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ими:

Казенного предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113ГК РФ);

Казенного учреждения при недостаточности у него денежных средств (п. 4 ст. 123.22ГК РФ);

Автономного или бюджетного учреждения в случае причинения ими вреда гражданам, при недостаточности их имущества, на которое может быть обращено взыскание (абзац второй п. 5иабзац второй п. 6 ст. 123.22ГК РФ соответственно).

Второе изъятие включает правило о том, что на имущество, находящееся в исключительной собственности государства, не может быть обращено взыскание. В частности, п. 1 ст. 126ГК РФ устанавливает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных участников с обособленным имуществом, публичные образования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Принцип раздельной ответственности не действует в случае, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Имущество, являющееся средством обеспечения обязательств государственных и муниципальных образований, - это принадлежащее соответствующим публичным образованиям на праве собственности и не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество, составляющее государственную или муниципальную казну . Казна Российской Федерации, казна субъектов РФ, казна городского, сельского поселения или другого муниципального образования состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного или муниципального имущества (п. 4 ст. 214ГК РФ). С учетом того, что к "иному" имуществу относятся прежде всего внебюджетные фонды, имущество государственного резерва, золотой запас, фонд драгоценных камней и металлов и т.п., т.е. имущество, взыскание на которое не может быть обращено, то более реальным объектом для взыскания кредиторов остаются бюджетные (денежные) средства, на что указывает судебная практика.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит особенность правосубъектности гражданско-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений? Чем она отличается от правоспособности граждан и юридических лиц?

2. По каким критериям различают формы и виды участия публично- правовых образований в гражданском обороте?

3. Каковы особенности ответственности публично-правовых образований?

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы – публично-правовые образования как юридические лица. Данный вопрос является актуальным и достаточно интересным, т. к. наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте, хотя они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

Цель написания данной работы – рассмотреть публично-правовые образования с точки зрения юридического лица. Выявить сходства и обозначить различия между ними.

Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:

Статус публично-правовых образований;

Российская федерация как субъект гражданского права;

Государственные образования как субъекты гражданского права;

Муниципальные образования как субъекты гражданского права;

Статус унитарных предприятий.

Курсовая работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка используемой литературы.


Глава I Статус публично-правовых образований

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) - особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориальным (муниципальным и иным) образованиям, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следователъно, гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника. От имени публично-правовых образований по их специальным поручениям могут выступать различные государственные органы и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК). Но в этом случае речь идет о гражданско-правовых отношениях представительства, в которых перечисленные субъекты выполняют функции представителей, а не органов публичной власти.

Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). В частности, в соответствии со ст. 2 Закона о Центральном банке РФ (Банке России) Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а этот Банк не отвечает по обязательствам федерального государства (если только он специально не принял на себя такое обязательство либо оно прямо предусмотрено федеральным законом). По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст. 126 ГК) и которая составляет понятие "казны" (нераспределенного государственного и муниципального имущества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (т. е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ср. ст. 107 ГК).

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

В гл. 5 ГК определены лишь правовые основы участия публичных субъектов в гражданских отношениях, в ней всего четыре статьи, что объясняется, во-первых , наличием общего правила п. 2 ст. 124 ГК, распространяющего предписания о юридических лицах на публично-правовые образования, во-вторых , наличием положений специального законодательства, детально определяющих публично-правовую составляющую механизма их участия. Законодатель относит к их числу Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория ФЗ от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участниками гражданских правоотношений признаны на равных началах с гражданами и ю.лицами (ст. 2), а их правовой статус определен приме­нительно к статусу ю.лиц, поскольку это, по сути, коллективные субъекты – за установленными законом изъятиями. Это означает, что на них распространено действие норм, определяющих участие ю.лиц в гражданском обороте, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов. В Определении Конституционного Суда РФ от 5.07.2005 г. № 297-О отмечено, что указание в ст. 124 ГК на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним не всегда применимы положения, определяющие участие ю.лиц в гражданских отношениях, означает, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые неприменимы к государству, государственным и муниципальным образованиям (напр., нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица, о несостоятельности (банкротстве) и т.д.) в силу специфики последних, которая в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.

Применение комплексного законодательного массива и множественность публичных субъектов как возможных непосредственных участников гражданских отношений вызывают значительные трудности при правоприменении.

Правоспособность . Государство, участвуя в гражданском обороте, продолжает исполнять публичные функции, в реализации которых и состоит основное назначение любого публично-правового образования, поэтому правосубъектность государства именуют функциональной ; соответственно, государство одновременно является носителем конституционной и гражданско-правовой правосубъектности. Правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности и граждан и ю.лиц, т.к. в одной структуре они объединяют наделенную властными полномочиями политическую организацию и субъекта хозяйствования.Законодатель наделяет каждое публично-правовое образование таким объемом право- и дееспособности, который достаточен для выполнения функций публичной власти, реализующихся путем его выступления в гражданском обороте от собственного имени.

Участие РФ в гражданском обороте специфично: только государство может выпускать государственные ценные бу­маги, приобретать право собственности в результате конфискации, реквизиции, национализации пользуется иммунитетом; обладать правом собственности на природные ресурсы и объекты, изъятые из гражданского оборота, исключительным правом эмиссии национальной валюты и т.д. При этом содержание гражданской правоспособности определено самим государством, которое установило для публичных образований ограничения, не свойственные гражданам и ю.лицам, запрещая приобретать некоторые права и освобождая от отдельных обязанностей (изъятия из универсального характера правосубъектности). Так, госорганы (и органы местного самоуправления) не могут быть участниками полных товариществ или полными товарищами в товариществах на вере; по общему правилу они не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере; имеют право обязываться по векселю лишь в специально предусмотренных фе­деральным законом случаях; учрежденные РФ, ее субъекта­ми или муниципальными образованиями акционерные общества должны быть открытыми и т.п. Характер изъятий может меняться тоже государством.

Специфика дееспособности РФ и ее субъектов определена ст. 125 ГК – от их имени приобретают и осуществляют права и обязанности и выступают в суде органы государственной власти в рамках компетенция, установленной актами об их правовом статусе. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. И те и другие, как и органы ю.лиц, сами по себе не обладают гражданской правосубъектностью и лишь реализуют правоспособность публично-правового образования, поэтому, чтобы обосновать возможность органа действовать от имени публично-правового образования, анализируют содержание его компетенции. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса органа публичной власти, не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства.

Таким образом, публично-правовое образование признается единым самостоятельным субъектом, однако от имени публично-правовых образований в гражданском обороте действует совокупность публичных органов впределах полномочий, установленных актами, определяющими статус этих органов. Круг уполномоченных органов определяется государством и муниципалитетами самостоятельно.Основным и единственным признаком государственного или муниципального органа, определяющим его способность действовать от имени соответствующего публичного субъекта в гражданских отношениях в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

От имени государства могут выступать как представительные так и исполнительные органы РФ и ее субъектов. Так, казначейство наделено правом размещения заказов и заключения государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Отношения собственности – важнейшая область Г-П отношений с уча­стием государства, т.к. государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В части второй ГК определены особенности участия публичных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательств из причинения вреда.



Помимо закрепления компетенции в соответствующем акте, определяющем статус органа, возможен иной вариант участия публично-правового образования в гражданских отношениях – по специальному поручению публично-правовых образований от их имени выступают органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, напр., предусмотрено заключение договоров с гражданами, действующими в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. При этом нет общих ограничений по видам, форме и содержанию сделок, заключаемых от имени государства уполномоченными лицами.

Муниципальные образования – самостоятельные субъекты ГП, т.к. органы местного самоуправления в РФ не входят в систему органов государст­венной власти и самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправле­ния представляют муниципальные образования в гражданских правоотношениях – передают объекты муниципальной собственности в аренду или в пользование, принимают решение об их приватизации, совер­шают иные сделки с муниципальной собственностью.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из норм ст. ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом собственности, так как участвует в гражданском обороте наравне с иными субъектами.

По своим гражданско-правовым обязательствам РФ, ее субъекты и муниципаль­ные образования отвечают принадлежащим им на праве собственности имуще­ством казны, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также кроме закрепленного за созданными ими ю.лицами. По обязательствам друг друга публично-правовые образования ответственности не несут (ст. 126).

Публично-правовые образования могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности только в случаях, предусмотренных законом. Так, субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам созданных государственными органами и органами местного самоуправления ю.лиц возможна по долгам казенного предприятия (п. 6 ст. 113), по долгам государственного или муниципального учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (п. п. 4 - 6 ст. 123.22). Публично-правовые образования могут быть субъектами договорной ответственности по п. 6 ст. 126 - в случае принятия на себя гарантии (поручительства); отвечают по долгам наследодателя (п. 3 ст. 1175). В ГК содержится ряд иных статей, посвященных гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований, в системной связи с которыми применяется ст. 126 ГК (например, ст. ст. 16, 16.1, 1069, 1070).

При этом для публично-правовых образований нет общего правила отвечать именно всем своим имуществом , поскольку они несут ответственность за счет казны. Имущество, составляющее казну, обладает значительными особенностями правового режима, поэтомупри предъявлении гражданином или юридическим лицом требованияо возмещении убытков ответчиком по такому требованию признается публично-правовое образование в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа, но при удовлетворении исков в резолютивной части решения суд указывает на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Установлен и особый порядок исполнения таких судебных решений, предусматривающий определенные изъятия из общих правил исполнительного производства.

Литература:

"Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 - 5" (Под ред. Л.В. Санниковой) ("Статут", 2015) {КонсультантПлюс}

А.В. Габов, Е.В. Оболонкова, М.Е. Глазкова Вопросы ответственности государства по обязательствам учрежденных им юридических лиц в российском законодательстве и практике Европейского Суда /"Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского" (под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко) ("Статут", 2013) {КонсультантПлюс}

Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы ("Журнал российского права", 2016, № 1) Долинская Владимира Владимировна - профессор, доктор ю.н.

Маковский А.Л. (доктор ю.н., профессор, первый зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ) Об уроках реформирования Гражданского кодекса России ("Вестник гражданского права", 2013, № 5) {КонсультантПлюс

Е.А. Суханов (заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор ю. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ). Государственные юридические лица в современном российском праве /"Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского" (под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко) ("Статут", 2013) {КонсультантПлюс}

Т.В. Сойфер (доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина) Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение //Консультант Плюс


Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (см ст. 48 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"); саморегулируемая организация управляющих компаний (см ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"); с аморегулируемая организация арбитражных управляющих (см ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Наталия Владимировна Козлова – к.ю.н., доцент кафедры ГП юрид. ф-та МГУ. Правосубъектность юридического лица. М.. 2005.

  1. принципиальные различия:
    • в целях участия в гражданском обороте и, как следствие,
    • в особенностях правоспособности;
  2. формальные требования , касающиеся порядка возникновения коллективных субъектов гражданского права,

В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права. Однако более предпочтительным представляется термин "публичные образования", отражающий следующие особенности указанных выше субъектов:

  1. они являются коллективными и, в противовес физическим лицам, "искусственно" созданными субъектами;
  2. специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще - носителей публичной власти.

Подробнее

Во-первых, делается акцент на том, что РФ, ее субъекты, муниципальные образования являются коллективными и, в противовес физическим лицам, "искусственно" созданными субъектами. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Но цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено.

Во-вторых, подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще - носителей публичной власти . Публичная власть, будучи средством организации и регулирования взаимоотношений между людьми, характеризуется способностью упорядочивать отношения внутри общества как целого, объединенного единой территорией. Ввиду этого неотъемлемыми признаками публичной власти признаются ее верховенство и независимость от какой бы то ни было иной внутренней социальной власти в конкретной общественной иерархии, а также любой внешней власти. Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.

Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц - субъектов гражданского права - в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации. В настоящее время эти отличия признаны и Конституционным Судом РФ, по мнению которого специфика публичных образований как субъектов гражданского права в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти .

Публичные образования как участники гражданского оборота - коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

Виды публичных образований:

  1. РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  2. субъекты Федерации , хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);
  3. муниципальные образования - городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ; п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Из этого следует, что РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции). Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин "государство" всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует.

Правовое положение публичных образований

Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами - физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК):

  1. установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий;
  2. невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий.

Подробнее

Во-первых, установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий. Например, публичное образование не может обязать другого участника гражданского оборота вступить с ним в договорные отношения, поскольку свобода договора (абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК) подразумевает выраженную добровольно взаимную волю сторон. Усматривать принудительность, основанную на властных полномочиях в предусмотренных законом случаях заключения договора в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК), неверно, так как данное исключение из общего правила о свободе договоров установлено равным образом для всех участников гражданского оборота.

Во-вторых, невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий. Так, публичное образование не вправе диктовать контрагенту конкретные условия договора, не выгодные для последнего и не соответствующие его интересам, поскольку общим для всех участников гражданского оборота является определение содержания договора по взаимосогласованному усмотрению (абз. 1 п. 4 ст. 421 ГК). Равным образом публичное образование не имеет каких-либо преимуществ при заключении гражданско-правовых договоров по сравнению с другими участниками оборота.

Замечание. Говоря о равных началах выступления публичных образований в гражданских правоотношениях, важно не смешивать различные понятия. Участие публичных образований в гражданском обороте необходимо постольку, поскольку этого требует реализация задач публичной власти. Однако сама по себе подобная функциональная направленность деятельности не заменяет и не отменяет юридического равенства всех субъектов гражданского права. Иначе говоря, утрата властных полномочий в гражданских правоотношениях не противоречит природе публичных образований как носителей публичной власти .

По общему правилу к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 124 ГК). В сущности, это означает, что публичные образования, не являясь юридическими лицами, приравниваются к последним с позиций владения имуществом, выступления в гражданском обороте и т.п.

Из содержания указанного правового режима деятельности публичных образований следует важный для правоприменения вывод. Действие многих норм гражданского законодательства, касающихся юридических лиц, распространяется и на публичные образования (например, нормы о порядке вступления в договорные отношения и их оформлении и т.п.). Специального указания на то или иное публичное образование не требуется, поскольку общеправовой основой применения соответствующих законодательных положений служит правило п. 2 ст. 124 ГК.

Однако особенности публичных образований как субъектов гражданского права с неизбежностью обуславливают наличие многочисленных исключений из общего правила о распространении на деятельность публичных образований правового режима юридических лиц. Причем указанные изъятия могут следовать исключительно

  1. из закона, либо
  2. из особенностей публичных образований (п. 2 ст. 124 ГК).

Следовательно, императивный характер указанной нормы ГК исключает возможность изменения правового режима деятельности публичных образований по произвольному усмотрению последних.

Примером исключений из режима деятельности юридических лиц, обусловленных особенностями публичных образований и в действительности имеющих место, могут служить нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, филиалам и представительствам, реорганизации и ликвидации и т.д. (ст. 50-61 ГК; см. также абз. 1 п. 2 определения Конституционного Суда РФ N 297-О от 05.07.2005 г.).

Правоспособность публичных образований

Правоспособность публичных образований носит специальный характер , т.е. объем возможных прав и обязанностей публичных образований изначально ограничен, в частности

  1. целями деятельности и
  2. публичными интересами.

Кроме того, наряду с приведенной точкой зрения высказываются мнения о целевом (поскольку содержание правоспособности вытекает из функции носителя публичной власти), специально функциональном (так как содержание правоспособности, детерминированное функциями государства, обуславливает ее целевую направленность, в конечном счете, на удовлетворение общественных потребностей) характере правоспособности.

Нетрудно заметить, что, по существу, аргументы сторонников специальной, целевой или специально функциональной правоспособности опираются на общую идею: правоспособность публичных образований всегда ограничена именно ввиду особенностей последних как участников гражданского оборота, деятельность которых имеет специальную функциональную направленность - реализацию задач публичной власти. Иначе говоря, содержательное совпадение формально различных позиций свидетельствует о том, что спор во многом носит терминологический характер.

Следовательно, независимо от названия характера правоспособности (специальная, целевая, специально функциональная или даже специально-целевая), общим остается одно: гражданская правоспобность публичных образований носит исключительно специальный характер, обусловленный особенностями публичных образований как участников гражданских отношений. Поэтому публичные образования могут иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации ими задач публичной власти.

Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях

Вопрос о формах участия публичных образований в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:

  1. в форме непосредственного участия - самостоятельно с помощью соответствующих органов (ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;
  2. в форме опосредованного участия - через представителей (п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).

Подробнее

Кроме того, иногда в научной литературе к видам опосредованной формы участия публичных образований в гражданском обороте относят выступление последних посредством учреждаемых юридических лиц - унитарных предприятий и учреждений. Если отвлечься от юридической составляющей, можно согласиться с тем, что публичные образования, оставаясь собственниками имущества, переданного таким юридическим лицам на основе ограниченных вещных прав, так или иначе участвуют в гражданском обороте.

Однако формально-юридически согласиться с этой позицией нельзя, поскольку указанные юридические лица признаются самостоятельными участниками гражданского оборота наряду с публичными образованиями (ст. 113, 120 ГК). Непосредственное подтверждение этот вывод находит в правилах о самостоятельной ответственности публичных образований и учреждаемых ими юридических лиц (ст. 126 ГК).

Что касается самостоятельного участия публичных образований в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что в отличие от органов юридических лиц, полномочия которых определяются учредительными документами, полномочия государственных и муниципальных органов определяются рамками компетенции, установленной исключительно Конституцией РФ, федеральными и региональными законами и подзаконными актами, а также актами муниципальных образований.

Указание на то, что государственные и муниципальные органы выступают от имени публичных образований, не должно вводить в заблуждение. В подобных случаях никаких отношений представительства не возникает, поскольку публичные образования в силу особенностей своей природы (коллективные субъекты) не могут самостоятельно приобретать права и обязанности иначе, чем через действия своих органов. Иное дело, что выступление публичных образований как самостоятельных субъектов в гражданском обороте посредством своих органов необходимо отличать от случаев самостоятельного хозяйствования последних, когда отдельные органы в качестве юридических лиц приобретают права и обязанности для себя (например, при приобретении каким-либо ведомством канцелярских принадлежностей для собственных нужд).

Обычно публичные образования участвуют в гражданском обороте посредством органов исполнительной власти (формально-юридически вряд ли имеются какие-либо препятствия к выступлению в обороте и посредством законодательных органов, хотя это не типично). В научной литературе нет единства мнений относительно того, могут ли высшие органы публичной власти выступать непосредственно от имени публичных образований в гражданском обороте. Представляется, что теоретически высшие органы публичной власти все-таки могут быть наделены соответствующими полномочиями в особых случаях. Другое дело, что в настоящее время законодательством действительно не установлены случаи подобного участия.

К исполнительным органам относятся:

  • на федеральном уровне - Правительство РФ, федеральные министерства, агентства, службы и иные ведомства, включая территориальные органы (см., например, гл. 6 Конституции РФ; ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ, и др.);
  • на уровне субъектов РФ - мэрии, администрации и т.п. (см., например, ст. 2, 17, 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ);
  • на муниципальном уровне - администрации, префектуры и т.п. (см., например, гл. 6 ФЗ о местном самоуправлении).

Выступление публичных образований в гражданском обороте посредством представителей

Необходимо учитывать следующее:

  1. Органы государственной и муниципальной власти, юридические лица и граждане могут представлять интересы публичных образований лишь в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований (см., например, ст. 6, 38, 39 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ). Из этого, в частности, следует, что к органам, представляющим интересы публичных образований, относятся лишь те, которые не наделены специальными полномочиями согласно п. 1, 2 ст. 125 ГК (для реализации публичными образованиями самостоятельного участия в гражданском обороте).
  2. Необходимо специальное поручение, исходящее от того или иного публичного образования. По существу, речь идет о надлежащем оформлении отношений представительства, которое может основываться на акте уполномоченного органа или на договоре. Следовательно, особенности приобретения публичными образованиями прав и обязанностей посредством представителей исключают наличие у последних полномочий, следующих из обстановки, в которой действует представитель (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК).

Виды гражданских отношений, в которых участвуют публичные образования

Признание публичных образований полноправными участниками гражданского оборота и распространение на режим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у публичных образований равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектами отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Эти отношения подразделяются:

  1. на имущественные отношения:
    • собственности;
    • вещные (например, сервитуты);
    • обязательственные (договорные и внедоговорные);
    • наследственные;
    • связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения;
  2. личные неимущественные отношения;
  3. организационные отношения.

Подробнее об имущественных отношениях

Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественных отношениях. Так, публичные образования, будучи собственниками (ст. 214 , 215 ГК), являются субъектами вещных отношений.

Органы государственной власти субъекта Федерации (органы местного самоуправления) самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Федерации (в собственности муниципального образования). В частности, они вправе передавать его во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления (органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований), отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с законодательством (пп. 1, 2 ст. 26.12 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, п. 2 ст. 51 ФЗ о местном самоуправлении).

Правовой режим управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:

  1. в существующих наряду с общими (абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК) специальных способах приобретения (например, абз. 2 п. 3 ст. 225 , ст. 228, 231, п. 2 ст. 233 ГК) и прекращения (например, ст. 238-243 ГК) права собственности;
  2. порядке управления собственностью, функции по осуществлению которого от имени Российской Федерации и ее субъектов возложены на органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК, а от имени муниципальных образований - на органы местного самоуправления и лица, указанные в п. 2 ст. 125 ГК

(см. также раздел "Споры, связанные с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений" Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ).

Помимо участия в отношениях собственности, публичные образования могут быть субъектами некоторых вещных отношений, в частности связанных с сервитутами (абз. 4 п. 1 ст. 216, ст. 274, 277 ГК).

Осуществление прав собственника и иных вещных прав от имени публичных образований означает и наличие полномочий по применению вещно-правовых и иных средств защиты. Поэтому исковые требования соответствующих государственных и муниципальных органов по защите права собственности и иных вещных прав на имущество, в отношении которого они осуществляют права собственника, подлежат рассмотрению судами по существу как заявленные в защиту права федеральной собственности, собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности.

Публичные образования являются также полноправными участниками:

Договорные обязательства , в которых участвуют публичные образования, подразделяются на два вида:

  1. договорные обязательства, в которых публичные образования выступают наравне с иными участниками гражданского оборота (например, доверительное управление имуществом (гл. 53 ГК), агентский договор (гл. 52 ГК) и т.п.);
  2. договорные обязательства, в которых публичные образования являются исключительными субъектами (в частности, отдельными видами признаются такие обязательства, как поставка, подряд и научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые для государственных и муниципальных нужд - § 4 гл. 30, § 5 гл. 37, гл. 38 ГК; государственный займ, в котором публичные образования могут выступать не только в качестве заемщика, например, путем выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг - ст. 817 ГК, но и займодавца).

Внедоговорные обязательства с участием публичных образований могут возникать:

  • из односторонних сделок, например, обязательства из публичного обещания награды (гл. 56 ГК) и публичного конкурса (гл. 57 ГК);
  • в результате правонарушений, например, деликтные обязательства (гл. 59 ГК) и обязательства из неосновательного обогащения и сбережения (гл. 60 ГК).

При этом публичные образования в таких обязательствах могут быть не только должниками (например, при причинении вреда актами власти), но и кредиторами (например, при причинении вреда объектам природы).

Публичные образования выступают субъектами наследственных отношений , приобретая имущество в качестве наследников по завещанию либо, если имущество является выморочным, в силу закона (ст. 1151 ГК). В частности, особенности участия публичных образований в указанных отношениях проявляются, во-первых, в необходимости наличия установленных законом условий наследования, а именно: имущество является выморочным, если отсутствуют иные наследники, либо никто из них не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 1 ст. 1151 ГК). Во-вторых, у публичных образований отсутствуют некоторые права, например право завещать свое имущество (поскольку распоряжение имуществом на случай смерти предоставлено только физическим лицам (п. 1 ст. 1118 ГК), вследствие чего открытие наследства связано со смертью гражданина (ст. 1113 ГК)), право на отказ от наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1157 ГК).

Публичные образования участвуют в имущественных отношениях, связанных с осуществлением и распоряжением исключительными правами . Например, объекты интеллектуальной собственности могут быть созданы в результате выполнения государственного или муниципального заказа. Соответственно, осуществление указанных прав и распоряжение ими может заключаться в использовании результатов интеллектуальной деятельности для собственных нужд, выдаче лицензий третьим лицам. Другое дело, что удельный вес публичных образований в сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, гораздо меньше по сравнению с иными участниками гражданского оборота.

Подробнее о личных неимущественных отношениях

Что касается личных неимущественных отношений , то на первый взгляд может показаться, что публичные образования ввиду особенностей своей природы не могут быть субъектами указанных отношений, причем как связанных с имущественными отношениями, так и не связанных с ними. Действительно, достаточно сложно представить себе отношения с участием публичных образований, возникающие, например, по поводу таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни и проч. Однако существо некоторых личных неимущественных отношений не исключает возможность признания публичных образований их участниками. Например, публичному образованию может принадлежать такое личное неимущественное право, как право на обнародование произведения науки, литературы и искусства (личное неимущественное право, связанное с имущественными). Гражданско-правовую природу имеют отношения, связанные с использованием наименований "Россия", "РФ" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных учреждений, организаций и других структур в своих фирменных наименованиях некоторых слов (личные неимущественные права, не связанные с имущественными). Подобное использование до принятия ФЗ "О государственной символике" допускается только с согласия Правительства РФ (за исключением общероссийских общественных и некоторых религиозных объединений, которые вправе использовать эти наименования без специального разрешения)). Соответственно, личные неимущественные отношения возникают при использовании иной символики, принадлежащей публичным образованиям.

Подробнее об отношениях организационного характера

Участвуя в имущественных отношениях, публичные образования не могут не вступать в отношения организационного характера. Например, подобные отношения возникают в случае организации и проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный (муниципальный) контракт, которые являются одним из способов размещения заказа (подп. 1 п. 1 ст. 10, гл. 2, 3 ФЗ о размещении заказов). Существом организационных отношений охватываются не только действия по подготовке торгов (извещение об их проведении, разработка соответствующей документации и т.п.), но и порядок их проведения.

Представляется, что организационные отношения с участием публичных образований складываются и в случае заключения последними предварительных договоров, создания хозяйственных товариществ и обществ, а также иных юридических лиц, и, соответственно, участия в деятельности этих лиц, например посредством принятия решений (иногда эти отношения относят к разновидности имущественных отношений).

Ответственность публичных образований

Выступление в гражданском обороте предполагает не только приобретение прав, но и несение на равных с иными участниками гражданского оборота началах обязанностей, в том числе связанных с бременем ответственности.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме

    1. имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также
    2. имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Особенности ответственности публичных образований:

  1. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, и наоборот, кроме случаев, предусмотренных законом.
  2. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  3. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Таким образом, гражданским законодательством на публичные образования распространен принцип самостоятельной ответственности субъектов гражданского права (пп. 2-5 ст. 126 ГК). Это означает, что РФ, ее субъекты, муниципальные образования и созданные ими юридические лица (унитарные предприятия и учреждения) не отвечают по обязательствам друг друга. Данный принцип в равной мере применим:

    1. к случаям несения договорной ответственности , т.е. ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых муниципальными образованиями обязанностей по договорам;
    2. к случаям несения внедоговорной ответственности , которая может наступить за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возникших из односторонних действий, либо за вред, причиненный личности или имуществу физического лица и имуществу юридического лица (в частности, специальным деликтом является причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления - ст. 1069 ГК), а также вследствие неосновательного обогащения.

Вместе с тем из правила о самостоятельной ответственности существуют исключения двух видов:

    • прямо установленные законом: публичные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий (п. 5 ст. 115 ГК) и бюджетных учреждений (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК) при недостаточности имущества последних.
    • в силу принятых обязательств, в частности, публичные образования вправе принимать на себя гарантии по обязательствам других публичных образований и отдельных юридических лиц (п. 6 ст. 126 ГК).


Просмотров