Положение о проведении экспертизы временной нетрудоспособности. Порядок проведения и уровни экспертизы временной нетрудоспособности. Этот документ выполняет ряд важных функций

Это юридический факт, порождающий определенные правоотношения между работником и работодателем, а также между гражданином и государством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Помимо освобождения от работы, такое состояние дает право на получения от государства социальной помощи. Поэтому обоснованности заключения о наступлении нетрудоспособности уделяется большое внимание.

Что это такое

Установление факта нетрудоспособности - задача медицинской экспертизы. Под ней понимается исследование, которое проводится в соответствии с определенными правилами.

Его целью является установление:

  • текущего состояния здоровья;
  • влияния его на возможность трудовой деятельности;
  • установление взаимосвязи между действием определенных факторов и здоровьем человека.

Экспертиза нетрудоспособности является одним видом медицинской деятельности. Помимо общих целей, она ставит перед собой более узкие:

  • установление факта наличия нетрудоспособности;
  • оформление соответствующих документов (больничного листа);
  • определение и продление сроков нетрудоспособности в зависимости от состояния здоровья;
  • выбор методов и способов лечения;
  • проведение наблюдения вплоть до восстановления трудоспособности;
  • выдача рекомендаций о переводе на щадящую работу;
  • направление на МСЭК в случае возникновения признаков стойкой утраты трудоспособности.

Помимо непосредственно медицинских манипуляций, лечебное учреждение выдает документ, подтверждающий выводы эксперта - листок нетрудоспособности (больничный лист). Его форма была утверждена в 2011 году и является единой для всей территории страны.

Этот документ выполняет ряд важных функций:

  • удостоверяет правомерность отказа от выполнения трудовой функции;
  • фиксирует вид нетрудоспособности (заболевание, травма и т. д.);
  • подтверждает возникновение права на получение пособия;
  • позволяет собирать данные медицинской статистики.

Проводить экспертизу временной нетрудоспособности и выдавать больничные листы имеют право:

Порядок проведения

Экспертиза нетрудоспособности проводится при первом же обращении гражданина в лечебное учреждение. На этом этапе она проводится единолично, лечащим врачом. Он производит все необходимые манипуляции и фиксирует их результаты в медицинской карте.

По результатам экспертизы врач определяет необходимость выдачи листка нетрудоспособности. В зависимости от тяжести состояния и выявленного заболевания (травмы, беременности и пр.) определяется срок действия листка.

Но он в любом случае не может превышать 15 дней. В течение этого срока врач наблюдает за динамикой состояния здоровья, продляя больничный в пределах максимально возможного двухнедельного срока.

В случае восстановления трудоспособности листок нетрудоспособности более не продлевается, а закрывается, о чем делается соответствующая запись.

На документе проставляются подпись и личная печать врача, а также печать лечебного учреждения. Для работников делается запись о дне, с которого ему надлежит приступить к работе.

Если же за это время полного восстановления трудоспособности не произошло, то лечащий врач направляет гражданина на врачебную комиссию для продления больничного листа на более долгий срок. Но он не может составлять более одного года.

Если в состоянии гражданина усматриваются признаки стойкой нетрудоспособности, то он направляется на более серьезную медико-социальную экспертизу. Отказ от ее прохождения влечет закрытие больничного.

Экспертиза нетрудоспособности проводится, но больничный лист не оформляется в случаях:

  • когда работник находится а отпуске без содержания;
  • на время ежегодного профосмотра;
  • при прохождении ВВК и судмедэкспертизы;
  • в случае обращения за медицинской помощью анонимно;
  • умышлено причинившим вред своему здоровью;
  • получившим травмы в результате совершения ими преступления.

Роль врачебной комиссии в экспертизе временной нетрудоспособности

Коллегиальные органы, проводящие экспертизы временной нетрудоспособности, можно разделить на следующие виды:

  • врачебная комиссия, возглавляемая главврачом;
  • клинико-экспертная комиссия (КЭК), создающаяся на уровне лечебного учреждения;
  • медико-социальная (МСЭК), действующая в специализированном государственном учреждении - Бюро медико-социальной экспертизы.

Врачебная комиссия, как правило, состоит из врачей данного лечебного учреждения. В цели ее деятельности входит, в частности, определение трудоспособности обратившихся граждан, а также профессиональной пригодности отдельных категорий работников.

В частности, такая комиссия наделена правом продлить листки трудоспособности в соответствии с рекомендованными сроками, но не долее, чем на один год.

Решение врачебной комиссии должно быть надлежащим образом оформлено. Протокол ее заседания вносится в медицинскую карту и является подтверждением обоснованности продления больничного листа.

КЭК состоит не просто из лечащих врачей, а из ведущих специалистов данного и других медучреждений. Возглавляет ее главный врач или его заместитель по клинико-экспертной работе. Компетенция этой комиссии несколько шире, чем у врачебной.

В круг вопросов, которые она может решать, включены следующие:

  • продление листка нетрудоспособности (по представлению завотделением);
  • направление на долечивание в санаторные учреждения;
  • разбор претензий и разрешение конфликтов, возникших при проведении экспертизы;
  • о направлении гражданина на МСЭК;
  • о рекомендации перевода на другую работу.

Но, пожалуй, самые важные вопросы решает МСЭК. Не случайно именно эта комиссия выделена в постоянно действующий орган.

Она устанавливает факт и степень стойкой нетрудоспособности - инвалидности. Она имеет ряд весьма существенных отличий от временной.

Установление инвалидности так же является юридическим фактом. Но имеющим более серьезные последствия.

Главным из них является возможность частичного или полного прекращения трудовой деятельности и получения в этом случае государственного социального обеспечения.

Выделяют три степени инвалидности. При первой и второй исключается какая-либо трудовая деятельность полностью.

В первом случае ввиду очевидной неспособности гражданина к такой деятельности. Во втором - по причине большой вероятности ухудшения здоровья в результате выполнения трудовых обязанностей. Третья степень инвалидности позволяет работать, но в объеме и интенсивности не вызывающей ухудшения здоровья.

Нормативный документы

Правила проведение такой экспертизы устанавливаются несколькими нормативными актами. Наибольшую юридическую силу имеет Конституция, гарантирующая право на медпомощь и пособия, в том числе и по нетрудоспособности. Большую часть необходимых норм содержит ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ», от 21.11.2011 года.

Он устанавливает перечень и порядок прохождения различных экспертиз:

  • временной нетрудоспособности;
  • военно-врачебной;
  • медико-социальной;
  • судебно-психиатрической;
  • судебно-медицинской;
  • профпригодости и профзаболеваний;
  • качества медпомощи.

Ряд вопросов, касающихся экспертизы именно нетрудоспособности затронут и в ФЗ, касающихся социального страхования: на случай временной нетрудоспособности () и от несчастных случаев и профзаболеваний ().

По большей части они касаются вопросов начисления пособия по нетрудоспособности. Есть нормы, касающиеся временной нетрудоспособности, и в трудовом законодательстве.

"Белые пятна" экспертизы временной нетрудоспособности (с учетом правоприменительной практики) (Шишов М.А.)

Дата размещения статьи: 25.01.2015

Экспертиза временной нетрудоспособности является одним из наиболее распространенных видов медицинских экспертиз, обусловливающих значительные финансовые расходы со стороны государства. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что данный вид экспертизы подлежит двойному специальному контролю: со стороны Росздравнадзора (в виде проверок соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз) и со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации (в виде проверок соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности). Вместе с тем эффективный контроль невозможен в отсутствие:
- ясных и недвусмысленных правовых норм, регулирующих порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности (далее - ЭВН);
- правовых санкций наряду с полномочиями контролирующих органов принимать меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
- правоприменительной практики, формирующей мотивацию по недопущению нарушений.
На законодательном уровне регулирование порядка осуществления экспертизы временной нетрудоспособности установлено ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ). Первой особенностью данного законодательного акта является то, что он не содержит официального определения для терминов "экспертиза временной нетрудоспособности" и "временная нетрудоспособность". Не содержится данных определений и в иных законодательных актах.
Вторая особенность заключается в наличии противоречий между установленным определением для термина "медицинская экспертиза" и основаниями для проведения такого ее вида, как ЭВН. В частности, в силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 323-ФЗ: "Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина". С учетом данного общего определения для всех видов экспертиз можно сделать вывод о том, что при проведении ЭВН обязательно оценить состояние здоровья гражданина применительно к возможности осуществления лично им трудовой или иной деятельности. В то же время, согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ, одним из оснований ЭВН является необходимость ухода за больным членом семьи, в рамках которого не подлежит оценке состояние здоровья ухаживающего лица.
Третьей особенностью является наличие противоречий между Федеральным законом N 323-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В частности, в силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ: "Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно". С учетом данных положений можно сделать вывод о том, что обязательной составляющей ЭВН является решение вопроса о необходимости предоставления листка нетрудоспособности. Однако в силу ограничений, установленных ст. ст. 2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", отдельные категории граждан РФ (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, учащиеся) не имеют права на получение данного листка. Следовательно, регулирование ЭВН на законодательном уровне не может быть ограничено только установлением правил предоставления листка нетрудоспособности.
Четвертой особенностью является наличие правовой неопределенности в требованиях к членам врачебной комиссии, продлевающих листок нетрудоспособности. Согласно ч. 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ это должны быть врачи, прошедшие обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Однако данным Законом не установлены требования ни к форме обучения, ни к его срокам. С учетом требований ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" можно предположить, что речь идет о дополнительном профессиональном образовании в рамках программ повышения квалификации. В свою очередь, с одной стороны, в силу п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610, повышение квалификации может быть трех видов: краткосрочное (не менее 72 часов); тематическое (от 72 до 100 часов); длительное (свыше 100 часов). С другой стороны, в соответствии с ч. 13 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" форма обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. В итоге руководитель медицинской организации не всегда имеет представление о том, какое обучение членов врачебной комиссии будет считаться надлежащим, что создает возможность для злоупотреблений со стороны контролирующих органов.
Пятой особенностью является отсутствие в ряде случаев возможности у медицинских организаций обеспечить соблюдение требований ч. ч. 2, 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ, касающихся разграничения полномочий лечащего врача и врачебной комиссии при выдаче листка нетрудоспособности. В частности, согласно дословному содержанию данной статьи лечащий врач вправе выдать (продлить) листок нетрудоспособности, только если срок нетрудоспособности составляет менее 15 календарных дней включительно, а при большем сроке решение принимается только врачебной комиссией. При этом данный закон не предусматривает никаких исключений. В то же время Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", который не может противоречить федеральному закону, такие исключения содержит (например, в случае выдачи и продления листка нетрудоспособности за прошедшее время). Более того, данный Закон не предусматривает возможности раздельно исчислять срок нетрудоспособности в зависимости от конкретного заболевания или места выдачи листка нетрудоспособности. Иными словами, не важно, что на первые 10 дней данный листок выдан одной медицинской организацией в связи с заболеванием сердечно-сосудистой системы, а на следующие 10 дней - другой медицинской организацией в связи с патологией желудочно-кишечного тракта. Согласно данному законодательному акту учитывается период временной нетрудоспособности в целом. О том, что период нетрудоспособности необходимо считать с учетом всех листков нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности, указывалось и ранее в письме ФСС РФ от 18.08.2004 N 02-18/115676 "О страховом случае временной нетрудоспособности". Вместе с тем на сегодняшний день не существует единой системы учета выданных листков нетрудоспособности, которая была бы доступна медицинским организациям. Следовательно, у недобросовестных пациентов возникает возможность обращаться к различным медицинским работникам, скрывая сведения о ранее выданных больничных листах и общем сроке временной нетрудоспособности. В результате лечащий врач, либо добросовестно заблуждаясь об общем сроке нахождения пациента на больничном, либо ненадлежащим образом соблюдая обязательные требования, может выдать очередной больничный лист при сроках нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней. Примером правовой оценки в данной ситуации может служить решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2013 по делу N А53-14065/2013.
Шестой особенностью Федерального закона N 323-ФЗ является наличие ряда отсылочных норм по ключевым вопросам ЭВН: и общий порядок проведения ЭВН (ч. 6 ст. 59), и частные случаи проведения ЭВН фельдшером либо зубным врачом (ч. 2 ст. 59) должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом вышеизложенного можно прийти к заключению о том, что положения Федерального закона N 323-ФЗ устанавливают лишь основания и цели ЭВН, а также отдельные аспекты выдачи и продления листка нетрудоспособности, при этом непосредственный порядок проведения ЭВН должен быть установлен Минздравом России. Как следствие, ответы на вопросы, каково определение для термина ЭВН, каков общий порядок проведения ЭВН, когда ЭВН вправе провести фельдшер или зубной врач, следует искать на подзаконном уровне. Но ни в 2012 г., ни в 2013 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не был установлен порядок проведения ЭВН.
Отчасти сложившийся правовой вакуум компенсирует Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России N 624н). Однако он применим только при условии, что пациент относится к категории застрахованных лиц. При этом цель принятия данного Приказа в силу положений ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" состояла в упорядочивании вопросов назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как следствие, Приказ Минздравсоцразвития России N 624н не устанавливает ни общий порядок ЭВН, ни общие условия правомочности проведения ЭВН средними медицинскими работниками (фельдшером или зубным врачом), ни порядок проведения ЭВН в отношении незастрахованных лиц: - учащихся, военнослужащих, сотрудников полиции и других.
В результате уже лечащий врач в ряде ситуаций не знает, как ему поступить. Например, в силу положений ст. 65 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан требовать от медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. В то же время ни Приказ Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", ни ранее действовавший Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" не предусматривают вышеназванной формы и порядка ее предоставления. Сходная ситуация возникает и при исполнении обязанности выдавать справку для освобождения от учебы учащимся образовательных учреждений в случае заболевания (травмы, отравления), предусмотренной Приказом Минздравсоцразвития России N 624н. Ранее форма справки установлена вышеназванным Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030, но данный подзаконный акт утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 05.10.1988 N 750 "О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР".
Вместе с тем отсутствие порядка проведения ЭВН в отношении граждан РФ, не являющихся застрахованными лицами, не исключает возможность привлечения врачей к уголовной ответственности, как в связи с выдачей за денежное вознаграждение фиктивных справок о временной нетрудоспособности учащегося, так и в связи с требованием об оплате предоставления данной справки. По аналогичным основаниям врачи привлекаются к уголовной ответственности и в связи с предоставлением листков освобождения от служебных обязанностей.
Следующим актуальным аспектом является правовая неопределенность отдельных положений Приказа Минздравсоцразвития России N 624н. Например, в силу положений п. 26 данного Приказа листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности. Однако в настоящее время не принято ни законодательных, ни подзаконных актов, устанавливающих правовое содержание термина "признак временной нетрудоспособности" и/или ориентировочный перечень данных признаков. Как следствие, нетрудоспособный пациент фактически находится в зависимости от желания врача устанавливать и описывать в медицинской документации вышеназванные признаки. Иными словами, если пациент считает себя нетрудоспособным, а врач указал в медицинской документации на отсутствие признаков нетрудоспособности, доказать обратное будет практически невозможно. Примером подобной ситуации является Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.02.2013 по делу N 33-2377/2013.
Следующие актуальные вопросы возникают при рассмотрении Приказа от 14.07.2003 Минздрава РФ N 316, Минюста РФ N 185, ФСС РФ N 180 "Об утверждении "Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность", отдельные положения которого прямо противоречат Федеральному закону N 323-ФЗ, а именно:
- согласно п. 2.4 данного Приказа: "...врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично до 30 календарных дней", а согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней (включительно);
- согласно п. 2.6 данного Приказа: "...при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса о продлении листка нетрудоспособности осужденному осуществляется по решению клинико-экспертной комиссии ЛПУ", а согласно ч. 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ продление листка нетрудоспособности на срок больший, чем 15 календарных дней, осуществляется по решению врачебной комиссии.
Далее перейдем к рассмотрению правовых санкций за нарушение порядка проведения ЭВН (исключая уголовную ответственность), а также полномочий контролирующих органов принимать меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Одним из принципиальных различий между органами специального контроля за ЭВН (Росздравнадзором и ФСС РФ) являются меры, принимаемые ими в случае выявления нарушений. ФСС РФ в силу положений п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязан предъявлять к медицинским организациям иски о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. При этом Гражданским кодексом Российской Федерации (частью второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) не предусмотрена специальная норма (статья), регулирующая порядок возмещения данных расходов, в связи с чем применяются общие правила, установленные ст. 1064 ГК РФ.
Росздравнадзор и его территориальные органы обязаны принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Однако Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013) не предусматривает специальной нормы (статьи), устанавливающей административную ответственность за нарушения порядка проведения медицинских экспертиз, в том числе ЭВН.
Вместе с тем на территории Ростовской области складывается судебная практика, при которой нарушение требований Приказа Минздравсоцразвития России N 624н трактуется как неосуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учетом положений п. 3 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 87 Федерального закона N 323-ФЗ. В свою очередь, неосуществление внутреннего контроля является нарушением лицензионных требований и условий, установленных пп. "и" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Несоблюдение лицензионных требований влечет административную ответственность, предусмотренную либо ст. 19.20, либо ст. 14.1 КоАП РФ (в зависимости от условий оплаты оказанной медицинской помощи, в рамках которой проводилась ЭВН).
Своеобразная ситуация наблюдается при рассмотрении исков ФСС РФ к медицинским организациям. Основным препятствием в формировании благоприятной для ФСС РФ правоприменительной практики является требование п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, согласно которому ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. В результате формально отсутствует причинно-следственная связь между действиями медицинской организации (в виде нарушений порядка предоставления листка нетрудоспособности) и возникновением убытков у ФСС РФ. Как следствие, суды выносят решения об отказе в удовлетворении требований ФСС РФ о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Примерами подобных решений являются Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2012 по делу N ВАС-10203/12, от 01.08.2013 по делу N ВАС-9714/13.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательство, регулирующее ЭВН, находится на стадии становления и требует оптимизации. Но данная оптимизация должна быть комплексной и начинаться от нижних ступеней - приказов Минздрава России, переходя к Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и заканчивая Федеральным законом N 323-ФЗ и КоАП РФ. К сожалению, почти вековая история порядка предоставления больничных листов формирует иллюзию урегулированности данных правоотношений. При этом нехватка профессиональных специалистов в области медицинского права, в первую очередь в регионах России, является благоприятной почвой для злоупотреблений в данной сфере. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным, чтобы координацию в устранении "белых пятен" экспертизы временной нетрудоспособности взяли бы на себя профессиональные медицинские общественные организации, такие как Национальная ассоциация медицинского права.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Экспертиза временной нетрудоспособности - нормативные документы в 2019 году

При составлении сотрудником больничного листа может понадобиться проведение экспертизы нетрудоспособности. Эту процедуру проводят для подтверждения подлинности причины, по которой работник попросил у работодателя выйти на больничный. Экспертиза может быть проведена по всем страховым причинам. В этой статье вы узнаете об основных правилах и возможных нюансах выхода сотрудника на больничный.

По какой причине сотрудник имеет право пойти на больничный?

Если дело касается экспертизы временной нетрудоспособности, то затрагиваются страховые случаи, по которым сотрудник может взять больничный на определённый термин. На самом деле их относительно немного, потому ниже приведён список уважительных причин, по которым работник может оформить больничный листок.

Работающий гражданин может взять больничный в таком случае:

1) если у него есть травма, мешающая рабочей деятельности;

2) если заболевание работника – это уважительная причина выйти на больничный. Конечно же, эта возможность является не только заботой о здоровье данного сотрудника, но также и предостережением возможной локальной эпидемии в организации;

3) замена протеза либо срочное протезирование, нужное работнику, также входит в этот список. К примеру, когда старый кардиостимулятор меняется на новый, или заменяются прочие средства, поддерживающие правильную работу организма;

4) после некоторых заболеваний или для полного выздоровления может понадобиться санаторно-курортное лечение;

5) заболевание близкого родственника, у которого нет возможности проводить лечение самому, тоже может быть причиной. Если эту задачу может выполнить этот сотрудник, тогда он идёт на больничный;

6) карантин, который объявили у ребёнка в детском саду, также может стать поводом. Сюда же относится карантин у близкого родственника, который не является дееспособным;

7) если женщина-сотрудник – беременна и если у неё роды, то это также весомый аргумент оформить больничный и, возможно, последующий декрет. Особенно если есть осложнения во время беременности. Или если процедура выполняется, когда женщина – на седьмом-восьмом месяце.

Комиссия докторов

Иногда может возникнуть такая ситуация: чтобы определить срок больничного, нужно собрать консилиум медработников. Эта процедура встречается не столь часто, однако её стоит обсудить. Стоит перечислить причины, по которым этот консилиум собирается:

· если больничный лист оформляется больше чем на тридцать календарных дней;

· чтобы провести экспертизу временной нетрудоспособности в Российской Федерации - тоже нужно провести собрание врачей;

· при получении травм на рабочем месте, чтобы определить их тяжесть и назначить последующие лечебные меры;

· если выписываются препараты, выдаваемые по рецепту. Зачастую собрание происходит, если в лекарстве содержатся наркотические вещества, или речь идёт о лечении онкозаболевания.

Обычно собирается врачебная комиссия по экспертизе временной нетрудоспособности по расписанию. Но при тяжёлых случаях, когда требуется незамедлительное лечение, собирается внеплановый консилиум докторов.

Экспертиза временной нетрудоспособности

Экспертиза временной нетрудоспособности является частым случаем на практике. Её проводят, чтобы определить состояние сотрудника, и чтобы проверить правильность назначенных ему лечебных воздействий и мер. Данная экспертиза проводится только в учреждениях здравоохранения: частных и муниципальных.

Временная нетрудоспособность может быть двух видов

I. Полноценная временная нетрудоспособность. В подобной ситуации работнику нужен особый режим и лечение на определённый, часто непродолжительный термин, по истечении которого человек полностью выздоравливает.

II. Частичная временная утрата трудоспособности. Это значит, что работником может быть выполнена более облегчённая работа, или просто для его теперешнего состояния нужно уменьшить объёмы труда. В этой ситуации можно перевести сотрудника на дистанционную работу или сократить деятельность наполовину и более.

У экспертизы временной нетрудоспособности довольно много функций кроме определения состояния здоровья работника, назначения конкретного лечения и выдачи больничного листа на определённый срок. К примеру, в случае конкретных болезней отслеживается число людей, болеющих ими. Грипп считается довольно частым явлением. При отслеживании всех болеющих рассматривается возможность появления локальной эпидемии (в конкретной организации) и в определённом регионе страны. В первом случае может быть объявлен карантин, чтобы предотвратить распространение болезни.

Нормативные документы экспертизы временной нетрудоспособности в 2019 году

1. Основной нормативный документ, предусматривающий проведение экспертизы временной нетрудоспособности, - это ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

2. Для развития этого нормативного акта были приняты другие подзаконные акты. Основным из них считается «Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 624».

3. На основе вышеуказанных нормативных актов разрабатывают и утверждают должностную инструкцию врача.

Уровни экспертизы временной нетрудоспособности

Экспертизу нетрудоспособности граждан РФ регламентирует Конституция, Трудовой кодекс, а также некоторые другие положения и инструкции законодательных органов.

Есть такие уровни проведения экспертизы:

1) лечащим доктором при условии, что у медучреждения, где он работает, есть соответствующая лицензия. Если доктор частнопрактикующий, то у него должна быть лицензия на проведение медицинской деятельности и проведение экспертизы нетрудоспособности. Кроме того, должно быть свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности;

2) клинико-экспертной комиссией (КЭК) лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), в котором наблюдается гражданин;

3) КЭК органа управления здравоохранения (города, района и тому подобное), то есть органом, который контролирует конкретное ЛПУ;

4) КЭК органа управления субъекта федерации (края, области и так далее);

5) главным специалистом по экспертизе временной нетрудоспособности Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно результатам экспертизы доктор может определить необходимость выдачи листа нетрудоспособности. Зависимо от тяжести состояния и выявленной болезни (беременности, травмы и так далее) можно определить срок действия листа.

Если трудоспособность была восстановлена, то лист нетрудоспособности больше не продлевают, а закрывают, о чём обязательно делают соответствующую запись.

Как проводится экспертиза? Порядок её проведения

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в определённой последовательности.

I. Лечащий доктор детально обследует пациента, диагностирует болезнь и назначает лечение. Если в этом есть необходимость, то определяются сроки временной нетрудоспособности, выдаётся больничный листок и назначается следующий визит пациента. Доктор контролирует соблюдение лечебных инструкций, при надобности корректирует их. Жалобы пациента, результаты проведённых обследований, назначенное лечение, динамика болезни фиксируются врачом в медицинской карточке больного.

II. Если продолжительность заболевания превышает пятнадцать дней, то доктор направляет гражданина на консультацию, которая касается лечения. Также назначается продление термина нетрудоспособности в КЭК медучреждения, где пациент получает лечение. Клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения контролирует проведение лечебных и диагностических мероприятий, решает различные конфликтные ситуации, выдаёт рекомендации на перевод гражданина на другое место работы по состоянию здоровья либо по предоставлению облегчённых условий труда. Кроме того, КЭК должна регулировать претензии страховых организаций и граждан, выдавать медицинские заключения органам правопорядка.

III. При неблагоприятных прогнозах, касающихся клинического протекания заболевания и последующей трудовой деятельности, через четыре месяца со времени, когда наступила нетрудоспособность, пациента направляют на медико-социальную экспертизу. Этот этап нужен, чтобы оценить ограничения рабочих и жизненных функций гражданина.

Таков порядок установления и определения временной нетрудоспособности.
31.03.2019

Федеральный закон 255- ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 347 н от 26.04.11 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 624 н от 29.06.11 «Об утверждении порядка выдачи листка нетрудоспособности»;

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 (статья 48, статья 59);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 № 31-Н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом МЗ и СР РФ от 29.06.2011 № 624 н». Указанные изменения вступили в силу 22.04.2012.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502 н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

4.3. Порядок выдачи листков нетрудоспособности

Выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством РФ лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

Имеют право выдавать листок нетрудоспособности следующие медицинские работники:

Лечащие врачи медицинской организации;

Фельдшеры, зубные врачи медицинской организации, иные работники со средним медицинским образованием - в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.

Не имеют право выдавать листок нетрудоспособности медицинские работники следующих медицинских организаций:

Организаций скорой медицинской помощи;

Организаций переливания крови;

Приемных отделений больничных учреждений;

Бальнеологических лечебниц и грязелечебниц;

Медицинских организаций особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы);

Учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Листок нетрудоспособности можно выдавать следующим категориям граждан:

1. Застрахованным лицам, являющимся гражданами РФ, а также постоянно или временно проживающими на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства:

Работающим по трудовым договорам;

Государственным гражданским служащим, муниципальным служащим;

Лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

2. Членам производственного кооператива, принимающим личное трудовое участие в его деятельности, священнослужителям;

3. Адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских хозяйств, физическим лицам, членам семейных (родовых) общин, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд социального страхования РФ;

5. Лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору;

6. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращением полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, прекращением статуса адвоката, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их в установленном порядке безработными;

7. Гражданам, признанным безработными и состоящим на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной нетрудоспособностью;

8. Застрахованным лицам из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, утратившим трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа удостоверяющего личность.

В случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в два предыдущих календарных года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

В случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей, а в двух предыдущих календарных года был занят у других работодателей (другого работодателя), выдается один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору гражданина.

В случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам был занят у нескольких работодателей, а в два предыдущих календарных года до выдачи листка нетрудоспособности был занят как у этих, так и у других работодателей (другого работодателя), выдается либо несколько листков нетрудоспособности для предоставления по каждому месту работы, либо один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору гражданина.

Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, даты выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении в другую медицинскую организацию.

Листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организации по его желанию в день обращения либо в день закрытия листка нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выдается, как правило, гражданину медицинской организацией в день его закрытия.

Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию.

Продление и (или) закрытиелистка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.

В случае длительного лечениямедицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляетпредыдущийлисток нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Гражданам, нуждающимся в лечении в специализированной медицинской организации, листок нетрудоспособности выдается непосредственно в специализированной медицинской организации. В исключительных случаях листок нетрудоспособности выдается медицинским работником при направлении гражданина в специализированную медицинскую организацию соответствующего профиля для продолжения лечения.

В случае направления временно нетрудоспособного гражданина, на консультацию (обследование, лечение) в медицинскую организацию, находящуюся за пределами административного района, по решению врачебной комиссии, направившей его, выдается листок нетрудоспособности на число дней, необходимых для проезда к месту нахождения соответствующей медицинской организации.

При временной нетрудоспособности, наступившей в период ежегодного оплачиваемого отпуска, листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком, в том числе в период долечивания в санаторно-курортном учреждении.

При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.

При временной нетрудоспособности лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.

Гражданам, направленным по решению суда на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу и признанным нетрудоспособными, листок нетрудоспособности выдается со дня явки гражданина для проведения экспертизы.

В случае заболевания (травмы), отравления учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования в период проведения оплачиваемых работ при прохождении производственной практики, а также в случае выполнения ими работы по трудовому договору листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком.

Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализованного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листок нетрудоспособности установленного в РФ образца.

4.3.1. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях, профессиональных заболеваниях, травмах, в том числе полученных на производстве, отравлениях (некоторых других последствиях воздействия внешних причин)

При амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений с временной потерей трудоспособности лечащий врач единолично выдает гражданам листок нетрудоспособности сроком до 15 дней включительно.

При сроках временной нетрудоспособности превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Фельдшер или зубной врач единолично выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой и имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь ее период, включая нерабочие праздничные и выходные дни.

Гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности, может быть указана со следующего календарного дня.

Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником.

В исключительных случаях выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.

Гражданину, направленному в медицинскую организацию из здравпункта и признанному нетрудоспособным, листок нетрудоспособности выдается с момента обращения в здравпункт при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.

В отдельных случаях (сложные урологические, гинекологические, проктологические и другие исследования, манипуляции, процедуры) листок нетрудоспособности может быть выдан по решению врачебной комиссии на дни проведения соответствующего исследования (манипуляции, процедуры). В этих случаях в листке нетрудоспособности указываются календарные дни проведения исследований и освобождение от работы производится на дни проведения исследований (манипуляций, процедур).

При выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен врачом стационара до 10 календарных дней.

В случае, когда гражданин, нетрудоспособный на день выписки из стационара, является трудоспособным в медицинскую организацию, в которую он был направлен для продолжения лечения, врач медицинской организации заполняет в листке нетрудоспособности строку "Приступить к работе" и закрывает его.



Просмотров