Процессы миграции в годы советской власти имели свои особенности. Большинство переселений в ссср происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. однако и межреспубликански

Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, а также последовавшая за ними Гражданская война кардинально изменили направления и мотивацию миграционных потоков. Как отмечают специалисты, Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения практически разрушили упорядоченный процесс организации переселения.

На начальном этапе советской власти можно выделить ряд миграционных особенностей, которых не знала дореволюционная Россия.

В первую очередь - притеснение тех слоев населения, которые не вписывались в большевистскую концепцию построения социализма. Сюда входили представители бывшей государственной элиты, функционального слоя. Самыми первыми репрессировались бывшие офицеры, сотрудники полиции и царских спецслужб. Всего в годы Гражданской войны в результате военных действий и карательных экспедиций ВЧК было уничтожено около 10 миллионов человек.

По сути дела, в Советской России был развязан революционный внутригосударственный террор. Большевистские методы «красного террора» оказали существенное влияние на демографическую ситуацию в России и спровоцировали массовую миграцию населения.

По оценке исследователей советского периода, после Октябрьской революции за рубеж бежало более 3 миллионов человек. После поражения в Гражданской войне за рубеж мигрировали в составе воинских подразделений большое количество солдат и офицеров русской армии. Основная часть из них ушла через Турцию в Европу либо через Китай и Монголию в Азию, Америку. В эмиграцию уходило в массе своей мужское русское (православное) население. В результате: во многих регионах России произошло разрушение половозрастных, национальных и конфессиональных характеристик.

Мощные миграционные процессы происходили внутри России. В результате Гражданской войны и иностранной военной интервенции промышленность и железнодорожный транспорт были в значительной мере разрушены Рабочие заводов и фабрик, оставшись без работы и средств к существованию, стали уходить в деревню.



После окончания Гражданской войны и иностранной военной интервенции началось возрождение экономики, промышленности, сельского хозяйства страны. Следствием этого стало возвращение государства к регулируемой миграционной политике. К 30-м годам XX века, когда страна взяла курс на индустриализацию, в регулирование миграционных процессов включился наркомат труда СССР. В 1923 году был издан декрет «О льготах для командируемых на работы в отдаленные местности РСФСР». В 1926 году было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению». Постановление закрепляло ряд льгот для бедноты - льготный переселенческий тариф, долгосрочный (до 8 лет) кредит на землеустроительные работы, льготы по обложению единым сельскохозяйственным налогом. Одновременно государство брало под жесткий контроль миграционные процессы и самих мигрантов - мигрировать можно было только в соответствии с планами переселения и землеустройства. Такие планы утверждались ежегодно декретом ВЦИК и СНК.

Советское государство приступило к активной индустриализации. Создавались крупные промышленные предприятия, строились новые города. Достаточно напомнить о строительстве Кузбасса, Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре и других промышленных гигантов. Как правило, все стройки осуществлялись в местах, где не хватало рабочей силы. Поэтому Народный комиссариат труда осуществлял оргнаборы рабочей силы. За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 млн. человек, основную часть которых составляли сельские жители. В это время происходили мощные перемещения внутри страны миллионов людей.

Наркомзем и Наркотруда уже не справлялись с проведением оргнаборов. Для этого потребовалось отдельное структурное подразделение. Им стал Всесоюзный переселенческий комитет при СНК СССР. В 1936 году вместо переселенческого комитета в структуре НКВД СССР был создан переселенческий отдел. В 1940 году переселенческий отдел был преобразован в Главное переселенческое управление НКВД СССР. Опыт создания подобных структур, на наш взгляд, очень полезен и в условиях современной России.

Установление советской власти в России привело к зарождению нового вида миграции - принудительного изъятия определенных слоев населения из мест постоянного проживания и перемещение их в места ограниченной свободы.

На территории Советского Союза в 30-е года зародился совершенно новый тип миграции, которого не было ни в одной стране мира. В литературе по истории ГУЛАГа этот вид миграции получил название «вольной ссылки», которая временами принимала массовой характер. «Вольная ссылка» - это принудительное перемещение граждан из мест постоянного жительства в определенные районы на основании секретной инструкции НКВД. Людей перемещали под конвоем и размещали на поселение в определенных местах без права самостоятельного возвращения назад либо выезда за пределы установленного пребывания.

После убийства Кирова из одного только Ленинграда в ссылку было отправлено около ста тысяч человек, в основном - представители партийного и комсомольского активов. Мощный миграционный поток в 1939–1940 гг. формировался за счет граждан Прибалтики, Бессарабии, Финляндии. В глубь страны было выселено значительное количество финнов, эстонцев, латышей, литовцев, поляков, румын. На освободившиеся территории и в освобождающиеся жилые дома в принудительном порядке переселялись граждане из центральных регионов страны.

В конце 20-х годов в Советском Союзе была объявлена программа создания колхозов за счет объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Определенная часть самодостаточного населения была объявлена кулаками, которые подлежали принудительному выселению.

Можно говорить о том, что под видом кулаков фактически состоялась кампания уничтожения наиболее активной части крестьянского населения страны. Более 10 миллионов сельского населения из европейской части России были вывезены из мест постоянного жительства в отдаленные регионы Советского Союза, практически не пригодные для проживания: на Север, в Зауралье, Сибирь. Из-за этого во многих регионах России изменилась плотность населения, нарушились ранее сложившиеся половозрастные характеристики.

Проводившаяся большевиками политика массового перемещения людей сопровождалась созданием системы концентрационных лагерей. Ее назвали ГУЛАГ (главное управление исправительно-трудовых лагерей). На базе таких лагерей были организованы «стройки века»: Беломорско-Балтийский канал, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и др.

Потом был «ежовский набор» - массовое принудительное перемещение людей в отдаленные регионы Советского Союза. Происходило оно в период с 1936 по 1938 гг., когда наркомом внутренних дел СССР был Н. Ежов.

Вторая мировая война сопровождалась появлением миллионов беженцев, переселенцев и вынужденно перемещенных лиц. Как отмечают специалисты по миграции, Великая Отечественная война привела к массовой миграции населения из районов, подвергавшихся оккупации.

Миграционные потоки военного периода можно разделить на несколько направлений.

Уход либо вывоз гражданского населения с оккупируемых территорий. Продвижение фашистов от западных границ в глубь страны привело к появлению массовых потоков беженцев в центральные регионы Советского Союза, в Поволжье, на Урал. Из западных регионов в глубь страны вывозилось оборудование заводов и фабрик вместе с рабочими, а частично и с их семьями. Как правило, оборудование и люди размещались за Волгой, на Урале, в Сибири. Заводы и фабрики восстанавливались на новом месте и начинали производить продукцию.

Формирование новых промышленных районов. Ведение военных действий требовало снабжения многомиллионной армии вооружением, имуществом, продовольствием и т. п. Новые промышленные районы были созданы на Урале, в Сибири, в Средней Азии. Все это потребовало введения в действие дополнительных промышленных мощностей, а значит, привело к перемещению в промышленные центры большого количества людей.

Переселение жителей отдельных национальностей с мест постоянного проживания в глубь страны. С учетом того, что выселение отдельных кавказских народов и крымских татар служит основанием для исторических обид и предъявления исторических претензий к русскому народу, есть необходимость остановиться на нем более подробно. В основе решения о высылке части горских народов в восточные регионы Советского Союза лежала информация следующего порядка.

Из сообщения народного комиссара внутренних дел Чечено-Ингушской АССР в августе 1942 года: «В связи с приближением фронта к территории Чечено-Ингушской республики значительно активизировалась антисоветская деятельность контрреволюционных и бандповстанческих элементов. Созданный комитет Чечено-Горской национал-социалистической партии… начал интенсивно готовить восстание в горных районах республики с целью свержения советской власти. В республике действуют более 240 бандитов, разгромлен Дзумоевский… сельсовет, распущены колхозы. Отсутствие сил НКВД не позволяло ликвидировать вспышки бандитизма».

Правовой основой для выселения «лиц кавказских национальностей» служили не решения руководства НКВД, а нормативно-правовые акты Советского государства.

7 марта 1944 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории».

Был издан ряд других Указов Президиума Верховного Совета СССР и постановлений Государственного Комитета Обороны, в которых излагались основания для выселения. Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1944 года принял Указ «О выселении балкарцев, проживавших в Кабардино-Балкарской АССР»: «В связи с тем, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Кабардино-Балкарской АССР многие балкарцы изменили Родине, вступали в организованные немцами вооруженные отряды, вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на кавказских перевалах, а после изгнания Красной Армией с Кавказа войск противника вступали в организованные немцами банды для борьбы против Советской власти».

В документах Советского государства закреплялся механизм выселения. В отличие от русских «кулаков», горцам разрешалось взять с собой «личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 кг на семью». Обратим внимание на вес багажа - до полутонны. Это значит, можно было взять с собой практически все имущество, кроме мебели и крупного рогатого скота. Во всяком случае - обеспечить себя одеждой и продуктами питания на дорогу. Подготовка к выселению проводилась неспешно. Составлялись подворовые списки выселяемых. Местное население готовили к выселению местные кадры. К каждому населенному пункту на территории Чечено-Ингушской АССР были прикреплены 2–3 человека «для агитации», то есть для разъяснения народу причин и порядка выселения. Следовательно - чеченцев и ингушей «готовили к выселению» не русские из центральных регионов Советского Союза, а окружающие горские народы.

Попутно ликвидировались банды и изымалось огнестрельное оружие.

С первыми эшелонами с Северного Кавказа выехали бывшие руководители и религиозные авторитеты республики, которые подготовили выселение. Одновременно начался вывоз остального населения.

Значительное количество представителей выселяемых народов выводили из частей действующей армии и тоже отправляли в тыл. 29 тысяч чеченцев сняли с фронта и отправили в глубокий тыл. А на их место (на фронт!) отправили русских, украинцев, евреев…

Я уже обращал внимание на то, что русских «кулаков» направляли в места, практически непригодные для проживания, где люди сразу же начинали вымирать. Представителей горских народов и крымских татар отправили в основном в Киргизию и Казахстан. На территории Советского Союза это были наиболее теплые и сытые республики, не затронутые войной. Именно на территории Киргизии и Казахстана была эвакуирована московская творческая интеллигенция.

Сразу же по прибытии на место депортации в июле 1944 года в Казахской ССР 74, 3 % спецпереселенцев получили приусадебные участки и огороды. 12 683 человек получили в собственность дома, которые покупались государством у местного населения. В местах компактного проживания спецпереселенцев было начато активное жилищное строительство. Спецпереселенцы обеспечивались работой. Учитывая, что значительная часть переселенного населения не имела профессий, были организованы ФЗУ (фабрично-заводские училища), где за короткий период времени мужчин обучили профессиям трактористов, комбайнеров, шоферов, кузнецов, слесарей. Для несовершеннолетних была организована работа трудовых детских колоний. Лица с высшим образованием обеспечивались работой по специальности. Таким образом, для переселенных жителей Кавказа и крымских татар были созданы вполне приемлемые условия для адаптации на новом месте. Для оказания безвозмездной денежной помощи остронуждающимся семьям спецпереселенцев с Северного Кавказа СНК СССР распоряжением от 17 августа 1945 года выделил 3 801 900 рублей в порядке возмещения стоимости принятого от них имущества в местах прежнего жительства. Всего спецпереселенцам Северного Кавказа было представлено 4 859 900 рублей.

Обратим внимание на обоснование выплаты: в порядке возмещения стоимости принятого от них имущества в местах прежнего жительства. Это значит - мигранты получили деньги за оставленное на родине движимое и недвижимое имущество. Напомним, что «кулаки» периода 1929–1931 годов никаких выплат от государства не получили.

Еще раз напомним о том, что события происходили в период жестокой войны и в послевоенное время. В это время на Уральских военных заводах у токарных станков работали дети 12–14 лет. На освобожденных территориях России, Украины, Белоруссии люди жили в землянках и женщины пахали землю, впрягаясь в плуги, не было ни лошадей, ни быков.

9 марта 1944 года было издано постановление СНК СССР «О заселении и освоении районов бывшей Чечено-Ингушской АССР. То есть изменение административно-территориального деления происходило в соответствии с нормативным актом государства, а следовательно - не являлось незаконным. В составе Ставропольского края был образован Грозненский округ с центром в городе Грозном, в состав которого включены земли ряда районов Ставропольского края. В состав Дагестанской АССР включен ряд районов бывшей Чечено-Ингушской АССР и др. СНК СССР поставил задачу переселить в бывшие чеченские и ингушские колхозы из Ставропольского края - 8 000 хозяйств, из Дагестанской АССР - 5 000 хозяйств, из Северо-Осетинской АССР - 500 хозяйств.

После освобождения Крыма с полуострова была выселена основная часть крымских татар. Они обвинялись в том, что приняли активное участие в войне на стороне гитлеровцев.

В период войны массовому перемещению подверглись немцы Поволжья, поселившиеся здесь еще во времена Екатерины II. У советского правительства были оперативные данные о том, что немцы Поволжья готовы поддержать гитлеровцев и в случае приближения фашистских войск к Волге - поднять восстание.

К 1946 году численность населения Советского Союза, потерявшего 27 миллионов только погибшими в войне, составила 172 миллиона человек. Положение усугубилось тем, что в этом году возникла засуха, охватившая территорию Советского Союза от Карпат до Поволжья. По самым примерным подсчетам, от голода умерли от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

В начале 50 годов Советское правительство приняло решение о вводе в сельскохозяйственный оборот казахстанских земель. В Казахстан были направлены сотни тысяч человек преимущественно молодежи и специалистов из центральных регионов России. Была организована государственная программа «Подъем целины». За короткий промежуток времени на территории Казахстана были построены десятки городов, сотни сел и поселков, построены шоссейные и железные дороги.

В целом же, как отмечают специалисты по миграции, «репрессивным, принудительным миграциям внутри страны в 30-е и 50-е годы подверглись около 6 млн. человек, а послевоенным репатриациям - 5,7 млн. человек». Как утверждают авторы сборника «Миграция населения. Выпуск пятый»: в 1939–1958 гг. из европейской части страны переселилось в азиатскую часть, включая Урал, в общей сложности 8-10 миллионов человек.

60-е и 80-е годы XX века также были временем больших миграционных перемещений населения России на Кавказ, в Среднюю Азию, на Дальний восток. Как правило, на новостройки направлялись квалифицированные специалисты из центральных регионов России, выпускники учебных заведений.

Беспрерывное перемещение из центральных регионов России физически здорового населения имело и свои отрицательные последствия. К их числу можно отнести следующие.

Изменение половозрастных характеристик населения. В результате принудительного перемещения на Восток и в Среднюю Азию миллионов людей, прежде всего мужчин, в европейской части России изменились половозрастные группы населения. Большое количество женщин не имели возможностей вступать в брак. А это привело к снижению рождаемости населения. Рождаемость на 1000 человек снизилась с 30 человек в 1950 году до 18 человек в 1979 году. В послевоенное время резко возросла доля не рожавших женщин. Так, в 1949–1959 годах доля ни разу не рожавших женщин составляла на селе 13 %, а в городе - 6 %. Таким образом, село, отличавшееся в дореволюционный период высокой плодовитостью, в послевоенные годы стало «резервуаром» значительного числа нерожавших женщин. Положение усугубилось ориентацией значительной части населения на однодетную семью. В 1979 году Центром по изучению проблем народонаселения МГУ было проведено обследование жителей Москвы. Выяснилось, что среднее число детей на 100 женщин в возрасте от 18 до 40 лет составили 104 ребенка. Неожиданно высоким - около 30 %, оказалось количество семей, вообще не имевших детей. То есть основную часть населения составляли семьи с одним ребенком либо бездетные. Одновременно произошло старение населения. Например, только в Псковской области численность населения в возрасте от 20 до 29 лет за период с 1959 по 1970 гг. сократилась почти в три раза. Также на треть сократилась и доля лиц в возрасте от 30 до 39 лет.

Разрушение мужского генофонда европейской части страны. Основная тяжесть переселенческой политики государства на протяжении десятилетий ложилась на мужчин. В результате был разрушен мужской генофонд населения европейской части России. Средняя продолжительность жизни мужчин резко сократилась. Если в 1862 году средняя продолжительность жизни женщины превышала продолжительность жизни мужчина на 1,6 года, то в 1971–1972 годах она достигала десяти лет. Ни одна промышленно развитая страна не имела такого значительного разрыва. В середине 70-х годов число овдовевших женщин было в 2.5–3 раза больше числа овдовевших мужчин. По переписи 1970 года в стране было около 14 млн. одиночек, в основном женщин старше 40 лет. Произошло резкое увеличение смертности мужчин. Если к концу 50-х годов смертность мужчин почти вдвое превышала смертность женщин, то в 1970 году смертность мужчин увеличилась в три раза по сравнению со смертностью женщин. Напомним, что в программных документах ЛДПР постоянно обращалось внимание на необходимость поддержки мужского населения страны.

Эксплуатация населения РСФСР в пользу населения национальных окраин страны. В национальной политике Советского Союза наблюдался определённый перекос. Население центральных регионов России фактически эксплуатировалось в пользу населения окраин. По подсчетам исследователя Виноградова, регионы России, заселенные преимущественно русским населением, использовались в качестве экономических доноров в пользу национальных республик. На одного жителя РСФСР приходилось в год товаров и услуг на 17,5 тыс. долларов, потреблялось же продукции товаров и услуг только на 11,8 тыс. долларов. Таким образом, почти 6 тысяч долларов с одного человека в РСФСР перераспределялось в пользу союзных республик. «В результате такой операции происходило прямое ограбление Русского народа, позволявшее жителям многих национальных регионов потреблять гораздо больше того, чем они производили своим трудом. Так, Грузия потребляла в 4 раза больше, чем производила. Эстония - в 2,3 раза, Армения - в 3 раза, Латвия - в 1, 8 раза, Литва - в 1, 6 раза, Казахстан - в 1.8 раза, Узбекистан - в 2,6 раза, Азербайджан - в 2 раза, Таджикистан - в 3 раза».

В последние годы существования Советского Союза только предприятия и население Российской федерации продолжали наращивать производство валового внутреннего продукта с 15,8 долларов до 17,5 доллар» на душу населения. Все остальные республики снизили производство валового продукта на душу населения в той или иной мере. Наибольшее снижение производства продукции произошло: в Грузии, Армении, Азербайджане.

По сути дела, развитие всех советских республик происходило за счет народов России. Производя более 61 % национального дохода СССР, Россия в 1987 году занимала 11-е место по уровню потребления среди других республик. К 1990 году Россия занимала уже самое последнее место по уровню потребления, отдавая все деньги на содержание союзных республик. В результате при усиленной эксплуатации населения РСФСР у него было меньше финансовых возможностей для репродукции. Нехватка средств на медицинское обслуживание приводила к тому, что уровень детской смертности в России в 1988 году на тысячу родившихся детей в возрасте до одного год; составлял 19 человек, в то время как в Литве - 11,5, в Латвии - 11,0, в Эстонии - 12,4 детей.

Все это способствовало снижению численности населения России.

Зарождение миграции тесно связано с геополитическими, международными процессами, с ростом народонаселения на планете и снижением полезных ископаемых, с теми социально-политическими и экономическими преобразованиями, которые, в частности, обрушились на территорию бывшего Советского Союза и Россию в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия. Тут необходимо выделить следующие факторы.

Первое, это увеличение исламского населения. Мусульманские народы Северного Кавказа не только не поражены естественной убылью, но и дают наивысший по России прирост численности населения. В республиках Северного Кавказа мусульмане составляют сегодня свыше 70 %, и их количество за последние два десятилетия возросло почти в два раза, в то время как доля славянского населения по разным причинам сократилась с 29,3 % в 1980 году до 19 % в 2000 году.

Русские вымирают. История России с 1650 по 1990 годы характеризовалась одной особенностью - постоянным ростом населения при непрерывном увеличении территории. По данным переписи населения 1897 года, население Империи составляло 129 млн. человек, около 8 % тогдашнего мирового населения. Русские тогда составляли устойчивую долю населения и обладали устойчивым приростом. В целом ежегодный прирост населения России достигал ежегодно 2 млн. человек. Д.И. Менделеев в начале XX века подсчитал, что при существующих темпах прироста русское население к концу XX века составит около 400 млн. человек.

Однако после Октябрьской революции началось последовательное сокращение русского населения. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции погибло 10 миллионов человек, в основном русского населения. Репрессии 20-30-х годов XX века в основном обрушились на русских. В годы Великой Отечественной войны наибольшие потери понесло русское население. В 60-70-е годы XX века у русских значительно снизилась рождаемость, они перешли практически к однодетным семьям. А это даже не воспроизводило население. Одновременно возросла младенческая смертность.

В результате политики младореформаторов в России начался процесс депопуляции, когда число умерших стало превышать число рождающихся. Только за период с 1992 по 1997 гг. общие демографические потери России вследствие ухудшения социально-экономического положения, разрушения привычной культурной и бытовой среды оцениваются в 8 млн. человек, из которых около 3 млн. - преждевременно умершие и около 5 млн. неродившиеся в результате резкого падения детородной активности. В качестве субъекта, то есть организатора нормативно-правового террора, выступает новая государственная элита, ориентированная на интересы зарубежных государств.

О последствиях криминальной политики демократической Российской власти, следствием чего явилось вырождение населения России, говорилось на ряде заседаний Никитского клуба в 2000 году во время цикла общественных обсуждений «Россия в глобальном контексте». Значительный интерес представляют материалы пресс-конференции и «круглого стола» Никитского клуба, проходивших 11 июля 2000 года в Пресс-центре Дома Правительства. Обсуждалась тема: «Всемирный день народонаселения и демографические проблемы России». Представитель Центра по изучению проблем народонаселения В.В. Елизаров в своем выступлении: «Демографический кризис в России: факторы и последствия» дал анализ демографической характеристики России. Выглядит она следующим образом.

Начиная с 1991 года, то есть с момента захвата власти в России демократами, началось вырождение России: «В конце 1991 года показатели смертности в России впервые превысили показатели рождаемости. Началось сокращение населения России, продолжающееся по сей день, и не имеющее шансов остановиться в ближайшей перспективе. Население России будет продолжать сокращаться и далее, в среднем, примерно на 0,3–0,8 млн. ежегодно». Сокращение населения проявляется в следующих формах:

а) в результате снижения рождаемости происходит старение возрастной структуры населения. За время демократических «преобразований» количество лиц пенсионного возраста впервые превысило число детей до 16 лет. Резко сокращается количество детей в возрасте до 16 лет;

б) уничтожение населения активно осуществляется в форме абортов. «По официальным статистическим данным число абортов вдвое превышает число рождений (то есть 200 абортов на 100 рождений). При этом число абортов у первобеременных (прерывание первой беременности особенно опасно из-за риска последующего бесплодия) почти не изменилось, а их доля в общем числе абортов выросла до 10,3 % в 1998 году. В основном это молодые женщины в возрасте до 20 лет».

Российская Империя, Россия была создана усилиями русских, которые выступили как государственно-образующее население. Русские не только сумели объединить многочисленные малые народа, нередко постоянно конфликтовавшие между собой, но и сохранить их, цивилизовать. А потому ослабление государственно-образующей роли русского населения, его изгнание с кочевых территорий ныне оседлых народов (Татарстан, Калмыкия, Башкортостан) не только не улучшит положение самих «титульных» народов, но и приведет к их взаимоуничтожению. В качестве примера такой перспективы можно рассмотреть Северо-Кавказский регион, в частности - поведение чеченцев. Чеченцы, образовав свою республику Ичкерия, тут же заявили о желании построить «Великую Ичкерию» на площади от Черного до Каспийского морей, то есть захватить чужие территории. Докатились. Маленькая Чечня замахивалась на Великую Россию!

А.И. Солженицын в статье «Русский вопрос» писал: «И вот мы докатились до Великой Русской Катастрофы 90-х годов XX века… В Катастрофу входит, прежде всего, наше вымирание. Катастрофа в сегодняшней аморфности русского национального сознания, в сером равнодушии к своей национальной принадлежности и еще большем равнодушии к соотечественникам, попавшим в беду».

В царской России и в Советском Союзе единым государственным языком и основным языком межнационального общения был русский. На русском языке работали органы государственной власти, образование, наука. С началом «демократических» преобразований на территории бывшего СССР начались процессы языковой изоляции и разобщения народов. В союзных и бывших союзных республиках началось принятие законов «О языке». Республики отказывались от государственной роли русского языка, придавая статус государственного местным наречиям. Так, в Армении закон «О языке» был принят в апреле 1993 г. В Азербайджане закон «О государственном языке в Азербайджанской Республике» принят в декабре 1992 г. В Молдове закон «О статусе государственного языка Молдавской ССР» от августа 1989 г. и закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» принят еще в сентябре 1989 г.! В результате, в бывших среднеазиатских республиках русские в основной массе не смогли интегрироваться в новую для них культурно-языковую среду. За исключением Кыргызстана самым главным врагом центрально-азиатских народов на пути к прогрессу объявлен русский язык. Одновременно началось изгнание русского и европейского населения из органов власти, органов управления, с престижной работы. Чиновники из числа «не титульного» народа принудительно изгонялись с работы, их места занимались местными национальными кадрами. Последствием политики национализма стало зарождение на территориях бывших советских республик «национализма местного». Национализм местный - нарушение органами государственной власти справедливости во взаимоотношениях народов, абсолютизация местных интересов и недооценка общефедеративных, общенародных интересов. Национализм местный выступает в форме игнорирования интересов многонационального населения республик, областей, городов, районов в угоду потребностям исконных жителей региона.

Представители местных национальностей принялись изгонять из органов власти людей других национальностей. В результате места чиновников в органах государственной власти и управления, в правоохранительных органах занимались малоквалифицированным и слабообразованным местным населением. «Сложившаяся кадровая политика, - пишет В.В. Вишневский о Киргизии, - не способствует укреплению межнациональных отношений в полиэтническом государстве. Обследование, проведенное в 1996 г. в городе Чуй-Токмок, показало, что в руководстве милиции, прокуратуры, таможенной инспекции не было практически никого, кроме киргизов, хотя население города и района более чем на 60 процентов состоит из представителей других национальностей». Аналогичные процессы замены людей в государственном аппарате происходила и в других республиках.

Языковая изоляция и ограничения в выборе работы по национальному принципу, национализация внутригосударственной жизни спровоцировали принудительную и вынужденную миграцию из бывших союзных республик великорусского и европейского населения. В 1991 году в России было проведено социологическое обследование вынужденных мигрантов. Задавался вопрос о причинах выезда людей из республик постоянного проживания. В качестве основной причины выезда было названо принятие в национальных республиках законов о статусе государственного языка, о гражданстве.

С момента распада СССР везде, кроме Белоруссии, наблюдается мощная тенденция создания этнически однородных республик за счет изгнания либо уничтожения людей других национальностей. А это привело к изменению рынка труда. Уход из республик наиболее образованного и профессионально грамотного населения привел к разрушению многих секторов экономики и производства. Местные «специалисты» не смогли заменить изгнанных высококвалифицированных специалистов. Произошел спад производства; высвобождение рабочей силы из государственного сектора экономики. Изменилась структура занятости населения: на первое место выдвинулась торговля, в том числе «челночная».

Таким образом, в результате Беловежских соглашений, суверенизации бывших союзных республик, изгнания из этих республик великорусского населения произошли разрушение промышленного потенциала этих республик, перекосы рынков труда и миграционные процессы в последние годы буквально обрушились на Россию.

Глава II
Опасность вполне реальна

Россия переживает очень сложный этап в своей многовековой истории. Значительные людские и материальные потери, понесенные нашим Отечеством в XX веке во время войн, революций, репрессий и иных социальных потрясений, в том числе во время распада Советского Союза, привели к значительной потере ее демографического и научно-технического потенциала.

По мнению экспертов, к 2026 году при условии некоторого прогресса в рождаемости и средней продолжительности жизни население России уменьшится до 137 млн. человек, но если сохранятся современные негативные тенденции, численность населения может упасть до 125 млн. человек, что реально угрожает национальной безопасности, территориальной целостности нашей страны. Данная проблема становится существенным барьером экономического роста России.

К сожалению, население сокращается практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Особенно сложная демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке и в Сибири, которые составляют 70 % всей территории России и где проживает 18 % населения страны.

По сравнению с 1989 годом наполовину уменьшилось население Чукотки и Магаданской области, Камчатской - почти на 20 %, Сахалинской - на 15 %, т. е. резко ухудшается демографическая структура.

Высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные регионы - особенно Черноземье. Контрастная и весьма сложная демографическая обстановка складывается на Северном Кавказе.

Приток внутренних мигрантов идет главным образом в центральные и южные регионы страны, в которых сосредоточено 80 % населения. Эта территория располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края.

В результате разрушается уникальный трудовой потенциал, что является результатом неподготовленных реформ конца 80-х - середины 90-х годов прошлого века.

В геополитической перспективе эти факторы создают реальную угрозу потери нашим государством исконно российских территорий.

В этих сложных условиях наша страна начинает новую миграционную политику.

Конституция Российской Федерации и действующее законодательство предоставляют для легальных мигрантов широкие возможности. В частности, согласно принципам и нормам международного права признаются свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, но и они должны наравне с российскими гражданами уважать и соблюдать законы, исторические традиции нашей страны.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации определил, что основным направлением совершенствования миграционной политики является стимулирование притока в страну «квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных», а 24 октября т.г. на Всемирном конгрессе соотечественников В.В. Путин подтвердил, что борьба с незаконной миграцией будет осуществляться, но в то же время упростится процедура легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации: «Россия сегодня открыта для всех, кто отождествляет себя с ее судьбой».

В целях реализации указанных концептуальных положений Россия ратифицировала ряд международных соглашений и конвенций, в развитие которых необходимо совершенствовать нормы законодательства. В 2006 году были приняты федеральные законы, которые ввели принципиально новую систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, существенно облегчили процесс получения разрешений на пребывание и трудовую деятельность в России. Одновременно усилили ответственность за несоблюдение установленных правил миграционного учета и привлечения мигрантов к трудовой деятельности в России.

Большинство переселений в СССР происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. Однако и межреспубликанские миграции были значительными.

Большинство переселений в СССР происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. Однако и межреспубликанские миграции были значительными. Так, среди прибывших в города России в 1973 г. 76 % мигрантов были выходцами из своей республики, в 1989 г. - 69%; на Украине доля "своих" мигрантов составляла, соответственно, 67 и 60 %, в Казахстане - 57 и 64 %, в Узбекистане - 48 и 59 %, и т. д.

Основной объем межреспубликанской миграции приходится на три республики: Россию, Украину и Казахстан. В большинстве случаев встречные миграционные потоки близки по величине, В республиках Закавказья и Средней Азии на миграции в 1989 г. сильно сказались межнациональные конфликты.

Происходило стягивание населения в славянские республики, причем особенно велик был чистый приток на Украину - почти вдвое больший, чем в Россию. Наибольшие же чистые потери имели Армения, Казахстан и Узбекистан.

Россия отдавала население на Украину и в Белоруссию, имела нулевой баланс в обмене с Прибалтикой, стягивала население изо всех остальных республик СССР. Громадный перевес движения населения в Россию из Закавказья над обратным был связан с межнациональными конфликтами, особенно - с вынужденной миграцией из Баку.

Картина межреспубликанских миграций в СССР эволюционировала. При этом если территориальная структура переселений и соотношение числа мигрантов в противоположных потоках были сравнительно устойчивы во времени, то результаты миграции для республик (чистая миграция, сальдо переселений) менялись относительно быстро. Дело в том, что сальдо миграции обычно составляет очень малую долю общей численности переселенцев, особенно при миграции между однотипными совокупностями поселений (например, городами России и Украины), так что очень небольшие сдвиги в численности встречных потоков могут вызвать очень большие изменения в результатах миграции.

В 60-е годы Россия была главным донором для подавляющего большинства других республик; с середины 70-х годов она стала главным реципиентом, мощно притягивавшим население из подавляющего большинства других республик.

В первой половине 60-х годов Средняя Азия являлась единственным экономическим районом, стягивавшим население изо всех других частей СССР; в 70-е годы она становится, наряду с Казахстаном, основным районом чистого оттока населения.

Коренные перемены в результатах межреспубликанской миграции начались, как видим, много раньше, чем возникли серьезные межнациональные конфликты (хотя нередко думают, что именно эти конфликты были причиной перемен в миграции). Следовательно, в основе этих перемен лежали какие-то другие, достаточно мощные и долговременные факторы. Какие же?

Главным фактором этого "поворота" миграций явились изменения в региональной трудообеспеченности. В Казахстане и Средней Азии наблюдался громадный прирост трудовых ресурсов, за которым далеко не поспевало увеличение числа рабочих мест. В России трудовые ресурсы росли медленно, во второй половине 70-х годов в трудоспособный возраст (16 лет) стало вступать малолюдное поколение, рожденное в период "демографического провала" 60-х годов; российская деревня к тому времени была демографически истощена, не могла уже давать прежнего числа мигрантов в города России. В это же время проходило ускоренное заселение районов хозяйственного освоения на Севере РСФСР; особенно больших трудовых ресурсов потребовали нефтегазовые районы Западной Сибири.

Постоянно и более или менее равномерно шел приток населения во все три республики Балтии. Небольшой в абсолютных цифрах, он был очень велик относительно населения Эстонии и Латвии. За 30 лет миграция дала здесь больше половины общего прироста населения - 16 из 31 % в Эстонии и 15 из 28% в Латвии, Кроме того, значительным было косвенное влияние миграции. Мигрирует главным образом молодежь, дающая в местах притока естественный прирост населения. Все это привело к сильному снижению доли "титульных" наций в населении Эстонии и Латвии.

Ввод новых рабочих мест был несоразмерен демографической ситуации в регионе. В Эстонии и Латвии воспроизводство населения давно уже было суженным, т. е. рождающихся детей не хватало для количественного замещения родительского поколения. В демографическом смысле Балтия являлась прямой противоположностью Средней Азии.

В результате активных миграций в СССР произошло громадное территориальное смещение национальностей, их всеобщая диффузия. Городское население практически всех частей страны стало многонациональным. Во многих городах нет количественно преобладающей национальности. Особенно сложным полиэтническим составом населения отличались столицы почти всех союзных республик, других национально-территориальных образований, новых и быстрорастущих поселений, возникающих при крупных новостройках. (Напомню, что на БАМе каждая союзная республика должна была возвести своими силами и кадрами один или несколько поселков.)

Хотя в межреспубликанских миграциях участвовали все сколько-нибудь значительные по численности нации страны, интенсивность такого участия была существенно различной. Объективно наибольшие преимущества были у русских и других русскоязычных, поскольку в городах страны практически повсеместно существовала русская языковая среда. Хотя русский язык официально, формально не объявлялся общегосударственным, фактически он был таковым. У русскоязычных мигрантов практически не было языковых барьеров, что существенно облегчало им адаптацию в новых местах проживания. У подавляющего большинства русскоязычного населения, попадавшего в "братские" республики, не было настоятельной нужды изучать языки их коренных этносов. Кроме того, у славянского населения во многих случаях были преимущества в образовании, квалификации, что тоже давало им определенные преимущества, особенно большие - в сравнении с сельским населением Средней Азии. Да и сами руководители союзных республик, хозяйственники были более заинтересованы в "импорте" готовых квалифицированных кадров, чем в подготовке собственных из местной молодежи. Так, на больших стройках Средней Азии, на ее машиностроительных заводах, текстильных комбинатах и т. д. часто работали преимущественно русские и другие "европейцы". Они прибывали туда не только самостоятельно, но и "в порядке перевода", по распределению после окончания высших и средних специальных учебных заведений и т. д.

Русское население за пределами РФ долгое время росло намного быстрее, чем в самой России: между переписями 1959 и 1970 гг - втрое, между 1970 и 1979 гг. - вдвое. В результате к моменту переписи 1989 г. в ближнем зарубежье оказались 25, 3 млн. русских. В большинстве союзных республик они занимали по численности второе место среди всех их народов.

В населении подавляющего большинства союзных республик доля титульной нации оказалась меньше, чем доля русских в России - несмотря на то, что в РФ много национальных административно-территориальных образований. В некоторых республиках титульная нация составляла чуть больше половины всего населения, а в одном - меньше половины. С другой стороны, у многих наций значительная их часть проживала за пределами "своей" союзной республики. Дело здесь не только в миграции, но и в том, что произвольно проведенные в советское время административные границы между республиками очень часто не совпадали с этническими. В условиях распада СССР и взрыва национализма такие несовпадения оказались дополнительными источниками напряженности.

В. И. Переведенцев

Фрагмент 1

Изучение нового материала по теме

Задачи:

  • Сформировать представление о миграциях населения во времени и в пространстве.
  • Развивать навыки работы с текстом учебника (выделение главного, составление структурных схем, составление определений и др.).

Организация работы

Вводная беседа

1. Под действием каких причин может изменяться численность населения страны, какой-либо территории?

2. Ввод понятия “Миграция”.

3. Сформулируйте самостоятельно определение понятия “Механический прирост”.

4. Какие значения может принимать величина механического прироста? Как при этом меняется численность населения?

5. Предположите, какие причины могут побудить человека к смене места жительства.

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника

1. Познакомьтесь с текстом § 7. Выявите основные потоки миграций в СССР и России в различные годы: направления и причины.

2. Заполните хронологическую таблицу “Миграции населения в СССР и России”, для этого используйте текст учебника, рис. 13, с.41 и знания, полученные самостоятельно из внеучебных источников (СМИ, Интернет).

Период, гг.

Направления миграций

Причины миграций

Дополнительная информация

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

3. Используя материалы таблицы, составьте обобщающую структурную схему “Миграции населения”. Ключевые слова определите самостоятельно.

Подведение итогов работы на уроке:

1. Какие народы подверглись насильственному переселению? Как сложилась их дальнейшая судьба?

2. Каково значение миграций для экономики страны?

3. Приведите примеры миграций членов вашей семьи. Каковы были причины смены места жительства? Как это сказалось на дальнейшей судьбе всей вашей семьи?

Консультирование по выполнению домашней практической работы.

Домашнее задание: § 7. Домашняя практическая работа.

Домашняя практическая работа.

1. По данным таблицы 12 постройте столбчатые диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах”.

2. Сделайте анализ, ответив на вопросы:

– Как изменилась доля русского населения в новых независимых государствах (в каждом отдельно и по регионам: страны Балтии, страны Средней Азии, страны Закавказья)?

– Каковы причины этих изменений (политические, экономические, социальные, культурные и др.)?

3. Сделайте общий вывод:

– Каковы последствия изменений доли русского населения для новых независимых государств и России? Отметьте экономические, политические, социальные, культурные последствия.

Фрагмент 2

Повторение и закрепление знаний по теме с элементами введения новой информации

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания по теме “Миграции населения”.
  • Продолжить работу по развитию навыков чтения схем, таблиц, карт.
  • Развивать навыки обобщения информации, полученной из разных источников, создавать новое знание на основе известной информации, собственного жизненного опыта.

Организация работы

Задания для повторения предлагаются по рядам.

Дополнительно создаются две группы по два человека, которые будут работать с творческими заданиями. В группы включаются наиболее подготовленные учащиеся.

Для удобства работы на каждый стол выдается лист с заданиями для каждого ряда.

Задания:

I ряд

Работа со словарем по теме “Миграции населения”.

Работа выполняется письменно на листочках.

I вариант

Миграция –
Внутренние миграции –
Эмиграция –
Реэмиграция –
Репатриация –

II вариант

Механический прирост –
Внешние миграции –
Иммиграции –
Депортация –
Незаконные мигранты –

II ряд

Самопроверка выполнения домашнего задания “Анализ диаграмм “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20).

Проверьте, есть ли в ваших выводах ответы на следующие вопросы:

1. В каких странах бывшего СССР особенно сильно уменьшилась доля русских? Подтвердите цифрами.

2. Почему именно в этих странах произошло наибольшее снижение доли русских?

3. В каких странах после распада СССР доля русских увеличилась? осталась практически неизменной?

4*. Существует ли связь между численностью русских в той или иной стране бывшего СССР и политическими отношениями, сложившимися между Россией и этими странами?

III ряд

Работа с информацией, представленной в виде схем.

Внимательно рассмотрите предложенные схемы, сравните с теми, что вы составили самостоятельно по тексту учебника. Проанализируйте представленную в схемах информацию. Приготовьтесь озвучить данные схемы для класса. Ответьте на поставленные вопросы.

1. Какие признаки классификации положены в основу составления каждой схемы?

2. Информация к какой схеме (схемам) отсутствовала в вашем учебнике? Попробуйте самостоятельно составить по ней рассказ.

Творческие группы

I группа

Попробуйте составить портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (образование, возраст, семейное положение, здоровье, черты характера). Подумайте, что побудило его сменить место жительства. Предположите, какой район России он выберет для постоянного проживания.

II группа

Обобщив изученный материал и опираясь на внеучебные знания, выявите положительные и отрицательные последствия миграции для страны в целом, и для отдельного субъекта, в частности.

Порядок работы по повторению и закреплению знаний

1. Всем учащимся класса предлагается познакомиться с предложенными заданиями и задать учителю уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

2. Учащиеся приступают к работе. Учащиеся II и III ряда могут работать в парах, обсуждая возможные варианты ответов и осуществляя взаимопроверку самостоятельных работ, выполненных на предыдущем уроке и дома.

3. Учащиеся I ряда работают в течение 3 минут. Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, организуется взаимопроверка. Выставляются оценки. Фиксируется фамилия проверяющего. Выполненные работы передаются учителю. Вся работа занимает 5-7 минут. Все учащиеся первого ряда присоединяются к выполнению заданий второго ряда.

4. Проверяется работа второго ряда. Учащиеся третьего ряда, по мере выполнения собственного задания, также присоединяются к проверке домашней работы. Проверка осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. По ходу проверки учащиеся делают уточняющие записи в тетради.

5. Проверка работы третьего ряда. Осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. Схемы, дополняющие материал, представленный в учебнике, заносятся в тетради по ходу их комментирования и обсуждения.

6. Заслушиваются результаты работы творческих групп. Учащимся класса предлагается составить и записать в тетради 1-2 уточняющих вопроса к сообщениям творческих групп. На основе составленных вопросов организуется обсуждение результатов работы.

7. Подводятся итоги проверки выполнения домашней работы. На полях тетради каждым учеником выставляется оценка по итогам самопроверки.

Показатели для самостоятельного оценивания результатов работы по теме “Миграции населения”:

1. В тетради записаны определения терминов. Учащийся готов дать определения каждого из них самостоятельно.

2. В тетради выполнены схемы, отражающие основной материал по теме. Учащийся готов прокомментировать каждую из схем, назвав признак классификации.

3. В тетради выполнены диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20) и сделан их анализ. В анализе представлены главные выводы, они подтверждаются расчетами.

4. Учащийся принял участие в обсуждении вопросов творческих групп.

Критерии оценивания:

  • 5 баллов – данные показатели достигнуты в полном объеме;
  • 4 балла – данные показатели в целом достигнуты, допущены незначительные недочеты;
  • 3 балла – данные показатели достигнуты частично, допущены значительные недочеты.

Учитель вправе перенести в журнал оценки, выставленные учащимися по результатам самопроверки и самооценивания, без изменения, либо повысить или понизить оценку после индивидуального собеседования с учащимся.

Список использованной литературы

  1. Асеева И.В. На уроке географии: Население и хозяйство России: Пособие для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
  2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2005.

Помогите пж! Сравните основные направления миграций в СССР и России.

Ответы:

Миграционные связи России с сопредельными территориями (бывшими окраинами Российской империи, затем - союзными республиками СССР) традиционно носили центробежный характер, т.е. были направлены из центра на окраины. Это было заселение Новороссии (южной Украины) в конце XVIII-XIX вв., заселение Северного Кавказа с XVIII в. и особенно интенсивно - Казахстана в период освоения целинных земель (1950- 1960-е гг.), русское аграрное освоение некоторых районов Средней Азии, а в период индустриализации - формирование рабочего класса ранее «отсталых национальных окраин». Городское население республик Средней Азии, Закавказья, Молдавии, частично Украины и Прибалтики в значительной степени формировалось за счет переселенцев из России. В России миграции населения также традиционно имели центробежный характер: мигранты из центра страны заселяли и осваивали присоединяемые к России территории на севере, на юге и на востоке. В XX в. основным направлением миграций было восточное - заселение Сибири и Дальнего Востока. С либерализации иммиграционной политики в 1965 году, число иммигрантов первого поколения, живущих в Соединенных Штатах увеличилось в четыре раза: с 9,6 миллиона в 1970 году до примерно 38 млн в 2007 году.1 046 539 человек прошли натурализацию граждан США в 2008 году. С 2000 по 2010 год в США приехало около 14 млн иммигрантов. В 2006 году Соединенные Штаты принимали больше легальных иммигрантов в качестве постоянных жителей, чем все другие страны мира вместе взятые. В настоящее время ведущие страны по иммиграции в эту страну - Мексика, Индия и Филиппины. Также быстро растёт доля мигрантов из Китая. Хотя приток новых жителей из разных культур представляет некоторые проблемы, «Соединенные Штаты всегда были под напряжением его иммигрантов», - сказал президент Билл Клинтон в 1998 году. - «Америка постоянно набирает силу и дух от идущих волна за волной иммигрантов». Воссоединение семей составляет примерно 2/3 легальной иммиграции в США ежегодно. Также, один из быстрых способов получения гражданства США - это служба в армии США. Но для этого у кандидата на службу должна быть грин-карта, то есть он должен уже быть иммигрантом. Служба в армии дает право на ускоренное получение гражданства: через 1 год службы в общем случае, либо без ценза (то есть, на следующий день) в случае службы в зоне боевых действий. Служить могут как мужчины, так и женщины. Участились случаи получения Грин Карты и затем гражданства США и через различные визы. За последние 10 лет было выдано около 33 миллиона Грин Кара. Например, виза, которая является самым быстрым способом получить Грин-Карту, является одной из тех виз. Выдаётся учредителям и менеджерам иностранных компаний, которые желают открыть филиал своего бизнеса в США. После года работы филиала компании в США, учредители и менеджера и их семьи получают постоянное место жительство. Ранее, только крупные компании могли себе это позволить, но последние годы, Америка стала приветствовать средние и малые бизнеса, причем процент отказа на получение этой визы составлял всего около 18 % с 2010. А уже в 2015 году, на саммите «SELECTUSA» Президент США Барак Обама заявил о дальнейшем облегчении процедуры получения виз L-1. Это означает, что теперь получить визу L-1 намного легче, чем раньше. Данная инициатива, как утверждают некоторые политики, увеличит поток иммиграции в США.

Процессы миграции населения всегда играли важную роль в жизни России и ее отдельных регионов, обеспечивая освоение территории страны, перераспределяя население и трудовые ресурсы. Особенно велико было значение миграций в XIX-XX веках. На протяжении длительного исторического периода государственная миграционная политика занимала одно из центральных мест во внешней и внутренней политике России и была направлена на решение проблем, связанных с заселением новых земель, освоением природных ресурсов новых территорий.

Для истории России характерны массовое расширение осваиваемой территории, массовая колонизация во всех направлениях, где этому не было достаточно мощных природных и общественных препятствий. Постепенно роль государства в расширении территории России возрастала. Однако миграционная политика отличалась противоречивостью: власть то поддерживала миграцию на новые земли, то ей препятствовала, а часто смотрела сквозь пальцы на серьезные нарушения собственных запретов на переселение.

Население Московского государства сложилось в результате упадка Киевской Руси, что вызвало передвижение от центра Киевской Руси к ее окраинам. В период своего максимального расширения страна почти в 50 раз превышала существовавшие некогда собственные минимальные размеры. С конца XVI века за век с небольшим территория Сибири, присоединенная к России, в 11 раз превысила Европу. В целом миграционные процессы проходили в условиях низкой плотности населения. В XVI веке Европейская Россия в 10 раз уступала по данному показателю Германии и в 20 раз - Франции.См.: Ахисзер А.С. Диалектика урбанизации и миграции в России //Общественные науки и современность. Журнал. 2000. №7. С. 24-25.

За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11 млн. человек. До XIX в. Россия имела незаселенные территории - свободные земли Центрально-земледельческого района, Южного Приуралья и Новороссии. Первые меры по заселению Сибири относятся еще к 1590 г. В XVI в. казаки основали Тобольск, Березов, Обдорск; в XVII в. - Петропавловск-Камчатский. Эти меры вызывались сознанием необходимости создать осязаемые признаки русского владычества во вновь приобретенных краях. С того же времени правительство начало пользоваться Сибирью для выдворения преступников, имели место миграция беглых крестьян, казачьих переселений и иммиграция. Отчетливая миграционная (в большей степени иммиграционная) политика начала проводиться уже в конце XVII века, когда Россия начала активно привлекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий. См.: Кабузан И. М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII - начале XX века // Отечественная история. 2001. №2. С.155.

Во времена царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) иммиграция в Россию приобретает массовый характер. В 12-13 главах «Наказа» (своеобразной программы нового царствования) говорится о необходимости максимального роста населения и колонизации пустынных пространств. В 1762-1764 гг. издаются специальные манифесты и указы, направленные на привлечение иностранцев на пустующие земли между Доном и Волгой (в декабре 1762 г. - манифест «О свободном поселении иностранцев в России», в 1763 г. - второй манифест и императорский Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают»). Когда иностранцы стали приезжать, составлялся «Поименный список отправляемых в Россию иностранных поселенцев». Наиболее существенными льготами были: освобождение от уплаты налога и другие льготы по платежам и в казну, причем сроки устанавливались дифференцированно, в зависимости от региона вселения, от численности населения в поселении и от рода занятий пере-

Манифестом 1763 г. в Санкт-Петербурге была создана специальная Канцелярия (по сути -- одна из первых в мире государственных служб по миграции), которой ежегодно выделялось до 200 тыс. рублей на оказание помощи иностранцам при переселении в Россию. Впоследствии этот Указ был дополнен законами о льготах и привилегиях для переселенцев. Эти манифесты были обнародованы в Германии, где вызвали сильное движение среди бедной части ее населения. За 1791-1830 гг. число переселенцев из Европы составило 260 тыс. человек. Затем объемы миграции возрастают. По данным десятой ревизии (1857г.), в 12 губерниях, где селились иммигранты, их насчитывалось уже более 450 тыс. человек.

В 1803г. началось переселение немецких колонистов в степи южной Новороссии. Правила «О приеме и водворении иностранных колонистов» от 20 февраля 1804 г. облегчали положение колонистов и способствовали их притоку в Россию. Иностранных колонистов рекомендовалось направлять в Новороссию, расселяя ближе к портовым городам. Колонисты получили льготу от уплаты податей и отправления повинностей на 10 лет, им выдавалось на хозяйственное обзаведение до 300 руб. в год с возвратом этих денег по прошествии льготного срока в течение 10 лет, выделялся надел в 60 десятин на семейство (в отличие от них отечественные переселенцы не получали от казны никаких пособий и льгот). До 60-х годов XIX в. в Новороссию переселилось более 70 тыс. немецких колонистов.

В 1806 г. было принято положение для населения Сибири, которое определило обязанности губернаторов и дало переселенцам значительные льготы. Таким образом, в дореформенные годы начинают формироваться основные направления миграционных путей, по которым Сибирь заселяется в пореформенный период. Почти 520 тыс. свободных и подневольных крестьян, переселившихся в Сибирь в 1796-1858 гг., сыграли важную роль в деле хозяйственного освоения этого района.

С 1825 г. наступает очередной этап в истории освоения Северного Кавказа. Указом 22 марта 1824 г. было вновь дозволено переселение государственных крестьян в окраинные многоземельные районы России. Право на переселение получили государственные крестьяне малоземельных губерний, в которых на ревизскую душу приходилось менее 5 десятин земли. Миграция разрешалась в губернии, где новоселы могли получить на каждую ревизскую душу от 8 до 15 десятин земли. Прибывшие освобождались от повинностей, включая и рекрутскую, и уплаты податей на три года. Это оживило темпы заселения Ставрополья.

В XIX - начале XX в. из Европы, включая Российскую империю, выехало 57635 тыс. человек. Основную массу эмигрантов дали Англия (почти 30%), Россия (17,6%), Италия (15,3%), Германия (10,2%), Австро-Венгрия (8,1%), Испания (7,6%), остальные европейские страны - чуть более 11 % общей численности эмигрантов. Миграционные потоки за пределы России и извне практически никогда не прекращались. По данным паспортного контроля, в 1898 г. из России выбыли за границу 175796 русских подданных и 225996 иностранцев, а въехали или вернулись из-за рубежа 136354 русских подданных и 279691 иностранец. Эта тенденция была долговременной. По некоторым сведениям, за период с 1828 по 1915 гг. Российскую империю покинуло от 2,5 до 3 млн. ее подданных. См.: Кабузан И. М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII - начале XX века // Отечественная история. 2001. №2. С.156.

После реформ 1861 г. потребность в переселениях была велика в силу объективных причин: снижение урожайности на выделенных крестьянам землях, высокая арендная плата, высокая плотность населения на черноземных губерниях. С

На рубеже XIX и XX веков вплоть до Первой мировой войны вытекавшая из архаичной формы земледелия ограниченность земли, пригодной для земледелия, служила фактором миграции крестьянства в Сибирь. Начавшееся в этот же период развитие фабрик и заводов уничтожило многие кустарные промыслы, которые поддерживали малоземельных крестьян, усовершенствование технической базы промышленного производства создало избыток рабочей силы среди групп населения, которые уже перешли от кустарных промыслов к фабричному труду. В связи с недостаточностью сельскохозяйственных земель в центральных районах страны конца XIX - начала XX вв. правительство России активно стимулировало данное направление миграции. В Сибири имелись богатые лесные угодья, которые могли прокормить большое количество людей из Центральной России.

Главным условием успеха стал ориентир на долгосрочное закрепление переселенцев в новых территориях. К переселению на Дальний Восток стимулировались социальные группы, способные благополучно адаптироваться в новых условиях и создать социальные основы для закрепления господства России в новых землях. С 1862 г. переселение проводилось за счет самих мигрантов. До 1905 г. разрешение на переселение в Амурскую и Приморскую области предоставлялось крестьянам, способным привезти с собой на новое место не менее 600 рублей -- для приобретения хозяйственного инвентаря и на обустройство. См.: Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке // СОЦИС. 2004. №11. С.52

В переселенческом процессе применялись методы: экономические -- переселения за счет государства (казеннокоштные) и за счет колонистов (своекоштные); социального регулирования - семейные, индивидуальные переселения и переселения обществом (не менее 15 семей); политические - организация ускоренного процесса переселений в соответствии с политическими целями. Органы государственного управления отдавали предпочтение своекоштным переселениям. Однако для большинства крестьян затраты на длительный и трудный путь на восток оказались непосильными, поэтому в законодательстве предусматривалось осуществление перевозки основной части переселенцев за казенный счет

В начале XX в. усиливается эмиграция из России за рубеж, в основном из западных губерний России. Одновременно с этим отмечается приток иностранцев в Россию, главным образом из Персии, Германии, Турции, Австро-Венгрии. Абсолютное большинство мигрантов (около 87%) общего числа выбыло в США. В это же время получает распространение незаконная эмиграция, которая по своим масштабам была более значительной, нежели официальная, и была вызвана в частности, сложностями, зачастую не разрешимыми, при получении документов на выезд за рубеж (паспорта, а для сезонных рабочих легитимационных карточек).

В 1904-1916 гг. иммиграция в Россию значительно сокращается в связи с ухудшением политической и экономической ситуаций, поражением в русско-японской войне и началом Первой мировой войны. В эти годы принимаются наиболее одиозные указы в отношении иностранцев. Так, в 1916 г. издается закон против «немецкого засилья», в развитие которого было подготовлено намеченное на апрель 1917 г. изгнание из Поволжья немцев, осуществлению чего помешало свержение монархии. Но это реализовал в 1941 г. И.Сталин, правда, с тем изменением, что выслал всех немцев не за пределы страны, а в казахстанские степи.

Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения практически разрушили упорядоченный процесс организованного переселения. В соответствии с законом о социализации земли, принятым в октябре 1917 г., миграционная политика изменилась коренным образом - если раньше значительная часть расходов по переселению оплачивалась самим переселенцем, то теперь все бремя расходов брало на себя государство.

С 1917г. политические и идеологические мотивы занимают главное место в миграционной политике, хотя в некоторые периоды, например нэпа, учитывался и экономический фактор. С введением нэпа открылись новые возможности освоения слабозаселенных земель. Уже тогда стало очевидно, что стихийно начавшимся миграциям необходимо придать организованный характер.

1929 год стал переломным в динамике сельского населения, с этого года оно начало сокращаться. Голод в начале 30-х годов усугубил положение. Тяготы деревенской жизни в период становления коллективизации сформировали устойчивое стремление покинуть село. Ритм оттока был задан вплоть до распада СССР.

Центральной проблемой 20-х годов стала организация переселения из малоземельных регионов в многоземельные. Особый интерес в этом отношении представлял Дальний Восток, где экономическая потребность в населении как рабочей силе для освоения природных ресурсов края усиливалась военно-стратегическим и политическим значением этих огромных слабозаселенных территорий и необходимостью укрепления восточных границ. Только с конца 1924 г. до начала 1930 г. на Дальний Восток проследовало 147,3 тыс. переселенцев, что свидетельствует о значительных масштабах переселений.

В 20-х годах начала формироваться система переселенческих льгот для отдельных местностей страны. В 1923 г. принят декрет «О льготах для командируемых на работы в. отдаленные местности РСФСР», под который подпадали не только временные служебные командировки, но и направления на постоянную работу. В соответствии с декретом и последующими правовыми актами 20-30-х годов были выделены отдаленные местности, в которых рабочим и служащим предоставлялись специфические льготы. К началу Великой Отечественной войны сформировалась сложная система льгот для работающих в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях РСФСР.

В 30-х годах возникла государственная система организованного набора рабочих как форма перераспределения трудовых ресурсов между селом и городом. Индустриализация требовала большого притока рабочих в промышленность. В то же время деревня располагала огромным количеством свободных рук. Рабочую силу для городов европейской части страны в больших масштабах стали набирать в сельской местности, при этом село отдавало неквалифицированную рабочую силу. Все мероприятия по переселению носили характер жесткой плановости. Районы вербовки рабочих на стройки, а также на вводимые промышленные предприятия и транспорт определял Народный комиссариат труда СССР, а хозяйственные органы предприятий этих районов несли ответственность за подбор рабочей силы. За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 млн. чел. (в основном - сельских жителей).

Приток рабочей силы из сельского хозяйства превышал потребности промышленности и вел к чрезмерно быстрому росту ряда городов. В июне 1931 г. был поставлен вопрос об ограничении роста Москвы и Ленинграда, впоследствии эти меры распространились и на другие крупнейшие города. В 1932 г. в стране были введены единая паспортная система и обязательная прописка по месту жительства. Эти меры фактически установили разрешительный характер миграции и государственный контроль за перемещением трудовых ресурсов по стране. Нельзя обойти вниманием такое явление в национальной миграционной политике, как депортация целых народов и групп населения. Она рассматривалась в качестве одной из мер по ослаблению конфликтов между властью и народами, в первую очередь, между разными народами - во вторую. Депортации и предвоенные зачистки приграничных районов явились крайней формой организованной миграции, опиравшейся на весь арсенал силовых средств государства, носившей репрессивный характер.

Репрессивные депортации приводили к массовым людским потерям. Так, из 79 тыс. депортированных карачаевцев погибло 27 тыс. человек. Депортации сопровождались упразднением национальных образований, изменением административно-территориального деления. Принудительные переселения продолжались и в послевоенный период. По некоторым расчетам, репрессивным, принудительным миграциям внутри страны в 30-50 годы подверглись около 6 млн. человек.См.: Поляков Ю.А. Население России в XX веке. Исторические очерки. 1900-1939.- М., 2000. С.214.

В послевоенные годы начался новый этап в проведении переселенческой политики. С одной стороны, потребовалась концентрация усилий масс трудящихся на восстановлении народного хозяйства, с другой - происходило освоение новых территорий, что диктовало усиление организационных мер. Однако мероприятия по мобилизации рабочей силы проводились отдельными ведомствами или отдельными предприятиями, что придавало им элемент неорганизованности.

К 60-м годам демографические ресурсы староосвоенных районов России истощались, и Северо-Западный и Центральный районы сами стали ощущать дефицит трудовых ресурсов. С этого времени главный вектор миграционных движений приобретает центростремительную ориентацию, которая утвердилась со второй половины 70-х гг., чему способствовали аграрное перенаселение, жесткая конкуренция на рынках труда, быстро увеличивающийся слой квалифицированных кадров коренных национальностей в Закавказье, Средней Азии, Казахстане.

С 1967 г. оргнабор рабочих осуществлялся государственными комитетами по использованию трудовых ресурсов, созданными в республиках. Только за 1951-1970 гг. было направлено по оргнабору 5,6 млн. рабочих, а всего с начала 30-х годов - 28 млн. рабочих.

Новое направление в миграционной политике было связано с решением проблемы стабилизации населения в сельской местности Нечерноземной зоны РСФСР. Значительно увеличивались размеры единовременных пособий семьям с детьми, переселяющимся в колхозы и совхозы. При этом ограничительные меры системы управления миграцией продолжали действовать и развиваться. Регулирование роста крупных городов осуществлялось не только системой прописки, но и экономическими мерами, в частности, путем ограничения капитальных вложений в промышленность и другие сферы народного хозяйства. Постановлением 1981 г. было запрещено промышленное строительство и расширение действующих предприятий в 91 крупном городе и ограничено в 57 городах. Были установлены ограничения при приеме на работу тех людей, которые не проживают в данном городе или его пригородной зоне. В итоге фактически «закрытыми» для мигрантов оказались 200 из 300 городов с населением 100 тыс. человек и более.

В 1951-1990 гг. миграция обусловила существенные изменения численности, демографической структуры, территориального размещения населения. О масштабах миграционных процессов можно судить по данным переписи населения 1979 г.: 47% всего населения страны проживало не там, где они родились; 16,3% всех проживающих вне мест своего рождения жили в месте переписи менее двух лет. Это более 20 млн. человек, или 7,7% всего населения страны.

В 60-80-е годы ареал интенсивного оттока сельского населения охватил всю главную полосу расселения СССР, включая южные районы Сибири. Село России оставалось самым мощным донором урбанизации, отдав в города 23 млн. чел., в 2,4 раза больше, чем был его естественный прирост. В 90-е годы население сельской местности пополнилось, на 1,1 млн. чел., в основном за счет вынужденных мигрантов из бывших республик СССР, хлынувших сюда в 1992-1994 гг.

В послевоенный период были приняты нормативные акты, устанавливающие систему льгот, направленную на привлечение переселенцев в регионы Крайнего Севера и приравненные местности. Указы 1960 г. и 1967 г. упорядочивали систему льгот для работающих в этих районах. Постановления 1982 г. «О жилищно-строительной кооперации» и 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны» обеспечивали переселенцам жилищные льготы.

С конца 60-х годов СССР начинает более активно использовать труд иностранных рабочих из социалистических стран. Так, в 1967 г. между СССР и КНДР было заключено одно из первых межправительственных соглашений об использовании северокорейских рабочих на лесозаготовках в Хабаровском крае. В середине 70-х гг. получает развитие трудовая миграция из Болгарии, Польши, Румынии и др. Позже к ним прибавились рабочие из Кубы, Вьетнама, КНДР. Численность такой иностранной рабочей силы колебалась от 15 до 30 тыс. человек.

В 1981 г. был принят новый закон о правовом положении иностранных граждан, который, хотя и учитывал изменения, происшедшие в мире к этому времени, и согласовался с документами Хельсинского совещания 1975 г., все-таки ориентировался на «закрытое» общество. С апреля 1989 г., когда вступило в силу Постановление Совмина СССР «О дальнейшем совершенствовании внешнеэкономической деятельности», резко сократилась численность рабочих из европейских стран-членов СЭВ (до 4 тыс. человек) и Вьетнама (до 40 тыс.). В то же время увеличился поток трудовых мигрантов из Китая (до 25 тыс.), КНДР, Монголии и др.См.: Кваши А..Я. Современная демография. - М., 1995.С.117.

Российская (советская) эмиграция 1917-1986 гг. была обусловлена последствиями двух мировых и гражданской войн и изначально определялась, прежде всего, политическими соображениями ограничения свободы выезда. Выделяют три «волны эмиграции».

Первая волна (1917-1938 гг.) - эмиграция времен гражданской войны и первых послереволюционных лет, включавшая остатки белогвардейских войск, представителей дворянства и купечества, творческой интеллигенции, самостоятельно покинувших страну или высланных по решению советского правительства -- имела ярко выраженный политический характер. Из страны в этот период выехало примерно 4 млн. эмигрантов, большая часть которых направилась в Европу. Проблема России заключалась не столько в масштабах первой волны эмиграции, сколько в качественном ее составе, в потере широкого «интеллектуального» слоя.

Вторая волна эмиграции (1939-1952 гг.) носила прежде всего принудительный характер, обусловленный Второй мировой войной, территориальными изменениями в составе СССР. По оценкам; из страны в этот период эмигрировало от 5,5 до 8 млн. человек. Из них: 2,5 млн. - поляки, 1,8 млн. -- немцы, 424 тыс. -- финны, 296 тыс. - японцы, 240 тыс. - прибалты. Численность не пожелавших или побоявшихся возвратиться в СССР из тех, кто был насильственно вывезен в Германию, и военнопленных в 1952 г. составила около 500 тыс. человек.

1953-1986 гг. - это годы третьей, так называемой «диссидентской» волны эмифации, относительно добровольной и меньшей по размерам -- около 700 тыс. человек. Ее пик приходится на 70-е гг., когда возрастает эмиграция по израильской визе. С 1967 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР выезжающие по этой визе автоматически лишались гражданства СССР.

Упрощение в конце 1986 г. процедуры выезда из страны, принятие в мае 1991 г. Закона о въезде и выезде из СССР, принятие 12 августа 1993 г. российского Закона о въезде и выезде вызвали новую эмиграционную волну, которая характеризуется резким подъемом числа выезжающих на постоянное место жительство за рубеж. За 1987-1994 гг. из России эмигрировали более 600 тыс. человек.

Таким образом, практика государственного регулирования миграционных процессов в России имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям развития страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, используемые в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления, с началом реформ оказались малоэффективными. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике отдельные достижения предыдущих эпох (например, формирование постоянного населения в районах Крайнего Севера) превратились в острейшую проблему.

Особенность миграционной политики России в 20-80-е гг. XX века состояла в том, что основной упор делался на управление внутренними миграционными процессами, которое опиралось на жесткую систему планов и административных решений, обязательных для исполнения. В результате богатый опыт регулирования внутренних миграций не может быть в полной мере использован в современный период, а практика управления внешними миграционными процессами у нас практически отсутствует. Фактически закрытый для въезда иностранцев Советский Союз не был интегрирован в международный рынок труда и капиталов. Вот почему с началом рыночных реформ, политических преобразований и распадом СССР Россия оказалась в совершенно новой миграционной ситуации, требующей разработки и реализации новой миграционной политики.



Просмотров