Дать определение доступ к информации. Виды доступа к информации. Угрозы доступности данных

Международный опыт показывает, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одна из важнейших задач государств. Один из базовых принципов развития информационного общества в России - свобода и равенство доступа к информации и знаниям.

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» провозглашается право на доступ к информации и определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен никоим образом. Также устанавливаются цели, условия и порядок ограничения доступа к информации .

Доступ к информации определяется законом как возможность получения информации и ее использования.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важное значение в вопросах доступа к информации приобретает обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Обладатель информации вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению. Он может передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании, защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами, осуществлять или разрешать иные действия с информацией. При осуществлении своих прав обладатель информации обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена законодательно.

Определяется также такое понятие как оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Информация в зависимости от категории доступа к ней (рис. 1.4) подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информацию ограниченного доступа).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступ-

Рис. 1.4.

ная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных законодательных ограничений в отношении распространения такой информации.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа - государственной тайны, коммерческой тайны, тайны личности (персональных данных), служебной тайны и иных тайн. Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Соответствующими федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим другие тайны или информацию конфиденциалыного характера (конфиденциальную информацию) - коммерческую тайну, персональные данные, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в Указе Президента РФ от 06.03.1997 № 188 утвержден перечень сведений «конфиденциального характера», где указаны шесть видов такой информации:

  • 1) персональные данные;
  • 2) тайна следствия и судопроизводства;
  • 3) служебная тайна;
  • 4) профессиональная тайна;
  • 5) коммерческая тайна;
  • 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить :

  • 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
  • 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
  • 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
  • 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
  • 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
  • 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Не может быть ограничен доступ к:

  • , затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация :

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Доступ к информации

Доступ к информации

Доступ к информации - в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому.
Доступ к информации - в узком смысле - операция записи, модификации, передачи или чтения данных.

По-английски: Access to information

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Доступ к информации" в других словарях:

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    доступ к информации - Получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств . [ГОСТ Р 50922 96] [ОСТ 45.127 99] доступ к информации Возможность получения информации и ее использования. [ОАО РАО "ЕЭС России"… …

    Доступ к информации - (information access) возможность получения информации и ее использования. Работа сотрудника организации с определенным составом информационных ресурсов (базы данных, сведения,файлы и др.) должна быть санкционирована полномочным должностным лицом … Экономико-математический словарь

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к… … Большой юридический словарь

    Доступ к информации - 6) доступ к информации возможность получения информации и ее использования;... Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации, информационных технологиях и о защите информации … Официальная терминология

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - 1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией, копирование, модификация, создание и уничтожение информации … Большой экономический словарь

    Доступ к информации - 1. Возможность получения информации и ее использования Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь

    доступ к информации (ресурсам информационной системы) - Получение возможности ознакомления с информацией, обработки информации и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы информационной системы с использованием программных и (или) технических средств . Примечание Доступ осуществляется… … Справочник технического переводчика

    доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - Ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие , А. В. Соколов. "Информация" - один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации…

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Информация ограниченного доступа

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

виды доступа:

Ограниченный доступ;

Свободный доступ.

29. Правовое обеспечение права на информацию

Право на информацию - нормативный определенный порядок реализации полномочий различных субъектов в области производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения, использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, общества и государства.

Существует еще ряд прав, относимых к информационным:

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей

чести и доброго имени, прописанное в ст. 23 ч. 1 Конституции России: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени";

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных

сообщений - ч. 2 ст. 23 Конституции РФ: "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...". Тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц, кроме самих этих лиц;

Свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода

мысли и слова";

Право на свободу выражения своих мнений и убеждений - ч. 3 ст. 29 Конституции: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений";

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные

обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33 Конституции РФ: "Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимся субъектам по их запросам;

Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды - ст. 42

Конституции: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную

информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением";

Свобода преподавания - ч. 1 ст. 44 Конституции РФ;

Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни - ч. 2 ст. 44

Конституции России. Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждениям культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности - ст. 44: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры";

Право на получение квалифицированной юридической помощи - ст. 48 Конституции.

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении

свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ: Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".

Перечисленные выше права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Цель ограничений - сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности.

Основаниями для ограничения информационных прав могут служить:

1) защита основ конституционного строя;

2) защита нравственности;

3) защита здоровья;

4) защита прав и законных интересов других лиц;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.



Просмотров