Основные группы соц норм. Виды социальных норм. Узаконенные социальные правила

В результате изучения данной главы студент должен:

знать какую роль играет право в жизни общества и как осуществляется правотворчество в Российской Федерации;

уметь отличить право от морали и находить нужную норму права в нормативных документах;

владеть анализом правовых норм и на основе этого избегать совершения правонарушений.

Социальные нормы

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Ж. Жубер

Известно, что все мы очень разные и даже двух одинаковых людей найти невозможно. Однако модель поведения людей достаточно единообразна; они учатся, поступают на работу, покупают продукты в магазине, заключают браки и т.д. Такое поведение является распространенным, массовым, правильным, а следовательно – нормальным.

В самом широком смысле "норма" означает образец, стандарт или правило поведения.

Все нормы, используемые людьми, делятся па две группы.

А. Несоциальные нормы . Регулируют взаимоотношения человека с природой, техникой и представляют собой специфический язык общения людей с природой, материальными объектами. На протяжении многих лет обучение в школе сводилось в основном к изучению именно несоциальных норм (иногда представленных в виде формул). Назовем только некоторые из них:

  • математические нормы (площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон);
  • физические нормы (все тела подчиняются закону всемирного тяготения);
  • химические нормы (при взаимодействии неорганических кислот с щелочами образуются соль и вода);
  • (физиологические нормы (в холодное время года мы одеваем более теплую одежду);
  • биологические нормы (заболев гриппом, лучше остаться дома, чтобы не заразить других);
  • климатические нормы (даже теплой осени на смену придет холодная зима);
  • технические нормы (чтобы воспользоваться электроутюгом, нужно обязательно воткнуть вилку в розетку);
  • сельскохозяйственные нормы (чтобы посевы не погибли от засухи, их необходимо орошать);

Игнорирование указанных норм чревато для человека негативными последствиями со стороны сил природы и техники.

Б. Социальные нормы это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

В повседневной жизни люди используют большое количество разнообразных социальных норм. Знания о социальных нормах человек получает в семье, в школе, общаясь с другими людьми, из теле- и радиопередач, книг и т.п. К числу социальных норм относятся следующие.

  • 1. Ритуалы (обряды) – правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Другими словами, ритуал – это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Так, "последний звонок" в школе не только символизирует вступление во взрослую жизнь, но и вызывает грусть при прощании с детством.
  • 2. Мифы – образные истории, былины, сказки, басни в определенной степени также регулируют поведение людей. Они подталкивают читателя, слушателя к осмыслению различных ситуаций и на своем примере учат тому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
  • 3. Обычаи – это общепринятые правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Соблюдая обычаи, люди даже не задумываются о том, что изначально их появление было связано с какими-то жизненно важными именно для этого народа закономерностями. Этим и объясняется наличие разных обычаев у разных народов.
  • 4. Религиозные нормы – это правила поведения, которые устанавливаются церковью и регулируют поведение верующих. Эти нормы охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека могут быть даже более значимыми, чем меры государственного принуждения. Так, истинно религиозный человек скорее предпочтет тюрьму, чем отлучение от церкви. К религиозным санкциям относятся и Страшный суд, и пребывание в аду и др. Следует отметить, что такие религиозные нормы, как христианские заповеди (не убей, нс укради и др.), носят общечеловеческий характер и в том или ином виде отражены практически во всех мировых религиях.
  • 5. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Поскольку несоблюдение этих обязательных правил может нанести обществу значительный вред, за их нарушение государство устанавливает особо суровые санкции.
  • 6. Моральные (нравственные) нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро, а что – зло; духовные и душевные качества, необходимые человеку. В качестве примера можно привести моральную норму, обязывающую заботиться о младших, помогать престарелым. В любом коллективе не любят подлецов, завистников или сплетников. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение.
  • 7. Политические нормы формулируются различными политическими партиями, носят самый общий характер и имеют вид лозунгов и призывов, понятных всем. Их доходчивость и простота позволяют партиям привлекать сторонников. "Всем бесплатное жилье!" – лозунг коммунистов. "Всем достойную заработную плату, чтобы каждый мог купить себе жилье!" – призывают, в свою очередь, демократы. Любой человек вправе решить, какие призывы соответствуют ему в большей степени.
  • 8. Нормы этикета – это правила обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращений к ним, манеры, учтивость. Другими словами, нормы этикета показывают, как должен вести себя в обществе вежливый, воспитанный человек.

Вот некоторые примеры таких норм:

  • – подарок можно оценивать только положительно;
  • – неприлично интересоваться стоимостью подарка;
  • – во время спектакля дурным тоном считается не выключить мобильный телефон.
  • 9. Эстетические нормы определяют гармонию, соответствие чего-либо нашему чувству прекрасного, красивого, изящного. Так, человек, обладающий элементарным вкусом, не может одновременно одеть пиджак и тренировочные брюки, галстук и кроссовки.

Совокупность перечисленных норм составляет правила человеческого общежития (рис. 2.1). Любой человек, не желающий оказаться в обществе "белой вороной", должен их соблюдать.

Введение

Социальные нормы играли важнейшую роль в истории жизнедеятельности человека. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми.

Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.

Характеризуя их, можно понять уровень свободы граждан в государстве, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характеризуемом обществе, а также многие другие аспекты жизни.

Основную роль в системе социальных норм занимает право. Поэтому именно нормы права, я считаю нужным рассмотреть, более подробно. Поскольку именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.

Для понимания социального регулирования - нужно охарактеризовать социальные нормы, понять их функции, цели, способы применения, узнать источники данных норм и соотнести их между собой.

Чтобы доказать что нормы права являются основой в системе социальных норм, требуется соотнести их с другими нормами.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1) Раскрыть понятие социальных норм.

2) Понять значение социальных норм в жизни общества. Для чего нужны нормы.

3) Узнать о функциях, которые выполняют данные нормы.

4) Классифицировать виды социальных норм.

5) Раскрыть понятие норм права, и найти их место в системе социальных норм.

6) Описать источники норм права.

7) Соотнести право с моральными нормами.

При написании курсовой работы были изучены нормативные, учебные, литературные источники. В своей работе я использовал такие методы научного познания как: теоретический, общенаучный, конкретно-научный, и приёмы толкования.

Социальные нормы

Понятие социальных норм и их значение

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и их деятельность (“Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”).

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних стадиях развития человеческого общества в связи с необходимостью регулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее гармоничное и целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые под силу только обществу, а не отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы - это правила поведения общего характера. Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться каждым, кто окажется в сфере действия нормы.

3. Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

По способу их установления;

По средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

3. Нормы общественных организаций устанавливаются самими организациями; закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия.

4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки.

5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.

7. нормы религии - исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества - и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций во взаимоотношениях друг с другом. Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

Правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря приведенным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основным критериям:

Способу их формирования (создания);

Способу обеспечения (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм:

Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т.е. его внешнее выражение в официальных юридических источниках (законах, международных конвенциях, судебных решениях и т.д.), системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы права.

Нормы морали (нравственности, этики) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.


Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные нормы и т.д. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

Наиболее важными регуляторами поведения людей всегда выступали обычаи, право и мораль. Как известно, самыми древними правилами поведения людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняют его, не задумываясь, зачем это нужно, - просто так заведено испокон веков. Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Младшей сестрой обычая явилась другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но от обычая они отличаются тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, на коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личного отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль – это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение подлинно человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, абсолютно чужды миру природы, они являются плодами «второй природы» человека - культуры.

Именно по мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться собственные, индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные). И в связи с защитой личности, отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей). Неравенство развивалось по двум направлениям: неравенство в престиже, а, следовательно, во влиянии и власти, и неравенство в имуществе. Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения своих собственных потребностей посредством силового воздействия на других индивидов. Но этот способ защиты был недостаточно надежным. Кроме этого, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, - государство, а инструментом государства стал закон - акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В настоящее время правовые и моральные нормы занимают в системе нормативного регулирования доминирующее, главенствующее положение. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что и те, и другие имеют наиболее обширную сферу действия - потенциально они охватывают все общество. В этом плане сфера действия морали и права в значительной мере пересекается. В то же время они являются самостоятельными элементами нормативной системы, единство, взаимосвязи и взаимодействие которых заслуживает особого внимания.

Единство правовых норм и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Единство между правом и моралью выражается в том, что:

В системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

У норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

Как и нормы права, нормы морали исходят от общества;

Нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

Нормы права и нормы морали выделились из слитных (синкретичных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Право и мораль служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, развитию и духовному возвышению человека, защите его прав и свобод, поддержанию общественного порядка и гармонии. Мораль и право выступают мерой личной свободы индивида, устанавливают границы дозволенного и возможного в регулируемой ими ситуации поведения, способствуют балансу интересов и потребностей. Они являются фундаментальными общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры народа и общества, показывают уровень социального прогресса цивилизации.

Вместе с тем нормы права и нормы морали всё же отличаются друг от друга следующими признаками:

По происхождению .

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.

По форме выражения .

Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей, существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч. Недавние попытки навязать обществу четко сформулированные вышестоящими партийными инстанциями заповеди в виде Морального Кодекса строителя коммунизма («Человек человеку друг, товарищ и брат») вряд ли могут расцениваться как удачный эксперимент. В свою очередь, правовые нормы в современных условиях чаще всего получают письменное выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и т.д.), что повышает их авторитет, придает их требованиям четкость и определенность.

По механизму воздействия. Право может регулировать только поступки людей, т.е. только такие их действия (или бездействие), которые воспринимаются и осознаются самим действующим субъектом как общественные акты, как проявления субъекта, которые выражают его отношение к другим людям. Правовые нормы не могут прямо вмешиваться в мир мыслей и чувств. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено во вне, во внешней физической среде – в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности.

«Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, - я вступаю в сферу, подвластную для законодателя. Помимо своих действий, - писал Маркс, - я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом». Поэтому человека нельзя привлечь к юридической ответственности за низменные чувства и грязные мысли, если они не объективировались во вне в той или иной общедоступной форме, но мораль однозначно осуждает и то, и другое. Мораль предъявляет требования не только к благородству поступков, но и к чистоте мыслей и чувств. Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов поведения, ценностей и устремлений, принципов поведения, и в определённом смысле не предполагает наличия неких заранее внешне установленных механизмов регулирования. Как известно, основным внутренним механизмом нравственной саморегуляции является совесть, а неформальным, внешним – обычаи и традиции как многовековая коллективная мудрость народа.

По способу охраны от нарушений .

Нормы морали и нормы права в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Само общество, его гражданские институты, коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. «Злые языки страшнее пистолета!» – восклицал Молчалин в знаменитой пьесе Грибоедова. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. особую юридическую ответственность, порядок возложения которой строго регламентирован законом и носит процессуальный характер. Человек наказывается от имени государства. И хотя в каждом отдельном случае могут непосредственно нарушаться и интересы отдельных «частных» лиц, государство не может доверить применение мер юридической ответственности к правонарушителю этим «частным» лицам. Правонарушитель открыто противопоставил свою волю общей воле, воплощенной государством в нормах права, и его осуждение и наказание должно носить не только личный, но и государственный характер. Государство даже в правонарушителе должно видеть «человека, живую частицу общества, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, … члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

Последствия аморального, безнравственного поведения также могут быть тяжёлыми и непоправимыми. Однако нарушение нравственных норм, в основном, не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Ответственность за нарушение нравственных норм носит иной характер и не имеет строго регламентированной формы и процедуры осуществления. Мораль располагает традиционной и достаточно ограниченной системой санкций. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению или даже принуждению, к нему применяются меры общественного и индивидуального воздействия (замечание, требование извинения, расторжение дружеских и иных взаимоотношений и т.п.). Это ответственность перед окружающими людьми, коллективами, семьёй и обществом, а не перед государством.

По степени детализации.

Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т.д.). Требования морали категоричны и не знают исключений: «не убий», «не солги». Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Давая конкретную формулу правомерного поведения, право стремиться подробно обозначить все варианты запретов. Например, заповедь «не убий» в уголовном законе представлена целым реестром составов: просто убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; и даже – причинение смерти по неосторожности. Кроме этого, как видим, право считает правомерным (при соблюдении установленных в законе условий) причинение смерти в состоянии необходимой обороны, либо при задержании преступника.

По сфере действия.

Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе и правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя только общественные отношения, подконтрольные государству. Как уже отмечалось, мораль призвана воздействовать на внутренний мир человека, формировать духовную личность, право же не способно вторгаться в сферу чувств и эмоций, в глубинный внутренний мир личности. Однако сфера действия морали не безгранична. Большинство правовых процедурных и процессуальных моментов (последовательность стадий процесса законотворчества, порядок ведения судебного заседания, осмотр места при дорожно-транспортном происшествии) являются этически нейтральными и в силу этого - не могут регулироваться моралью.

Нельзя забывать, что в каждой стране официально признается, по общему правилу, одна единая и единственная система права, которой должно подчиняться все население этой страны. Моральные требования не составляют такой единой и единственной системы. Мораль может дифференцироваться в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным или иным делением общества: господствующая мораль – корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых. Групповая «мораль» особенно криминализированной и маргинализированной частей общества, чаще расходятся с общими для всех граждан правовыми установлениями, чему яркие примеры в немалом количестве можно найти в жизни современного российского общества. Однако их тиражирование через средства массовой информации без должного акцента на негативность и крайнюю патологичность подобных явлений уже приводит к распространению таких субкультур отдельных групп на всё общество (например, в языке бытового общения).

Различия в моральных принципах и моральных установках существуют не только между определенными социальными группами (можно указать на особенности профессиональной этики врачей, юристов, учителей и т.п.), но и между людьми одной и той же социальной группы. Достаточно вспомнить индивидуальный свод морали одного из героев романов Л.Н. Толстого – Вронского: «Жизнь Вронского была тем особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать… Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно; что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно; что обманывать нельзя никого, но мужа можно; что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д.». Понятно, что подобных «индивидуальных» правовых норм не может быть.

По принципу действия . В юридической литературе давно отмечается, что норма права исходит из формального равенства между теми людьми, на которых распространяется ее действие. Право в этом смысле есть применение равного масштаба к разным людям. Например, в современном обществе действуют принципы всеобщего и равного избирательного права, согласно которым все избиратели имеют один голос, хотя кто-то образован, а кто-то не очень, кто хорошо разбирается в политических проблемах, а кто-то хуже и т.д. Но право и не может действовать иначе, потому что оно охраняет и выражает интерес каждого – в данном случае – избирателя, а интересы всех избирателей равны. Мораль не признает этого равенства. По ее канонам, кому больше дано, с того и больше спросится.

Различия права и морали служат основанием их взаимодействия и сотрудничества. Они служат высоким целям – идеалам добра и справедливости, достижению гармонии и процветания, развитию личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они, по крайней мере, не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно через право шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

В связи с этим нельзя категорично утверждать, что право проводится в жизнь только принудительными методами. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Конечно, реализация права представляет собой сложный процесс, в котором используются и методы убеждения, профилактики, воспитания, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Исследования психологов показали, что в обеспечении подчинения правилам такие факторы, как доверие, честность, правдивость и чувство причастности, гораздо важнее принуждения. Как отмечает Г.Дж. Берман, именно тогда, когда праву доверяют, и принудительные санкции не требуются, оно и становится эффективным: кто правит законом, тому незачем присутствовать повсюду со своим полицейским аппаратом. Сегодня это доказано от противного – тем фактом, что в наших городах тот раздел права, санкции которого наиболее суровы, а именно уголовное, оказалось бессильным и не может породить страх там, где оно не сумело создать уважение иными средствами. Сегодня каждый знает, что никакая сила, которую способна применить полиция, не может остановить городскую преступность. В конечном счете преступность сдерживает традиция законопослушания, а она, в свою очередь, как раз и основана на глубоком убеждении, что право не только институт светской политики, но и имеет отношение к высшей цели и смыслу нашей жизни. Тесно соприкасаясь, право и мораль, как правило, поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, в формировании у граждан должной нравственной и правовой культуры, в предотвращении ряда преступлений. Такие преступления, как азартные игры, проституция или наркомания, как правило, не связаны с сознательным желанием причинить вред, а относятся к так называемым «преступлениям без жертв». В данном случае недостаточно упразднить за них обычные уголовные санкции, связанные с заключением или штрафами, высвободив тем самым массу времени и энергии полиции, судов и пенитенциарных органов. Здесь более целесообразно создание новых правовых процедур, как в рамках самих уголовных судов, так и вне их: новых общественных служб типа литургий – для вынесения решений (коль скоро поведение таких лиц антиобщественно), включая участие в них психологов, социальных работников, духовенства, а также членов семьи, друзей, соседей – до, во время и после слушания дела. Большинство правонарушителей отнюдь не больные люди, и мы обязаны подходить к рассмотрению этих дел более гуманно и творчески, осуждая не людей, а их поведение и конкретные условия, порождающие это поведение.

Итак, в процессе осуществления своих функций право и мораль должны помогать друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. И задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены. Нравственными и правовыми критериями выступают базовые понятия – добро, зло, честь, достоинство, долг и др., а также принципы – справедливости, гуманизма, уважения, открытости, формального равенства и др.

Эта сложная взаимообусловленность права и морали выражается в том, что эти фундаментальные начала являются всё же общими, универсальными для всей нормативно-регулятивной системы общества. Однако, именно в праве, справедливость как формальное выражение равенства в свободе характеризует в основном внешнюю приверженность нравственности, связанностью с ней лишь только посредством регулятивной формы, а не внутреннего содержания. Приблизительно того же мнения придерживается и В.С. Нерсесянц: «…справедливость входит в понятие права… право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая… только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своём рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. И по смыслу, и по этимологии (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость».

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции. Это может выражаться в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Часто право не может квалифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих моральных критериев (подобный поступок – зло), поскольку иначе невозможно правильно определить признаки и меру ответственности за такие, например, деяния как «хулиганство», «оскорбление», «клевета», «унижение чести и достоинства», оценочных понятий «цинизма», «особой жестокости», «корысти», «низменных побуждений», «личной неприязни», «морального вреда» и др., выступающих мотивами и элементами многих правонарушений.

Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий и бесконфликтный. Между ними могут довольно часто возникать острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всём согласуются, а нередко прямо противоречат друг другу. Например, на Руси широко была известна взаимопомощь при поимке преступника на месте преступления, вора при краже или прелюбодея в объятиях чужой жены. Наказание следовало немедленно и не влекло последствий – кровной мести, так как рассматривалось как само собой разумеющееся (совершённое по совести, по обычаю). Еще в советский период многожёнство осуждалось как моралью, так и преследовалось Уголовным кодексом (наказывалось лишением свободы). Между тем, современный Уголовный кодекс РФ в отношении подобных деяний просто молчит, т.е. полностью нейтрален, а в нравственной сфере данный проступок относится к весьма серьёзному аморальному поведению, разрушающему семейный союз как основу нравственной социализации личности и устоев общества.

Причины возникающих противоречий между правом и моралью заключаются в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоёв, групп, классов. Расхождение между правом и моралью вызывается сложностью и противоречивостью, несбалансированностью самой социальной жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней жизненных ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового развития сознания людей, изменчивостью социальных и природных условий и т.д.

Мораль по своей природе более консервативна, чем право, она неизбежно отстаёт от течения жизни, от тенденций экономического, научно-технического и политического развития общества, а, соответственно - и от новелл законодателей, которые стремятся их отразить в нормативных правовых актах. Мораль формировалась веками, а содержание правовых норм в той или иной мере менялось каждым новым политическим строем. И сейчас право более подвижно, динамично, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения (проблемы смены пола, гомосексуализма, эвтаназии и аборта, изменения пола зародыша ребёнка на ранних стадиях беременности по желанию родителей и т.д.). Право своим неуёмным темпераментом и молодостью, новизной и революционностью, формальностью и утилитарностью как бы подталкивает мораль в его развитии к изменениям, соответствующим современному уровню развития общества.

Между нормами права и морали могут возникать и конфликтные ситуации, которые негативны не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Так, например, нормы российского законодательства (Закон 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека») закрепляют презумпцию «согласия индивида на трансплантацию». Между тем ряд граждан по причине различных моральных и религиозных убеждений категорически против того, чтобы их умерший родственник был донором, однако нормы права требуют проведения трансплантации для спасения жизни иных людей, если умерший при жизни не выразил в установленной форме своё нежелание быть объектом трансплантации. Столь же остра проблема эвтаназии. Одни считают, что моральный долг врача – гуманное прекращение страданий, другие – что аморально вмешательство иных лиц в вопросы жизни и смерти. Сторонники и противники эвтаназии есть и в странах, где она официально разрешена (право дозволяет, а мораль осуждает), и в странах, где она официально запрещена (право запрещает, а мораль разрешает).

Также неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, клонирование (повторение генотипа из стволовых клеток) животных и человека, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом. Между тем, очевидно, что здесь встаёт другая более острая проблема – нравственных целей и ориентиров для самой науки, научной деятельности и научного эксперимента. Может ли наука, двигаясь по пути прогресса и эволюции, пусть даже в самых благородных целях просвещения и познания научной истины, нарушать моральные императивы?

Последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также создание в 1953 году А.Д. Сахаровым водородной бомбы, способной уничтожить всё живое в радиусе нескольких десятков километров, должно было отрезвить человечество и поставить жирную точку в этом вопросе для всей науки. И дело здесь не в аморальных и беспринципных политиках, которые могут её использовать в своих корыстных интересах, а в самой науке, которая, обожествляя саму себя, оторвалась (отчасти по вине государства) от общества, его нравственной и духовной среды, его насущных жизненных интересов. Она не может быть вне моральных принципов, а, наоборот, должна соблюдать, утверждать и даже бороться за них вместе с активной частью общества, указывая направления взвешенного, а не патологичного прогресса цивилизации. И, к сожалению, право, находясь на передовой социальных изменений, не справляется со сложной задачей сдерживания духовно-нравственных патологий во всех сферах жизнедеятельности общества, а иногда само их усиливает.

Таким образом, удельный вес, сфера действия того или иного регулятора в различные исторические эпохи то расширялась, то сужалась. В нынешних условиях кризисного состояния российского общества и всей цивилизации противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности и обществу. Легализация многих сомнительных форм обогащения, безудержная погоня за наживой и удовольствием неразвитых душ сильно подорвали моральные устои общества.

Изменились социальные и духовные ценности. Мораль неразвитого большинства общества стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, противоправным действиям. В результате обвальной криминализации общества право не эффективно осуществляет свои регулятивные и охранительные функции, иногда просто «не замечает» многие опасные антисоциальные явления.

Необходимо отметить, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой всех правовых систем. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь достичь не удаётся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере уменьшить, ослабить и сгладить, но не снять полностью.

Вершин нравственности не достигло ни одно общество, так как нравственность - это не абсолютная константа, а относительная. Это бесконечный поиск идеала и гармонии, взвешенности и соответствия, адекватности и соразмерности, справедливости и целесообразности, гуманизма и воздаяния. Это движение к развитию, совершенствованию и самосовершенствованию, бесконечности и прогрессу.

Типы социальных норм

  1. Групповые привычки - нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях , спортивных командах, дружеских компаниях).
  2. Общие правила - нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции , этикет . Каждая социальная группа обладает своими обычаями , правилами поведения, традициями . Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи .

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе . Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу , диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы , виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

  • интегрирование индивидов в группы, а группы в общество ;
  • регулирование общего хода социализации ;
  • контролирование девиантного поведения ;
  • формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

  1. Социальные нормы - это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества .
  2. Социальные нормы - это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы , цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

  • как стандарты поведения (правила , требования , обязанности);
  • как ожидания поведения (стереотипы , реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер . Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях . Для социальных норм характерны:

  • неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);
  • универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);
  • многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами , хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям , применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.
При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Примечания

Литература

  • Аберкромби Н. А. Социологический словарь / Н. А. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. 620 с. - ISBN 5-282-02334-2
  • Смирнова Е. Э. Социальная норма и возможности её измерения / Е. Э. Смирнова, В. Ф. Курлов, М. Д. Матюшкина // Социологические исследования. - 1999. - № 1. С. 97-101
  • Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 312 c.

Ссылки

  • Философская энциклопедия.
  • Норма социальная. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная норма" в других словарях:

    Социальная норма - поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения. Объединенные единой нормативной природой, все социальные нормы характеризуются следующими общими чертам: а) являются правилами общего характера, представляют собой определенный стандарт … Элементарные начала общей теории права

    Социальная норма Энциклопедия права

    Социальная норма - (англ. social norm) показатель необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно коммунальными, социально культурными и др. услугами в натуральном и денежном выражении (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской… … Большой юридический словарь

    Социальная норма - – любая модель поведения, санкционированная обществом … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА - Любая модель поведения, которая встречается так часто в определенном обществе, что начинает считаться отражением этого общества и становится санкционируемой членами этого общества. Иногда называется групповой нормой, хотя этот термин, возможно,… … Толковый словарь по психологии

    В РФ норматив, исходя из которого применяются предусмотренные законом формы содействия гражданам в улучшении жилищных условий и оплате жилья и коммунальных услуг. См. также: Договоры найма Коммунальные услуги Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    социальная норма площади жилья - ** размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Социальная норма дисконта - (то же: общественная, экономическая) норма дисконта, применяемая для оценки эффективности инвестиционных проектов, в финансировании которых в той или иной форме участвует государство. Этот показатель введен официальными… … Экономико-математический словарь

    Социальная норма площади жилья - <*> размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;...

Замечание 1

Различные процессы и объекты имеют свои нормы, указывающие границы, в пределах которых объект сохраняет свое качество и способность к функционированию – естественные, технические, социальные.

Правила поведения людей в обществе регулируются социальными нормами.

Они имеют характерные для них черты:

  • Социальность, регулирующая социальные сферы, включающие людей, общественные отношения, поведение людей;
  • Объективность, потому что общество нуждается в регулировании под давлением социальной необходимости. Нормы являются результатом нормативного обобщения устойчивых повторяющихся связей и взаимодействия между людьми;
  • Нормативность. Имея общий характер, социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, а нормативность проявляется в неоднократности действия норм;
  • При типовой ситуации в действие вступает социальная норма как общая модель поведения, как мера свободы индивида, как способ удовлетворения интересов и потребностей;
  • Обязательность;
  • Процедурность – наличие каких-либо процедурных форм;
  • Санкционированность, т.е. каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний;
  • Системность, она должна быть характерна как для отдельных норм, так и их массиву в масштабе всего общества.

Технико-юридические нормы в качестве регулятивного предписания имеют техническую норму, а как санкция – это будет охранительная норма, т.е. юридическая.

Исходя из этого, их можно рассматривать как юридические нормы технического содержания и, в то же время, как разновидность технических норм.

У специалистов существует два взгляда относительно природы технических норм – одни относят их к социальным нормам, а другие не относят, а считают их социальными.

Надо признать, что действительно, эти нормы своеобразны. С одной стороны, они исходят не от человека, а определяются законами природы и техники.

С другой стороны, они регулируют сферу несоциальную, потому что регламентируют отношения человека к природным объектам и технике.

Негативные последствия, которые появляются при нарушении естественных законов и технических правил выступают в качестве мер их обеспечения.

Замечание 2

Ряд специалистов, тем не менее, относят технические нормы к социальным, потому что объектом их регулирования является поведение людей, на что направлены и технические нормы. Эти нормы имеют социальное значение, т.к. искусственная среда обитания, связанная с развитием технической сферы, очень быстро развивается.

Сегодня, «техническая» норма стала актуальной, потому что определяет взаимоотношения человека и природы.

Социальная значимость технических норм по своему уровню различается и этот признак в оценке их «социальности» имеет большое значение. Например, поломка бытовой техники имеет социальную значимость равную нулю, потому что является результатом неправильного с ней обращения, но, опять же нарушение технических норм может привести к возгоранию и пожару.

Те технические нормы, которые имеют наибольшее значение, обеспечиваются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами.

Здесь тоже есть аргумент, что технические нормы могут принадлежать к социальным, а именно – технико-юридические нормы, как любые правовые, считают социальными. Несмотря на то, что их обеспечили правовой санкцией, природа не изменилась, и сохранились все черты, по которым они не относятся к социальным нормам.

Чтобы разрешить данное противоречие профессор А.Б. Венгеров считает, что надо различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регуляторы.

Группы социальных норм

Групповые нормы относятся к социальным нормам и представляют собой эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом.

В узком смысле это выработанные и принятые группой правила, которым должны подчиняться все её члены для совместной деятельности.

Это значит, что по отношению к этой деятельности нормы выполняют регулятивную функцию.

Те или иные социальные явления, опыт в организации определенной деятельности лежат в основе формирования ценностей группы. Очень важным фактом для групповой жизнедеятельности является различная значимость разного рода ценностей, их различное соотношение с ценностями общества.

Общими ценностями для всех общественных групп и рассматриваемые как ценности общества, являются такие понятия как добро, зло, счастье и др.

Если оценка идет конкретных общественных явлений – труд, образование, культура, то различие групп будет происходить по принимаемым оценкам.

Ценности той или иной группы не всегда совпадают, и о ценностях общества говорить становится уже труднее. Место социальной группы в обществе определяет специфику отношений к ценностям.

Именно на групповые ценности опираются правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы. Взаимоотношения индивида с членами группы можно определить при условии, если известно, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему.

Проблемой является мера принятия норм каждым членом группы. Важным здесь является следующее:

  • насколько индивиды принимают групповые нормы;
  • каково отступление каждым, от соблюдения этих норм;
  • каково соотношение социальных и «личностных» норм.

Функция социальных норм в том и состоит, что с их помощью личности предъявляются требования общества.

Для возвращения своего члена на путь соблюдения норм важен анализ санкций, которые могут быть поощрительные, запретительные, позитивные, негативные. Санкции необходимы для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Рассмотренные понятия представляют собой определенную концептуальную сетку с помощью которой можно дать социально-психологическое описание группы.

Структура социальных норм

Для правовой нормы характерна особая структура, потому что она отличается единством, целостностью, неделимостью.

Определение 1

Структура – это строение и внутренняя форма организации системы.

Норма права, если будет способна реагировать на реальные условия жизни, то сможет исполнять роль регулятора общественных отношений. Чтобы норма права не стала пожеланием, в ней должна быть предусмотрена принудительная реализация предписания.

Замечание 3

Таким образом, норма права – это единство элементов-предписаний, выполняющих все функции.

Структура правовой нормы включает в себя следующие три элемента:

  1. Гипотезу, содержащую описание условий действия правовой нормы, она указывает на фактические обстоятельства, с наступлением которых необходимо применять правило. Гипотеза будет простой, если указывается одно обстоятельство, с которым связывается действие юридической нормы. Например, на момент рождения ребенка его родителя являлись гражданами РФ, то и ребенок будет являться гражданином РФ независимо от того, где он родился. Сложная гипотеза ставит в зависимость одновременно несколько обстоятельств. Например, если родители ребенка, родившегося на территории РФ, не имеют гражданства этой страны, то ребенок все равно является гражданином РФ.
  2. Следующий структурный элемент нормы права – диспозиция. Это само правило поведения, им руководствуются при наступлении условий, которые предусматривает гипотеза. Когда формулируются правовые нормы перед и позади диспозиции, указывающей на конкретные права и обязанности участников правоотношений, может стоять гипотеза.
  3. Санкция является третьим элементом нормы права. Она указывает на меры, которые могут быть применены к неправомерно поступающим субъектам права – это меры государственного принуждения. Например, организация притонов, продажа наркотиков (это гипотеза). Данные противоправные деяния наказываются лишением свободы, срок которой выносит суд.


Просмотров