Отличие контроля от надзора в налоговом праве. Разница между контролем и надзором. Что говорит закон о техническом надзоре

Каково соотношение понятий "Контроль" и "Надзор", в чем их отличие?

Контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

В системах социального управления контроль - это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

  • 1. Наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.
  • 2. Анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов.
  • 3. Принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений.
  • 4. Учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
  • 5. Выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия.

Надзор - это ограниченный, суженный контроль, он ограничивается только проверкой законности. В России существует три типа надзора:

  • 1. Прокурорский надзор - специфический вид государственной деятельности, распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
  • 2. Административный надзор - это надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Административный надзор с одной стороны является средством административного воздействия, видом исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой стороны является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия - надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Таким образом, получается, что в процессе контроля проверяется законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. То есть надзор - это суженный контроль.

контроль надзор проверка законность

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган -- прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора.

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

  • 1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.
  • 2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.
  • 3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:
    • а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;
    • б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
    • в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
  • 4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
    • -- субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;
    • -- основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского -- обеспечение законности в стране);
    • -- специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
    • -- проводится систематически за конкретным объектом;
    • -- осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
    • -- связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор -- это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

адвокатура надзор контроль судебный

Понятие контроля и надзора

Общие черты и содержание контроля и надзора

1. Контроль и надзор являются государственными функциями.

2. Контроль и надзор проводятся субъектом (гос. органом).

3. Контроль и надзор осуществляются путём проверок.

4. По итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении проверяемого объекта.

5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

6. Контроль и надзор исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности.

Отличия содержания от контроля

Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчинённость проверяемого проверяющему; при надзоре - напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.

Кроме того, принципиальные отличия между контролем и надзором состоят в следующем:

1. Функция контроля является более широкой, чем функция надзора, так как помимо проверки исполнения законодательства, при контроле, в силу подчинённости объекта, проверяется ещё и исполнение текущих управленческих распоряжений.

2. При осуществлении процедуры контроля существует возможность прямого оперативного вмешательства в деятельность подконтрольного объекта, а при надзоре такая возможность отсутствует.

3. Цель контрольных процедур состоит не только в выявлении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права , но также и в оценке эффективности осуществляемой деятельности. Надзор же осуществляется исключительно с целью выявления правовых нарушений в деятельности поднадзорных объектов.

4. Для контроля характерна плановость проверочных мероприятий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор же не может и не должен быть текущим, чтобы не вызвать длительных сбоев в деятельности поднадзорных объектов.

5. В случае проведения контрольных мероприятий по итогам проверки могут осуществляться как прямые, так и косвенные меры воздействия на объект проверки. В случае же надзорных - только косвенные.

Контроль - это государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемым уполномоченными органами власти в отношении органов гос. власти, территориальных органов и организаций, находящихся в административном или имущественном подчинении у уполномоченного органа.

Надзор - это гос. функция проверки соблюдения закона надзорным объектом с последующим инициированием проведения процедуры привлечения его к юр. ответственности за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченным органом гос. власти в отношении органов гос. власти, местного самоуправления, неопределённого круга юр. и физ. лиц, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности, не находящихся в подчинении у уполномоченного органа.

Надзор - особый вид гос.деятельности спец.уполномоченных органов и должностных лиц направленных на соблюдение правовых норм закрепленных в законах и подзаконных актах.

Цель надзора: собюдение законности и правопорядка в гос.управлении.

Гос надзор осуществляется в отношении организационно-неподчиненных объектов. Органы осуществляющие надзор: прокуратура осуществлят надзор за исполнение законов фед. органами исполнительной власти , оргнами гос власти субъектов органами местного самоуправления, предприятиями, объядинениями и должностными лицами.

Цель прокурорского надзора - своевременное реагирование на нарушение законности в управлении,принятие мер по устранению причин и условий нарушения,восстановление нарушенных прав,привлечение к ответственности виновных. Полномочия прокуратуры при осуществлении надзора: вносить протест на противоречащий закону правовой акт, вынести постановление о возбуждении дела, направить представление в орган для принятия мер по устранению нарушений, имеет право объявить предостережение о недопустимости нарушений закона. Административный надзор осуществляется органамиисполнительной власти (фед служба, рос.потр.надзор, фнс, минимтерство внут.дел, гос инспекция, безопасности дорожного движения)

Контрольно-надзорная деятельность - это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.

Контрольно-надзорная деятельность: понятие субъекта.

Контрольно-надзорная деятельность-это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.

Виды контроля:

В зависимости от положения контролирующих органов контроль может быть:

1. Внешним - внешне государственный контроль осуществляется органом не входящим в систему проверяемого ведомства

2. Внутренний - осуществляется силами подконтрольного органа.

В зависимости от характера полномочий субъекта осуществляющего государственный контроль: контроль президента - осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль; президентский контроль через соответствующие президентские структуры (администрация президента)

Контроль органов законодательной власти - одобрение Гос Думы кандидатуры заместителя правительства.

Контроль органов исполнительной власти - осуществляется правительством РФ, полномочия правительства заключается в систематическом контроле за исполнением федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов и полномочия по принятию мер по устранению нарушениям законодательства


Судебный контроль - судя общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционный суд , задача судебного контроля заключается в реализации правосудия для обеспечения законный интересов граждан, а так предприятий учреждений, государственный и общественных организаций.

Виды надзора:

В аднимистративно-правовой сфере выделяют следующие виды надзора:

Общий - надзор осуществляется органами прокуратуры, прокурорский надзор, надзор за исполнением законодательства, федеральными министерствами, службами, агенствами и иными органами исполнительной сласти, а так же в соответствии с законом издаваемых ими правовыми актами.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти и иными органами, а так же их должностными лицами.

Контроль за исполнением закона - орган. А так же дознание и предварительное следствие.

Надзор за исполнением закона судебными приставами.

Надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и применяющих назначаемых судом дел принудительного характера (уголовная система).

Полномочия прокурора в рамках надзора:

1. Вынесение протеста - это противоречащий закону правовой акт - приносится в орган или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в 10 дневный срок и дается обязательный ответ в письменной форме

2. Направлять представления в органы, общественные объединения, политические организации либо должностным лицам, которые полномочны применять меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в течении месяца дается ответ на устранение причин.

3. Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

4. Прокурор может направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Административный надзор - осуществляется органами внутренних дел, например, за лицами, освобожденными с мест лишения свободы с целью предупреждения повтора.

Надзор за исполнением паспортной системы

Третий способ контрольно надзорной деятельности - органы осуществляющие контрольно надзорную деятельность - органы характеризуются возможность, во-первых контролировать соблюдение различных норм и правил гражданами и организациями, а во вторых возможностью применять к виновным в случае нарушения законодательства меры административного принуждения, во вторых в соответствии с основным указом президента 724 который закрепляет структуру, а полномочия указ 314 закрепляет осуществление контрольно-надзорной деятельности за федеральными органами в установленной сфере деятельности. ФЗ №294 от 26. 12. 2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпренимателей при проведении гос контроля и надзора, а так же муниципального контроля и надзора, этот закон регламентирует порядок проведения различного рода контроля»

КоАП в котором глава 23 перечень органов и должностных лиц полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Понятие контроль и надзор тесно связаны друг с другом, однако это не одно и тоже. Контроль и надзор не принято разделять по функциональному назначению, однако это разные понятия, и поэтому они имеют ряд отличительных особенностей. Для начала необходимо определить понятия контроля и надзора в системе государственного управления.

Контроль - это определённая система наблюдения и проверки соответствий процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результата управленческого воздействия на управляемый объект и отклонений, которые были допущены в результате выполнения этих решений.

В РФ в настоящее время действуют более 260 федеральных законов, постановлений, указов, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.

Контроль представляет собой сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности и подготовку рекомендаций для принятия необходимых решений. Контроль выявляет сильные и слабые стороны деятельности любых органов, позволяет рационально и оптимально использовать необходимые ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций.

Контроль является главным, практически основным признаком содержания государственного управления, представляет явление многогранное, и в зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль характеризуется как форма или вид деятельности, как принцип и как функция.

Сущность контроля состоит в сфере управления - наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении представляет анализ и сопоставление фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности этого пути. Такая особенность предназначения контроля дает возможность выделить его среди других функций управления, поэтому существует необходимость в создании специальных органов, которые почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций. При помощи контроля субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также об ошибках и некоторых изменениях ситуации, которые могут привести к невыполнению поставленных задач или получению совершенно не тех результатов, которые планировались. Контроль дает возможность не только корректировать и направлять управленческую деятельность, но и помогает также предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.

Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью. Система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля. В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль -- основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально.

Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, вся контрольная деятельность держится на единых принципах. В ее основу положены задачи для повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование. Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов государственного управления.

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и надведомственный, общий и специальный.

Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать положение дел и предупредить негативные последствия. Производятся они относительно конкретной функции управления или отрасли.

В то же время, тесная связь этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними можно выделить ряд отличий, касающихся сторон контрольной деятельности и самого характера контроля. Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность контролируемого и контролирующего, а при надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля состоит и в разных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и в объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является чисто внутренним контролем и может касаться разных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведомственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности. Юридические услуги Online. Виды юридического контроля. URL: http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/admin_pravo/087.php. Дата просмотра: 26.04.2012

Надзор -- одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и т.д.

Надзор - это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и даже может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Надзор - государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом, которая проводится с последующим проведением процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства и осуществляется уполномоченным органом государственной власти в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, неопределенного круга юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении уполномоченного органа.

Государственный надзор - это функция специальных государственных органов и их должностных лиц для наблюдения за точным и неуклонным соблюдением законов и нормативных правовых актов; осуществления по подведомственным, данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор - это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

· является особой разновидностью государственного контроля;

· осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

· деятельность по надзору осуществляется систематически;

· цель - обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

· между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

· осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

· осуществляется при помощи определенных методов;

· оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

1. постоянное наблюдение;

2. периодические проверки;

3. обследование поднадзорного объекта;

4. истребование и анализ документов;

5. изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

· специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и т.д.);

· государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

· получение информации;

· применение мер административного предупреждения;

· применение мер административного пресечения;

· привлечение к административной ответственности;

· регистрация и учет;

· выдача разрешений (лицензий);

· нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора- только законность деятельности;

3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1. за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1. протест прокурора;

2. представление прокурора;

3. постановление прокурора;

4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Молодой учёный. Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора. URL: http://www.moluch.ru . Дата просмотра: 27.05.2012

Таким образом, контроль и надзор - это не одно и тоже, у каждого из них есть множество видов, и выполняют они различные функции.



Просмотров