Сфера распространения государственного контроля и надзора. Функции государственного метрологического контроля (надзора)

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии.

Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии.

В соответствии со ст. 13 вышеназванного Закона ГМКиН распространяется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений:

1) здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности;

2) торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

3) государственные учетные операции;

4) обеспечение обороны государства;

5) геодезические и гидрометеорологические работы;

6) банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

7) продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ ≪О поставках продукции для федеральных государственных нужд≫;

8) испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов РФ и при обязательной сертификации продукции;

9) измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления;

10) регистрация национальных и международных спортивных рекордов.

Что касается восьмого направления, то требования, касающиеся обязательных требований стандартов и обязательной сертификации, утратили актуальность.

В соответствии с ФЗ ≪О техническом регулировании≫, ≪Об энергосбережении≫ в сферу законодательной метрологии будут включены:

Обеспечение единства измерений при разработке и реализации технических регламентов;

Измерения, проводимые при добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении и потреблении энергетических ресурсов.

ФЗ ≪Об обеспечении единства измерений≫ предусмотрено три вида контроля и три вида надзора.

Виды государственного метрологического контроля

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений (СИ);

Поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении типа.

Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Ростехрегулирования в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные организации вне системы Ростехрегулирования. Испытания проводят по утвержденной программе, которая может предусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспериментальную апробацию методики поверки.

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия ФА ≪Ростехрегулирование≫ решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет ФА ≪Ростехрегулирование≫. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы (рис. 2).

Рис. 2 – Знаки в метрологии

а) - знак утверждения типа СИ;

б) - поверительное клеймо;

в) - знак системы добровольной сертификации СИ

При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормированные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверждения типа проводится по упрощенной схеме.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными Россией с другими странами, бывшим Госстандартом было принято решение о признании результатов испытаний или утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Государственный реестр и их применения в Российской Федерации.

Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях ФА ≪Ростехрегулирование≫. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Ростехрегулирования. Информация об утверждении типа и решение о его отмене оперативно публикуются в журнале ≪Измерительная техника≫. Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функций.

Поверка СИ . СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ.

Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются Ростехрегулированием. Развернутые перечни СИ, подлежащие поверке, составляют юридические и физические лица - владельцы СИ. Правильность указанных перечней контролируется органами ГМС.

Анализ (проведенный ВНИИ метрологической службы) сфер распространения ГМКиН показал, что более 50% парка СИ должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около 1,5 млрд. СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 750 – 1200 млн. единиц СИ.

Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типами приборов, используемых в сфере ГМКиН, - электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По решению Ростехрегулировання право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам. Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИ к применению или признание СИ непригодным к применению. Если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается ≪Свидетельство о поверке≫.

Поверительные клейма должны содержать следующую информацию:

а) знак федерального органа по метрологии РФ - ФА Ростехрегулирование;

б) условный шифр органа ГМС (например, функционирующая под контролем Ростест Москва МС 000 ≪Научно-производственное предприятие КИП-Контроль≫ имеет шифр ≪БНК≫);

в) две последние цифры года применения клейма;

г) индивидуальный знак поверителя (одна из букв, взятых из русского, латинского или греческого алфавита).

СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах.

Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа. Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа ГМС или аккредитованного на право поверки юридического лица. Место поверки выбирает пользователь СИ, исходя из экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых СИ и эталонов.

Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) СИ в следующих случаях:

При повреждении знака поверительного клейма, а также утрате свидетельства о поверке;

При вводе в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

При неудовлетворительной работе прибора или проведении повторной настройки после ударного воздействия на СИ.

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологического надзора.

Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту. Как известно, лицензирование - выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной законодательством РФ. Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на территориях субъектов РФ.

Основанием для выдачи юридическому или физическому лицу (лицензиату) лицензии являются положительные результаты проверки компетентным органом условий осуществления деятельности.

Так, лицензиаты, претендуемые на получение лицензии на ремонт СИ для сторонних организаций (причем на коммерческой основе), должны иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и условиям хранения СИ; необходимое технологическое оборудование СИ, ремонтную документацию, квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту, наладке СИ, аттестат аккредитации на право поверки СИ данного типа или договор на проведение поверки данных СИ с организацией, обладающей этим правом.

Лицензия выдается на срок не более пяти лет. Повторное лицензирование может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению компетентного органа.

Осуществление всех видов ГМК является, по существу, предоставлением метрологических услуг; которые оплачиваются приборовладельцем в соответствии со ст. 27 ФЗ ≪Об обеспечении единства измерений≫.

В этой статье мы рассмотрим понятие государственного и метрологического а также уделим внимание различным отдельным вопросам, относящимся к данной гос. структуре. Будут затронуты темы определения данных служб, предназначение, различные включения в понятия и др.

Введение

Метрологическая служба (МС) обладает данными о базе эталона, в соответствии с которым нанимаются подготовленные и аттестованные поверители. А также включает в себя ряд нормативных документов и помещений, которые необходимы для проведения мер по проверке СИ, что соответствует конкретной области аккредитации. Закон обеспечения и единства измерений передает право осуществлению проверки документов, продукции т. д. органам государственного метрологического контроля и надзора. Данные организации осуществляют ряд проверок, целью которых является наблюдение за соблюдением метрологических нормативных положений и стандартов, распространенных в определенной сфере деятельности.

Отвечая на вопрос о том, можно сказать, что это наука об общем разнообразии измерительных средств (ИС) и методиках. Ее главной задачей является обеспечение единства данных методов и единиц измерений, а также метрология старается достичь максимальной точности в своих исследованиях.

Предназначение

Конкретными областями анализа, наблюдения и проверки, являются:

  • сфера здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды;
  • осуществление трудовой безопасности;
  • общая масса рыночных операций и взаимных расчетов между торгующим и покупающим субъектом;
  • игровые автоматы;
  • гос. учет операций;
  • обеспечение гос. обороны;
  • детальное слежение за проведением геодезических и гидрометеорологических работ;
  • все операции, связанные с банковским, налоговым, таможенным и почтовым делом;
  • процесс производства продукции, что поставляют в соответствие договорам и контрактам на гос. уровне;
  • проверка и контроль качественных параметров изготавливаемой продукции по соответствию с государственными стандартами РФ;
  • проведение сертификации по отношению к изготавливаемой продукции и предоставляемым услугам;
  • измерение чего-либо, по обращению органов суда, включая арбитражный, а также прокуратуры и органов управления РФ;
  • регистрирование всех международных спортивных достояний, а именно рекордов.

Государственный метрологический контроль и надзор в РФ разделяет весь спектр производимых, разрабатываемых, а также импортирующихся средств на 2 типа:

  • Созданные с целью применения в областях, где распространен гос. метро. контроль и надзор. Весь набор средств становится применимым лишь после проведения ряда экспериментов и расчетов, позволяющих понять их правильность и непогрешимость результатов.
  • Не созданных для применения в вышеупомянутых областях.

Группы средств

Государственный метрологический контроль и надзор, юридические лица осуществляют путем:

  • Калибровки общего количества измерительных средств.
  • Надзора за качеством и способами применения измерительных средств, эталонов единичных величин, а также за соблюдением всего спектра метрологических нормативных указаний, соответствующих определенной документации.
  • Выдачи особых предписывающих бумаг, нацеленных на устранение и/или предотвращение возможных отступлений от определенных стандартов.
  • Исследования и анализа современного представления об измерительных средствах, нацеленных на их испытание и утверждение.

В метрологической экспертизе системы испытаний и утверждения измерительных средств присутствуют следующие пункты:

  • Проверка средства измерения, проведенная для утверждения.
  • Проведение согласования и принятия, относительно решения, что собираются утвердить.
  • Гос. регистрация, а также присвоение сертификата, подтверждающего утверждение средства.
  • Проверка измерительного средства в условиях соответственного типа.
  • Признание постановления об утверждении методологического приема или результатов испытаний, которым занимается особая компетентная организация за рубежом.
  • Проведение информационного обслуживания для потребителей конкретной техники измерительного типа.

Мы уже ознакомились с общим видом ответа на вопрос о том, что такое метрология, однако важно понимать, что это многосоставная наука. С ней связано множество тонкостей ее определения в областях деятельности. Важно понимать, что испытующие программы, применимые к измерительным средствам могут предусматривать лишь наличие конкретной метрологической характеристики, для определенного образца измерений и экспериментальной апробации методологии приемов, применимых к самому образцу. По показателям равносильности объема работы, подобные исследования приравниваются к метрологической аттестации.

Соответствие набору положений международного соглашения России, передает право анализа импортируемой продукции в государство и из него, органам государственного и метрологического контроля и надзора РФ. Право работы таким структурам предоставляется и для работы за рубежом, что является обязательным условием для приписки товара (особенно закупаемого) к списку дозволенного и проверенного, а также применимого на территории России.

Включения

Гос. метроконтроль включает в себя явление:

  • Утверждения типологии измерительных средств.
  • Испытание измерительных средств, что справедливо и к эталонам.
  • Проведение лицензирования деятельности субъектов физического и юридического типа, изготавливающих и ремонтирующих данные средства.

Утверждение методологических приемов и измерений осуществляется в соответствии с утверждениями Госстандарта РФ, подписанного и приведенного в силу 8 февраля 1994 года и пронумерованного как № 6. Положения закона о порядке проведения ряда испытаний и экспериментов и утверждение типологии измерительных средств удостоверяться может только особым сертификатом. Срок, в течение которого он действует, устанавливается в ходе выдачи. Госстандарт занимается внесением конкретного способа измерений в гос. реестр.

Научный гос. метролог. центр Госстандарта РФ занимается также испытаниями средств измерений, применимых с целью фактического утверждения методологического приема. Проводиться также аккредитование самих центров исследований.

Установки системы испытаний

Метрологический контроль - это осуществление технического анализа документации, а также оценивание технических решений, применимых в области конкретного обеспечения исследований.

Периодические контроли, осуществляемые с целью испытания изделий на их соответствие утвержденным типам, проводятся, если:

  • Имеется информация, поступившая от потребителей, об уменьшении параметров качества выпускаемого или импортируемого измерительного средства.
  • Вносятся в конструкцию и/или технологию изготовления ИС определенные изменения, что могут влиять на их нормированное состояние метрологической характеристики.
  • Истек срок, в течение которого сертификат обладает действительной силой.
  • Госстандарт РФ принимает решение о постановке и утверждении измерительного средства.
  • Выдается лицензия на права по изготовлению ИС, предприятию, не входящему ранее в группу изготовителей образов для конкретных измерений, в соответствие с результатами утвержденных испытаний их типа.

Сферы государственного метрологического контроля и надзора, как ясно из пункта о «предназначении», являются крайне разнообразными, а потому и проверка ИС представляет собой крайне многогранный процесс.

Юрисдикция

Проверка ИС лежит в пределах юрисдикции служб, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью в метрологической сфере деятельности человека. Любая продукция, входящая в состав подобных областей, должна в обязательном порядке подвергаться испытанию на соответствие всем стандартам, прежде чем она вступит в импорт, ввоз и эксплуатацию. Допущение к продажам и выдаче напрокат может быть осуществимо лишь после признания и проверки ИС. Важно помнить, что данному анализу и испытаниям долежит абсолютно все экземпляры измерительных систем. Утверждение групп средств, которые обязаны подвергаться проверка, совершается Госстандартом РФ. По его решению, ревизия может проводиться особыми аккредитованными юридическими лицами, входящими в состав структуры метролог. служб. Разбор всех свойств ИС лежит на плечах выше упомянутых специалистов, однако контроль их деятельности осуществляет ряд органов гос. метролог. служб, предназначенных для конкретных мест и в соответствии с их расположением.

Метрологический контроль - это средство, не только позволяющее производить измерение и проверку производства изготовляемой продукции, но также он отвечает за ее ремонт, прокат, торговлю и своевременное предоставление к проведению самой проверки. Положительный результат ревизии должен быть удостоверен особым клеймом, обладающим статусом поверительного. Также может быть использовано в качестве признание создание свидетельства о проверке.

Проведение лицензирования

Процесс лицензирования действий каждого юридического и/или физического лица по созданию и реконструкции измерительных средств производится только после того, как уполномоченные органы, в соответствии со стандартами законодательной метрологии, осуществят ревизию на наличие необходимого перечня условий, который требуется для конкретной деятельности. Также особое внимание уделяется проверке соблюдения лицами, что осуществляют данную деятельность, всего ряда метрологических постановлений о правилах и нормах. Если присутствует нарушение, то лицензия подвергается аннулированию.

Лицензия может быть выдана на промежуток времени, не превышающий 5 лет. Органом, которым она была выдана, должна проводиться периодическая проверка. Ее предназначение заключается в контроле соблюдения различных требований, в соответствии с которым лицензируемая деятельность должна осуществляться.

Понятие метрологической экспертизы включает в себя ряд различных договоренностей. Одной из них является соглашение «О взаимном признании результатов гос. испытаний и утверждение типа метролог. аттестации, проверке и калибровке средств измерений, а также о результатах аккредитации лабораторий, занятых осуществлением испытаний, проверкой и/или калибровкой ИС». В ходе развития понятия о метрологии в данное соглашение был включен документ о порядке взаимного признания лабораторной аккредитации, зданий и помещений, осуществляющих конкретные испытания, а также осмотр и/или калибровку ИС.

Предназначение надзора

Итак, мы уже ознакомились с ответом на вопрос о том, кто проводит государственный метрологический надзор и контроль. Рассматривая пункт о его предназначении, можно сказать, что его главные задачи - это:

  1. Слежение за выпуском, состоянием, эксплуатацией измерительных средств, что были аттестованы в соответствии с особыми, утвержденными измерительными методиками, а также подходят под стандарты эталона различных величин. Не обходят стороной и пункт о соблюдении метролог. правил и нормативных постановлений;
  2. Слежение за количественной величиной товара, что отчуждается в ходе совершения торговой операции;
  3. Слежение за количеством финансового ряда товаров, что упаковывается и расфасовывается для продажи.

Метрологический контроль средств измерений и надзор, осуществляют осмотр объединений, предприятий, организаций и различных учреждений, вне зависимости от их уровня подчиненности и формы проведения собственных проверок. Однако, это справедливо только по отношению к средствам измерений, что входят в сферу, на которую распространяется деятельность метрологических структур надзора и испытаний. При введении особых нормативных актах, их деятельность может быть распространенной и в других областях деятельности человека.

Деятельность государственных метрологических центров регламентируется Государственным надзором и прописана в своде правил ПР50.2.002-94 ГСИ.

Задача проверки

Мы уже рассмотрели предназначение метролог. надзора и контроля. Давайте теперь более детально ознакомимся с главными задачами, среди которых выделяют:

  • Определение степени соответствий между выпускаемым измерительным средством и типом, по которому оно должно утверждаться.
  • Определение функциональности, состояния и верности эксплуатации ИС, что справедливо и по отношению к эталонам, применяемым в ходе проверки самого средства.
  • Важно определять наличие и способы применения методик, в соответствии с которыми осуществляется аттестация измерений.
  • Осуществление контроля, по отношению к соблюдению метрологического свода норм и правил. Данный пункт, в обязательном порядке, подчиняется установкам, прописанным в Законе РФ «об обеспечении единства измерений».

Объектом гос. метролог. надзора и контроля служит перечень всех совершенных операций в области торговой сферы деятельности, в ходе которых товар переходит из собственности одного юридического или физического субъекта в собственность другого. Количественная величина товара определяется при проведении анализа результатов измерений.

Нарушением метролог. правил и норм в ходе определения количественной величины отчуждаемого товара считается:

  • Подвергание отчуждению меньшего количества товаров, не соответствующего информации, содержащейся в заявлении о продажи.
  • Подвергание отчуждению количества продукции, не соответствующего оплаченной цене.
  • Эксплуатация измерительных средств, не подходящих под тип, а также не испытанных и обладающих нарушенным клеймом. Сюда же входят средства, дающие неверные результаты показаний.

Важно будет знать о том, что при создании продукции, метрологические требования распространяются также и на упаковки, в которые она помещается. Они делятся на 2 типа: требование к индивидуальности упаковки и требование к товару, внутри упаковки. Все требования, относящиеся к первому типу, сводятся к положению о том, что при вложении товара, недовложение, не должно превысить допускаемый предел, утвержденный в нормативном документе о данной продукции. В случае отсутствий подобных норм следует руководствоваться рядом требований, что включен в международную документацию МР № 87 МОЗМ о величине нетто в упаковке.

В настоящее время множество подобных служб располагается на конкретных территориях России, что соответствует и другим странам. Например, существует метрологическая служба Москвы, отвечающая за установку, осмотр и смену счетчиков воды. Она расположена по адресу ул. Академика Королева, д. 13. Несмотря на то что требования к точности и соответствию показаний и результатов измерений по всей стране являются общими, тем не менее, в соответствии с регионами, метрологический контроль осуществляется разными службами, действующими в конкретном месте.

Подводя итоги

Виды метрологического государственного контроля, перечисленные в пунктах выше, включены в законодательство и им охраняются. Несоблюдение стандартов может привести к аннулированию лицензии, а эксплуатация в незаконных целях карается и расценивается как преступление.

Существует большое количество знаков в метрологии, которые соответствуют определенным сертификатам. Они показывают нам принадлежность измерительного средства к группе утвержденных и проверенных. Знаки могут делиться на: национальные, международные, отраслевые и специализированные, для определенной промышленности.

Статья 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора

Функции по государственному метрологическому контролю и надзору осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 294).

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России.

2. Государственный метрологический контроль включает:

утверждение типа средств измерений;

поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Консультант Плюс: примечание.

Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ).

лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

3. Государственный метрологический надзор осуществляется:

за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:

здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственные учетные операции;

обеспечение обороны государства;

геодезические и гидрометеорологические работы;

банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

обязательную сертификацию продукции и услуг;

измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.



Статья 14. Утверждение типа средств измерений

1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.

2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.

3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке.

4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.

5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие о надзоре и контроле

Метрологический контроль и надзор -- деятельность, осуществляемая органами государственного контроля и надзора (ГМС) или аккредитованной метрологической службой (МС) юридического лица с целью проверки соблюдения пользователями СИ Закона «Об обеспечении единства измерений», требований государственных стандартов и других нормативных документов в области метрологии .

Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний с целью устранения нарушений метрологических правил и норм;

Проверку своевременности представления СИ на испытание в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.

В соответствии с Законом (ст. 13) государственному контролю и надзору подвергаются СИ, методики выполнения измерений, количество товаров, фасованных в упаковки любого вида, и другие объекты в следующих сферах деятельности:

Здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности;

Торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

Государственные учетные операции;

Обеспечение обороны государства;

Геодезические и гидрометеорологические работы;

Банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

Продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Законом РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»;

Испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов РФ и при обязательной сертификации продукции;

Измерения, проводимые по поручению органов прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления;

Регистрация национальных и международных спортивных рекордов.

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст. 13 указанного выше Закона;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

За количеством фасованных товаров в упаковке любого вида при их расфасовке и продаже.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России -- главные государственные инспекторы и государственные территориальные инспекторы по обеспечению единства измерений.

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом Государственной метрологической службы (государственный контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют метрологический контроль и надзор путем:

Калибровки средств измерений (СИ);

Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными методиками

Выполнения измерений, испытаний и контроля (МВИ), эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в статье 13 Закона «Об обеспечении единства измерений» .

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений;

Поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определённым статьёй 13 Закона «Об обеспечении единства измерений»;

за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

Этот вид надзора проводится в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров;

за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.

Основными задачами первого вида надзора является определение соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности применения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с действующими нормативными документами.

Результаты каждой проверки оформляются соответствующим актом, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу Государственной метрологической службы и заинтересованным организациям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки утверждает план организационно-технических мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Проверки проводят главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно:

посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;

поверять средства измерения - их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;

проверять применение аттестованных МВИ, состояние эталонов, используемых для поверки СИ;

проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена дата очередной поверки;

при необходимости изымать СИ из эксплуатации;

представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство РФ и нормативные документы Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ .

2. Государственные испытания средств измерений

В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт Государственной метрологической службы (ГМС), заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;

Принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;

Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соответствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ранее утвержденному типу;

Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;

Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализированные организации, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения.

Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по утвержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:

Рассмотрение технической документации;

Экспериментальное исследование СИ;

Оформление результатов испытаний.

В ходе испытаний необходимо проверить соответствие документации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сертификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, который ведет Госстандарт. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей. Контроль осуществляется путем испытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.

Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

При наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых СИ;

При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;

При истечении срока действия сертификата об утверждении типа.

По результатам испытаний составляют акт, который направляют во ВНИИМС.

3. Поверка средств измерений

Поверка средств измерений является важнейшей формой государственного регулирования обеспечения единства измерений. Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года предполагает значительное повышение эффективности поверочной деятельности. Так, в области весоизмерительной техники (важнейшей социально-значимой группы средств измерений) поверкой охвачено не более 27% из 50 млн. единиц, подлежащих поверке. Как показывают результаты целевых проверок, выполняемых Ростехрегулированием, аналогичная, а часто и еще более худшая ситуация с поверкой наблюдается в таких социально-значимых сферах, как здравоохранение, экология, связь, транспорт (авиация). Чрезвычайно важным является развитие поверочной деятельности в целях экономии -- нефти, нефтепродуктов, газа, леса, электроэнергии и других энергоресурсов.

В России поверочная деятельность в отношении попадающих под Государственный Метрологический Надзор средств измерения регламентирована Законом Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и многими другими подзаконными актами. Этими документами поверка определяется как «совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям» и далее «Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» .

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы. метрологический контроль надзор измерение

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.

Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (стран СНГ) установлены следующие виды поверки:

Первичная поверка -- поверка, выполняемая до ввода в эксплуатацию средства измерений или после ремонта, а также при ввозе средства измерений из-за границы, при продаже.

Периодическая поверка -- поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации или на хранении, выполняемая через установленные межповерочные интервалы времени .

Внеочередная поверка -- Поверка средства измерений, проводимая до наступления срока его очередной периодической поверки.

Инспекционная поверка -- поверка, проводимая органом государственной метрологической службы при проведении государственного надзора за состоянием и применением средств измерений.

Экспертная поверка -- проводится при возникновении разногласий по вопросам, относящимся к метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

Поверка средств измерений-- совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям .

Поверка средств измерений(СИ), применяемых в сферах распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений, является важнейшей формой государственного регулирования.

4. Калибровка средств измерений

Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений. Определение аналогично поверке, от которой калибровку отличает то, что она распространяется на средства измерений, которые не подлежат государственному метрологическому контролю и надзору, т.е. поверке. Калибровка объединяет функции, выполнявшиеся ранее при метрологической аттестации и ведомственной поверке средств измерений.

Если поверка является обязательной операцией, контролируемой органами Государственной метрологической службы, то калибровка - это добровольная функция, выполняемая либо метрологической службой предприятия, либо по его заявке любой другой организацией, способной выполнить работу.

Калибровка средств измерений (англ. calibration) - совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений, и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона, с целью определения действительных метрологических характеристик этого средства измерений.

Калибровке могут подвергаться средства измерений, не подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору.

Результаты калибровки позволяют определить действительные значения измеряемой величины, показываемые средством измерений, или поправки к его показаниям, или оценить погрешность этих средств. При калибровке могут быть определены и другие метрологические характеристики.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах. Сертификат о калибровке представляет собой документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

5. Метрологическая экспертиза

Метрологическая экспертиза технической документации - это анализ и оценка технических решений в части метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию) .

Метрологическая экспертиза - часть комплекса работ по метрологическому обеспечению и может являться частью технической экспертизы конструкторской, технологической и проектной документации.

Общая цель метрологической экспертизы - обеспечение эффективности метрологического обеспечения, выполнение общих и конкретных требований к метрологическому обеспечению наиболее рациональными методами и средствами .

Конкретные цели метрологической экспертизы определяются назначением и содержанием экспертируемой технической документации. Например, конкретной целью метрологической экспертизы чертежей простейших деталей может быть обеспечение достоверности измерительного контроля с оптимальными значениями вероятностей брака контроля 1-го и 2-го рода.

В ранее действовавшем нормативном документе МИ 1325 - 86 "Методические указания. ГСИ. Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации. Основные положения и задачи" определение было несколько иным: метрологическая экспертиза - анализ и оценка технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности измерений и обеспечению методами и средствами измерений процессов разработки, изготовления, испытания и применения продукции.

Сопоставление определений показывает, что в новом НД упор сделан на метрологическое обеспечение, что не совсем корректно. Хотя результаты метрологической экспертизы могут быть использованы для организации метрологического обеспечения, экспертиза и метрологическое обеспечение - два разных вида работ. Метрологическое обеспечение - значительно более широкое понятие, по необходимости включающее в себя метрологическую экспертизу множества объектов (изделий, технологических процессов, процессов измерительного контроля, поверки средств измерений и др.).

Фактическая цель формальной метрологической экспертизы - анализ контролепригодности параметров исследуемого объекта, а при функциональной метрологической экспертизе дополнительно к этому - оптимизация точностных требований к параметрам исследуемого объекта.

Частично это подтверждается следующим положением действующего НД: «При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются рекомендации по конкретным вопросам метрологического обеспечения».

МИ 2267 разрешает не проводить метрологическую экспертизу, если в процессе разработки технической документации осуществлялась метрологическая проработка силами привлекаемых специалистов метрологической службы. Определение метрологической проработки в этом документе отсутствует, но из контекста следует, что под ней понимают проведение метрологической экспертизы и устранение ошибок в ходе проектирования объекта.

В соответствии с МИ 2267 метрологическая экспертиза включает метрологический контроль технической документации.

Метрологический контроль - это проверка технической документации на соответствие конкретным метрологическим требованиям, регламентированным в стандартах и других нормативных документах. Например, проверка на соответствие требованиям ГОСТ 8.417 наименований и обозначений, указанных в технической документации единиц физических величин или проверка на соответствие ГОСТ 16263, РМГ 29-99 использованных метрологических терминов. Из примеров ясно, что под метрологическим контролем здесь подразумевают нормоконтроль документов на предмет соответствия их требованиям ГСИ. Это же подтверждает следующее положение: «Метрологический контроль может осуществляться в рамках нормоконтроля силами специально подготовленных в области метрологии нормоконтролеров. Решения экспертов при метрологическом контроле имеют обязательный характер» .

Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации - это анализ и оценка технических решений, по выбору параметров подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и СИ процессов разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и ремонта изделия. Она является частью комплекса работ по метрологическому испытанию производства . Метрологическая экспертиза успешно решает свои задачи при условии ее проведения на самых ранних стадиях разработки документа, начиная с заявок и технического задания на создание продукции. Такой подход определяет максимальный экономический эффект от экспертизы. Ее проведение на последующих стадиях разработки ведет к материальным потерям не только за счет снижения объема и точности информации, но и за счет потери материальных средств и времени, необходимых для устранения обнаруженных недостатков в области метрологического обеспечения. Проведение экспертизы должно быть направлено на:

1. внедрение в производство наиболее современных и прогрессивных методов и средств контроля, обеспеченных технически обоснованную точность, снижение трудоемкости и себестоимости контрольных операций.

2. соответствия применяемых во всех подразделениях предприятия средств и методов измерения, требование оптимальных режимов технологического процесса и контроля качества продукции.

С учетом специфики конкретных отраслей, предприятиям следует установить стадии разработки документации, на которых будет проводиться экспертиза: технического задания, технического предложения, эскизного или технического проекта, разработки рабочей документации. Проводить метрологическую экспертизу на всех стадиях не целесообразно, в каждом случае находится оптимальный вариант. Метрологическую экспертизу могут проводить специалисты производственно тематических подразделений и метрологической службы. Первые подвергают экспертизе исходные производственно тематические решения (объем и номенклатуру измерения параметров, диапазон измерения параметров и измерений, назначение допусков, влияющих условий и т.д.) отражаемых в технической документации. Вторые - методологию измерения параметров и выбор СИ. Нередко проводить экспертизу по этим двум направлениям может один специалист, но это снижает ее эффект, т.к. отсутствует должный анализ из-за односторонней квалификации специалиста. Эксперты и экспертные комиссии могут утверждаться приказами или распоряжениями по предприятию или подразделению на определенный период. При наличии стандартов, регламентирующих требований на продукцию.

Метрологическую экспертизу можно заменить метрологическим контролем, результаты которого определяют дальнейшие направления работ по анализу и оценке уровня метрологического обеспечения. На практике предприятия используют различные формы метрологического контроля. Одна из них - метрологический контроль технической документации осуществляемая конструкторами или технологами. Обычно нормам контроля подвергают только чертежи и схемы. Часто его проводят с контролем требований стандартов, унификации и технологичности. На многих предприятиях важная роль отводится согласованию документации с метрологической службой. Согласованию подлежат те документы, в которых прямо или косвенно отражены требования к выполнению измерений. Это заявки на разработку изделия, на приобретение СИ, технического задания и технического условия, эскизные и технические проекты, программы и методики испытаний, методики выполнения измерений, комплекты документов на создание не стандартных СИ.

Метрологическую экспертизу следует проводить в два этапа:

I этап - проверка оригиналов документации перед передачей их на размножение. Эти материалы, подписанные разработчиком и проверяющим, предъявляются на экспертизу. Чертежи изделия или специальные технологические оснастки должны быть подписаны и технологом.

II этап - проверка документации в подлинниках. При наличии подписей всех лиц ответственных за содержание и исполнения документа, кроме подписи норм контролера. Конструктивная и технологическая документация подается на экспертизу комплектно. Внесение изменений в конструкторскую и технологическую документацию по результатам метрологической экспертизы производится в установленном порядке.

6 . Организация работ по метрологической аттестации.

Метрологическую аттестацию средств измерений осуществляют:

государственная метрологическая служба;

ведомственные метрологические службы (головные и базовые организации метрологической службы министерств и ведомств, метрологические службы предприятий и организаций, в том числе кооперативных), а также головные организации по государственным испытаниям средств измерений министерств (ведомств) в соответствии с положениями об этих службах.

Метрологической аттестации в государственной метрологической службе должны подвергаться средства измерений, подлежащие обязательной государственной поверке в соответствии с ГОСТ 8.513.

Средства измерений, не относящиеся к указанным в п. 2.2, подлежат метрологической аттестации ведомственными метрологическими службами.

При отсутствии в метрологической службе предприятия (организации) образцовых средств измерений и (или) необходимых условий, метрологическую аттестацию средств измерений могут проводить головные (базовые) организации ведомственных метрологических служб, метрологические службы других ведомств (предприятий) или государственная метрологическая служба.

Метрологическую аттестацию средств измерений, не указанных в п. 2.2, разработанных по договорам со сторонними предприятиями (организациями), должны проводить метрологические службы предприятий-разработчиков (изготовителей) с участием представителей метрологической службы заказчика, если это оговорено в техническом задании (или договоре).

Допускается совмещение метрологической аттестации средств измерений с ведомственными (межведомственными) приемочными и приемосдаточными испытаниями.

Метрологическую аттестацию средств измерений, входящих в состав испытательного оборудования и измерительных каналов систем (комплексов), допускается совмещать с аттестацией испытательного оборудования и метрологической аттестацией измерительных каналов. В этом случае программа и методика метрологической аттестации (ПМА) средств измерений могут входить составной частью в программу аттестации испытательного оборудования и программу метрологической аттестации измерительных каналов.

В случаях, предусмотренных в пп. 2.5 и 2.6, в проведении метрологической аттестации средств измерений должны участвовать представители метрологических служб.

Метрологическую аттестацию первого образца вновь разработанной поверочной установки, являющейся исходной для ведомственных метрологических служб, проводит главный центр (центр) эталонов в соответствии с его специализацией. Метрологическую аттестацию следующих образцов поверочной установки того же типа допускается выполнять государственной или, если поверочные установки не являются исходными, ведомственными метрологическими службами.

Средства измерений отечественного производства представляют на метрологическую аттестацию вместе с технической документацией, в комплект которой должны входить: техническое задание на разработку или заменяющий его документ, содержащий требования к средству измерений и технические условия (если предусмотрена их разработка); эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601 (в объеме, предусмотренном техническим заданием);

проект ПМА;

проект документа на методику поверки (при отсутствии раздела «Поверка» в эксплуатационной документации) в соответствии с РД 50-660-88 или НТД на методику поверки, по которому допускается поверять аттестуемое средство измерений;

протоколы предварительных испытаний, проведенных разработчиком, если эти испытания были предусмотрены техническим заданием.

Для проведения метрологической аттестации измерительных каналов, входящих в системы автоматического управления и другие системы (комплексы), дополнительно представляют:

Техническую документацию на систему (комплекс);

Перечень измерительных каналов, подлежащих метрологической аттестации, свидетельство о метрологической аттестации или документы, подтверждающие поверку средств измерений, являющихся составными элементами измерительного канала.

Если в технической документации на систему (комплекс) отсутствуют требования к метрологическим характеристикам, в том числе к метрологическим характеристикам измерительных каналов в целом, то эти требования должны быть сформулированы до начала работ по метрологической аттестации разработчиком (изготовителем) систем (комплексов) или метрологической службой заказчика (потребителя).

В необходимых случаях по согласованию с организацией, проводящей метрологическую аттестацию, организация-разработчик представляет образцовые средства измерений и другое оборудование, необходимое для экспериментального исследования и нормального функционирования аттестуемых средств измерений.

ПМА разрабатывают и оформляют в соответствии с приложением 2.

При наличии ТПМА, распространяющейся на аналогичные группы средств измерений, по согласованию с организацией, проводящей метрологическую аттестацию, допускается ПМА не разрабатывать. При необходимости к ТПМА могут быть разработаны дополнения, утверждаемые организацией, проводящей метрологическую аттестацию.

Порядок проведения метрологической аттестации (комиссия, структурные подразделения и др.) устанавливают при заключения договора.

Метрологическую аттестацию проводят по ПМА, утвержденной организацией, проводящей метрологическую аттестацию, и согласованной с метрологической службой заказчика (потребителя), если последнее предусмотрено техническим заданием или договором.

Средства измерений, применяемые при метрологической аттестации, должны иметь действующие свидетельства о метрологической аттестации или клейма, подтверждающие их поверку.

Результаты исследований, выполняемых при определении каждой метрологической характеристики, заносят в протокол, подписываемый исполнителем, по форме, приведённой в приложении 3. В качестве протокола допускается использование распечаток, получаемых машинным способом, которые должны быть подписаны теми же лицами.

Замечания, отмеченные в процессе рассмотрения технической документация, должны быть отражены в протоколе метрологической аттестации, подписанном исполнителем, в соответствии с которым должна быть откорректирована техническая документация.

При метрологической аттестации средств измерений, изготовленных (приобретенных по импорту) отдельной партией, а также периодически изготавливаемых мелкими партиями, исследованиям по полной программе допускается подвергать часть образцов (по согласованию с заказчиком), отобранных методом случайного отбора. Остальные экземпляры по согласованию с заказчиком могут быть аттестованы по сокращенной (уточненной) программе, объем которой должен быть установлен при метрологической аттестации первых образцов (не менее объема, предусмотренного методикой поверки).

В случае отрицательного результата метрологической аттестация одного из средств измерений, вся партия должна быть исследована по полной программе метрологической аттестации.

При положительных результатах метрологической аттестации средств измерений оформляют свидетельство по форме, приведенной в приложении

Допускается результаты метрологической аттестации, проведенной по сокращенной программе, отражать в эксплуатационной документации на средства измерений. При этом указывают номер свидетельства о метрологической аттестации первого образца средств измерений, исследованного по полной программе, и организацию, проводившую метрологическую аттестацию.

Свидетельства о метрологической аттестации подлежат учету и сохраняются до изъятия средств измерения из обращения.

Копии свидетельств о метрологической аттестации средств измерений, приобретенных по импорту, направляют во ВНИИМС.

Результаты метрологической аттестации средств измерений, проведенной в процессе ведомственных (межведомственных) приемочных и приемосдаточных испытаний, а также в процессе аттестации испытательного оборудования, отражают в акте (протоколе) испытаний (аттестации), на основании которых оформляют свидетельство о метрологической аттестации средств измерений.

При отрицательных результатах метрологической аттестации оформляют протокол с указанием полученных результатов я (или) извещение о непригодности средства измерений к применению с соответствующим обоснованием.

Система сертификации средств измерений создана в России согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Эта сертификация добровольная, она подтверждает, что измерительные средства, которые представлены заявителями, соответствуют метрологическим нормам и правилам. Когда данная Система организовывалась, учитывались и принимались во внимание нормативные документы таких международных организаций, как ISO, а также МЭК, ИЛАК, системы сертификатов МОЗМ и Системы сертификации ГОСТ.

В Систему сертификации входит, прежде всего, центральный орган системы - Управление метрологии Госстандарта РФ, а также Координационный Совет, Аппеляционный комитет, и кроме того - научно-методический центр - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы или ВНИИМС. В Систему также входят испытательные центры или лаборатории средств измерения и органы по сертификации.

Каковы же функции Системы? В основном, Центральный орган Системы организует и координирует, а затем и осуществляет методическое руководство работами по сертификации. Это может быть установление главных правил и принципов сертификации, определение номенклатуры средств измерений, которые подлежат сертификации. В его функции входит аккредитация испытательных лабораторий или центров и органов по сертификации, выполнение при его отсутствии функций органа по сертификации.

Также Центр организует инспекционный контроль над деятельностью органов, аккредитованных для сертификации и испытательных центров или лабораторий. Центральный орган системы также взаимодействует с международными организациями, которые занимаются вопросами сертификации. В его компетенцию входит признание документов по аккредитации органов по сертификации, испытательных центров или лабораторий других стран, зарубежных знаков соответствия и сертификатов и результатов испытаний средств измерений.

Центральный орган имеет научно-методический центр Системы, в его функции входит разработка правил, структуры и принципов Системы, а также организация работ испытательных лабораторий или центров и аккредитации органов по сертификации. Центр также организовывает работы по аккредитации органов по сертификации, а также лабораторий или центров, которые проводят испытания.

Он регистрирует сертифицированные средства измерений, органы по сертификации, нормативные документы и испытательные центры или лаборатории. В Центре ведется Реестр Системы и формируется банк данных и информационное обеспечение Системы.

Центральный орган имеет в своем составе Апелляционный комитет, а также Координационный Совет. В Апелляционном комитете рассматриваются случаи несогласия с результатами сертификации средств измерения, а также аккредитации испытательных центров и органов, инспекционного контроля или испытаний.

На добровольной основе в состав Координационного Совета могут входить представители научно-технических обществ, промышленности, органов по сертификации, обществ потребителей, испытательных центров или лабораторий, территориальных органов Госстандарта РФ, метрологических НИИ и НПО, а также других организаций, заинтересованных в сертификации средств связи.

Центральный орган Системы устанавливает положения, в которых оговорены функции, обязанности и права органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий) .

7. Сертификация средств измерений

В системе сертификации средств измерений предусматривается добровольная сертификация средств измерений, которая призвана выяснить соответствие данных средств связи метрологическим правилам и нормам по любым видам измерений. Система сертификации средств измерений также предусматривает разработку, а также ведение и актуализацию нормативных документов, которые устанавливают метрологические нормы и правила на средства измерений.

Система сертификации проводит разработку, ведение и актуализацию типовых программ испытаний, предназначенных для сертификации средств измерений, а также апробирование и следом утверждение в процессе сертификации различных методик калибровки средств измерений, и подготовку предложений, касающихся межкалибровочных интервалов. В ведение Системы сертификации входит аттестация методик выполнения измерений при помощи сертифицированных средств измерений, а также создание разветвленной сети, которая состоит из аккредитованных по видам измерений органов по сертификации средств измерений и испытательных центров (лабораторий) различных групп средств измерений.

Система сертификации осуществляет сотрудничество с метрологическими службами разных стран, которые взаимно признают аккредитацию органов, центров или лабораторий, а также знаков и сертификатов соответствия и результатов сертификации средств измерений.

Система ставит перед собой основные цели, которые заключаются в том, чтобы обеспечить единство измерений, содействовать экспорту и повышать конкурентоспособность средств измерений. В Систему могут вступать юридические лица, и принимать активное участие в ее работе. Свободный доступ в Систему предусмотрен для изготовителей, органов по сертификации, общественным организациям, лабораториям и центрам, которые проводят исследования в данной сфере, а также всем иным предприятиям, организациям и лицам, которые заинтересованы в информации о деятельности Системы, о ее правилах, результатах аккредитации, сертификации средств связи и прочем. В Системе информация остается конфиденциальной, которая составляет коммерческую тайну.

В сертификации средств измерений применяется третья, четвертая или пятая схема, указанная на данном сайте. Если конкретные средства измерения имеют специфические особенности, для них могут использоваться иные схемы сертификации, нужно только согласовать данный вопрос с Центральным органом системы.

На основе лицензионного соглашения с Центром, он или орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия. Также устанавливается и срок действия данного сертификата. Центральный орган ведет инспекционный контроль за работой органов по сертификации, которые аккредитованы в Системе.

Система сертификации средств связи введена в соответствии с рекомендациями по порядку проведения работ, Реестру Системы (МИ 2277-93 -МИ 2279-93), аккредитации органов по сертификации.

Сертификация проводится в следующем порядке. Заявитель предоставляет в Центральный орган Системы заявку на проведение сертификации. Заявка рассматривается и принимается решение, которое направляется заявителю. Затем проводятся испытания, осуществляется проведение испытаний, а также сертификация системы качества или производства, если это предусмотрено схемой сертификации. Потом происходит анализ полученных результатов, решается, стоит ли выдавать сертификат соответствия. В случае положительного решения материалы регистрируются и сертификат соответствия выдается, и далее заявитель информируется о результатах сертификации.

Для того чтобы торговые и экономические связи между государствами СНГ развивались успешно, нужно взаимное признание аккредитации калибровочных и проверочных лабораторий. Странами содружества было подписано «Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений». В дальнейшем принят дополняющий соглашение документ, который называется «Порядок взаимного признания аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений». Взаимное признание может осуществиться, если соблюдаются следующие требования: объект признания отвечает общим требованиям, положениям ИСО и МЭК, а также всем требованиям, которые предъявляют международные, межгосударственные и региональные нормативы; лаборатории должны быть аккредитованы органами, которые уполномочены это сделать, при этом процедура аккредитации должна соответствовать национальному законодательству страны, на которой находится лаборатория.

Для того, чтобы получить признание, аккредитованная лаборатория должна обратиться через национальный орган по метрологии в национальный орган той страны, в которой нужно получить признание. Для этой процедуры необходимы копии аттестатов или свидетельств об аккредитации, заверенные нотариусом, к ним прилагаются переводы данных документов на русский. Признающая сторона, вернее ее национальный орган рассмотрит полученные документы, и если он признает данную лабораторию, должен письменно сообщить органу, который направил документы, а также в Технический секретариат Международного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Если лаборатории аккредитованы в рамках региональных или международных соглашений, то их признание происходит участниками без дополнительных процедур. Национальный орган по сертификации может также признать лабораторию в процессе ее аккредитации, если в нем участвуют полномочные представители данной лаборатории. Признавшая сторона может приостановить или даже отказаться от признания, или же внести изменения в соглашение, если оно принято национальным органом по метрологии этой стороны .

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научно-технические основы метрологического обеспечения. Государственная метрологическая служба Казахстана, ее задачи и функции. Обеспечение единства измерений. Виды государственного метрологического контроля. Калибровка и испытание средств измерений.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Основные направления деятельности метрологических служб атомных электростанций. Обязанности, права и ответственность персонала отдела главного метролога. Государственный метрологический контроль и надзор. Организация ремонта средств измерительной техники.

    дипломная работа , добавлен 27.12.2012

    Государственный метрологический надзор, его объекты. Калибрование средств измерения. Основные направления деятельности Украинская система калибровки. Основные цели, главные функции и организационная структура системы сертификации средств измерения.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Основы технических измерений. Общая характеристика объектов измерений. Метрологические свойства и характеристики средств измерений. Принципы рациональной организации производственного процесса. Государственный метрологический контроль и надзор.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2015

    Сущность калибровки и ее отличие от поверки. Понятие и оценка неопределенности. Общие положения и порядок проведения калибровки. Оформление и содержание свидетельства о калибровке. Российская система калибровки. Государственный метрологический надзор.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Способы нормирования и формы выражения метрологических характеристик. Обозначение классов точности средств измерений в документации. Нормативные документы по стандартизации в России. Государственные и отраслевые стандарты. Правила по стандартизации.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2014

    Анализ аппаратурно-технологической схемы производства сливочного масла методом преобразования высокожирных сливок. Обработка данных прямых измерений. Разработка карты метрологического обеспечения производства и контроля качества готовой продукции.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Понятие об измерениях и их единицах. Выбор измерительных средств. Оценка метрологических показателей измерительных средств и методы измерений. Плоскопараллельные концевые меры длины, калибры, инструменты для измерения. Рычажно-механические приборы.

    учебное пособие , добавлен 11.12.2011

    Правовые основы метрологического обеспечения единства измерений. Система эталонов единиц физической величины. Государственные службы по метрологии и стандартизации в РФ. Деятельность федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Органолептические показатели макаронных изделий. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Метрологические методы контроля качества и испытания фигурных макаронных изделий. Выбор средств измерений, испытаний и контроля.



Просмотров