Законодательный процесс в рф. Получение полной достоверной информации об условиях труда

4Опираясь на обществоведческие знания, назовите три основных признака юридической ответственности и объясните, как эти признаки конкретизированы в КоАП. Признаки юридической ответственности: наступает за совершение правонарушения; устанавливается государством в нормах права; заключается в неблагоприятных последствиях для личности правонарушителя и его имущества; возлагается строго определенными государственными органами и должностными лицами в ходе правоприменительной деятельности; осуществляется в процессуальных формах; обеспечена принудительной силой государства А вот административная отв-ть: 1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции; 2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом; 3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания; 4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания; 5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств; 6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. К сведению. Юридическая ответственность - один из видов государственного принуждения, применение к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами в рамках процессуального порядка, строго определенного законом. Цель юридической ответственности - защитить права и свободы человека, обеспечить общественный порядок, а также наказать виновного (восстановить справедливость). Функции юридической ответственности: функция кары, возмездия имеет цель наказать ри-новного в совершении правонарушения, заставить его претерпеть личные (лишение свободы, ограничение правового статуса и т. д.), имущественные (уплата штрафа), организационные (увольнение, запрет заниматься определенной деятельностью) неблагоприятные последствия; правовосстановительная функция имеет целью восстановить нарушенное право, возместить причиненный ущерб; функция социальной превенции предупреждает правонарушителя о недопустимости неблагоприятных последствий, имеет целью заставить его с учетом личного опыта не совершать в дальнейшем правонарушения; общая превенция - предупреждение всего общества о невыгодности, наказуемости противоправного поведения; воспитательная функция имеет два аспекта: воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание (изменение мировоззрения, отношения к преступному и законопослушному поведению) правонарушителя .

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.


^ Гражданский кодекс РФ. Извлечения

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

6. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Статья 68. Преобразование хозяйственных товариществ и обществ

1. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Тренировочная работа в формате ГИА по теме «Право в системе социальных норм. Значение права».

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях права, и одно предложение, раскрывающее связь права и правосознания.

2.Запишите термин, пропущенный в таблице.

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ

ПРИЗНАКИ

...

Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением

Нормы права

Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государства

3. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. формальная определённость

Б)

общеобязательность для всего населения, проживающего на территории определённого государства

В)

мера общественно значимого поведения

Г)

охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д)

регулирование общественных отношений

только правовые нормы

2)

только моральные нормы

3)

и правовые, и моральные нормы

4.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».

1) установлена государством

2) имеет письменную форму

3) представление о добре

4) содержит в нормативно-правовых актах

5) внутреннее побуждение

6) охраняется и защищается государством

7) регулятор общественных отношений

5.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством

2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

6 ) имеет общеобязательный характер

6.Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сфера действия права шире, чем норм морали.

2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.

3) Нормы права не являются формально определёнными.

4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.

5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.

7. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совокупность представлений о добре и зле

2) общеобязательность выполнения

3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства

4) форма общественного сознания

5) многократность применения

8.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Правовая норма - это общее ____________ (А) поведения, установленное государством, регулирующее общественные ____________ (Б). Юридические нормы, составляющие право государства, отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они обнаруживают тесную ____________ (В), представляя в совокупности единую ____________ (Г). Основной частью права являются ____________ (Д) права: конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное и др.

Нередко слова ‚,право” и „закон” используются как синонимы. Однако в строгом смысле слова законами называются правовые акты, которые по общему правилу принимаются законодательным органом государственной ____________(E) и обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам».

Список терминов:

1) судопроизводство

2) указ Президента

3) взаимосвязь

4) система

5) правило

6) власть

7) отрасли

8) норма

9) отношение

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

9.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Такие социальные регуляторы, как мораль и право, не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён __________(А). Они помогают адаптироваться человеку к сложному и изменчивому миру __________(Б). Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним __________(В) его поведения. Иное дело – мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего __________(Г) личности. Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовых и нравственных __________(Д). Они обусловлены разнообразием правовых, моральных __________(Е) и оценочных категорий, лежащих в их основе».

1)

норма

мотивы

роль

задатки

общественные отношения

самоопределение

свободная воля

способности

Санкции

10. Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право - часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт - это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. ...

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. ...

Спору нет «закон» и «право» - тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. - 2000, № 2. - С. 102-104)

1. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

2. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

3. Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.

4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.

11. Прочтите текст и выполните задания.

Законы призваны утвердить, сделать незыблемыми на нынешнее время и на будущее определенные порядки, принципы, нормы и в этом отношении быть регулятором, стабилизирующей силой в обществе. И если подобного консерватизма в обществе нет, то мир обречен на гибель. А вот при торжестве юстиции, а значит, права и правосудия мир как раз не погибнет. Для того чтобы выполнять функции регулятора, стабилизирующей силы, законы обладают рядом особенностей. Важнейшие среди них три. Три, назовем их так, «кита».

Первый «кит» – нормативность. Это слово означает, что законы устанавливают нормы – общие правила, обязательные для каждого, одинаковые для всех. Показательно, что в древнегреческой философии слово «dico» одновременно означало и норму, и изначальные, повторяющиеся начала мироздания, его кругооборот. Любопытно, что и древнерусское «кон», от которого произошло слово «закон», означало и общее правило, и закономерности – первоосновы жизни людей. Это нужно для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся случаях жизни. /…/ Тут есть и некий демократический потенциал, момент справедливости: не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковы для всех! /…/

Второй «кит» – строгая определенность, четкая фиксированность содержания законов в письменных документах (которые так и называются – «законы» или «указы», «постановления» и т.д.). Достойно внимания, как тесно переплелись два явления культуры – законы и письменность.

И, наконец, третий «кит» – государственная обеспеченность и отсюда – высокая надежность юридических норм, закрепленных законом. Законы позволяют, по словам знаменитого философа Иммануила Канта, определять «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено». Закон, благодаря государственной обеспеченности является значительной силой в обществе, создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе. И этим грешат не только реакционные режимы, но и люди, преследующие утопические, несбыточные задачи. /…/ Так появляются мертвые, неработающие законы, происходит дискредитация, обесценивание права в глазах людей. (С.С. Алексеев)

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « «Особенности правового регулирования общественных отношений».». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

14. Напишите мини-сочинение на одну из выбранных тем:

- «Право - это формализованный гуманизм» (А. Круглов).

- «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)

- «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев)

- «Времена меняются, и законы меняются вместе с ними». (Латинское юридическое изречение)

Начало формы

Законы обязаны своей силой нравам.

К.Гельвеций

Закон-это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важные общественные отношения.

Известно, что закон всегда формален (записан). Что написано пером, не вырубишь топором. Но так было не всегда. В ранние века люди регулировали свою жизнь нравами.Нравы - это обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Правовые обычаи – нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Оставалось только их записать, утвердить, сделать незыблемыми, обязательными. Так случилось при царе Хаммурапи в Древнем Двуречье. Известны законы Ману в Древней Индии - сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. И конечно «Русская правда» в Древнерусском государстве.

Таким образом, я считаю, что законы родились не на пустом месте, в них закреплены нравы общества в определенный временной промежуток. Берущие своё начало от обычаев, законы обязаны своей силой нравам людей, существующей в обществе морали, именно поэтому, я согласна с высказыванием К. Гельвеция. Справедливости ради надо сказать, что современные законы Российской Федерации отражают общечеловеческие ценности, нравственное значение которых неоспоримо.



Просмотров