Совокупность правовых норм которые регулируют общественные отношения. Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений

Норма права является наименьшим элементом системы права. Совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования, образует правовой институт.

Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты.

Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.

К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль – род общественных отношений.

Во главе всей системы российских отраслей права находится конституционное право, которое является базовым для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это область публичного права. Главная его задача – организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления, а также отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой.

Среди основных отраслей нрава следует выделить: административное, гражданское, уголовное, процессуальное право.

Помимо названных выше отраслей права в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое, семейное, финансовое, земельное, коммерческое, банковское, природоохранительное право, криминологию, уголовно-исполнительное право и др.

Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия – предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль нрава от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые определенной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя.

Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались:

  • – устойчивостью и повторяемостью;
  • – заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства;
  • – способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

  • – порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  • – средствами их обеспечения (санкциями);
  • – степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время муниципальное право, аграрное право. Предметом муниципального права являются имущественные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения на местном уровне. При этом многие нормы муниципального права, регулирующие общественные отношения на местном уровне, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права, что определяет ее комплексный характер. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительные методы рекомендаций, гарантий.

Совокупность институтов, подотраслей и отраслей права образует систему права.

Основное назначение понятия "система права" юристы видят в системной характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая система объективного права составляет важное звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.

Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы, порожденная обществом на данном этапе его развития.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуацииразличных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

    Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи. Нормы права - своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

    Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др. Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

    Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

    Предмет и метод правового регулирования как критерии деления права на отрасли и институты.

    Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования - это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и

коллективными;

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования - это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

    Методы правового регулирования:

А) Запрет;

Б) Дозволение;

В) Правомочие (норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица);

Г) Позитивное обязывание (закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом);

Д) Стимулы;

Е) Санкции;

3.Общая характеристика отраслей российского права.

Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.

Постоянный динамизм, развитие общественных отношений является объективной основой для изменения, совершенствования системы права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминирующее значение. Вместе с тем видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли - права социального обеспечения.

4. Институт права: понятие и виды.

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Примеры правовых институтов:

    в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

    в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

    в государственном праве – институт гражданства;

    в административном – институт должностного лица;

    в семейном праве – институт брака и т. д.

Правовые институты делятся по отраслям права:

    на гражданские;

    уголовные;

    административные;

    финансовые и т. д.

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

5. Право частное и публичное, материальное и процессуальное.

Деление на частное и публичное право :

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Деление на материальное и процессуальное право:

    Материальные отрасли права (материальное право) - прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное и др. право.

    Процессуальные отрасли права (процессуальное право) - определяют процедуру реализации материального права и производны от него.

    Материальным отраслям права - административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные - административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовное право.

    Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права.

    Право международное и внутреннее.

Международное право - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном праве выделяются три основных направления:

    Международное публичное право;

    Международное частное право;

    Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Государственное право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны.

    Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самымосуществление принципа единой социалистической законности. Г. п. носит учредительный характер, т. к.принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политические формы и новую системугосударственных органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.

    Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и другие правовые нормы, содержащие гарантииосуществления суверенитета народа, суверенность наций и государственного суверенитета.

    Понятие системы законодательства.

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) - отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.

Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.

Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по-ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно-правовые гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочи-вающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактических обстоятельств. Санкция - это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) …, то (диспозиция) …, иначе (санкция) …».


| |

1. Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления, именуются …

публичным правом

институтом права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

частным правом – Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц, представляет собой частное право.

отраслью права – Упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений, именуется отраслью права..

1.1 Внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права, называется …

системой права

нормативным актом

нормой права

1.2 Упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений в рамках соответствующей отрасли права, называется …

институтом права

нормативным актом

отраслью права

2. Элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, называется …

диспозицией – называется элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей сторон.

гипотезой

санкцией – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Отрасль – это упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определенный род общественных отношений.

2.1 Элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию, называется …

диспозицией

гипотезой

отраслью

санкцией

2.2 Исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям, называется …

нормой права

системой права

правовым обычаем

2.3 Способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения называется …

Варианты ответа:

нормой права

нормативным актом

формой права

3. Формальная определенность права означает, что право …

имеет внешне выраженную письменную форму

состоит из норм нормативность означает, что право состоит из норм.

представляет собой внутренне согласованный механизм Системность права означает, что право представляет собой внутренне согласованный механизм.

есть проявление государственно выраженной воли Волевой характер права означает, что право есть проявление государственно выраженной воли.

3.1 Виновное противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность, называется …

правонарушением

юридической обязанностью Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения стороны правоотношения.

правоотношением Особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенная взаимно корреспондирующими правами и юридическими обязанностями, называется правоотношением

субъективным правом Субъективное право – это вид и мера возможного поведения его носителя.

3.2 Правонарушения, совершаемые в сфере трудовых отношений и посягающие на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, называются …

гражданскими

процессуальными

дисциплинарными

административными

4. Конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства, называется …

политическим режимом– это система методов, способов и средств осуществления государственной власти.

типом государства– это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации

правовой системой общества

формой государственного устройства Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления.

4.1 Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач, называются __________ государства …

функциями

механизмом

4.2 В случае противоречия норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, российскому законодательству…

применяется соответствующий закон

спорный вопрос подлежит рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации

применению подлежит подзаконный нормативный акт, которым регулируется соответствую вопрос

применяются правила международного договора

5. Подзаконный акт, издаваемый Президентом РФ в пределах его компетенции, именуется …

указом

инструкцией Инструкция относится к подзаконным актам, издаваемым министерствами и ведомствами в соответствии с законом и для его исполнения, в целях конкретизации законодательных предписаний.

постановлением Постановления относятся к подзаконным нормативным актам, издаваемым Правительством РФ.

конституцией Нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой в государстве и закрепляющий наиболее важные начала государственного строя России, называется Конституцией РФ.

5.1 Конституция Российской Федерации 1993 года выражает волю____ Российской Федерации.

Правительства

Президента

народа

Государственной Думы

5.2 В основе организации государственной власти в РФ лежит принцип…

идеологического и политического плюрализма

признания прав и свобод человека высшей ценностью

разделения властей

отделения церкви от государственной власти

5.3 Политический плюрализм предполагает …

разделение властей

государственный суверенитет

народный суверенитет

многопартийность

6 Субъекты РФ правом выхода из РФ …

обладают в соответствии с решением Президента РФ

не обладают

обладают с согласия Государственной Думы

обладают с согласия других субъектов

6.1 Форма прямого волеизъявления народа именуется …

представительной демократией

непосредственной демократией

многопартийностью

монархией

6.2 Политический плюрализм предполагает …

разделение властей

государственный суверенитет

народный суверенитет

многопартийность

7. К личным правам гражданина РФ не относится право …

на равный доступ к государственной службе (полит. права)

на неприкосновенность личности

свободно определять свою национальную принадлежность

7.1 К группе политических прав человека относится право …

направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти

на честь и достоинство личности

на свободу и личную неприкосновенность

на защиту семьи, материнства, отцовства и

7.2 Решение о приеме в гражданство РФ принимает …

Совет Федерации

Президент РФ

Правительство РФ

Государственная Дума РФ

8. Для назначения Председателя Правительства РФ требуется согласие …

Совета Федерации

Конституционного Суда

Прокуратуры РФ

Государственной Думы

8.1 Палатами парламента РФ являются …

Государственное Собрание и Сенат

Государственный Совет и Совет Безопасности

Счетная палата и администрация Президента РФ

Совет Федерации и Государственная Дума

9. К коммерческим организациям не относится(-ятся) …

производственные кооперативы

учреждения

хозяйственные общества

государственные унитарные предприятия

9.1 При необходимых условиях опека устанавливается над …

малолетними 6 - 14 лет и недееспособными

юридическими лицами

лицами 14 - 18 лет

лицами, ограниченными в дееспособности

9.2 К числу физических лиц в гражданских правоотношениях не относятся …

малолетние граждане России

лица с двойным гражданством

общественные организации

лица без гражданства

10. Для выполнения государственных задач создается и функционирует право ____ собственности.

государственной

муниципальной

10.1 В РФ признаются частная, государственная, ___________ и иные формы собственности.

муниципальная

совместная

11. Обязательство, в котором любой из должников считается обязанным его исполнить, а любой из кредиторов вправе требовать исполнения, именуется …

солидарным

11.1 Замена кредитора в обязательстве на основании соглашения между новым и прежним кредитором называется …

уступкой права требования

поручительством

банковской гарантией

12. Возложение на одного или нескольких наследников совершения какого-либо действия, направленного на осуществление общеполезной цели, именуется …

завещательным возложением

принятием наследства

наследованием

открытием наследства

12.1 При отсутствии наследников имущество наследодателя становится выморочным и переходит в собственность...

Российской Федерации

наследников второй очереди

наследников первой очереди

органов местного самоуправления

12.2 Срок, в течение которого должно быть осуществлено принятие наследства, по общему правилу равен _______ с момента открытия наследства.

10 дням 1 году 6 месяцам 3 месяцам

13. К отношениям, регулируемым семейным правом, не относятся …

условия и порядок заключения трудового договора

условия и порядок вступления в брак

формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей

личные неимущественные и имущественные отношения м/у членами семьи

13.1 Субъектами семейных правоотношений являются...

граждане, семейная правосубъектность которых раскрывается через правоспособность и дееспособность

члены трудового коллектива, заключившие трудовые договоры с конкретным работодателем

юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке

члены общественных организаций

13.2 Расторжение брака в судебном порядке производится в случае …

осуждения другого супруга к лишению свободы на срок свыше 3 лет

признания другого супруга недееспособным

наличия у супругов общих несовершеннолетних детей

признания другого супруга умершим(является основанием для прекращения брака)

14. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей совместной собственности, осуществляется …

только по решению суда

без необходимости наличия согласия супругов

по общему согласию супругов

14.1 Договорный режим имущества супругов предусмотрен …

свидетельством о заключении брака

брачным договором

устным соглашением супругов

законом по решению органов опеки и попечительства

14.2 Брачный договор вступает в силу со дня …

заключения данного договора

наступления брачного возраста

заключения брака в органах ЗАГСа.

регистрации брачного договора в органах юстиции

15. Лишение и ограничение родительских прав производится …

только судом

муниципальными органами власти

органами внутренних дел

органами опеки и попечительства

15.1 Суд обязан учитывать мнение ребенка, достигшего возраста___ лет.

10 8 15 16

16. Совершеннолетние трудоспособные дети содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей …

обязаны, только если они являются инвалидами I или II группы

обязаны, только если им необходимо социальное обслуживание, предоставляемое стационарными лечебными учреждениями

не обязаны

обязаны

16.1 Алименты присуждаются с момента …

рождения ребенка

расторжения брака

обжалования решения суда

подачи заявления в загс

16.2 Алименты не могут превышать _____ заработка.

40% 50% 20% 30%

17. В трудовой книжке не указывается (-ются) …

прием на работу

основания увольнения работника

поощрения работника

дисциплинарные взыскания работников

17/1 Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, называется …

работодателем

нанимателем

подрядчиком

работником

17.2 Трудовые отношения возникают между __________ на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

генеральным подрядчиком и субподрядчиком

работником и работодателем

займодавцем и заемщиком

заказчиком и подрядчиком

18. К видам отпуска не относится (-ятся) …

ежегодные оплачиваемые отпуска

дополнительные отпуска

вторичные отпуска

отпуска без сохранения заработной платы

18.1 Из перечисленных категорий работников к работе в ночное время не допускаются …

иностранцы

беременные женщины

мужчины старше 50 лет

женщины старше 45 лет

18.2 Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, называется …

выходным днем

рабочим временем

временем отдыха

перерывом для отдыха и питания

19. Объектом дисциплинарного проступка выступает (-ют) …

работник

вина работника

внутренний трудовой распорядок организации

вредные последствия виновных действий нарушителя

19.1 По общему правилу, в соответствии с действующим законодательством дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее … со дня совершения проступка.

1 года 6 месяцев c т 193ТК 9 месяцев 3 месяцев

20. Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит исполнению …

через 7 дней

немедленно

в течение месяца

через 10 дней

20/1 В соответствии с действующим законодательством работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в __________ срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

трехмесячный ст. 386 Трудового кодекса РФ

шестимесячный

десятидневный

двухнедельный

20.2 Неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, называются …

индивидуальным трудовым спором

коллективным трудовым спором

забастовкой

примирительными процедурами

21. Фактическим основанием административной ответственности признается

дисциплинарный проступок

преступление

уголовное наказание

административное правонарушение

21.1 Противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, называется …

преступление

административным проступком

дисциплинарный проступок

административным правонарушением

21.2 Из перечисленных видов ответственности нормами административного права регламентируется ответственность …

работников в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих трудовых обязанностей (нарушением трудовой дисциплины)

физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения

граждан за нарушение условий гражданско-правового договора

физических лиц за совершение преступления

22. Общественно опасный результат, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления, именуется …

мотивом преступления

субъектом преступления

целью преступления

субъективной стороной преступления

22.1Определение «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания» соответствует понятию «__________».

Варианты ответа:

дисциплинарный проступок

преступление

моральный вред

административное правонарушение

22.2 Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности …

по постановлению Государственной Думы РФ

по решению судебного пристава

по постановлению прокурора

только по приговору суда

23. Достижение общественно полезной цели, сопряженное с вынужденным причинением вреда охраняемым законом интересам, именуется …

исполнением приказа или распоряжения

соучастием в преступлении

обоснованным риском

рецидивом преступлений

23.1 Умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, превышает два года лишения свободы, признаются …

тяжкими преступлениями

преступлениями средней тяжести

особо тяжкими преступлениями

преступлениями небольшой тяжести

24. Основанием освобождения от наказания не является …

болезнь лица, совершившего преступление

истечение сроков давности обвинительного приговора суда

условно-досрочное освобождение

примирение с потерпевшим (от ответственности)

24.1Целью уголовного наказания является …

уничтожение осужденного

восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений

причинение осужденному физических страданий

нанесение вреда чести и достоинству осужденного

25. Совокупность живых организмов, населяющих временно или постоянно территорию страны, находящихся в состоянии естественной свободы, называют …

природным ландшафтом

животным миром

морской средой

континентальным шельфом

25.1 Установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями экологического законодательства – это экологическая (-ое) …

лицензирование

стандартизация

экспертиза

нормирование

25.2 Субъектом экологических правоотношений не является …

животный мир

гражданин РФ

государство

юридическое лицо

26. Система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической и экологической оценке и социальном значении, именуется …

регистрацией Регистрация – внесение в единый по форме официальный документ сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду.

кадастром

экологическим паспортом предприятия Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, их состоянии, видах воздействия на них.

экологическим мониторингом Совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями и их последствиями именуется экологическим мониторингом.

26.1 Деятельность государственных органов, связанная с выдачей разрешительных документов на природопользование и осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды, – это экологическая (-ое) …

стандартизация

экспертиза

лицензирование

нормирование

26.2 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования относится к органам____ компетенции.

специальной

факультативной

межотраслевой

27. Обязательства государств по установлению контроля за производством и использованием фреонов и фторуглеродов закреплены …

Монреальским протоколом 1987 г.

Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.

Уставом ООН

Киотским протоколом

27.1 Функционирование национальных парков регулируется …

Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха»

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»

Лесным кодексом РФ

Земельным кодексом РФ

27.2 Ответственность по международному экологическому праву предусматривает …

необходимость морального возмещения причиненного вреда

возможность уголовного преследования субъектов экологического права

обязанность возместить физический вред

возложение на субъекта международного права невыгодных материальных последствий

28. К природно-заповедному фонду страны не относят …

национальные парки

государственные природные заповедники

ботанические сады

земли городских поселений

28.1 Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждается …

Красная книга РФ

Кадастр РФ

Реестр РФ

Регистр РФ

29. Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, согласие на частичные временные ограничения их прав, письменное согласие на проведение в отношение их проверочных мероприятии означает …

допуск к государственной тайне

продажу сведений, составляющих государственную тайну

разрешение на использование секретных сведений

соглашение между хозяйствующими субъектами о нераспространении государственной тайны

29.1 Определение «снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям» соответствует понятию «__________».

допуск к государственной тайне

рассекречивание сведений и их носителей

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну

система защиты государственной тайны

30.Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, зависит от …

степени ущерба, причиненного конкретному лицу

тяжести ущерба, который может быть нанесен государству

объема предоставленных сведений

органов, предоставляющих сведения

30.1 К органам защиты государственной тайны относится …

Государственная Дума РФ

межведомственная комиссия по защите государственной тайны

Конституционный суд РФ

Президент РФ

30.2 Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае.

выхода в ежегодный оплачиваемый отпуск

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны

выхода в отпуск по беременности и родам

достижения гражданином пенсионного возраста

31. Информация, зафиксированная на материальном носителе путем документирования, с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или ее материальный носитель – это …

информация об организации власти государстве

документированная информация

свидетельские показания

протоколы допросов

31.1 Определение «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» соответствует понятию «__________».

информационно-телекоммуникационная сеть

информационная система

информация

информационные технологии

31.2 Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, …

затрагивающей интересы его контрагентов по гражданско-правовым сделкам

касающейся деятельности этих органов власти (их должностных лиц) и составляющей государственную тайну

касающейся его родственников

непосредственно затрагивающей его права и свободы

32. Преступления в сфере компьютерной информации относятся к преступлениям …

в сфере экономики

против личности

против государственной власти

против общественной безопасности

32.2 Нотариус может быть освобожден от обязанности сохранения тайны…

по решению суда, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия со ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

по решению нотариальной палаты субъекта РФ

в случае утраты им трудоспособности

по достижении им пенсионного возраста

32.3 Принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации, называется …

защитой информации

конфиденциальностью информации

распространением информации

доступом к информации

Для перехода на задание кликните по нему. ДЕ "Общая теория права"

1. Понятие и сущность права. Система Российского права и ее структурные элементы.

2. Источники права. Норма права.

3. Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность.

4. Российское право и "правовые семьи". Международное право.

ДЕ "Основы конституционного права РФ"

5. Конституция РФ.

6. Основы конституционного строя РФ.

7. Правовой статус личности в РФ.

8. Органы государственной власти в РФ.

ДЕ "Основы гражданского права"

9. Граждане и юридические лица как субъекты гражданского права.

10. Право собственности.

11. Обязательства и договоры.

12. Наследственное право РФ.

ДЕ "Основы семейного права РФ"

13. Условия и порядок заключения брака.

14. Права и обязанности супругов.

15. Права несовершеннолетних детей.

16. Алименты.

ДЕ "Основы трудового права"

17. Основания возникновения трудовых прав работников. Трудовой договор.

18. Рабочее время и время отдыха.

19. Российское право и "правовые семьи". Международное право.

20. Защита трудовых прав граждан.

ДЕ "Административное правонарушение и административная ответственность РФ. Основы уголовного права РФ"

21. Административное правонарушение и административная ответственность.



Просмотров