Понятие и предмет правового регулирования. Предмет законодательного регулирования

К предмету правового регулирования следует относить, в первую очередь, общественные отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию и, более того, требуют такого воздействия. Представляется возможность выдвинуть на обсуждение тот факт, что общественные отношения могут быть предметом правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 292. Где под термином «волевые отношения» понимаются социальные связи, имеющие волевой характер, а именно способность правовых форм оказывать влияние на сознание и волю людей. Таким образом, говоря словами С.С. Алексеева, предметом правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 293.

Однако Алексеев показывает предмет правового регулирования недостаточно подробно, только в общих чертах упоминает о специфике данной проблемы, а именно не изобличает тех признаков, которые должны быть присущи общественным отношениям для того, чтобы ограничить сферу влияния правового регулирования. В этом вопросе хочется разделить мнение Корельского В.М. и Перевалова В.Д., которые называют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражения, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 259. Именно эти признаки определяют круг, сферу влияния правового регулирования.

Однако определение предмета правового регулирования будет неполным, если не учитывать тот факт, что общественные отношения надлежит разделить по группам, чтобы еще раз более четко определить границы правового регулирования.

Но перед тем как разграничить общественные отношения хочется отметить тот факт, что правом должно регулироваться только социально значимое поведение в обществе, то есть поведение, затрагивающее интересы, общества в целом других людей.

Первая группа - это отношения по обмену ценностями (материальными и нематериальными) - правое регулирование имущественных отношений, потому что взаимовыгодный обмен имуществом способен заинтересовать и все общество, и отдельных его индивидов во взаимосвязи с другими членами этого общества (например, установление цены имуществу, как в денежном эквиваленте).

Вторая группа - отношения по властному управлению обществом, где управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Перечисленные выше общественные отношения составляют полный портрет предмета правового регулирования. Характер и содержание общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, будут играть решающую роль в определении особенностей, характера, способов и средств правового регулирования.

Следует еще раз заострить внимание на том, что в предмет правового регулирования попадает только волевое поведение людей, волевые общественные отношения. Право не может контролировать поведение психически больных, людей в состоянии гипноза и т.д.

После выделения общественных отношений, хочется провести грани между понятиями предмет и сфера правового регулирования. Разграничение этих понятий можно найти в высказываниях Николая Андреевича Пьянова, который утверждает, что понятие предмета правового регулирования `уже и в него входят не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, «а лишь те из них, которые уже урегулированы правом» Пьянов Н.А. Указ. Соч. С. 321., то есть наиболее важные, нуждающиеся в урегулировании отношения. В предмет правового регулирования также могут входить общественные отношения, которые находятся за пределами сферы правового регулирования. По той причине, что государство пытается регулировать отношения, которые недолжны и не могут регулироваться правом. Во-первых предмет правового регулирования составляют не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те из них, которые уже урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют. Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят общественные отношения, которые находятся даже за пределами сферы правового регулирования. При этом оно пытается подчас регулировать отношения, которые не только не должны, но и объективно не могут регулироваться правом.

Иначе говоря, предмет правового регулирования есть общественные отношения, нуждающиеся в упорядочении; сфера правового регулирования - определение характера влияния правового регулирования. То есть предмет - это часть сферы правового регулирования, потому что право никогда, по мнению Н.А. Пьянова, не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования Пьянов Н.А. Указ. Соч. С. 322..

После определения нескольких видов общественных отношений совершенно естественно будет определиться с различными типами, способами и методами правового регулирования, что будет сделано в следующем разделе.

1. Понятие и значение предмета правового регулирования

Предметом правового регулирования норм советского права являются общественные отношения, возникающие между субъектами права в различных областях жизни социалистического общества.

Предмет правового регулирования является объективным критерием систематизации норм советского права. Он, в частности, является основным критерием для отграничения одной отрасли права от другой.

При решении вопроса о самостоятельности или несамостоятельности той или иной отрасли права надо исходить, как нам представляется, из того, что объективной необходимостью в любом обществе, где существует государство, является существование права вообще – как регулятора общественных отношений. Государство без права существовать не может. Существование же той или иной отрасли права не является объективной необходимостью. Одна и та же совокупность юридических норм может быть выделена в отдельную отрасль права, разделена на несколько самостоятельных отраслей права или слита с другой отраслью права в зависимости от целесообразности такого выделения, разделения или слияния.

Но решение вопроса о разделении права на отрасли не зависит исключительно от субъективного фактора, от воли законодателя. Воля законодателя сама зависит от объективных условий. Такими объективными условиями применительно к рассматриваемому вопросу является существование и характер общественных отношений, подлежащих регулированию нормами права.

Таким образом, выделение той или иной совокупности юридических норм в самостоятельную отрасль права зависит от наличия ряда объективных и субъективных факторов:

а) существования группы однородных по своему характеру общественных отношений, возникающих в определенной области жизни нашего общества;

б) наличия (или необходимости) совокупности юридических норм для регулирования этой группы отношений;

в) наличия воли законодателя, которая определяется целесообразностью выделения этой группы юридических норм в качестве самостоятельной отрасли.

Определяющим среди этих факторов является наличие однородных общественных отношений, т. е. предмета правового регулирования.

Практическое значение разработки вопроса о предмете правового регулирования заключается еще и в том, что предмет регулирования в значительной степени (хотя и не полностью) определяет и метод регулирования данной группы общественных отношений.

«Предмет и цели правового регулирования определяют способ (средства) обеспечения требуемого юридической нормой поведения, точнее, метод регулирования. Метод правового регулирования зависит от характера подлежащего правовому воздействию поведения (общественного отношения) и от тех целей, которые при этом имеет в виду законодатель».

При анализе предмета правового регулирования необходимо исходить из того, что право как регулятор общественных отношений воздействует на фактические общественные отношения, направляя деятельность субъектов этих отношений путем установления их прав и обязанностей. Между фактическим общественным отношением и нормой права, которая призвана регулировать его, в результате воздействия последней на поведение людей возникает промежуточное звено в виде правоотношений. Правоотношения – это «особые идеологические отношения, возникающие в результате наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов, как отношения, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения. Правоотношения нельзя отождествлять с фактическими общественными отношениями и представлять себе дело так, что общественное отношение становится правоотношением, если действия его субъектов регулируются нормой права. Правовое отношение может существовать и тогда, когда фактического общественного отношения еще нет.

Правоотношение – это определенное состояние во взаимоотношениях между субъектами, которое возникает в результате наступления предусмотренного законом юридического факта и заключается в появлении у субъектов взаимно корреспондирующих прав и обязанностей.

Например, при совершении преступления между государством в лице его карательных органов и преступником возникает правоотношение, существо которого заключается в появлении у карательных органов государства права наказать преступника и у преступника – обязанности понести наказание. Это правоотношение возникает безотносительно к тому, привлечен или еще не привлечен к уголовной ответственности преступник. Фактическое же общественное отношение, регулируемое нормами уголовного права, возникает лишь в случаях, когда преступник разоблачен и привлечен к уголовной ответственности. Или, например, при вынесении обвинительного приговора, содержащего осуждение преступника к лишению свободы, у исправительно-трудовых учреждений появляется право привести в исполнение приговор суда, а у осужденного возникает обязанность отбыть назначенную меру наказания, т. е. возникает правовое отношение. «…Нарушение того или иного запрета тем или иным лицом уже порождает между ним и компетентным государственным органом, наблюдающим за соблюдением соответствующих запретов, особое волевое отношение, предусмотренное правом… Такое отношение, в котором одна сторона наделена поддерживаемым государством правомочием совершить предусмотренные правом действия (в данном примере – применить санкцию), а другая связана соответствующим долженствованием (в данном примере – подчиниться санкции), будет уже видом юридического, или правового, отношения (сокращенно – правоотношение)». Фактические же общественные отношения в процессе исполнения вынесенной судом меры наказания могут и не наступить, несмотря на существование правоотношения (например, в случае побега осужденного). Вместе с тем правоотношение нельзя и противопоставлять фактическому общественному отношению, поскольку фактически совершаемые субъектами действия, предписанные нормой права, являются объектом данного правоотношения.

Совершенно правильна точка зрения О. С. Иоффе, который говорит, что «содержание правоотношения составляют права и обязанности, т. е. возможное поведение, а объект – реально совершаемые действия, т. е. действительное поведение».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что научное исследование предмета правового регулирования той или иной отрасли права возможно на основе анализа правоотношений, которые порождаются действиями норм права, входящих в данную отрасль, и рассмотрения фактических общественных отношений, которые регулируются этой отраслью права.

Исследование вопросов, относящихся к анализу предмета правового регулирования советского исправительно-трудового права, приобретает в настоящее время очень важное значение.

Это объясняется тем, что перед нашим обществом встала задача не только значительно сократить преступность, но и полностью ликвидировать ее. В решении этой задачи важную роль должны сыграть исправительно-трудовые учреждения, которые призваны исправлять и перевоспитывать лиц, совершивших преступления, предупреждать совершение новых преступлений со стороны этих лиц, а также предупреждать совершение преступлений со стороны других неустойчивых членов нашего общества. Качество работы этих учреждений в значительной степени зависит от теоретической разработки вопросов борьбы с преступностью в стадии исполнения судебных приговоров.

Начиная с 30-х годов, научные работники не занимались научной разработкой проблем исправительно-трудового права. Поэтому «теоретические вопросы советского исправительно-трудового права не разработаны… Всякие печатные работы на темы исправительно-трудового права перестали публиковаться с 30-х годов, и с этого времени теоретические вопросы, связанные с применением наказания, если и разрабатывались, то только в ведомственном порядке». В настоящее время многие советские ученые приступили к научному исследованию различных проблем советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права.

Вполне естественно, что разработка вопросов исправительно-трудового права и исправительно-трудовой политики невозможна без уточнения и научного анализа предмета правового регулирования указанной отрасли права, поскольку круг проблем, требующих научного исследования, определяется прежде всего кругом общественных отношений, составляющих объект регулирования.

Анализ предмета регулирования советского исправительно-трудового права приобретает сейчас и чрезвычайно важное практическое значение, поскольку возникла острая необходимость создания Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и новых республиканских исправительно-трудовых кодексов. На 2-й сессии V созыва Верховного Совета СССР депутат Верховного Совета СССР т. Полянский говорил, что «назрела необходимость разработки Основ исправительно-трудового законодательства и в соответствии с ними принятия республиканских исправительно-трудовых кодексов с тем, чтобы в этих законах изложить как общие принципы советской исправительно-трудовой политики, так и конкретные условия, формы и методы перевоспитания правонарушителей». Неразработанность вопроса о предмете регулирования советского исправительно-трудового права порождала и порождает сомнения и споры о его самостоятельности и месте в системе советского права.

Некоторые крупные ученые, даже те, кто многие годы занимался теоретической разработкой вопросов исправительно-трудового права, отрицают самостоятельность этой отрасли права. Так, проф. Е. Г. Ширвиндт в выступлении на теоретической конференции в Москве в 1957 г. говорил, что аргументы о признании исправительно-трудового права являются еще очень спорными.

Е. Г. Ширвиндт и ряд других ученых считали, что поскольку советская исправительно-трудовая политика является составной частью уголовной политики, постольку исправительно-трудовое право является частью советского уголовного права.

С другой стороны, многие научные работники (Б. С. Утевский, Н. А. Стручков, Л. С. Галесник и др.) считают исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Очевидно, что решить вопрос о том, является или не является исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права, и создать Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и республиканские исправительно-трудовые кодексы невозможно без уяснения и анализа предмета правового регулирования.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы.

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение,

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

§ 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

Из книги автора

§ 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

Из книги автора

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

Из книги автора

Глава 1 Понятие, виды и источники правового регулирования конфиденциальной

Из книги автора

§ 3.1. Значение методологии в познании государства и права. Связь предмета и метода науки Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод, который находится в теснейшей связи и взаимозависимости с

Из книги автора

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

Из книги автора

§ 13.3. Способы и типы правового регулирования В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать, определенные действия в собственных

Из книги автора

§ 13.4. Эффективность механизма правового регулирования Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном


Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.

На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.
Тем не менее поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.
Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторгается в сферу интересов другого лица, государства или общества. Например, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренцию другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосферный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей природной среде. Владелец автомобиля использует его для поездок по транспортным магистралям с интенсивным движением.
В этих и других случаях происходит столкновение интересов разных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Население заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе. Владелец автомобиля своим движением препятствует движению других транспортных средств и пешеходов.
Основным средством согласования таких противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правого регулирования выступает не любая взаимосвязь людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы других лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме общественного отношения. И правом регулируется не деятельность,

а социальная связь между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.
Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.
Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. Это отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а также осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.
Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им властных полномочий; 2) отношения государства и его органов на международной арене; 3) отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейших законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиями; 5) отношения

между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.
Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических и политических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.
Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев или традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правого регулирования.

Еще по теме 2. Предмет правового регулирования:

  1. 17.3. Способы и типы правового регулирования. Методы правового регулирования. Нормативное правовое, индивидуальное регулирование и саморегулирование в праве

Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение субъекта и общественные отношения с помощью правовых средств.

Предметом правового регулирования является поведение людей и общественные отношения, то на что целенаправленно воздействие права.

Существуют разногласия по поводу предмета:

· только поведение людей

· общественные отношения

Несомненно право воздействует на поведение человека, принуждая действовать его определенным образом, при этом поступая определенным образом человек соотносит свое поведение с поведением других лиц. Это соотносимость позволяет говорить, что между субъектами существуют общественные отношения, т.е. акты поведения лежат в основе общественных отношений. Поэтому предметом правового регулирования является поведение людей и через регулирование поведения людей достигается регулирование общественных отношений.

В предмет правового регулирования входят те отношения, которые объективно требуют правовой регламентации. Это те отношения, в стабильности и единообразии которых заинтересовано и общество и государство.

Поведение субъектов данных отношений может быть смоделировано в правовой норме. Важно, чтобы это были отношения правовой связи, в рамках которых субъекты обладают правами и обязанностями.

Существует 3 группы общественных отношений:

1. отношения по обмену ценностями, как материальными, так и материальными

2. отношения по перераспределению ценностей (в предмет правового регулирования будут входить эти отношения)

3. отношения по охране ценностей

Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования.

Научная директива 1936 г.: предмет правового регулирования – это главный фактор, который определяет характер метода правового регулирования.

Метод правового регулирования – способ целенаправленного воздействия на поведение людей со стороны государства, т.е. метод правового регулирования – способ воздействия на предмет.

Императивный метод правового регулирования (авторитарный, централизованный) регулирует отношения между властвующими и подвластными, т.е. отношения между юридически неравными субъектами (регулирует публично-правовые отношения). В публичных правоотношениях один субъект имеет полномочие на власть, другой обязанность подчиниться. Императивным методом будут регулироваться отношения 2 и 3 группы (отношения по перераспределению ценностей, отношения по охране ценностей).

Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода носит императивный, однозначный характер. Это означает, что от следования данному правилу субъект не вправе уклоняться, что последствия нарушения данного правила наступают независимо от воли и согласия сторон.



Диспозитивный метод правового регулирования (автономный, децентрализованный) строится на началах координации действий между субъектами, такая координация возможна между юридически равными по положению субъектами. Диспозитивные нормы предоставляют сторонам свободу усмотрения, свободу выбора поведения в рамках данной нормы. Стороны этих отношений добровольно, по взаимному согласию принимают на себя права и обязанности. Нарушение такой нормы влечет за собой последствия только по заявлению заинтересованной стороны. Этот метод предоставляет сторонам свободу действовать по своему усмотрению.

Свобода усмотрения в праве может быть различна. Выделяют 2 формы диспозитивности:

1. абсолютная диспозитивность – имеет место, когда правовая норма не связывает субъекта в выборе варианта поведения и предоставляет этот выбор исключительно усмотрению управомоченного;

2. относительная диспозитивность – правовая норма конкретизирует возможные варианты поведения управомоченного.

Способы правового регулирования – пути правового воздействия на общественные отношения.

В зависимости от того, что выступает на передний план – права и обязанности – выделяют три способа правового регулирования:

1. если норма управомочивающая – способ управомочия или дозволения (предоставляет субъектам определенные субъективные права);

2. обязывающая норма - способ обязывание – предписание совершить активные действия в пользу управомоченной стороны;

3. запрещающая норма – запрет – предписание воздержаться от совершения определенных действий.

Типы правового регулирования – это порядок воздействия права на общественные отношения или направленность правового регулирования.

I тип – общедозволительный – разрешено все, что не запрещено.

Данный тип предусматривает установление только тех запретов без которых общество не может существовать нормально. Все, что не попадает под законный запрет разрешено. Этот тип присущ сфере частноправовых отношений. С помощью этого типа регулируются абсолютные права (например, право собственности, право авторства).

II тип – общезапретительный (общеразрешительный) –

запрещено все кроме дозволенного

Используется для регулирования публично-правовых отношений. На его основе действуют органы государства и должностные лица, которые в своей компетенции не должны выходить за пределы пряморазрешенного.

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов.

Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право .

Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

1. Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

2. Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

1. Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

2. Юридическое положение участников правоотношений.

3. Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

4. Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

I. Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.


Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

1. Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

2. Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

3. Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой - авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования.

Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором - под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования.

Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

2. На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

3. Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

4. Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом - кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.



Просмотров