Аналитика публикации. У работников — бывших, настоящих и потенциальных будет больше прав Правила проведения собрания работников должника при банкротстве

Сразу три закона, которые президент подписал 29 июня 2015 г., затрагивают взаимоотношения работодателей и работников, в том числе бывших и потенциальных. Речь идет об отказе в приеме на работу, о продлении срочного трудового договора для беременных женщин, а также о защите прав работников в случае банкротства работодателя.

Отказ в приеме на работу нужно обосновать

Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации» регулирует ситуацию, когда работодатель отказывает в заключении трудового договора.

По письменному требованию лица, получившего такой отказ, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Соответствующие поправки в ч. 5 ст. 64 ТК РФ вступают в силу с 11 июля 2015 г.

Декретный отпуск продляет срочный трудовой договор

Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ «О внесении изменений в ст. 84-1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации» обязывает работодателя, заключившего срочный трудовой договор, истекающий в период беременности женщины, продлевать такой договор до окончания декретного отпуска.

Часть 6 ст. 84.1 ТК РФ после слов «до окончания беременности» дополняется словами «или до окончания отпуска по беременности и родам». А часть 2 ст. 261 ТК РФ излагает в новой редакции порядок продления срочного трудового договора в данной ситуации.

Так, в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска.

Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Работники смогут инициировать банкротство работодателя

Следующий блок поправок принят Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 186-ФЗ) и связан прежде всего с банкротством работодателей. Поэтому изменения в основном затрагивают Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Расскажем о некоторых из них.

Так, ст. 1 Закона о банкротстве дополнена п. 3.1, согласно которому порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты зарплаты, причитающейся, но не выплаченной работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. Эта норма вступит в силу с 1 января 2022 г.

Статья 4 Закона о банкротстве теперь называется «Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей». По тексту статьи после слов «денежных обязательств» будут включены слова «требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору». Аналогичные поправки появились в тексте других статей Закона о банкротстве.

Согласно поправкам в ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом будут обладать не только должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, но также и работники, бывшие работники, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

В пункте 1 ст. 9 Закона о банкротстве перечисляются случаи, когда руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. В этот перечень теперь включена ситуация, когда имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

На основании абз. 2 п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным п. 2 и 4 ст. 10, также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом. В последнем случае согласно поправкам заявление смогут подать также представители работников должника, работники, бывшие работники должника.

Как следует из действующей редакции п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве, правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В соответствии с поправками названным правом будут также обладать работники, бывшие работники должника.

Кроме того, в Законе о банкротстве появится новая ст. 12.1 «Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника».

Так, организовывать и проводить собрания работников, бывших работников должника (далее — собрание работников должника) будут арбитражные управляющие не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. Собрание работников может быть проведено в форме заочного голосования.

Новая статья регламентирует, каким образом следует уведомлять работников и бывших работников о проведении собрания, чтобы уведомление было признано надлежащим. В частности, направлять им сообщения о проведении собрания работников должника необходимо по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого собрания.

Если количество работников и бывших работников должника превышает 100 человек, их надлежащим уведомлением будет считаться опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве.

Устанавливаются требования и к оформлению сообщения о проведении собрания работников должника. В требовании должны быть указаны: форма проведения — собрание, заочное голосование, дата, место и время проведения, в случае заочного голосования — дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования, повестка дня.

Если собрание работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, такое собрание может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

Такое собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

Решения собрания работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании, а в случае заочного голосования — большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

Один из экземпляров протокола собрания направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

На основании этого протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия. Собрание работников должника вправе в любое время избрать нового представителя. Его услуги оплачиваются за счет должника, размер оплаты по ходатайству арбитражного управляющего устанавливает арбитражный суд.

Новой ст. 189.85-1 Закона о банкротстве устанавливаются особенности проведения собрания работников, бывших работников кредитной организации, избрания представителя работников.

Согласно ст. 5 Закона № 186-ФЗ поправки вступают в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, то есть с 29 сентября 2015 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения Закона о банкротстве с учетом поправок арбитражные суды будут применять при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 186-ФЗ. Из этого правила есть исключения, касающиеся банкротства кредитных организаций.

К сведению

Статья 64 Гражданского кодекса РФ регулирует удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Согласно изменениям, внесенным Законом № 186-ФЗ в абз. 2 п. 1 данной статьи, требования о компенсации морального вреда исключены из числа требований, удовлетворяемых в первую очередь.

Факт наделения работников правом на подачу заявления о признании работодателя банкротом не приравнивает их к конкурсным кредиторам. У них нет права голоса в собрания кредиторов, в принятии решений о рассрочке платежей, замещении активов должника, заключении мирового соглашения (чаще всего использующегося для "выхода" из банкротства) и в целом они не влияют на ход дела о банкротстве. У работников есть две альтернативы – ожидать выплаты задолженности за счет имущества и средств должника, либо рассчитывать на благоразумие конкурсных кредиторов, принимающих решение о заключении мирового соглашения, либо замещении активов должника. Вместе с тем законодатель все же предоставил работникам возможность активно действовать в рамках процедуры банкротства. Так, за представителем работников должника, а также самими работниками (в том числе и бывшими) закреплено право на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства (абз. 2 п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве). Основаниями для подачи такого заявления являются нарушение контролирующим должника лицом обязанности по подаче заявления должника о банкротстве в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены Законом о банкротстве, или признание должника банкротом вследствие действий и (или) бездействия этого лица.

Основанием для банкротства работодателя является задолженность по зарплате в триста тысяч рублей

Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ внес в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) ряд изменений. Главным новшеством является то, что теперь за работниками закреплено право заявлять о банкротстве работодателя в случае долгов по зарплате. Сделать это смогут как настоящие, так и бывшие сотрудники компании. Главным условием является наличие у работодателя задолженности по зарплате (а также по выплате выходных пособий) свыше трех месяцев. Но есть один важный нюанс: решению работника обанкротить своего работодателя должен предшествовать судебный спор, по итогам которого зафиксирована задолженность компании перед ним. При этом решение суда должно вступить в законную силу. При наличии этих двух обстоятельств (3-х месячная задолженность и вступившие в силу решение суда о взыскании денежных средств) работник может подавать заявлении о признании своего работодателя банкротом. В тоже время исполнительное производство по судебному акту, подтверждающему требования работника о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате, не приостанавливается вплоть до введения процедуры конкурсного производства (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Если кредиторами являются только работники с требованиями по зарплате и выходным пособиям, то первое собрание кредиторов (на котором решаются вопросы введения определенных процедур банкротства, определяется кандидатура арбитражного управляющего и т.д.) не проводится. Вместо этого арбитражный суд, принимает решение о введении внешнего управления или финансового оздоровления, при условии, что есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Если же таких оснований нет, то будет введено конкурсное производство.

Отметим, что Закон о банкротстве также закрепляет обязанность работодателя самостоятельно обращаться в суд при недостаточности денежных средств на погашение вышеуказанной задолженности (абз. 7 п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве). Но при этом в законе нет конкретики относительно вида сумм задолженности. То есть в данном случае речь идет не только о задержке заработной платы и выходных пособий, но и других причитающихся работнику выплат, например, отпускных или пособий по нетрудоспособности.

Закон не устанавливает ограничений по количеству работников, перед которыми у работодателя должна иметься задолженность, для обращения с заявлением о признании его банкротом. Но при этом арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве лишь при соблюдении условий о размере требований к должнику, предусмотренных ст. 6 Закона о банкротстве. Так, требования всех кредиторов к должнику-юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее трехсот тысяч рублей (за исключением некоторых категорий юридических лиц, о которых указано ниже). Таким образом, возбудить дело о банкротстве может даже один единственный работник, например, топ-менеджер с солидной зарплатой. Но также работники могут подать совместный иск, если всему коллективу не выплачивается зарплата.

Подчеркнем также, что работник освобождается от оплаты судебных расходов, в том числе, если по результатам рассмотрения поданного заявления суд не будет начинать процедуру банкротства (п. 2 ст. 59 Закона о банкротстве). При этом на работников не распространяется обязанность погасить судебные расходы в случае отсутствия у должника средств (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве).

К подаче заявления никаких особых требований закон не предъявляет, оно подается в порядке, предусмотренном для конкурсного кредитора (ст. 39 Закона о банкротстве). Перечень прилагаемых к заявлению документов также является стандартным для всех кредиторов (ст. 40 Закона о банкротстве).

Условия для признания работодателя банкротом

1. Задолженность свыше 3-х месяцев

2. Вступившее в силу решение суда, подтверждающее размер задолженности

3. Задолженность не менее 300 тыс. руб.

*Кстати: Для некоторых видов организаций установлены особые правила банкротства

В частности у финансовых и кредитных компаний другой размер пороговой суммы задолженности для признания банкротом

Для определенных компаний законом устанавливаются иные условия инициирования процедуры банкротства. Так, подача заявления о банкротстве работодателя – кредитной организации возможна только после отзыва у такой организации лицензии Центральным банком РФ. При этом за работниками закреплено право направить в Центральный банк РФ заявление о таком отзыве (п. 7 ст. 189.61 Закона о банкротстве).

В отношении финансовых организаций для признания банкротом достаточно чтобы задолженность по зарплате была в сто тысяч рублей и просрочка выплаты составила четырнадцать дней. Если же есть судебный акт о взыскании с организации денежных средств, то независимо от размера суммы требований компания будет считаться банкротом, если он не исполнен в течение четырнадцати дней со дня вступления в законную силу (ст. 183.16 Закона о банкротстве).

Для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей, при условии, что такие требования не погашены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.п.5 и 6 ст. 177 Закона о банкротстве).

Для стратегических предприятий или организаций, а также субъектов естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей, неисполненные в течение шести месяцев (п.п. 3 и 4 ст. 190 Закона о банкротстве).

Представлять интересы работников будет представитель, избранный на специальном собрании

Еще одним нововведением является институт собрания работников должника. Основной целью собрания является избрание представителя работников должника, который будет вправе участвовать, правда, без права голоса, в собрании кредиторов, а также обжаловать действия арбитражного управляющего, нарушающие права работников при определении очередности, состава и размера их требований, и требовать привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. (абз. 2 п. 5 ст. 10, п. 1 ст. 12, п. 11 ст. 16)

Организация и проведение собрания работников осуществляются арбитражным управляющим в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. Впрочем, если управляющий уклоняется от этого, собрание может быть проведено и работниками самостоятельно (п.5 ст.12 Закона о банкротстве).

Собрание может проводиться в очной и заочной форме. При этом форма определяется арбитражным управляющим по своему усмотрению. В зависимости от формы, а также от числа работников определяется способ уведомления о месте, дате, форме собрания, а также о повестке дня.

В отличие от участников собрания кредиторов, обладающих пропорциональным размеру их требований числом голосов, каждый работник на собрании обладает одним голосом. Однако, как и собрание кредиторов, собрание работников правомочно, если на нем присутствовало более половины от общего числа работников должника, а решение принимается простым большинством от числа голосов работников, присутствующих на собрании. В случае если избранный представитель уклоняется от своих обязанностей (например, не посещает собрания кредиторов), то собрание работников вправе в любой момент избрать нового представителя. Для этого арбитражный управляющий по просьбе работников должен инициировать проведение нового собрания (п. 9 ст.12.1 Закона о банкротстве). Отметим также, что избранный представитель работников вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления своих полномочий (абз.3 п.9 ст.12.1 Закона о банкротстве). Для этого ему достаточно подать арбитражному управляющему соответствующее заявление.

Документы для проведения собрание работников должника

1. Уведомление работников об организации собрания*

2. Протокол явки работников на собрание**

3. Протокол избрания представителя работников***

*не менее чем за 5 дней до проведения собрания кредиторов

** должно присутствовать не менее половины от числа работников компании

***представитель избирается простым большинством голосов

Права представителя работников при банкротстве

1. Участвовать в собрании кредиторов (без права голоса)

2. Обжаловать действия арбитражного управляющего, нарушающего права работников

3. Требовать привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих работодателя-банкрота лиц

Долги по зарплате выплачиваются во вторую очередь и в два этапа

Согласно пункту 4 статьи 134 Закона о банкротстве Расчеты по выплате выходных пособий и зарплате работников производятся во вторую очередь (всего их три).

При этом кредиторы второй очереди тоже дифференцируются, и их требования удовлетворяются пропорционально в следующем порядке:

– в первую очередь – требования о выплате зарплаты и выходных пособий в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого работника;

– во вторую очередь – оставшиеся суммы по зарплате и пособиям.

Важно обратить внимание, что требования об оплате труда, возникшие после принятия судом заявления о признании работодателя банкротом, относятся к текущим платежам и подлежат удовлетворению до расчетов с кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о банкротстве и включены в реестр кредиторов (абз.3 п.2 ст.134 Закона о банкротстве). Это значит, что если работник, перед которым имеется задолженность, продолжил работать после признания работодателя банкротом, вновь возникшие требования по текущим платежам об оплате его труда (или выходного пособия) будут удовлетворяться раньше требований, возникших до принятия заявления о банкротстве.

Текущие платежи также имеют очередность. Требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, а также о выплате выходных пособий относятся ко второй очереди текущих платежей (п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве). Эти сумму нужно выплатить сразу после оплаты судебных расходов по делу о банкротстве, выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и иных аналогичных сумм.

Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

Не просто корявые, а ужасные. Такое ощущение что двоечники писали этот закон. Или люди далекие от банкротства.

Я для одного сайта делал обзор по изменениям, выложу его здесь.

Банкротство работодателя как инструмент борьбы с невыплатами зарплаты.

В период когда вся юридическая и неюридическая общественность бурно обсуждала будущее вступление с силу с 01 октября 2015 г. изменений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее – Закон о банкротстве) о банкротстве граждан, тихо и без лишней помпы вступили в силу изменения к указанному Закону, касающиеся прав работников, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате.

Так сложилось, что до 29.09.2015 года, пока не вступили в силу изменения в Закон о банкротстве, работники были наиболее незащищенной категорией кредиторов в делах о банкротстве должников – юридических лиц.

По старой редакции Закона о банкротстве работники имели право только избрать представителя их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, но какими-либо реальными рычагами воздействия на должника или арбитражного управляющего они не обладали. При этом размер задолженности перед работниками не имел никакого значения. Такому представителю отводилась роль «свадебного генерала» на собраниях кредиторов: представитель работников мог присутствовать на собраниях кредиторов без права голоса по вопросам повестки дня, знакомиться с копиями документов. Отсутствие представителя работников на собрании кредиторов (комитете кредиторов) не только не препятствовало его проведению, но и молчаливо одобрялось кредиторами, должником и арбитражным управляющим. А если нарушались интересы отдельного работника, например, по включению его требований во вторую очередь кредиторов, то работник самостоятельно пытался восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Представитель работников мог участвовать только в урегулировании разногласий с арбитражным управляющим связанных с очередностью, составом и размером требований работников о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам или общей суммы капитализированных платежей во внебюджетные фонды.

Нарушение прав работников должника начиналось практически сразу с того момента, когда должник принимал решение обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает, что должник обязан приложить к заявлению о банкротстве копию протокола, в котором работники избрали своего представителя для участия в арбитражном процессе по банкротству работодателя. Но это требование обязательно только в случае, если такое собрание работников проводилось. Подвох заключается в том, что законодательно не установлена обязанность контролирующих должника лиц ставить в известность трудовой коллектив о том, что было принято решение о подаче в суд заявления о банкротстве. Таким образом, работники, не избравшие своего представителя до подачи заявления должника в суд, с самого начала исключались работодателем-должником из числа лиц, участвующих в арбитражном процессе. Наверно чтобы не мешали собственникам должника «реструктурировать» свой проблемный бизнес.

Тут надо указать еще на один нюанс, существовавший в старой редакции Закона о банкротстве: кредиторы по задолженности по заработной плате были работниками только до начала процедуры конкурсного производства, так как в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве последствием введения данной процедуры является уведомление работников о предстоящем расторжении трудовых договоров и увольнение работников. А теперь самое главное: понятие «бывший работник» старая редакция Закона о банкротстве не содержала! Таким образом, почти мифический представитель работников практически полностью исчезал из числа лиц, активно участвующих в процедуре банкротства должника.

Все это порождало большое количество нарушений прав работников-кредиторов при злоупотреблении правами должником или арбитражным управляющим, так как законодатель не предусмотрел право представителя работников на подачу в суд жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего и заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, если они причинили ущерб кредиторам.

Итак, рассмотрим какие новеллы внес законодатель в наш многострадальный Закон о банкротстве в части прав работников должника.

1. Законодатель уточнил состав кредиторов и признал, что кредиторами являются не только действующие, но и бывшие работники должника.

2. Уточнен состав задолженности перед работниками. Теперь в него включается задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Фактически это вся задолженность работодателя перед работником.

3. Представителя работников могут избирать не только действующие работники, но и бывшие работники должника.

4. Задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, теперь является признаком несостоятельности (банкротства) и учитывается при рассмотрении обоснованности заявления должника о признании банкротом.

5. Установлен порядок определения задолженности по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору:

Задолженность, возникшая на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов;

Задолженность, возникшая после возбуждения дела о банкротстве, подлежит включению во вторую очередь текущих платежей.

6. Если должник оспаривает требования кредиторов-работников, то размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Ранее такие разногласия рассматривались в судах общей юрисдикции.

7. Самая главная новелла – работники теперь наделены правом подачи заявления о банкротстве работодателя. Законодатель установил только одно условие для возникновения такого права – задолженность по оплате труда или выплате выходных пособий должна составлять более трех месяцев. При этом размер задолженности должен быть подтвержден решением суда, вступившим в законную силу. Однако размер этой задолженности законодатель прямо не ограничил, а только указал в Законе о банкротстве, что для возбуждения дела о банкротстве должника задолженность перед кредиторами должна составлять не менее трехсот тысяч рублей. Таким образом, имея на руках вступившее в силу решение суда о взыскании задолженности по оплате труда в размере более трехсот тысяч рублей, работник обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве работодателя.

Какие неограниченные возможности это дает!!! Изменения в Закон о банкротстве от 29.12.2014 года, касающиеся запрета на выбор должником кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, казалось навсегда закрыли возможность должникам совершить «самострел» с «дружественным» арбитражным управляющим. Но, не прошло и года как «калитка» вновь приоткрылась: никто и ничто не мешает единоличному исполнительному органу (да, собственно, и участникам юридического лица) быть теми самыми кредиторами-работниками с требованиями по зарплате более трехсот тысяч рублей.

8. Новая редакция Закона о банкротстве предусмотрела процедуру созыва и проведения собрания работников, бывших работников должника и избрание представителя работников должника. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Данное собрание должно проводиться не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом собрание правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания. Арбитражный управляющий обязан письменно уведомить всех известных работников должника о созыве собрания и опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а в случае если число работников более ста он обязан опубликовать сообщение о собрании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации (в настоящий момент таким изданием является еженедельное приложение к газете «КоммерсантЪ»).
Следует обратить внимание на несколько моментов:
- ни Закон о банкротстве, ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные акты не регламентируют порядок созыва собрания работников до начала процедуры банкротства (кто инициирует, где проводится собрание, как извещают работников и тем более бывших работников, участвуют ли только работники, перед которыми есть задолженность или весь трудовой коллектив, кворум и т.п.).
- Закон о банкротстве не содержит указаний не конкретный перечень решений, которые может принять собрание работников. По умолчанию Закон дате право работникам и бывшим работникам принять следующие решения: избрание/прекращение полномочий представителя работников, размер вознаграждения. Могут ли работники принимать иные решения? Например, решение подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
- Так же из Закона о банкротстве явно не следует, что собрание работников должно проходить с той же периодичностью, что и собрание кредиторов должника.
- Не предусмотрена ответственность представителя работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Например, если представитель работников не присутствует на собраниях кредиторов, не обращается с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

9. Оплата услуг представителя должника осуществляется теперь за счет должника. Эта новелла позволит работникам более эффективно защищать свои права, выбирая в качестве своего представителя профессионального юриста или адвоката.

Мы настоятельно рекомендуют избирать представителя работников при обращении в суд с заявлением о банкротстве должника, так как имеется правовая неопределенность в следующем вопросе: может ли работник самостоятельно участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве? Дело в том, что статья 34 Закона о банкротстве не упоминает работников и бывших работников в числе лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, а статья 35 Закона предусматривает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника может участвовать только представитель работников должника. Работник, как самостоятельный субъект арбитражного процесса в Законе о банкротстве не предусмотрен , в связи с чем есть риск недопущения работника в процесс по рассмотрению обоснованности заявления о признании должника банкротом.

10. Представитель работников теперь имеет право на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства. Это хороший шанс работникам восстановить социальную справедливость, потрепав нервы бывшему директору или собственникам бизнеса.

11. Требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований ― на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований. Эта новелла, на наш взгляд дает более эффективную защиту прав работника и ограничивает произвол арбитражного управляющего по определению размера требований работника.

12. При санации должника теперь учитываются все требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

13. Для целей подачи заявления о банкротстве работодателя работники, бывшие работники должника вправе объединить свои требования к должнику.

14. Если при рассмотрении обоснованности заявления кредитора-работника о ведении в отношении должника процедуры банкротства судом будет установлено отсутствие у должника средств, достаточных для погашения расходов при проведении процедуры банкротства, то эти расходы не могут быть возложены на заявителя-работника.

15. Изменен порядок удовлетворения требований работников-кредиторов, включенных во вторую очередь реестра требований кредиторов.

Требования кредиторов второй очереди подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке:

В первую очередь ― требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека;

Во вторую очередь ― оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

В третью очередь ― требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

16. Требования по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору применяются также при банкротстве особых субъектов-должников: финансовых организаций, субъектов естественных монополий, крестьянского (фермерского) хозяйства.

Резюмируя выше изложенное можно сделать следующие выводы:

Вывод № 1. Предоставляя большой объем прав работникам должника, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, законодатель дает им очень эффективный инструмент для погашения задолженности. И если еще недавно очень широко использовался термин «корпоративный шантаж», то можно смело говорить о появлении понятия «трудовой шантаж» - угроза банкротства работодателя по требованию работников с целью ускорения выплаты задолженности.

Вывод № 2. Изменения в Закон о банкротстве в отношении прав работников и бывших работников должника имеют серьезные пробелы и требуют законодательной доработки по следующим направлениям:

Определить размер задолженности перед работниками и бывшими работниками, при котором они имеют право на подачу заявления в банкротстве должника-работодателя. Сейчас этот размер приравнивается к общей норме о задолженности юридического лица в размере триста тысяч. По нашему мнению, для целей подачи заявления в суд и возбуждения дела о банкротстве размер следует изменить в меньшую сторону. Например, можно установить, что для целей возбуждения дела о банкротстве должника-работодателя размер задолженности должен быть больше либо равен оплате труда работника за три месяца, в соответствии с трудовым договором.

Установить, что к заявлению должника о банкротстве в обязательном порядке прикладывается протокол собрания работников и бывших работников, которым избирается представитель работников должника либо справка должника об отсутствии задолженности перед данной категорией кредиторов. Отсутствие протокола собрания работников или непроведение собрания работников перед подачей заявления должника о банкротстве, а также предоставление с суд недостоверных сведений об отсутствии задолженности по оплате труда и выпале выходных пособий, влечет для контролирующих должника лиц субсидиарную ответственность в размере непогашенных требований перед данной категорией кредиторов.

Регламентировать права работников, подавших заявление о банкротстве должника-работодателя при рассмотрении судом обоснованности данного заявления. Таким образом, дать возможность работнику реализовать свои процессуальные права, как заявителю в деле о банкротстве должника.



Просмотров