Правовые и организационные основы обеспечения единства. Организационные основы обеспечения единства измерений

Нормативно- правовой основой явл. ст.71 конституции РФ, в которой описана роль гос-ва в части контроля за проведением измерений. С целью реализации положений этой статьи разработан закон РФ «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ от 26.06.08. Цель закона: 1) Защита прав и интереса потребителей, а также экономике в целом от недостоверных измерений.2) Содействие научно-техничес. прогрессу и экон. росту в стране на основе измерений гарантированной точности. 3) Создание благоприятных условий для международной и межфирменный связей. 4) Гармонизация российских СИ с международных. Основными главами закона являются: Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений,

Калибровка средств измерений,

Аккредитация в области обеспечения единства измерений,

Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений,.

Организационные основы обеспечения единства измерений,

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений,

Так же нормативно-правовой основой явл. постановление правительства и указания ФАТРиМ.

К НД в области метрологии относится:

2. нац. ст-ты –с шифром ГОСТ Р 8

Организационная, метрологическая и научная основы МО измерений.

Под МО понимается установление и применение технических средств, правил и норм для достижения единства измерений. Оно хар-ся размером допускаемых погрешностей, достоверностью, сходимостью и воспроизводимостью.



Организационная основа МО заключается в следующем: Гос. управление деятельностью осущ-т ФАТРиМ. ФАТРиМ явл-ся ФОИВ в области МСС. ФАТРиМ осущ-т свою деятельность через ЦСМ и гос. инспекторов по метрлог-му надзору. В ведении ФАТРиМ нах-ся:1. ГМС 2. Гос. служба времени и частоты (ГСВЧ) 3. Гос служба станд-ых образцов 4. ГСССД - гос. служба стандартных справочных данных

Под научной основой МО понимается применение следующих направлений:

1. Теоретическая метрология

2.математика

3. все рез-ты деятельности ГНМЦ

К НД в области метрологии относится:

1.межрегиональные ст-ты с шифром 8(межотраслевые) ГОСТ 8…-«ГСИ…»(для обеспечения единства измерений)

2. нац. ст-ты – ст-т принятый ФАТРиМ –ГОСТ Р; ГОСТ Р 8

3. правила (по метрологии) ПР- это нормативный документ, устанавливающий обязательные правила в области обеспечения единства измерения ГНМЦ, ГМС, ФАТРиМ

5. методические инструкции-МИ- методические рекомендации

Техническая основа(ТО). ТО составляют:

1. системы гос. эталонов единиц

2. система передачи размеров единиц от эталонов к СИ

3. разработка, производство и выпуск рабочих и пригодных СИ

4. гос. испытания СИ

5. гос. проверка и калибровка СИ

6. системы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов

Государственная система обеспечения единства измерений. Объекты, НД.

(ГСИ) - государственное управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня единства измерений в стране. Деятельность по обеспечению единства измерений направлена на охрану законных интересов граждан и установлению правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах общества

Основной целью Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) является создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений.

Объекты деятельности ГСИ:

− терминология в области метрологии;

− воспроизведение и передача размеров единиц величин и шкал измерений;

− методы оценивания погрешности и неопределенности измерений;

Нормативная база ГСИ насчитывает более 2500 обязательных и рекомендательных документов, регламентирующих все аспекты в области метрологии. В их числе государственные и межгосударственные стандарты, правила по метрологии (ПР), методические инструкции (МИ), руководящие документы (РД), методические указания (МУ) и др.

К правилам (ПР) по метрологии относятся документы в области метрологии, устанавливающие обязательные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. К рекомендациям относятся документы в области метрологии, содержащие добровольные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также рекомендуемые − правилаоформления результатов этих работ.

Основополагающим нормативным документом в области обеспечения единства измерений является ГОСТ Р 8.000 «ГСИ. Основные положения».

Точные и объективные измерения являются обязательным условием обеспечения эффективности производства, проведения научных исследований по созданию новых видов продукции и новых технологий, разработки и выпуска высококачественной продукции.

Для обеспечения единства измерений следует выражать результаты измерений в стандартных единицах.

Кроме того, должна быть точно известна погрешность выполненных измерений. Для достижения требуемой точности погрешность измерений не должна превосходить предельно допустимых значений.

Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» (1993 г.). Закон регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

Единство измерений достигается их организацией на основе Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) - системы государственных стандартов и других НТД, регламентирующих метрологические требования, правила, положения и нормы, а также организацию и порядок проведения работ по обеспечению единства измерений.

В ГСИ установлено требование, чтобы для каждого результата измерений была известна погрешность. Причины погрешностей рассматриваются с двух сторон: характер (свойство) и источник.

Научной основой метрологического обеспечения является метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности. К числу основных проблем метрологии относятся единицы физических величин, методы и средства измерений, методы определения точности измерений, эталоны и образцовые средства измерений, методы передачи размеров единиц от эталонов и образцовых средств измерений всем средствам измерений.

Организационной основой метрологического обеспечения является государственная и ведомственные метрологические службы, а также метрологическая служба предприятий.

Техническими основами метрологического обеспечения являются система государственных эталонов единиц физических величин, обеспечивающих воспроизведение единиц с наивысшей точностью; система передачи размеров единиц физических величин от эталонов всем средствам измерений с помощью образцовых средств измерений и других средств поверки; система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений; система государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений; система государственной и ведомственной поверки средств измерений; система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Единицы величин. В Российской Федерации допускаются к применению единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.

Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения устанавливает Правительство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.

Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.

Средство измерений имеет устройство для измерения значения физической величины, а также устройство, показывающее значение измеряемой величины или воспроизводящее величину заданного (известного) размера.

Эталон единицы физических величин - это средство измерений (СИ), обеспечивающее воспроизводство и (или) хранение единицы в целях передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений.

Эталоны, утвержденные как исходные для страны, называются государственными. Они являются первичными, то есть обеспечивают воспроизведение единицы с наивысшей точностью и составляют основу эталонной базы страны.

Имеются государственные эталоны шести основных единиц: длины - метр; массы - килограмм; времени - секунда; силы, электрического тока - ампер; термодинамической температуры - кельвин; силы света - кандела; дополнительной единицы - плоского угла. Они обеспечивают возможность воспроизведения любых единиц.

Помимо первичных существуют вторичные эталоны, сверяемые с государственными. От них размеры величин передаются образцовым средствам измерений, включающим образцовые меры и измерительные приборы. Вторичные эталоны предназначены для воспроизведения и хранения единиц измерения, а также поверки и градуировки рабочих мер и измерительных приборов, которые используют для практических измерений тех или иных показателей качества продукции, работы технологического оборудования, технологических процессов.

В свою очередь рабочие средства измерения делят на лабораторные и технические.

Первые являются более точными, и при их использовании учитывается погрешность измерений.

Основными метрологическими характеристиками приборов являются погрешность, точность, чувствительность и постоянство.

Для правильной организации поверки точности рабочих средств измерений используют поверочные схемы.

Поверочная схема - это документ, устанавливающий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от эталонов рабочим средствам измерения.

Поверочные схемы подразделяют на государственные, ведомственные и локальные.

Требования к построению и содержанию поверочных схем установлены государственным стандартом.

Поверочная схема содержит наименование средств измерений и методов их поверки, номинальные значения или диапазоны значений физических величин, допустимые значения погрешности средств измерений и методов поверки.

Методы поверки, включаемые в поверочную схему, предусматривают непосредственное сличение с эталоном (без средств сравнения), сличение с помощью компаратора (то есть с помощью средств сравнения), косвенные измерения.

Отрасли и предприятия обеспечивает стандартными справочными данными о физических константах и свойствах веществ и материалов научно-информационная система - Государственная служба стандартных справочных данных (ГСССД).

Международное сотрудничество в области метрологии осуществляется рядом международных организаций. Ведущими среди них являются Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) и Международный комитет мер и весов (МКМВ).

Главной целью МОЗМ является установление атмосферы доверия между странами по результатам измерений количественных характеристик материалов и изделий, являющихся предметом торговых сделок.

МКМВ, при котором работает Международное бюро мер и весов (МБМВ), призван способствовать распространению метрической системы мер и весов в международном масштабе.

МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и имеет международные эталоны основных мер.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России.

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений;

Поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на ряд сфер, в том числе такие, как:

Банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

Производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

Обязательная сертификация продукции и услуг.

Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;

Поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

Проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

Запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

Гасить доверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

При необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

Организационной основой метрологического обеспечения является государственная метрологическая служба , которая связана со всей системой стандартизации в стране и представляет собой разветвленную сеть научных и испытательных организаций, способных выполнять весь комплекс научно-исследовательских и практических работ по проблемам достижения единства и требуемой точности измерений в промышленности, строительстве и в научной сфере. В настоящее время всю работу по стандартизации и метрологии в стране возглавляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В число задач этого ведомства входят:

    руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

    установление порядка проведения испытаний и утверждения типа стандартных образцов или средств измерений, выдачи свидетельств об их утверждении, установлении и изменении срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, а также требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения;

    установление порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;

    установление порядка проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

    определение требований к выполнению калибровочных работ;

    определение порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставления содержащихся в нем документов и сведений

Ростехрегулирование осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации; осуществляет международную деятельность по вопросам его компетенции.

В настоящее время метрологическая служба России состоит из Государственной метрологической службы , а также из метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц.

Государственная метрологическая служба включает государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и территориальные органы, расположенные в субъектах Российской Федерации, (республиках, автономных областях, автономных округах, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге).

В состав Государственной метрологической службы входят следующие национальные метрологические институты: ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ВНИИМС, г. Москва), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева» (ВНИИМ, г. С.-Петербург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская обл.), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ВНИИОФИ, г. Москва), ФГУП «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии» (СНИИМ, г. Новосибирск), ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (УНИИМ, г. Екатеринбург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ВНИИР, г. Казань), а также Восточносибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВС ВНИИФТРИ, г. Иркутск) и «Дальстандарт» (г. Хабаровск), вошедшие в 2007 г. в состав ФГУП "ВНИИФТРИ".

Органами Государственной метрологической службы являются центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМиС (их более 100), расположенные по всей территории России. В Москве расположен Российский центр испытаний и сертификации (РОСТЕСТ-Москва), в Санкт-Петербурге (Тест-С-Петербург). Органы Государственной службы проводят работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют Государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений.

Обеспечением единства измерений заняты и другие Государственные службы: Государственная служба времени и частоты и определения параметров Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) , Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Ростехрегулирование осуществляет руководство этими службами и координацию их деятельностью.

Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по обеспечению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения. Такие службы организуют свою деятельность на основе положений Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", других законодательных и нормативных документов, регламентирующие вопросы метрологии. Основные задачи, права и обязанности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц независимо от форм собственности определены в ПР 50.732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц".

Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

    структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;

    головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;

    метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.

К основным задачам метрологических служб относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;

    определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;

    внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;

    осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;

    осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Метрологическая служба предприятия (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.

К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:

    обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства;

    внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;

    организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;

    проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

    проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;

    проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

    участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;

    осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Положение о метрологической службе предприятия утверждается его руководителем по согласованию с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия.

Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки средств измерений.

Заинтересованные метрологические службы юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих юридических лиц по их инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в осуществлении конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений.

В строительстве и промышленности строительных материалов используется свыше 2,5 тысяч типов приборов, в основном общетехнического назначения. Большинство средств измерения специального назначения, предусмотренных государственными стандартами, в настоящее время в нашей стране серийно не выпускаются и не имеют соответствующих поверочных схем. Для многих технологических процессов в строительстве до сих пор не регламентированы показатели качества, методы и средства измерений, например для вибрационного метода контроля качества строительных конструкций при их изготовлении.

Правовые основы метрологической деятельности

Законодательство в области метрологии

Конституция Российской Федерации (статья 71) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом, эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы).

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" , устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Закон определяет:

    основные понятия (приведены основные термины и определения в области метрологии);

    требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений;

    государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, поверка средств измерений, метрологическая экспертиза, государственный метрологический надзор, аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений);

    порядок калибровки средств измерений;

    порядок аккредитации в области обеспечения единства измерений;

    порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;

    организационные основы обеспечения единства измерений (федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений; метрологические службы федеральных органов исполнительной власти);

    ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

    финансирование в области обеспечения единства измерений;

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" утверждены:

    порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;

    порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

Для реализации положений Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработаны нормативные документы по метрологии.

Нормативные документы по метрологии

Нормативные документы г осударственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливают основные требования в области метрологического обеспечения. Первые метрологические стандарты были утверждены в 1966 г, а в 1979 г. - первые руководящие документы (РД 50- ......). В 1973 году в метрологии были введены в практику документы рекомендательного характера - МИ, получившие широкое признание и распространение.

После принятия в 1993 г Закона РФ «Об обеспечении единства измерений) были разработаны нормативные документы в виде правил (ПР), которые проходят регистрацию в Минюсте и имеют обязательный характер.

Основными объектами стандартизации (регламентации) являются:

Общие правила и нормы по метрологии;

Государственные поверочные схемы;

Нормы точности измерений;

Методики выполнения измерений;

Методики поверки средств измерений.

Основополагающие нормативные документы регламентируют практически все метрологические аспекты и виды метрологической деятельности.

В группу основополагающих стандартов, правил (ПР) и рекомендаций метрологических институтов (МИ) входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы).

Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерении, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы).

Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей и др.

Деятельность по метрологическому обеспечению предприятий и организаций подлежит надзору со стороны Ростехрегулирования. Государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Ростехрегулирования- государственные инспекторы. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Ответственность за нарушение метрологических норм и правил установлена Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений" (ст. 23 - 24). К юридическим лицам, их руководителям и работникам, индивидуальным предпринимателям, а также к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций, допустившим нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, применяются соответствующие положения действующего законодательства.



Просмотров