Ограничения свободы человека в обществе. Ограничение прав и свобод человека. Защита интересов в условиях экономической деятельности

Нет точного перечня того, какие ограничения прав и свобод граждан существуют. Все они условно могут разделяться на две основные категории. Одна подразумевает взаимоуважение между людьми, а другая направлена на защиту государства в целом. Все это обязательные требования для существования стабильного общества. Без подобных ограничений человечество достаточно быстро скатилось бы в хаос. По мере развития социальных отношений возникало все больше и больше различных запретов. В то же время постепенно исчезали устаревшие уже ограничения. К примеру, раньше общество разделялось на четко определенные группы, типа дворянства, крестьян и так далее. Сейчас подобного разделения нет, то есть не действует ограничение прав и свобод. Конституция предполагает, что абсолютно любой человек равен другому и ничем от него не отличается. Касается это в первую очередь именно прав и свобод.

Определение

Трактовка того, что именно подразумевается под подобным запретом, может существенно различаться в зависимости от источника. Связана проблема с тем, что, помимо непосредственного определения, существуют ещё и различные косвенные описания и тому подобные факторы. Если обобщить все имеющиеся данные, можно вывести усредненное описание. Так, ограничение прав и представляет собой специально предусмотренные в законодательстве запреты и пределы возможностей, которые необходимы для уменьшения количества вариантов различных действий. Выглядит это несколько непонятно. Если проще, все это означает введение специальных законов, которые не дадут человеку действовать во вред себе, окружающим или стране.

Уважение других лиц

Это один из вариантов того, какие ограничения прав и свобод граждан существуют. В данном случае подразумевается, что человек может делать практически все что угодно, пока это не касается, даже косвенно, других членов общества. К примеру, можно спокойно слушать громкую музыку дома днем, так как это никому не мешает. Но вот делать это ночью уже нельзя, так как именно в это время большинство людей спит. Естественно, есть и различные исключения, к примеру, человек может спать днем, потому что ночью он работает. В такой ситуации ему будет мешать музыка и в светлое время суток, но законодательные нормы в первую очередь ориентируются на большую массу людей. А при возникновении такой проблемы всегда можно просто сходить к соседу и по-человечески его попросить сделать потише, объяснив причины. В целом, основания ограничения прав и свобод - это стремление добиться того, чтобы различные группы, личности, ячейки общества и другие объединения граждан могли сосуществовать друг с другом без излишних конфликтов. Это главная цель запретов, до сих пор более-менее успешно справляющихся со своей задачей.

Требования государства

Это уже вторая категория, описывающая то, какие ограничения прав и свобод граждан существуют. В данном случае подразумевается, что государство искусственно запрещает человеку делать что-либо, что могло бы навредить всей стране в целом. Возможно, никакой отдельный гражданин при подобных действиях и не пострадал бы, однако однозначно будет нанесен вред государству. Имущественный, финансовый или любой другой - роли это не играет. Если первая категория верна для всех стран вне зависимости от территории, то вот эта разновидность ограничений имеет уже более узкую направленность, подразумевающую, что в первую очередь нужно учитывать интересы собственной страны и только потом любой другой, соседней или удаленной.

Разумность ограничений

В подавляющем большинстве случаев, вне зависимости от того, какие ограничения прав и свобод используются, они носят адекватный характер. К примеру, вполне логичным и правильным является запрет на убийство других людей, кражу имущества, грабежи и так далее. Но вот в некоторых странах действуют достаточно неоднозначные ограничения для населения, которые адекватными назвать никак нельзя. К примеру, в Великобритании беременная имеет возможность, если нет других вариантов, затребовать у любого полицейского его шлем. И справить туда малую нужду. Флорида отличилась запретом исключительно для незамужних женщин прыгать с парашютом. Но тут есть и оговорка: ограничение действует только в воскресенье. Французам запрещено давать свинье имя Наполеон. И это только очень небольшая часть подобных ограничений. Естественно, на самом деле мало кто все это учитывает, но так как законы действуют, они могут в любой момент быть использованы. Подобные странности можно найти практически в любой стране мира, главное - хорошо поискать.

Отдельные территории

Это, по своей сути, ограничение прав и свобод человека из ряда тех, которые направлены на безопасность государства в целом. Тем не менее, учитывая тот факт, что сюда входят и всевозможные запреты в зонах стихийных бедствий и тому подобных ситуациях, также учитываются интересы других граждан. К примеру, принудительное выселение из домов, которые будут затоплены или пострадают от огня, может спасти кому-то жизнь. Но по своей сути это все равно считается ограничением. Пусть он и направлен на благое дело, но в теории каждый может решать сам, утонуть ему или нет.

Ограничения для разных категорий населения

По правилам все люди равны. Но есть некоторые группы населения, для которых есть больше запретов, чем для других. Такие ограничения прав и свобод граждан в первую очередь касаются заключенных. Человек преступил закон, по этому поводу существует решение, что для продолжения функционирования общества в прежнем режиме такое лицо должно быть изолировано. Раньше проблему такого рода решали радикально - смертной казнью. Сейчас больше практикуют тюремное заключение на тот или иной срок, в зависимости от размеров проступка.

Неправомерные ограничения

Некоторые типы запретов идут вразрез с законом. К примеру, удержание невиновного лица правоохранительными органами безо всякой на то причины. Это самый простой и распространенный вариант неправомерного ограничения прав и свобод граждан. Существуют и другие варианты. В некоторых случаях они могут быть абсолютно законными в одной стране, но недопустимыми в другой. К примеру, в России можно встретить негативное отношение к лицам нетрадиционной ориентации, а вот в странах Европы их приветствуют, предоставляя все условия для проживания. И подобных ситуаций можно привести множество.

Итоги

Итак, если подвести итоги того, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, можно заметить, что они настолько многочисленны, что перечислению не поддаются. Эти запреты окружают каждого человека в его повседневной жизни постоянно. Они нужны для того, чтобы все жили более-менее нормально, чтобы минимизировать количество конфликтов и так далее. Ни одна страна мира не может существовать без подобных запретов, так как в этом случае ничем не ограниченное общество будет полностью неподконтрольным, чего допускать правители не собираются. Некоторые люди считают, что это неправильно, но существует и другое мнение, что чем жестче государство относится к любым нарушениям правил, чем меньше ненужных свобод, тем лучше живет все население в целом.

Аннотация

В статье анализируются основные федеральные законы Российской Федерации, раскрывающие ст. 29 Конституции РФ; приводятся аргументы за и против офаничения нрава на свободу слова; определяется необходимость государственного контроля над деятельностью средств массовой информации, Интернетом и публичными мероприятиями.

Ключевые слова: свобода слова, свобода средств массовой информации, свобода публичных мероприятий, свобода информации, свобода в Интернете, ограничение свободы слова.

The article analyzes the basic Federal laws of the Russian Federation, revealing of article 29 of the Constitution; arguments for and against restrictions on freedom of speech; identifies the need for state control over the activities of the media, Internet and pub personal events.

Keywords: freedom of speech, freedom of media, freedom of public events, freedom of information, freedom on the Internet, restriction of freedom of speech

Субъективная свобода слова в своем развитии прошла многовековую историю, каждая страна имеет свои особенности и этапы ее формирования и закрепления.

В XXI в., в условиях интеграции, большинство стран мира имеют конституционное закрепление свободного выражения мнений. Помимо этого, свобода убеждений гарантируется и всеми основополагающими международными актами по правам человека; Всеобщая декларация прав человека 1 (ст. 19), Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (ст. 10) и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 19).

В Конституции РФ п. 1ст. 29 гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Трактовка свободы слова включает в себя добровольность выражения своих убеждений, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, свободу печати, наличие независимых средств массовой информации (далее - СМИ) и отсутствие цензуры. Свобода мысли является неотъемлемой составной частью свободы слова.

За все время существования сущность свободы слова остается неизменной. Но меняются люди и общество под влиянием событий мирового масштаба, таких как появление технических новшеств, например Интернет и социальные сети. Все это делает необходимым законодательное закрепление новых форм реализации свободы слова и ограничение не только процессуальной, но и содержательной стороны права человека па свободное выражение собственных мнений и убеждений. То есть ограничение прав человека напрямую зависит от уровня развития общества. Но каков предел данных ограничений, все ли они необходимы?

Законодательство России закрепляет различные формы реализации свободы слова. Рассмотрим правовые ограничения основных конституционно закрепленных форм. Во-первых, реализация посредством СМИ (п. 5 ст. 29 Конституции РФ). Во-вторых, путем мирных собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства запрещены (п. 2 ст. 29 Конституции РФ) в любой форме реализации.

Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации, печати и запрет цензуры. Правовой основой контроля над СМИ в России является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» 4 . Помимо описания органов СМИ, их прав и обязанностей, Закон содержит в себе определенный перечень тем, освещение которых через СМИ является правонарушением. К таковым, к примеру, относятся: распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий; сведений о наркотических веществах; разглашение коммерческой и государственной тайны; публичное оправдание терроризма; пропаганда культа насилия и жестокости.

Вполне обосновано выделение данных тем государством, ведь они могут нанести моральный вред детям или спровоцировать человека на совершение преступления. Информация, не соответствующая действительности, может успеть нанести значительный урон обществу и государству в целом еще до того, как она будет верифицирована. В соответствии с этим в случае каких-либо нарушений субъект, отвечающий за деятельности СМИ, понесет административную или даже уголовную ответственность.

Не так давно вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационнотелекоммуникационных сетей» 5 (также известный как закон «о блогерах»), суть которого заключается в том, что владелец сайта (и) или страницы в сети Интернет (блогер), па которой размещается общедоступная информация, имеющая более трех тысяч посещений в день, приравнивается к СМИ. И деятельность блогера уже регулируется соответствующим законом.

В соответствии с этим можно заметить, что государство с юридически закрепленной целью не допустить распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причиняющих ему неимущественный вред (ст. 62 Закона о средствах массовой информации), держит под контролем СМИ во всех формах его проявления, аудио-, видео-, печатных и интернет-изданиях. Об этом говорит и наличие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации. Также стоит отметить, что регистрация СМИ осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (ст. 8 Закона о средствах массовой информации).

Все это говорит о наличии ограничения реализации свободы слова путем ограничения деятельности СМИ. Однако это способствует реализации других прав и свобод человека, которые являются первостепенными по отношению к праву на свободу слова, например, право на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 и 22 Конституции РФ).

Статья 29 (п. 4) Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Эта статья непосредственно связана с такой формой реализации свободы слова, как СМИ. Ведь СМИ являются главным источником массовой информации. Два основных закона, регулирующих данный пункт статьи, это Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон «Об информации») и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» .

Статья 5 Закона «Об информации» классифицирует информацию на общедоступную и ограниченного доступа (доступ к которой ограничен федеральными законами). При этом ст. 8 того же Закона закрепляет право физических и юридических лиц осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Законом и другими федеральными законами.

В соответствии с законом «о блогерах» прослеживается постепенное увеличение контроля государства и над глобальной сетью Интернет. В современном мире Интернет является одной из форм реализации свободы слова. Однако юридическое оформление данной формы находится лишь в начальной стадии, так как в современном мире очень развиты интернет-сообщества, достаточно сложно осуществлять даже формально определенный контроль над какими-либо блогами или сетевыми изданиями. В ст. 15.1 указано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единый реестр. Там же прописаны и основания внесения страниц сайтов в реестр.

Такое ограничение содержания информации свободного получения, передачи и распространения обусловлено защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Закона «Об информации»). В случае обнаружения информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам или осуществлению экстремистской деятельности, нарушитель в соответствии с установленными законом нормами песет уголовную или административную ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федеральный закон, ограничивающий свободу информации, направлен, главным образом, на сдерживание информации, которая может стать причиной массовых выступлений. Осуществляется это путем блокирования источников данной информации. В XXI в. вопрос о том, хорошо это или плохо, остается открытым. Но факт того, что современное общество ежедневно использует мировую сеть Интернет как источник информации, предполагает «просеивание» содержания мировой сети.

Закон «О государственной тайне» содержит закрытый перечень тем, которые не подлежат разглашению и, тем более, публичному освещению в СМИ. Данное ограничение свободного получения и распространения информации обусловлено заботой о безопасности граждан и государства.

Еще одной формой реализации свободы слова являются публичные мероприятия. Статья 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Данное право позволяет непосредственно выражать свое мнение по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Государственное регулирование данного права обеспечивается Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 8 .

Принимая во внимание не только «сухую» юридическую сторону дела, но и психологическую природу человека, стоит заметить, что поведение одного человека и поведение человека в толпе существенно различаются. Из этого следует сделать вывод, что такая форма реализации свободы слова, как массовые публичные мероприятия, подлежит государственному регулированию и законодательному ограничению. Но при этом обязательно должны соблюдаться все права и свободы человека.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» раскрывает содержание таких форм публичных мероприятий, как собрания, шествия, митинги, демонстрации и пикетирования. Он закрепляет два главных принципа проведения публичных мероприятий: законность и добровольность; вводится возрастной ценз (от 16 - митинги и собрания, от 18 - остальные) (ст. 3 и 5).

Статья 7 данного Федерального закона устанавливает обязательность уведомления органов исполнительной власти о проведении публичного мероприятия, его цели, формы, места и регламента. Пункт 2 ст. 8 содержит перечень территорий, па которых запрещены публичные мероприятия: территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к судам, линиям электропередач и др. Постановлением Конституционного Суда РФ было сформулировано, что органы исполнительной власти определяют приспособленные для массовых выступлений места. Данный пункт статьи признан не соответствующим Конституции РФ, так как им нормативно не закрепляются критерии, обеспечивающие соблюдение равенства юридических условий реализации гражданами права на свободу мирных собраний .

В случае невозможности проведения публичного мероприятия в силу неподходящих места и времени, выбранных гражданами, органы публичной власти обосновывают причину отказа и предлагают альтернативные варианты проведения мероприятия. Конституционный Суд РФ фиксирует (не исчерпывающий) список возможных причин запрета массовых мероприятий (необходимость сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, поддержание общественного порядка, обеспечения безопасности граждан), который выходит за пределы ограничения места и времени и применим фактически к любому массовому публичному мероприятию.

Поскольку какие-либо правила, критерии и конкретные требования к невозможности проведения публичного мероприятия в Законе отсутствуют, любой повод и предлог отвечает условию отказа в его проведении. Материалы жалоб показывают, насколько заведомо избыточно и порой абсурдно исполнительная власть и судебные органы выдвигают и оправдывают такого рода отказы. Так, органы публичной власти легко запрещают проведение мероприятий под предлогом возможного проведения ремонта дорог и коммуникаций, высокой посещаемости мест проведения митингов и демонстраций, аварийного состояния культурных объектов и угрозы их сохранности и даже наличия обращения церковного иерарха о деструктивности проводимого мероприятия. Имеются также примеры, когда органы публичной власти заведомо создают подобные мотивы для запрета митингов и манифестаций, инициируя проведение в то же время и в том же месте иных публичных акций. Таким образом, требование обосновывать предложение органа публичной власти об изменении времени и места проведения мероприятия не представляет никаких гарантий реализации права мирных собраний и фактически используется как предлог для их запрещения 1

В целом ограничения реализации свободы слова в форме публичных мероприятий, которые закреплены в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласуются с обязанностью государства заботиться о жизни и здоровье своих граждан. Во-первых, имея информацию о цели, времени и месте проведения публичного мероприятия, органы государственной власти способны обеспечить повышенную безопасность граждан на определенной территории и в случае надобности предотвратить правонарушение. Во-вторых, в случае прогнозирования на публичных мероприятиях возможных беспорядков, которые могут нарушить права и свободы человека, органы государственной власти могут проводить профилактику правонарушений.

Мои коллеги по работе планируют устроить в день города небольшое пикет на одну из злободневных тем. Мне лично данное мероприятие кажется несколько сомнительным, не хочется столкнуться с некоторыми неприятностями и проблемами с законом. Пришлось проштудировать вопрос, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, какие права человека тщательно защищаются.

Если вас интересуют все актуальные на данный момент ограничения, изучите эту статью. Здесь вниманию представлены ответы на вопросы:

  • Общее понятие ограничений на право и свободу человека;
  • Основные признаки границ;
  • Основания для ограничений человеческих прав и свободы;
  • Правила и особенности защиты интересов.

Ограничение стандартных прав и свободы каждого современного человека представляет собой законом регулируемое снижение вариантов поведения, разрешенного в границах полного запрета и установленных пределов.

Что касается признаков ограничений, то здесь можно отметить следующие:

  • Это определенные юридического плана и фактические для субъекта последствия. Они могут проявляться в виде достаточно неблагоприятных окружающих условий для полноценной соблюдения стандартных интересов людей, чья свобода ограничивается потребностями той стороны, что в определенной ситуации стремится ущемить права;
  • Законное снижение количества возможностей имеет определенные и законные границы. Подобные пределы и ограничения имеют субъектный, определенный пространственный, а также временной характер;
  • Основанные на законных требованиях ограничения прав человека определяются специальными уполномоченными организациями. Они изначально предназначены для быстрого и эффективного достижения предварительно поставленных задач и целей;
  • Ограничение возможностей человека полностью обеспечивается определенными мерами государственного принуждения и разными законными условиями и предписаниями.

Установленные законные пределы на права и свободу обязательно должны иметь грамотное обоснование.

Среди самых распространенных причин можно отметить:

  1. Защита и качественная охрана установленных требований национальной и современной государственной безопасности, а также общей обороны страны. В качестве примера можно привести объявление и установление чрезвычайного положения на территории государства.
  2. Охрана общего порядка и высокого уровня безопасности в современном обществе среди людей. Оптимальным примером может послужить законное положение «о тишине».
  3. Охрана нравственности, морали, полной свободы, материального благосостояния, здоровья современного человека. Здесь в качестве примера можно привести закон, который запрещает курить во всех городских общественных местах.

В большинстве случаев в городах или во всей стране в целом принимается особый режим по перемещению людей по городу в ночные и дневные часы. Также могут задействоваться особые рабочие графики, при которых трудящиеся крупных предприятий перестраиваются на особый производственный режим.

Защита интересов современного человека

Существуют обратного плана ограничения, которые открывают перед современным человеком огромное количество возможностей. Подобные правила распространяются на разные области деятельности человека.

Защита экономических интересов

Определенными конституционными решениями РФ отменены границы на такие вещи, как:

  1. Использование находящего в собственности имущества и индивидуальных способностей для ведения коммерческой и производимой экономической деятельности, разрешенной современным законодательством.
  2. Наследование и право на возмещение ранее причиненного вреда.
  3. Нет никаких ограничений на собственность. Частные вложения могут храниться в виде банковских вкладов.
  4. Отсутствуют ограничения на установление акцизов, пошлин, сборов и налогов.

Современное государство не налагает никаких ограничений на жилье человека и на все связанные с ними юридические и гражданские права.

Защита личности

В настоящее время личные не касающиеся имущества права человечества заслуживают внимания от современного конституционного права. По некоторым делам приняты решения, полностью отменяющие те требования, которые нарушают или умаляют неимущественные права. Современное законодательство защищает свободу людей в таких важных сферах, как:

  1. Жизнь.
  2. Личная неприкосновенность. Никто не может лишить человека свободы по произволу властных структур.
  3. Имя, честь и достоинство.
  4. Перемещение по миру, выбор временного или постоянного места проживания. Исключением являются ситуации, когда на человека наложены законные ограничения.

Защита политических взглядов и интересов

Некоторое количество постановлений и решений КС РФ изначально касаются эффективной защиты именно таких интересов. Согласно прописанным в них правилам, можно сделать вывод, что категорически запрещено ущемлять права современного человека в таких вопросах, как:

  • Участие в процессе регулирования дел государства;
  • Выбор гражданства;
  • Гражданское или юридическое объединение;
  • Непосредственное участие в более узком территориальном городском самоуправлении;
  • Полная свобода мыслей и слова.

Подводим итоги

  • Законные требования устанавливают определенные ограничения на воплощение полноценных прав граждан, но строго в пределах стандартных нормативов конституции;
  • Современный конституционный суд изучает делопроизводства, напрямую касающиеся тщательной оценки основных правомерных ограничений, касающихся реализации полномочий граждан;
  • Законом установленные границы обязаны полностью соответствовать основным конституционным задачам;
  • Предписания, которые содержатся в современном ФЗ и касающиеся разрешенного поведения человека, должны быть максимально точными и понятными для каждого.

Введение………………………………………………………………………..…3

Основная часть

1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека5

2. Признаки и цели ограничений прав и свобод человека…………8

3. Способы ограничений прав и свобод человека……………..10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………..15


Введение

Актуальность темы контрольной работы.

Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.

Ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения среди российских политиков и экспертов, рассматривающих эту проблему в практической плоскости. Необходимость ограничений обосновывается, во-первых, нарастанием угрозы международного терроризма, в связи с чем, как правило, говорят о характерном для всего мирового сообщества кризисе либеральных ценностей. Во-вторых, специфически российский аргумент сводится к констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, с тем, чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества.

Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении ограничений прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие конституционных ограничений прав и свобод человека;

2. рассмотреть признаки и цели ограничений прав и свобод человека;

3. рассмотреть способы ограничений прав и свобод человека.

Объект исследования – ограничение прав и свобод человека.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением ограничений прав и свобод человека.


1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, - это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.

Закрепление в Конституции России концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества, государства, выраженное в лаконичной формуле "человек, его права и свободы, являются высшей ценностью", сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина - "ограничение прав и свобод человека и гражданина". Новизна конституционного понятия "ограничение прав и свобод человека и гражданина" обусловила неопределенность его содержания. В современной российской юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание данного термина. Нет четкого определения данного понятия, анализа его сущности и содержания с точки зрения конституционных идей и принципов.

Для уяснения понятия, сущности и значения конституционной категории "ограничение права" представляется необходимым проанализировать концепцию взаимоотношений государства, общества и человека, установленную действующей Конституцией России.

Одно из проявлений Конституции как Основного Закона государства заключается в закреплении прав и свобод человека и гражданина и принципов их реализации. В настоящее время права и свободы человека и гражданина рассматриваются как традиционный и необходимый объект конституционного регулирования. "Важнейшее место в Основном законе, - пишет Б.С. Эбзеев, - занимают права и обязанности человека и гражданина, определяющие сферу индивидуальной автономии личности и закрепляющие взаимные обязательства государства и гражданина". Конституционное закрепление прав и свобод необходимо для того, чтобы защитить человека от произвола государства и предотвратить нарушение прав и свобод путем издания законов и иных правовых актов. Таким образом, идея прав человека и конституционная идея находятся в тесном взаимодействии, более того, в настоящее время они представляют собой единое целое. Без прав человека нельзя себе представить конституцию современного государства. Права и свободы человека стали частью фундаментального порядка государства; государственная власть в процессе своей реализации ограничивает себя правами человека. В правах и свободах выражается определенный конституционный консенсус, который обосновывает любую конституцию и служит ее опорой.

Для определения пределов свободы человека Конституция РФ оперирует термином "ограничение" (ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79). Конституционный термин "ограничение" образован от общеупотребительного слова "ограничение", что означает "стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы". В теории права правовое ограничение определяется как "правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц". Существуют и другие определения ограничения права (свободы). Например, В.И. Гойман определяет ограничение права (свободы) как "осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема". М.А. Нагорная - как "изменение содержания или объема действия нормы права". Б.С. Эбзеев дает следующее определение ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле: это "допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина", и, кроме того, "в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод".


2. Признаки, цели ограничений правового статуса личности

Общие признаки правовых ограничений, как считает А.В. Малько, заключаются в том, что они:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного "предельного" состояния;

3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию;

5) предполагают снижение негативной активности.

Цели ограничений в научной литературе определяются по-разному: сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений (А.В. Малько); запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (В.А. Четвернин); защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман); необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б.А. Страшун); поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан (А.С. Мордовец).


3. Способы ограничений прав и свобод человека

Способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть различными: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

г) обязанность;

д) ответственность.

В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав (свобод), других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав (свобод) - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. Как отмечает Б.С. Эбзеев, "социальной основой конституционных ограничений, частью которых выступают ограничения основных прав, является лично-собирательный характер общества. Человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей. В свою очередь, общество не есть ни простая совокупность индивидов, ни некий одноструктурный монолит. Это своеобразный социальный организм, в котором личность обладает самостоятельной ценностью и играет творческую роль, а личное (частное, индивидуальное) и общее (коллективное, социальное) должно находиться в равновесии".

Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и ориентиров (целей), образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: "...пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий". В этом смысле пределы (границы) реализации прав (свобод), закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.

Согласно ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Однако же в соответствии со ст. 29 при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые детерминируют (предопределяют) закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов (границ) реализации человеком (гражданином) прав (свобод) и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Необходимо отметить, что жесткой, непроницаемой границы между интересами отдельного человека и интересами государства нет, и иногда интересы государства, общества и личности в установлении отдельных ограничений совпадают. Например, ограничение свободы человека в связи с предполагаемым совершением им уголовного преступления отвечает как интересам отдельной личности (потерпевшего), так и интересам государства (раскрытие преступления без помех со стороны подозреваемого).


Заключение

Итак, мы дали понятие конституционных ограничений прав и свобод человека, рассмотрели признаки и цели ограничений прав и свобод человека, а также способы ограничений прав и свобод человека.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Отдельные ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в точном правовом смысле этого слова возможны лишь в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законом.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства.

Объем прав и свобод не может быть уменьшен без введения чрезвычайного положения в тех случаях, когда они не нарушают принцип правового равенства и когда пользование ими не связано со злоупотреблениями со стороны субъектов этих прав и свобод.

Таким образом, ограничение права человека (гражданина) - это установленные законодательством пределы реализации человеком (гражданином) прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.


Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

Литература:

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2005. – С. 472.

2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. – М., 2006. – С. 241.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1, 2. – М., 2006. – С. 427.

4. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 2006. – С. 618.

5. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М., 2005. – С. 481.

6. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – М., 2006. – С. 274.

Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – М., 2006. – С. 53.

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. – М., 2006. – С. 64.

Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291; Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

Новиков М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 9.

До настоящего времени большинство людей все еще путают такие понятия, как ограничение и лишение свободы. Если рассматривать ограничение свободы, то это самостоятельный вид наказания. Его могут назначать только в случаях, которые предусмотрены санкцией статьи УК РФ. Назначить ограничение свободы нельзя детям, не достигшим возраста 18 лет, беременным женщинам, матерям, у которых на иждивении имеются дети до 14 лет, а также инвалидам и пенсионерам.

В чем смысл наказания

Для наказания в качестве ограничения свободы характерными считаются такие признаки:

  1. Главный вид наказания.
  2. Максимальный срок составляет 5 лет.
  3. Может иметь место, если предусмотрен санкцией УК.
  4. Люди, подвергшиеся такому виду наказания, отбывают его в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа, где отсутствует изоляция от общества и постоянная охрана. Как правило, располагаются такие учреждения согласно постоянному месту жительства осужденного.
  5. Люди, получившие наказание в виде ограничения свободы, должны все время находиться в рамках исправительного центра под наблюдением и качественного выполнять свои обязанности. Срок наказания таких людей вступает в силу с момента их поступления на место прибывания наказания и постановки на учет.

Подробности касательно видов ограничения свободы человека в обществе смотрите на видео.

Осужденные, получившие в качестве наказания ограничение свободы, могут свободно перемещаться по территории исправительного заведения. Если администрация даст свое согласие, то осужденные могут перемещаться даже вне территории исправительного центра. Но, как правило, это может происходить только по работе или обучению осужденного.

Лица, получившие наказание в виде ограничения свободы, могут применять деньги, получать письма, посылки, а также иметь свидания с родными без ограничений. Проживание осужденных происходит в специально оборудованных общежитиях. Каждый осужденный должен обладать документом, который бы подтверждал его особу.

Когда лицу назначено ограничения свободы, вновь совершить преступное деяние, то наказание ему будут назначать с учетом совокупности приговоров. При этом принимается во внимание тот факт, что 2 дням ограничения свободы приравнивается 1 день лишения свободы. В рамках этого вопроса полезно почитать о том, что такое метод .

Если осужденный самовольно покидает исправительное место, злостно не выполняет свои обязанности, а также систематически нарушает общественный порядок, то это считается преступлением, за которое предусмотрена ответственность. Также к преступным деяниям стоит отнести несвоевременное прибытие на место наказания после краткосрочного выезда. Отметим, что выбор меры пресечения напрямую зависит от .

Ограничение свободы не вступает в силу для следующей категории лиц:

  • беременные;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • военнослужащие срочной службы;
  • инвалиды;женщины, у которых на иждивении дети, не достигшие 14 летнего возраста.

Какие существуют ограничения свободы человека в социуме

Для каждой ситуации и лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, предназначен определенный вид рассматриваемого назначения.

В чём смысл , подробно указано в данной статье.

Такое наказание может быть назначено военнослужащим, которые проходят срочную службу, находятся в армии по – контракту, лица офицерского состава, проходящие службу по призыву, лица, признанные на службу по мобилизации. Содержание в дисциплинированном батальоне может длиться от полугода до 2 лет.

Все эти случаи рассмотрены подробно в УГ РФ. Также заменить лишение свободы на пребывание в дисциплинарном батальоне в течение 2 лет может суд, принимая во внимание обстоятельства дела и характеристику осужденного. Также такое наказание может быть использовано для лиц, которые ранее уже находились в местах лишения свободы.

Лишение свободы

Этот вид наказания состоит в том, что осужденного лишают свободы на определенный срок. В это время он находится в изолированном помещении закрытого типа. Максимальный срок отбывания может достигать 15 лет. Все эти случаи указаны подробнее в УК РФ.

Арест

Наказание, предусматривающее арест, состоит в нахождении осужденного человека в условиях изоляции. Срок пребывания может достигать от 1 до 6 месяцев. Для людей, проходящих службу в армии, арест происходит на гауптвахте. Применять наказание в виде ареста можно к лицам, чей возраст уже достиг 16- летия. Недопустимо подвергать аресту беременную женщину, а также мать, у которой на содержании находятся дети до 7 лет. В статье вы можете найти различные , чтобы лучше разобраться в этой теме.

Ограничение свободы – это достаточно встречаемый вид наказания сегодня. Его суть состоит в том, что человек, нарушивший закон, определенное время находиться в специальном помещении, причем он может работать, учиться, получать деньги, видеться с близкими и даже покидать территорию исправительного учреждения. Но все эти условия содержания имеют место только при условии, что осужденный неукоснительно выполняет все свои обязанности. Если вы интересуетесь этим вопросом, читайте , особенности в УК.



Просмотров