Основные правила регулирующие торговую деятельность. Регулирование торговой деятельности. Постановления Правительства Российской Федерации

Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения

ЗЫРЯНОВ Сергей Михайлович,

ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, доктор юридических наук

КУЗНЕЦОВ Владимир Иванович,

старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук

Транспорт является одной из важнейших отраслей российской экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека. В то же время транспорт относится к числу повышенных источников опасности, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, имуществу. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»1.

На решение этой задачи направлены положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности), принятие которого было обусловлено распространением террористических актов2. Сложность и необходимость комплекс-

2 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона № 213407-4 «О транспортной безопасности» // СПС «Консуль-тантПлюс»; интервью Виктора Кирьянова

ного подхода к обеспечению транспортной безопасности, публичность и государственно-властный характер данной деятельности, казалось бы, очевидны. На первый взгляд названный Федеральный закон создает целостную систему обеспечения транспортной безопасности, включающую оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, категорирование, установление уровней безопасности, планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, контроль и государственный надзор за деятельностью субъектов транспортной безопасности. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются серьезные противоречия между наименованием законодательного акта, характером содержащихся в нем предписаний и кругом их адресатов, которые были отмечены исследователями еще на стадии обсуждения данного Закона3.

Внешне эта противоречивость проявляется в разбалансировке механизмов управления: ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на владельцев транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, т. е. частных лиц, они же несут основные материальные затраты по обеспечению транспортной безопасности; вопросы обеспечения антитер-рористической безопасности отнесены к ведению органов управления в сфере транспорта; на традиционные субъекты обеспечения безопасности

3 См., например: Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1. С. 19.

возложена функция оказания содействия частным лицам.

Основная причина противоречивости кроется, по нашему мнению, в построении юридической конструкции «транспортная безопасность» на основе двух самостоятельных категориальных рядов - «безопасность» и «транспорт». При этом систему субъектов обеспечения транспортной безопасности в соответствии с рассматриваемым Законом определяет категориальный ряд «транспорт». Поэтому функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию были возложены на Минтранс России, а основными субъектами обеспечения транспортной безопасности оказались частные лица. Но правильно ли это?

В содержательном плане понятие «обеспечение транспортной безопасности» Федеральный закон относит скорее к категориальному ряду «безопасность», которому соответствует иная система субъектов. Во главе ее - Совет безопасности РФ, ФСБ России и оперативные штабы. По сути объекты транспорта применительно к категории «транспортная безопасность» являются всего лишь разновидностью множества объектов, с использованием которых могут совершаться террористические акты. Такими объектами являются, например, плотины гидроэлектростанций, хранилища опасных химических или биологических веществ, любые общественные места со значительным скоплением людей. Руководствуясь логикой законодателя, при принятии Закона о транспортной безопасности следовало бы разработать аналогичные законы относительно других объектов терроризма.

Термин «транспортная безопасность» и его легальная дефиниция вызывают непонимание в научном сообществе. Г. Х. Гудема и Ю. В. Степаненко даже предложили воздержаться от использования этого термина в других нормативных правовых актах до его разъяснения непо-

средственно в законе4. К сожалению, такого разъяснения законодателем сделано не было.

Надо признать, что формирование терминологического аппарата в сфере обеспечения безопасности весьма затруднительно. Достаточно вспомнить о неопределенности соотношения понятий «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность». Анализ Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»5, федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го-да6 свидетельствует об отсутствии системы терминов. Виды безопасности определяются в том числе с использованием перечней угроз безопасности и их источников. При этом угрозы разных видов безопасности нередко совпадают.

Кроме того, категория «безопасность» применительно к видам транспорта встречалась и ранее в сочетаниях «авиационная безопасность»7 и «морская безопасность»8. В настоящее время в законодательных актах, регулирующих отношения, воз-

4 См.: Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Указ. соч. С. 19.

5 Утратил силу.

7 См. гл. XII Воздушного кодекса РФ.

8 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» (утратило силу).

никающие в сфере транспорта, термин «безопасность» употребляется в разных сочетаниях. Так, в преамбуле Воздушного кодекса РФ указывается на безопасность государства, безопасность полетов воздушных судов, авиационную и воздушную безопасность, а в его ст. 11 упоминается безопасность воздушного движения. В статье 22 Воздушного кодекса РФ говорится о безопасности объектов государственной охраны, безопасности людей на водных объектах, пожарной безопасности (как цели, для достижения которой используется государственная авиация), в ст. 41 - о безопасной эксплуатации гражданского аэродрома или аэропорта, в ст. 52 - об авиационном персонале лиц, работающих в службах авиационной безопасности. При этом дефиниция дана только понятию «авиационная безопасность», которая полностью соответствует дефиниции «транспортная безопасность».

В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) также используется термин «безопасность» применительно к судоходству (безопасность судоходства) и к плаванию (безопасность плавания судов). Кроме того, говорится о безопасном подходе судов и безопасной стоянке судов (ст. 3), безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей (п. 4 ст. 4), безопасных условиях труда (п. 4 ст. 28), безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 31), безопасной эксплуатации судов, санитарной и пожарной безопасности (ст. 34), экологической безопасности (ст. 34, 39, 40), безопасности проведения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 56), безопасной технической эксплуатации судна (п. 1 ст. 61), безопасности перевозки груза (ст. 69).

В главе VI «Безопасность судоходства» дефиниция данного понятия, к сожалению, отсутствует, но из перечисленных в ч. 1 ст. 34 обязанностей судовладельца можно сделать вывод о том, что безопасность судо-

ходства соответствует безопасности эксплуатации судов.

Отсутствие легальных дефиниций приводит к тому, что понятия «безопасность судоходства» и «безопасность плавания» смешиваются даже в пределах одной статьи Кодекса. Так, в п. 1 ст. 41 КВВТ РФ говорится, что государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются в целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами. В пункте 4 этой же статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности судоходства лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства. При этом в соответствии со ст. 3 КВВТ РФ «судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводнотехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей». То есть лоцманская деятельность является частью судоходства. Термин «плавание» нормативно не определен. Лишь в Правилах плавания по внутренним водным путям Российской Федера-ции9 установлено, что встречное плавание - это движение двух судов, двигающихся навстречу друг дру-

гу. Отсюда можно сделать вывод, что плавание - это движение. При этом вопрос о том, с какой целью осуществляется лоцманская проводка - для обеспечения безопасности судоходства или плавания, так и остается невыясненным.

В Кодексе торгового мореплавания РФ упоминаются безопасность плавания, торгового мореплавания, судоходства (ст. 61), плавания судна (ст. 53), безопасные условия труда (ст. 60), безопасность судна (ст. 67), морского судоходства (ст. 691), мореплавания (ст. 74), безопасная погрузка (ст. 130), общая безопасность (ст. 284, 286). В соответствии со ст. 86 данного Кодекса лоцманская проводка осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» встречаются такие конструкции, как «безопасность движения», «экологическая безопасность», «пожарная безопасность», «безопасность перевозок».

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» говорится о безопасности оказываемых услуг (п. 3 ст. 1), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (ст. 2), безопасном функционировании железнодорожного транспорта (ст. 4), безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, об экологической безопасности (ст. 6), о безопасности населения (п. 2 ст. 9), безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 15).

В главе 4 названного Федерального закона сосредоточены нормы, направленные на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте. Исходя из ее содержания можно сделать вывод, что законодатель под безопасностью на железно-

дорожном транспорте понимает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, экологическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, безопасность труда, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Названный Федеральный закон содержит легальную дефиницию понятия «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» говорится только о безопасности перевозки груза (ст. 10) и безопасности водителя (ст. 31). Но вопросы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии со ст. 2 которого под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В научных работах приведенные термины толкуются более расширительно. Так, С. В. Проценко, квалифицируя угрозы транспортной безопасности, в одну группу объединяет угрозы, формирующиеся в пределах транспортной отрасли и имеющие преимущественно техни-

ческий, экологический, террористический, информационный характер, а также связанные с человеческим фактором в системе «человек - машина - среда». Он также предлагает классификацию этих угроз в зависимости от источников их возникновения (угорозы технико-технологического, социального и природного характера). К угрозам общего типа автор относит физический износ и моральную «усталость» транспортных средств, путей сообщения, недостаточную подготовку экипажа, персонала транспортных объектов и т. д.10

Б. Н. Дудышкин говорит о необходимости разграничения обеспечения безопасности на транспорте на два блока защиты от угроз: обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и обеспечение безопасности от актов незаконного вмешательства в объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства11. Однако объединение технических и технологических вопросов, по нашему мнению, недопустимо. Технические аспекты безопасности связаны с техническим состоянием, техническими характеристиками объектов транспорта (в том числе активной, пассивной, послеаварийной безопасности транспортных средств), закладываемыми еще при их проектировании. Технологические аспекты связаны с поведением людей (водителей, экипажей, диспетчеров и т. д.), соблюдением ими правил движения и эксплуатации транспортных средств. Возражение вызывает также широкое толкование понятия «акты незаконного вмешательства». По мнению Б. Н. Дудышкина, основной смысл этого понятия заключается в защите жизни и здоровья лиц,

10 См.: Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 40-43.

11 См., например: Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4.

находящихся на объектах транспорта и транспортных средствах, и имущества собственников от угроз противоправного характера: преступных действий, административных правонарушений, а также дисциплинарных проступков работников транспорта (террористические акты, причинение вреда жизни и здоровью людей, разбои, грабежи, хищения, хулиганские действия, взяточничество, злоупотребление служебным положением и др.).

В действительности дисциплинарные проступки, отдельные виды административных правонарушений и даже преступные деяния работников транспорта следует рассматривать как угрозу технологической безопасности, поэтому они не могут относиться к актам незаконного вмешательства. Это скорее внутренние технологические сбои.

Не представляют угрозы транспортной безопасности противоправные посягательства на права клиентов, обслуживаемых транспортными организациями, на жизнь, здоровье, имущество. Однако хищения, разукомплектование, разрушение объектов транспорта в отличие от хищений грузов угрожают именно транспортной безопасности.

Таким образом, без учета смежных вопросов обеспечения общественной безопасности, безопасности труда, экологической, пожарной и других видов безопасности можно выделить безопасность на транспорте как состояние защищенности от угроз, обусловленных: 1) техническим состоянием транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры; 2) нарушениями правил движения и эксплуатации операторами транспортных средств; 3) вмешательством в функционирование объектов транспорта извне.

Первые два вида безопасности можно было бы назвать технической безопасностью (статика) и безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, или технологической безопасностью (динамика)

соответственно, последний - транспортной безопасностью.

Сама идея выделения института транспортной безопасности была продиктована необходимостью борьбы с терроризмом на транспорте, поскольку все остальные угрозы безопасности, связанные с незаконными действиями работников транспорта, так или иначе контролируются. По нашему мнению, законодатель не случайно использовал в определении понятия «транспортная безопасность» слово «вмешательство», указывающее на внешнее по отношению к системе транспорта происхождение угроз.

Ограничение перечня угроз транспортной безопасности только актами незаконного вмешательства, нарушающими его нормальное функционирование, направленность этих актов не на конкретных лиц или их права, а на неопределенный круг лиц сближает транспортную безопасность с антитеррористической безопасностью. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Безусловно, акты вмешательства в деятельность транспорта имеют своей целью не нарушение нормальной работы транспорта, они адресуются власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под обеспечением транспортной безопасности следует понимать противодействие терроризму. Иначе говоря, содержание деятельности по обеспечению транспортной безопасности соответствует категориальному ря-

ду «безопасность». Эта деятельность весьма специфическая, требующая проведения специальных мероприятий, относящихся к оперативно-розыскной деятельности, использования информации закрытого характера. Такую деятельность осуществляют органы государственной власти, наделенные специальными полномочиями, под надзором прокуратуры и суда. Те меры, которые предусмотрены Законом о транспортной безопасности (фактически они сводятся к созданию служб безопасности и установке рамок металлоискателей (большими полномочиями наделить негосударственные службы безопасности не рискнет ни одно государство)), лишь малая часть всего объема антитеррористической деятельности.

Цели, задачи, направления деятельности органов государственной власти по противодействию угрозам, связанным с террористическими актами, определяются Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральными законами «О противодействии терроризму», «О безопасности», «О федеральной службе безопасности», Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и другими нормативными правовыми актами, которые определяют систему субъектов обеспечения безопасности и противодействия терроризму, устанавливают предметы их ведения и полномочия.

Сопоставление названных законодательных и других правовых актов показывает, что Закон о транспортной безопасности не только вводит узкое толкование понятия «транспортная безопасность», но и не соответствует законодательству РФ о безопасности и противодействии терроризму в части установления предметов ведения и полномочий субъектов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 4 Закона о транспортной безопасности систему

субъектов обеспечения транспортной безопасности образуют субъекты транспортной инфраструктуры и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, в ст. 5 этого Закона дополнительно названы специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности12. Согласно ст. 2 данного Закона названные субъекты решают следующие задачи:

нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

информационное, материальнотехническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Очевидно, что субъекты транспортной инфраструктуры, к числу которых относятся юридические лица - собственники объектов транспорта, перевозчики и другие организации, в соответствии с действующим законодательством правомоч-

12 См. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

ны лишь реализовывать отдельные, единичные меры по обеспечению транспортной безопасности13, участвовать в оценке уязвимости объектов транспортной инфраструкту-ры14, осуществлять подготовку специалистов в области обеспечения транспортной безопасности15.

Функция информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности является комплексной и должна проводиться всеми заинтересованными субъектами.

Названные организации также вправе объявлять (устанавливать) и отменять уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Реализация этого полномочия потребовала обращения к категориальному ряду «безопасность». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» решения об установлении того или иного уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств уполномочены принимать руководители федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ16 либо министр внутренних дел РФ, министр транспорта РФ или уполномоченные им должностные лица.

13 См. приказ Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

14 Эта функция закреплена за специализированными аккредитованными организациями, а не субъектами транспортной инфраструктуры.

15 Речь идет о подготовке работников служб безопасности, создаваемых субъектами транспортной инфраструктуры.

16 См.: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Итак, в соответствии со ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры участвуют в обеспечении транспортной безопасности лишь в форме оказания содействия федеральным органам исполнительной власти, что хотя и противоречит ч. 1 ст. 4 данного Закона, но тем не менее представляется вполне логичным, поскольку субъекты транспортной инфраструктуры не имеют необходимых полномочий для нормативного правового регулирования, определения угроз совершения актов незаконного вмешательства, катего-рирования объектов транспортной инфраструктуры, разработки требований по обеспечению транспортной безопасности, осуществления контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, в нормативном правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности имеется противоречие, вызванное совместным использованием терминов, принадлежащих двум самостоятельным кате-

гориальным рядам «безопасность» и «транспорт». При распределении предметов ведения и полномочий законодатель руководствовался содержанием категориального ряда «транспорт», вследствие чего основные функции были отнесены к ведению Минтранса России и подведомственных ему служб и агентств, а основными субъектами обеспечения транспортной безопасности оказались владельцы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Библиографический список

Г удема Г Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1.

Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4.

Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8.

Юридические концепции ценных бумаг и их влияние на развитие гражданского права

ЧИКУЛАЕВ Роман Владимирович,

доцент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат экономических наук

Общие положения и подходы к концепциям в праве. Модернизация законодательства о ценных бумагах и их гражданском обороте объективно должна опираться на соответствующую теоретическую базу. Можно говорить о необходимости концептуального подхода к построению механизма правового регулирования отношений на рынке ценных

бумаг. В связи с этим актуальным представляется проведение анализа развития теоретических положений (концепций) ценных бумаг в цивилистике и их влияния на эволюцию отечественного права и законодательства.

Понятие концепции прочно закрепилось в науке. Под концепцией обычно подразумевают определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основную точку зрения1. Конечно, объем и глубина концепции, а также фор-

1 Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М., 1983.

Основной перечень нормативных документов, регулирующих торговую деятельность в РФ можно изложить в следующей последовательности. Торговая деятельность регулируется действующим законодательством, постановлениями Правительства РФ исполнительными органами субъектов РФ федерации, а также многочисленными специальными правилами.

Основными нормативными документами, которые регламентируют торговую деятельность, и учет товарных операций являются:

1. ФЗ РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ.

3. ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» от 06декабря 2011 г. № 402-ФЗ. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1 (в редакции от 9 января 1996г. №2-ФЗ).

4. ФЗ РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г.№5215-1 (в редакции последующих изменений и дополнений)

5. ФЗ РФ «Налоговый кодекс Российской Федерации». Часть I (в редакции от 30 июня 2001 г. №196-ФЗ). Часть II (в редакции от 31 декабря 2002г. №196-ФЗ).

6. Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. №895.

7. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (действует взамен ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий")

8. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования»

9. ПОТ Р М 014-2000 Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле.

10. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 (в редакции от 12 июля 2003 г. №421).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г.№32н).

12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н).

13. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (утверждено Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. №132)

14. Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание. Постановление Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 г. №25. И т.д.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования. Методы могут быть разделены на следующие группы: таможенно-тарифные инструменты; квазитарифные инструменты (использование их не связано напрямую с внешнеторговой деятельностью, например, НДС, Акцизы, таможенные сборы и т.п.), валютно-финансовые инструменты, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, государственная монополия на торговлю отдельными видами товаров, технические барьеры, квотирование, лицензирование.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: 1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3) единство таможенной территории Российской Федерации; 4) взаимность в отношении другого государства; 5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей; 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий государственных органов; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

К федеральным органам государственной власти, регулирующим внешнюю торговлю относятся. ФТС (Федеральная таможенная служба, 2006 г.) Она подчиняется напрямую Правительству РФ. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию , контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой , иными преступлениями и административными правонарушениями. Также ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности, осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности, осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем и т.д.

Министерство экономического развития РФ (с 2008 г). мониторинг иосуществляет прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияния на социально-экономическое развитие РФ. Подготовка нормативных актов по таможенному регулированию и ВЭД, обеспечению благоприятной деятельности предпринимателей за рубежом. Регулирует деятельность представительств РФ за рубежом.

МинФин и ФНС занимаются, в первую очередь, вопросами налогообложения (НДС, Акцизы) ввозных и вывозимых товаров. Также осуществляет контроль за ФТС по вопросам исполнения последней нормативных актов по вопросам исчисления и взимания платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Центральный банк РФ (не входит в систему органов власти, независим от них) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относится: 1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств 2) содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах 3) осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности 4) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации 5) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность предприятий торговли и общественного питания в РФ в настоящее время, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций. Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132.

5. Примерные правила работы предприятия розничной торговли. Письмо Комитета РФ по торговле от 17 марта 1994 г. № 1 - 314/32-9.

6. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 (с изм. от 22 февраля 2001 г. № 144).

7. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (с изм. от 20 октября 1998 г.).

9. О порядке оформления ценников на реализуемые товары. Письмо Роскомторга РФ от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2.

10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

12. Правила ведения Журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (с последующими изменениями).

13. О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 936.

14. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Основные термины и понятия, отражающие специфику торговой деятельности

Особенности хозяйственной деятельности торговых предприятий, обусловленные спецификой выполняемых ими функций, отражаются в специальных понятиях и терминах, применяемых работниками отрасли и используемых в специальной литературе. Мы рассмотрим наиболее характерные из них, так как в дальнейшем будем их активно использовать в учебном пособии. Трактовка понятий и терминов будет дана с точки зрения экономической теории, так как именно такое их понимание является наиболее правильным.

Валовой доход - сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные за отчетный период товары, или реализованная торговая наценка. Сумма валового дохода определяется, как правило, по среднему проценту торговых наценок, для чего составляется специальный расчет. Порядок составления расчета будет рассмотрен в соответствующем разделе учебного пособия. Торговая наценка становится валовым доходом только после реализации товаров.

Издержки обращения - совокупность выраженных в денежной форме расходов по обслуживанию процесса обращения товаров : расходы на оплату труда торговых работников, на транспортировку товаров, на оплату коммунальных услуг и т.д.

Издержки общественного питания - совокупность выраженных в денежной форме расходов на производство собственной продукции, реализацию покупных товаров и организацию потребления произведенной собственной продукции.

Опт - продажа товаров оптом, т.е. крупными партиями или большими количествами.

Розница - продажа товаров в розницу, т.е. небольшими количествами или поштучно.

Тара - материальные объекты, предназначенные для упаковки, хранения и транспортировки товаров. В торговых предприятиях операции с тарой занимают большой удельный вес.

Товарооборот - обращение товаров, процесс продвижения товаров от производителей к потребителям. Товарооборот может быть оптовым - продвижение товаров от производства в розничную сеть и розничным - доведение товаров непосредственно до потребителя. Кроме того, товарооборотом называют также сумму выручки , полученной торговым предприятием за определенный промежуток времени: дневной товарооборот, месячный, квартальный.

Товары - продукты труда, обладающие как стоимостью, так и потребительной стоимостью, приобретенные предприятиями и предназначенные не для собственного потребления, а для продажи . В связи с общественным разделением труда (см. п. 1.1 данного раздела пособия) товары распределяются в обществе путем купли-продажи . Заметим, что Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н (ПБУ 5/01 ), включает категорию товаров в состав материально-производственных запасов. Конечно, с точки зрения экономической природы этой категории активов предприятия, товары не могут быть производственными запасами , так как это уже продукты труда, т.е. результат чьей-то производственной деятельности. Объединение товаров с материально-производственными запасами допустимо лишь по той причине, что и те и другие - это оборотные средства предприятий, и учет операций с ними осуществляется на основе единых правил.

ОСНОВНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.04.2015), «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

Регулирует устранение двойного налогообложения по отношению к физическим лицам (Ст. 232) и организациям (Ст. 311), налоговые ставки (Ст. 284), особенности налогообложения иностранных организаций (Ст. 306-309), определяет порядок возмещения экспортного НДС (Ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Устанавливает административную ответственность за нарушения в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (Ст. 15.25), а также за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Глава 16).

5. «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ

Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

6. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ

Устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.

7. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ

Закон направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

8. «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ Регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

9. «Об экспортном контроле» Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ

Устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

10. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ

Определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.

1 1. «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1

Раскрывает содержание основных терминов и определений, таких как таможенная пошлина. Устанавливает право Правительства Российской Федерации назначать размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также порядок их расчета и исчисления. С введением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза многие положения Закона о таможенном тарифе утратили свою силу и в настоящее время представляют только исторические и аналитический интерес, но никак не практический. В тоже время в Законе встречаются положения, не нашедшие отражения в иных нормативно-правовых актах федерального и союзного таможенного законодательства (возможно, временно). Например, об особых и временных (сезонных) таможенных тарифах.

12. «О международном коммерческом арбитраже» Закон Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-I Устанавливает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

13. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 04.01.1999 №4-ФЗ.

14. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".

15. Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2015 N 424 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»".

16.Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2003 N 79 "Об утверждении Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации".

17. Указ Главы Удмуртской Республики от 24.04.2015 N 82 "О Положении о международной деятельности Главы Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики".

18. «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».

20. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 "О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности"

21. Об утверждении Плана реализации подпрограмм государственной программы Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" на 2017 год"



Просмотров