Система судебных органов государства. Высшие судебные органы в российской федерации. Особенности высших судебных ведомств России

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государственном порядке часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена многими факторами.

Прежде всего, она формируется для реализации основных функций государственной власти: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых актов, решений; охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов (форм) государственной деятельности – правотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Перечисленные функции и виды государственной деятельности определяют первичную специализацию государственных органов.

Вторым важным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов Российского государства.

Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие единую государственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них.

Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация, взаимодействие разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу.


И, наконец, четвертый, весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, – ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Таким образом, конституционная система государственных органов Российской Федерации основывается на двух классификационных критериях.

1. По предметному, функциональному признаку она включает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации); парламенты – органы законодательной власти республик в составе Российской Федерации (например, Государственный Совет Республики Татарстан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан); законодательные (представительные) органы других субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания и др.). Главная особенность этих органов состоит в выполняемой ими функции – осуществлении законодательной деятельности, т.е. принятии актов высшей юридической силы – законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.), администрации краев, областей, округов, министерства, государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство России, правительства ее субъектов, администрации краев, областей) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, Государственный комитет по рыболовству) либо по межотраслевому (Министерство экономического развития и торговли, Госкомитет по стандартизации и метрологии и др.).

2. Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов Федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти, как уже подчеркивалось.

Если по отношению к устройству представительных и исполнительных органов государственной власти субъекты Российской Федерации обладают значительной самостоятельностью, то система их судебных органов в своей основе устанавливается федеральным законодательством (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации). Поэтому п. “о” ст. 71 Конституции относит регулирование судоустройства к исключительной компетенции Федерации. В равной степени это касается и прокуратуры, совокупность органов которой образует единую централизованную систему, подчиненную Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции). На территории субъектов Федерации действуют и другие федеральные органы, непосредственно не входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации установлен принцип равноправия ее субъектов. Это означает, что они обладают равной степенью самостоятельности в определении своей системы государственных органов.

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют судебную систему Российской Федерации.

Судебная система – это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.

В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. На основании статьи 71 п. «о» Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов.

Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В Российской Федерации единство судебной системы обеспечивается путем:

Установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

Признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных актов, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В настоящее время регулирование судебной системы осуществляется следующими законами:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 9.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии";

Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

Федеральные суды;

Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

Мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды в субъектах Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

Мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, поэтому выделяются звенья судебной системы.

Под звеном судебной системы следует понимать совокупность однотипных судов равнозначных территориальных образований, обладающих одинаковой компетенцией.

В системе судов общей юрисдикции (под юрисдикцией понимается деятельность суда по разрешению правовых конфликтов) выделяются три звена:

Основное или первое звено – районные (городские, межмуниципальные) суды;

Среднее или второе звено – Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

Высшее или третье звено – Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

Первое звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

Второе звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Арбитражные суды России:

Первое звено – арбитражные суды в субъектах Российской Федерации;

Второе звеноарбитражные апелляционные суды (20);

Третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), (всего таких округов в Российской Федерации образовано 10);

Четвертое звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные виды судов относятся к федеральным судам Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В России он создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции страны на всей территории государства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и их совместному ведению с органами власти субъектов федерации; в) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции между: а) федеральными органами государственной власти, б) ими и органами государственной власти субъектов федерации, в) высшими государственными органами субъектов федерации; 3) разбирает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Он может также использовать права, предоставленные в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля.

При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Организация внутренней деятельности Конституционного Суда РФ регулируется его Регламентом. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений могут проводится лишь в коллегиальном составе судей: на пленарных заседаниях или на заседаниях палат. Таких палат может быть только две, так как они формируются из общего числа девятнадцати судей путем жеребьевки: в одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую - девяти.

Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения и действуют непосредственно на всей территории государства, будучи обязательными для всех представительных законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и других организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов.

В пределах своих полномочий высшего судебного органа рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебный надзор проводится Верховным Судом прежде всего путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок. Большое значение имеют на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики даваемые Верховным Судом разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

В составе Верховного Суда РФ действуют: а) Пленум Верховного Суда; б) Судебная коллегия по гражданским делам; в) Судебная коллегия по уголовным делам; г) Военная коллегия; д) Президиум Верховного Суда. Пленум - коллегиальный орган, направляющий и координирующий судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные коллегии действуют в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, определяется гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Президиум - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также материалы изучения и обобщения судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению хозяйственно-экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Стоит во главе системы арбитражных судов, в которую также входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Основными их задачами при рассмотрении подведомственных дел являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ осуществляют в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью подведомственных судов и дают разъяснения по вопросам судебной практики. Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.

В субъектах РФ кроме того могут создаваться свои конституционные или уставные суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, других нормативных актов, издаваемых на территории субъекта Российской Федерации, его конституции или уставу. В частности, были учреждены конституционные суды в республиках: Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, а в Свердловской области – Уставной суд. В республике Северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Система этих судов субъектов Федерации не подчиняется Конституционному Суду Российской Федерации, и финансируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и компетенция конституционных (уставных) судов определяются самими субъектами Федерации в их Конституциях или уставах.

Судебная система представляет собой совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ ;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Автономность судебной власти предполагает наличие собственной системы органов, структурно организованных в единый механизм и наделённых полномочиями осуществлять функции государственной власти от имени РФ .

Действующая Конституция России, учреждая судебную власть, определила основные параметры системы её органов, признанных осуществлять правосудие. В частности, она содержит положение о порядке установления судебной системы (ст. 118 п. 3) и норму об учреждении высших судов России (ст. 125, учреждающая Конституционный Суд РФ и устанавливающая основы его статуса и полномочий; ст. 126 об учреждении Верховного Суда РФ в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; ст. 127, устанавливающая, что «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел) .

Структура как судебной системы в целом, так и состав отдельных её элементов и подсистем устанавливается федеральным конституционным законодательством, принятием в развитие указанных конституционных норм. Это законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О Конституционном суде РФ», «О военных судах РФ», «О мировых судьях в РФ» . Однако правовое регулирование организации системы органов, осуществляющих судебную власть, на сегодняшний день не завершено. Таким образом, можно сказать, что судебная система РФ сегодня имеет сложную развитую структуру, которая сформулирована по принципам специализации и (конституционные суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и принципам государственно-территориального подчинения (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 118 п.2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного .

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

  1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
  2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

  1. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимые друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Проанализировав судебную власть в современной России и основы деятельности судов Российской Федерации можно сказать, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России. Но всё же судебная власть и документы, которые ее регламентируют, еще далеки от совершенства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство / В.А. Лазарева // Государство и право. – – № 5. – С. 49-50.
  3. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России / В.Н. Галузо. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. – С. 47-49.
  4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 1; Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 18; О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 13; О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26; О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 1998. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 51.


Просмотров