Является должностным лицом ук рф. Должностные лица

Руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (Ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь)


Смотреть значение Уполномоченное Должностное Лицо Нанимателя в других словарях

Лицо 1 — лик
физиономия
рожа
морда
физия (физиомордия)
моська
рыло
харя
мурло
ряшка
Словарь синонимов

Лицо 2 — личность
особа
персона
фигура
субъект
Словарь синонимов

Лицо — лице ср. личико, личишко, личище; в возвышенном знач. лик, в бранном рожа, харя; передняя часть головы человека (редко говор. о животном), от рубежа головных волос, до ушей........
Толковый словарь Даля

Лицо — лица, мн. лица, ср. 1. передняя часть головы человека. круглое, продолговатое, бледное, румяное, красивое, безобразное. чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным........
Толковый словарь Ушакова

Лицо — О величине, форме лица, о толщине или худобе его; при характеристике лица по отличительному признаку (носу, бороде, бровях, скулах и т. п.); о состоянии кожного покрова.Словарь эпитетов

В Лицо Нареч. — 1. Непосредственно в сторону кого-л., имея кого-л. прямо перед собою. 2. перен. разг. Прямо, открыто, начистоту.
Толковый словарь Ефремовой

Лицо — -а; мн. ли́ца; ср.
1. Передняя часть головы человека. Черты лица. Приятное л. Румяное л. Напудрить л. На лице сияли глаза. Вытянутое л. Повернуться лицом к собеседнику. Стоять........
Толковый словарь Кузнецова

Ассоциированное Лицо — - служащие комиссионных домов, а т.ж. агенты и связанные с ними лица, которые занимаются поиском клиентов, принимают их приказы, ведут их счета, находятся в постоянном........
Экономический словарь

Аффилиированное Лицо — Физическое
лицо, имеющее возможность оказывать прямое
влияние на деятельность корпорации. В число таких персон входят лица, владеющие более 10% акций с
правом........
Экономический словарь

Аффилированное Лицо — физическое
лицо, которое, будучи инвестором компании, способно оказывать
влияние на ее деятельность.
Экономический словарь

Бенефициар-третье Лицо — В юридической практике: индивидуум или субъект права, который не является одной из сторон по договору страхования, но располагает законными правами, имеющими исковую........
Экономический словарь

Выборное Должностное Лицо Местного Самоуправления — - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального........
Экономический словарь

Даритель; Доверитель; Лицо, Передающее Право — Инвестиции: торговец, ведущий операции с опционами, продающий опцион "колл" (call option) или опцион "пут" (put option) и получающий доход в виде премии (premium income). "Даритель" продает........
Экономический словарь

Доверенное Лицо — лицо, которое уполномочили действовать от имени доверителя.
Экономический словарь

Доверенное Лицо - Fiduciary — Частное или юридическое
лицо, имеющее средства в доверительном управлении в интересах владельца.
Экономический словарь

Доверенное Лицо В Случае Банкротства — Доверенное лицо, назначаемое в США районным судом или кредиторами для управления делами банкрота - компании или частного лица. Согласно Разделу 7 Закона США о банкротстве........
Экономический словарь

Доверенное Лицо, Имеющее Статус Корпорации — INCORPORATED TRUSTEEТраст - компания или коммерческий банк, выступающие в соответствии с законом и/или правилами в качестве доверенного лица в отличие от доверительного собственника........
Экономический словарь

Доверенное Лицо; Доверенность — В общем значении: лицо, уполномоченное говорить или действовать от имени иного лииа. Бизнес: 1) письменная доверенность, выданная акционером корпорации (power of attorney), подтверждающая........
Экономический словарь

Доверительный Собственник, Доверенное Лицо, Опекун, Попечитель — TRUSTEEФизическое
лицо или
корпорация, в
ведение к-рых передается
траст. Федеральные
законы и законы штатов позволяют трастовым
компаниям и трастовым........
Экономический словарь

Должностное Лицо — служащий государственного учреждения, занимающий достаточно высокую
должность и
уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые
действия.
Экономический словарь

Должностное Лицо Местного Самоуправления — выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся........
Экономический словарь

Должностное Преступление — -
преступление, посягающее на нормальную деятельность государственного или муниципального
аппарата, совершаемое должностным
лицом с
использованием........
Экономический словарь

Заинтересованное Лицо (stakeholder) — Любой человек, определенным образом заинтересованный в результатах данной деятельности. Также любой человек, который испытывает воздействие (позитивное или негативное)........
Экономический словарь

Зарегистрированное Лицо — -
владелец;
номинальный
держатель;
доверительный управляющий;
залогодержатель. См. т.ж.
РЕЕСТР; ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЕ
ЛИЦО,
ИНФОРМАЦИЯ........
Экономический словарь

Иждивенец (зависимое Лицо) — В юридической практике:
лицо, зависящее от другого лица, предоставляющего средства на проживание или
содержание. В обеспечении льгот для служащих и в страховании........
Экономический словарь

Индоссат-лицо — получающее
вексель или иную ценную бумагу по передаточной надписи (
индоссаменту),
лицо, в пользу которого передается
документ по индоссаменту.
Экономический словарь

Инсайдер; Лицо, Имеющее Доступ К Закрытой Информации — Лицо, имеющее доступ к ключевой информации до того, как она будет сообщена публично. Обычно этим словом обозначают директоров и ответственных работников компании, но........
Экономический словарь

Исполнитель, Душеприказчик, Доверенное Лицо По Завещанию — Лицо, назначенное собрать активы, указанные в завещании, заполнить статьи налоговой декларации и последнюю (посмертную) налоговую декларацию умершего, выплатить долги........
Экономический словарь

Консульское Должностное Лицо — -любое
лицо консульского учреждения, включая его главу, которому поручено выполнение консульских функций и которое признано в этом качестве
государством пребывания.........
Экономический словарь

Лицо — - 1. человек,
личность; 2.
субъект гражданских правоотношений; 3. наружная, передняя, верхняя сторона
предмета.
Экономический словарь

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.

По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

Ряд административно-правовых отношений по законодательству РФ осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в нормативных правовых актах отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих.

Важно отделить понятие должностного лица от понятия органа государства, т.е. определять случаи, когда должностное лицо должно действовать от своего имени, а не от имени какого-либо государственного органа. В определении, данном в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", понятие должностного лица четко отделяется от понятия государственного органа, и оно определяется как лицо, выполняющее определенные функции в органе.

Специфические определения должностного лица содержатся в УК РФ, в КоАП РФ. Определение должностного лица дано также в п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. В науке административного права было высказано мнение, что понятие должностного лица относится ко всем перечисленным выше структурам, т.е. понимается широко. Представляется, что эта оценка профессора Н. Ю. Хаманевой исходит из совершенно правильной, самой широкой трактовки понятия государственного служащего и должностного лица в плане возможности их судебной ответственности за нарушения прав граждан.

Примечания к ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями" содержат понятие должностного лица:

  • 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы" признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
  • 2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  • 3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  • 4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями".

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ и именно для целей данного Кодекса дается определение должностного лица как лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющего функции представителя власти, т.е. наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К перечисленным категориям должностных лиц данный Кодекс добавляет и другие: "Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное" (ст. 2.4) КоАП РФ. То, что предприниматель для целей КоАП РФ является субъектом административной ответственности как должностное лицо, может быть, и разумно, однако в область государственной службы такое определение не вписывается.

С понятием должностного лица связана важнейшая классификация, имеющая важные правовые последствия. Именно отдельным, прямо названным должностным лицам КоАП РФ вменяет применение мер административной ответственности и принуждения. Отсюда велико значение этой классификации. Но, как верно отметил К. Л. Засов, компромисс относительно дефиниции должностного лица так и не достигнут. Единого понятия должностного лица в российском законодательстве и правовой науке пока нет. Это обусловлено тем, что в законодательстве преобладает отраслевой и ведомственный подход к пониманию данной категории, что ведет к односторонности ее раскрытия. К. Л. Засов предлагает собственное определение должностного лица: "Должностное лицо - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной службе, занимающий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, должность в органе государственной власти, имеющий специальные властные полномочия, выражающиеся в обладании правом совершать действия, вызывающие юридические последствия, постоянно, временно или по специальному полномочию наделенное правом единолично рассматривать и разрешать административные дела, принимать административные акты, а также наделенное правом по занимаемой должности выполнять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и несущее в случаях, предусмотренных законодательством, повышенную юридическую ответственность". Представляется, что это определение включает наиболее полный набор элементов, верно отражающий с некоторыми комментариями обсуждаемую категорию. Но отраслевая привязка здесь тоже есть.

Кроме того, в законодательстве отражается непоследовательность в понимании отличия административного права от гражданского, публичного от частного.

Общее для всех случаев понятие должностного лица закреплено в п. 5 ст. 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": "Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления". Данное определение уже приведенных ранее.

Для того чтобы определить субъектный состав должностных лиц, в том числе при специфике правового статуса воинских частей, необходимо определить, что можно понимать под представителем власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, которые выполняют должностные лица.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъясняет соответствующую норму УК РФ. Представитель власти - работник государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (п. 2), например наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями. К организационно-распорядительным функциям относится, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3). К административно-хозяйственным функциям относятся, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (п. 3).

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не предусматривает уравнения статуса государственного органа со статусом государственного учреждения и государственного предприятия, но, например, Инструкция о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 5 сентября 2006 г. № 283, совершенно явно уравнивает статус таких лиц вне зависимости от категорий субъекта государственной власти: орган или учреждение, а в некоторых других документах уравнивается статус работников и государственных предприятий.

Интересен в этом отношении следующий судебный казус.

Приговором Омского областного суда от 10 января 2001 г. оправданы Каменев в получении взяток, а Кузнецова - в даче взятки, поскольку в соответствии с мотивировкой суда, управляющий Омским отделением Пенсионного фонда РФ Каменев не являлся представителем власти и не подпадает под действие ст. 290 УК РФ, так как не осуществлял законодательную, исполнительную или судебную власть и не был работником государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенным распорядительными полномочиями в отношении не находящихся от него в служебной зависимости лиц либо наделенным правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Каменев выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в некоммерческой организации, не относящейся к органам государственной власти или местного самоуправления, к государственным или муниципальным учреждениям. В обоснование суд сослался на Положение о Пенсионном фонде РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1), из содержания п. 1 и 15 которого следует, что Пенсионный фонд РФ - юридическое лицо, самостоятельное финансово-кредитное учреждение, выполняющее отдельные банковские операции. Оно не относится к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям. При таких обстоятельствах, независимо от правоспособности руководителя отделения Пенсионного фонда РФ, он не является должностным лицом применительно к примечанию к ст. 285 УК РФ. Поэтому Каменев не признан судом субъектом должностных преступлений.

С таким выводом не согласился Президиум Верховного Суда РФ, 26 июня 2002 г. удовлетворивший протест заместителя Генерального прокурора РФ. Он указал, что управляющий отделением Пенсионного фонда РФ является субъектом должностных преступлений. Среди аргументов Президиума Верховного Суда РФ были следующие. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ данный Фонд по своему юридическому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом РФ. Отношения Пенсионного фонда РФ с работодателями и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающие целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, направляемых на пенсионное обслуживание, носят административно-властный характер и являются для указанных лиц обязательными. Отделение Пенсионного фонда РФ, а соответственно и Каменев как его руководитель вправе осуществлять распорядительные и властные действия в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий именно законом. Такие полномочия по смыслу ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1 ст. 45, п. "в", "ж" ст. 71, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78, ст. 110, п. "в", "г", "е" ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Приговор суда отменен, и дело передано на новое судебное рассмотрение.

Неопределенность понятия должностного лица, тем более должностного лица на государственной службе, приводит к вынесению судебными органами противоречивых решений.

Следует поддержать предложение М. В. Ермоленко, считающей, что очередной задачей, стоящей перед наукой административного права, и соответственно следующим шагом в нормотворчестве должно стать формирование единого общеправового понятия должностного лица. В связи с этим, по ее мнению, необходимо принять специальный федеральный закон о должностных лицах в Российской Федерации.

В заключение обсуждения статуса должностного лица приведем пример из международной практики. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (Стамбул, 21 ноября 1997 г.), в ст. 1 "Подкуп должностных лиц иностранных государств как уголовное преступление", в частности, гласит:

"Для целей данной Конвенции... термин "должностное лицо иностранного государства" означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства; а также любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе для государственного агентства или государственного предприятия, равно как и любое должностное лицо или представитель государственной международной организации". В данном документе используется, как видим, наиболее широкое определение должностного лица.

Так же как статус должностного лица, в Российской Федерации неопределенным является и статус чиновника.

В континентальной системе права статус должностного лица часто связывают с понятием "чиновник". "Служащий, обладающий чином, назывался чиновником", - считает М. А. Ковальчук. Но важнее для определения понятия статуса чиновника является мнение В. Е. Чиркина. Он считает, что чиновники относятся к "классифицированной государственной службе", которая характеризуется:

  • - привилегией несменяемости;
  • - обладанием особыми правами, некоторыми привилегиями и дополнительными обязанностями: дискреционными полномочиями, повышенным материальным обеспечением;
  • - дополнительными обязанностями, среди которых: принцип лояльности (верности) государству, запрещение участвовать в забастовках и ограничение политических прав.

Закон № 79-ФЗ вместе с чинами, очевидно, узаконил категорию "чиновник" в законодательстве РФ. Из ругательства, каковым считалось это слово во времена СССР, оно превратилось в законный символ государственной власти. Но наиболее характерным для понимания института чиновничества законодательством о чиновниках является законодательство Германии. И статус чиновника в ФРГ значительно отличается от статуса нового чиновника в Российской Федерации.

Действующий в ФРГ Рамочный закон об унификации законодательства о чиновниках 1957 г. даже в самом названии употребляет термин "чиновник", но фактически им регулируются основные положения государственной службы и статуса государственного служащего вообще. В отличие от иных государственных служащих в Германии исторически основной чертой чиновника являлась гарантия его устойчивости даже в случаях противоречия своему патрону в принятии решений о государственных делах. Такой гарантией для чиновника служит его несменяемость.

Черты самостоятельности российского чиновника мы можем найти в тех положениях законодательства о государственной службе РФ, где государственному служащему запрещается выполнять незаконный приказ начальника под страхом личной за него ответственности. Однако такое предписание не содержит в себе какой-либо гарантии устойчивости статуса такого должностного лица в случае, если он таким правом воспользуется. В качестве примера можно привести случай с генералом ГРУ Корабельниковым, который, по сообщениям печати, в апреле 2009 г. оспорил приказы министра обороны РФ Сердюкова как неграмотные, но дело закончилось тем, что Корабельников вынужден был подать рапорт об отставке.

Предположим, что, ознакомившись с законодательством, мы узнали, в какой орган или к какому должностному лицу нужно обратиться за защитой своего права, а также, как они называются и чем могут нам помочь. Осталось только их разыскать, т.е. узнать их адреса, а при необходимости и телефоны.

Самый простой способ - приобрести телефонный или адресный справочник.

Другая возможность - это бесплатная справочная служба вашей телефонной сети, которая как это ни странно, все еще существует. В Москве, например, работает служба “09”, которая дает справки о государственных и муниципальных организациях.

Назовите оператору орган, который вы ищете, и он сообщит вам его телефоны, по которым вы сможете получить всю необходимую информацию. Неудобство заключается в том, что по ним не всегда можно дозвониться, т.к. они могут быть постоянно заняты.

Если учреждение находится в другом городе, то воспользуйтесь справочной службой этого города, телефон которой можно узнать в том подразделении телефонной сети, которое занимается междугородней связью.

Нужный орган можно найти, обратившись в известные вам организации. Например, в администрации вашего города или района вам дадут координаты любого органа, находящегося на этой территории.

Зная телефон нижестоящего органа, можно узнать там телефон и адрес вышестоящего и наоборот. Так адрес Министерства по налогам и сборам дадут в любой налоговой инспекции. Только, пожалуйста, когда будете звонить в нижестоящий орган, не говорите, что собираетесь на него жаловаться, т.к. в этом случае вам вряд ли расскажут то, что вы хотите узнать.

Телефоны силовых структур, аварийных служб, прокуратур и судов можно узнать, позвонив по телефону “02".

В крупных городах, где работают несколько органов одного и того же уровня (например, несколько районных прокуратур) иногдабывает трудно определить, к какому из них относится та или иная территория т.е., например, какая прокуратура или налоговая инспекция обслуживает ту или иную улицу. В этом случае попробуйте позвонить в вышестоящий орган (в Москве это Прокуратура г. Москвы и управление МНС РФ по г. Москве), где вам ответят на этот вопрос.

Наконец, можно попробовать позвонить в организацию, которая, как вы точно знаете, обслуживает нужную вам территорию, например, в отделение милиции и спросить, какой орган из другого ведомства действует на этой же территории, и там вам, скорее всего, смогут помочь.

Если у вас есть выход в Интернет, а у нужного вам органа есть Web-страница, то все, что вам нужно, вы сможете узнать, загрузив ее на свой компьютер.

Действующее законодательство не содержит общего, единого понятия должностного лица. В законодательстве об административных правонарушениях должностные лица признаются специальными субъектами административных правонарушений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Российское законодательство не содержит единого понятия Д л. Однако Д л. признаются специальными субъектами различных отраслей права. Глава 30 УК РФ устанавливает уголовную ответственность Д.л. за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, рассматривая в качестве Д л. , постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно- распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, др. войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285). Законодательство об административной ответственности не содержит определения Д л. На практике в качестве Д л. к административной ответственности привлекаются, как правило, служащие аппарата органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, правомочные совершать юридически значимые действия, влекущие установление, изменение или прекращение правоотношений. При привлечении к административной ответственности Д л. негосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций определяющим является наличие у лица функций, аналогичных функциям Д л. в государственных органах и организациях. В Федеральном законе от 28 августа 1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дано понятие Д.л. местного самоуправления. Эти лица также могут быть специальными субъектами правоотношений в различных отраслях права, в т.ч. субъектами административной ответственности. ЮЛ. Розенбаум

Советский государственный аппарат практически проводит в жизнь решения Советского правительства и Коммунистической партии, осуществляет функции Советского государства. Дальнейшее укрепление советского государственного аппарата, укрепление государственной дисциплины рабочих и служащих, повышение чувства ответственности Д. л. перед партией и государством – одна из важных задач в период постепенного перехода к коммунизму.

Характерной для Д. л. является такая служебная деятельность, которая вызывает определенные правовые последствия: отдача распоряжений, издание приказов, а также распоряжение денежными и материальными средствами. Практика признает Д. л. работников, занимающих по назначению или по выборам, постоянно или временно административные или хозяйственные должности, либо ведающих материальными ценностями, отчетностью или делопроизводством в государственных предприятиях или учреждениях или в общественных организациях. Бригадир в колхозе, мастер на производстве, бухгалтер должны рассматриваться как Д. л. Не является Д. л. рабочий или рядовой колхозник.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров