Холотропное Дыхание ® Holotropic Breathwork ®. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ) Тест тематической апперцепции тат г мюррея

Этот тест является необходимым инструментарием психолога, занимающегося консультированием семей, подростков и людей, оказавшихся в трудной жизненой ситуации. Он показательный во всех отношениях: направленность личности, актуальные внутриличностные конфликты, способы реагирования в конфликте.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы практического психолога. К нему разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие фигурки.

Применяется:

В консультировании семей

При оказании социально-психологической помощи пресуицидентам,

Диагностика внутренних конфликтов и направленности личности,

В клинике неврозов и судебно-психиатрической экспертизе.

Методику можно применять как в индивидуальном, так и в групповом обследовании, как с взрослыми, так и с подростками с 12 лет.


Ход проведения: клиенту даются картинки и предлагается составить по ним рассказ.

Инструкция. Внимательно рассмотрите каждый рисунок по очереди и, не ограничивая свою фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: Что происходит в данный момент? Кто эти люди? О чем они думают и что чувствуют? Что привело к этой ситуации и чем она закончится? Не используйте известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановов или кинофильмов - придумайте что-либо свое. Используйте свое воображение, умение выдумывать, богатство фантазии. Тестовый (стимульный материал).


Обработка результатов.


Анализ творческих рассказов испытуемого (устных или письменных) позволяет выявить его идентификацию (как правило, неосознаваемое отождествление) с кем-либо из «героев» сюжета и проекцию (перенос в сюжет) его собственных переживаний.

О степени отождествления с персонажем сюжета судят по интенсивности, длительности и частоте внимания, уделяемого описанию именно этого участника сюжета.

К признакам, опираясь на которые можно было бы сделать вывод о том, что с данным героем испытуемый отождествляет себя в большей степени относятся следующие :

Одному из участников ситуации приписываются мысли, чувства, поступки, не вытекающие непосредственно из данного, представленного на картинке, сюжета;

Одному из участников ситуации уделяется в процессе описания значительно больше внимания, чем другому;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, одному из них присваивается имя, а другому – нет;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, один из них описывается с использованием более эмоционально заряженных слов, чем другой;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, у одного из них есть прямая речь, а у другого – нет;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, одного описывают в первую очередь, а затем остальных;

Если рассказ составляется в устной форме, то к герою, с которым в большей степени себя отождествляет испытуемый, проявляется более эмоциональное отношение, проявляемое в интонациях голоса, в мимике и жестах;

Если рассказ представляется в письменной форме – особенности почерка так же могут выдать те факты, с которыми происходит большее отождествление – наличие зачеркиваний, помарок, ухудшения почерка, усиление наклона строк вверх или вниз по сравнению с обычным почерком, любые другие явные отклонения от обычного почерка, когда испытуемый пишет в спокойном состоянии.

Далеко не всегда удается с легкостью обнаружить более значимый персонаж в описании картинки. Достаточно часто экспериментатор оказывается в ситуации, когда объем написанного текста не позволяет достаточно уверенно судить – кто герой, а кто – нет. Бывают и другие сложности. Ниже описываются некоторые из них.

Отождествление смещается с одного персонажа на другой, то есть по всем параметрам оба персонажа рассматриваются примерно в одинаковом объеме, причем, сначала описывается полностью один человек, а потом – полностью другой (Б.И. Хасан видит в этом отражение неустойчивости представлений испытуемого о себе).

Испытуемый идентифицирует себя одновременно с двумя персонажами, например с «положительным» и «отрицательным» - в этом случае в описании наблюдается постоянное «перескакивание» с одного персонажа на другой (диалог, или просто описание) причем подчеркиваются именно противоположные друг другу качества у участников сюжета (это может свидетельствовать о внутренней противоречивости автора, о склонности к внутренним конфликтам).

Объектом идентификации может стать персонаж противоположного пола или бесполый персонаж (человек, существо и т.п.), что можно в некоторых случаях, при наличии дополнительных подтверждений в тексте, расценивать как различные проблемы в межполовой сфере личности (наличие страхов, проблемы с самоидентификацией, болезненная зависимость от субъекта противоположного пола и т.п.).

Автор может в рассказе подчеркивать отсутствие своей идентификации с кем-либо из участников сюжета, занимая позицию стороннего наблюдателя, используя высказывания типа: «Вот я наблюдаю следующую картину на улице …». Б.И.Хасан предлагает рассматривать в этом случае героев, как антиподов самого испытуемого. В то же время можно предположить, что это не единственно возможная интерпретация. Так, например, позицию стороннего наблюдателя может занять человек, у которого система защитных механизмов его Эго не позволяет ему осознать в себе наличие качеств, которые он приписывает другим, или это может быть результат страха перед подобными ситуациями и срабатывает механизм диссоциации. Та или иная картинка может ассоциироваться у испытуемого с его собственной жизненной ситуацией, вызывающей фрустрацию. В этом случае герои рассказа реализуют нереализованные в реальной жизни потребности самого рассказчика. Бывает и наоборот – в рассказе описываются препятствия, мешающие реализации потребностей.

Интенсивность, частота и длительность внимания, уделяемые описанию отдельных деталей ситуации, длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях, могут дать общее понимание проблемных психологических зон (неудовлетворенных потребностей, стрессогенных факторов и т.п.) обследуемого человека. Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также путем простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить, помимо всего прочего, баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферами личности, наличие внешнего и внутреннего конфликтов, сферу нарушенных отношений, позицию личности испытуемого - пассивную или активную, агрессивную или страдательную (при этом 1:1, то есть 50% на 50% считается условной нормой, а значительный перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более).

Ключ.

Характеристика каждого отдельного рассказа (всего должно быть 8 штук):

1. Персонажи рассказа (формальное описание – что известно из рассказа о каждом из участников сюжета – пол, возраст и т.д.);

2. Чувства, переживания, физическое состояние, передаваемые в рассказе (в целом); ведущие мотивы, сфера отношений, ценности (в целом);

3. Конфликты и их сфера (если они присутствуют), препятствия и барьеры на пути у участников данного сюжета к достижению ими целей;

4. Способы разрешения конфликтов;

5. Вектор психологической направленности поведения участников сюжета;

6. Анализ причин, не позволяющих четко определить «героя» сюжета, с которым в большей степени происходит идентификация (если таковые имеются);

7. Наличие в сюжете героя, с которым испытуемый в большей степени идентифицирует себя и описание признаков, по которым именно этот персонаж признается исследователем в качестве «героя» (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

8. Указывается половая и возрастная принадлежность героя (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

9. Определение характеристик героя, его стремлений, чувств, желанней, черт характера (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

10. Оценка силы потребности героя в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

11. Описание индивидуальных особенностей героя в соответствии со шкалами: импульсивность – самоконтроль, инфантильность – личностная зрелость (с описанием критериев этой оценки) (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

12. Соотнесение характеристик «героя» (мотивы поведения, личностные характеристики и т.п.) с теми характеристиками (потребностями, мотивами, ценностями, чертами характера и т.п.), которые испытуемый в целом отразил в процессе описания данного сюжета (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

13. Самооценка испытуемого, соотношение его Я-реального и Я-идеального, если судить о них по данному рассказу; особенности стиля изложения текста, почерка;

14. Особенности стиля изложения текста, почерка;

15. Что в данном тексте особенно привлекло внимание исследователя;

16. Предположения об особенностях личности и жизненной ситуации испытуемого с конкретными ссылками на детали рассказа, подтверждающие эти предположения – обобщение выводов по данному рассказу.

Далее что касается применения Рисованного апперцептивного теста (РАТ) в Методике для изучения конфликтных установок, автор Борис Иосифович Хасан (выделено курсивом): Пункт 11 – «оценка силы потребности героя в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» или, если существуют трудности с определением «героя», то эту фразу следует понимать как «оценка присутствующей в целом в описании сюжета силы потребности в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» заслуживает отдельного описания. С целью определения доминирующих и, возможно, подавленных потребностей испытуемого предлагается ввести ранжирование силы той или иной потребности в каждом из описаний, то есть в каждом из предлагаемых 8-ми рассказов. Таким образом субъективную оценку степени выраженности получают все потребности из списка потребностей Г.Меррея (список приведен выше). Б.И.Хасан предлагает определять интенсивность потребностей только у «героя», но представляется более логичным просто отмечать в баллах силу той или иной потребности, отраженной в описании сюжета, независимо от того кому из персонажей уделено больше внимания, на основании предположения, что весь рассказ в целом есть проекция определенных характеристик личности испытуемого, его образа мира. Для оценки можно выбрать, например, пятибалльную систему.

В этом случае сила такой потребности (по Мерею) как агрессия может быть выражена следующим образом:

Полное отсутствие агрессии – 0 баллов

Склонность кого-то из участников сюжета к раздражительности – 1 балл

Активная вербальная агрессия со стороны одного из участников или косвенная невербальная агрессия (сломал какую-то вещь и т.п.) – 2 балла

Ссора с выраженными угрозами со стороны обоих участников сюжета – 3 балла

Настоящая драка с применением физической силы – 4 балла

Убийство, нанесение увечий, война и проч. – 5 баллов

В списке потребностей Г. Меррея, приведенном в данной разработке всего 22 пункта. Следовательно, в задачу диагностирующего входит составить таблицу, в которой был бы присвоено определенное количество баллов в соответствии с интенсивностью каждой из 22 потребностей в каждом из описаний (не менее 8-ми сюжетов).

Интенсивность выраженности потребностей

потребность

1 рис.

2 рис.

3 рис.

4 рис.

5 рис.

6 рис.

7 рис.

8 рис.

сумма

В самоуничижении

В достижении

В аффилиации

В агрессии

В автономии

В противодействии

В уважении

В доминировании

В эксгибиции

В избегании ущерба

В избегании позора

В порядке

В отвержении

В чувственных впечатлениях

В близости (либидо)

В поддержке

В понимании

В нарциссизме

В социальности (социофилии)

После подсчета суммы баллов по каждой из потребностей исследователь выдвигает предположение о наличии у испытуемого некоторых доминирующих потребностей и, возможно, некоторых подавленных, или же не подавленных, а не актуализированных.

Это делается на основании сравнения данных и выбора нескольких потребностей, получивших максимальное количество суммарных баллов и потребностей с минимальным количеством баллов. Если несколько потребностей (по Г. Мюррею) получили одинаковое, большое количество баллов, то вероятность, что потребность, которая имеет много баллов за счет её отражения почти в каждом описании со средней силой, очень актуальна больше, чем потребность, получившая высокое количество баллов за счет того, что сильно выражена в 2-х – 3-х описаниях, а в остальных – нет. Безусловно, необходимо учитывать и особенности содержания рассказов, в которых сила той или иной потребности высока.

Предлагается также отдельно рассмотреть описываемое поведение персонажей в каждом из рассказов с точки зрения различных типов агрессивности (в теоретической части указано 11 типов поведения - см ниже) и также обобщить результаты.

Интенсивность проявления агрессивности.

потребность

антиагрессивность

интринсивная агрессия

агрессивность недифференцированная

ТАТ относится к группе прожективных методик. Применяется для выяснения тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях. Это: а) особенности позиции личности (действенная, созерцательная, страдательная); б) особенности интерперсональных связей (симпатии, антипатии, привязанности); в) преобладающие тенденции ; г) способы действия (способы организации действия, особенности практического мышления, способы решения жизненных задач); д) динамическая сторона личности (ритм ее деятельности, эмоциональная лабильность, реактивность).

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые поочередно предъявляются испытуемому. Для теста подобраны специальные картины, где изображенные ситуации отвечают двум основным требованиям. При достаточно четких и ярких изображениях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций являются в то же время объективно неопределенными, не допускающими однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий испытуемого, его среду и направления реакции, но в то же время неопределенность композиции (исключающая однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивидуальный опыт, свой способ действия и свои оценки.

В отношении каждой из предъявляемых картин он должен в свободном рассказе: 1) описать то, что, по его мнению, происходит на картине (т. е. в данный момент); 2) рассказать, что, по его мнению, способствовало возникновению данной ситуации (что ее породило); 3) предсказать, что произойдет в дальнейшем; 4) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц; 5) представить мысли людей.

Как и все прожективные тесты, по выражению Омбредано, как бы проецирующие личность на экране, ТАТ также отражает особенности личности в ее ответах. Однако в отличие от других тестов ТАТ передает их подобно кинофильму, т. е. дает развернутую картину особенностей поведения личности динамично и в разных жизненных ситуациях.

В варианте ТАТ, предложенном для практической разработки и в целях ознакомления с методикой, имеется 10 картин. Часть из них достаточно понятна и может напомнить знакомые моменты, другая же часть картин представляется как ситуации, взятые из чуждой для нас жизни, и в связи с этим некоторые картины теста обычно воспринимаются как события знакомых кинофильмов, и действия в них предсказываются по тому, как это было описано в романе, рассказе или детективе. Но принцип действия картин всегда остается неизменным.

От других тестов ТАТ отличается тем, что основывается на проявлениях индивидуальных особенностей динамического строя личности и, имея в качестве основы достаточно определенные Стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбора направления действия. Например, в отличие от теста Г. Роршаха, работающего по схеме «неопределенный раздражитель (пятно) - определенный образ» (где именно сама неопределенность стимула толкает на его организацию) схему ТАТ можно выразить как «определенный стимул--свободный ответ». Ответ по ТАТ именно свободен и не стеснен никакими ограничениями. В тесте же Роршаха ответ всегда ограничен рамками образа, и процесс ответной реакции по существу заканчивается описанием созданного образа. В ТАТ, наоборот, ясный о самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциаций и здесь, кроме того, прямо предписывается по инструкции выход из круга образа и картины, действие с этим образом и внутри образа.

Установлено, что такое свободно направленное ассоциирование наилучшим образом выявляет и особенности поведения, и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Материал, полученный в результате интерпретации картин, может быть обработан по разным принципам и допускает постановку различных экспериментальных задач.

Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах вычисляются все возможные соотношения показателей и каждому соотношению заранее дана оценка. Слабым местом такого подхода является то, что критерий той или иной оценки может явиться сам по себе весьма произвольным или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль «прокрустова ложа» для ценного индивидуально-разнообразного материала. Например, когда за норму принимается рассказ в 300 слов и отклонения считаются ненормальностями, то могут пройти незамеченными такие ценные качества личности, как лаконичность и точность суждений.

Другой принцип Мэррей обосновал как принцип «поиска заданного». Например, в экспериментальном материале ищут проявление парных качеств: агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или пессимизма и т. д.

Тест может также выполнять и такие задачи, как выяснение различных сфер или уровней сознания: осознанное - неосознанное, открытое - скрытое, вытесняемое - замещаемое и т. п. ТАТ допускает постановку таких задач, как установление степени осмысления воспринимаемого, степени эмоциональной устойчивости и т. п. Наконец, перед тестом могут ставиться задачи более узкие, например такие, как установление степени действенности субъекта. В этом случае суждения типа: «мальчик думает», «мальчик мечтает», «мальчик хочет», «мальчик делает» должны быть заранее оценены как различные стадии (и степени) действенности.

Для ознакомления с методикой ТАТ принят наиболее распространённый принцип анализа - нахождение основных пунктов, которые дают ориентирующий материал для определения структурного комплекса личности (впоследствии результаты испытания проверяются другими способами, например путем собирания данных анамнеза).

В целом же такой анализ может дать достаточно объемную схему, пригодную для построения гипотезы о той или иной конкретной структуре личности.

Общие методические указания

Основные категории анализа (признаки и показатели)

Категория «Уходы» . «Уходом» называется поведение испытуемого, направленное на уклонение от требуемых ответов. «Уход» следует отличать от отказа. При «уходе» испытуемый как бы заменяет истинные ответы путем подстановки других ответов. «Уходы» бывают умышленными и неосознанными. Различают 4 основных варианта «ухода».

1. Описательный вариант . В этом случае из всей 5-частной схемы рассказа (момент, изображенный на картине, истоки, исход, мысли, эмоции) испытуемым используется только одна - момент, т. е. дается лишь описание изображенного. Оно может быть либо излишне детализированным, с упоминанием каждой подробности, либо очень кратким. В последнем случае рассказ принимает, примерло, следующий вид: «Здесь сидит мальчик. Вот скрипка. Мальчик сидит и... смотрит на скрипку... Я больше ничего не знаю».

2. Вариант формального построения сюжета (без наполнения его конкретным содержанием). В этом случае испытуемый создает как бы только «каркас» сюжета, не дополняя его ни зримыми образами, ни суждениями, ни характеристиками. Например: «Здесь изображено, что мальчик сидит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке. Что привело к этому моменту? То, что он учится играть. Дальше он будет играть лучше, если будет продолжать учиться. Он думает о том, что он играет на скрипке". Он чувствует, что надо учиться, чтобы играть хорошо...».

3. Подменяющий вариант . Испытуемый вместо создания собственного сюжета подбирает схематически сходный с изображенным готовый материал - литературное произведение, сценарий кинофильма, исторический эпизод, радиопередачу или телевизионную трансляцию и т. д. Например: «Это похоже на кадр из кинофильма «Концерт Бетховена». Там тоже герой фильма - мальчик-музыкант. Когда ему сказали, что он будет участвовать в конкурсе и если займет первое место, то поедет в Москву, то он...» и т. д. В дальнейшем следует изложение содержания упомянутого фильма.

4. Разветвленный вариант . В этом случае сюжет испытуемым создается, однако он старается при каждом его повороте дать максимальное количество самых разнообразных вариантов.

Например: «Это мальчик лет 12 или 13... А может быть старше... Или так выглядит, может, ему только лет 7-8... Перед ним скрипка. Это ему кто-то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца. А может брата. Или вообще он не дома. Это чья-то чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не хочет играть, ему надоело. Или волнуется перед экзаменом в музыкальной школе. А может, поломал ее и боится, что ему попадет...» и т. д.

«Уход» от правильных ответов может иметь место по отношению ко всем картинам или избирательно к некоторым.

«Уход» на все картины - признак: а) боязни испытания, «боязнь теста», признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов; б) затрудненности общения, неконтактности, в) интеллектуальной ограниченности (бедность интеллектуальных ресурсов); г) сниженной способности к интеграции,

«Уход» как реакция на отдельные картины может означать как: а) непринятие ситуации вследствие полного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и б) непринятие ситуации вследствие ее значимости. В этом случае указанная реакция свидетельствует о том, что ситуация неприятна и является отражением уже происшедшего «вытеснения».

Категория «Позиция персонажей» . Та или иная жизненная позиция (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) - это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отношениях, «отождествление» себя с изображенным лицом. Позиция является отправной точкой для решения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на ее развитие или предупреждение развития наблюдается при действенной позиции и, наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим - при страдательной позиции . «Смотрение со стороны» в качестве «третьего лица», не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной степени все исходы - характерно для созерцательной позиции . Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт- выражение агрессивной позиции.

Все виды позиции являются прямыми показателями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком принята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого со стороны только одного лица (в картинах с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности высказываний.

Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования с собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Характерна также акцентированность на предвидение (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют.

Внимание фиксируется на факте преследования, на несправедливости гонения, давления. Воздействие осуждается. Много внимания обращено на причины, на истоки данной ситуации, на то, что привело к ней (хорошие знания истоков).

Признаками агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акцентируется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции - отсутствие последовательности в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства.

Категория «Солидаризация» . Солидаризация рассматривается как «понимание» какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. Испытуемый может не принимать позицию лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее качества и свойства его будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет. «Солидаризация» означает, что с человеком, подобным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по особенностям солидаризации мы судим о характере интерперсональных связей, о круге лиц, составляющих среду, в которой действует человек, и (косвенно) об особенностях этой среды.

Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления - показатели склонности к резонерству. Мемориальные - показатели эгоцентричности. Частые отступления расцениваются как «скачка» идей.

Ошибки восприятия - признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, определяющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций).

Категория «Количество деталей» . Значительное количество деталей, взятых из картины, оценивается как склонность к «полевому поведению». И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его независимость, и в то же время сниженное внимание к окружающему.

Категория «Общее время рассказа» . Продолжительные (без пауз) рассказы по всем картинам характеризуют богатую представлениями и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии. Избирательно длинный рассказ (на одну картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) -показатели аффективных реакций.

В целом все временные характеристики, их баланс и соотношение представляют сведения о динамической стороне личности.

Примечание. В связи с тем что тест сокращен (введены не все ориентирующие признаки), не адаптирован и не стандартизирован, анализ материалов заключается в основном в выявлении признаков конкретных категорий и установлении (по показателям) их структурных и характерологических значений. Материал, полученный по данному варианту теста, диагностической ценности не имеет
.

Отработка задания

Экспериментальная группа . В эксперименте участвуют два человека - экспериментатор и испытуемый.

Процедура опыта . До начала опыта испытуемый не должен быть осведомлен ни о системе показателей, ни о критериях оценки теста. Карточки теста предъявляются испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей: 1) «что Вы видите на этой картинке?»; «опишите ситуацию»; 2) «что, по Вашему мнению, способствовало возникновению ситуации?»; «что ей предшествовало?»; 3) «что, по Вашему мнению, произойдет дальше?»; 4) «какие мысли у людей, изображенных на картинке?»; 5) «какие чувства испытывают действующие лица?». Все ответы регистрируются в первоначальный протокол (без оценок) и по возможности дословно (запись на чистом листе бумаги).

Порядок обработки экспериментального материала . 1. Все суждения, ответы и описания, записанные в первичном протоколе, анализируются с целью распределения их по соответствующим рубрикам вторичного (стандартного) протокола (см. приложения I, II, III). 2. При обработке конкретные ответы испытуемого соотносятся с пояснениями, данными в тесте. 3. Из общего числа ответов и из их соотношений (совпадение, противоречие) выводится «структура проекции». 4. На основании прямого большинства ответов какой-либо категории устанавливается конкретная психологическая тенденция личности. 5. Составляется общее заключение о личности. Оно должно содержать суждение о среде, в которой в основном ориентируется личность, данные о содержании сознания, позиции, данные о динамическом строе личности, об эмоциональной и волевой сфере,- о способах действия, заключения об отдельных качествах личности и ее направленности. .
Основное внимание экспериментатора при обработке теста должно быть обращено на обоснование окончательного заключения, на его доказательную сторону.

Контрольные вопросы


  1. Что диагностируется при помощи методики ТАТ?
  2. На чем основан метод ТАТ?
  3. В чем основные отличия метода ТАТ от других тестов?
  4. Какие основные показатели должны учитываться при обработке полученных результатов?
  5. Каковы критерии отнесения какого-либо ответа к конкретной рубрике схемы?
Литература

  1. Гильяшева И. Н. О возможностях использования метода ТАТ при изучении личности больного в психоневрологической клинике. Психологические методы исследования в клинике (материалы симпозиума). Ленингр. научно-исслед. психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева. Л., 1967.
  2. Киященко Н. К. Апробация, варианты, методики ТАТ. В сб.: «Вопросы экспериментальной патопсихологии». Тр. Научно-исслед. ин-та психиатрии, т. 43. М., 1965.
  3. Савенко Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности. «Проблемы личности» (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. Ин-т философии АН СССР, 1969.
  4. Цуладзе С. В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. В сб.: «Проблемы личности» (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. М., 1969.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц - чистый белый лист.

Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

Первоначально Тематический апперцептивный тест задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

На основании данных этого теста можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных указанного теста, как впрочем и любого другого психологического теста, нельзя. С методикой нельзя работать “вслепую”, без предварительной биографической (анамнестической) информации об обследуемом. Наиболее плодотворным оказывается применение Тематического апперцептивного теста в клинике пограничных состояний.

Использование Тематического апперцептивного теста с другими методиками

При этом его целесообразно использовать в одной батарее с тестом или MMPI, которые позволяют получить информацию, дополняющую данные ТАТ. Так, информация, извлекаемая из ТАТ, как правило, позволяет более глубоко и содержательно интерпретировать структуру профиля MMPI, природу и происхождение тех или иных пиков

Хотя ТАТ предоставляет возможность получения исключительно глубоких и обширных сведений о личности, он никоим образом не дает гарантии получения этих сведений в каждом конкретном случае. Объем и глубина получаемой информации зависит от склада личности обследуемого и, в наибольшей степени, от квалификации психодиагноста, причем недостаток квалификации сказывается не только на этапе интерпретации результатов, но и во время проведения исследования

Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.

Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

ТАТ полезен для установления контакта терапевта с клиентом и формирования у последнего адекватной психотерапевтической установки. В частности, использование рассказов теста как материала для обсуждения может успешно преодолеть возможные затруднения клиента в коммуникации и обсуждении своих проблем, свободном ассоциировании и др.

В числе противопоказаний к использованию ТАТ, как и других психологических тестов, называют (1) острый психоз или состояние острой тревоги; (2) трудность в установлении контактов; (3) вероятность того, что клиент сочтет применение тестов суррогатом, отсутствием интереса со стороны терапевта; (4) вероятность того, что клиент сочтет это проявлением некомпетентности терапевта; (5) специфический страх и избегание ситуаций испытания любого рода; (6) вероятность того, что тестовый материал стимулирует проявление чрезмерного проблемного материала на слишком ранней стадии; (7) специфические противопоказания, связанные с конкретной динамикой психотерапевтического процесса в данный момент и требующие отложить тестирование на потом. Помимо психодиагностических задач, ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов).


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО АППЕРЦЕПТИВНОГО ТЕСТА

Главное достоинство ТАТ - богатство, глубина и разнообразие получаемой с его помощью . К тому же, схемы интерпретации, обычно используемые на практике, в том числе и схему, приводимую в данном описании, можно дополнять новыми показателями в зависимости от задач, которые ставит себе психодиагност. Возможность совмещать различные интерпретативные схемы или улучшать и дополнять их на основании собственного опыта работы с методикой, возможность обрабатывать одни и те же протоколы многократно по разным схемам, независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования - еще одно существенное достоинство методики.

Основным недостатком данного теста является прежде всего трудоемкость как процедуры проведения обследования, так и обработки и анализа результатов. Общее время обследования психически здорового испытуемого редко бывает меньше двух часов. Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов. При этом, как уже отмечалось, предъявляются высокие требования к квалификации , от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации.

МЕСТО ТАТ в СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИК

Тематический апперцептивный тест принадлежит к классу проективных психодиагностических методов. В отличие от широко распространенных опросников, позволяющих количественно оценивать по набору готовых шкал результат любого индивида на фоне популяции в целом, проективные методы позволяют получить своеобразный “оттиск” внутреннего состояния обследуемого, который затем подвергается качественному анализу и интерпретации.

Стимульный материал теста отличается двумя особенностями: во-первых, относительной полнотой охвата всех сфер отношений с миром, личного опыта, и, во-вторых, неопределенностью, потенциальной неоднозначностью понимания и интерпретации изображенных ситуаций. Согласно другой классификации, ТАТ относится к классу оперантных методов - методов, основанных на анализе свободной (в рамках инструкции) вербальной, графической или какой-либо иной продукции обследуемого. Противоположность оперантным методам представляют собой методы респондентные, в которых обследуемый лишь осуществляет выбор одной из нескольких предложенных альтернатив. К респондентным методам относятся опросники, методы ранжирования (например, методика изучения ценностных ориентации), методы шкалирования (например, семантический дифференциал) и другие.

К классу респондентных относятся и некоторые проективные методы (тест Сонди и Люшера). Более дробная общепринятая классификация проективных методик относит тест к группе методик интерпретации, в которых перед обследуемым стоит задача дать свою интерпретацию предложенным ситуациям. Наконец, можно выделить еще более узкую группу методик тематической апперцепции, включающую, помимо собственно ТАТ, его аналоги и модификации для разных возрастных, этнокультурных и социальных групп, а также модификации для направленной и более точной диагностики отдельных мотивационных тенденций.


tat1


tat2


tat3_bm


tat3_gf


tat4


tat5


tat6_bm


tat6_gf


tat7_bm


tat7_gf


tat8_bm


tat8_gf


tat9_bm


tat9_gf


tat10


tat11


tat12_bg

1. Общая характеристика ТАТ.

2. Проведение и обработка ТАТ.

3. Модификации ТАТ.

ТАТ был создан Г.Мюрреем в 30-х гг ХХ в, хотя идея была не нова. И до него исследователи применяли картинки для установления раппорта в клинической беседе и диагностике отдельных сторон личности. Мюррей был биохимиком, потом прошел курс психоанализа, преподавал клиническую психологию. Его теоретические взгляды находились на стыке теорий З.Фрейда, К.Левина и У.Мак-Дауголла, у которых он заимствовал идею о наличии базовых влечений у человека, которые лежат в основе всех человеческих проявлений. Но большинство идей все-таки из психоанализа, поэтому и интерпретации ТАТ тяготеют к бессознательному и типичным психоаналитическим проблемам: детство, отношения с родителями, братьями - сестрами, перенос.

В основе историй лежат следующие положения Мюррея.

1. Через характеристику главного героя истории и описание его действий и реакций рассказчик обычно использует (сознательно или нет) некоторые фрагменты собственного прошлого или представляет свою личность, например, предположение, идею, чувство, оценку, потребность, план или фантазию, которые он пережил или которые его занимали.

2. В характеристику других действующих лиц вкладываются личностные характеристики знакомых, с кем у него были или есть тесные отношения. Иногда это персонажи, выдуманные им еще в детстве.

3. Когда рассказчик выстраивает отдельные эпизоды, описывая усилия героя, его отношения с другими персонажами, исход ситуации, он обычно использует, сознательно или нет, события, оказавшие влияние на его становление.

После появления ТАТ его модифицировали многие ученые, причем, как сами картинки, так и интерпретации, и даже теоретические обоснования. Наиболее удачной считается модификация Беллака. Он считал, что в основу ТАТ положены следующие базовые положения.

А) Проекция – наиболее сильное искажение действительности. Это бессознательный процесс, который в большинстве случаев не может осознаться.

Б) Апперцептивные процессы, которые действуют на подсознательном уровне и легко могут быть выведены на сознательный уровень, обозначаются термином «экстернализация».

В) Экстернализация – это явление, характеризующее основные тенденции реакции на ТАТ. В процессе тестирования испытуемый догадывается, хотя бы частично, о том, что он в рассказываемых историях говорил о себе.

Г) Психологический детерминизм, т.е. все написанное и рассказанное имеет динамическую причину и смысл. Каждая порция проецируемого материала может иметь не один, а несколько значений, относящихся к разным уровням личностной организации.

С разных теоретических позиций объясняется и то, что диагностирует ТАТ. С точки зрения Хекхаузена, ТАТ выявляет устойчивые личностные свойства. Мак-Клеланд считает, что ТАТ измеряет мотивы, а вслед за ним Аткинсон, что не просто мотивы, а их силу. Согласно деятельностно-смысловому подходу Леонтьева, в рассказах ТАТ отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Сам же Мюррей считал, что с помощью ТАТ можно идентифицировать подавленные и подавляемые склонности и конфликты, а также характер сопротивления этим склонностям.


В настоящий момент считается, что ТАТ диагностирует:

Ведущие мотивы, отношения, ценности;

Аффективные конфликты, их сферы;

Способы разрешения конфликтов: позицию в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты;

Индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность – подконтрольность, эмоциональную устойчивость – лабильность, эмоциональную зрелость – инфантильность;

Самооценку, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.

Данные о надежности и валидности ТАТ противоречивы. Мюррей считал, что все зависит от компетентности исследователя. С 1940 г стали проводить изучение надежности. Однако, корреляции между суждениями разных экспертов варьировали от 0,3 до 0,96. Разброс этих значений объясняется различиями групп обследуемых, схем обработки и степени квалификации экспертов.

Что касается ретестовой надежности, то Мюррей считал, что от ТАТ не следует ожидать высокой надежности, а большинство исследователей полагают, что устойчивость результатов во времени во многом зависит от особенности личности испытуемого. Тем не менее в исследованиях коэффициент надежности оказался достаточно высоким: 0,8 через два месяца, 0,5 – через десять месяцев. В то же время коэффициент надежности существенно различается для разных картин ТАТ.

Ретестовая надежность ТАТ зависит и от изменений в психологической ситуации у обследуемых. Так, сильная критика рассказов обследуемых приводит к значительному увеличению признаков агрессии, а также числа описаний эмоциональных состояний. На результатах сказывается и порядок предъявления таблиц.

Нормативных данных по рассказам ТАТ практически нет. Часто люди не видят в картинках те или иные детали, которые создатели считают важными. Поэтому нормы нужны, но пока неизвестно, как их разрабатывать.

Что касается валидности, то сложность заключается в выделении критерия. До сих пор неясно, что ТАТ должен измерять, поэтому чаще говорят о валидности отдельных показателей, а не методики в целом. Обнаружено, что около 30% рассказов содержат в себе элементы биографии или жизненного опыта обследуемых. Рассказы ТАТ согласуются с данными анализа сновидений и с результатами теста Роршаха. По данным ТАТ удается восстановить черты характера личности, элементы биографии, уровень интеллекта, установки и личностные конфликты. В то же время валидность зависит от теории, на основе которой интерпретируются результаты (теоретическая валидность).

В последнее время появились данные, свидетельствующие о прогностической валидности. На основе ТАТ удалось спрогнозировать успехи в профессиональной деятельности, учебе, преодолении жизненных проблем. Но до сих пор ТАТ не стандартизирован должным образом, и многие считают, что этого никогда и не произойдет. Поэтому иногда говорят, что ТАТ не является тестом в строгом смысле слова.

Процедура проведения.

Мюррей выделял две части в проведении ТАТа: «разминку» и основную часть.

«Разминка» - первая картинка. Прослушав инструкцию, испытуемый примерно 20 сек может рассмотреть картинку, а потом откладывает её в сторону. Затем его просят выбрать подходящее имя для главного героя, а потом рассказать о нем. Иногда после завершения первой истории бывает необходимо повторить некоторые моменты инструкции, чтобы добиться окончания истории.

Всю основную часть экспериментатор молчит либо разумно хвалит, пока не будут рассказаны все 10 историй и не пройдет час. Обычно истории занимает 5 минут и включает около 200 слов. Обязательно установить раппорт.

Беллак считал, что лучше сидеть так, чтобы испытуемый не видел исследователя, а тот мог бы наблюдать за ним и его мимикой. Однако это положение не подходит для работы с подозрительными или тревожными испытуемыми.

Испытуемым дают следующую инструкцию: «Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел(а), чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали». Таким образом, у испытуемых должно создаться впечатление, что изучают их воображение, фантазию.

Если испытуемый выполняет методику самостоятельно, необходимо объяснить, чтобы он брал по одной картинке в той последовательности, в которой они лежат, а не рассматривал все картинки, а потом выбирал.

Обычно предъявляют сначала первые 10 картинок, а на другой день – остальные. Но если у исследователя есть определенная цель, он может подобрать свой набор картинок. В любом случае важна последовательность предъявления. Первые картинки отражают более универсальные, привычные, обыденные сферы: последние – более специфические, индивидуально значимые сферы. Далее, картины различаются по эмоциональному тону и по степени реалистичности. Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые – более фантастические, рассказы по первым должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым – вытесненные или сублимированные желания, но экспериментального подтверждения этому получено не было.

Необходимый набор таблиц для обследования мужчин: 1, 2, 3BM, 4, 6BM, 7BM, 11, 12M, 13MF; женщин – 1, 2, 3BM, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF.

Важна и ситуация обследования: поведение экспериментатора, предъявление инструкции; влияние самой ситуации обследования, которую человек может воспринять как ситуацию экспертизы, что приведет к улучшению или ухудшению деятельности (в зависимости от личных качеств).

Нельзя сообщать обследуемому истинное назначение методики, поэтому надо придумать правдоподобную «легенду». Она зависит от состояния и интеллектуального уровня испытуемого. Если ТАТ применяется в клинике, надо учитывать симптоматику. Если не в клинике, - на воображение, утомляемость, работоспособность, умения. Не стоит упоминать, что методика американская. Если человек интересуется, потом можно ответить на его вопросы, раскрыть суть методики. Но этот процесс должен протекать по законам психодиагностики, т.е. как, какую информацию сообщать, чтобы не навредить человеку.

При выполнении методики надо следить, чтобы человек не устал, хотя его сразу надо предупредить, что работа продлится 1 – 1,5 ч. Нельзя прерывать обследование перед таблицами 13, 15, 16 и нельзя начинать с них сеанс. Перед началом работы можно провести короткую и занимательную методику, чтобы человек втянулся в работу, например, «Несуществующее животное».

В целом, общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем требованиям:

1) должны быть исключены помехи;

2) обследуемый должен чувствовать себя комфортно;

3) ситуация и поведение психолога не должны вызывать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

При предъявлении инструкции нашим испытуемым необходимо подчеркнуть, что рассказ надо составить, отталкиваясь от картинки, а не по картинке, как привыкли в школе. Разница заключается в том, что при составлении рассказа по картинке акцент делается на настоящем, а в ТАТ просят обследуемых представить, что было в прошлом, что будет дальше, и описать чувства и мысли персонажей.

Вторая часть инструкции состоит из следующих сообщений:

Правильных или неправильных вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

Рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно внести потом;

Литературная обработка не требуется, литературные достоинства оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Если основные пункты (настоящее, прошлое, будущее, чувства, мысли) в рассказе отсутствуют, инструкцию надо повторить. Но делать это можно два раза. Если и после третьей картинки этого нет, значит, это диагностический признак, и инструкцию больше не повторяют. На все вопросы испытуемого отвечают уклончиво: «Если вы так считаете, значит, так и есть» и т.п.

Вначале второго сеанса у испытуемого спрашивают, помнит ли он, что надо делать, и просят повторить инструкцию. Если он что-то пропустил, надо напомнить.

Специальные инструкции требуются при работе с табл. 16 (чистое белое поле). Если она не смущает обследуемого, он без дополнительных инструкций дает рассказ. Тогда его просят сочинить еще один рассказ, а потом еще. Считается, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы. Если они вытесняются, то наиболее ярко проявляются к третьему рассказу. Если нет – видны будут уже в первом, тогда последующие не обрабатываются.

Следует пресекать попытки представить на белом фоне известную картину – И.Е.Репина, Рафаэля и т.д. Если человек удивляется и возмущается белым фоном, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать её, а затем составить по ней рассказ. И так три раза.

Мюррей предлагал после окончания обследования пройтись по всем картинкам и спросить об источниках сюжетов – из личного опыта, книг, фильмов, рассказов знакомых, просто фантазии.

Иногда испытуемый отказывается работать или уходит от соблюдения инструкции. В случае отказа нужно постараться расположить к себе обследуемого, успокоить. Если у человека проблемы с выражением мыслей, можно задать конкретные вопросы.

Уходов выделяют четыре типа:

Описательный – идет описание того, что изображено, но нет истории. Здесь надо еще раз разъяснить, что необходимо сочинить рассказ;

Формальный – обследуемый четко следует инструкции, задает вопрос и отвечает на него, но рассказ не получается. Если это связано с ригидностью воображения, человека можно расшевелить. Если это сознательное поведение, которое повторяется несколько раз, обследование бесполезно;

Подменяющий – здесь не сочиняется рассказ, а воспроизводится похожее содержание книги или фильма. Если книга или фильм называются, надо указать, что они придуманы кем-то, а надо что-то своё. Если психолог узнал сюжет, реакция должна быть такой же. Но если подмена не узнана, ничего не сделаешь, будут недостоверны результаты;

Разветвленный – обследуемый сочиняет рассказ, но в деталях непоследователен. Например, то мальчику 12 лет, то больше, то меньше; то скрипка его, то нет и т.д. (табл. 1). В этом случае следует попросить обследуемого выбрать один вариант и сосредоточиться на нем.

Обычно от психолога при работе человека с ТАТ требуется минимальная активность. Но бывают ситуации, когда психологу надо проявить активность.

1. Вопросы обследуемого, ответы на которые нельзя отложить «на потом». При ответах надо придерживаться неопределенности. Например:

Вопрос: - Что здесь изображено?

Ответ: - Что вам надо для рассказа, то и используйте.

Это мужчина или женщина?

Как хотите. Если вам кажется, что это мужчина, пусть будет мужчина. Если кажется, что женщина, пусть будет женщина.

Интересный рассказ?

Нормальный.

А такой рассказ уже кто-нибудь рассказывал?

Не помню.

2. Необходимость повлиять на темп рассказа. Возникает, если психолог не успевает записывать рассказ за говорящим. Тогда можно медленно повторить последнее предложение, прервав говорящего. Начать с сообщающего слова: итак, вы сказали… Значит… . Другой вариант, когда обследуемый надолго задумывается, и его надо разговорить наводящими вопросами: «О чем вы думаете?» и т.д.

3. Необходимость эмоционально подкрепить, приободрить обследуемого. Желательно учитывать индивидуальные особенности – замкнутость, нерешительность, робость, тревожность.

4. Необходимость уточнить детали рассказа. Возникает в трех случаях:

а) когда у психолога возникают сомнения в том, что именно обследуемый видит на картинке, т.е. испытуемый говорит о человеке на картинке в среднем роде или не упоминает какие-то детали. Надо выяснить, он их не видит, не распознает или специально опускает;

б) оговорки. Если психолог их заметил, он просит повторить фразу, говоря, что не расслышал. Если человек исправляется, - оговорка, если повторяется – симптом нарушения восприятия или утраты смысла понятия;

в) утрата логической последовательности сюжета, введение дополнительных персонажей, которых нет на картинке. Нарушение логики, последовательности, разорванность рассказа свидетельствуют о патологии: психозе или разорванности мышления. Но только в том случае, если человек не может ответить на уточняющие вопросы: «Вы сказали, он кого-то ждет, а кого?». Либо попросить что-то пояснить. Если же человек с этим справляется, то это его индивидуальные особенности, прежде всего, мыслительные.

Составление протокола.

В него вносится:

1) полный текст всего, что говорит обследуемый, в той форме, в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, повторениями и т.д. Если он хочет что-то исправить, исправления тоже записываются, но основная запись не меняется.

2) все, что говорит психолог, обмен репликами, все взаимные вопросы и ответы;

3) длинные паузы в рассказе;

4) латентное время – от предъявления картинки до начала рассказа, и общее время рассказа – от первого до последнего слова;

5) положение картины. Испытуемый может вертеть картинку, определяя, где верх, где низ. Правильное положение картинки обозначается значком ↓, вверх ногами - , боковые положения - → и ←. Если испытуемый спрашивает, как правильно, отвечают: Как вам удобно, так и держите.

6) эмоциональный настрой обследуемого, динамика его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания;

7) невербальные реакции и проявления обследуемого вплоть до того, когда улыбнулся, нахмурился, сменил позу.

Кроме того, начинать надо с записи данных об обследуемом (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, члены семьи, состояние здоровья, успехи в профессиональной карьере; основные вехи биографии); ФИО психолога, дата обследования, ситуация обследования (место, время, способ фиксации результатов, другие особенности ситуации, отношения обследуемого к ситуации обследования и к психологу).

Обработка рассказов ТАТ на Западе проще, чем у нас. В основном они пользуются ТАТ – брошюрой Беллака, куда заносят данные из рассказов, а потом интерпретируют, исходя из своих теоретических взглядов (в основном, психоаналитических).

В отечественной обработке заполняется несколько таблиц. Первая – обязательные структурные показатели, вторая – факультативные структурные показатели, третья – обязательные содержательные показатели, четвертая – факультативные содержательные показатели. Затем эти таблицы анализируются, выделяются основные синдромы и строится:

Парадигматическая структура, представляющая собой систему смысловых пучков, лежащих в основе содержания;

Оппозиционная структура, т.е. смысловые противопоставления (например, что есть и чего хочет, каков один персонаж, и каков второй и др.);

Синтагматическая структура – последовательность развития сюжета в рассказе, событий;

Пространственная структура – расположение персонажей в мире;

Актантная структура – взаимоотношения персонажей рассказов.

Возможно, такой анализ более глубокий и более наглядный, лучше позволяет выявить закономерности представлений, взглядов и внутреннего мира человека, но он достаточно громоздкий.

Беллак считал, что ТАТ можно использовать в качестве общего базиса для краткосрочной психотерапии. Также психоаналитики применяют ТАТ, когда у пациентов проблемы со свободными ассоциациями или когда ассоциаций недостаточно. Можно применять ТАТ, когда у пациента депрессия, он молчит, а ТАТ помогает наладить контакт. При этом в консультировании и психотерапии подробный анализ рассказов часто не делают, а лишь читают рассказы и составляют общее впечатление.

Модификации ТАТ

1. САТ (Детский Апперцептивный Тест). Картинки предназначены для детей, но, в основном, на них изображены животные, выполняющие человеческие функции. Считается, что его легче проводить в виде игры. Предназначен для детей от 3 до 10 лет. Дети работают с 10 картинками, хотя первоначально их было 18. Беллак считал, что в картинках отражаются типичные темы теории Фрейда о детской сексуальности. В 60-е годы Мерштейн разработал новый вариант САТ-Н, где представлены люди, а не животные. Но большинство практических психологов считают, что САТ не информативен, т.к. требует от детей делать то, что они не умеют в 3-7 лет – составлять развернутый рассказ с учетом прошлого, будущего, а составлять рассказ с учетом мыслей и чувств они не умеют и в 10 лет. Поэтому диагностическая ценность его сомнительна.

Были попытки создать модификацию для подростков – Тест картинок и рассказов Саймонда – SPST, Мичиганский картиночный тест – МРТ. Но работ с их использованием мало, и никто не смог доказать, работают ли они и что выявляют.

2. Модификации ТАТ, предназначенные для работы с людьми с физическими недостатками и с людьми разных профессий. Но в основном это закрытая информация. Есть «Тест групповой проекции Генри и Гуетцкого, который направлен на изучение динамик малых групп. Он проводится в группе, и рассказ сочиняется всей группой.

3. Тест Х.Хекхаузена на изучение мотивации достижения успеха или избегания неудачи.

4. Техника Объектных Отношений (ORT) – Object Relation Technique – Филлипсона. Создана в 1955г. Очень похожа на ТАТ, но стиль и содержание отдельных картинок характерны для всего спектра серии. Применялась им в качестве дополнения к терапии. Рассказывая историю, человек раскрывает свой способ восприятия мира. Он, в свою очередь, сложился из бессознательного выстраивания отношений в раннем детстве для удовлетворения своих потребностей и из сознательного выстраивания в более поздние годы. Филлипсон считал, что с помощью его техники можно выявить перевес бессознательного или сознательного выстраивания. Стимульный материал включает 13 карточек, в том числе одну белую, предъявляемый в четыре серии. В каждой серии на карточках один стиль изображения. Анализ осуществляется по четырем категориям: перцепция (что видит на картинке); апперцепция (смысл воспринимаемого); содержание объектный отношений (люди, упомянутые в рассказе, и типы взаимодействия, в которые они вовлечены); структура рассказа. В структуре рассказа важен конфликт и его разрешение. Но данных по применению ORT вне психотерапии либо нет, либо они ненадежны. Детский вариант (CORT) разрабатывается Уилкинсоном, он несколько смягчен и более объективирован, но до конца не доделан.

5. Проективные картинки Пикфорда (РРР) – разработаны для работы с детьми. Стимульный материал состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку. Рисунки примитивные. Направлены на выявление взаимоотношений ребенка с родителями, братьями \ сестрами, сверстниками, неожиданными ситуациями, любопытством в вопросах пола, продолжения рода. Рассчитана на 20 сеансов. Применяется преимущественно в психотерапии, школьными психологами. Выявляет мечты, сны, фантазии, проблемы в школе и дома. Существует список распространенных толкований картинок, а также таблица нормативных показателей для мальчиков и для девочек.

6. Картинки про Блэки. Разработаны Дж.Блюмом. Предназначались для изучения психосексуального развития. Сначала считались для взрослых, потом адаптировали их для детей. Стимульный материал изображает жизненные коллизии семьи собак. Всего картинок 12. На рассказ отводится около двух минут. В каждой картинке представлены этапы психосексуального развития, по Фрейду: оральная, анальная, Эдипова комплекса, страх кастрации, идентификация и т.д. После рассказа ребенку задают еще 6 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответов. Ребенок должен выбрать один ответ. В заключение картинки надо еще рассортировать на понравившиеся и непонравившиеся. Тест широко применяется, но он может использоваться только в рамках психоаналитической теории.

7. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (P-F). Один из старейших и наиболее популярный. Вписывать надо первый пришедший на ум ответ, поэтому много времени не занимает. Хорошо объективирован, есть нормы. Но определяет не тип личности, а тип реакции. Розенцвейг связывал его с эмоциями и защитными механизмами. Валидности и надежности нет, т.к. Розенцвейг полагал, что к проективным методикам они не применимы.

Модификации ТАТ продолжают развиваться. Существуют попытки сделать их для людей разных профессий, уровня образования, культур, например, есть вариант для негров. Но для нас они не годятся, даже если бы и появились, т.к. культура и менталитет другие.



Просмотров